МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

В Крым пришел Къыдырлез

05/08/2010 | Абулькамар Ахмечи


Каждый год древний праздник тюркского происхождения отмечается в Крыму все с большим размахом. Несколько городов и сёл, включая Ялту, Керчь, Евпаторию, Феодосию, Большую Алушту, Симферополь, Добровскую долину, Сакский район, проводят настоящие фестивали – с национальной борьбой «куреш», крымскотатарской кухней, скачками, перетягиванием каната, танцами, конкурсом тяжеловесов, гуляниями и прыжками через костёр.

Само слово "Къыдырлез", по распространенной версии, состоит из имен двух пророков: Къыдыр, коранический Хизр, одетый в зеленые одежды, обходит землю справа налево, и на нашей земле встречается с Ильясом, плывущем слева направо по морю. В первой декаде мая происходит их встреча, наши предки отмечали эти дни большими праздниками и весельем.

Къыдырлез делит год на две половины. С него начинается лето, и длится оно до дня Касыма (8 ноября), азиза, в честь которого названа горная местность над Алупкой.

А еще первые цветки начинают опадать на деревьях, появляются первые зеленые завязи.
Наступление Къыдырлеза возвещает, что пришло время выгонять скот на яйлу, нанимать работников для сезонных работ.

Крымскотатарские йигиты получают шанс показать свою силу, мужество и ловкость. Начинаются спортивные состязания: скачки, национальная борьба куреш бросание камней, танцы. Когда-то почти каждый юноша проводил молодость в пастухах, хотя бы один год. А как лучше показать свои качества, если не на смотрах перед чабанским сезоном? Кандидаты демонстрируют свое проворство, чтобы получить хорошую работу на всё лето, лучших чабанов разбирают лучшие работодатели. Те, кто похуже или помладше, боролись за работу подручных. На Южном берегу к берегу выносили лодки, там набирались рыбаки в артели. В степях соревновались по объезду лошадей, укрощению скакунов. Борцы куреш – лучшие кандидаты в охранники, бойцы, телохранители.

А что же къызлар, юные красавицы, им что делать на этом празднике ловкости и силы? Конечно же, присматривать себе друзей, женихов, чтобы будущий спутник жизни не обернулся плохим сюрпризом, показал себя сразу в критической ситуации. Да и поболеть за братьев, родственников, поддержать их гордость и уверенность. В ночь на праздник девушки оставляли свои украшения в кувшинах, а на утро доставали их и гадали о будущем. Сам секрет гадания, говорят, не сохранился, а может быть, скрывается от посторонних.
В дни Къыдырлер юная гузель имела право раскрепощенно общаться, веселиться и танцевать со всеми соседями, с парнями и взрослыми мужчинами. Если во время танцев и игр йигиту пригляделась прекрасная незнакомка, он дарил ей платочек – работу мамы или родственницы, вышитый только по каемке. Захочет гузель ответить взаимностью, понравиться – она делала на платочке свою вышивку и отдавала обратно. Мама, бабушка, любопытные тетушки и сестры йигита тотчас смотрели, какова из девушки рукодельница, а также, какие знаки она вышила парню.

Женщина постарше хлопотала по хозяйству, пока дети и мужчины готовились к празднику. Рассыпали по подоконнику горсть пшеницы, выводили из хлева скот и окуривали его дымом от дурного глаза. В день праздника утром хозяйка доила коров и овец, а полученным молоком обрызгивала вход в хлев. В кувшины с водой ставили травы и цветы: вдруг азизы пожалуют именно в этот дом? Им должно быть приятно. Надо утром убрать дом и двор, каким бы не был чистым вчера. Если ночью пропало что-то вкусное или красивое, безделушка или хлебец, то это к счастью – может, азиз или кто из его свиты тайком пожаловал, и благословил спящих.

Если в доме есть старая женщина, ей из остатков прошлогодней муки поручали испечь къалакай. Потом по ковровой дорожке, а то и просто по тропинке вниз, къалакай скатывали с горки: и если он падал верхней стороной – быть году урожайным, ждать приумножения семейства, приплода скота, богатства.
Замужней женщине, которая хочет ребенка, надо скатиться с того пригорка, где уже спустили къалакай – если знать как упал он, верхом или низом, можно и пол ребенка предсказать. Земля в этот день, вся зеленая и свежая, полна жизненной силы, и охотно дарует материнство…

Соседи и знакомые посыпали друг друга зеленью, чтобы год был богатым. Ходили друг к другу в гости целыми семьями, собирались далеко живущие родственники, вместе обязательно шли на могилы предков, чтобы вспомнить хороших людей.

После вечернего намаза самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики.

Второй день проводится на Азизах (святых местах), на зеленых полянах у родников, чтобы очистить их и очиститься самим. Обряд назывался "открывали глаза" роднику: расчищали его, читали над ним молитву, омывали лицо, руки, и только после этого делали первый глоток.

На полянах устанавливали качели, а молодые къызлар украшали их цветами. Весь день девушки катались на качелях, пели, обменивались шутками, демонстрируя свою красоту, остроумие, голос.

У каждой деревни, у каждого рода были когда-то и свои песни, и свои танцы. Гость из другого села – лучший подарок, если приехал со своей семьей, бывало, и целыми селами соревновались, у кого лучше рукоделие, наездники, борцы, чьи песни звонче, чья музыка больше за сердце берет.

Многие эти обычаи канули было в Лету, но сейчас опять возрождаются… Божьим или человеческим промыслом, но в начале мая в СССР было сразу несколько крупных выходных, и современная Украина унаследовала эти правила. Поэтому крымские татары и их соседи охотно проводят народные праздники, которые близки и понятны и сердцу, и голосу крови…

Teraze.com.ua


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2021. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua