"Харьковское соглашение"
04/28/2010 | Али Хамзин
«В последствиях ратификации
этого документа заложен механизм бомбы,
который может привести к распаду Украины»
Президент Украины Виктор Янукович за короткий период своей деятельности, демонстрируя неожиданные решения по важным вопросам во внешнеполитической области, привлекает к себе пристальное внимание.
Последнее соглашение с Российской Федерацией, подписанное 21 апреля в Харькове с президентом России, ошеломило многих. Администрация США испытало именно это состояние, о чём СМИ признался эксперт Центра за американский прогресс Самуэль Чарап, отметив «Но нас поражает срок пролонгации базирования ЧФ РФ».
Не менее в шоковом состоянии сегодня пребывают и представители оранжевой революции, которые понимают, что в случае ратификации харьковских соглашений Януковича и Медведева Верховной Радой Украины в политической судьбе Украины произойдут необратимые изменения. Она может стать не просто сферой российских геополитических интересов, а частью её мира, название которому – Русский.
Впечатление от последнего решения нашего Президента в Харькове такое, будто Украину разыграли подобно ставшими уже классическими проектами: как военные события на Кавказе в августе 2008 года или Югославские в 1999 году, но на этот раз без единого выстрела, кошмарных бомбежек и насилия. Ведь на самом деле в результате этого нового проекта, могут быть внесены существенные коррективы в соотношение сил и интересов мировой политики, успевших устояться после распада СССР. Но разве не уникальна вся эта разработка, в результате которой сам смысл независимости Украины постепенно становиться не важным и отодвигается на задний и второстепенный план. Самое трагическое в том, что перспектива потери Украиной независимости 27 апреля совершится не в результате военной агрессии против Украины, а решением депутатов Верховной Рады Украины.
Понимая сложность этой ситуации, экс-президент Виктор Ющенко и экс-премьер Юлия Тимошенко назвали соглашение в Харькове "военной оккупацией", "экономической капитуляцией" или "харьковским пактом", видимо, ассоциируя его, с известным Пактом Молотова-Риббентропа. Но надо признать, к подписанию харьковских соглашений в некоторой степени причастны и Тимошенко и Ющенко. И если первая, в феврале 2009 года, подписывая газовые соглашения с Россией, была в состоянии повлиять на них так, чтобы позднее их не объявляли кабальными для Украины, то второй, как президент страны, не использовал своих полномочий, чтобы аннулировать эту невыгодную сделку для Украины.
Наверное, на нейтральную реакцию Европейского Союза и НАТО на результаты харьковской встречи Януковича и Медведева сыграли свою роль и отрицательные впечатления Европы от «газовой войны» между Россией и Украиной зимой 2009 года. Но большая роль в этой ситуации принадлежит позиции США, признанному фавориту в геополитическом пространстве. Сегодня известно, что политику по отношению к Украине администрация США Барака Обамы не рассматривает как важную, что является явной ошибкой.
Возможно именно поэтому лишь спустя три дня после подписания харьковских соглашений, 24 апреля в прессе появилось сообщение, что США якобы шокированы этим фактом.
Оно и понятно, наверное, эйфория в США от удовольствия, которое оно испытывало от украинского «подарка» – передачи под контроль Вашингтона запасов высокообогащенного украинского урана, начала рассеиваться. Конечно, 90 килограмм высокообогащенного украинского урана, совершенно несравнимы с дивидендами от харьковских соглашений для России в случае их ратификации Верховной Радой Украины. Явно администрация США, пусть хоть и на третьи сутки после известий из Харькова, постепенно начинает понимать, что ловкая комбинация российской геополитической игры, не двусмысленно и грубо вытесняет интересы США в Украине.
Думаю, что если 27 апреля Верховная Рада ратифицирует харьковское соглашение по базированию ЧФ РФ в Крыму, США лишь после осознает масштабы поражения американских интересов в Украине и на постсоветском пространстве. Ибо это поражение будет выглядеть глобальным и отчетливо контрастировать на фоне усилий США и западных стран, вложенных в противостояние с СССР и приведших к его распаду.
Если ратификация харьковских соглашений народными избранниками Украины состоится, то эта внешнеполитическая победа России будет достойным её реваншом и «ответом-пощёчиной», за распад СССР. В последствиях ратификации этого документа заложен механизм бомбы, который может однозначно привести к распаду Украины. Теперь сценарий косовской страшилки, который так часто многие политики Украины и России предрекали в Крыму, традиционно связывая его с Меджлисом крымскотатарского народа и крымскими татарами, один в один может быть осуществлён, но только с помощью усиливающегося российского фактора. И в соответствие с традиционным понятием «о широте русской души», площадкой для этих российских косовских амбиций может выступить вся территория Украины.
Также преследует ещё одна навязчивая мысль, к которой не хочешь прислушиваться и гонишь прочь. Но, учитывая весь характер «сюрпризов харьковских соглашений» и реакцию ведущих геополитических игроков, вполне допустимо, что Украина и Россия провели предварительные широкие, но секретные консультации с Европейским Союзом, США и международными организациями. И если это когда-нибудь подтвердится, в таком случае позицию нынешних Западных стран можно обвинить в двойных стандартах. Тогда мы будем иметь право заявить, что для современных её руководителей демократические ценности и принципы являются лишь инструментом для защиты своих конъюнктурных интересов. А это представляется уже ударом не только по Украине, но и по всем надеждам и позициям демократических сил на постсоветском пространстве, формировавшимся ещё в советский период и ценой огромных и трагических жертв.
Как нам не хватает сегодня верного и сильного голоса поддержки настоящего друга Украины – трагически погибшего Президента Польши Леха Качиньского, который искренне желал её интеграции в Европейский Союз. К сожалению, таких друзей у Украины не так много. Однако ещё больше угнетают рассуждения украинских политиков, утверждающих, что процесс евроинтеграции для нашей страны является не нужным.
Независимо от возможного развития ситуации в Украине после 27 апреля, Меджлис крымскотатарского народа и Всемирный Конгресс крымских татар должны изучить вопрос по подготовке и проведению международной конференции по вопросу безопасности крымскотатарского народа.
В связи с этими событиями, необходимо также рассмотреть вопрос о подготовке обращения к руководству Украины, странам ЕС, США, России и Турции, странам СНГ, а также международным организациям – ООН, ПАСЕ и ОБСЕ. В этом обращении крымскотатарский народ, как субъект международного права, может поставить вопрос о содействии решению своего национального вопроса, возникшего в связи с депортацией из Крыма в 1944 году, и обеспечении гарантий, безопасности, право на существование и развития как коренного народа в Крыму.
Али Хамзин
Руководитель отдела внешних связей
Меджлиса крымскотатарского народа
Бахчисарай, 26 апреля 2010 года.
этого документа заложен механизм бомбы,
который может привести к распаду Украины»
Президент Украины Виктор Янукович за короткий период своей деятельности, демонстрируя неожиданные решения по важным вопросам во внешнеполитической области, привлекает к себе пристальное внимание.
Последнее соглашение с Российской Федерацией, подписанное 21 апреля в Харькове с президентом России, ошеломило многих. Администрация США испытало именно это состояние, о чём СМИ признался эксперт Центра за американский прогресс Самуэль Чарап, отметив «Но нас поражает срок пролонгации базирования ЧФ РФ».
Не менее в шоковом состоянии сегодня пребывают и представители оранжевой революции, которые понимают, что в случае ратификации харьковских соглашений Януковича и Медведева Верховной Радой Украины в политической судьбе Украины произойдут необратимые изменения. Она может стать не просто сферой российских геополитических интересов, а частью её мира, название которому – Русский.
Впечатление от последнего решения нашего Президента в Харькове такое, будто Украину разыграли подобно ставшими уже классическими проектами: как военные события на Кавказе в августе 2008 года или Югославские в 1999 году, но на этот раз без единого выстрела, кошмарных бомбежек и насилия. Ведь на самом деле в результате этого нового проекта, могут быть внесены существенные коррективы в соотношение сил и интересов мировой политики, успевших устояться после распада СССР. Но разве не уникальна вся эта разработка, в результате которой сам смысл независимости Украины постепенно становиться не важным и отодвигается на задний и второстепенный план. Самое трагическое в том, что перспектива потери Украиной независимости 27 апреля совершится не в результате военной агрессии против Украины, а решением депутатов Верховной Рады Украины.
Понимая сложность этой ситуации, экс-президент Виктор Ющенко и экс-премьер Юлия Тимошенко назвали соглашение в Харькове "военной оккупацией", "экономической капитуляцией" или "харьковским пактом", видимо, ассоциируя его, с известным Пактом Молотова-Риббентропа. Но надо признать, к подписанию харьковских соглашений в некоторой степени причастны и Тимошенко и Ющенко. И если первая, в феврале 2009 года, подписывая газовые соглашения с Россией, была в состоянии повлиять на них так, чтобы позднее их не объявляли кабальными для Украины, то второй, как президент страны, не использовал своих полномочий, чтобы аннулировать эту невыгодную сделку для Украины.
Наверное, на нейтральную реакцию Европейского Союза и НАТО на результаты харьковской встречи Януковича и Медведева сыграли свою роль и отрицательные впечатления Европы от «газовой войны» между Россией и Украиной зимой 2009 года. Но большая роль в этой ситуации принадлежит позиции США, признанному фавориту в геополитическом пространстве. Сегодня известно, что политику по отношению к Украине администрация США Барака Обамы не рассматривает как важную, что является явной ошибкой.
Возможно именно поэтому лишь спустя три дня после подписания харьковских соглашений, 24 апреля в прессе появилось сообщение, что США якобы шокированы этим фактом.
Оно и понятно, наверное, эйфория в США от удовольствия, которое оно испытывало от украинского «подарка» – передачи под контроль Вашингтона запасов высокообогащенного украинского урана, начала рассеиваться. Конечно, 90 килограмм высокообогащенного украинского урана, совершенно несравнимы с дивидендами от харьковских соглашений для России в случае их ратификации Верховной Радой Украины. Явно администрация США, пусть хоть и на третьи сутки после известий из Харькова, постепенно начинает понимать, что ловкая комбинация российской геополитической игры, не двусмысленно и грубо вытесняет интересы США в Украине.
Думаю, что если 27 апреля Верховная Рада ратифицирует харьковское соглашение по базированию ЧФ РФ в Крыму, США лишь после осознает масштабы поражения американских интересов в Украине и на постсоветском пространстве. Ибо это поражение будет выглядеть глобальным и отчетливо контрастировать на фоне усилий США и западных стран, вложенных в противостояние с СССР и приведших к его распаду.
Если ратификация харьковских соглашений народными избранниками Украины состоится, то эта внешнеполитическая победа России будет достойным её реваншом и «ответом-пощёчиной», за распад СССР. В последствиях ратификации этого документа заложен механизм бомбы, который может однозначно привести к распаду Украины. Теперь сценарий косовской страшилки, который так часто многие политики Украины и России предрекали в Крыму, традиционно связывая его с Меджлисом крымскотатарского народа и крымскими татарами, один в один может быть осуществлён, но только с помощью усиливающегося российского фактора. И в соответствие с традиционным понятием «о широте русской души», площадкой для этих российских косовских амбиций может выступить вся территория Украины.
Также преследует ещё одна навязчивая мысль, к которой не хочешь прислушиваться и гонишь прочь. Но, учитывая весь характер «сюрпризов харьковских соглашений» и реакцию ведущих геополитических игроков, вполне допустимо, что Украина и Россия провели предварительные широкие, но секретные консультации с Европейским Союзом, США и международными организациями. И если это когда-нибудь подтвердится, в таком случае позицию нынешних Западных стран можно обвинить в двойных стандартах. Тогда мы будем иметь право заявить, что для современных её руководителей демократические ценности и принципы являются лишь инструментом для защиты своих конъюнктурных интересов. А это представляется уже ударом не только по Украине, но и по всем надеждам и позициям демократических сил на постсоветском пространстве, формировавшимся ещё в советский период и ценой огромных и трагических жертв.
Как нам не хватает сегодня верного и сильного голоса поддержки настоящего друга Украины – трагически погибшего Президента Польши Леха Качиньского, который искренне желал её интеграции в Европейский Союз. К сожалению, таких друзей у Украины не так много. Однако ещё больше угнетают рассуждения украинских политиков, утверждающих, что процесс евроинтеграции для нашей страны является не нужным.
Независимо от возможного развития ситуации в Украине после 27 апреля, Меджлис крымскотатарского народа и Всемирный Конгресс крымских татар должны изучить вопрос по подготовке и проведению международной конференции по вопросу безопасности крымскотатарского народа.
В связи с этими событиями, необходимо также рассмотреть вопрос о подготовке обращения к руководству Украины, странам ЕС, США, России и Турции, странам СНГ, а также международным организациям – ООН, ПАСЕ и ОБСЕ. В этом обращении крымскотатарский народ, как субъект международного права, может поставить вопрос о содействии решению своего национального вопроса, возникшего в связи с депортацией из Крыма в 1944 году, и обеспечении гарантий, безопасности, право на существование и развития как коренного народа в Крыму.
Али Хамзин
Руководитель отдела внешних связей
Меджлиса крымскотатарского народа
Бахчисарай, 26 апреля 2010 года.