МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Древняя крепость караимов Маток-Тора

07/16/2010 | Ночной дозор
Давно это было. Настолько давно, что не помнят даже камни, ибо даже они разошлись по всему миру, рассыпались в прах. Но люди помнят, когда слышат отголоски этой истории в шуме волн, стонах чаек, шелесте ветра в ветвях горного миндаля.

Много веков назад, когда сегодняшние дубы были маленькими желудями, над нашим миром высилась огромная крепость Маток-Тора. Кто ее создал, навеки покрыто мраком. Когда первые караимы проснулись в подлунном свете и открыли глаза, крепость уже стояла, вылитая из первоначального камня. Грозно возвышалась она перед врагом, но дружелюбно распахивались ее ворота перед другом.
Ограда крепости словно срослась со скалами, а светлые башни будто слились с небом. По субботам даже вдали от Маток-Тора были слышны дивные звуки пений и музыки, они неслись по окрестным долинам, отражались эхом в горах, их обрывки еще долго разносили морские ветры, холодные волны и прекрасные певчие птицы.
За выбитыми из цельного камня стенами повсюду били нерукотворные фонтаны, прямо на скалистых склонах цвели и благоухали сады, под тенистыми сводами пещер всегда было прохладно и сухо. Ни один опасный зверь не нападал там на человека, а самые жуткие твари, попав туда по прихоти судьбы, начинали вести себя кротко, как кролики.

Караимам, верным сынам природы, сразу же по сердцу пришлись и крепость, и ее чудеса. Величественность божьего замысла была очевидна всякому, кто побывал там хоть раз. Было видно, насколько прост и грандиозен мир, в котором суждено было жить человеку.

На стенах бесчисленных комнат каждый день проступали надписи, одни исчезали вскоре после появления, другие могли сохраняться месяцами и даже годами. В них мудрые люди читали написанные невидимой рукой изречения, и наполнялись еще большей мудростью. Говорят, больные исцелялись, даже если не умели читать эти слова, а просто видели их глазами.
Девушка, оставшись на ночь в такой комнате, могла поутру прочесть у изголовья имя своего суженного. Отец семейства, задумавшись о детях, мог увидать там полный перечень имен всех своих потомков, в том числе и тех, чье появление на свет только лишь предстояло в будущем. Жаждущий знаний юноша читал ответы на самые свои сокровенные вопросы, и всегда это были слова, понятные его разуму, рассчитанные на его и только его способности.

Не удивительно, что караимы всегда стремились в эту таинственную крепость: кто за знаниями, кто за спасением, кто за исцелением духа или плоти. Караим сам чувствовал, когда ему следовало идти в Маток-Тора, и также легко и само собой приходило ему, вкушающему радость в древнем городе, осознание того, что ему следует отправляться назад, в большой мир.
От умения читать тайные знаки появились способности караимов, сделавшие их исключительными: с годами учились они слышать и видеть, наблюдать и читать знаки в небе и на земле, в шуме листьев и в блеске молний, в грохоте грома и в шелесте горьких трав. И от этого умения их прозвали «читающими», ибо никто до них не умел читать знаки, и никто после них не владел этим знанием в совершенстве.

Лунный век караимов длился бесчисленные века, но все же и он подходил к концу. Наступал новый век, век солнечный, и Маток-Тора предупреждала об этом задолго до его начала.
Явится в наш мир новый народ, как только солнце взойдет в миллионный раз, обретет силу и осветит собой древние земли. И увидев скрытый ранее мир, устремятся сюда пришельцы – первые, но не последние. И потянутся за ними унылой и пестрой чередой другие народы и племена, обычаи и языки. Многое из того, что сейчас открыто, станет невидимым, иное исчезнет. Будут вещи, скрытые от одних глаз, и доступные взору других. И так будет бесконечно долго – настолько долго, что камни, из которых был воплощен первоначальный замысел, все до последнего обратятся в песок и пыль.

Відповіді

  • 2010.07.17 | Ночной дозор

    Солнечный век нашего мира

    Первые гости не замедлили появиться, как и обещала Маток-Тора. Это были угрюмые люди, прошедшие одним жарким днем по воде, как по суше, ибо солнце в момент своей особенной силы осушило часть моря. Как только первые сто пришельцев проникли в наш мир, море вновь стало наполняться – оставляя по ту сторону пролива их соплеменников. Так природа сама отмеряла количество гостей, допустимое в отведенное время.

    Новички равнодушно прошли мимо прекрасных степей, раскинувшихся под их ногами, словно свежая скатерть. Их глаза не видели чудесных узоров на том полотне, не умели и не хотели пожинать плоды скромных, но чудесных полей. И тогда караимы впервые поняли, что новые соседи видят лишь часть вещей, открытых другим.
    Не встревожили сердца пришельцев и горные долины, зеленые холмы, узкие манящие тропы. Бранясь и молясь неведомым богам, шли они дальше, не замечая, с каким изумлением шепчут им вслед древние дубы, впервые видя таких странных людей – людей, не умеющих слышать в шелесте листьев ни слова.
    Наконец, пройдя все земли древнего мира, дошли они до самого его края, и остановились в смятении: перед ними лежала огромным синим покрывалом морская гладь, и волны набегали на золотые пески и серые камни. Идти дальше было некуда, и гости остались здесь. Караимы, тайно наблюдая за всем путешествием, радостно было вздохнули: подумалось им, что пришельцы наконец нашли свой край, и станут новым даром провидения, таким же непредвиденным и непредсказуемым, как многие веяния времени.
    Но надежды их быстро развеялись, когда увидели караимы, что морские жители не понимают моря, не слышат в плеске волны и блеске утренних молний ни звука из той песни, что часто звучала в Маток-Тора.

    Тогда самый юный караим из умеющих говорить сказал: «Чужими они пришли в наш мир, чужими и пребудут».
    А самый старый караим ответил ему: «Я помню время, когда в нашем мире не было волков, но однажды они пришли; я помню дни, когда в нашем море еще не водились медузы, но вот они приплыли; мой отец помнил первый прилет бакланов, невиданных ранее в наших краях; мать моей матери видела, как взошла первая сосна из маленькой шишки, принесенной ураганом; и каждый раз мы опасались от них чего-то плохого; но они прижились среди нас, и стали частью нашего мира».

    Первые насельники нашего мира, появившиеся после караимов, не умели читать знаков мироздания в их чистом, незамутненном виде. У них не было знаний, идущих изнутри, о добре и зле, о красоте и порядке.

    И тогда караимы стали их первыми учителями.
    Много глупостей успели натворить пришельцы, прежде чем стали постигать, хоть крупицами, тайны нового для них мира. Бесконечное количество раз караим-учитель горестно всплескивал руками, говоря: «Неужели и этого ты не видишь?!», и ученик действительно не видел. Новички чувствовали только наиболее яркие, грубые проявления древней природы, но были они резвы, как дети, и также точно обидчивы и трусливы, беспомощны и требовательны, словно младенцы. И караимы полюбили их, как своих детей, прощая им все их шалости.
    Не в силах объяснить им тайны природы, не находя слов для описания невидимого, караимы придумали для них свод правил и законов. И назвали их тэйрим, «чтущие закон». Впоследствии это имя было многократно искажено, как искажает эхо оброненное кем-то слово, и более поздние пришельцы прозвали первых пришельцев «таврами».

    Не скупясь и не скрываясь, караимы открыли таврам древние тайны, но лишь часть из них оказалась доступна разуму пришельцев. Тавры научились многим премудростям жизни с морем, познали секреты горных пещер, открыли для себя некоторые секреты и хитрости лесного уклада.
    Самые способные дети тавров годами жили среди караимов, впитывая их древнюю мудрость, и многие потом стали просветителями своего народа. Иные же, очарованные караимскими путями, навсегда оставались среди дружественного племени, роднились с ним, становились его частью.

    Солнечный век, сколь бы долго он не длился, также заканчивал свой век. Все это время Маток-Тора оставалась могучей крепостью, возвышавшейся над нашим миром. Но видели ее теперь только караимы. Тавры, что попроще, слышали предания об этой крепости, и в их сознании она превращалась в обитель для душ после смерти. Тавры, обученные караимами, сроднившиеся с ними, старались увидеть Маток-Тора собственными глазами. Но не видали, и в сердцах их постепенно накапливалась обида, а следом за ней и зависть. Многие пытались ее найти, хотя караимы и не скрывали ее.
    Бывало, что полукровный тавр, в чьих жилах уже неслась кровь караима, видел Маток-Тора на какое-то мгновение, словно мираж или туман. Но еще больше было таких, кто самостоятельно пускался на поиски, подбивая к этому и своих несмышленых товарищей. И каждый раз, обзаведясь очередным чудесным открытием (ибо древний мир хранил не одну сотню секретов), но так и не найдя древнюю крепость, тавры все более и более злились на своих учителей, и недоверие и злоба сыграли впоследствии свою роковую роль.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.07.18 | "Скора дембель!"

      Re: Солнечный век нашего мира

      - ты суслика видишь?
      - нет
      - а он - есть.
      (к/ф "ДМБ")
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.07.19 | эким

        Re: Солнечный век нашего мира

        Караимы. Караимы - потомки хазар - один из самых малочисленных народов на земле. Современные ученые относят караимов к тюркской группе алтайской семьи народов. Историческая родина караимов – Крым. Народ этот похож на половцев по языку и на библейских самарян по вере. В 1399 году великий князь Литовский Витаутас (Витовт, Витольд) после своего победоносного похода в Крым в конце XIV века перевёз в Литву около четырёхсот караимских семей и расселил их вокруг своего замка. Караимы составили личную охрану князя Витаутаса, а также охраняли западные границы Литвы от немецких рыцарей. Переселение караимов в Литву продолжалось и в XV-XVI вв. Покинув свое историческое родовое гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале, Кырк-Ер), караимы рассеялись по всему свету. Народ этот сегодня находится под угрозой полного исчезновения, превращается в человеческий реликт. Ныне всех караимов мира можно было бы, наверное, расселить в небольшом жилом микрорайоне. Однако многое из прошлого караимов так и остается до конца не выясненным. Бариев объясняет, что хазары-иудаисты по материнской линии вошли в состав еврейского народа, а те, которые были иудаистами по отцовской линии, составили народность караимов и обосновались в Крыму. По словам Гумилёва в XIV веке Орда стала причудливым сочетанием поволжских городов, многочисленных “осколков” разных народов, среди которых он называет и караимов, которые обосновались на западе владений. В 1555-1565 годах много казанцев и темниковцев - служилых людей - числом более 30 тысяч человек были уведены в ливонскую войну. Некоторые затем осели в Литве и восточных районах Польши и слились с ранее (в 1385) вышедшими сюда золотоордынскими татарами и караимами. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Однако, несмотря на явно тюркское звучание, слово «караим» происходит от древнееврейского «карай» - «чтец», тот, кто признает только писаный закон, поскольку они признавали только исходный текст Библии и отрицали ее позднейшие толкования, в том числе и Талмуд. Таким образом, караимизм, караизм означает религиозное учение караимов или караитов, которое получило распространение среди евреев Персии, Вавилонии, Палестины, Египта, Испании, Византии и в других регионах. Так что слово «караим» имеет два значения - обозначение религии и название народности. Кстати, есть евреи-караимы (по вере). Это евреи, исповедующие учение Моисея и не признающие Талмуд священной книгой. Они считают себя неотъемлемой частью народа Израиля. С караимами - потомками хазар их объединяет общая вера, многое из общего духовного наследия. Караимы. Л.Н. Гумилев выявляет потомков евреев-маздакитов, которые путаются в своем происхождении; это - терские казаки и караимы Крыма. Караимы. Первые свидетельства о евреях на территории будущей Крымской Хазарии относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство. Можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму на территории Боспорского царства во 2-1-вв. до н.э. Возможно, первые евреи попали в Крым с Кавказа (через Таманский п-ов) со времен ассирийского и вавилонского плена (7-6 вв. до н.э.). Еврейская община пополнялась не только за счет самих евреев и их рабов, но и иудействующих греков, частично исполнявших предписания модной тогда еврейской религии. Род занятий - ремесла, торговля, государственная служба, включая службу в армии. В конце четвёртого века начинается процесс деэллинизации евреев Крыма в связи с падением в 370-е гг. Боспорского царства под напором гуннов, который на короткий период был прерван приходом Византии в начале 6 в. н.э. Когда в восьмом веке Крым перешёл под протекторат Хазарии, иудейские общины Крыма могли оказать влияние на выбор верхушкой хазарской знати новой государственной религии и выдвинули своего лидера (Булан), которого снабдили связями, деньгами и знаниями. Хазарский период явился периодом расцвета еврейской цивилизации в Причерноморье. Очевидно, что начинается расцвет прозелетизма - часть крымский готов принимает иудаизм. Начинается массовая иммиграция в Крым еврейских беженцев из Византии и Персии, где регулярно происходили гонения на них. В начале 10 века в Каффе была построена самая величественная на тот момент и самая древняя из сохранившихся на территории бывшей Хазарии синагога. Устанавливаются тесные контакты между крупнейшим центром еврейской цивилизации в Испании (Картахене) и хазарами. Сохранилась переписка, датируемая около 960 г. К этому времени относятся и ранние контакты славян с евреями, которые также осуществлялись через хазар. В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном Побережье п-ова с 1266 г. обосновались генуэзские колонии - Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы продолжали называть Крым "Газарией" (Хазарией). К этому времени относятся упоминания о возникновении в Крыму новой еврейской общины - караимов. С 14 в. общины караимов сосредоточились в Крыму в Чуфут-Кале (ивр. - Села ха-иехудим) и Каффе (Феодосии), где жили как караимы, так и раббаниты. В 1392 г. литовский князь Витовт (Литва в это время считается правопреемницей Киевской Руси и лидером среди славянских государств) разбивает крымских татар и угоняет в Литву огромное число пленников, среди которых, по караимской традиции, было несколько караимской семей. Пленники были поселены в Тракае, в Луцке, в Галиче и близ Львова. Позднее караимы расселились по другим городам Литвы, Волыни и Подолии. Караимы установили в Литве тесные отношения с раббанитами, разделив с ними в том числе, судьбу жертв погромов Б. Хмельницкого. К 15 веку практически оставалось два наиболее крупных караимских центра - в Крыму и в Литве. Именно крымские и литовские караимы превратились в особую этнолингвистическую группу, поскольку они говорили на особом караимском языке. Крымские караимы, также как и раббаниты, которые затем будут называть себя крымчаками, все более и более сближаются с новыми властителями Крыма - крымскими татарами и турками. Турки часто использовали евреев в переговорах с русскими князьями. Так еврейский купец Хозя Кокос был в 1472-1486 гг. посредником на переговорах между великим князем Московским Иваном III и крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры, считали евреем. В 15-16 вв. крымчаки ассимилировали многих евреев-выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии, Кавказа (грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам. Стремясь еще более улучшить свое правовое положение, руководители караимской общины России в к.18 - нач.19 в. выступают с утверждениями, что им свойственны качества, которых нет у евреев-раббанитов - трудолюбие, честность и верность трону. В 1835 г. караимы добиваются принятия русским правительством закона о выселении из г. Троки в Литве евреев-раббанитов и одновременно добиваются изменения официального названия своей общины: вместо "евреи-караимы"- "русские караимы ветхозаветного вероисповедания", а позднее - просто "караимы". Различие в правовом статусе сопровождалось углублением социально-экономических различий: в то время как евреи Крыма были в основном торговцами и ремесленниками, караимы были богатыми земледельцами, державшими в своих руках табачные и фруктовые плантации, владельцами соляных копий. Им было предоставлено право религиозного самоуправления - также как и крымским татарам. (Энгель)Караимы. Сегодня российские караимы - в отличие от караимов Востока - в большинстве своем не считают себя частью еврейского народа. (Кандель) Караимы. Сын хазарина и еврейки сохранял все права хазарского рода и мог быть принят в еврейскую общину, а сын еврея и хазарки был чужим и для тех и для других. Вторые составили маленькую общину крымских караимов, антропологические черты коих совмещают тюркский и ближневосточный типы, а первые создали хазарскую иудейскую общину, включившую в себя тюркскую династию и в 20-х гг. IX века захватившую власть в Хазарии. (Гумилёв)

        Караимы. Считается (Т. Леви), что иудеская секта караимов, возникла в 8 в. в Багдаде в результате движения против раввинизма, поднятого Ананом Ганаси. Эта секта получила широкое распространение в Константинополе и Андрианополе. Название караимы, первоначально означавшее принадлежность к религиозному вероучению, закрепилось за группой, исповедующей это вероучение, в качестве этнонима. Их в исторической литературе часто называют евреи-караимы. Караимы, признающие Моисея, но отвергающие Мишну и Талмуд, каким-то образом попавшие в Крым, смешавшиеся с остатками хазарско-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию и распространившие среди них своё учение, были в конце 14 в. выведены из Крыма литовским князем Витовтом в Литву. Они поселились в Троках, Луцке и Галиче. На Кавказе иудейскую религию, и притом не караимкого, а раввинистского толка, исповедуют главным образом таты, по языку связанные не с хазарами, а с дотюркским ираноязычным населением Азербайджана Н.И. Малишевский, А. Самойлович, N. Slouschz, B. Munkacsi). Караимы в Крыму впервые засвидетельствованы в начале XV в. Мюнхенский гражданин Иоанн Шильдпергер, описывая Кафу, сообщает, что, кроме христиан, там жили иудеи-караимы и талмудисты (Kutschera, Die Chazaren). Крымских и литовско-украинских караимов, говорящих на тюркском языке, очень часто и настойчиво выставляют потомками хазар-иудеев (В.В. Григорьев, А. Самойлович, S. Szyszman). Доводом в пользу хазарского происхождения караимов остаются их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию, смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, но в известных источниках для доказательства этого нет никаких данных. В истории караимов до сих пор остаётся много неясного. В 1874 г. А.Я. Гаркави нашёл среди рукописей караима Фирковича А.С. (1786-1874), известного своими подделками, так называемую пространную редакцию письма царя Иосифа. Существуют споры между раввинистами и караимами относительно характера хазарского иудаизма. Но этот спор, считает Артамонов, стоит вне пределов науки и вряд ли может что-либо добавить к мифу о якобы веротерпимости хазар (хазар-иудеев). Известно утверждение Кинама в XII веке, что хазары живут по законам Моисея, но соблюдают их не очень последовательно. В 60-е годы XX века заметную активность в изучении хазар с позиций караимства развивает С. Шишман. Истархов отмечает, что целый ряд строгих мер против евреев со стороны императора Юстиниана и императоров-иконоборцев заставил их бежать через Кавказ на берега Волги, Дона и побережье Черного моря. Часть беглецов растворилась в массе горных кавказских племен и, утратив свою национальность, передала этим племенам некоторые физиологические черты еврейского типа. Другие евреи нашли для себя приют среди хазар, караимов и других племен, живших на территории нынешнего юга России. Около 730 г. евреи оседлали все хазарские, караимские племена и власть захватил еврейский царь или «каган». Le "Glosel" khazars; Les Gens de la Caverne, Les caraimes et les khazares. Леви Т.С. "Очерк возникновения караизма. СПб., 1913. Малишевский Н.И. "Евреи в Южной России и Киеве в 10-12 вв." Труды Киевской Духовной академии. 1878. Т. 2. Григорьев В.В. "Еврейские религиозные секты в России. Караиты и караимы".
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.07.19 | Вечный студент

          Re: Очередная "выборка" ПроХфессора...

          ...в "насаженных на крючковатый нос очках".

          Традиционно предостаточно противоречий и откровенного вранья.
    • 2010.07.20 | Карайтатар

      так появились татары

      Ночной дозор пише:
      > все более и более злились на своих учителей, и недоверие и злоба сыграли впоследствии свою роковую роль
      Так в исконном караимском Крыму появились злобные татары.
      Это мы знаем.
  • 2010.07.20 | доброжелатель

    анонс

    Эти и другие истории читайте вскоре в новой книге Н.Д. "Священная история караимов".
    Книга уже готовится к издательству.
    В этом автор в минуту откровенности сам признался в присутствии свидетелей.

    подпись: доброжелатель


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".