МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Исторические поиски

04/14/2010 | Айдын Шемьи-заде
Айдын Шемьи-заде


Женщины в крымскотатарской революции начала XX века


В аннексированных Российской империей землях с мусульманским населением робкие попытки демократических преобразований начались еще в середине 19 века. Огромную историческую роль сыграла в пробуждении мусульманских народов деятельность Исмаила Гаспринского.
Следующий этап демократического движения естественным образом имел начало после Февральской революции в 1917 году. Однако решительность и своевременность действий демократических кругов и степень вовлеченности населения в разных губерниях были различными. Как известно, в Крыму уже 27-го февраля Али Боданинский с соратниками создали Крымский Мусульманский Ревком. В Казани только 8 марта был образован Мусульманский военный комитет. В Петрограде Временное Центральное бюро российских мусульман было организовано 15 марта. Мы видим, что мусульманские революционные организации после падения царской власти были созданы весьма оперативно. Поэтому никак нельзя согласиться с утверждением Индуса Тагирова в журнале «Эхо веков» (№1-2, 2002 г.), что «Февральская революция застала мусульман врасплох».
Напротив, естественная растерянность возникла в Крыму среди царского чиновничества, среди делегатов городской думы. С опозданием относительно инициативы Али Боданинского был создан 5-го марта Симферопольский городской Общественный комитет (с полным игнорированием татарского населения). Только 12 марта создан комитет РСДРП в Симферополе. («Революция в Крыму», №1 (7), 1927 г.).

И, что является главным содержанием этой моей заметки, революционная обстановка показала уровень вовлеченности татарских женщин в Крыму в общественно-политическую жизнь. Известный историк Сагит Фаизов пишет: «Движение за эмансипацию мусульманок заявило о себе в 1917 г. как общероссийское – со своей программой, общенациональными органами и общенациональной политикой. Одним из самых авангардных в освоении опыта эмансипации женщин-мусульманок регионов стал Крым» («Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории». Нижний Новгород, 2004 г.).
В середине апреля в Бахчисарае был проведен женский митинг, на котором избрали городской женский революционный комитет во главе с Шeфикой Гаспринской, дочерью Исмаила Гаспринского.
Очень важным этапом в становлении идейных основ женского движения и его консолидации стал Всероссийский съезд мусульманок, состоявшийся в Казани с 24 по 27 апреля, в его работе участвовали и представительницы Крыма Ильхамие Тохтар и Диляра Булгакова.
Среди ярких деятелей национальной революции надо назвать Айше Исхакову, члена Мусульманского Исполкома. Она вместе с Джафером Сейдаметом и Аметом Озенбашлы была командирована на проходивший в сентябре 1917-го года в Киеве Съезд народов России. Ее выступление на этом съезде произвело огромнейшее впечатление на делегатов, зал стоя аплодировал ей. В дальнейшем Айше Исхакова была инициатором немалого числа мероприятий.
В Петрограде Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором было впервые указано о «всеобщем избирательном праве без различия пола». В Крыму избирательное право без различия пола реализовалось гораздо раньше. Мусульманский Ревком в течение трех недель провел всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25-го марта 1917-го года был созван Всекрымский мусульманский съезд, на который избрали 1500 делегатов, среди которых было немало женщин.
В Петрограде провозглашение равноправия мужчин и женщин еще не означало реальное вхождение женщин в сферу властных структур. В Крыму же женщины были выбраны в имеющий реальную власть Мусульманский Исполком.
Нельзя не согласиться с мнением, что равноправное положение женщины в обществе, в том числе ее участие во властных структурах, есть отличительный признак демократического общества. Положение женщин в мусульманском Крыму всегда было достойным.

А теперь о женщинах-делегатах Курултая.
Делегатами Курултая стали в ноябре 1917-го года четыре женщины – Шефика Гаспринская, Анифе Боданинская, Хатидже Авджы, Ильхамие Тохтар.
Сегодня мы знаем о дальнейшей судьбе только двух из этих славных женщин.
Шефика Гаспринская, активный деятель крымско-татарского национального движения, родилась 14 октября 1886 году. С конца 1905 года она стала редактором первого крымскотатарского журнала для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), который начал издавать её отец. В 1906 году вышла замуж за азербайджанского национального деятеля Юсуфа Насипбейли.
Летом 1917-го года Шефика-ханым была выбрана заместителем председателя Центрального мусульманского женского комитета (председателем стала Айше Исхакова).
Когда открылся Курултай, Шефика Гаспринская вошла в его рабочий президиум.
Еще до Курултая в Акмесджите (Симферополе) было открыто первое женское педагогическое училище Дар-уль-Муаллимат, организатором которого был Али Боданинский. Позже директором этого училища была назначена Шефика Гаспринская.
После февральского кризиса 1918 года Шефика-ханым вынуждена была уехать в Азербайджан к мужу, который в это время становится премьер-министром Азербайджана. В 1920 году, в результате большевистского переворота национальное правительство в Азербайджане было свергнуто, и Юсуф Насипбейли был расстрелян. Шефика Гаспринской удалось бежать с детьми в Турцию. Она принимает активное участие в общественной жизни, работает в обществе «Красный полумесяц».
В 1930 году Шефика Гаспринская создала в Стамбуле Союз крымскотатарских женщин. В 1961-ом году в журнале «Emel» была напечатана её статья о Номане Челебиджихане (Emel, 1961.№3, S.8-10).
Скончалась Шефика Гаспринская в Стамбуле в 1975 году.

Анифе Исмаил-къызы родилась в Акмесджите в 1990-м году. В восемнадцатилетнем возрасте она стала женой Али Боданинского. Принимала активное участие в революционных событиях весны 1917-го года. Была избрана делегатом Всекрымского мусульманского съезда, собравшегося 25-го марта. Как член Мусульманского женского комитета вела разъяснительную работу среди жительниц Акмесджита.
В ноябре 1917-го года в числе четырех женщин была избрана делегатом Курултая.
В феврале 1918-го года принимала участие в мероприятиях по спасению Челебиджихана из севастопольской тюрьмы.
Анифе-ханым была верной и отважной соратницей своего мужа Али Боданинского в трудные годы германской оккупации и диктатуры Соломона Крыма.
Осенью 1919-го года деникинской контрразведкой были арестованы Сеит-Джелиль Хаттат, Абляким Ильми, Усеин Боданинский, Халиль Чапчакчи, Мустафа Бадраклы, Сейдамет Кезлевли и другие.
Али Боданинского в Крыму не было, он вместе с некоторыми другими товарищами ушел с большевиками, но в конце августа деникинской контрразведкой (то есть – отрядом русского имперского реванша) была арестована его жена Анифе. Целью империалистов было выманить из подполья Али Боданинского, но он был за пределами Крыма. Анифе-ханым осталась в живых чудом – она заболела тифом, и её, как умирающую, вынесли на задворки тюрьмы. Там её обнаружила одна татарская женщина, привезла к себе и выходила. Дом Боданинских был опечатан, впоследствии ограблен, детей добрые соседи приютили у себя, потом отвезли к родственникам в Бахчисарай.
Анифе Боданинская оставила свои воспоминания о событиях 1917 года и последующих лет. Вот один эпизод:
Назначенный председателем КрымЦИКа чекист Вели Ибраимов совсем потерял чувство реальности, когда начал строить козни против таких людей, как Усеин Боданинский и Абдурефи Абиев.
Усеин Боданинский в течение двух лет готовил проведение Всесоюзного съезда по татароведению, проект был согласован с руководством Крыма. Но когда в августе 1924 года председателем КрымЦИКа стал Ибраимов, Боданинскому не позволили провести это выдающееся мероприятие.
В ноябре 1917-го года в Бахчисарае состоялось открытие Национального художественного техникума (Унер Санаи), директором которого стал Абдурефи Абиев, соученик Усеина Боданинского по Строгановскому художественному училищу в Москве. Абиев был одним из самых уважаемых старых интеллигентов Крыма, но в 1926-м году против него началась дискриминационная кампания, в результате которой он был снят с должности директора.
Усеин Боданинский и Абдурефи Абиев были близкими людьми для Анифе-ханым, и смелая женщина решила пойти на личный разговор с Вели. Она хорошо знала этого человека, - в семнадцатом году был период, когда Ибраимов бывал в доме Али Боданинского, к которому тогда проявлял уважение. Решив пойти на встречу с Ибраимовым Анифе-ханум не знала многого из того, что нам известно сегодня. Она не очень надеялась на положительный результат посещения сталинского назначенца, но хотела посмотреть в глаза этого человека.
Ибраимов принял ее сразу же. «Вели, недир бу сен япкъанынъ?» - начала Анифе-ханым («Что это ты делаешь, Вели?»). Она с горечью говорила о гонении на национальных деятелей, заслуживших уважение в народе. Ибраимов слушал ее молча, видно было, что он с трудом сдерживает злость. Он так ничего и не произнес, Анифе Боданинская в полном расстройстве покинула кабинет председателя КрымЦИКа.
«Велини япмышы озюнден дегиль, миллий зиялыларны такип этмек эмири Москвадан кельди» - говорила Анифе-ханым («Указание преследовать национальных интеллигентов Вели получил из Москвы»).
В последующие годы Анифе Боданинская не занималась общественной деятельностью. Она воспитывала детей, потом внуков, которых у неё было пятеро. Проживая в городских условиях, её внуки именно от неё заучивали народные песни, именно она научила их запретным словам «Ант эткенмен».
В депортации Анифе Боданинская оказалась в поселке Чинабад в Андижанской области. Умерла она в городе Янги-Юль в семье старшей дочери Саиде в 1955 году, успев увидеть возвращение её мужа из Гулага. Ей было только 65 лет.

Очень мало сведений осталось о двух других делегатках Курултая.
Ильхамие Тохтар была, как уже говорилось, делегатом Всероссийского съезда мусульманок в Казани в апреле 1917-го года. Была участницей съезда народов России в Киеве. В августе стала членом Временного центрального бюро мусульманок России. Ильхамие-ханым выполняла работу председателя Мусульманского женского комитета в Акмечете и от этого города была избрана в Курултай. Хорошо знавшая её Анифе Боданинская говорила, что это была молодая красивая женщина, получившая хорошее образование. О дальнейшей ее судьбе информации нет.
Хатидже Авджи, член мусульманского женского комитета в местечке Туак, депутат Крымского Курултая. И больше ничего об этой женщине неизвестно.
Разве это не обидно? Разве допустимо, что мы не знаем ничего или знаем очень мало о судьбе наших славных соплеменниц? Хотя бы об этих избранных в Курултай и работавших в его рядах женщинах мы обязаны знать. Надо говорить о них в семье и в школах, посвящать им исследовательские работы. С помощью наших национальных средств массовой информации можно провести соответствующую поисковую кампанию, искать родственников и потомков наших национальных героинь. Избрание в Первый Челебиджихановский Курултай высокая честь!
И не будем ограничиваться поиском сведений только о делегатках Курултая. Особого внимания наряду с другими участницами революционного 1917-го года заслуживает активная участница освободительного движения 1918 – 1920 годов председатель Центрального мусульманского женского комитета Айше Исхакова, о которой говорилось выше.
Исхакова Айше Якубовна (род.3.04.1888 г.) была подругой Анифе Боданинской, часто бывала у неё в гостях и в последующие годы. От Анифе-ханым известно, что это была красивая светловолосая женщина, всегда со вкусом по-современному одевавшаяся. Документально сегодня можно проследить судьбу Айше Исхаковой до 1931-го года по книге Дм. Урсу «Годы, люди, жизнь» (Крымучпедгиз, 1999), в которой сообщается, что Айше Исхакова работала в 1927 – 1931 годах под руководством У. Боданинского и О. Акчокраклы в Таврическом обществе истории, археологии и этнографии, получила известность как автор серьезных трудов в области татароведения. Сведений о репрессиях в её отношении, как и сведений о её смерти до 1941-го года нет (это стало бы известно Анифе Боданинской). По всей вероятности Айше Исхакова оказалась в депортации, где следы её теряются. Нельзя исключить и возможность того, что она в годы войны эмигрировала в Турцию. Можно надеяться, что поиски её родственников будут успешными.
О Диляре Булгаковой нам известно, что на Всероссийском съезде женщин-мусульманок в Казани она была избрана в Центральное бюро мусульманок России.
О Шабаровой Эмине мы знаем, что она была делегатом Съезда народов России в Киеве.
Известно еще несколько имен наших героических женщин, деятельность которых в 1917-м году и позже была направлена на пропаганду демократических идей, распространение знаний необходимых для участия в общественной и политической жизни, признание за женщинами-мусульманками всех прав, на культурно-просветительскую работу среди широких слоев населения. Но о жизненном пути этих славных дочерей крымскотатарского народа информации у нас сегодня нет.
Эта информация, возможно, кроется в семьях их внуков и правнуков.
Нужно продумать мероприятия по увековечиванию памяти делегаток Челебиджихановского Курултая и других деятельниц национального Движения начала XX века.

Відповіді

  • 2010.04.18 | из крымасср

    Re: Исторические поиски

    попытка показать в негативном свете председателя Крымцика Вели Ибраимова и таким образом, поднять авторитет Али Боданинского унижает память родных а.ш. Сделанное Вели Ибраимовым по возрождению крымскотатарской государственности в советской ее форме очевидна и не пострадает от нападок а.ш. Справедливости ради скажем, что Али Боданинский не был "первым большевиком" среди крымских татар в идейном смысле. В этом плане самой заметной фигурой был Измаил Фирдевс(Керимжаов). Между крымскотатарским национал-большевиками пролегал глубокий раскол на "правых", к коим относились Вели Ибраимов, Осман Айерлы, Фирдевс, Рашид Ногаев и др., и "левых" - Идрисов, Меметов и др., и неизвестно к какому крылу примкнул бы Али Боданинский, останься он в живых после боя под Мелитополем в 1918. В любом случае,
    методы а.ш. по увековечиванию памяти своих близких с наветами на Вели Ибраимова, не могут вызвать сочувствия и понимания.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.04.24 | А. Ш.

      Re: Исторические поиски

      Я сейчас на чужом компе, в Крыму, трудно писать. А слабо оппоненту встретиьться со своими ссылками на факты со мной?
    • 2010.04.24 | Айдын Шемьи-заде

      Re: Исторические поиски

      Между прочим, в Ин-те М.-Л. я не нашел доказательств, что Али Боданинский был членом партии. Усеин Боданинский точно не был членом партии. Буду благодарен за точную информацию о партийности Али Боданинского. Хотя некоторым, именующим себя историками, неведомо, что есть ТОЧНАЯ ИНФОРМФЦИЯ. Примером является мой оппонент на этой ветке. Он же не может подкрепить свой упрек ни единым фактом. И не сможет, ибо Вели Ибраимов НИЧЕГО ЗАМЕТНОГО НЕ СОВЕРШИЛ.
      Вообще я всё больше задумываюсь над тем, что и кто стоит за дезинформацией по программе "Вели Ибраимов". Похоже, что тут не простая малограмотность - уж больно эти энтузиасты агрессивны и не приемлют фактов.
      Ага, и избегают открытой дискуссии. Прямо скажем - боятся фактов.
    • 2010.04.27 | Репортер

      Re: Исторические поиски

      Ну что,обосрался, ИЗ КРЫМАССР? Открой личико, клеветник.
  • 2010.04.23 | Инна

    Булгакова Дилярэ Алиевна

    Я внучка Диляры булгаковой.Так вышло что в течении многих лет мы практически ничего не знали о ней.Вот уже 5 лет как мы с сестрой собираем по крупицам всю имеющуюся о ней информацию,Мне кажется что она достаточно интересная личность чтоб собрать сведения о ней и посвятить ей целую статью.С удовольствием предоставлю материалы и воспоминания моего отца.
    Айдын Шемьи-заде пише:
    > Айдын Шемьи-заде
    >
    >
    > Женщины в крымскотатарской революции начала XX века
    >
    >
    > В аннексированных Российской империей землях с мусульманским населением робкие попытки демократических преобразований начались еще в середине 19 века. Огромную историческую роль сыграла в пробуждении мусульманских народов деятельность Исмаила Гаспринского.
    > Следующий этап демократического движения естественным образом имел начало после Февральской революции в 1917 году. Однако решительность и своевременность действий демократических кругов и степень вовлеченности населения в разных губерниях были различными. Как известно, в Крыму уже 27-го февраля Али Боданинский с соратниками создали Крымский Мусульманский Ревком. В Казани только 8 марта был образован Мусульманский военный комитет. В Петрограде Временное Центральное бюро российских мусульман было организовано 15 марта. Мы видим, что мусульманские революционные организации после падения царской власти были созданы весьма оперативно. Поэтому никак нельзя согласиться с утверждением Индуса Тагирова в журнале «Эхо веков» (№1-2, 2002 г.), что «Февральская революция застала мусульман врасплох».
    > Напротив, естественная растерянность возникла в Крыму среди царского чиновничества, среди делегатов городской думы. С опозданием относительно инициативы Али Боданинского был создан 5-го марта Симферопольский городской Общественный комитет (с полным игнорированием татарского населения). Только 12 марта создан комитет РСДРП в Симферополе. («Революция в Крыму», №1 (7), 1927 г.).
    >
    > И, что является главным содержанием этой моей заметки, революционная обстановка показала уровень вовлеченности татарских женщин в Крыму в общественно-политическую жизнь. Известный историк Сагит Фаизов пишет: «Движение за эмансипацию мусульманок заявило о себе в 1917 г. как общероссийское – со своей программой, общенациональными органами и общенациональной политикой. Одним из самых авангардных в освоении опыта эмансипации женщин-мусульманок регионов стал Крым» («Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории». Нижний Новгород, 2004 г.).
    > В середине апреля в Бахчисарае был проведен женский митинг, на котором избрали городской женский революционный комитет во главе с Шeфикой Гаспринской, дочерью Исмаила Гаспринского.
    > Очень важным этапом в становлении идейных основ женского движения и его консолидации стал Всероссийский съезд мусульманок, состоявшийся в Казани с 24 по 27 апреля, в его работе участвовали и представительницы Крыма Ильхамие Тохтар и Диляра Булгакова.
    > Среди ярких деятелей национальной революции надо назвать Айше Исхакову, члена Мусульманского Исполкома. Она вместе с Джафером Сейдаметом и Аметом Озенбашлы была командирована на проходивший в сентябре 1917-го года в Киеве Съезд народов России. Ее выступление на этом съезде произвело огромнейшее впечатление на делегатов, зал стоя аплодировал ей. В дальнейшем Айше Исхакова была инициатором немалого числа мероприятий.
    > В Петрограде Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором было впервые указано о «всеобщем избирательном праве без различия пола». В Крыму избирательное право без различия пола реализовалось гораздо раньше. Мусульманский Ревком в течение трех недель провел всенародные выборы по всему Крыму, и уже 25-го марта 1917-го года был созван Всекрымский мусульманский съезд, на который избрали 1500 делегатов, среди которых было немало женщин.
    > В Петрограде провозглашение равноправия мужчин и женщин еще не означало реальное вхождение женщин в сферу властных структур. В Крыму же женщины были выбраны в имеющий реальную власть Мусульманский Исполком.
    > Нельзя не согласиться с мнением, что равноправное положение женщины в обществе, в том числе ее участие во властных структурах, есть отличительный признак демократического общества. Положение женщин в мусульманском Крыму всегда было достойным.
    >
    > А теперь о женщинах-делегатах Курултая.
    > Делегатами Курултая стали в ноябре 1917-го года четыре женщины – Шефика Гаспринская, Анифе Боданинская, Хатидже Авджы, Ильхамие Тохтар.
    > Сегодня мы знаем о дальнейшей судьбе только двух из этих славных женщин.
    > Шефика Гаспринская, активный деятель крымско-татарского национального движения, родилась 14 октября 1886 году. С конца 1905 года она стала редактором первого крымскотатарского журнала для женщин «Алеми Нисван» («Женский Мир»), который начал издавать её отец. В 1906 году вышла замуж за азербайджанского национального деятеля Юсуфа Насипбейли.
    > Летом 1917-го года Шефика-ханым была выбрана заместителем председателя Центрального мусульманского женского комитета (председателем стала Айше Исхакова).
    > Когда открылся Курултай, Шефика Гаспринская вошла в его рабочий президиум.
    > Еще до Курултая в Акмесджите (Симферополе) было открыто первое женское педагогическое училище Дар-уль-Муаллимат, организатором которого был Али Боданинский. Позже директором этого училища была назначена Шефика Гаспринская.
    > После февральского кризиса 1918 года Шефика-ханым вынуждена была уехать в Азербайджан к мужу, который в это время становится премьер-министром Азербайджана. В 1920 году, в результате большевистского переворота национальное правительство в Азербайджане было свергнуто, и Юсуф Насипбейли был расстрелян. Шефика Гаспринской удалось бежать с детьми в Турцию. Она принимает активное участие в общественной жизни, работает в обществе «Красный полумесяц».
    > В 1930 году Шефика Гаспринская создала в Стамбуле Союз крымскотатарских женщин. В 1961-ом году в журнале «Emel» была напечатана её статья о Номане Челебиджихане (Emel, 1961.№3, S.8-10).
    > Скончалась Шефика Гаспринская в Стамбуле в 1975 году.
    >
    > Анифе Исмаил-къызы родилась в Акмесджите в 1990-м году. В восемнадцатилетнем возрасте она стала женой Али Боданинского. Принимала активное участие в революционных событиях весны 1917-го года. Была избрана делегатом Всекрымского мусульманского съезда, собравшегося 25-го марта. Как член Мусульманского женского комитета вела разъяснительную работу среди жительниц Акмесджита.
    > В ноябре 1917-го года в числе четырех женщин была избрана делегатом Курултая.
    > В феврале 1918-го года принимала участие в мероприятиях по спасению Челебиджихана из севастопольской тюрьмы.
    > Анифе-ханым была верной и отважной соратницей своего мужа Али Боданинского в трудные годы германской оккупации и диктатуры Соломона Крыма.
    > Осенью 1919-го года деникинской контрразведкой были арестованы Сеит-Джелиль Хаттат, Абляким Ильми, Усеин Боданинский, Халиль Чапчакчи, Мустафа Бадраклы, Сейдамет Кезлевли и другие.
    > Али Боданинского в Крыму не было, он вместе с некоторыми другими товарищами ушел с большевиками, но в конце августа деникинской контрразведкой (то есть – отрядом русского имперского реванша) была арестована его жена Анифе. Целью империалистов было выманить из подполья Али Боданинского, но он был за пределами Крыма. Анифе-ханым осталась в живых чудом – она заболела тифом, и её, как умирающую, вынесли на задворки тюрьмы. Там её обнаружила одна татарская женщина, привезла к себе и выходила. Дом Боданинских был опечатан, впоследствии ограблен, детей добрые соседи приютили у себя, потом отвезли к родственникам в Бахчисарай.
    > Анифе Боданинская оставила свои воспоминания о событиях 1917 года и последующих лет. Вот один эпизод:
    > Назначенный председателем КрымЦИКа чекист Вели Ибраимов совсем потерял чувство реальности, когда начал строить козни против таких людей, как Усеин Боданинский и Абдурефи Абиев.
    > Усеин Боданинский в течение двух лет готовил проведение Всесоюзного съезда по татароведению, проект был согласован с руководством Крыма. Но когда в августе 1924 года председателем КрымЦИКа стал Ибраимов, Боданинскому не позволили провести это выдающееся мероприятие.
    > В ноябре 1917-го года в Бахчисарае состоялось открытие Национального художественного техникума (Унер Санаи), директором которого стал Абдурефи Абиев, соученик Усеина Боданинского по Строгановскому художественному училищу в Москве. Абиев был одним из самых уважаемых старых интеллигентов Крыма, но в 1926-м году против него началась дискриминационная кампания, в результате которой он был снят с должности директора.
    > Усеин Боданинский и Абдурефи Абиев были близкими людьми для Анифе-ханым, и смелая женщина решила пойти на личный разговор с Вели. Она хорошо знала этого человека, - в семнадцатом году был период, когда Ибраимов бывал в доме Али Боданинского, к которому тогда проявлял уважение. Решив пойти на встречу с Ибраимовым Анифе-ханум не знала многого из того, что нам известно сегодня. Она не очень надеялась на положительный результат посещения сталинского назначенца, но хотела посмотреть в глаза этого человека.
    > Ибраимов принял ее сразу же. «Вели, недир бу сен япкъанынъ?» - начала Анифе-ханым («Что это ты делаешь, Вели?»). Она с горечью говорила о гонении на национальных деятелей, заслуживших уважение в народе. Ибраимов слушал ее молча, видно было, что он с трудом сдерживает злость. Он так ничего и не произнес, Анифе Боданинская в полном расстройстве покинула кабинет председателя КрымЦИКа.
    > «Велини япмышы озюнден дегиль, миллий зиялыларны такип этмек эмири Москвадан кельди» - говорила Анифе-ханым («Указание преследовать национальных интеллигентов Вели получил из Москвы»).
    > В последующие годы Анифе Боданинская не занималась общественной деятельностью. Она воспитывала детей, потом внуков, которых у неё было пятеро. Проживая в городских условиях, её внуки именно от неё заучивали народные песни, именно она научила их запретным словам «Ант эткенмен».
    > В депортации Анифе Боданинская оказалась в поселке Чинабад в Андижанской области. Умерла она в городе Янги-Юль в семье старшей дочери Саиде в 1955 году, успев увидеть возвращение её мужа из Гулага. Ей было только 65 лет.
    >
    > Очень мало сведений осталось о двух других делегатках Курултая.
    > Ильхамие Тохтар была, как уже говорилось, делегатом Всероссийского съезда мусульманок в Казани в апреле 1917-го года. Была участницей съезда народов России в Киеве. В августе стала членом Временного центрального бюро мусульманок России. Ильхамие-ханым выполняла работу председателя Мусульманского женского комитета в Акмечете и от этого города была избрана в Курултай. Хорошо знавшая её Анифе Боданинская говорила, что это была молодая красивая женщина, получившая хорошее образование. О дальнейшей ее судьбе информации нет.
    > Хатидже Авджи, член мусульманского женского комитета в местечке Туак, депутат Крымского Курултая. И больше ничего об этой женщине неизвестно.
    > Разве это не обидно? Разве допустимо, что мы не знаем ничего или знаем очень мало о судьбе наших славных соплеменниц? Хотя бы об этих избранных в Курултай и работавших в его рядах женщинах мы обязаны знать. Надо говорить о них в семье и в школах, посвящать им исследовательские работы. С помощью наших национальных средств массовой информации можно провести соответствующую поисковую кампанию, искать родственников и потомков наших национальных героинь. Избрание в Первый Челебиджихановский Курултай высокая честь!
    > И не будем ограничиваться поиском сведений только о делегатках Курултая. Особого внимания наряду с другими участницами революционного 1917-го года заслуживает активная участница освободительного движения 1918 – 1920 годов председатель Центрального мусульманского женского комитета Айше Исхакова, о которой говорилось выше.
    > Исхакова Айше Якубовна (род.3.04.1888 г.) была подругой Анифе Боданинской, часто бывала у неё в гостях и в последующие годы. От Анифе-ханым известно, что это была красивая светловолосая женщина, всегда со вкусом по-современному одевавшаяся. Документально сегодня можно проследить судьбу Айше Исхаковой до 1931-го года по книге Дм. Урсу «Годы, люди, жизнь» (Крымучпедгиз, 1999), в которой сообщается, что Айше Исхакова работала в 1927 – 1931 годах под руководством У. Боданинского и О. Акчокраклы в Таврическом обществе истории, археологии и этнографии, получила известность как автор серьезных трудов в области татароведения. Сведений о репрессиях в её отношении, как и сведений о её смерти до 1941-го года нет (это стало бы известно Анифе Боданинской). По всей вероятности Айше Исхакова оказалась в депортации, где следы её теряются. Нельзя исключить и возможность того, что она в годы войны эмигрировала в Турцию. Можно надеяться, что поиски её родственников будут успешными.
    > О Диляре Булгаковой нам известно, что на Всероссийском съезде женщин-мусульманок в Казани она была избрана в Центральное бюро мусульманок России.
    > О Шабаровой Эмине мы знаем, что она была делегатом Съезда народов России в Киеве.
    > Известно еще несколько имен наших героических женщин, деятельность которых в 1917-м году и позже была направлена на пропаганду демократических идей, распространение знаний необходимых для участия в общественной и политической жизни, признание за женщинами-мусульманками всех прав, на культурно-просветительскую работу среди широких слоев населения. Но о жизненном пути этих славных дочерей крымскотатарского народа информации у нас сегодня нет.
    > Эта информация, возможно, кроется в семьях их внуков и правнуков.
    > Нужно продумать мероприятия по увековечиванию памяти делегаток Челебиджихановского Курултая и других деятельниц национального Движения начала XX века.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".