МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Золотой колодец караимов

03/13/2010 | Ночной дозор
http://video.mail.ru/mail/rpv.81//_myvideo/29.html

Описание:Программа посвящена уникальной находке крымских спелеологов – в каменном городе Чуфут-Кале, что недалеко от Бахчисарая, был найден огромный глубокий колодец неизвестного назначения. Самое интересное, что внутри него обнаружили наскальные рисунки начала нашей эры… И более того, недалеко от колодца нашли крупнейший в истории Украины и России клад золотых монет…

Кто и зачем построил колодец? Каково его предназначение?

Одним из основных сюжетных направлений станет история загадочного крымского народа караимов, якобы больше других причастного к загадке колодца. Караимы стараются не давать интервью, избегают прямых ответов на вопросы, словно что-то скрывая… История их этноса интересна сама по себе, и Ведущий попытается найти подтверждение своей гипотезе: караимы – это древние хранители таинственного колодца.

Відповіді

  • 2010.03.14 | Олена Весел

    Це ж цікаво, які такі тюрки жили в часи отого

    перського царя і як з ними умудрились змішатись караїми. а ще мені от цікаво - чому у християни не могли проводити служби під землею біля колодязя - як на мене то якраз дуже логічно у подібній капличці воду святити. імхо. і дітей хрестити. а шо?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.03.14 | Ночной дозор

      Как это какие? Самые древние.

      Читайте Баш-Таш язы, крайне познавательную книгу. Там все написано, со времен раннего палеолита.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.03.16 | Олена Весел

        Мне вчера еще сказали, что

        древнеиранские цари тоже бы скорее всего удивились, если б знали где они ходили и где караимов потеряли...
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.03.21 | Ночной дозор

          Re: Мне вчера еще сказали, что

          Олена Весел пише:
          > древнеиранские цари тоже бы скорее всего удивились, если б знали где они ходили и где караимов потеряли...

          Все удивляются, все руками разводят. Караимы - древние, как море, мудрые, как горы. А персы мало что помнят, они временные гости. Пойти спросить у них, так и об экспедиции Камбиса в брега Тавриды не припомнят.. Вечно молодые они. Как жолуди под кроной вечного дуба
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2010.03.21 | Йухкун

            Это и неудивительно.

            Это и неудивительно. Ведь как всем хорошо известно, персы произошли от караимов очень недавно. Скифы, кстати, тоже произошли от караимов. И арабы, и индусы. И не только в прошлом, но и в будущем от древних караимов произойдет много народов. Если вас интересует, какие еще народности произошли от караимов, я могу составить вам здесь для заучивания полный список.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2010.03.21 | Ценитель

              Re: Это и неудивительно.

              Хо-хо! А караимы произошли от Джеляла Челеби!
  • 2010.03.14 | Ходжа-Карай

    ...набитый золотом до краев

    Ночной дозор пише:
    > Караимы стараются не давать интервью, избегают прямых ответов на вопросы
    ...стыдливо прячут глаза, прикрывают лица ладонью, краснеют, шарахаются от рукопожатия, не выходят на улицу при дневном свете и зашторивают окна в домах.
    Что-то, видать, не чисто на совести у них, у тех караимов, что нашли "самый большой в истории Украины и России золотой клад". Потому что зарегистрированная золотая часть клада не то что не большая, а вообще крошечная: лишь несколько золотых монет. То-то они, видно, и мнутся, таинственные караимы, избегая интервью.
    Интересно, в чьих интересах эта утечка информации про истинные размеры клада? Неужели пархатые караимоведы проведали об этой тайне древнекараимских подземелий?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.03.14 | Ночной дозор

      Re: ...набитый золотом до краев

      Ходжа-Карай пише:
      > Что-то, видать, не чисто на совести у них, у тех караимов, что нашли "самый большой в истории Украины и России золотой клад". Потому что зарегистрированная золотая часть клада не то что не большая, а вообще крошечная: лишь несколько золотых монет. То-то они, видно, и мнутся, таинственные караимы, избегая интервью.
      Я так думаю, что все дело в летучих воинах. Не успели клад найти, как следует его рассмотреть, прикинуть, ахнуть, что вот он, самый большой в истории Украины и России золотой клад ... Как тут за спинами у них выросли летучие воины востока, хвать самое ценное и улетели. Назад в подземелья, к дедушке Каргалу.
  • 2010.03.14 | Друг караимов

    Re: Золотой колодец караимов

    А Мальгина на кой втюхнули? Он шо, главный эксперт по караимам?
  • 2010.03.15 | архивариус

    Re: Золотой колодец караимов

    Этноним К. (иврит, букв. "читающие") восходит к возникшей в нач. 8 в. в Багдаде евр. секте, доктрина к-рой основана на признании единств, источником веры Библии и отрицании раввинистическо-талмудич. традиции. В 13 в. в Крыму поселилось значительное число караимов, гл. обр. из Византийской империи. В столице крымских ханов Солхате (совр. Старый Крым) община каараимов существовала в 14 в. С происхождением общины караимов в г. Чуфут-Кале (к-рый К. именовали "Еврейская скала") связано много легенд (в 19 в. нас. Чуфут-Кале состояло в осн. из К.). Согласно караим, преданиям, литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди к-рых было несколько караим, семей. Они были поселены в Троках (Тракай, ок. Вильнюса), в Луцке, Галиче, ок. Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по др. городам Литвы, Волыни, Подолии. Во время евр. погрома 1648 на Украине б.ч. караимов разделили участь евреев-раввинистов, и (до кон. 18 в.) адм. власти разл. стран, как правило, не проводили различий между общинами караимов и еврейскими общинами. В 1495 караимов изгоняли из Литвы. С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Рос. империи положение караимов изменилось. В 1795 Екатерина II освободила караимов (число к-рых достигло в России 2400 чел.) от уплаты двойной подати, к-рой облагались евреи России, и разрешила приобретать зем. собственность. В 1827 караимы Крыма (как и татары крымские), а в 1828 - караимы Литвы и Волыни были освобождены от воин. повинности. Стремясь улучшить свое правовое положение, лидеры караимов добились в 1835 изменения офиц. назв. общины: вместо евреи-караимы получили назв. "русские караимы ветхозаветного вероисповедания" (позднее - просто караимы). В отличие от евреев Крыма, в осн. мелких торговцев и ремесленников, караимы были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями. В 1837 в Таврич. губ. караимы получили права религ. самоуправления (подобно Крым. мусульм. духовенству), Резиденцией гахама (хахама, главы караим, духовенства) была Евпатория, здесь находилась караим, типография. В 1863 К. были полностью уравнены в правах с жит. России.

    После 1917 часть Крымских караимов эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию, Турцию. Число Крым. и польско-литов. К. уменьшилось в рез-те ассимиляции. В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преим. в Крыму) ок. 10 тыс. и 2 тыс. - в осн. в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. Во время 2-й мировой войны караимы, как правило, не подвергались преследованиям со стороны герм. оккупац. властей, т. к, мин-во внутр. дел Германии (5 янв. 1939) вынесло решение, что караимы не принадлежат к еврейской общине и их "расовая психология" не является еврейской. Среди воевавших в рядах сов. армии караимов в годы Вел. Отеч. войны был ген. армии, Герой Сов. Союза В. Колпакчи (1899-1961). После войны процесс ассимиляции караимов в России продолжался. Если в 1897 общая числ. караимов в России составляла 12,9 тыс. чел., то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караим, яз. в качестве родного). В 1989 - 10,3% К. указали родным караим, яз. (в пределах бывшего Союза -19,3% К.).

    Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.03.15 | Друг караимов

      архевариус - крымэр, не устал еще глупости копировать?

      об крымчаках и караимах
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.03.16 | Tatarchuk

        стаття в "Першій Кримській" (/)

        http://1k.com.ua/295/details/9/1

        На стыке ислама, христианства и язычества
        /ОЛЬГА КОТЕНЕВА/
        Этнические сокровища Крыма

        Есть на крымской земле народ, который одни называют последователями древней еврейской секты, другие считают последними представителями хазарского народа. А на самом деле крымские караимы, или караи, — уникальный коренной этнос Крыма, объединенный общностью крови, языка, обычаев, осознающий свою этническую индивидуальность и кровное родство с тюркскими народами.

        Прародителем караимского народа принято считать Анана бен Давида — создателя религиозного течения, основанного на Ветхом Завете и отрицании более поздних толкований Священного Писания, в том числе и Талмуда. Правда, своего Бога ранние караимы называли именем древнетюркского божества — Тенгри, хотя и почитали Иисуса Христа и Мухаммеда великими пророками. Письменность в далеком прошлом имели арамейскую, а впоследствии для своего языка, очень похожего на крымскотатарский, применили кириллицу. Но быть караимом, оказывается, можно не только по вероисповедованию, а и по национальности — крымскими караимами. Этот народ хоть и исповедует караимизм, но в кровном родстве с еврейской нацией не состоит, благодаря чему и уцелел в мясорубке Второй мировой войны. И уже не одно столетие живет на крымской земле, где впервые осознал себя единым этносом.

        У истоков караимизма

        «Люди Писания» — так дословно переводится название практически позабытой историей религиозной секты первых караимов. А зародилась она в VII веке в Месопотамии, в провинции Вавилония необъятного Арабского халифата.
        Многочисленную и богатую еврейскую общину этой провинции возглавлял экзиларх (светский лидер, который должен был представлять еврейскую общину перед властями) с весьма широкими полномочиями, включавшими сбор налогов, административную власть и решение всех религиозных вопросов. Причем все вавилонские экзилархи считались прямыми потомками дома Давидова, поэтому власть их передавалась по наследству. Во второй половине VII века место умершего главы общины должен был занять его старший сын — Анан бен Давид. Юноша к тому времени окончил престижную ешиву (высшую талмудическую школу, в которой глубоко исследовали Тору и Вавилонский Талмуд) и подходил на важную и почетную должность по всем статьям, кроме одной, — он был членом одной из многих существовавших тогда в Вавилонии мессианских сект. Более того, секты, которая категорически отрицала Талмуд, а вместе с ним авторитет составивших его раввинов да и авторитет раввинов как таковой. И только Тору сектанты считали священной книгой, а пророков — избранными людьми, устами которых Бог вещал свою волю сынам израилевым. А кто такие по сравнению с ними раввины?! Самые обыкновенные смертные, со всеми присущими людям слабостями и недостатками, потому ни сами они, ни их сочинения не могут быть боговдохновенными и иметь для верующих силу закона.
        За столь дерзкий взгляд высший совет отклонил кандидатуру Анана бен Давида и предпочел его младшего брата Хананию. Впрочем, унывать Анан не стал и возглавил еврейскую секту, членов которой его последователь Муса аль-Нахманди из Персии назвал «караимами», или людьми Писания.
        И что удивительно, религиозное течение караимов не кануло в лету, а распространялось по свету: из Вавилонии в Палестину, оттуда в Египет, Сирию, Испанию и Византию. Расцвет его продолжался около трех столетий, которые подарили миру множество философов, поэтов, составителей молитв, грамматиков и ученых. Бытует мнение, что именно благодаря караимам шестиконечный щит Давида стал общеупотребительным еврейским символом.
        Но поскольку примирения между караимами и раввинитами так и не было, то последние, как пишет Евгений Манин в «Истории караимов», прибегли к тем самым методам, которые против евреев обычно применяли гонители-христиане: к запрету секты и изгнанию из Испании, Палестины, Египта. Поставленные вне закона, караимы отправились открывать для себя иные миры: религиозный центр переместился сначала в Византию, а оттуда к северу — в Крым, Литву и Волынь.
        Впрочем, в Крыму первые караимы появились задолго до этого — говорят, самые древние надгробные плиты датированы 6 годом нашей эры. И в отличие от караимов-сектантов Передней Азии и Испании, они не состояли в кровном родстве с еврейской нацией, потому что были сплавом местных народностей — сарматов, аланов с кочевыми тюрками, пришедшими на полуостров в гуннское, а может, и более раннее время. Не исключено, что даже само имя «карай», или «караим», взятое крымскими караимами, не имеет ничего общего с названием приверженцев Анана бен Давида, а восходит корнями к весьма отдаленной эпохе. Хотя чаще всего его связывают отнюдь не с этнической принадлежностью, а с исповеданием караимизма — учения, нашедшего последователей среди разных народов: евреев, тюрков (хазар и кипчаков), русских (кубанских казаков и жителей Поволжья и Астраханской губернии).
        Так чем же уникальна эта религия?

        Своей стезей к Богу

        В далеком 1263 году француз-доминиканец Тома Кантимпре записал в своем дневнике: «Караимы считают еретиками и предают анафеме тех евреев, кои противно учению Моисея и пророков имеют и переписывают книгу, именуемую Талмуд». Отвергая Талмуд, который являлся главным для еврейской религии, караимизм основывался на трех столпах: Ветхом Завете (общем для караимов, христиан и иудеев, пользующемся уважением и у мусульман), учении Анана с его верой в единого Бога, великих пророков Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда и их откровения, в бессмертие души и необходимость самостоятельно постигать мудрость Святого Писания, а еще на народных традициях. Причем слова отцов порой имели не меньшее значение, чем слова Бога.
        Особенно почитали крымские караимы книгу «Левит» из Пятикнижия Моисеева, выделяя из нее главы о любви к ближнему, к старшим, о морали. Но Бога караимы называли именем отнюдь не ветхозаветным, а древнетюркского божества — Тенгри. Поклонялись же ему у священных дубов крымского святилища Балта Тимез (топор не тронет), что рядом с крепостью Джуфт-кале — древнейшей цитаделью караимского народа, расположенной под Бахчисараем. Эти остатки древопочитания крымские караимы унаследовали от своих гунно-хазарских предков. И культ священных дубов прошел сквозь века: в конце прошлого столетия в засуху в Джуфт-кале можно было видеть процессию, которая направлялась из кенасы на родовое кладбище. Впереди газан (духовный глава) нес свитки Ветхого Завета. У священных дубов караимы молились о ниспослании дождя. А поскольку считалось, что Тенгри обязательно исполнит загаданное в этом месте сокровенное желание, то даже караимское духовенство, строго и сурово боровшееся с остатками язычества, вынуждено было во главе народа идти к дубам во время сильной засухи.
        Так же, как мусульмане, в чьих государствах древние караимы имели полную свободу вероисповедания, крымские караимы располагают свои храмы — кенасы по оси север-юг. Возле них, как и у мечетей, строят фонтаны и специальное помещение для омовения, а при входе нужно снимать обувь. Причем женщины молятся отдельно от мужчин: в северной части здания для них есть зарешеченный балкон с отдельным входом — эту норму караимы, по всей видимости, тоже заимствовали у мусульман, в большинстве мечетей которых женщинам отводят отдельное место для молитвы. Кенасы, как и мусульманские мечети, в древности украшали страусовые яйца (хотя смысл этой традиции современникам неизвестен), а полы покрывали коврами. Правда, богослужения у караимов проходят два раза в день: при восходе и закате солнца, они сопровождаются частыми коленопреклонениями и земными поклонами.
        А вот у христиан караимы позаимствовали брачное законодательство. Известный ориенталист профессор Хвольсон писал, что брачные правила караимов имеют полное тождество с христианскими. Хотя, как и мусульманам, крымским караимам разрешалось иметь несколько жен.
        Вопреки библейской заповеди «Не сотвори себе кумира и всякого подобия...», солнце, луну и звезды караимы изображают на круглых зубчатых, подобных солнцу толстых пасхальных лепешках. Из праздников, предписываемых Ве
        тхим Заветом, караимы особо почитали Хыджи тамбыларнын (Пасха) и Хыджи афталарнын (Пятидесятница, соответствует Троице). А в прошлом на себя надевали маски животных, как это делали древние язычники на святочных гуляниях. В памяти народа остались мифические божества добра и зла: Улуг-Ата — великий отец и Каргал-Ата — отец-проклинатель. С первым связывали все хорошее, а с Каргал-Ата всевозможные бедствия. Имя доброго божества носит древний народный календарь «Улуг-Ата Санавы» — «счет великого отца».

        Хазарские корни

        Неизвестно, загадывали ли у священных дубов первые караимы, чтобы их религия покорила свет, но караимизм очень быстро распространился среди народов самого различного этнического происхождения. Многочисленные общины образовались на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Испании, на Балканах, в Византии, в бассейнах Черного и Каспийского морей, у народов Восточной Европы — куманов (половцев) и хазар. В России учение исповедовали крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.
        Причем власти всегда почтительно относились к караимам: например, Екатерина II после присоединения Крыма к Российской империи освободила их от уплаты введенной до этого двойной подати, которой облагались евреи, воинской повинности, а еще разрешила приобретать земли в собственность. В XIX веке в Таврической губернии караимы имели права религиозного самоуправления, подобно крымскому мусульманскому духовенству, а резиденцией гахана (главы духовенства караимов) стала Евпатория, хотя до этого она располагалась в Джуфт-кале.
        Отчего такая благосклонность? Да потому что этот уникальный народ связан с выходцами из месопотамской провинции Вавилония лишь общей религией и названием — «караим», которое, вполне возможно, не имеет ничего общего с последователями Анана бен Давида. Более древнее слово «карай», как и «караим», имеет общий корень «кара», который переводится как черный, север, простой народ, а с древнетюркского языка — сильный, великий, грозный. Крымские караимы всегда были сильным народом и отличными воинами. Да и язык их относят к наиболее чистым тюркским языкам (к кыпчакской группе тюркских языков, как и близкие ему крымскотатарский, кумыкский и карачаево-балкарский). Хотя в далеком прошлом караимы письменность имели арамейскую, а впоследствии, с присоединением Крыма к России, для своего языка, очень похожего на крымскотатарский, применили кириллицу.
        И уж совсем удивительно, что образ жизни древних караимов в сочетании с исповеданием Ветхого Завета в истории человечества до этого наблюдался только у хазар. Кстати, есть теория, что корни крымских караимов нужно искать в Хазарском каганате, в состав которого Крым входил в VIII — X веках и который был конгломератом различных племен и народов. В хазарских городах, в среднем течении Дона, вместе с хазарами жили славяне, кавказцы, потомки сарматов — аланы и волжские булгары, то есть представители совершенно разных антропологических типов. Неудивительно, что караимский народ собрал с миру по нитке: в этногенезе караев — кырки, узуны, найманы, кара, сары, половцы и другие тюркские племена. У них общие корни с крымскими татарами, карачаево-балкарцами, кумыками, казахами, башкирами, алтайцами.
        Но несмотря на это, израильские ученые продолжают считать караимов одним из потерянных колен израильского народа. Евреи охотно принимают их в Израиле — стране, где государство не отделено от религии. Правда, сами крымские караимы исторических связей не видят, потому что считать их евреями, все равно что относить к еврейской нации христиан, которые тоже почитают Ветхий Завет. Неслучайно же Российская православная церковь всегда рассматривала караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала ее с еврейской. В царской России о караимах были изданы особые законы, даже бдительная к расовому вопросу фашистская Германия не причисляла их к еврейской нации.
        Вот такой необычный народ живет рядом с нами. Правда, численность его неумолимо сокращается: если в Крыму в 1800 году насчитывалось 4 тысячи караимов, к 1914-му количество возросло до 8 тысяч, то ко времени установления советской власти на полуострове было 5564 человека, а к концу 1926 года — времени расцвета общественной жизни караимов — 4213 человек. А сейчас около 800 человек. Так что нередко караимов (как и крымчаков) называют вымирающим народом. Но этого не должно произойти: история человечества не простит нам потери этой поистине уникальной культуры.

        http://1k.com.ua/295/details/9/1
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.03.18 | Друг караимов

          А вот еще - МАЛА ЕНЦИКЛОПЕДІЯ УКРАЇНСЬКОГО НАРОДОЗНАВСТВА

          КАРАЇМИ ("караїти", "караї") — нечисленний етнос, який у давнину проживав у Криму. В світі їх залишилося понад 2 тис. осіб (у 1914 налічувалося 15 тис). Ни¬ні в Україні проживає близько 1200 осіб: у Криму (800), Одеській обл., Луцьку та Галичі Івано-Франківської обл. Населя¬ють К. Литву (м. Тракая, Паневежис) і дис¬персно Росію, Польщу, Німеччину, країни Малої Азії та ін. Назва К. має два різних значення: 1) люди, які сповідують караїмську релігію; 2) приналежність до караїмської народності, етнічної групи араб, і староєвр. "кара" — читати, вивчати. Національні символи (тамги) цієї народності: дворогий спис "сенек" і щит "калган", а стародавні етнічні кольори — голубий, білий і жовтий.

          К. походять від тюркських племен, які VIII—X ст. входили до складу Хазарського каганату, що прийняли К. Після його розпаду (X ст.) вони поселились у Криму. Вже в часи Д. Галицького караїми проживали у Галичі — 40-ві р. XIII ст., а з перенесенням столиці Галицько-Волинського князівства до Львова частина їх переселилась сюди. До сер. XIX ст. львівські К. повністю асимілювались.

          Релігія К. (караїмізм) ґрунтується на Старому Заповіті - П'ятикнижжі Мойсея і Книги Пророків з покладеним на віруючих обов'язком самостійно їх вивчати і пояснювати. Головним етичним і моральним кодексом К. є Декалог (десять заповідей). Ін. монотеїстичні релігії (юдейська, служіння проводиться мовою К. Старий Старому Заповіті, але з відповідними до датками (Талмуд, Євангеліє чи Коран). Караїзм проголосив: Старий Заповіт настільки бездоганний, що жодних додатків не потребує і не може доповнюватись. У закінченому вигляді ця релігія сформувалась VIII ст. н. е. в Месопотамії. Упродовж VIII—X ст. поширилася у багатьох країнах Близького Сходу, Візантії та Хазарському каганаті, але як релігія невеликих замкнутих общин того чи ін. народу. Всіх духовних осіб вибирають члени общини, Священнослужителі керують молитовними й ін. обрядами, де беруть участь чоловіки. Жінки займають окреме приміщення, і в богослужінні їх участь пасивна. Богослужіння проводиться мовою К. Старий Заповіт перекладений по-караїмськи приблизно в XI ст.

          У світі існує три групи К.: тюрки, семіти і слов'яни. Батьківщиною тюркських К. є Крим. Звідси переселювались окремі групи караїмської народності до України та Литви, семітської - до Ізраїлю, ін. країн Близького Сходу, а слов'янських невелика група нащадків кубанських козаків, які, до речі, проповідують цю релігію і в Україні.

          Мова К. належить до тюркської групи, що входить до алтайської мовної сім'ї. Караїмська мова сформувалась у IX—X ст. на основі тюркських племен, котрі населяли південноруський степ (хазари, половці) й найближча до половецької. Віками, після переселення К. у різні регіони України і Литву, вони спілкувалися в середині своїх общин, серед чужих нетюркських мов. Тому створились три караїмські діалекти: тракайський, галицько-луцький і кримський. Кримський діалект особливо асимілювався з близькою до нього місцевою татарською мовою. Тому він найбільше відрізняється від тракайського і галицько-луцького.
          Основне заняття К. України — ремесла і торгівля, а кримських — ще й виноградарство. Існують особливості в матеріальній і духовній культурі К., які зазнали впливу культури місцевого населення. Зберігся багатий і цікавий фольклор К., де відображена їх історична спорідненість з хазарами.

          Із середовища К. вийшла низка видатних діячів: просвітитель, поет і богослов І. Казас, старшина реєстрових козаків І. Караїмович, генерал, морський лікар, герой Порт-Артура Я. Кефелі, державний діяч, глава Кримського краєвого уряду(1918—1919), засновник Таврійського ун-ту С. Крим, професор, відомий геолог І.Танатар, релігійний письменник А. Фіркович та ін.

          Літ.: Наулко В.І. Етнічний склад населення Української РСР. — К., 1965; Кримські караїми вУкраїні: Наук.-допоміжн. бібліограф, покажчик. — К.2001; Караїми Галича: Історія та культура: Мате¬ріали Міжнар. конф. — Львів; Галич, 2002.

          МАЛА ЕНЦИКЛОПЕДІЯ УКРАЇНСЬКОГО НАРОДОЗНАВСТВА, Львів - 2007


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".