Молодое поколение джадидов изучает наследие Гаспринского
12/13/2010 | Али Хамзин
Молодое поколение джадидов Узбекистана изучает наследие просветителя Исмаила Гаспринского
В феврале 2010 года в Берлине, в Университете Хумболдта, известный узбекский гасприновед Зайнабидин Абдирашидов защитил диссертацию на тему: «Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века: связи – отношение – влияние». Эта защита является результатом его кропотливого труда и научного изыскания в течение 6 лет, большая часть, которой была проведена в Германии.
Сегодня, Зайнобидин бей, в соответствие с общими правилами немецких вузов по защите диссертаций, успешно завершил и готовит к выпуску в Узбекистане свою диссертацию с аннотациями в виде книги.
Хочу с удовлетворением отметить, что Зайнабидин Абдирашидов, как молодой и начинающий узбекский гасприновед, в 2003-2004 годах совместно с представительством Меджлиса крымскотатарского народа по Центральной Азии принял участие в подготовке материалов по изданию книги «Исмаил Гаспринский и Туркестан», которая была издана в 2005 году.
В этой книге были опубликованы статьи, посвящённые Исмаилу Гаспринскому таких известных гасприноведов Узбекистана старшего поколения: профессора и научные деятели - Наим Каримов, Шерали Турдыев, Сироджидин Ахмедов, Бойбута Досткораев, Баходир Каримов, Байбута Дусткараев, покойные профессора - Бегали Касымов и Абдукадыр Хайтметов.
Сегодня мы отмечаем, что Зайнабидин Абдирашидов являясь старшим преподавателем факультета Узбекской филологии Национального Университета Узбекистана, представляя молодое поколение узбекских гасприноведов, продолжает научные исследования о просветителе Исмаиле Гаспринском, идеи которого благотворно сказались на культурном и духовном развитии народов Туркестана и становлении национальной интеллигенции в лице джадидов.
Отдел внешних связей Меджлиса крымскотатарского народа искренне поздравляет Зайнабидин бея Абдирашидова с его научными достижениями по изучению наследия Исмаила Гаспринского, желает ему крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов на этом важном пути, которое служит укреплению дружбы между крымскотатарским и узбекским народами и единению тюркского мира.
С уважением,
Али Хамзин
Руководитель отдела внешних связей
Меджлиса крымскотатарского народа.
13 декабря 2010 г. г. Акъмесджит (Симферополь)
В феврале 2010 года в Берлине, в Университете Хумболдта, известный узбекский гасприновед Зайнабидин Абдирашидов защитил диссертацию на тему: «Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века: связи – отношение – влияние». Эта защита является результатом его кропотливого труда и научного изыскания в течение 6 лет, большая часть, которой была проведена в Германии.
Сегодня, Зайнобидин бей, в соответствие с общими правилами немецких вузов по защите диссертаций, успешно завершил и готовит к выпуску в Узбекистане свою диссертацию с аннотациями в виде книги.
Хочу с удовлетворением отметить, что Зайнабидин Абдирашидов, как молодой и начинающий узбекский гасприновед, в 2003-2004 годах совместно с представительством Меджлиса крымскотатарского народа по Центральной Азии принял участие в подготовке материалов по изданию книги «Исмаил Гаспринский и Туркестан», которая была издана в 2005 году.
В этой книге были опубликованы статьи, посвящённые Исмаилу Гаспринскому таких известных гасприноведов Узбекистана старшего поколения: профессора и научные деятели - Наим Каримов, Шерали Турдыев, Сироджидин Ахмедов, Бойбута Досткораев, Баходир Каримов, Байбута Дусткараев, покойные профессора - Бегали Касымов и Абдукадыр Хайтметов.
Сегодня мы отмечаем, что Зайнабидин Абдирашидов являясь старшим преподавателем факультета Узбекской филологии Национального Университета Узбекистана, представляя молодое поколение узбекских гасприноведов, продолжает научные исследования о просветителе Исмаиле Гаспринском, идеи которого благотворно сказались на культурном и духовном развитии народов Туркестана и становлении национальной интеллигенции в лице джадидов.
Отдел внешних связей Меджлиса крымскотатарского народа искренне поздравляет Зайнабидин бея Абдирашидова с его научными достижениями по изучению наследия Исмаила Гаспринского, желает ему крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов на этом важном пути, которое служит укреплению дружбы между крымскотатарским и узбекским народами и единению тюркского мира.
С уважением,
Али Хамзин
Руководитель отдела внешних связей
Меджлиса крымскотатарского народа.
13 декабря 2010 г. г. Акъмесджит (Симферополь)
Відповіді
2010.12.14 | Hattab
Справка.
Джадиды.Начало.
На рубеже XIX-XX веков возникло движение джадидизм, связанное с новым звуковым методом преподавания алифбе (от арабского "усул джадид" - новый метод). Считается, что его основателем был Исмаил Гаспринский (1851-1914) , который пропагандировал новые идеи на языке «тюрки» со страниц основанной им газеты «Тарджиман» (Переводчик), издаваемой с 1883 года в течение двадцати с лишним лет. Исследователи джадидизма отмечают еще более ранние попытки реформирования системы образования и что начало движению положили просветители второй половины XIX века Хусаин Фаизханов (проект "Школьная реформа") и Шихаб ад-дин Марджани (собственная программа обучения шакирдов). Однако их замыслы лишь частично воплотились в действительность в медресе Марджани, проект же Фаизханова остался на бумаге как теория. Недовольные отставанием российского мусульманского сообщества от европейской цивилизации,теологи Шихаб ад-дин Марджани (автор труда «Мустафадель ахбар фи ахвали Казан ва Булгар») и Абунасыр Курсави («Шарх ал-аканд ан-Насафия ал-Кадим», «Китаб ан-Насаих», «Ал-ляваих») выступили за открытие врат иджтихада, для разрешения задач, которые ставила перед мусульманами европейская цивилизация. В полной мере удалось создать мусульманское учебное заведение, основанного на принципах джадидов с преподаванием светских дисциплин и русского языка только Исмаилу Гаспринскому в 1884 году в Бахчисарае. Его начинание было быстро подхвачено единомышленниками в Поволжье и Приуралье при значительной поддержке части крупной татарской торгово-промышленной буржуазии, посчитавших важными устремления реформаторов, направленных на прогресс мусульман России. Новый звуковой метод обучения создал альтернативу старому методу обучения в мектебах и медресе, и он, опираясь на светские науки, преподавание родного и русского языков, с трудом завоевывал себе сторонников в дискуссии со старым традиционным образованием - кадимизмом (от арабского "кадим" - старый).
Атмосфера революционных преобразований.
Джадидизм – явление не случайное. Оно не внедрялось миссионерскими движениями Запада. Это явление взяло начало из России, из регионов населенными тюркоязычными мусульманами. Россия на тот момент только – только избавилась от крепостного рабства. Этот регион считался отсталым и в нем образовывалась атмосфера революционных преобразований. Движение сформировалось, благодаря тому, что многие деятели этого движения, в том числе и сам Гаспринский, получили вдохновение в Европе, бывая там.
Изначально это движение имело цели только реформировать систему образования. Сделать ее приближенной к европейской методике преподавания. Со временем оно обросло новыми идеями, слилось с другими общественно политическими направлениями, что свидетельствует о том, что джадиды не имели четко выработанной идеи возрождения мусульман. Этому видоизменению способствовала жаркая полемика с кадемитами, сторону которых заняла Царская Россия. Сам царизм ассоциировался со всем старым, что естественно прибавлял джадидам популярности и вдохновлял к новым преобразованиям.
Поскольку джадиды являлись проводниками новых идей в образовании, их деятельность часто ассоциировалась со всем новым, что проникало в татарскую общественную мысль как с Запада, так и с Востока. Из-за этого они были в центре внимания и позже, когда они заразились другими идеями уже не связанных с образованием и которые стали распространять среди населения. Эти идеи уже несли более глобальный характер. В этих идеях стал четко прослеживаться тюркизм. Поддаваясь влиянию новых идей, последователями джадидитов становилось все больше и больше молодого поколения тюрко-татарского населения России. Популярность джадидитов побуждала молодых людей выбирать джадитские медресе в которых они чувствовали себя более раскованно, чем в старых с традиционным методом обучения и устоями. Они стали позволять себе многие вещи считающиеся греховными в Исламе. Что побуждало улемов со старыми взглядами писать в газетах о пагубности и греховности тех или иных поступков.
В одной монографии Зареванда (Зареванд (Завен Налбандян) (1890, Антиохия, б. Османский Халифат - 1973, Вашингтон), общественный деятель, ученый. Член АРФД (Армянская революционная федерация Дашнакцутюн). В 1913 г. перебрался в США. Автор исследований по пантюркизму: «Что планируют турки? – Объединенный и Независимы Туран» (1926), русское издание – 1930 г., английское – 1971 г.; армяно-турецким отношениям: «Можем ли мы примириться с турком?».). “Турция и Пантюркизм» изданной в Париже в 1930 году упоминается реформистское движение джадидов. Объективности ради, следует указать на особое отношение Зареванда к Турции, особенно после событий 1915 года, так называемого «Геноцида Армян». Во многих своих работах Зареванд упоминает глобальный заговор великих держав в начале ХХ века против Халифата и говорит об армянах как о жертве этого заговора, а именно Лозаннской конференции. Поэтому от него мы возьмем лишь констатацию исторического процесса. В этой монографии автор пишет: «Пантуранистическое движение в начальной ста¬дии своего возникновение мало чем отличалось от обычного национального движения мелких, подвласт¬ных народов. Национальное пробуж¬дение россий¬ских мусульман началось с противопоста¬вления — в целях самозащиты — своих бытовых и культурных особен¬ностей наступающей культуре господствующей нации. И так как в то время религиозный момент еще преоб¬ладал в сознании мусульман, то и тюрко-татар¬ские патриоты начали свою деятельность с выс¬тавления лозунга защиты “шариата” и мусульманской религии от опасности, грозившей ей со стороны православия, как религии господствующей нации. В этой борьбе взоры образованных руководителей российских му¬сульман были, естественным образом, обращены на Констан¬тинополь, где восседал религиозный глава всех право¬верных, всемусульманский Халиф. Таким образом, на первых порах своего возникновения нацио¬нальное движение тюрко-татар носило панислами¬стский характер…
…Эти пионеры мусульманского движения, ведя с одной стороны борьбу против руссофикаторской по¬литики агентов правительства, старались, с другой стороны, реформировать религиозно-культурную жизнь своих соплеменников и распространять прос¬вещение среди них. Таким образом, возникает рефор¬маторское движение, которое, однако, в первый пе¬риод своего разви¬тия, встречает довольно сильное противодействия со стороны консервативных слоев татарского общества. Между этими двумя течениями разгорается борьба, сильно напоминающая ту, кото-рая имело место во время Реформации.
Гаспринский и его последователи объявляются “кяфирами” (неверующими), посягающими на чистоту мусульманской веры.
В этой борьбе двух мусульманских течений рус¬ское правительство того времени встает на сторону консер¬вативно-клерикальных элементов. Объявляя себя защитником принципа “традиционного ислама”, оно подвергает преследованию реформистов, вносив¬ших якобы “нечестивые учения” в мусульманскую религию. Арестовывается и высылается в Сибирь ряд сторонников Гаспринского, как например, братья Бо¬бинские, Ахмед Тухтабаев и др.
Но эти правительственные преследования, как обычно бывает в таких случаях, только усиливают начав¬шееся движение, которое вскоре переходит с религиозно-просветительского в чисто национальное.
Этот переход совпадает во времени с началом усиления революционных и оппозиционных настрое¬ний в среде самой русской интеллигенции и соверша¬ется в значительной мере под влиянием русского рево¬люцион¬ного движения…»
Разрушительная полемика.
Полемика между кадемитами и джадидами действительно имела место. Для характеристики позиций и взглядов джадидов и кадимитов остановимся на содержании сочинений двух представителей этих направлений — казанского муллы Мусы Бигиева и старшего муллы Малмыжского уезда Вятской губернии Ишмухаммеда Дин-Мухаммедова. Первый опубликовал четыре книги, появление которых вызвало полемику в мусульманской печати, второй в это же время опубликовал несколько брошюр, где разоблачались новшества джадидов.
Одна из книг М. Бигиева, «Пост в длинные дни», была посвящена, казалось бы, частному вопросу, но по существу содержала в себе взрывчатый материал. Сроки ежегодного мусульманского поста устанавливаются по лунному календарю и потому в разные годы приходятся на различные месяцы солнечного года. Бывает, что поститься приходится в самые длинные летние дни. А на севере, где солнце летом совершенно не заходит, мусульмане, следовательно, не имеют права есть и пить в течение месяца. Как вообще в таком случае добропорядочный мусульманин должен выходить из положения, не нарушая предписаний Куръана и шариата? Задаваясь таким вопросом, Бигиев, однако, имел в виду нечто значительно большее, чем проблема поста.
Отталкиваясь от этого вопроса, Бигиев пространно рассуждает о том, как следует относиться к догматам и предписаниям Ислама, содержащимся во всей той массе комментариев, которая, как он считает, нагромождена улемами в течении столетий. Он преподносит себя в роли пламенного защитника Куръана, обороняющего его абсолютно истинный смысл от ложных комментариев и невежественных комментаторов. Это дает ему возможность истолковывать Куръан, исходя из собственных взглядов. Таким способом, по Бигиеву, все содержание Куръана можно привести в соответствие со взглядами современного человека и западной науки.
Подобная свобода толкования Куръана, и открытое пренебрежение правилами толкования Куръана, имеет целью согласовать с Исламом любую норму жизни неисламского общества, вплоть до равноправия женщин, дружественных отношений с неверными, полной европеизации быта. Но, с точки зрения М. Бигиева, эти согласования вовсе не не причиняют вреда Исламу, а тем более не заставляют отказаться мусульманам от своей религии. Джадид Бигиев, наоборот, утверждает, что именно перестройка Ислама в указываемом им направлении обеспечит этой религии новое великое будущее. Приспособившись к создавшимся в культурном мире условиям, ислам обретет такую силу, что подчинит себе весь мир: «Мусульманство в истории культуры то же, что человечество в истории природы. Подобно тому как человечество, подчиненное сначала законам природы, впоследствии само подчинило себе эти законы, и мусульманство, которое под влиянием социальных законов на протяжении тринадцати столетий переходит из одного вида в другой, займет, в конце концов, центр господства в культурном мире». Эта преступная по отношению к религии Аллаха и завуалированная благими намерениями позиция, несет провокационный характер.
Кроме упомянутой книги есть еще три работы Бигиева: 1) «Рэхмэте илапийэ борпанлары» («Доказательства божественной милости») (Оренбург, 1911). В произведении истолковывается о том, что находящиеся в сени божественной милости грешники, в том числе и неверные, не останутся в аду навечно. Предлагая собственное толкование божественного милосердия, охватывающего всех людей на земле, Муса Бигиев пытается указать на якокбы противоречащее духу Ислама ложное учение о богоизбранности по конфессиональному признаку, подвергнув коренной переоценке смысл таких понятий, как «Ислам», «мусульманин», «верующий». Заявив, что любой представитель человеческого рода, действующий во имя социального блага, исполняет божью волю, а потому достоин рая; 2) «Халык нэзарына берниче мэсьелэ» («Несколько вопросов вниманию народа») (Казань, 1912). Данная работа состоит из сборника статей по следующим темам: будущее Ислама, связь веры и деяний, причины упадка исламской цивилизации, перевод Куръана, выступление против традиционалистов (ысулчы), попытки определить задачи национальной литературы и чисто лингвистические исследования отдельных моментов татарской грамматики; 3) «Шеригать есаслары» («Основы шариата») (Петроград, 1917). Как следует из написанного автором предисловия к книге «Шеригать есаслары», Муса Бигиев встречает с восторгом Февральскую революцию 1917 года. В данной работе он уделяет внимание, опять таки в своем видении, призыву восстановить высокий статус Куръана, заветы пророка Мухаммада(С.А.С), авторитет разума и свободомыслия, затрагивает вопросы основных положений шариата, гарантии прав женщин в общественной жизни, свободу образования.
Однозначно, книги М. Бигиева были признаны в Стамбуле противоречащими Исламу, их продажа и чтение были запрещены мусульманам. В ответ на действия Стамбульских улемов Бигиев ответил рядом резких выступлений, в которых не только отстаивал свои позиции, но и выступал с резкой критикой в адрес улемов. В ней он использовал все приемы и аргументы, которые недруги использовали против Султаната. В его риторике явно прослеживалась ненависть, исходящая из его амбиций. Можно увидеть, как амбициозность Бигиева дает начало своими разоблачениями дискредитации не только улемов, но и воплощенную в их деятельности систему Халифата, прибирая себе право требовать ее решительного пересмотра.
***
Кадимиты в свою очередь представляли свою точку зрения на происходящее. Ишмухаммед Дин-Мухаммедов настаивал на том, что в Ислам не могут быть вносимы никакие изменения. Нельзя менять в исламе не только его верования и обряды, но и существующие у мусульман обычаи, формы и нормы быта. «Подражать неверным в одежде, речи, делах и обычаях значит— идти навстречу врагам Аллаха... А кто идет навстречу врагам Аллаха, тот отворачивается от Аллаха, и господином его становится Шайтан». Вероотступничество Дин-Мухаммедов приписывает любому, «кто надевает на голову шапку язычников». Еще более резкое возражение вызывают у Дин-Мухаммедова новые школьные порядки: сидение за партами, обучение на татарском, а не на арабском языке, да еще по учебникам, полученным из земской управы, применение звукового метода при обучении грамоте. «Защищать звуковой метод значит отвергать Куръан... Последствием звукового метода является искоренение веры Ислама».
Из такой непримиримости к новшествам вытекала и проповедуемая кадимитом ненависть к джадидам. О них сообщалось, что они «принадлежат к партии Шайтана». С ними рекомендуется говорить таким языком: «Эй, вы, говорящие животные и воры религии!» Перечисляются четыре обязанности, которыми должны регулироваться отношения благочестивого мусульманина с джадидами. «1) Относиться к ним враждебно, т. е. считать их врагами; 2) не есть и не пить с ними; 3) противостоять им, делам их не давать хода; а также 4) само собой разумеется, непозволительны браки с ними».
Но находясь под властью Царской России, он был вынужден ограничиваться только выступлениями в печати и в проповедях, а также доносами царским властям. При всем этом Дин-Мухаммедов нашел все же путь к тому, чтобы сделать своих противников одиозными в глазах российской власти: он обвинял джадидов в панисламистских кознях. Таким способом ему удалось подвести под суд двух братьев Бобинских, руководивших в одном из сел Вятской губернии новометодным медресе. Панисламистская пропаганда не была доказана, но на помощь пришло обвинение в хранении запрещенной литературы, по которому джадидов и заключили в крепость….
Как видно полемика несет достаточно серьезный характер и даже выходит за рамки просто обсуждения взглядов на метод обучения.
Вывод.
Джадиды не имели четкого понимания идеи и метода, на основе которого можно было бы достичь возрождения мусульман, о чем свидетельствует изменчивость их взглядов. Их не четкая позиция и продвижение на ощупь дало возможность другим идеям, которые приобретали популярность в предреволюционной России, отклонить их от благовидного желания возродить мусульман до прямо противоположного. Движение, которое не нашло одобрения в Стамбуле и испытавшее гонения со стороны Царской России под влиянием революционных настроений в Царской России и Османском Халифате перерастет в идеи пантюркизма. Или пантуранизма – термина реже применяемого, чем пантюркизм.
А что касается кадемитов, то отстаивая упадочное положение, в котором оказалась исламская мысль, кадемиты только давали повод связывать себя со всем старым и упадочным с которым в понимании революционно настроенного поколения конца ХIХ начала ХХ века нужно бороться.
Однозначно, джидидизм попал на «благодатную почву» времени больших преобразований на политической карте мира. Он стал предтече беды, которая постигнет Исламский мир в 1924 году.
2010.12.14 | Татар баласы
Re: Справка.
«Хаттаб» хитро проповедует тут религиозный фанатизм! Смотрите, что он пишет:«Джадиды не имели четкого понимания идеи и метода, на основе которого можно было бы достичь возрождения мусульман».
Действительно, о Бигиеву, все содержание Куръана можно привести в соответствие со взглядами современного человека и западной науки. И это путь современных исламских стран!
Хаттаб, пусть деньги, которые ты получаешь от своих хозяев не принесут тебе блага!
Хотел бы я узнать твое настоящее имя.
2010.12.14 | Hattab
Re: Справка.
Татар баласы пише:> «Хаттаб» хитро проповедует тут религиозный фанатизм! Смотрите, что он пишет:
> «Джадиды не имели четкого понимания идеи и метода, на основе которого можно было бы достичь возрождения мусульман».
>
> Действительно, о Бигиеву, все содержание Куръана можно привести в соответствие со взглядами современного человека и западной науки. И это путь современных исламских стран!
>
> Хаттаб, пусть деньги, которые ты получаешь от своих хозяев не принесут тебе блага!
> Хотел бы я узнать твое настоящее имя.
Ты же вообще не татар баласы!
Какой то левый! прописался тут как провокатор.
2010.12.14 | Татар баласы
"Хаттабу"
Ты не глупый и хитрый. Но конец у тебя будет печальный как у всех предателей. Ты за деньги врагов крымскотатарского народа хочешь лишить наш народ будущего. Ничего у тебя и твоих хозяев не выйдет.2010.12.14 | А я хожу, еще не заключенный, И мой товарищ серый крымский волк
Товарищ Хамзин, вы большой ученый В гасприноведах знаете вы толк
2010.12.14 | Не парафиньте тексты, недемократично, блин
Хамзин. научись писать фамилию ГаСпринского!
...молодое поколение узбекских гаприноведов...2010.12.15 | Ночной дозор
Родивилов, бросайте пить. Белочка не за горами