Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
03/24/2010 | Роман Мамчиц
Крымская автономия — самый многонациональный регион Украины. Крым ― родина всех нетитульных народностей страны, которых можно назвать автохтонными: они не украинцы, но другой родины, кроме Украины, у них нет. Сколько таких народностей, и знают ли про них за пределами Крыма?
Как показывает практика, не только за пределами Крыма слабо представляют положение и состав малых этносов автономии, но и в самом Крыму многие не осведомлены об этом. Традиционно речь ведётся о двух автохтонных национальных меньшинствах: караимах и крымчаках. На деле же ситуация сложнее.
Официально на Украине существует четыре этноса, родиной для которых является только территория Украины. Это украинцы, крымские татары, караимы и крымчаки. Между тем, современная этнология рассматривает национальный состав той или иной территории с точки зрения самоидентификации населения и его происхождения, а не записи в метриках. Конечно, было бы опрометчиво присваивать статус национальностей, например лемкам, полешукам, русинам или гуцулам — так Украина вообще на части распадётся, в соответствии с недавними пророчествами вновь избранного президента, когда он ещё был в оппозиции. Однако существуют как минимум три этнические общины — урумы (греко-татары, татарские греки, приазовские греки), урмачели (татарские цыгане) и гурбеты (тайфа, дайфа), которые не только считают себя отдельными народностями, но и являются таковыми с точки зрения лингвистики и этнографии. Все они непосредственно связаны с Крымом, хотя приазовские греки проживают сейчас под Мариуполем, куда они были переселены из Крыма ещё Екатериной II.
У всех этих этносов, помимо связи с Крымом, существует ещё одно общее: язык. Все перечисленные народности тюркоязычные, говорят на языках центрально-крымского кластера огузо-кыпчакской ветви (за исключением гурбетов, язык которых можно, фактически, считать этнолектом турецкого языка, претерпевшим некоторые изменения в результате длительного сосуществования с крымскими татарами). Ряд исследователей считают языки всех перечисленных народностей диалектами крымскотатарского. Действительно, например, южнобережный диалект крымскотатарского языка отличается от литературного, бахчисарайского, варианта больше, чем от него отличаются караимский или урумский языки. Другое дело, что все эти народности имеют нетюркское происхождение. С другой стороны, истинными тюрками и по культуре, и по антропологическому типу можно считать только ногаев — жителей степного Крыма. Для остальных принадлежность к тюркской общности — скорее вопрос языка и истории, как, например, для турок, азербайджанцев и гагаузов, которым европеоидная внешность и не совсем тюркские элементы бытовой культуры не мешают быть тюрками. Тем не менее, не считая себя не только крымскими татарами, но и тюрками вообще, урмачели и гурбеты в переписях и документах значатся крымскими татарами. Если бы караимы и крымчаки были мусульманами, возможно, в крымские татары записали бы и их, но история распорядилась иначе: урмачелям и гурбетам, которых окружающие считают цыганами, удалось при такой мимикрии избежать и насильственного переселения 30-х годов, и гитлеровского геноцида. Зато в 1944 году они были выселены вместе с крымскими татарами из Крыма в места депортации.
Пожалуй, наиболее интегрированный в крымскотатарское общество и, вместе с тем, наиболее сопротивляющийся этой интеграции этнос из трёх перечисленных — урмачели. Их предки ― балканские цыгане, принявшие ислам во время пребывания в составе Османской империи. По ряду причин, судя по всему, примерно в ХVI веке они переселились в Крым, где и осели. Трудно сказать, в какое время урмачели забыли цыганский язык (сохранившийся в Крыму среди так называемых аюджи, которые были записаны в паспортах цыганами и поэтому депортации избежали); но факт, что языком их национальности считается особый урмачельский язык, который имеет грамматику, близкую к центральным диалектам крымскотатарского, выраженно огузскую фонетику и значительный пласт цыганской лексики. Уже одно это даёт возможность считать их отдельным народом.
Урмачели занимают особое место среди непризнанных этносов Крыма. С одной стороны, по происхождению они, безусловно, цыгане, и они это признают, а то, что они утратили свой язык, не является большой редкостью в цыганском мире, есть и другие общины, которые говорят не на цыганском языке, но это не мешает им считаться цыганами. С другой стороны, «настоящие» крымские цыгане — аюджи — не признают тюркоязычных урмачелей своими и, фактически, приравнивают их к крымским татарами; сами же урмачели также отделяют себя от других цыган, но и к крымским татарам себя не приравнивают, называя крымских татар «гаджолар» (на урмачельском тюрко-цыганском наречии ― «чужаки», от широко известного цыганского слова «гаджо»). Крымские татары считают урмачелей особой этнической группой в составе крымскотатарского народа, причём среди крымскотатарского простонародья, несмотря на признание общей национальной и религиозной принадлежности, нередко распространено отношение к урмачелям как к «недотатарам». И завершить это описание идентификации урмачелей можно главным штрихом: этот народ создал современную крымскотатарскую музыку.
Собственно, музыкой среди урмачелей занимается только каста, которая так и называется — чалгъыджылар (в переводе «музыканты»). Вторая каста, сепетчилер, не настолько многочисленна и менее известна. История современной крымскотатарской культуры имеет один нюанс, который признают все исследователи из числа самих крымских татар: до сравнительно недавнего времени заниматься музыкой считалось для мусульманина греховным делом, в связи с этим разрешены были только музыкальные произведения религиозного содержания, пастушьи мелодии, военные марши. Вся остальная музыка исполнялась на татарских свадьбах и прочих праздниках урмачелями, главными инструментами которых были скрипка, саз, зурна, кеманча и ряд перкуссионных инструментов (даре, нагара и т.п.). Мало того, значительный пласт урмачельского влияния имеет и музыка караимов, крымчаков и приазовских урумов. Именно по причине своего происхождения крымская народная музыка так похожа на балканскую, ту, которая нам всем знакома по фильмам Эмира Кустурицы: урмачели пришли в Крым именно с Балкан.
Примечательно, что в Крыму многие даже и не подозревают, что корифеи крымскотатарской музыки, такие как покойные Ашир уста, Аппаз уста, Сабрие Эреджепова, Исмаил Меджит, Шевкет Асанов и недавно ушедший из жизни «крымский Паганини» Энвер Шерфединов были урмачелями, а не крымскими татарами. Кое-кто из современных исполнителей скрывает своё происхождение, как это делает, например, Эдип Асанов (но что толку от его конспирации, это уже давно в Симферополе секрет Полишинеля). Происхождение свадебных музыкантов, например Алима Фармазона или сыновей Энвера Шерфединова, Сервера и Эскендера, известно, тем более урмачели считаются лучшими исполнителями свадебной музыки не только в Крыму, но и во всём Черноморском регионе, их приглашают играть и в балканские страны, и в Турцию, и на Кавказ. Урмачельское происхождение имеет и замминистра культуры автономии Исмет Заатов, который начинал трудовую деятельность перкуссионистом в свадебном оркестре Алима Фармазона.
Обособление урмачелей в отдельный этнос продиктовано также и тем, что проживают они компактно, хотя и в местах своего компактного проживания имеют тесный контакт с крымскими татарами, нередко — с гурбетами (тайфой). Контакты урмачелей с цыганами-аюджи значительно при этом ограничены. За время, прошедшее с момента начала расселения урмачелей по Крыму, места их проживания менялись. Первоначально основная масса урмачелей, в первую очередь музыкантов, жила в предместье Бахчисарая Салачик (сейчас часть города Бахчисарая) и в бахчисарайских районах Кады-маалле и Ак-каш; в Салачике существовала уникальная, не имевшая аналогов в средневековом мире, подземная пещерная консерватория, где обучались урмачельские музыканты, пользуясь природной акустикой салачикских пещер. Затем общины урмачелей возникли в Карасувбазаре (Белогорск) и Керчи. На момент депортации крымских татар основная масса урмачелей проживала в уже упомянутом Салачике и в Цыганской слободе («Шанхай», часть Старого города с центром по улице Таврическая) в Симферополе. В настоящий момент местами компактного проживания являются уже упомянутый «Шанхай», пригород Симферополя Каменка, Джанкой, а также посёлок Новоалексеевка в Херсонской области. Небольшие общины урмачелей есть в Краснодарском крае России, в Узбекистане. Уровень владения урмачельским языком достаточно высокий только в Новоалексеевке, там это основной язык, по крайней мере внутрисемейного общения. Среди урмачельской молодёжи в Симферополе родной язык вытесняется русским и крымскотатарским (хотя, безусловно, сохраняется специфический акцент, произношение ряда крымскотатарских слов, упрощённые грамматические нормы), ощущается влияние гурбетского наречия, особенно в сфере нецензурной лексики (на которую язык гурбетов, то есть «тайфы», вообще очень богат). В Старом городе вообще формируется некий местный пиджин, который перенимают нередко люди не только не урмачельского, но и не крымскотатарского происхождения, состоящий из русских (в том числе жаргонных), крымскотатарских, урмачельских, общецыганских, гурбетских и узбекских элементов.
Неоднозначно в местах компактного проживания отношение урмачелей к крымским татарам, как и крымских татар к урмачелям. Среди урмачелей можно увидеть, как родители пугают маленьких детей словами наподобие: «Будешь себя плохо вести — тебя гаджо украдёт» (в данном случае под этим словом имеется в виду крымский татарин). Можно услышать высказывания такого рода: «У крымских татар такого веселья не бывает, как у нас»; «Гаджолар так не умеют играть музыку, как мы, и никогда не научатся, потому что это из сердца идёт»; «Из гаджей умеет играть только один Энвер Озенбаш, потому что он от урмачелей учился». Есть и более взвешенная точка зрения: «Когда говоришь неместному, приезжему человеку: я — татарский цыган, то он не понимает, как цыган может быть татарским. Но мы не аюджи, мы другой народ, мы среди татар живём издавна, но кто нас может считать татарами, если мы на них и внешне непохожи?»
Среди крымских татар отношения могут быть диаметрально противоположными: от полного отрицания самобытности урмачелей и признания их частьюи крымскотатарского народа («Ты в меджлис приди и скажи, что есть такие нации: урмачели, дайфа, например, там сразу скажут: какая это такая дайфа-майфа у нас завелась? У нас все татары. Есть таты, ялыбойские, ногаи, а есть урмачели и есть дайфа, это такие же татары. Они как раз самые чистые татары и есть, они культуру нашу создавали») до не менее полного отрицания их общности с крымскими татарами: «Мы им возле мечети садаха (милостыню. Р.М.) не подаём»; «Лучше уж на русской жениться, чем на чингене»; «Они пьют водку на поминках (неправда, на поминках водку пьют только аюджи, хотя они и считаются мусульманами. Р.М.) и играют музыку на Курбан-байрам (правда. Р.М.), у них харам сплошной в жизни». Примечательно, что те из крымских татар, кто не имеет с урмачелями постоянных контактов, называют их так же, как и всех цыган — «чингене». В степном Крыму также распространён ошибочный экзоэтноним «дайфа» (тайфа), который исторически применялся только к гурбетам, сейчас же стал применяться ими как самоназвание.
Таким образом, мы видим, что урмачели представляют собой с точки зрения самоидентификации отдельный народ; с точки зрения идентификации того народа, к которому они приписаны, они являются скорее особой этнической группой. На моей родине, в Беларуси, примерно такое же отношение к западным полешукам или к старообрядцам, проживающих в Витебской области: вроде и наши, но не совсем. Параллели провести сложно, Крым вообще уникальный в этническом плане регион, урмачельский же вопрос может встать достаточно остро по мере обострения земельной проблемы и вопроса реституции собственности. К тому же до 30-х годов ХХ века этот народ считался отдельным, и его записали в крымские татары без согласия. Что же касается антропологического типа, то среди трёх основных групп крымских татар различий ровно столько же, как между, например, бахчисарайским татарином и урмачелем. Вот и решайте сами, господа этнографы.
http://www.chaskor.ru/article/krymskaya_atlantida_16096
Как показывает практика, не только за пределами Крыма слабо представляют положение и состав малых этносов автономии, но и в самом Крыму многие не осведомлены об этом. Традиционно речь ведётся о двух автохтонных национальных меньшинствах: караимах и крымчаках. На деле же ситуация сложнее.
Официально на Украине существует четыре этноса, родиной для которых является только территория Украины. Это украинцы, крымские татары, караимы и крымчаки. Между тем, современная этнология рассматривает национальный состав той или иной территории с точки зрения самоидентификации населения и его происхождения, а не записи в метриках. Конечно, было бы опрометчиво присваивать статус национальностей, например лемкам, полешукам, русинам или гуцулам — так Украина вообще на части распадётся, в соответствии с недавними пророчествами вновь избранного президента, когда он ещё был в оппозиции. Однако существуют как минимум три этнические общины — урумы (греко-татары, татарские греки, приазовские греки), урмачели (татарские цыгане) и гурбеты (тайфа, дайфа), которые не только считают себя отдельными народностями, но и являются таковыми с точки зрения лингвистики и этнографии. Все они непосредственно связаны с Крымом, хотя приазовские греки проживают сейчас под Мариуполем, куда они были переселены из Крыма ещё Екатериной II.
У всех этих этносов, помимо связи с Крымом, существует ещё одно общее: язык. Все перечисленные народности тюркоязычные, говорят на языках центрально-крымского кластера огузо-кыпчакской ветви (за исключением гурбетов, язык которых можно, фактически, считать этнолектом турецкого языка, претерпевшим некоторые изменения в результате длительного сосуществования с крымскими татарами). Ряд исследователей считают языки всех перечисленных народностей диалектами крымскотатарского. Действительно, например, южнобережный диалект крымскотатарского языка отличается от литературного, бахчисарайского, варианта больше, чем от него отличаются караимский или урумский языки. Другое дело, что все эти народности имеют нетюркское происхождение. С другой стороны, истинными тюрками и по культуре, и по антропологическому типу можно считать только ногаев — жителей степного Крыма. Для остальных принадлежность к тюркской общности — скорее вопрос языка и истории, как, например, для турок, азербайджанцев и гагаузов, которым европеоидная внешность и не совсем тюркские элементы бытовой культуры не мешают быть тюрками. Тем не менее, не считая себя не только крымскими татарами, но и тюрками вообще, урмачели и гурбеты в переписях и документах значатся крымскими татарами. Если бы караимы и крымчаки были мусульманами, возможно, в крымские татары записали бы и их, но история распорядилась иначе: урмачелям и гурбетам, которых окружающие считают цыганами, удалось при такой мимикрии избежать и насильственного переселения 30-х годов, и гитлеровского геноцида. Зато в 1944 году они были выселены вместе с крымскими татарами из Крыма в места депортации.
Пожалуй, наиболее интегрированный в крымскотатарское общество и, вместе с тем, наиболее сопротивляющийся этой интеграции этнос из трёх перечисленных — урмачели. Их предки ― балканские цыгане, принявшие ислам во время пребывания в составе Османской империи. По ряду причин, судя по всему, примерно в ХVI веке они переселились в Крым, где и осели. Трудно сказать, в какое время урмачели забыли цыганский язык (сохранившийся в Крыму среди так называемых аюджи, которые были записаны в паспортах цыганами и поэтому депортации избежали); но факт, что языком их национальности считается особый урмачельский язык, который имеет грамматику, близкую к центральным диалектам крымскотатарского, выраженно огузскую фонетику и значительный пласт цыганской лексики. Уже одно это даёт возможность считать их отдельным народом.
Урмачели занимают особое место среди непризнанных этносов Крыма. С одной стороны, по происхождению они, безусловно, цыгане, и они это признают, а то, что они утратили свой язык, не является большой редкостью в цыганском мире, есть и другие общины, которые говорят не на цыганском языке, но это не мешает им считаться цыганами. С другой стороны, «настоящие» крымские цыгане — аюджи — не признают тюркоязычных урмачелей своими и, фактически, приравнивают их к крымским татарами; сами же урмачели также отделяют себя от других цыган, но и к крымским татарам себя не приравнивают, называя крымских татар «гаджолар» (на урмачельском тюрко-цыганском наречии ― «чужаки», от широко известного цыганского слова «гаджо»). Крымские татары считают урмачелей особой этнической группой в составе крымскотатарского народа, причём среди крымскотатарского простонародья, несмотря на признание общей национальной и религиозной принадлежности, нередко распространено отношение к урмачелям как к «недотатарам». И завершить это описание идентификации урмачелей можно главным штрихом: этот народ создал современную крымскотатарскую музыку.
Собственно, музыкой среди урмачелей занимается только каста, которая так и называется — чалгъыджылар (в переводе «музыканты»). Вторая каста, сепетчилер, не настолько многочисленна и менее известна. История современной крымскотатарской культуры имеет один нюанс, который признают все исследователи из числа самих крымских татар: до сравнительно недавнего времени заниматься музыкой считалось для мусульманина греховным делом, в связи с этим разрешены были только музыкальные произведения религиозного содержания, пастушьи мелодии, военные марши. Вся остальная музыка исполнялась на татарских свадьбах и прочих праздниках урмачелями, главными инструментами которых были скрипка, саз, зурна, кеманча и ряд перкуссионных инструментов (даре, нагара и т.п.). Мало того, значительный пласт урмачельского влияния имеет и музыка караимов, крымчаков и приазовских урумов. Именно по причине своего происхождения крымская народная музыка так похожа на балканскую, ту, которая нам всем знакома по фильмам Эмира Кустурицы: урмачели пришли в Крым именно с Балкан.
Примечательно, что в Крыму многие даже и не подозревают, что корифеи крымскотатарской музыки, такие как покойные Ашир уста, Аппаз уста, Сабрие Эреджепова, Исмаил Меджит, Шевкет Асанов и недавно ушедший из жизни «крымский Паганини» Энвер Шерфединов были урмачелями, а не крымскими татарами. Кое-кто из современных исполнителей скрывает своё происхождение, как это делает, например, Эдип Асанов (но что толку от его конспирации, это уже давно в Симферополе секрет Полишинеля). Происхождение свадебных музыкантов, например Алима Фармазона или сыновей Энвера Шерфединова, Сервера и Эскендера, известно, тем более урмачели считаются лучшими исполнителями свадебной музыки не только в Крыму, но и во всём Черноморском регионе, их приглашают играть и в балканские страны, и в Турцию, и на Кавказ. Урмачельское происхождение имеет и замминистра культуры автономии Исмет Заатов, который начинал трудовую деятельность перкуссионистом в свадебном оркестре Алима Фармазона.
Обособление урмачелей в отдельный этнос продиктовано также и тем, что проживают они компактно, хотя и в местах своего компактного проживания имеют тесный контакт с крымскими татарами, нередко — с гурбетами (тайфой). Контакты урмачелей с цыганами-аюджи значительно при этом ограничены. За время, прошедшее с момента начала расселения урмачелей по Крыму, места их проживания менялись. Первоначально основная масса урмачелей, в первую очередь музыкантов, жила в предместье Бахчисарая Салачик (сейчас часть города Бахчисарая) и в бахчисарайских районах Кады-маалле и Ак-каш; в Салачике существовала уникальная, не имевшая аналогов в средневековом мире, подземная пещерная консерватория, где обучались урмачельские музыканты, пользуясь природной акустикой салачикских пещер. Затем общины урмачелей возникли в Карасувбазаре (Белогорск) и Керчи. На момент депортации крымских татар основная масса урмачелей проживала в уже упомянутом Салачике и в Цыганской слободе («Шанхай», часть Старого города с центром по улице Таврическая) в Симферополе. В настоящий момент местами компактного проживания являются уже упомянутый «Шанхай», пригород Симферополя Каменка, Джанкой, а также посёлок Новоалексеевка в Херсонской области. Небольшие общины урмачелей есть в Краснодарском крае России, в Узбекистане. Уровень владения урмачельским языком достаточно высокий только в Новоалексеевке, там это основной язык, по крайней мере внутрисемейного общения. Среди урмачельской молодёжи в Симферополе родной язык вытесняется русским и крымскотатарским (хотя, безусловно, сохраняется специфический акцент, произношение ряда крымскотатарских слов, упрощённые грамматические нормы), ощущается влияние гурбетского наречия, особенно в сфере нецензурной лексики (на которую язык гурбетов, то есть «тайфы», вообще очень богат). В Старом городе вообще формируется некий местный пиджин, который перенимают нередко люди не только не урмачельского, но и не крымскотатарского происхождения, состоящий из русских (в том числе жаргонных), крымскотатарских, урмачельских, общецыганских, гурбетских и узбекских элементов.
Неоднозначно в местах компактного проживания отношение урмачелей к крымским татарам, как и крымских татар к урмачелям. Среди урмачелей можно увидеть, как родители пугают маленьких детей словами наподобие: «Будешь себя плохо вести — тебя гаджо украдёт» (в данном случае под этим словом имеется в виду крымский татарин). Можно услышать высказывания такого рода: «У крымских татар такого веселья не бывает, как у нас»; «Гаджолар так не умеют играть музыку, как мы, и никогда не научатся, потому что это из сердца идёт»; «Из гаджей умеет играть только один Энвер Озенбаш, потому что он от урмачелей учился». Есть и более взвешенная точка зрения: «Когда говоришь неместному, приезжему человеку: я — татарский цыган, то он не понимает, как цыган может быть татарским. Но мы не аюджи, мы другой народ, мы среди татар живём издавна, но кто нас может считать татарами, если мы на них и внешне непохожи?»
Среди крымских татар отношения могут быть диаметрально противоположными: от полного отрицания самобытности урмачелей и признания их частьюи крымскотатарского народа («Ты в меджлис приди и скажи, что есть такие нации: урмачели, дайфа, например, там сразу скажут: какая это такая дайфа-майфа у нас завелась? У нас все татары. Есть таты, ялыбойские, ногаи, а есть урмачели и есть дайфа, это такие же татары. Они как раз самые чистые татары и есть, они культуру нашу создавали») до не менее полного отрицания их общности с крымскими татарами: «Мы им возле мечети садаха (милостыню. Р.М.) не подаём»; «Лучше уж на русской жениться, чем на чингене»; «Они пьют водку на поминках (неправда, на поминках водку пьют только аюджи, хотя они и считаются мусульманами. Р.М.) и играют музыку на Курбан-байрам (правда. Р.М.), у них харам сплошной в жизни». Примечательно, что те из крымских татар, кто не имеет с урмачелями постоянных контактов, называют их так же, как и всех цыган — «чингене». В степном Крыму также распространён ошибочный экзоэтноним «дайфа» (тайфа), который исторически применялся только к гурбетам, сейчас же стал применяться ими как самоназвание.
Таким образом, мы видим, что урмачели представляют собой с точки зрения самоидентификации отдельный народ; с точки зрения идентификации того народа, к которому они приписаны, они являются скорее особой этнической группой. На моей родине, в Беларуси, примерно такое же отношение к западным полешукам или к старообрядцам, проживающих в Витебской области: вроде и наши, но не совсем. Параллели провести сложно, Крым вообще уникальный в этническом плане регион, урмачельский же вопрос может встать достаточно остро по мере обострения земельной проблемы и вопроса реституции собственности. К тому же до 30-х годов ХХ века этот народ считался отдельным, и его записали в крымские татары без согласия. Что же касается антропологического типа, то среди трёх основных групп крымских татар различий ровно столько же, как между, например, бахчисарайским татарином и урмачелем. Вот и решайте сами, господа этнографы.
http://www.chaskor.ru/article/krymskaya_atlantida_16096
Відповіді
2010.03.24 | Крымец
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Спасибо за статью, с удовольствием прочел и нашел много для себя нового.Всегда было интересно, почему крымскотатарская музыка так похожа на балканскую.
2010.03.24 | Петипа
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Ага! А танцы типа кора - хора тоже цыгане принесли?Какой Вы, Крымец, доверчивый!
2010.03.25 | Крымец
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Насколько я понимаю, хора- это танец.Причем больше средиземноморский, чем тюркский.
У кавказских ногаев его нет, и у казахов с киргизами тоже.
А у балканcких цыган этот танец есть.
Вот пример:
"Ederlezi — народная песня, популярная среди цыган Югославии.
Эта песня стала известной после фильма «Время цыган» Эмира Кустурицы, где «Ederlezi» была обработана Гораном Бреговичем. Позже она звучала в кинофильмах «Борат» и «Турецкий гамбит».
Название песни «Эдерлези» (по-сербски также Джурджевдан) означает день святого Георгия, отмечаемый всеми балканскими цыганами в качестве основного весеннего праздника. В этот день, после конца голода зимы-начала весны цыгане едят мясо (баранину). Поэтому Ederlezi без барана гриль для цыганского ребенка, как для русского новый год без подарков, мандаринов и хлопушек. Песня поётся от лица девочки из бедной семьи, которая спрашивает родителей, почему все цыгане жарят барашков, а мы сидим голодные. Может пойдем на площадь, там бедным дают покушать шашлыка бесплатно? Родители не дают, из гордости, девочке присоединиться к празднику.
Sa me amala
Oro khelena,
Oro khelena,
Dive kerena
Sa o Roma, daje
Sa o Roma, babo, babo
Sa o Roma, o, daje
Sa o Roma, babo, babo
E, Ederlezi, Ederlezi
Sa o Roma, daje
Sa o Roma, babo,
E bakren chinen
A me, chorro,
Dural beshava
A, odo, daje,
Amaro dive
Amaro dive,
Ederlezi
E devado, babo,
Amenge bakro!
Sa o Roma, babo,
E bakren chinen...
Sa o Roma, babo, babo
Sa o Roma, o, daje
Sa o Roma, babo, babo
Ej, Ederlezi, Ederlezi
Sa o Roma, daje
Перевод
Все мои друзья
Хоро танцуют,
Хоро танцуют,
Праздник празднуют
Все цыгане, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Все цыгане, ох, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Эх, Эдерлези, Эдерлези
Все цыгане, папа,
Барашков режут,
А я, бедный,
Поодаль сижу
Ах, это, мама,
Наш праздник,
Наш праздник,
Эдерлези
Дали, папа,
И нам барашка!
Все цыгане, папа,
Барашков режут
Все цыгане, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Все цыгане, ох, мама,
Все цыгане, папа, папа,
Эй, Эдерлези, Эдерлези"
Не такой уж я и доверчивый, просто стараюсь докопаться до сути.
Заинтересовался этой темой, после того как столкнулся в Крыму не так давно с крымскими татарами- тайфа.
Они вроде себя татарами, крымцами считают, но при этом подчеркивают, что тайфа.
И это ничьи не происки, а просто реальность жизни. Зачем закрывать глаза и бояться много-этничности нашего народа?
2010.03.24 | ziggy_freud
тобто турецького інструментарія в Криму не було,
а самі "балканські" скрипки? Які ведуть своє походження від інструмента балканського цигана Страдіварі. Звичайно, всю етнічну музику придумав Емір Кустуріца. Крім тої, яку придумав Горан Брєговіч. Включно з фанком і латіно. Тут жодних сумнівівчув від кримських татар іншу версію. Цигани дійсно були, і дійсно грали на весіллях. Але, крім того, була і власне тюркська традиція, носіями якої виступали інші музиканти, і давній європейський вплив (від генуезців).
А в депортацію вони потрапили всі разом. Що певним чином нівелює субетнічні особливості.
2010.03.25 | jazz
крымские татары это не этнос - а нация
Очень длинное вступление, а основная идея - давайте поковыряем, разъеденим этот народ. У нас не только урумчи, у нас еще готы, генуэзцы и венецианцы есть, а еще глубже - тавры скифы, киммерийцы ( библейские гомеры) . Мы все одна нация (опять таки не путать с этносом) - у нас одна история, культура и одна Родина. Каждый внес свою лепту в культуру и историю. Мы своих всегда поймем. Не надо нас раз'единять!2010.03.25 | Петипа
Re: крымские татары это не этнос - а нация
А близость некоторых музыкальных стилей, танцев - это от общих предков, расселившихся по берегам морей, по горам. Кстати, в музыке у армян очень много крымскотатарского - что, тоже цыгане принесли?2010.03.25 | Крымец
Re: крымские татары это не этнос - а нация
Не стоит передергивать. Музыка крымцев могла собрать в себя что-то от балкан, что-то от армян, что-то от кипчаков с ногаями, например стиль мужского танца. Армяне так-же в свое время переселялись в Крым. Были еще армяне разговаривающие на кипчаском. Вполне вероятно что они могли оказать какое-то культурное влияние на крымцев.И в принципе той статье в принципе все написано верно. В Крыму раньше, да и сейчас играют цыгане- факт.
Музыка крымских татар похожа на балканскую- тоже факт.
Балканские цыгане переселялись в Крым и это факт.
Остается только включить логику.
Всем известно что наш народ- смесь этносов, то-же самое могло случиться и в музыке.
2010.03.25 | Петипа
Re: крымские татары это не этнос - а нация
Да, логику включить просто необходимо. Иначе получится как у некоего автора "Литературной газеты", который недавно утверждал, что санскрит позаимствовал русские слова. Хотя логично мыслящему человеку понятно, что никто ни у кого не заимствовал, а имеет место общее происхождение.Так и в обсуждаемом нами случае.
2010.03.25 | jazz
Re: крымские татары это не этнос - а нация
ну, так в чем ваша основная мысль - насчет музыки? а как вам тогда 2я пониженная - самая, что ни на есть крымскотатарская - а во всем классическом музыкальном мире она известна как неаполитанская.Просто автор статьи, используя разноэтничность нашего народа, делает акцент на противопоставлении одних другим, таким образом способствуя разобщению - а это уже не вопрос культуры и истории, а политики...
2010.03.26 | azamat
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Очевидно в протоколах предстояшей перепеси населения в Украине будут внесены как отдельные этносы: ногаи, таты, ялыбою, урмачели, чингене, а также тавры, крымлы, крымеры и другая экзотика. Российские власти на предыдущей перепеси в Татарстане были, как известно,внесены: как отдельные этносы булгары, ногайбаки, тептярм, кряшен, мишары, татары. Задача - стара как мир! Решение национального вопроса путем доказательства, что единого этноса нет, а значит и нет проблемы.Между тем, основу крымских татар составляет тюркская основа кипчакская и огузская составляющие и доказательство этому тюркская родовая система: ширин, барын, мансур, мангыт(мансур), киргиз, яшлав,
аргын, сиджеут и т.д. и т.п.
Заслуживает внимания пояснения по термину "тат" недобросовестные исследователи используют его как этноним, в то время как "татами" еще в хунские правители (1-е тысячилетие до н.э.) называли подвластные народы в том числе и предков нынешних киргизов - динлинов (высокие телеги). С установлением тюркского владычества на Кавказе и Средней Азии татами стало местное аборигенное население в составе Тюркских каганатов. Татами в свое время было пенежское(тюркское), болгарское(тюркское), сарматское(тюркское) для половецких ханов, которые
вытеснили их потомков частью на Итиль(Волгу), за Дунай, на Кавказ и в Горный Крым и Южный берег.
Но это вовсе не значит, что крымскотатарский народ, сформировавшийся на тюркской основе является этнически разнородным. Вопрос этногенеза крымских татар, остается политическим вопросом для государства Украина
2010.03.26 | изкрыма
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
А разве плохо узнать сколько людей считают себя ногаи, таты, ялыбою, урмачели, чингене. Ничего не вижу страшного в этом. Мы же не Турция где такую информацию не собирают и все считаются турками. Если люди хотят выделяться в субгруппу это их право. Мне например интересно количество людей относящих себя к разным субгруппам.2010.03.26 | azamat
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Тогда надо это правило, точнее технологию распространить на все группы населения Украины, выработать критерии по которым определить к кому относятся полукровки если у них отецы исходят от одной национальности, а матери (или бабушки)по другой. Как это делается и по сей день у евреев. Но при этом пусть опять же введут строку в украинские паспорта о национальности. Выдавать лиц неопределенной этнической принадлежности, прибывающих в дикости интернационализма за русских, украинцеы или поляков по меньшей мере не корректно. Зачем государство, которое отменило запись национальности в паспорте, все же не отказывается от учета национальных поголовий, тратится на это?Крымские татары во времена поголовного советского учета с 1944 года были лишены самоназвания. В СССР на официальном уровне крымскотатарского народа не существовало. И не потому, что это было кому то "неинтересно". Был народ без родной земли и была земля без коренного народа. Сейчас украинскими этнографами от политики делается то же самое лишь другими методами.
2010.03.26 | Тушкофф
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Нет, правильно будет при переписи регистрировать по месту рождения родителей. ТОгда наиональность крымских татар исчезнет и проблем не будет.А на самом деле - хрен вам!
2010.03.26 | изкрыма
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
Что за херню вы несёте про полукровок да про критерии. Как человек себя назвал так и записывать.2010.03.26 | АМАН
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
КАК НАЗВАЛСЯ, ГОВОРИШЬ? ТО-ТО "КОРЕННЫХ ХРЫМЧАН ПОВЫЛАЗИЛО" ЧТО ТЕБЕ "КОРЕННЫХ 'ИЗРАИЛЬТЯН" АЛИ "МОСКВИЧЕЙ"2010.03.26 | изкрыма
Re: Крымская Атлантида. Часть I. Племя скрипачей
АМАН, давани на капслок. И вырази понятней свою мысль, я не понял, что ты хотел донести.Коренные хрымчане запишутся русскими, не вижу тут противоречия.
2010.03.26 | Ремарка от Ремарка
про "тайфа" и "гурбет"...
Ремарка:слово "тайфа" в турецком языке устарело и означает - "команда корабля".. (не путать с "кальонджу" - матросней военного флота)...
В современном турецком слово "тайфа" имеет смысл средний между "команда" и "шайка", а "команда корабля" ныне есть "мюреттебат"...
..............
Слово "гурбет" во многих тюркских языках (в том числе кр. татарский и турецкий)имеет смысл "чужбина", "место, далекое от родных мест"..
......................
Наверное можно увязать вместе "команду корабля" и "чужбину"..
Если учесть, что в "те еще" времена группы людей типа корабельных команд были весьма спаянны, а также вероятно имели весьма необычный, крутой нрав, то весьма вероятно, что жили они довольно обособленно от остального местного населения... (А может и само местное население держалось подальше от буйных, но очень дружных матросов)...
И наверное может быть, что именно из-за такой обособленности они сумели сохранить свою субэтническую особенность..
(Ну, а слово "гурбет" скорее всего указывает на некрымское происхождение этих "матросов"... или на то, что по роду деятельности этим людям часто-долго приходится быть на чужбине...)
2010.04.05 | Крымец
Продолжение
Крымская Атлантида: гурбетыЧасть II. Вечные чужаки
http://www.chaskor.ru/article/krymskaya_atlantida_gurbety_16255
Крымская Атлантида: соседи или чужаки?
Часть III. Современное мифотворчество
http://www.chaskor.ru/article/krymskaya_atlantida_sosedi_ili_chuzhaki_16449
2010.04.07 | Ночной дозор
Re: Продолжение
Крымец пише:> Крымская Атлантида: соседи или чужаки?
> Часть III. Современное мифотворчество
> http://www.chaskor.ru/article/krymskaya_atlantida_sosedi_ili_chuzhaki_16449
Вот эта третья часть крайне интересна.
С примечательной концовкой: Комментировать всё это сложно, так как многие их этих комментариев скорее представляют интерес для психиатра, чем для этнографа или политолога. Между тем мания преследования постоянно разжигается средствами массовой информации, причём из них крымские СМИ задействованы в этом процессе как раз в меньшей степени.