МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Памятники старины где захватывают, где уродуют «реставрацией»

07/04/2010 | Андрей Осташко
Много вопросов возникает, когда смотришь на многообразие замусоренных и бесхозных исторических мест Тавриды. Невольно перед глазами встают картины Европы или, на худой конец, Турции, где любая достопримечательность облагорожена и притягивает к себе внимание и деньги туристов. У нас же в Крыму, являющемся сокровищницей древних цивилизаций, все по-другому.

Наркоманы на Таврическом Афоне

И дело не только в несознательности и невежестве приезжих туристов, но и в халатном отношении местных и республиканских властей к наследию нашего края. Можно сослаться на то, что памятников на полуострове так много, что на них не хватает денег, однако в данном случае речь пойдет о памятниках, где финансирование имеет второстепенное значение.

Возьмем, к примеру, Севастополь, где с монументом последним защитникам города — морякам 35-й батареи — «восстановители» совершили «метаморфозу»: разбитые вражескими взрывами батареи попросту накрыли павильонами, так что теперь вообразить невозможно, как именно выглядела боевая точка в то тяжелейшее время. Целостной картины памятного места уже попросту нет. Но значительно драматичнее судьба более древних памятников Крыма.

В Херсонесе расположены уникальнейшие раннесредневековые памятники — некрополь IV-V вв. и загородный храм Влахернской Богоматери. Здесь до сих пор сохранилась гробница всемирно почитаемого святого — папы Мартина Исповедника, жившего в VII в. Сегодня это — «живописные» бесхозные руины, около сорока склепов, в которых до недавнего времени можно было видеть раннесредневековые фрески. Таких памятников в мире единицы. Сегодня там живут бомжи, сам некрополь застраивается огромными коттеджами.

Негодование вызывает вопиющее наплевательство по отношению к византийскому пещерному монастырю в Сарандинакиной балке в Севастополе. На заре христианства здесь возникли первые обители, к XV веку их насчитывалось уже около тридцати — настоящий Таврический Афон! Это был расцвет горного княжества Феодоро — последнего осколка Византии и центра православия средневековой Таврики.
В научных работах этот памятник фигурирует под названием — «Загородный Монастырь». Но сейчас этот комплекс облюбовали наркоманы и бомжи, повсюду валяются использованные шприцы, завалы мусора. Всю эту «красоту» видят туристы и паломники, начитавшиеся архивной литературы и приехавшие к нам издалека, чтобы посмотреть на «святые места».


Церковный захват

Однако есть и другие жители пещерных обителей, носящие монашескую рясу. Сегодня именно они захватывают древнейшие памятники истории — пещерные города. Может сложиться впечатление, что церковь, занимая горные комплексы, возрождает пещерные монастыри, находившиеся здесь в прошлом. Однако это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно почитать вполне доступную широкой публике историческую литературу.

Только в двух крымских пещерных комплексах — Успенский скит под Бахчисараем и киновия святого Климента в Инкермане — располагались действующие монастыри. Обе обители работали до 1921 г, пока их не ликвидировала советская власть. Остальные «монастыри», разбросанные по Внутренней гряде крымских гор, даже при царской власти были памятниками старины, а не собственностью церкви.
Кстати, Успенский монастырь сейчас обустраивается настолько бурно, что, по-видимому, скоро получит статус Полуденной лавры. А инкерманский монастырь уже зарится на вершину Монастырской скалы, где стоит один из немногих хорошо сохранившихся памятников эпохи княжества Феодоро — крепость Каламита.

Но ныне духовенство не остановилось на воссоздании этих двух обителей. Оно поставило целью «освоить» и остальные пещерные монастыри, являющиеся уникальными памятниками истории и архитектуры! Ведь до сих пор еще учеными не выяснено до конца, когда именно и кем, а главное — каким образом были вырублены пещеры и горные храмы. Некоторые исследователи даже указывают на то, что во многих пещерах можно обнаружить явные следы техногенной обработки камня! Загадка этих объектов пока остается — все, что можно прочесть в исторических трудах на эту тему, — только версии специалистов. Но неужели мы так и не узнаем правду о пещерных городах, ведь доступ к большинству из них уже практически невозможен.

С августа 2003 года по единой команде Симферопольской епархии обители Шулдан и Челтер-коба, а также Южный пещерный монастырь Мангупа заселили монахами и «благоустроили» до неузнаваемости. Хотя через эти памятники некогда проходили всесоюзные маршруты и они считались экскурсионными объектами. Теперь Шулдан заселили «святые братья» из Севастополя, вложив туда баснословную сумму на благоустройство. Дай Бог, чтоб их покаяние в этой труднодоступной обители было искренним… А Челтер-коба, ныне монастырь Феодора Стратилата, хотя бы обустроен аккуратно, с сохранением былого вида памятника старины.

Чего не скажешь о пещерном монастыре Челтер-Мармара, что у села Терновка. Его монахи обжили год назад, навсегда скрыв от нас конструкцию уникального, самого большого пещерного храма наших гор. Святые отцы оснастили пещерный город стеклопакетами, а загадочную естественную пещеру на пятом ярусе вообще закрыли на замок. Сердце буквально замирает при виде такого варварского отношения к памятнику старины, подобных которому в мире насчитывается всего не более трех десятков.

Единственный пещерный монастырь, который монахи не тронули, — Качи-Кальон, расположенный над селом Баштановка. Скит святой Анастасии устроили рядом, в соседнем ущелье, а не в самом пещерном комплексе только ввиду неудобства — из-за слишком крутого склона. Кстати, что мешало монахам двух захваченных пещерных памятников под Терновкой сделать свои обители у подножья скал? Тогда туристы и паломники могли бы и монастырь посетить, и древний памятник в горах.

Следует обратить внимание и на то, что на заселение пещерных комплексов иноками или кем-либо другим не выдавалось никого разрешения ни Рескомом по охране культурного наследия, ни администрацией Бахчисарайского заповедника, к которому относятся эти объекты. Тем не менее обустройство монастырей продолжается. Видимо, в нашем светском государстве влияние церкви все-таки слишком велико — никто не хочет с ней спорить. А ведь действия монахов противоречат Закону Украины «Об охране культурного наследия». Согласно этому закону, запрещено изменять назначение памятника, его частей и элементов без официального разрешения органов охраны культурного наследия Украины.


Турки-реставраторы и мусульманские святыни

Особо хочется сказать и о мусульманских памятниках в Бахчисарае. В прошлом году благодаря спонсорам-туркам были восстановлены два самых первых памятника Крымского ханства — мавзолей основателей династии Гераев и Зинджирли-медресе в ущелье Ашлама, где еще недавно была клиника для душевнобольных.
Все бы хорошо, да реставраторы под конец сильно схалтурили, исказив исторический внешний вид памятников: везде слепят глаза цинковые купола — вместо натуральной красной черепицы, форма шатрового купола на мавзолее была сильно изменена, а медресе решили вообще крышей не покрывать. Может, конечно, реставрация еще не окончена, но за вход уже берут по 10 и 20 гривен.

Не лучше обстоят дела и с некогда священным районом Эски-Юрта — предместьем Бахчисарая, раньше именовавшимся Азизом (святой). На главном мавзолее комплекса — все тот же цинк, другой мавзолей используется как склад на бывшем базаре, к третьему приставили мусорники, а четвертый (самый старинный мусульманский памятник города, относящийся еще к XIV в., то есть до эпохи Крымского ханства) вообще стоит на частном огороде, огороженном сеткой-рабицей!
Местным властям, так блюдущим свою национальную культуру, следовало бы по-учиться у турок сохранять свои исторические святыни на примере города Бурса, где находятся мавзолеи первых владык Османской империи.


Андрей ОСТАШКО "Крымский Телеграф"
фото Б.Мельничук

материал опубликован в "КТ" № 87 от 25 июня 2010 г.
http://www.ktelegraf.com.ua/soc/796-unichtozhenie-istoricheskogo-naslediya.html

Відповіді

  • 2010.07.04 | гетман Конецпольский

    Что случилось с "Крымским телеграфом"?!!

    Взяли и написали на удивление адекватную статью, вместо привычных гадостей в своем стиле... Странно и то, что они начали крошить батон на монастырских фундаменталистов.
    К чему бы это у них такое просветление?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.07.04 | Брат-1

      Видимо, надоел тупой, унылый агитпроп

      Газета хочет иметь и нормального читателя, а не только завсегдатаев немногочисленных политических клубов.
      Это моё предположение.
      Так это или нет, - почин газеты следует приветствовать.
  • 2010.07.05 | Дневной дозор

    Далеко не ясно, были ли вообще пещерные монастыри

    Автор очень хорошего нового путеводителя "Крепости и замки Южного берега Крыма", Алексей Иванов, задается вопросом - а с чего, собственно, все взяли и считают, что добрая половина замков и крепостей в горах является укрепленными православными монастырями?
    Он приводит, с чего взяли: с названий, начинающихся на "Ай" и заканчивающихся именем святого, вокруг развалин. Но это, пишет автор, слабый довод (он не расписывает аргумент, но от себя могу пояснить: топонимы типа "Ай-Петри" носят и такие вершины, на которых вообще храмов не было).
    А еще, пишет автор, доводом является наличие храма. Однако, как он сам и замечает, это вообще не арумент, потому что трудно представить себе средневековую крепость без храма.
    Зато есть отличительные признаки монастырской жизни, которых он не наблюдает даже в ставших классическими примерах "пещерной монастырской жизни".
    - Храм монастыря, предназначенный только для узников веры, должен сильно отличаться от приходского храма. Но таких отличий в Крыму не обнаружено.
    - Должна быть обязательная трапезная в центре монастырского городка, нигде ее тоже нет.
    - Келья настоятеля должна выделяться среди прочих келий, этого нет.
    - В определенные эпохи, на которые и приходится возраст большинства крепостей, принято было делать костницы - перезахоронения из временных захоронений, об этом ничего неизвестно.
    - Храмы в те времена были центрами культурной и политической жизни, более значимыми, чем города. Однако письменных упоминаний о них нет.
    - Монастыри того времени, которые действительно надежно идентифицированы, были очень маленькими и неукрепленными, всегда вблизи настоящих "мирских" крепостей или городов.
    - Наконец, на примере Георгиевского монастыря в Балаклаве, автор пишет, что жившие там в 19 веке монахи сильно удревняли его "монастырскую" историю, чтобы казаться правопреемниками древнего и могучего монастыря.
    Таким образом, автор высказывает обоснованное сомнение в том, был ли в крымской истории "буйный расцвет укрепленных монастырей", были ли монахи-полувоины, готовые к защите своих крепостей, не были ли эти крепости обыкновенными светскими поселениями с храмом.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.07.05 | Пантагрюэль

      Re: Далеко не ясно, были ли вообще пещерные монастыри

      О лживости и коварстве монахов много написано!
      Особенно сегодня в Крыму, при поддержке РПЦ - ого-го сколько напридумывают!
    • 2010.07.05 | фоменко

      да, правильно. а еще...

      а еще Иван Грозный и Иосиф Сталин это одно лицо. И Чингисхан и Янукович тоже одно лицо. И 300 тысяч лет назад в Австралии говорили по-тюркски. И не было никакого СССР, а это была Золотая Орда, а никто и не знал. И не было никогда никакого Крыма, это все иллюзия. На самом деле берег мирового океана находится возле Жмеринки.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.07.05 | Панург

        Re: да, правильно. а еще...

        Я давно подозревал, что так все и обстоит.
      • 2010.07.05 | Дневной дозор

        Re: да, правильно. а еще...

        То, что Вы занервничали, от меня не укрылось. А вот причины, побудившие написать Вас Вашу ахинею, остались покрытыми мраком.
        Когда немного очухаетесь, постарайтесь написать нечто вразумительное и по теме.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.07.05 | фоменко

          по теме

          Дневной дозор пише:
          > по теме.
          По теме: крымские монастыри это на самом деле далеко не монастыри, а таинственные места силы, где скрыты граали и золотые колыбели. Много. Надо только знать где искать. Кстати, знаете ли вы, что никакой Византии никогда не было, это был СССР, но никто этого не знал. А Константинополь это на самом деле Москва!!!!!
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2010.07.05 | Дневной дозор

            И это все? Не густо..

            фоменко пише:
            > Дневной дозор пише:
            > > по теме.
            > По теме: крымские монастыри это на самом деле далеко не монастыри, а таинственные места силы, где скрыты граали и золотые колыбели. Много. Надо только знать где искать. Кстати, знаете ли вы, что никакой Византии никогда не было, это был СССР, но никто этого не знал. А Константинополь это на самом деле Москва!!!!!

            Видно, что Вы не только не читали указанную книжку, но и наугад несете свою собственную чушь. Поколение "нечитавших, но осуждавших Солженицына", если угодно. По теме Вам также возразить нечего. К аргументам автора, которые он, кстати, высказывает лишь в виде сомнений, Ваша рука также не притронулась. Возможно, чем-то другим занята..


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".