МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Вопрос по крымскотатарской музыке

09/23/2010 | Дневной дозор
Уваажаемые форумчане, просветите, пожалуйста, когда, каким образом и почему в народной музыке крымских татар появился такой модернистский инструмент, как аккордеон. И, если возможно, какой инструмент был вытеснен им.

Відповіді

  • 2010.09.23 | Племянник из Севастополя

    Re: Вопрос по крымскотатарской музыке

    Была в начале 20 века (может и в 19 веке) фисгармонь - одной рукой растягивали мехи, другой работали на клавиатуре.
    А что было ранее - возможно, что похожего не было. Труба пришла на смену зурне, но труба сильнее намного. Я полагаю, что с введением новых инструментом менялся и стиль исполнения.
    Между прочим, мне аккордеон в крымскотатарском ансамбле не очень нравится. Скрипка и труба, и бубен.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.09.23 | Библиотекарь

      Re: Вопрос по крымскотатарской музыке

      А полистайте-ка известную "красную книгу" (Яя Шерфединов "Звучит Кайтарма").. Помнится, там были страницы с изображением и кратким описанием национальных музыкальных инструментов..
      Может что-то и придет на ум.. )))
      ................
      Наверное имеет смысл задаться вопросами:
      а один ли инструмент вытеснил аккордеон? а может не один?
      а что если аккордеон не вытеснял инструментов, а просто дополнил ансамбль своим присутствием?...
  • 2010.09.23 | Ночной дозор

    Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

    Хайтарма - это одна и та же мелодия, или разные мелодии, или техника исполнения? А то случалось слышать сочетание "такая-то хайтарма" (московская, американская, коктебельская, даже греческая): чем же они отличаются?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.09.23 | Племянник из Севастополя

      Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

      Дневной дозор, хайтарма это танец определенного ритма, есть разные мелодии - это как, скажем, вальсы.
      Есть несколько самых любимых мелодий хайтармы. Очень красивая мелодия и ссответственно исполнение "Агъыр ава ве хайтарма" - т.е. "Медленный танец и хайтарма". Очень любят у нас "Эски Къырым хайтармасы".
      Да посетите концерт!
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.09.23 | Ночной дозор

        Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

        Племянник из Севастополя пише:
        > Дневной дозор,
        > Да посетите концерт!
        Он, может, и посещает ;) Но вопрос задавал я, а не Дневной коллега. Мы с ним - не одно и то же

        Племянник из Севастополя пише:
        > Дневной дозор, хайтарма это танец определенного ритма, есть разные мелодии - это как, скажем, вальсы.
        > Есть несколько самых любимых мелодий хайтармы. Очень красивая мелодия и ссответственно исполнение "Агъыр ава ве хайтарма" - т.е. "Медленный танец и хайтарма". Очень любят у нас "Эски Къырым хайтармасы".
        Спасибо. Век живи, век учись.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.09.23 | Дядя Олег из Симферополя

          "25" национальных инструментов - это много или мало?

          Как то лет 5 назад мне попалась переписка бахчисарайского татарского самодеятельного ансамбля "Макам" с органами крымской власти, представитель которого утверждал, что этот коллектив из 25 человек должен быть поставлен в штат местной филармонии как "народный", так как играет на 25 народных крымско-татарских инструментах(?).
          В ответах чиновников сквозило явное сомнение, что вообще такое количество народных инструментов возможно у одного и того же народа.
          В переписке-полемике явно спекулировалась тема о принципиальной принадлежности инструмента, например, зурны, тому или иному этносу.
          А каково мнение форумчан, естественно, тех, кто имеет мнение профессионала, а не проФФесора!?
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2010.09.24 | Племянник из Севастополя

            Re: "25" национальных инструментов - это много или мало?

            Дядя, меньше пить надо! "На 25 народных крымско-татарских инструментах" не означает, что на 25 разных. Понятно, нет? Например, 5 скрипок, три трубы, три кларнета, три даула и т. п.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2010.09.24 | Дядя Олег из Симферополя

              Re: "25" национальных инструментов - это много или мало?

              А я закусываю. как классик советовал...
              А все-таки, племянничек-сосед, севастополец ты мой хошкельдыевский, сколько их всего у татар?
              У испанцев - гитара, у хохлов - бандура с ..., у русских - балалайка, гармонь и рожок...
              Ну, колись!?
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2010.09.24 | Племяш

                Re: "25" национальных инструментов - это много или мало?

                Понял, дядька? Тебе Ашык Умер ответил.
          • 2010.09.24 | Ашык Умер

            25 инструментов

            Дядя Олег из Симферополя пише:
            > А каково мнение форумчан, естественно, тех, кто имеет мнение профессионала, а не проФФесора!?
            Ну вот кто имеет мнение профессионала, тот скажет тебе, дядя, что татарские ресторанно-свадебные музыканты с аккордеонами и бубнами это одно, а народный ансамбль "Макам" с классическим старинным репертуаром это совсем другое. Это все равно что ты, дядя, пришел в Маскве в Большой симфонический оркестр и спросил: "а че это у вас так много инструментов, мы ж вроде только на ебалайках можем играть???" Вот то же самое. У татар инструментов много, наверно и больше 25 будет, только они почти все очень экзотические и давно забытые. Потому что сыграть "Долю воровскую" на свадьбе на них невозможно в принципе. А спрос он влияет не только на предложение, но и на профессиональное оборудование.
          • 2010.09.24 | ziggy_freud

            малась на увазі кількість музикантів; різновидів

            інструментів напевне менше. В великому ансамблі може бути група з чотирьох перших скрипок. Не рахуючи других скрипок і соліста ;-)

            в кримськотарській музиці "скрипкова" функція зазвичай одна; її виконує давній смичковий інструмент кєманче.
        • 2010.09.23 | Племянник из Севастополя

          Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

          Прошу прощения! Заработался так, что день от ночи не отличаю...
    • 2010.09.25 | jazz

      Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

      Ритм Хайтармы - это обязательно 7/8, причем чаще 4+3 (Попробуйте посчитать ритм, получится Раз, два, три, четыре, Раз, два, три - где "раз" - сильная доля). Например вальс 3/4, почти вся поп музыка 2/4. В основном вся музыка, которую мы слышим и слушаем по ритму это четные четверти 2/4, 4/4 или 3/4 - это считается простыми ритмами (2/8 не встречается - слишком короткий ритм, а 4/8 - это 2/4). Т.н. сложные ритмы начинаются с нечетных, например 5/4. В повседневной музыке это можно услышать крайне редко. А в крымскотатарской сплошь и рядом в одном произведении можно улышать и 5/4 и 7/8 и 9/8 и (о боже!) 11/8. А гармония тоже т.с. - нестандартная, оригинальная. Все вместе - это невероятно красиво, даже если слушатель ничего не понимает ни в ритмах, ни в гармонии - на подсознательном уровне он все равно чувствует эту, божественной красоты, музыку!

      Мне было всегда очень интересно наблюдать крымскотатарского слушателя, когда все хлопают в ритм 7/8.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.09.25 | Племяш

        Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

        Арафат дагъы не 11/8? Что-то я не могу сосчитать.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.09.25 | jazz

          Re: Аукцион вопросов. Мой вопрос интереснее

          такие песни исполняются "ad libitum" - это свобный ритм. В основном ат либитум используется в протяжных песнях. Для хорошего исполнения необходимо быть профессионалом высокого уровня, т.к. должно быть очень развито чувство ансамбля, звукоизвлечения, музыкального предложения и т.д. и т.п.( это уже тонкости, которые, хотелось, чтобы были понятны не только музакантам). Но, на сегодняшний день кажется другая ситуация...
      • 2010.09.25 | ziggy_freud

        кримський та турецький макам?

        турки пишуть про свою систему макамів, але включають в неї один макам курді, тобто курдський; при тому самі курди розрізняють декілька своїх локальних макамів. Те, що я чув з турецької класики (включно з Кантемір-Оглу ;-) ), звучить подібно до того, що чув в Криму; але ж напевне є і різниця, яку київській людині зрозуміти важче, ніж симферопольській чи бахчісарайській.

        прошу пана вточнити:
        - чи є макам, який можна назвати власне кримським?
        - як хайтарма співвідноситься з турецькою системою, якщо співвідноситься взагалі?

        jazz пише:
        > Ритм Хайтармы - это обязательно 7/8, причем чаще 4+3 (Попробуйте посчитать ритм, получится Раз, два, три, четыре, Раз, два, три - где "раз" - сильная доля).
        > Мне было всегда очень интересно наблюдать крымскотатарского слушателя, когда все хлопают в ритм 7/8.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2010.09.25 | jazz

          Re: кримський та турецький макам?

          наверное правильней сказать "тюркский" т.к. у разных народов есть мугам, маком - имеющий общие по форме, по метроритму и т.д. черты, но разнящийся по регионам. Это очень развернуто надо рассказывать, на "пальцах" не смогу объяснить. Кстати древнегерманская музыка тоже имеет такую же многочастность по форме что и тюркская.
        • 2010.09.25 | jazz

          Re: кримський та турецький макам?

          > прошу пана вточнити:
          > - чи є макам, який можна назвати власне кримським?

          Знаю есть части "таксим ве пешраф" Но все же вам лучше об этом расскажет руководитель народного ансамбля "Макам" - он и теоретик, и композитор и просто большой знаток крымского макама.

          > - як хайтарма співвідноситься з турецькою системою, якщо співвідноситься взагалі?

          С турецкой системой, наверное, соотносится так же как и с греческой, итальянской, восточноевропейской, ближневосточной и даже западноевропейской системой. Т.к. везде вы найдете общие черты - в форме, в гармонии, в ритме и т.д. Это как следы народов и культур в разное время населявших Крым. Но в то же время крымскотатарская хайтарма имеет свое лицо, она узнаваема и ее ни с чнм не перепутаешь.
  • 2010.09.24 | ziggy_freud

    акордеон це взагалі німецько-італійська розробка,

    хоча його популярності в Татарстані це не заважає. Якщо акордеоніст може бути казанським татарином, то і кримським теж може.

    он Енвер Ізмайлов взагалі на електрогітарі грає. І що, погано виходить?

    акордеонний стрій загалом поганенько підходить для тюркської музики. Неканонічно виходить. Хоча може компенсуватись майстерністю музиканта.

    з труби на зурну або навпаки треба переучуватись. Це десь як гітара і баглама. При тому я би не сказав, що один з інструментів "кращий". Вони просто різні.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2010.09.24 | Племяш

      Re: акордеон це взагалі німецько-італійська розробка,

      Очень хорошо звучат национальные мелодии крымских татар на саксафонах! На кларнетах тоже.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2010.09.25 | suurtash

        Re: акордеон це взагалі німецько-італійська розробка,

        "В начале ХХ в. и вплоть до 30-х гг. в крымскотатарской народной музыке главенствовали национальные музыкальные инструменты, хотя с конца XIX в. в чалы стали проникать такие инструменты, как труба, кларнет и фисгармоника. Первые два были освоены сначала солдатами — крымскими татарами, служившими в царской армии, откуда после демобилизации они и стали их привозить в родные края. Последний, по-видимому, из городского быта. Вначале случаи использования народными музыкантами кларнета и трубы были робки, но начиная с конца ЗО-х. гг. они постепенно вытеснили в чалах народные духовые инструменты къавал и зурну. Прочно вошел в состав чалов и аккордеон."
        Как развивалась крымскотатарская музыкальная культура в республике Крым
        http://turkolog.narod.ru/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".