МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

персиков раздает интервью об Исламе в Крыму

12/07/2010 | Читатель
Горе-персонаж по фамилии першиков (в народе - персиков, першинг, пирсинг) уже примелькался "экспертными" мнения на воинственно-радикальном портале Новоросс. Теперь этот "эксперт"/"политический обозреватель" представляется как "координатор объединения православной молодежи «Звезда»" и дает интервью некоему Владимиру Пластовцу из Краснодара. Если погуглить, то о Пластовце никакой информации. Большие подозрения, что персиков дал интервью сам себе, "эксклюзивно".

Нетрадиционный ислам в Крыму: как возникают «горячие точки»
Вчера, 21:59 | Категория Эксклюзив


– Почему в казачьих сказках старики, снаряжая воина в дорогу, всегда заклинают его остерегаться в пути рыжих и лысых?
– Рыжий – это еврей, лысый – мусульманин. Для наших предков эти иносказания были вполне очевидными, до сих пор многие горские народы сохранили привычку бриться наголо. А вот мы утратили уважение к старикам, к их словам, и предостережениям…

… Мой собеседник – крымский политический обозреватель, координатор объединения православной молодежи «Звезда» Юрий Першиков. Встреча проходит в одном из симферопольских баров, оформленных в греческой традиции. Тот самый бар, который должен ассоциироваться именно с Крымом, где так много прекрасных местных вин, и стойкий аромат крепкого кофе.

– Кофе по-восточному?
– По-русски, по-таврически, да как угодно! Но отпустите эти стереотипы, которые придуманы не нами, и навязаны извне. Таврия – это наша, русская территория. Уж коль Россия – Третий Рим, то земли Второго Рима – Византии, достались нам по наследству. И наша задача уберечь их в ареале православной культуры. Хотя сделать это будет очень сложно, учитывая пассивность именно православной миссионерской работы в Крыму. О том, что русские принимают массово ислам, мы слышали, мы это знаем. А вот то, чтобы мусульмане целыми общинами переходили в христианство – таких случаев я не припомню.

– Вот об этом и хочется поговорить… В последнее время о Крыме говорят как о возможной горячей точке именно в связи с активизацией местной мусульманской общины. Последние два события, активно растиражированные в СМИ, – съезд мусульманских женщин за право ношения хиджаба и конкурс чтецов Корана. Это я не говорю уже о постоянных разговорах про лагеря подготовки мусульманской молодежи, как идеологической, так и террористической, которые якобы существуют в крымских горах. Убийства русских детей, изнасилования женщин – все это просачивается в СМИ. Так все-таки, какой он, Крым, сегодня: христианский или мусульманский?
– Давайте не будем валить все в одну кучу. Убийства – это следствие того, что многие адепты после идеологической обработки выходят из-под контроля. А причина – пассивность власти, и зачастую ее заинтересованность в том, чтобы в Крыму была именно такая ситуация, при которой здесь вольготно чувствовали себя представители различных исламских радикальных течений. По мнению многих киевских чиновников, «мусульманская дубинка» в Крыму должна быть сдерживающим фактором для так называемого «русского сепаратизма».

– И как это сочетается – русский сепаратизм и исламский фактор?
– Да очень просто. Вы посмотрите, кто работает с местной молодежью в Крыму. Вот хотя бы уже упомянутый конкурс чтецов Корана, который прошел в Исламском культурном центре Симферополя (ул. Мокроусова, 7а – прим. автора) 24-26 октября. Конкурс международный, связанный с именем шейха Абдуллах Аль Мубарак Аль Субах. В мероприятии, спонсором которого выступили Всемирная исламская благотворительная организация из Кувейта и Всемирная организация по изучению Корана из Саудовской Аравии, приняли участие около 40 представителей из 10 стран: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Дагестана, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана. Эти страны, которые делегировали конкурсантов – если пока и не враждебны русскому миру, но уже стоят на пути духовной интеграции к мусульманскому Востоку. Везде очень серьезное влияние ислама. Да и здесь, в Крыму, конкурс официально прошел под эгидой организации «Альраид» – структуры существующей на средства ближневосточных спонсоров. А поддержал этот конкурс, причем активно, не только глава Духовного управления мусульман Крыма, но и лично глава меджлиса Мустафа Джемилев. Впрочем, для нас более интересен тот факт, что проведение данного мероприятия было профинансировано Саудовской Аравией.

– Это для кого же?
– Да хотя бы для православных. Если ты несешь свою идеологию, то должен хотя бы понимать и знать о том, кто работает рядом с тобой. И разбираться в нюансах работы конкурентов. А мы тут – конкуренты, в части охоты за человеческими душами. Поэтому нас не может не беспокоить, что в Крыму растет влияние ваххабистской системы ценностей. И вот тут интересно, что организации из Саудовской Аравии духовно наставляют чтецов Корана именно у нас, в Крыму. Корни салафизма, а это другое название ваххабизма, имеют четко выраженную саудитскую прописку. Это можно найти в любой справочной литературе. Парадоксально, но основными врагами ваххабитов с момента появления этой идеологии стали мусульмане! Вот, посмотри (Юрий протянул несколько распечатанных листов) – готовился к интервью и кое-что скачал из интернета. (Привожу справку в полном объеме.)

ИНФОРМАЦИЯ
Что такое ваххабизм?
Основателем ваххабизма считается Мухаммад бин Абдульваххаб, родившийся в Наджде – Дерийе в начале XVIII столетия. Основой для сформированной им идеологии послужили взгляды Ибн Таймии (вторая половина XIII - начало XIV веков), выходящие за рамки традиционного ислама. Абдульваххаб, получив образование в Медине, отправился для проповеди в пустыню, где под лозунгом о возвращении к «истинному Единобожию» быстро нашел себе приверженцев среди арабов-кочевников. В 40 лет он изложил свои взгляды в брошюре «Книга о Единобожии». Именно в ней отражена главная отличительная особенность ваххабизма: обвинение всех остальных мусульман в неверии (такфир) под лозунгом защиты Единобожия.

Возвышение Абдульваххаба произошло в 1745 г., когда он породнился с правителем провинции Наджд Мухаммадом бин Саудом. Земли семьи бин Сауд превращаются в центр ваххабизма. Именно тогда четко определились главные черты этой идеологии, лежащие в ее основе и поныне: нетерпимость к чужому мнению, обвинение всех остальных мусульман в неверии, отрицание обычаев и традиций каждой нации и народности. Свою конечную цель ваххабиты видят в создании Всемирного Арабского Халифата. Результатом деятельности Абдульваххаба и его последователей стала гибель многих тысяч мусульман в кровавых междоусобных войнах, доходило даже до пролития крови в мечетях. В 1803 г. ваххабиты захватили Мекку и Медину, где отличились тем, что разгромили дома, в которых родились пророк и праведный халиф Абу Бакр, уничтожили мединское кладбище Баки, разорили могилы сахабов – последователей пророка Муххамеда, и осквернили святыню - место принятия присяги войском пророка. С тех пор семья бин Сауд была окончательно встроена в идеологию ваххабизма, и признавалась последними как единственно возможное проявление светской власти.

Начиная с XVIII в. развитию ваххабизма активно помогала Великобритания, видевшая в нем способ ослабления влияния Османской империи, которая в то время контролировала Аравийский полуостров. После деяний последователей ваххабизма, в 1818 г. османская армия под командованием Ибрахима паши отвоевала Дерийю, после чего многие основатели ваххабизма были казнены. Взять реванш ваххабитам удалось только в 1922 г., когда их войска под командованием английского офицера Лоуренса Аравийского и Абдульазиза второго бин Сауда заняли Мекку. В 1925 г. пала Джидда. В 1926 г. Абдульазиз бин Сауд объявил себя королем Хиджаза и назвал свое государство Саудовская Аравия, формы правления которым неизменны и по сей день.

Королевство представляет собой классическую теократическую мусульманскую деспотию, в которой власть поделена между двумя кланами: светской королевской семьей и потомками Абдульваххаба, так называемыми ваххабитскими «шейхами» (ученый-религовед). Идеалы устройства мусульманской уммы (общины) «шейхи» видят в возвращении к нравам истинного бедуинизма и архаическим порядкам пустыни. Отсюда и закутанные с головы до пят женщины, и крики о неверии остальных мусульман, настоящая демонизация иных форм ислама, не говоря уже об иных религиях. К примеру, ваххабитские богословы Абдурахман аль-Барук, Абдулла аль-Джибрин и Абдулазиз аль-Раджхи издали «фетву», ( в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием) запрещающую женские спортклубы. По их мнению: «всякая женщина, посещающая такие клубы, нарушает моральные нормы или вовсе безнравственна». При этом, несмотря на огромные прибыли от продажи нефти в стране сохраняется гигантский разрыв между богатыми и бедными.

Нельзя не отметить, что в мусульманском мире давно происходит процесс ревизии имиджа арабов как носителей изначального ислама. Приведу пример из современности: в Индонезии идет дискуссия на тему о неправомерности вытеснения местных приветствий «селамет» паги» и «селамет соре» арабским «асалам алейкум». Мусульманская умма (община) во многих странах переживает период роста самосознания, освобождения из плена арабского шовинизма и арабоцентризма.

Все это не могло остаться незамеченным в Саудовской Аравии. Долгое время ваххабиты не имели возможности распространять свои идеи за пределы королевства, но после нефтяного бума ситуация изменилась. В 1950-е годы был создан целый ряд различных благотворительных организаций, имеющих прописку в Катаре, Йемене, Саудовской Аравии и Кувейте. Все эти фонды, ассоциации и организации (тратящие огромные средства, полученные от продажи нефти) имеют своей главной целью распространение в мире салафизма (исламского фундаментализма). По сути, данная идеология приносит с собой отрицание большинства традиций и обычаев, сформированных в отдельных мусульманских регионах и странах на основе того или иного мазхаба (мазхаб – это религиозно-правовое толкование ислама, на котором построены взаимоотношения в мусульманской общине). Именно эти фонды пытаются принести как в мусульманские, так и христианские страны обычаи укутывать женщин, носить традиционную одежду, жить в строгом соответствии с правилами, установленными арабскими «шейхами».

– Поэтому, хотелось бы подчеркнуть: именно мусульмане во многих странах мира самые ярые противники ваххабизма.

– Ну а крымские мусульмане – те же татары, они противники или сторонники этих идей? И кто все-таки главный источник напряжения в Крыму?
– Татарин без идеологии – спекулянт или пастух. Но следует отметить, что все они – прирожденные демагоги. И на уровне очень низкой образованности в их среду могут проникать различные течения. Вот взять хотя бы определение термина «салафизм». Ведь это очень расплывчатое понятие, и поэтому салафитами могут называть себя кто угодно. Само слово «салаф» переводится как «предок». В широком понимании салафиты – это те люди, которые считают, что идут по пути предков – тех, кто жил во времена пророка Мухаммеда. Если же говорить более понятными терминами – это фундаментализм в исламе, причем нередко – весьма агрессивный.

И хотя не все из тех, кого называют салафитами, участвуют в террористической деятельности, большинство участвующих в ней – именно салафиты. В современном мире данное обстоятельство является реальностью и именно поэтому можно сказать, что очень часто салафиты являются чрезмерно агрессивными. Нередко они, особенно радикальные группы салафитов, действительно выступают за то, чтобы свергнуть нынешние правительства и изменить суть государства.

Для исламских фундаменталистов очевидно, что государство должно быть основано на законе Бога, то есть на Коране. Коран для них – единственный непререкаемый источник власти и права, а земные законы, придуманные человеком, не являются для них авторитетом. Часто приходилось читать определяющие документы, по которым в Крыму живут салафитские общины, так там четко прописано: «Конституция – Коран, военная доктрина – Джихад». И нас, конечно же, это беспокоит, потому что именно такую идеологию различные арабские «благотворительные» фонды и стремятся внедрить по всему миру. И наш Крым не исключение.

В чем причина, спросите вы? Да в том, что салафитов очень трудно запретить. Особенно в условиях модного ныне термина «толерантность», за который так цепляются чиновники в постсоветских странах, который активно навязывается западными политикам и радостно подхватывается нашими журналистами. Которые за глоток халявного кофе или за ручку с символикой все того же «Альраида», готовы трубить день и ночь о том, как же нам, крымчанам, повезло, что арабы пришли в Крым и занимаются здесь благотворительностью.

Журналистика – это вообще больное место в идеологическом противостоянии. Почти все наши «мэтры» сидят на западных грантах, а молодежь прошла школы западной журналистики. Причем эти школы зачастую подконтрольны все тем же арабским фондам, только с европейской пропиской. В среде журналистов этих господ называют «подставками под микрофон», то есть абсолютно не думающие молодые люди. Мало кто из них сегодня задумывается над тем, что и они, в том числе, призваны защищать наше информационное пространство. Воспитывать, разъяснять, анализировать то, что происходит. Да, в конце концов, защищать наш русский культурный мир, в котором мы состоялись, и в котором мы живем. И это очень важно. Но сейчас именно через нашу крымскую журналистику, как правило, и осуществляется обработка сознания крымчан, ведется реклама чуждых идей.

– Но государство должно как-то заботиться о своей безопасности, как-то регулировать эти процессы, в конце концов – пресекать деятельность этих арабских фондов…
– Каким образом? Давайте подумаем: кто такие салафиты? Это – мусульмане, которые говорят, что они следуют опыту предков времен пророка Мухаммеда. Но это – слишком широкое определение. Практически все мусульмане говорят, что не отрицают опыт тех времен. По сути, мазхабы (школы шариатского права в исламе – прим автора.) на нем и основываются. В этом заключается трудность запрета. Надо отметить, что на постсоветском пространстве салафиты называют себя молящимися или практикующими мусульманами, тем самым противопоставляя себя так называемым этническим мусульманам. По мнению салафитов, этнические мусульмане родились среди мусульманского народа, но не являются правоверными, потому что не исполняют основных исламских обязанностей. Отсюда и основной вывод: люди, считающие себя мусульманами, отошли от истинной веры и им необходимо вернуться к ней.

– Откуда салафиты появились в Крыму? Как давно они работают с местными мусульманами?
– Мы занимались этим вопросом. В свое время известный киевский журналист Андрей Цаплиенко выдал серию блестящих репортажей о проблемах радикального ислама в Крыму. Ему звонили, угрожали, прессовали его семью, тем не менее, впервые многие крымчане озадачились вопросом: как далеко это все зашло? Так вот, в результате журналистского расследования удалось выяснить, что первые носители данной идеологии появились в Крыму еще в 80-е годы прошлого столетия. Это были арабские и малазийские студенты, учившиеся в Симферопольском мединституте. Так как этот контингент в основном был англоговорящим и не пытался распространять свою идеологию, то им разрешили организовать небольшой молельный дом в одной из комнат общежития. После этого на полуостров попала, вероятно, первая книга, содержащая идеологию радикального ислама по-арабски.

Ситуация резко изменилась после распада СССР. Кто только не появился на постсоветском пространстве: и мормоны, и свидетели Иеговы, и баптисты, и множество других. На местной почве выросли свои неоязыческие и неофашистские культы. В Крыму в связи с репатриацией татар активизировались различные исламские организации. Вполне естественно, что полуостров заинтересовал, в первую очередь, Турцию, которая через движение «Нурджулар» постаралась внедрить в крымско-татарскую среду идеи пантюркизма и построения Великого Турана. Но вместе с турками в Крым пришли пакистанцы, индийские мусульмане, среднеазиатские радикалы и… арабы.

В 1991 году из Саудовской Аравии прибыла группа в составе четырех человек, ядром которой были Салях Карази и Абуселям Айрут. В общей сложности они провели на территории полуострова около четырех месяцев. Результатом их деятельности стало возникновение в селе Плотинном Бахчисарайского района первой мусульманской общины салафитского толка. Впоследствии имамом построенной в этом селе мечети стал Эмир Усейнов, который вскоре прилюдно разорвал свой паспорт гражданина СССР. Но интересно вот что: имам стал известен в радикальных кругах под кличкой «Телемастер», а в октябре 2009 года в Крыму задержали группу экстремистов, возглавляемую Аметом Эмиралиевым, лидером крымского движения «Ат-Такфир-валь-Хиджра» по прозвищу «Ахмед-телемастер». Напрашиваются любопытные аналогии…

– Какие?
– Не берусь точно утверждать. Но, возможно, речь идет об одном и том же человеке. Порвал один паспорт, получил другой, но уже на иное имя. Да и Плотинное – очень интересное место. Тамошняя мечеть очень быстро стала настоящим центром паломничества арабских студентов, которые привозили огромное количество различной религиозной литературы. Частым гостем имама и его соратников стал и муфтий мусульман Крыма Сеит Джелиль Ибрагимов. Говорят, что его родственник был осужден в Узбекистане за причастность к экстремистской деятельности и получил 8 лет. Именно так появился первый центр салафизма в Крыму, а крымские татары проявили поразительную восприимчивость к чуждой их предкам арабской идеологии салафизма. Особенно в горной части Бахчисарайского района.

Но что интересно: кроме Андрея Цаплиенко, никто больше темы радикального ислама в Крыму не касался, хотя критики в его адрес было предостаточно. Но он сумел отследить в своей программе «Спецкор», как шло распространение идеологии исламского фундаментализма в Крыму. К слову, эта программа заняла одно из призовых мест на международном конкурсе «Вместе», и была показана на ГТРК «Крым» и тоже вызвала бурю критики со стороны местных татар. Так вот из этой программы следовало, что первоначально прибывшие в Украину эмиссары из Саудовской Аравии проводили предварительный мониторинг и первичный анализ ситуации. Тогда им было важно понять: есть ли база для распространения салафизма, или, проще говоря – стоит ли игра свеч? В конце концов, два фактора оказались решающими для принятия окончательного решения о работе в Украине: восприимчивость мусульманской среды, и в первую очередь – крымских татар, к радикальной идеологии, а также размытость религиозных представлений славянского населения, в среде которого в то время быстрыми темпами стали распространятся совершенно дикие формы псевдохристианства и неоязычества.

На следующем этапе начался процесс поиска молодых людей. Зачастую искали с помощью арабских студентов или активистов салафитской общины, потенциально восприимчивых к идеологической обработке. Итогом этой работы стало создание по всей Украине сети лагерей отдыха закрытого типа, основными направлениями деятельности которых стали спортивные занятия и изучение ислама в его салафитской трактовке. Молодежь предпочитали подбирать преимущественно из бедных семей, вовлеченным в общины регулярно выдавалась различного вида помощь, в том числе и денежная.

Об этом тоже был отснят материал известным российским журналистом Аркадием Мамонтовым. Он стал основой документального фильма «Потерянный рай». Там четко сказано: результат миссионерской деятельности в Крыму – формирование первоначальной сети салафитских общин. Надо отметить, что в Украине тогда свободно появлялись те представители арабских стран, которые по всему миру разыскивались по подозрению в проведении террористической деятельности. Здесь же они спокойно собирались под Киевом, проводили консультации. В результате в 1997 году в городе Ирпень состоялось итоговое собрание, на котором эмиссары-салафиты пришли к выводу: подготовительный этап закончен, настало время активизации деятельности в Украине.

И вот тут начался процесс обработки уже не отдельных молодых людей, а целых семей. Создаются условия для самодостаточного существования созданных групп и общин, для адептов приобретаются малые предприятия, в основном в продуктовом бизнесе, которые способны обеспечить салафитские семьи. При этом после развертывания деятельности таких предприятий, их владельцы сами начинают отчислять процент от прибыли на идеологическую работу. Происходит мощная религиозная обработка сознания – в салафитских семьях уже выросло молодое поколение, считающее единственно верным фундаменталистское толкование ислам. То есть будущие ваххабиты уже среди нас.

На сегодняшний день в Крыму существует свыше 200 незарегистрированных салафитских общин, и это не считая сторонников «короля самозахватов» Данияла Аметова, который также относится к числу носителей идеологии исламского фундаментализма, но в несколько отличной от традиционного арабского салафизма форме. По-видимому, он является лидером крымской организации движения «Таблиги Джамаат», чья идеология попала на полуостров из Средней Азии.

Кстати, через сито регистрационных документов смогли просочиться всего около тридцати ваххабитских общин. Но, по большому счету, им и не нужно официальное оформление своей деятельности. Точно так же, как не нужно демонстрировать свое уважение к государственным институтам и порядкам на той территории, на которой они живут. Отсюда, кстати, становятся более понятными причины низкой явки крымских татар на последних местных выборах. Это связано, в том числе, с ростом радикальных настроений в их среде.

Но это не значит, что все салафитские общины действуют подпольно. Сейчас стоит задача их легализации. И она остро стоит уже с 1997 года, после того как завершилось создание ядра сети салафизма. Именно на этом фоне пошла публичная работа арабских структур: законная, благотворительная. Не хочу проводить аналогии, но именно в 1997 году была создана Межобластная ассоциация общественных организаций «Арраид». И как тут не вспомнить наших стариков, которые любили говорить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

– То есть вы считаете, что «Альраид» – главный распространитель идей ваххабизма в Крыму?
– Я этого не говорил, просто «Альраид» связан с арабскими структурами. А многие арабы являются носителями этой идеологии. Мы можем только говорить о причинах возникновения этой структуры, а они – очевидны.

Организация «Арраид» возникла на Украине путем открытия 7 исламских культурных центров (сейчас их уже 8) в Киеве, Симферополе, Харькове, Одессе, Донецке, Виннице, Запорожье, Луганске. Обратим внимание: ряд центров создан в регионах, где мусульманское население никогда не составляло большинства. Иными словами: изначально важной частью деятельности организации становится распространение идеологии в немусульманской среде. То есть четко видны три этапа – проникновение на территорию, закрепление на территории, в том числе и через информационное пространство, а дальше начинается внедрение во властные структуры, если хотите – захват фактический власти. И только слепой человек может не видеть: центры работают во многих регионах Украины, а это, в том числе, и сбор информации. Напрашивается вопрос: неужели подобный процесс возможен без содействия со стороны государственных структур? Конечно же, нет. То есть уже есть заинтересованные в данном процессе представители в украинском политикуме.

– Диверсия?
– Нет, думаю это – очевидная расчетливость. Ведь что в 90-е годы происходило в том же Крыму? Украинские власти оказались неспособны противостоять мощному внедрению на полуостров пантюркистских турецких структур. Через подконтрольные секте «Нурджулар» школы и медресе в крымско-татарской среде широко распространяется идеология пантюркизма, массовый характер носит учеба детей и молодежи в Турции, активно вовлекается в процесс агитации интеллигенция. Я хочу заострить внимание – одаренная молодежь отбирается, в том числе и среди славянских детей, они тоже попадают на учебу в университеты Кипра и Стамбула. Мустафа Джемилев, который через меджлис полностью поддерживает деятельность Турции в Крыму (нельзя забывать, что он сам – уроженец селения Ай-Серез, которое в работах XIX века отмечается как турецкое), становится национальным героем Турции. Количество дипломов, наград, врученных ему различными структурами – зашкаливает. В Анкаре появляется улица его имени. И тогда кто-то в украинских верхах принимает решение вышибить «клин клином». Иными словами – запустить в Украину арабов, и пусть носители идеологии Всемирного Арабского Халифата и Великого Турана перегрызутся между собой.

Надо отметить, что «Арраид» сразу же приносит в Крым деньги, много денег. Настолько много, что начинает масштабную благотворительность, не забывая и о «власть предержащих». В первую очередь – о руководстве меджлиса. Мустафа Джемилев и его окружение настороженно относятся к деятельности данной организации, но не препятствуют ей. Турки, не выдержав по некоторым моментам конкуренции, начинают сворачивать ряд своих программ.

Но подлинное расширение деятельности «Арраида» началось в 2005 году, когда на уровне секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины прозвучали слова о том, что только крымские татары являются носителями проукраинской идеологии в Крыму и заниматься ими не стоит. Как следствие – контролирующие органы, и без того ослабленные «оранжевыми» чистками, практически свернули наблюдение за арабскими структурами. Тогда-то те развернулись вовсю. Официально предъявить какие-либо претензии к «Альраиду» не удастся: они ни одним своим высказыванием, ни одним намеком не говорят о салафизме. Тем не менее, даже при первичном анализе их деятельности возникает больше вопросов, чем появляется ответов.

– Например?
– Например, «Альраид» оказывает гуманитарную помощь по укреплению материальной базы школ с крымско-татарским языком обучения. По этим программам только в 2009 году было построено 150 теплиц и организованы специальные учебные программы для крымско-татарских фермеров. Строятся, в том числе и на территории самозахватов, колодцы, малообеспеченным семьям вручаются коровы. Сиротам, которых, по заявлению «Альраида», у него на попечении свыше полутора тысяч, вручаются портфели, теплая одежда, школьные принадлежности, опекунам ежеквартально выплачиваются денежные пособия.

И все бы хорошо, если бы не одно «но». Одновременно с помощью подобных программ идет активное распространение религиозной литературы, издаваемой организацией «Ансар Фаундейшн», входящей в структуру «Альраида». А это и различного рода брошюры, и аудио- и видео-материалы, в том числе – и мультфильмы для детей об исламе, и, что самое важное – книги. Ныне эту продукцию можно найти не только в крымско-татарской, но и общеобразовательной школе. Причем особенно активно распространяется книга шейха Али Ат-Тантауи «Общее представление об Исламе». Сам ее автор родился в Сирии, получил одновременно и светское, и духовное образование. В 1966 году опубликовал статью «Общее представление об Исламе», которая привлекла внимание министра хаджа и вакуфов Саудовской Аравии шейха Мухаммада Умара Тауфика. К слову, в западной иерархии этот пост соответствует первому вице-премьеру. Шейху было поручено написать доступную книгу об исламе, что и было сделано. И тут самое интересное: даже первое прочтение книги заставляет задуматься. Приведу только один пример: на странице 77 прямо указано, что «недостойно стоять перед могилой какого-либо человека, обращаясь к нему за помощью, ведь он сам беспомощен». Это высказывание совпадает с идеологией Абдульваххаба, который считал, что могилам предков не нужно оказывать никакой чести. Но ведь богословы всех суннитских мазхабов считают, что посещение могил – это богоугодное дело, от которого есть польза как мертвым, так и живым верующим. В традиционном исламе считается, что для живых посещение могил служит напоминанием о неизбежной смерти и о потусторонней жизни, а души мертвых радуются, когда их навещают. Такие примеры из книги Али Ат-Тантауи можно приводить и приводить. Интересная литература распространяется «Альраидом».

Вообще книг немало, всюду подчеркивается их толерантность и мягкое толкование ислама, но возникает несколько вопросов: насколько правильно с моральной точки зрения объединять благотворительность и распространение идеологии, вероятно, необходимо заниматься или тем, или другим. Самое главное: в распространяемой «Альраидом» литературе нет ответа на конечный вопрос, как сделать жизнь правильной, так что новообращенный должен сам все домыслить. И к какому же выводу он придет, не к тому ли, что распространению «истины» в его понимании мешает государство и его структуры? Обращает на себя внимание тот факт, что и литература, и газета «Арраид» активно распространяются среди приверженцев радикального ислама…

Второе. «Альраид» активно участвует в постройке мечетей по всей Украине, в том числе и на территории Крыма. Руководство меджлиса, как и во многих других вопросах, предпочитает не само строить религиозные здания, а пользоваться помощью извне. В итоге «Альраид» не только строит мечеть, но и ставит там своих имамов и мулл. Сейчас в газетах поднята шумиха вокруг партии «Хизб-ут-Тахрир», с которой вот уже несколько лет безуспешно пытается бороться Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). Муфтий Эмирали Аблаев оказался не способен противостоять распространению идеологии «хизбов». Можно было бы заручиться поддержкой со стороны лидера духовного управления мусульман Украины (ДУМУ) Ахмеда Тамима, который является приверженцем хабашизма. Но Эмирали Аблаев и Мустафа Джемилев слишком горды, чтобы признавать чье-либо руководство, более того, они сами всячески препятствуют нормальной работе ДУМУ в Крыму. И тут появляется «Альраид», который поддерживает борьбу ДУМКа с «хизбами», в первую очередь денежно, да и салафитские общины вдруг начинают активнее противодействовать «Хизб-ут-Тахрир». Взамен арабские эмиссары просят немногого: создание параллельного ДУМУ другого всеукраинского центра – ДУМУ «Умма» (председатель – Игорь Карпишен), в рамках которого планируется создание Совета улемов. И вот на территории Украины уже создается первый подконтрольный арабской идеологии богословский совет. И какие же действия он будет предпринимать? Какую идеологию распространять? Носителей каких идей выдвигать на должности имамов и мулл?

Третье. В самом начале своей деятельности «Альраид» начал активное сотрудничество с различными украинскими научными учреждениями. Сегодня с ними тесно взаимодействуют Институт философии, Институт политологии (в котором даже был создан отдел исламоведения), Институт востоковедения. На киевском и региональном уровне постоянно проводятся конференции о толерантности и веротерпимости, читаются доклады, издаются научные сборники. Можно только поддерживать такие действия. Но подождите: а как же изучение нетрадиционных форм ислама? При анализе авторефератов кандидатских и докторских работ, защищенных в Украине, выясняется, что на работы по исламскому радикализму и фундаментализму наложен некий неофициальный запрет. Их попросту практически нет. А солидные киевские ученые из конференции в конференцию повторяют как мантру выражение: исламского радикализма в Украине нет! Он есть в России, на Западе, вот там пусть его и изучают! В то время как весь цивилизованный мир говорит о новых вызовах XXI столетия, в Киеве терроризма и его основ как бы и не замечают. Интересно, а не имеет ли какого-либо отношения к процессу наложения «табу» деятельность «Альраида»?

Опять же, подчеркну, даже в журналистской среде нет нормальных материалов на эту тему. Нет расследований, о том, насколько это опасно для нашего крымского общества. Песни. Пляски, открытие новых скважин в татарских селах – и все. И никто не отъехал на двести метров в русский квартал, где вода вообще ушла из колодцев из-за нарушения горизонта, а ночью неизвестные негодяи испортили артезианскую скважину, еще советскую. Кому необходима децентрализация водоснабжения? Вопросов больше чем ответов. А неизвестность порождает настороженность, и позже враждебность. А тактика страуса – не замечать то, что происходит, до добра не доведет. У нас очень много вопросов, и не меньше претензий.

– В чем суть этих претензий?
– Нам бы хотелось знать, насколько ситуация сейчас подконтрольна власти, кто стоит за проектами «Альраид», с какой целью арабские эмираты и Саудовская Аравия тратят нефтедоллары в таком количестве у нас, в Крыму? Почему в Украине нельзя писать об исламском фундаментализме? Кому мешают эти работы? С чего бы это крымские татары впервые в своей истории заговорили о Всемирном Арабском халифате, и это притом, что данная идеология была чуждой в их среде? Осознают ли ученые Крыма, в первую очередь – философского и политологического факультетов Таврического национального университета, какие цели могут стоять за проведением конференций и семинаров в «Альраиде»? Что думают по этому поводу в ректорате? И почему в последнее время наши ученые зачастили на эти «круглые столы». Кто в Украине помог организации действовать столь свободно? Когда будет создана комиссия из ученых-религиоведов с привлечением иностранных специалистов для изучения литературы, распространяемой ВАОО «Альраид»? Кто собирает (и собирает ли?) информацию о том, какую религиозную литературу распространяют в школах и учебных заведениях Крыма? Отчего так получается, что члены радикальной организации, которых арестовали в октябре 2009 года, по некоторым сведениям, ранее входили в одну из салафитских общин? Существуют ли связь между расширением работы «Альраида» и практически одновременным повышением активности салафитских структур?

И эти вопросы на поверхности. Так что слушайте стариков, и доверяйте своим единоверцам. А кто поверит рыжему, да лысому – пусть пеняет на себя.

Беседовал Вадим Пластовец, Краснодар

http://www.novoross.info/5444-netradicionnyj-islam-v-krymu-kak-voznikayut-goryachie-tochki.html

Відповіді

  • 2010.12.07 | Tatarchuk

    щось дуже знайоме

    Читатель пише:
    > "координатор объединения православной молодежи «Звезда»"
    У романі Войновича "Москва 2042 год" православна церква, КГБ та ЦК об/дналися в одну організацію - Верховний Пятиугольник. Зокрема, там приймали "звєздєніє" замість хрещення, давали звьоздниє імена, а на знак лояльності "неістово звезділісь".


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".