Проблемы и перспективы стабильности в Крыму
Проблемы и перспективы стабильности в Крыму
(Доклад председателя Меджлиса крымскотатарского народа в Европарламенте.
Брюссель, 17 марта 2010 г.)
Уважаемый г-н председательствующий, уважаемые депутаты Европарламента! Дамы и господа!
Во-первых, я хотел бы выразить вам всем свою глубокую признательность за приглашение и предоставленную мне возможность выступить в этом, пожалуй, самом авторитетном парламенте мира, где представлены одновременно 27 ведущих демократических стран Европы. Это для меня большая честь и большая ответственность как для представителя крымскотатарского народа – одного из малочисленных народов Восточной Европы, приговоренного советским режимом 66 лет назад к полному уничтожению.
Я также признателен вам за то, что вы решили посвятить специальное заседание обсуждению проблем Украины и Крыма. Ситуация в Украине и особенно в Крыму довольно сложная и тревожная, а различные прогнозы по дальнейшему развитию событий в этом регионе в плане укрепления стабильности не предвещают ничего хорошего. Поэтому внимание к нашим проблемам с вашей стороны имеет особую ценность.
Разумеется, в течение времени, отведенного для моего выступления невозможно достаточно полно изложить весь комплекс наших проблем, но полагаю, что пробел может быть компенсирован значительно большим временем, отведенным на вопросы и ответы.
Угрозы территориальной целостности Украины
. Крым составляет всего около 4 % площади и 5 % населения всей Украины, но события, происходящие на этом полуострове, занимают в информационном пространстве Украины и, особенно, ближайшего соседа Украины - России значительно больше места, чем многие другие регионы Украины вместе взятые. Это объясняется тем, что этот полуостров имеет ряд особенностей, а вместе с ними и проблем, несвоевременное разрешение которых может привести к прямым конфликтам как внутри украинского общества, так и во взаимоотношениях Украины и России.
Ситуация более осложнилась и стала более тревожной после российско-грузинской войны в августе 2008 года, когда российские войска заняли значительную часть суверенной Грузии, создали там свои военные базы и в одностороннем порядке объявили о признании независимости Абхазии и Южной Осетии, чем грубо попрали территориальную целостность Грузии.
Тревога еще больше усилилась после принятия Россией в начале этого года новой военной доктрины, согласно которой эта страна считает себя вправе применять военную силу за пределами своей территории, если сочтет, что проживающие в других странах россияне подвергаются какой-либо угрозе. Напомню, что одним из главных доводов России в оправдание вторжении на территорию Грузии были ссылки на нарушения прав проживающих в этой стране абхазцев и осетин, которым до этого роздали российские паспорта. А имеющих российские паспорта граждан и граждан с двойным гражданством в Крыму насчитывается по меньшей мере несколько десятков тысяч.
Опасность для Крыма и Украины в целом российско-грузинской войны заключалась еще и в том, что базирующиеся в Севастополе корабли Черноморского флота России участвовали в этой войне и обстреливали города Грузии. А по правилам войны Грузия, при наличии возможностей и желания, как известно, имела полное право открыть ответный огонь не только по этим кораблям, но и по их базам, то есть по территории Крыма. Поэтому дальнейшее пребывание российского Черноморского флота на территории Украины, особенно в свете новой военной доктрины России, будет продолжать служить препятствием для установлением нормальных отношений между Россией и Украиной, служить угрозой территориальной целостности Украины, а также одной из причин межнациональной напряженности в Крыму, поскольку сепаратистские пророссийские силы в Крыму рассматривают этот флот как собственную опору.
Межнациональные и межконфессиональные отношения, дискриминация коренного народа Крыма
Проблемы, существующие в Крыму, имеют свои исторические корни, и многие из них являются наследием той бесчеловечной политики, которую проводили в Крыму по отношению, в первую очередь, к его коренному народу - крымским татарам власти монархической России, а затем и большевистского режима. Апогеем этой преступной политики были, как известно, тотальная депортация и геноцид коренного народа Крыма 18 мая 1944 года, а позже - болгар, греков и армян. Еще в августе 1941 года, то есть в начале войны с Германией, из Крыма были выселены все проживающие на полуострове этнические немцы.
Исхожу из того, что присутствующим достаточно известна история массовых депортаций целостных народов, осуществлявшихся в годы СССР, поэтому ограничусь лишь упоминанием того, что только в первые годы высылки, в условиях голода, холода и беззакония, царивших в местах спецпоселений, в которых человеческая жизнь целиком зависела от прихоти военных комендантов, руководствовавшихся специальными подзаконными актами, было уничтожено свыше 40 % коренного народа Крыма – крымских татар, большинство из которых составили дети, старики и женщины, поскольку основное мужское население находилось на фронтах войны.
Эти злодеяния, безусловно, подпадают под квалификацию геноцида, ибо их конечной целью было полное уничтожение крымскотатарского народа как самобытного этноса. Катастрофические последствия геноцида не могут быть преодолены и сегодня
Переселенным в массовом порядке в Крым из областей России и поселенным в домах депортированных людям советская пропаганда в течение многих десятилетий внедряла мысль, что высланные люди были врагами советской власти и всего русского, то есть создавала в их лице образ врага. Надо сказать, что эта пропаганда попадала на благодатную почву, поскольку она давала новым поселенцам неких душевный комфорт, в какой-то мере морально оправдывала то, что ни стали владельцами всего, что было отнято у крымских татар, отправленных советской властью на страдания и смерть. На этой пропаганде выросли несколько поколений людей и, естественно, враждебные настроения по отношению к крымским татарам в значительной мере сохраняются и по сей день. Следует также отметить, что около 90 % нынешнего русскоязычного населения полуострова составляют послевоенные переселенцы и их потомки. Есть достаточно много политических сил, как с самой Украине и особенно в Крыму, а также за пределами Украины, которые заинтересованы в сохранении этой напряженности.
Согласно социологическим обследованиям, проводимым некоторыми организациями почти ежегодно в Крыму перед годовщиной депортации крымских татар 18 мая 1944 года на предмет как они относятся к факту этой депортации, примерно 70 процентов русскоязычных жителей Крыма вполне оправдывают это преступление, причем, довольно значительных процент этих же людей считает, что крымских татар следовало бы выселить из Крыма повторно.
Согласно тех же социологических исследований, примерно такой же процент русскоязычных хотели бы видеть Крым в составе Российской Федерации. А поскольку крымские татары в основной своей массе категорически против подобной перспективы, то они рассматриваются приверженцами России в качестве своих противников.
В структурах власти Крымской автономии, в том числе в правоохранительных и судебных органах, уровень шовинизма ничуть не в меньшей мере, чем на бытовом. Поэтому крымские татары повсеместно и на всех уровнях вынуждены сталкиваться с довольно жесткой дискриминацией и грубыми нарушениями своих элементарных прав. Многочисленные преступления, совершаемые на территории Крыма против крымских татар, в том числе акты вандализма, осквернения кладбищ, мечетей, поджоги офисов, расписывания на заборах грязных оскорблений и угроз в адрес крымских татар, как правило, остаются нераскрытыми и безнаказанными.
Подавляющее большинство верующих на территории Крыма считают себя православными и относят себя к православной церкви Московского патриархата, а крымские татары являются мусульманами суннитского толка.
Возрождение религиозной жизни крымских татар, несмотря на либеральность украинского законодательства, затруднено высоким уровнем ксенофобии и исламофобии в среде местного чиновничества. При этом, нередко государственные служащие открыто лоббируют интересы верующих одной, наиболее численной конфессии, и препятствуют правам верующих других конфессий, в частности мусульман.
В качестве примера я приведу лишь ситуацию в городе Симферополе, в котором на протяжении более шести лет так и не выделена земля для строительства Соборной мечети, хотя в это же время для православной церкви было выделены более 5-ти земельных участков для строительства храмов.
Тем не менее, благодаря благоразумию людей, до сих пор удавалось избегать серьезных столкновений в Крыму на религиозной почве, хотя, к сожалению, попытки к их развязыванию совершаются регулярно.
Например, несколько лет назад была попытка повсеместно в Крыму, в первую очередь при въездах в населенные пункты и выездах, а порой и в местах довоенных захоронений мусульман – крымских татар устанавливать православные кресты. По всему Крыму планировалось установить около 2000 крестов. Причем, кресты эти изготовлялись и доставлялись в Крым из России. Конечно же, здесь дело было вовсе не в каком-то христианском фанатизме, тем более, что возглавлял эту кампанию лидер компартии Крыма и одновременно спикер парламента автономии Л.Грач, то есть представитель той политической силы, которая в свое время активно уничтожала в Крыму как мечети, так и христианские церкви и еврейские синагоги. Разумеется, это вызвало возмущение крымских татар и это едва не привело к широкомасштабным кровопролитным столкновениям.
Словом, есть силы, которые время от времени довольно профессионально создают ситуации, которые могут серьезно расшатать хрупкую стабильность в Крыму.
Значительный вклад в разжигание межнациональной и межконфессиональной розни вносят средства информации, подконтрольные местным политическим и олигархическим силам.
Многие русскоязычные газеты и, особенно, интернет-сайты заполнены публикациями, сеющими пренебрежение и ненависть не только к крымским татарам, но и к украинцам. Очень часто подобные публикации появляются изначально в средствах информации России, а затем перепечатываются русскоязычными изданиями в Украине. Обращаться в суды по поводу привлечения к ответственности эти средства информации или авторов публикаций, как показала практика, совершенно бесполезно.
.
Проблемы обустройства крымских татар
За годы массового возвращения крымских татар в Крыму, которое стало возможным лишь в последние годы советской «перестройки» и провозглашения затеи независимости Украины, образовалось около 300 поселков компактного проживания репатриантов. В этих поселках проживают от 500 до 6 тысяч человек. Обеспеченность инженерными и социальными коммуникациями указанных поселков в подавляющем большинстве случаев не соответствует минимальным потребностям: не обустроены дороги, отсутствуют системы газо- и водоснабжения, нет медицинских пунктов, школ, детских садиков. При этом, если учитывать и то обстоятельство, что многие семьи крымских татар в этих поселках все еще не в состоянии завершить строительство своих домов, то становится понятным, что они практически ведут ежедневную борьбу за выживание.
Согласно данным Украинского центра экономических и политических исследований имени А.Разумкова уровень безработицы среди крымских татар примерно вдвое выше, чем в среднем по всему Крыму.
Если на первом этапе возвращения крымских татар одним из существенных препятствий в их трудоустройстве являлось ксенофобское отношение большинства руководителей предприятий и должностных лиц в органах власти, то теперь к ним добавились причины, связанные с кризисом в экономике и падением производства, что приводит к массовым сокращениям персонала. Увольняют же, как правило, тех, кто устроился на работу позже, в данном случае, крымских татар.
Несмотря на то, что крымские татары составляют сейчас примерно 13 % населения автономии, уровень их представительства в структурах исполнительной власти и правоохранительных органах не превышает 3-4 %, а в судебных органах представительство почти нулевое.
В местах изгнания, преимущественно в Узбекистане, остается еще по разным данным от 100 до 150 тысяч крымских татар. Подавляющее большинство из них стремится возвратиться на свою Родину, однако не в состоянии самостоятельно осуществить переезд вследствие экономических препятствий, а также затруднений, связанных с разностью миграционных законов.
Земельный вопрос
В течение уже многих лет довольно остро стоит в Крыму и проблема восстановления справедливости в земельном вопросе. Если бы власти беспрепятственно выделяли земли возвращающимся на родину репатриантам, то многие смогли бы построить себе дома. Но власти, наоборот, взяли курс на быструю раздачу земель под дачи и огороды русскоязычному населению, одновременно отказывая в выделении земли под строительство жилья крымским татарам. Цель заключалась в том, чтобы остановить или, по меньшей мере, максимально затруднить и замедлить процесс их возвращения.
Несправедливый, дискриминационный в отношении репатриантов принцип приватизации земли был заложен принятый еще в 2001 году Земельный кодекс Украины, статья 25-ая которого гласит, что государственные земли и земли коммунальных сельскохозяйственных предприятий, то есть бывших колхозов и совхозов, передаются в собственность лишь работникам этих предприятий. Поскольку подавляющее большинство вернувшихся в Крым из мест ссылки крымских татар и других репатриантов в силу известных обстоятельств не могли быть членами колхозов и совхозов на территории Украины, то они не могли быть участниками приватизации. Если учесть, что около 75 процентов вернувшихся на свою родину крымских татар поселились в сельской местности, то обделенными землей и, соответственно, источниками заработка оказывалась подавляющее большинство репатриантов. То есть репатриантам не только не было возвращены земли, дома и имущество, незаконно отнятые во время депортации, но они лишились и равных прав при приватизации земель. Владельцами же огромных территорий как в сельской местности, так и в городах оказались преимущественно чиновники местных администраций, высокопоставленные чины из Киева и России, а также различные коммерческие предприятия, которые, как правило, платят взятки чиновникам, ответственным за распределение земли.
В этих обстоятельствах крымские татары вынуждены прибегать к самовольному занятию пустующих государственных или коммунальных земель для строительства жилья, что служит основанием для обвинения их в нарушении закона, приводит к столкновениям с властями. Наиболее серьезные и масштабные столкновения происходили в конце 2007 года в Симферополе и на плато Ай-Петри. В первом случае в столкновениях участвовали сотни людей – с одной стороны крымские татары, занявшие земли, которые вопреки закону за крупные взятки городскими властями были отведены коммерческому предприятию, а с другой стороны милиция с бронетехникой и нанятые этим коммерческим предприятием молодые люди не крымскотатарской национальности.
Наиболее жестоким и кровавым было нападение на крымских татар на плато Ай-Петри в ноябре 2007 года, когда против небольшой группы крымских татар были брошены свыше тысячи милиционеров во главе с крайне шовинистически настроенным начальником генералом А.Могилевым, несколько бронетранспортеров. Власти не скрывали, что это была акция по устрашению крымских татар. Операция была очень жестокой, в безоружных людей был открыт огонь из огнестрельного оружия, несколько человек были ранены. Позднее, правда, в результате массовых протестных акций крымских татар с требованием привлечь виновных в организации расправы к уголовной ответственности генерал Могилев, после смены правительства и прихода к власти премьер-министра Ю.Тимошенко, был уволен из рядов милиции Украины.
В последние годы Киевом на довольно высоком уровне были организованы несколько комиссий по проверке законности распределения земли в Крыму. Эти комиссии приходили в общем-то к довольно правильным выводам, вскрывали вопиющие факты нарушения законодательства в распределении земли чиновниками Крыма, но каких-либо существенных мер по восстановлению справедливости в земельном вопросе так и не было принято. Одной из причин этого, на наш взгляд, является также и то, что в незаконном распределении земли в Крыму принимают участие и сами чины из высших эшелонов власти Украины, многие из которых имеют незаконно приобретенные земельные участки в престижных частях Крыма.
Проблемы образования на родном языке и сохранения национальной культуры и идентичности
Одной из наиболее острых и, пожалуй, главных проблем, стоящих перед крымскотатарским народом является проблема сохранения родного языка и национальной культуры, сохранения своей национальной идентичности. Как известно, после депортации крымскотатарского народа в Крыму были уничтожены все следы материальной и духовной культуры крымскотатарского народа, вплоть до мусульманских кладбищ, переименованы почти все населенные пункты Крыма.
Находясь в изгнании, крымские татары были лишены права обучать своих детей на родном языке. Несколько поколений крымских татар выросло в условиях запрета школ на крымскотатарском языке, отсутствия радио и телепередач на родном языке. Использование крымскотатарского языка полностью переместилось из общественной сферы в семью. Все это привело к тому, что молодое поколение крымских татар очень слабо владеет родным языком даже на бытовом уровне.
Восстановление (точнее, - реанимация) системы школьного и дошкольного образования на крымскотатарском языке сопряжено с огромными трудностями, прежде всего, отсутствием средств для строительства одновременно десятков школ.
А если еще учесть то, что на протяжении более 50 лет не разрабатывались и не издавались учебники, не готовились учителя для преподавания на крымскотатарском языке, то можете представить последствия утрат крымских татар в языковой сфере. К настоящему времени с огромными трудностями нам удалось открыть по всему Крыму всего 15 школ с обучением на крымскотатарском языке, где могут обучаться и получать хоть какое-то знание родного языка всего около 10 % детей крымских татар школьного возраста.
Схожие проблемы испытывают крымские татары в возрождении своей многовековой культуры и национальных традиций. Практически всё приходится начинать с самого начала – возрождать театр, создавать музеи и реставрировать разрушенные исторические памятники, учреждать СМИ на родном языке и издавать детскую и художественную литературу, проводить исследования исторического и культурного наследия крымских татар и знакомить с ними общество.
Участие государства в решении социальных проблем крымских татар
Украинское государство сразу же после провозглашения независимости признало на уровне заявлений, но не законов, преступность депортации крымскртатарскго народа и граждан нескольких иных национальностей, предпринимает некоторые меры для решения социальных проблем возвратившихся из мест депортации людей. Разрабатываются пятилетние программы решения этих проблем и в государственный бюджет ежегодно для этих целей закладываются определенные средства. Однако размеры этих средств весьма далеки от насущных потребностей и не могут компенсировать тех потерь, которые понесли народы в ходе депортации. Например, в 2009 году на решение проблем депортированных было выделено всего 53 миллиона гривен, что составляет около 7 миллионов долларов (для примера – строительство одной школы на 500 школьников стоит около 40 млн. гривен).
Несмотря на то, что возвращение крымских татар на свои земли с разной степенью интенсивности длится уже более 20 лет, процесс репатриации крымскотатарского народа осуществляется в условиях отсутствия в законодательстве Украины специальных законов, призванных в полной форме и на справедливой основе разрешать вопросы, связанные с возвращением, обустройством и восстановлением прав крымских татар.
Наши неоднократные попытки побудить высшие органы государственной власти Украины в необходимости хотя бы поэтапного, но на основе законов, урегулирования крымскотатарской проблемы так и не привели к успеху.
Так, принятый в июне 2004 года закон Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», за который проголосовало 384 народных депутатов Украины, был ветирован тогдашним Президентом Украины Леонидом Кучмой, а впоследствии парламент Украины, вследствие открытого торпедирования подобных законопроектов рядом политических сил, так и не смог возвратиться к его повторному рассмотрению.
И хотя, к крымской ситуации и к вопросу о необходимости принятия специальных законов Украины, направленных на восстановление прав крымских татар, только лишь в 2009 году обращались представители разных международных организаций, в том числе Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств г-н Кнут Воллебек и Президент Комитета регионов Европейского Союза г-н Люк Ван ден Бранд, за что мы им признательны, к сожалению, высказанные ими рекомендации так и остались не услышанными руководством и политиками Украины.
Собственно, проблему законодательного обеспечения всего процесса, связанного с возвращением, обустройством и восстановлением прав крымскотатарского народа, что является необходимым условием и гарантией сохранения и дальнейшего развития коренного народа Крыма, мы выделяем в качестве главной проблемы, без решения которой трудно рассчитывать на благополучное разрешение иных вопросов, связанных с развитием Крыма.
В этой связи, мы возлагаем большие надежды на расширение сотрудничества между странами-членами ЕС и Украиной в рамках программы «Восточного партнерства», призванного содействовать в странах-партнерах становлению демократии и надлежащего управления, повышению стабильности и расширению межкультурного диалога.
Ситуация после президентских выборов
Электоральные симпатии крымских татар, как правило, всегда отличаются от симпатий большинства русскоязычного электората Крыма, поэтому уровень межнационального недоверия во время предвыборной кампании несколько повышается. Особенно это характерно во время выборов в местные органы власти. Появляется много кандидатов в депутаты, которые стараются убедить избирателей, что они наиболее эффективно будут защищать «русские интересы» в Крыму, не допустят «татаризации Крыма» и т.п. Во время последних президентских выборов русскоязычное большинство Крыма голосовало преимущественно за кандидатуру В.Януковича, который считается наиболее пророссийским и антизападным политиком. Национальный съезд крымских татар призвал своих соотечественников в первом туре проголосовать за кого-либо из кандидатов от национально-демократических сил, а во втором туре подавляющее их большинство голосовало за кандидатуру Ю.Тимошенко, открыто исповедавшего идею европейской интеграции Украины и вступления ее в ЕС). И если в Крыму во втором туре за Ю.Тимошенко проголосовало всего около 17 % избирателей Крыма, то можно с уверенностью утверждать, что по меньшей мере около 10-12 % - это голоса крымских татар. Правда, какого-либо межнационального обострения во время последних выборов не наблюдалось, если не считать нескольких довольно лживых публикаций в прессе и распространенных грязных листовок против Меджлиса крымскотатарского народа.
После избрания нового президента, как правило, происходят значительные кадровые перемены, то есть президент старается в меру своих полномочий расставить повсеместно верных себе, своей партии людей. В Крыму и до выборов власть была в основном сконцентрирована в руках Партии регионов, то есть партии новоизбранного Президента страны В.Януковича, и находящихся в союзе с этой партией нескольких пророссийских организаций. Лишь несколько относительно высоких должностей, назначаемых Президентом по согласованию с кабинетом министров, в том числе главы райгосадминисраций, представитель Президента в Крыму и др. были членами иных партий и беспартийными. Теперь, очевидно, в Крыму будет еще большая концентрация власти в руках Партии регионов и её союзников – пророссийских организаций. Причем, снимаются с должностей и более или менее умеренные руководители, являющиеся членами этой же партии. Например, на сессии Верховной Рады АРК, которая состоится сегодня, т.е 17 марта в Симферополе, запланировано снять с должности нынешнего спикера парламента автономии А.Гриценко, провинившегося тем, что, оказывается, был недостаточно активен во время президентских выборов, а на его место избрать одного предпринимателя из той же партии. На место премьер-министра автономии, согласно сообщениям прессы, претендовал ранее упомянутый мной генерал А.Могилев, который в период президентских выборов возглавлял избирательную кампанию В.Януковича в Крыму. В приватных беседах этот генерал уже обещает полностью «очистить» все структуры власти от крымских татар.
Для иллюстрации политических взглядов этого генерала приведу лишь несколько строк из его статьи «В Крыму развиваются события по косовскому сценарию», опубликованной в одной из самых многотиражных и пророссийских газет Крыма – «Крымская правда»:
«Есть позорная страница и в современной истории крымскотатарского народа - массовое предательство в период Великой Отечественной войны… Наверное, в тот период, когда ещё шла война, руководство страны поступило правильно и гуманно. Крым - приграничная территория, стратегически важный плацдарм, и иметь у себя в ближнем тылу врага было бы крайне неразумным и неосмотрительным… Исходя из этих соображений, летом 1941 года из Крыма были депортированы пятьдесят две тысячи немцев. Гуманность же заключается в том, что, во-первых, по окончании войны перед государством неизбежно возникла бы проблема сдерживания массовых актов мести и самосудов населения над добровольно участвовавшими в истреблении местных жителей, партизанских отрядов, крымского подполья…»
Далее, характеризуя крымских татар, генерал пишет: «…Восточная хитрость всегда позволяла им принимать облик обездоленных, униженных, затравленных лишенцев, а Коран не становился препятствием принимать подаяния от государства неверных…»
То есть, оскорбления не только в адрес всей нации, Но и их религии – ислама. Причем, статья эта была опубликована генералом еще в то время, когда он был еще начальником милиции Крыма. Обеспокоенный тем, что человек с таким фашистским образом мышления может занять столь ответственный пост в Крыму, я обратился к лидерам его партии В.Януковичу и Н.Азарову, передал им тексты его публикаций и предупредил о возможном резком ухудшении ситуации на полуострове. Они обещали, что постараются отправить его в другую область Украины подальше от Крыма. И вот, 11 марта, этот генерал назначен министром внутренних дел Украины. Дальнейшие комментарии по этому вопросу, полагаю излишни.
К нашему большому сожалению, людей, подобных этому Могилеву, занимающих высокие посты как в органах центральной власти в Киеве, так и в особенности в Крыму, далеко не единицы.
Ожидания от Европарламента и Евросоюза
Несколько слов о том, чего бы мы хотели от Европарламента, Евросоюза и Европейской комиссии.
Демократическими силами Украины с большим удовлетворением была принята Резолюция от 23 октября 2008 года, где Голодомор, организованный советским режимом против украинского народа признан преступлением против человечности. Подобная же оценка Европарламентом геноцида и депортации крымскотатарского народа со своей родины с последующим почти полувекового насильственного удержанием его в местах ссылки, несомненно, явилась бы значительным вкладом на пути восстановления справедливости в отношении этого народа, внесла бы существенный вклад в оздоровление межэтнического климата на территории Крыма.
В принятой Европарламентом Резолюции от 2 апреля 2009 года Резолюции «О европейском сознании и тоталитаризме» особо указывается на то, что «…с самого начала европейская интеграция была реакцией на страдания, причиненные двумя мировыми войнами и нацистской тиранией, которые привели к Холокосту и возникновению тоталитарных коммунистических и недемократических режимов в странах Центральной и Восточной Европы, а также поиском средств для преодоления глубоких разногласий и враждебности в Европе на основе сотрудничества и интеграции, для прекращения войн и обеспечения демократии в Европе»
Обращаясь к крымскотатарской проблеме, мы исходим из того, что устранение разрушительных последствий депортации крымскотатарского народа и десятилетий его насильственного удержания в местах изгнания требует особого подхода стран-членов ЕС и Европейского Союза в целом.
При этом, мы призываем ЕС к планированию и осуществлению совместно с Украинским государством и при участии самих крымских татар специальных программ, содействующих возрождению и развитию одного из европейских народов – крымскотатарского народа, оказавшегося в результате преступлений тоталитарного коммунистического режима перед угрозой утраты своей языковой и культурной идентичности.
К числу таких программ, в дополнение к усилиям, ожидаемым нами со стороны ЕС в содействии принятию Украиной законов, направленных на восстановление прав крымскотатарского народа, мы также относим:
а) строительство в Крыму десятков школ и дошкольных детских учреждений в местах компактного поселения крымских татар,
б) содействие в укреплении материально-технической и научно-исследовательской базы Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь), являющегося основным местом подготовки гуманитарных кадров с целью возрождения крымскотатарского языка, культуры и искусства,
в) реставрацию уникальных исторических и архитектурных памятников крымскотатарской культуры средневековья,
г) содействие в развитие электронных и печатных СМИ на крымскотатарском языке,
д) содействие в развитии малого и среднего бизнеса среди репатриантов,
е) содействие в упрощении механизмов репатриации более 100 тысяч крымских татар, все еще остающихся против своей воли в местах изгнания,
Соответственно, мы исходим из того, что эти и другие вопросы, связанные с решением крымскотатарской проблемы, должны быть включены в повестку дня Ассоциации Украина – ЕС.
Я еще раз благодарю за приглашение и предоставленную мне возможность изложить вам наши проблемы. Надеюсь, что Европейские структуры внесут свой вклад в решение неотложных проблем Крыма. Одновременно это явится вкладом в дело укрепления независимой демократической Украины, в дело укрепления стабильности в Черноморском бассейне Восточной Европы.
Благодарю за внимание и я с большим удовольствием постараюсь ответить на все ваши дополнительные вопросы, связанные с Крымом.
* * *