В Бахчисараї в місцевому барі "Пушкін" є така картина
07/25/2010 | Tatarchuk
Зображує Пушкіна і, за попередніми враженнями, Татьяну Ларіну
Відповіді
2010.07.26 | ЖивоПисец
Отнюдь :(((
Tatarchuk пише:
> Татьяну Ларіну
Отнюдь. Это не Татиана Ларина.
Это Наталия Гончарова.
Безнадежно и неизлечимо (как позже выяснилось в письмахъ царскосельскимъ друзьямъ) фригидная женщина.
Увы-съ.
УВЫ-СЪ.
2010.07.26 | Ночной дозор
Картину неправильно повесили
Tatarchuk пише:
> за попередніми враженнями, Татьяну Ларіну
Чтобы понять, а не гадать, надо было картину взять за раму и перевернуть. Вот так: р-раз, и готово.
Ночной дозор пише:
> Чтобы понять, а не гадать, надо было картину взять за раму и перевернуть. Вот так: р-раз, и готово.
Ночной Дозор, вы монстр и чудовище. Вы чудовище и монстр.
МОНСТР и ЧУДОВИЩЕ, Я ПОВТОРЯЮ.
Работа над караимскими сказаниями выжгла в Вас все трепетное и человеческое.
Поверните кортину обратно.
Немедленно.
...ледяная фригидная женщина, с полным предсмертного отвращения невидящим взором (видимо она умерла от отвращения, почуяв запах говна), с лицом трупа, с лицом цвета собственного несвежего похоронного платья, с белесыми губами, усыпанными снежным инеем лепры... у нее ведь уже глаза проминаются под пальцем... на плечах и между плоскими грудями проступает синева... и вдруг витальный, жовиальный и гривуазный Пушкин, летящий к ней вниз головой в эту могилу, полную густой красно-коричневой слизи... Да если бы я был Пушкин, я бы за такой разворот застрелил Вас в пах!
Насколько я разбираюсь в пушкинистике, поэт лишь в своих посмертных запискахъ къ царскосельскимъ друзьямъ съ сожалениемъ и запоздалымъ раскаяниемъ призналъ, что всегда и везде был латентным некрофилом. Увы-съ.
Ночной дозор пише:
> Что-то здесь явно близкое по теме
Ну так известно что... некрофильские фантазии над фригидными женщинами...
Это все потому, что совести нет нигде.
Ни в "Пушкине", ни на Майдане, ни на YouTube.
If I touch a burning candle I can feel no pain
In the ice or in the sun it's all the same
Yet I feel my heart is aching
Though it doesn't beat it's breaking
And the pain here that I feel
Try and tell me it's not real
And I know that I am dead
Yet it seems that I still have some tears to shed
Такой мультик увидать, оно дорогого стоит. А какая польза для детей, и словами не описать, полезный фильм!
Они б еще по мотивам "Твин Пикса" сняли 3Д, "Кто убил Лору Палмер".
Незнающий собственной классики обречен искать чужую.
В крымской культуре есть самостоятельный, незаимствованный образ Мысхор-Къыз, известный туристам под именем мисхорской Русалочки.
В украинской культуре есть мавки, нявки.
Друг Пушкина (между прочим) Гоголь создал "Майскую ночь, или Утопленницу".
Позднее образ лесной мавки тревожил Лесю Украинку..
2010.07.29 | Ночной дозор
Пушкина, между прочим, с тех пор полностью обелили
Адель Давыдова — старшая дочь Аглаи Антоновны—также не может быть совершенно пропущена в обзоре сердечных увлечений поэта. Декабрист И. Д. Якушкин, гостивший в Каменке в конце 1820 года и вынесший, кстати сказать, не особенно благоприятное впечатление из своего знакомства с Пушкиным, сохранил для нас следующую сценку:
„У нее [Аглаи Давыдовой] была премиленькая дочь, девочка лет двенадцати. Пушкин вообразил себе, что он в нее влюблен, беспрестанно на нее заглядывался и, подходя к ней, шутил с ней очень неловко.
Однажды за обедом он сидел возле меня и, раскрасневшись, смотрел так ужасно на хорошенькую девочку, что она, бедная, не знала, что делать, и готова была заплакать; мне же стало ее жалко, и я сказал Пушкину вполголоса: „Посмотрите, что вы делаете: вашими взглядами вы совершенно смутили бедное дитя".—„Я хочу наказать кокетку,—ответил он,—прежде она со мною любезничала, а теперь прикидывается жестокой и не хочет взглянуть на меня". С большим трудом удалось обратить все это в шутку и заставить его улыбнуться" ").
В честь Адели Давыдовой Пушкин написал стихи, где говорится:
Для наслажденья Ты рождена. Час упоенья Лови, лови! Младые лета Отдай любви...
Но бедной девушке не пришлось воспользоваться этими советами. После смерти Александра Львовича Аглая Антоновна уехала с детьми за границу и здесь задумала вторично выйти замуж за французского генерала Себастиани. Повидимому, Адель каким-то образом могла явиться препятствием к этому браку. Тогда ее обратили в католичество и постригли в монахини в обители урсулинок, где она и осталась до конца жизни.
2010.08.31 | Ночной дозор
Пушкин, Воронцова и Караимы
Украина Incognita
Воронцова, Пушкин и караимы
Знаменитый перстень поэта был изготовлен в Крыму
Никита КАСЬЯНЕНКО, «День» Симферополь http://www.day.kiev.ua/18732/
В статье «Архиолигарх» граф Михаил Воронцов» («День», № 66) мой коллега Сергей Махун пишет: «Современники называли Воронцову «одной из привлекательнейших женщин своего времени», восхищались ее грацией, приветливостью. Между поэтом и графиней возникло, по мнению многих исследователей, обоюдное чувство...»
Многие исследователи жизни Александра Пушкина знают, что именно графиней Елизаветой Воронцовой поэту был подарен знаменитый перстень, который, во-первых, был парным (второй остался у нее), а, во-вторых, — и это знают совсем немногие исследователи! — перстни были изготовлены в Крыму, вернее, в Джуфт-Кале караимскими ювелирами. История этих перстней такова.
Когда в 1783 году Крымское ханство было аннексировано Российской империей, законопослушные караимы не покинули родительское гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале). Екатерина II, приехав в Крым в 1787 году, на приеме в Бахчисарае, спросила бывшего министра ханского двора караима Веньямин-агу: как ему живется без хана? Он попросил отпустить его в Турцию, на что царица сказала: «Как волка не корми, а он все в лес смотрит!» Однако Шахин-Гирей не поехал в Турцию, именно поэтому подавляющее большинство караимов тоже осталось в Крыму. Через несколько лет хан все-таки выехал в Тамань, а потом в Стамбул. Властитель Оттоманской Порты поселил его на острове Родос, а там по его приказу хана убили, как считают за близость к России.
Убийство турками-османами Шахин-Гирея крымские караимы, служившие хану на совесть, восприняли как личную обиду. Этот факт стал главной причиной того, что во время Крымской войны они воевали на стороне Российской империи, многие из них мужественно защищали Севастополь. Российские цари благоволили к караимам, отличавшимся необычайной ученостью (вспомним канцлера Петра I Шафирова). Екатерина II издала указ о предоставлении им значительных льгот. В 1818 году император Александр I останавливался в Евпатории у сюзерена (гахана) караимов Хаджи Бабовича, даже посетил его гарем (см. акварель), где восхищался наложницами. В 1838 году Николай II выдал указ о караимском духовенстве, Александр III часто принимал последнего гахана С. Шапшала. В 1916 году Николай II, будучи в Евпатории, прожил на даче городского председателя караима Дувана шесть дней.
Караимы были известными в Крыму ювелирами. До нас дошла история с перстнем Пушкина. Как известно, поэт очень гордился своим перстнем, называл его не иначе как «мой талисман». Это был сердоликовый перстень-печать, которым запечатаны немало писем Пушкина, его оттиски поэт ставил на многих рукописях, а под стихом «Талисман» поставлено даже пять оттисков. Перстнем Пушкин очень дорожил, не расставался с ним. Уже после дуэли умирающий поэт завещал его Владимиру Жуковскому, своему другу и «побежденному учителю». После смерти Жуковского его сын Павел передал перстень как драгоценную реликвию писателю Ивану Тургеневу, который в свою очередь завещал, чтобы после его смерти перстень передали самому Льву Толстому, и просил, чтобы тот, в свою очередь, завещал его достойному продолжателю пушкинских традиций в литературе.
Но наследница И. Тургенева Полина Виардо отослала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, где он и хранился. К сожалению, весной 1917 года среди других ценных предметов этого музея перстень был украден. На этом его история пока прерывается. Вполне возможно, что он все же не переплавлен как «лом драгметаллов» большевиками, и след караимского перстня еще может быть найден. Ведь едва ли существовала третья (по пересказам, как увидите дальше, перстень был парный) копия этого редчайшего и драгоценного не столько стоимостью металла, а именно своей историей, ювелирного изделия.
В музее остались лишь футляр, слепок камня и его оттиск на сургуче и воске. Этого, очевидно, достаточно, чтобы идентифицировать находку, если человечеству выпадет возможность снова увидеть эту реликвию. Кроме того, существует описание перстня одного из посетителей пушкинской выставки 1899 года в Санкт-Петербурге: «Этот перстень — большое золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета и резной восточной надписью. Такие камни со стихами Корана или же мусульманской молитвой еще и сейчас часто встречаются на востоке…»
В творчества Пушкина образ именно этого перстня встречается очень часто. Известно, что перед отъездом Пушкина из Одессы в Михайловское графиня Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и перстень-талисман — золотое кольцо с восьмигранным сердоликом и выгравированной на нем таинственной надписью. В 1825 году Пушкин писал: «В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран, Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман...» Уже в 1827 году он был значительно откровеннее: «Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман...» Такой же перстень остался у графини, им Елизавета Ксаверьевна запечатывала письма к Пушкину в Михайловское, велев их тотчас же сжигать. Подтверждение находим в пушкинском стихе «Сожженное письмо»: «Прощай письмо любви! Прощай, она велела...» В нем есть такие строки: «Уж перстня верного утратя впечатление, Растопленный сургуч кипит...» Образ перстня-подарка Воронцовой встречаем в блистательных стихотворениях — вершинах любовной лирики — «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «В пещере тайной...», «Сожженное письмо». Именно с этим перстнем на руке Пушкин изображен на картинах работы В. Тропинина, К. Маузера. Со временем Пушкин стал приписывать перстню магические свойства, считал надпись на нем кабалистической и такой, которая имеет чудодейственную силу.
Как оказалась, история этого перстня, хотя и малоизвестная по понятным причинам, тем не менее, уже расшифрована историками. Еще в 1933 году известный ученый-тюрколог С. Шишман в Париже в «Бюллетене караимских исследований» опубликовал статью на французском языке «Талисман Пушкина». Ее русский перевод был опубликован в «Вестнике Русского фонда культуры».
Оказывается, что в 1888 году надпись на перстне была прочитана исследователем Д. Хвольсоном (известный русский востоковед, доктор философии, профессор восточных языков Санкт-Петербургского университета, автор научного перевода Библии на русский язык), определившим, что надпись сделана именно караимским курсивом и в сокращенном виде значит дословно следующее: «Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память». По мнению Хвольсона, а также Шишмана, именно текст (традиционное для Крыма караимское употребление слова «старец», особенности написания литер и шрифт) дает основание безошибочно определить время и место изготовления перстня — конец XVIII — начало XIX столетия, Крым, Джуфт-Кале. Крым тогда входил в состав Новороссийского края. Генерал-губернатор его с 1823 года Михаил Воронцов имел на полуострове свои владения. Чета Воронцовых, как известно, были в хороших отношениях с караимами, а именно от них графиня и получила в подарок (или как плату за услуги) эти перстни.
Интересно, как пишет Эльжбетта Безекавичене, что исследователь связей Пушкина с Крымом Л. Февчук, еще за 15 лет до Шишмана в работе о личных вещах Пушкина поместил снимок перстня. По этому снимку надпись самостоятельно прочитал и караимский филолог и исследователь С. Фиркович. Его исследование было опубликовано на русском, польском и литовском языках в тракайской районной газете (в Тракае находится одна из самых многочисленных колоний караимов). Караимы — религиозно-этническая группа, потомки тюркских племен. С IX в. селились в горах Крыма. С конца XV в. часть караимов эмигрировали в Литву (великие князья Литовские отмечали их неподкупность и верность присяге), в Киев, на Волынь и Галичину.
Иллюстраторы четвертого тома «Караимской энциклопедии» поместили в этой книге также акварельный рисунок, который мы копируем здесь — «Гахан караимов Хаджи-Ага-Бабович дарит талисман графине Воронцовой». Читателю «Дня» интересно будет сравнить портреты Воронцовой в № 66 «Дня», и здесь — тот же поворот головы, те же волосы, ожерелье, лицо — несомненное сходство, почти полная идентичность. И хотя понятно, что перстень имеет, несомненно, караимское происхождение, нет свидетельств, однако, ни о других работах мастера, ни о его жизни. Как нет документальных свидетельств также и о том, что перстень подарен (продан, обменян?) графине именно Хаджи Бабовичем; это лишь одно из возможных предположений исследователей караимской жизни, которые избрали наиболее вероятный путь перстней от мастера до Воронцовой.
Дальнейшая судьба перстня Пушкина хорошо известна, а перстня самой Воронцовой не известна совсем и вряд ли теперь уже когда-нибудь прояснится. Хаджи Бабович (1788—1855) первый официальный гахан крымских караимов в России, городской председатель Евпатории; с его именем связано сооружение кафедральной кенасы в Евпатории, реставрация ханского дворца в Бахчисарае, издание караимской литературы, ведение образцовых садовых хозяйств в Крыму. Представляя интересы караимов, Бабович встречался с русскими государями, крупными чиновниками, в частности Воронцовыми, поддерживал отношения с высшим духовенством христиан и мусульман. С кавалерийским взводом караимов- джигитов сопровождал Николая I в Бахчисарай и Джуфт-Кале. В доме Бабовича в Евпатории, который сохранился по сей день, но находится в довольно плачевном состоянии, останавливались Александр I и великий польский поэт Адам Мицкевич.
ГАХАН КАРАИМОВ ХАДЖИ-АГА-БАБОВИЧ ДАРИТ ГРАФИНЕ ВОРОНЦОВОЙ ПЕРСТЕНЬ РАБОТЫ КАРАИМСКОГО МАСТЕРА, КОТОРЫЙ СТАНЕТ ТАЛИСМАНОМ ПУШКИНА
АЛЕКСАНДР I В ГАРЕМЕ ГАХАНА ХАДЖИ-АГА-БАБОВИЧА. РИСУНОК ИЗ «КАРАИМСКОЙ НАРОДНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ», т. 4.
Какая любопытная картинка, однако.
Волнующая тема караимских гаремных сисек с бубном явно ждет своего раскрытия соответствующими певцами. Кроме того, мне известны несколько людей, чьи родословные восходят к знаменитому роду евнухов Джюфт-Кале. Без описания непростого быта караимских наложниц и кастратов караимская антология будет неполной и убогой.
Евнух-огълу пише:
> Какая любопытная картинка, однако.
О, у нас таких много. Это была самая нелюбопытная еще.
> Волнующая тема караимских гаремных сисек с бубном явно ждет своего раскрытия соответствующими певцами. Кроме того, мне известны несколько людей, чьи родословные восходят к знаменитому роду евнухов Джюфт-Кале. Без описания непростого быта караимских наложниц и кастратов караимская антология будет неполной и убогой.
Работа уже началась. Дым стоит коромыслом. Частично тема затрагивалась в приключениях разбойника Алима. Он в бытность свою айдамаком любил наведываться в дома караимской красавицы Симы Бобович и ее многочисленных родственниц. И вообще, его отношения с карайскими девами были очень сложными.
Ночной дозор пише:
> И вообще, его отношения с карайскими девами были очень сложными.
Это отрадно. Но не могу не отметить, что тема караимских евнухов, как всегда, осталась за кадром обзора. Всемирный заговор забвения и умолчания в действии.
Відповіді
2010.07.26 | ЖивоПисец
Отнюдь :(((
Tatarchuk пише:> Татьяну Ларіну
Отнюдь. Это не Татиана Ларина.
Это Наталия Гончарова.
Безнадежно и неизлечимо (как позже выяснилось в письмахъ царскосельскимъ друзьямъ) фригидная женщина.
Увы-съ.
УВЫ-СЪ.
2010.07.26 | Ночной дозор
Картину неправильно повесили
Tatarchuk пише:> за попередніми враженнями, Татьяну Ларіну
Чтобы понять, а не гадать, надо было картину взять за раму и перевернуть. Вот так: р-раз, и готово.
2010.07.26 | ЖивоПисец
чудовище и монстр
Ночной дозор пише:> Чтобы понять, а не гадать, надо было картину взять за раму и перевернуть. Вот так: р-раз, и готово.
Ночной Дозор, вы монстр и чудовище. Вы чудовище и монстр.
МОНСТР и ЧУДОВИЩЕ, Я ПОВТОРЯЮ.
Работа над караимскими сказаниями выжгла в Вас все трепетное и человеческое.
Поверните кортину обратно.
Немедленно.
...ледяная фригидная женщина, с полным предсмертного отвращения невидящим взором (видимо она умерла от отвращения, почуяв запах говна), с лицом трупа, с лицом цвета собственного несвежего похоронного платья, с белесыми губами, усыпанными снежным инеем лепры... у нее ведь уже глаза проминаются под пальцем... на плечах и между плоскими грудями проступает синева... и вдруг витальный, жовиальный и гривуазный Пушкин, летящий к ней вниз головой в эту могилу, полную густой красно-коричневой слизи... Да если бы я был Пушкин, я бы за такой разворот застрелил Вас в пах!
Насколько я разбираюсь в пушкинистике, поэт лишь в своих посмертных запискахъ къ царскосельскимъ друзьямъ съ сожалениемъ и запоздалымъ раскаяниемъ призналъ, что всегда и везде был латентным некрофилом. Увы-съ.
"Нетъ (говорил он), я не дорожу мятежнымъ наслажденьемъ,
Восторгом чувственнымъ (пытался убедить он), безумствомъ, исступленьемъ,
Стенаньемъ, криками вакханки молодойъ,
Когда, виясь въ моихъ объятияхъ змеейъ,
Порывомъ пылкихъ ласкъ и жаждою лобзанийъъ,
Онаъ торопитъ часъ последнихъъ содроганийъъъъъъъъ".
Вот как он говорил, слышали. А Вы его развертываете головой въ могилуъ. Переразверните немедленоъ.
2010.07.26 | Ночной дозор
Даже фильм похожий сняли
Что-то здесь явно близкое по теме2010.07.26 | ЖивоПисец
Даже мультфильм похожий сняли
Ночной дозор пише:> Что-то здесь явно близкое по теме
Ну так известно что... некрофильские фантазии над фригидными женщинами...
Это все потому, что совести нет нигде.
Ни в "Пушкине", ни на Майдане, ни на YouTube.
If I touch a burning candle I can feel no pain
In the ice or in the sun it's all the same
Yet I feel my heart is aching
Though it doesn't beat it's breaking
And the pain here that I feel
Try and tell me it's not real
And I know that I am dead
Yet it seems that I still have some tears to shed
http://www.youtube.com/watch?v=_5-UiwIOsrA&feature=related
2010.07.26 | Ночной дозор
Вот угораздило меня на сон грядущий
Такой мультик увидать, оно дорогого стоит. А какая польза для детей, и словами не описать, полезный фильм! Они б еще по мотивам "Твин Пикса" сняли 3Д, "Кто убил Лору Палмер".2010.07.26 | Киса
извращенцы
2010.07.28 | Дневной дозор
Незнающий собственной классики обречен искать чужую.
В крымской культуре есть самостоятельный, незаимствованный образ Мысхор-Къыз, известный туристам под именем мисхорской Русалочки.В украинской культуре есть мавки, нявки.
Друг Пушкина (между прочим) Гоголь создал "Майскую ночь, или Утопленницу".
Позднее образ лесной мавки тревожил Лесю Украинку..
2010.07.29 | Ночной дозор
Пушкина, между прочим, с тех пор полностью обелили
2010.08.21 | Дежурный
Пушкин был педофил, да простит меня Казарин
Адель Давыдова — старшая дочь Аглаи Антоновны—также не может быть совершенно пропущена в обзоре сердечных увлечений поэта. Декабрист И. Д. Якушкин, гостивший в Каменке в конце 1820 года и вынесший, кстати сказать, не особенно благоприятное впечатление из своего знакомства с Пушкиным, сохранил для нас следующую сценку:„У нее [Аглаи Давыдовой] была премиленькая дочь, девочка лет двенадцати. Пушкин вообразил себе, что он в нее влюблен, беспрестанно на нее заглядывался и, подходя к ней, шутил с ней очень неловко.
Однажды за обедом он сидел возле меня и, раскрасневшись, смотрел так ужасно на хорошенькую девочку, что она, бедная, не знала, что делать, и готова была заплакать; мне же стало ее жалко, и я сказал Пушкину вполголоса: „Посмотрите, что вы делаете: вашими взглядами вы совершенно смутили бедное дитя".—„Я хочу наказать кокетку,—ответил он,—прежде она со мною любезничала, а теперь прикидывается жестокой и не хочет взглянуть на меня". С большим трудом удалось обратить все это в шутку и заставить его улыбнуться" ").
В честь Адели Давыдовой Пушкин написал стихи, где говорится:
Для наслажденья Ты рождена. Час упоенья Лови, лови! Младые лета Отдай любви...
Но бедной девушке не пришлось воспользоваться этими советами. После смерти Александра Львовича Аглая Антоновна уехала с детьми за границу и здесь задумала вторично выйти замуж за французского генерала Себастиани. Повидимому, Адель каким-то образом могла явиться препятствием к этому браку. Тогда ее обратили в католичество и постригли в монахини в обители урсулинок, где она и осталась до конца жизни.
2010.08.31 | Ночной дозор
Пушкин, Воронцова и Караимы
Украина IncognitaВоронцова, Пушкин и караимы
Знаменитый перстень поэта был изготовлен в Крыму
Никита КАСЬЯНЕНКО, «День» Симферополь
http://www.day.kiev.ua/18732/
В статье «Архиолигарх» граф Михаил Воронцов» («День», № 66) мой коллега Сергей Махун пишет: «Современники называли Воронцову «одной из привлекательнейших женщин своего времени», восхищались ее грацией, приветливостью. Между поэтом и графиней возникло, по мнению многих исследователей, обоюдное чувство...»
Многие исследователи жизни Александра Пушкина знают, что именно графиней Елизаветой Воронцовой поэту был подарен знаменитый перстень, который, во-первых, был парным (второй остался у нее), а, во-вторых, — и это знают совсем немногие исследователи! — перстни были изготовлены в Крыму, вернее, в Джуфт-Кале караимскими ювелирами. История этих перстней такова.
Когда в 1783 году Крымское ханство было аннексировано Российской империей, законопослушные караимы не покинули родительское гнездо Джуфт-Кале (Чуфут-Кале). Екатерина II, приехав в Крым в 1787 году, на приеме в Бахчисарае, спросила бывшего министра ханского двора караима Веньямин-агу: как ему живется без хана? Он попросил отпустить его в Турцию, на что царица сказала: «Как волка не корми, а он все в лес смотрит!» Однако Шахин-Гирей не поехал в Турцию, именно поэтому подавляющее большинство караимов тоже осталось в Крыму. Через несколько лет хан все-таки выехал в Тамань, а потом в Стамбул. Властитель Оттоманской Порты поселил его на острове Родос, а там по его приказу хана убили, как считают за близость к России.
Убийство турками-османами Шахин-Гирея крымские караимы, служившие хану на совесть, восприняли как личную обиду. Этот факт стал главной причиной того, что во время Крымской войны они воевали на стороне Российской империи, многие из них мужественно защищали Севастополь. Российские цари благоволили к караимам, отличавшимся необычайной ученостью (вспомним канцлера Петра I Шафирова). Екатерина II издала указ о предоставлении им значительных льгот. В 1818 году император Александр I останавливался в Евпатории у сюзерена (гахана) караимов Хаджи Бабовича, даже посетил его гарем (см. акварель), где восхищался наложницами. В 1838 году Николай II выдал указ о караимском духовенстве, Александр III часто принимал последнего гахана С. Шапшала. В 1916 году Николай II, будучи в Евпатории, прожил на даче городского председателя караима Дувана шесть дней.
Караимы были известными в Крыму ювелирами. До нас дошла история с перстнем Пушкина. Как известно, поэт очень гордился своим перстнем, называл его не иначе как «мой талисман». Это был сердоликовый перстень-печать, которым запечатаны немало писем Пушкина, его оттиски поэт ставил на многих рукописях, а под стихом «Талисман» поставлено даже пять оттисков. Перстнем Пушкин очень дорожил, не расставался с ним. Уже после дуэли умирающий поэт завещал его Владимиру Жуковскому, своему другу и «побежденному учителю». После смерти Жуковского его сын Павел передал перстень как драгоценную реликвию писателю Ивану Тургеневу, который в свою очередь завещал, чтобы после его смерти перстень передали самому Льву Толстому, и просил, чтобы тот, в свою очередь, завещал его достойному продолжателю пушкинских традиций в литературе.
Но наследница И. Тургенева Полина Виардо отослала перстень в Пушкинский музей Александровского лицея, где он и хранился. К сожалению, весной 1917 года среди других ценных предметов этого музея перстень был украден. На этом его история пока прерывается. Вполне возможно, что он все же не переплавлен как «лом драгметаллов» большевиками, и след караимского перстня еще может быть найден. Ведь едва ли существовала третья (по пересказам, как увидите дальше, перстень был парный) копия этого редчайшего и драгоценного не столько стоимостью металла, а именно своей историей, ювелирного изделия.
В музее остались лишь футляр, слепок камня и его оттиск на сургуче и воске. Этого, очевидно, достаточно, чтобы идентифицировать находку, если человечеству выпадет возможность снова увидеть эту реликвию. Кроме того, существует описание перстня одного из посетителей пушкинской выставки 1899 года в Санкт-Петербурге: «Этот перстень — большое золотое кольцо витой формы с большим камнем красноватого цвета и резной восточной надписью. Такие камни со стихами Корана или же мусульманской молитвой еще и сейчас часто встречаются на востоке…»
В творчества Пушкина образ именно этого перстня встречается очень часто. Известно, что перед отъездом Пушкина из Одессы в Михайловское графиня Воронцова подарила ему на память свой портрет в золотом медальоне и перстень-талисман — золотое кольцо с восьмигранным сердоликом и выгравированной на нем таинственной надписью. В 1825 году Пушкин писал: «В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран, Внезапно ангел утешенья, Влетев, принес мне талисман...» Уже в 1827 году он был значительно откровеннее: «Где, в гаремах наслаждаясь, Дни проводит мусульман, Там волшебница, ласкаясь, Мне вручила талисман...» Такой же перстень остался у графини, им Елизавета Ксаверьевна запечатывала письма к Пушкину в Михайловское, велев их тотчас же сжигать. Подтверждение находим в пушкинском стихе «Сожженное письмо»: «Прощай письмо любви! Прощай, она велела...» В нем есть такие строки: «Уж перстня верного утратя впечатление, Растопленный сургуч кипит...» Образ перстня-подарка Воронцовой встречаем в блистательных стихотворениях — вершинах любовной лирики — «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «В пещере тайной...», «Сожженное письмо». Именно с этим перстнем на руке Пушкин изображен на картинах работы В. Тропинина, К. Маузера. Со временем Пушкин стал приписывать перстню магические свойства, считал надпись на нем кабалистической и такой, которая имеет чудодейственную силу.
Как оказалась, история этого перстня, хотя и малоизвестная по понятным причинам, тем не менее, уже расшифрована историками. Еще в 1933 году известный ученый-тюрколог С. Шишман в Париже в «Бюллетене караимских исследований» опубликовал статью на французском языке «Талисман Пушкина». Ее русский перевод был опубликован в «Вестнике Русского фонда культуры».
Оказывается, что в 1888 году надпись на перстне была прочитана исследователем Д. Хвольсоном (известный русский востоковед, доктор философии, профессор восточных языков Санкт-Петербургского университета, автор научного перевода Библии на русский язык), определившим, что надпись сделана именно караимским курсивом и в сокращенном виде значит дословно следующее: «Симха, сын святого старца Иосифа, пусть будет благословенной его память». По мнению Хвольсона, а также Шишмана, именно текст (традиционное для Крыма караимское употребление слова «старец», особенности написания литер и шрифт) дает основание безошибочно определить время и место изготовления перстня — конец XVIII — начало XIX столетия, Крым, Джуфт-Кале. Крым тогда входил в состав Новороссийского края. Генерал-губернатор его с 1823 года Михаил Воронцов имел на полуострове свои владения. Чета Воронцовых, как известно, были в хороших отношениях с караимами, а именно от них графиня и получила в подарок (или как плату за услуги) эти перстни.
Интересно, как пишет Эльжбетта Безекавичене, что исследователь связей Пушкина с Крымом Л. Февчук, еще за 15 лет до Шишмана в работе о личных вещах Пушкина поместил снимок перстня. По этому снимку надпись самостоятельно прочитал и караимский филолог и исследователь С. Фиркович. Его исследование было опубликовано на русском, польском и литовском языках в тракайской районной газете (в Тракае находится одна из самых многочисленных колоний караимов). Караимы — религиозно-этническая группа, потомки тюркских племен. С IX в. селились в горах Крыма. С конца XV в. часть караимов эмигрировали в Литву (великие князья Литовские отмечали их неподкупность и верность присяге), в Киев, на Волынь и Галичину.
Иллюстраторы четвертого тома «Караимской энциклопедии» поместили в этой книге также акварельный рисунок, который мы копируем здесь — «Гахан караимов Хаджи-Ага-Бабович дарит талисман графине Воронцовой». Читателю «Дня» интересно будет сравнить портреты Воронцовой в № 66 «Дня», и здесь — тот же поворот головы, те же волосы, ожерелье, лицо — несомненное сходство, почти полная идентичность. И хотя понятно, что перстень имеет, несомненно, караимское происхождение, нет свидетельств, однако, ни о других работах мастера, ни о его жизни. Как нет документальных свидетельств также и о том, что перстень подарен (продан, обменян?) графине именно Хаджи Бабовичем; это лишь одно из возможных предположений исследователей караимской жизни, которые избрали наиболее вероятный путь перстней от мастера до Воронцовой.
Дальнейшая судьба перстня Пушкина хорошо известна, а перстня самой Воронцовой не известна совсем и вряд ли теперь уже когда-нибудь прояснится. Хаджи Бабович (1788—1855) первый официальный гахан крымских караимов в России, городской председатель Евпатории; с его именем связано сооружение кафедральной кенасы в Евпатории, реставрация ханского дворца в Бахчисарае, издание караимской литературы, ведение образцовых садовых хозяйств в Крыму. Представляя интересы караимов, Бабович встречался с русскими государями, крупными чиновниками, в частности Воронцовыми, поддерживал отношения с высшим духовенством христиан и мусульман. С кавалерийским взводом караимов- джигитов сопровождал Николая I в Бахчисарай и Джуфт-Кале. В доме Бабовича в Евпатории, который сохранился по сей день, но находится в довольно плачевном состоянии, останавливались Александр I и великий польский поэт Адам Мицкевич.
ГАХАН КАРАИМОВ ХАДЖИ-АГА-БАБОВИЧ ДАРИТ ГРАФИНЕ ВОРОНЦОВОЙ ПЕРСТЕНЬ РАБОТЫ КАРАИМСКОГО МАСТЕРА, КОТОРЫЙ СТАНЕТ ТАЛИСМАНОМ ПУШКИНА
АЛЕКСАНДР I В ГАРЕМЕ ГАХАНА ХАДЖИ-АГА-БАБОВИЧА. РИСУНОК ИЗ «КАРАИМСКОЙ НАРОДНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ», т. 4.
2010.09.01 | Евнух-огълу
Хочу сказку про сиськи с бубном
Какая любопытная картинка, однако.Волнующая тема караимских гаремных сисек с бубном явно ждет своего раскрытия соответствующими певцами. Кроме того, мне известны несколько людей, чьи родословные восходят к знаменитому роду евнухов Джюфт-Кале. Без описания непростого быта караимских наложниц и кастратов караимская антология будет неполной и убогой.
2010.09.02 | Ночной дозор
Да. Тема архиперспективная
Удивительно, как ее все проглядели.Евнух-огълу пише:
> Какая любопытная картинка, однако.
О, у нас таких много. Это была самая нелюбопытная еще.
> Волнующая тема караимских гаремных сисек с бубном явно ждет своего раскрытия соответствующими певцами. Кроме того, мне известны несколько людей, чьи родословные восходят к знаменитому роду евнухов Джюфт-Кале. Без описания непростого быта караимских наложниц и кастратов караимская антология будет неполной и убогой.
Работа уже началась. Дым стоит коромыслом. Частично тема затрагивалась в приключениях разбойника Алима. Он в бытность свою айдамаком любил наведываться в дома караимской красавицы Симы Бобович и ее многочисленных родственниц. И вообще, его отношения с карайскими девами были очень сложными.
2010.09.02 | Евнух-огълы
Не могу не отметить
Ночной дозор пише:> И вообще, его отношения с карайскими девами были очень сложными.
Это отрадно. Но не могу не отметить, что тема караимских евнухов, как всегда, осталась за кадром обзора. Всемирный заговор забвения и умолчания в действии.