Вопрос по крымскотатарской музыке
09/23/2010 | Дневной дозор
Уваажаемые форумчане, просветите, пожалуйста, когда, каким образом и почему в народной музыке крымских татар появился такой модернистский инструмент, как аккордеон. И, если возможно, какой инструмент был вытеснен им.
Відповіді
2010.09.23 | Племянник из Севастополя
Re: Вопрос по крымскотатарской музыке
Была в начале 20 века (может и в 19 веке) фисгармонь - одной рукой растягивали мехи, другой работали на клавиатуре.А что было ранее - возможно, что похожего не было. Труба пришла на смену зурне, но труба сильнее намного. Я полагаю, что с введением новых инструментом менялся и стиль исполнения.
Между прочим, мне аккордеон в крымскотатарском ансамбле не очень нравится. Скрипка и труба, и бубен.
2010.09.23 | Библиотекарь
Re: Вопрос по крымскотатарской музыке
А полистайте-ка известную "красную книгу" (Яя Шерфединов "Звучит Кайтарма").. Помнится, там были страницы с изображением и кратким описанием национальных музыкальных инструментов..Может что-то и придет на ум.. )))
................
Наверное имеет смысл задаться вопросами:
а один ли инструмент вытеснил аккордеон? а может не один?
а что если аккордеон не вытеснял инструментов, а просто дополнил ансамбль своим присутствием?...
2010.09.23 | Ночной дозор
Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
Хайтарма - это одна и та же мелодия, или разные мелодии, или техника исполнения? А то случалось слышать сочетание "такая-то хайтарма" (московская, американская, коктебельская, даже греческая): чем же они отличаются?2010.09.23 | Племянник из Севастополя
Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
Дневной дозор, хайтарма это танец определенного ритма, есть разные мелодии - это как, скажем, вальсы.Есть несколько самых любимых мелодий хайтармы. Очень красивая мелодия и ссответственно исполнение "Агъыр ава ве хайтарма" - т.е. "Медленный танец и хайтарма". Очень любят у нас "Эски Къырым хайтармасы".
Да посетите концерт!
2010.09.23 | Ночной дозор
Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
Племянник из Севастополя пише:> Дневной дозор,
> Да посетите концерт!
Он, может, и посещает Но вопрос задавал я, а не Дневной коллега. Мы с ним - не одно и то же
Племянник из Севастополя пише:
> Дневной дозор, хайтарма это танец определенного ритма, есть разные мелодии - это как, скажем, вальсы.
> Есть несколько самых любимых мелодий хайтармы. Очень красивая мелодия и ссответственно исполнение "Агъыр ава ве хайтарма" - т.е. "Медленный танец и хайтарма". Очень любят у нас "Эски Къырым хайтармасы".
Спасибо. Век живи, век учись.
2010.09.23 | Дядя Олег из Симферополя
"25" национальных инструментов - это много или мало?
Как то лет 5 назад мне попалась переписка бахчисарайского татарского самодеятельного ансамбля "Макам" с органами крымской власти, представитель которого утверждал, что этот коллектив из 25 человек должен быть поставлен в штат местной филармонии как "народный", так как играет на 25 народных крымско-татарских инструментах(?).В ответах чиновников сквозило явное сомнение, что вообще такое количество народных инструментов возможно у одного и того же народа.
В переписке-полемике явно спекулировалась тема о принципиальной принадлежности инструмента, например, зурны, тому или иному этносу.
А каково мнение форумчан, естественно, тех, кто имеет мнение профессионала, а не проФФесора!?
2010.09.24 | Племянник из Севастополя
Re: "25" национальных инструментов - это много или мало?
Дядя, меньше пить надо! "На 25 народных крымско-татарских инструментах" не означает, что на 25 разных. Понятно, нет? Например, 5 скрипок, три трубы, три кларнета, три даула и т. п.2010.09.24 | Дядя Олег из Симферополя
Re: "25" национальных инструментов - это много или мало?
А я закусываю. как классик советовал...А все-таки, племянничек-сосед, севастополец ты мой хошкельдыевский, сколько их всего у татар?
У испанцев - гитара, у хохлов - бандура с ..., у русских - балалайка, гармонь и рожок...
Ну, колись!?
2010.09.24 | Племяш
Re: "25" национальных инструментов - это много или мало?
Понял, дядька? Тебе Ашык Умер ответил.2010.09.24 | Ашык Умер
25 инструментов
Дядя Олег из Симферополя пише:> А каково мнение форумчан, естественно, тех, кто имеет мнение профессионала, а не проФФесора!?
Ну вот кто имеет мнение профессионала, тот скажет тебе, дядя, что татарские ресторанно-свадебные музыканты с аккордеонами и бубнами это одно, а народный ансамбль "Макам" с классическим старинным репертуаром это совсем другое. Это все равно что ты, дядя, пришел в Маскве в Большой симфонический оркестр и спросил: "а че это у вас так много инструментов, мы ж вроде только на ебалайках можем играть???" Вот то же самое. У татар инструментов много, наверно и больше 25 будет, только они почти все очень экзотические и давно забытые. Потому что сыграть "Долю воровскую" на свадьбе на них невозможно в принципе. А спрос он влияет не только на предложение, но и на профессиональное оборудование.
2010.09.24 | ziggy_freud
малась на увазі кількість музикантів; різновидів
інструментів напевне менше. В великому ансамблі може бути група з чотирьох перших скрипок. Не рахуючи других скрипок і солістав кримськотарській музиці "скрипкова" функція зазвичай одна; її виконує давній смичковий інструмент кєманче.
2010.09.23 | Племянник из Севастополя
Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
Прошу прощения! Заработался так, что день от ночи не отличаю...2010.09.25 | jazz
Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
Ритм Хайтармы - это обязательно 7/8, причем чаще 4+3 (Попробуйте посчитать ритм, получится Раз, два, три, четыре, Раз, два, три - где "раз" - сильная доля). Например вальс 3/4, почти вся поп музыка 2/4. В основном вся музыка, которую мы слышим и слушаем по ритму это четные четверти 2/4, 4/4 или 3/4 - это считается простыми ритмами (2/8 не встречается - слишком короткий ритм, а 4/8 - это 2/4). Т.н. сложные ритмы начинаются с нечетных, например 5/4. В повседневной музыке это можно услышать крайне редко. А в крымскотатарской сплошь и рядом в одном произведении можно улышать и 5/4 и 7/8 и 9/8 и (о боже!) 11/8. А гармония тоже т.с. - нестандартная, оригинальная. Все вместе - это невероятно красиво, даже если слушатель ничего не понимает ни в ритмах, ни в гармонии - на подсознательном уровне он все равно чувствует эту, божественной красоты, музыку!Мне было всегда очень интересно наблюдать крымскотатарского слушателя, когда все хлопают в ритм 7/8.
2010.09.25 | Племяш
Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
Арафат дагъы не 11/8? Что-то я не могу сосчитать.2010.09.25 | jazz
Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее
такие песни исполняются "ad libitum" - это свобный ритм. В основном ат либитум используется в протяжных песнях. Для хорошего исполнения необходимо быть профессионалом высокого уровня, т.к. должно быть очень развито чувство ансамбля, звукоизвлечения, музыкального предложения и т.д. и т.п.( это уже тонкости, которые, хотелось, чтобы были понятны не только музакантам). Но, на сегодняшний день кажется другая ситуация...2010.09.25 | ziggy_freud
кримський та турецький макам?
турки пишуть про свою систему макамів, але включають в неї один макам курді, тобто курдський; при тому самі курди розрізняють декілька своїх локальних макамів. Те, що я чув з турецької класики (включно з Кантемір-Оглу ), звучить подібно до того, що чув в Криму; але ж напевне є і різниця, яку київській людині зрозуміти важче, ніж симферопольській чи бахчісарайській.прошу пана вточнити:
- чи є макам, який можна назвати власне кримським?
- як хайтарма співвідноситься з турецькою системою, якщо співвідноситься взагалі?
jazz пише:
> Ритм Хайтармы - это обязательно 7/8, причем чаще 4+3 (Попробуйте посчитать ритм, получится Раз, два, три, четыре, Раз, два, три - где "раз" - сильная доля).
> Мне было всегда очень интересно наблюдать крымскотатарского слушателя, когда все хлопают в ритм 7/8.
2010.09.25 | jazz
Re: кримський та турецький макам?
наверное правильней сказать "тюркский" т.к. у разных народов есть мугам, маком - имеющий общие по форме, по метроритму и т.д. черты, но разнящийся по регионам. Это очень развернуто надо рассказывать, на "пальцах" не смогу объяснить. Кстати древнегерманская музыка тоже имеет такую же многочастность по форме что и тюркская.2010.09.25 | jazz
Re: кримський та турецький макам?
> прошу пана вточнити:> - чи є макам, який можна назвати власне кримським?
Знаю есть части "таксим ве пешраф" Но все же вам лучше об этом расскажет руководитель народного ансамбля "Макам" - он и теоретик, и композитор и просто большой знаток крымского макама.
> - як хайтарма співвідноситься з турецькою системою, якщо співвідноситься взагалі?
С турецкой системой, наверное, соотносится так же как и с греческой, итальянской, восточноевропейской, ближневосточной и даже западноевропейской системой. Т.к. везде вы найдете общие черты - в форме, в гармонии, в ритме и т.д. Это как следы народов и культур в разное время населявших Крым. Но в то же время крымскотатарская хайтарма имеет свое лицо, она узнаваема и ее ни с чнм не перепутаешь.
2010.09.24 | ziggy_freud
акордеон це взагалі німецько-італійська розробка,
хоча його популярності в Татарстані це не заважає. Якщо акордеоніст може бути казанським татарином, то і кримським теж може.он Енвер Ізмайлов взагалі на електрогітарі грає. І що, погано виходить?
акордеонний стрій загалом поганенько підходить для тюркської музики. Неканонічно виходить. Хоча може компенсуватись майстерністю музиканта.
з труби на зурну або навпаки треба переучуватись. Це десь як гітара і баглама. При тому я би не сказав, що один з інструментів "кращий". Вони просто різні.
2010.09.24 | Племяш
Re: акордеон це взагалі німецько-італійська розробка,
Очень хорошо звучат национальные мелодии крымских татар на саксафонах! На кларнетах тоже.2010.09.25 | suurtash
Re: акордеон це взагалі німецько-італійська розробка,
"В начале ХХ в. и вплоть до 30-х гг. в крымскотатарской народной музыке главенствовали национальные музыкальные инструменты, хотя с конца XIX в. в чалы стали проникать такие инструменты, как труба, кларнет и фисгармоника. Первые два были освоены сначала солдатами — крымскими татарами, служившими в царской армии, откуда после демобилизации они и стали их привозить в родные края. Последний, по-видимому, из городского быта. Вначале случаи использования народными музыкантами кларнета и трубы были робки, но начиная с конца ЗО-х. гг. они постепенно вытеснили в чалах народные духовые инструменты къавал и зурну. Прочно вошел в состав чалов и аккордеон."Как развивалась крымскотатарская музыкальная культура в республике Крым
http://turkolog.narod.ru/