Джума-Джами (Соборная мечеть) на Ялтинской: миф или реальность?
01/26/2011 | Акула
Джума-Джами на Ялтинской: миф или реальность?
Крымский полуостров заселен представителями около 100 национальностей и различных конфессий. В таком многонациональным, поликонфессиональном сообществе, несомненно, возможно возникновение проблем, которые зачастую становятся следствием формирования «образа врага» в отношении «соседа по дому».
Что нужно крымчанам для благополучного сосуществования? Наверное, совсем немного. Перечень первоочередных потребностей может выглядеть следующим образом – жилье, экономическое благосостояние и возможность удовлетворять свои духовные и религиозные потребности.
Жилищные условия можно улучшить, купив квартиру или частный дом, или в соответствии с Конституцией Украины получив земельный участок и построив свое жилье самостоятельно. В решении данного вопроса в Крыму есть проблема, и большей степени эта проблема искусственная.
Удовлетворение потребности в жилье во многом зависит от экономического благосостояния, доходов, которые можно получать, только имея рабочее место (правда, многие и без «рабочего места» справляются). На сегодняшний день в Крыму до сих пор действует дискриминационная трудовая политика в отношении крымских татар, это тоже искусственная проблема и источник нагнетания обстановки в автономии.
Третья потребность, скорее всего, не связана с жильем или экономическим благосостоянием, поскольку основана на духовных стемлениях человека. Но и в этом вопросе возникают проблемы, которые появляются искусственно. Всем известно, что для удовлетворения религиозных потребностей мусульмане ходят в мечеть, православные христиане – в церковь, католики – в костел, иудеи – в синагогу, караимы – в кенасу и т. д. Оказывается, что граждане Украины кроме того, что живут в ужасных жилищных и экономических условиях, находятся в таких же условиях в вопросе удовлетворения религиозных потребностей. Кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей. В частности, в Крыму можно отметить несколько конфессий, которые десятками лет не могут получить от местных властей земельный участок для строительства культовых сооружений. Это мусульмане, православные христиане, относящиеся к Киевскому Патриархату и другие. Однако за это время у привилегированной конфессии только в городе Акмесджит (Симферополь) появились десятки церквей.
Вопрос строительства Джума-Джами в г.Акмесджит стоит на повестке дня уже более десяти лет, но «искусственно созданный камень», который к тому же получил политическую окраску, никак не могут сдвинуть с места. С чем это связано? С тем, чтобы очередной раз унизить крымских мусульман и показать «свое» место? Или как в Нидерландах, мешают минареты, которые возвышаются над мечетями? Дать ответ могут только сами представители власти. Хотя всем известно, что именно мешает власти принять положительное решение в данном вопросе.
Интересным является тот факт, что за все время рассмотрения вопроса строительства Джума-Джами, предполагаемые для мечети земельные участки менялись несколько раз. По словам Муфтия мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаева, до 2004 года три раза менялось месторасположение, предполагаемого для строительства Соборной мечети земельного участка: «Они говорили о том, что на этом месте нельзя, на том нельзя и на другом тоже нельзя. Последний участок, который мы просили, располагается на территории парка «Салгирка». Там не было ничего, чтобы мешало строительству мечети», – сказал в интервью QHA Муфтий Крыма. При этом он отметил, что когда Духовное управление мусульман Крыма попросило этот участок земли, то непременно нашлись различные причины для отказа: «Последним аргументом властей по «Салгирке» стало то, что якобы на этом участке захоронены немецкие солдаты, погибшие во второй мировой войне. Мы провели опрос среди очевидцев, которые проживали в то время в Крыму и владели информацией. Свидетелями стали люди различных национальностей. Мы нашли одного человека, который в то время работал водителем, он рассказал о том, что действительно на том месте были захоронены немецкие офицеры. Однако он сообщил, что останки немецких военных эксгумировали и перевезли в Германию. Получается, что там нет никаких захоронений. Но они (власть) настаивали на том, что там есть захоронения. Мы приняли решение, что не будем повторять варварские действия Советской власти. Мы подумали о том, чтобы потом не упрекали наших потомков в том, что мы строили на могиле, на костях. Таким образом, мы отказались от земельного участка в парке «Салгирка», – подчеркнул Муфтий.
Кроме того, Э. Аблаев рассказал о том, что в 2004 году, когда было подано в городской совет заявление по предоставлению в аренду ДУМКу земельного участка под строительство Джума-Джами, он был сопредседателем в Межконфессиональном Совете Крыма. Тогда этим советом было принято решение, и были собраны подписи представителей практически всех конфессий, которые представлены в Крыму, по строительству Собора Александра Невского в Акмесджите. Там есть и подпись Муфтия Крыма хаджи Эмирали Аблаева: «Я тоже говорил о том, что согласен. Пусть этот Собор будет в Акмесджите. С 2004 года уже прошло более 6-ти лет, строительство Собора А.Невского сегодня уже завершается, однако для мусульман, под строительство Джума-Джами, земельный участок, от всей души, до сих пор не выделили», – сетует Муфтий Крыма.
Муфтий, излагая хронику событий по вопросу выделения земельного участка для Джума-Джами, рассказал, что после отказа от участка в парке «Салгирка» власти предложили ДУМКу участок на ул. Ялтинская, 22: «В 2004 году, когда председателем Верховной Рады Крыма был Борис Дейч, данный участок ДУМКу был предоставлен городским советом. В течение двух лет были собраны все необходимые документы. После нашего отказа от участка в парке «Салгирка» Борис Давидович Дейч лично прибыл на Ялтинскую, 22, куда были приглашены Мустафа Джемилев (председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины – ред.), и я (Муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев – ред.). Он показал данный участок и сказал, что он видит подходящим это место для Соборной мечети. Мы согласились. Городской совет Акмесджита выделил его ДУМКу, и мы в течение двух лет подготовили все необходимые документы», – продолжает Муфтий.
Главное, подчеркнул Муфтий, что в данном вопросе ДУМК не поступал вне закона. «На этот участок мы не влезали, власть сама предоставила его», – заверил он и добавил: «Здесь не нужны различные разговоры, и наш народ, все мусульмане должны понять, в каком положении мы находимся на свой Родине. Сегодня нам демонстрируют это».
Муфтий обратил внимание на то, что мусульмане отнеслись бы к данному вопросу с пониманием в случае, если ДУМК просил выделить земельный участок под строительство какого-либо центра, магазина или другого сооружения для коммерческой деятельности. Тогда позицию власти можно было бы объяснить. Но разве может быть решение спекулятивным в отношении культового сооружения? «Естественно, есть различные виды деятельности, и они нам могли отказать, и мы бы это поняли, если мы обратились бы за выделением земельного участка для ведения на этом месте коммерческой деятельности», – подчеркнул Муфтий.
По словам Муфтия, можно проследить, как местная, республиканская и государственная власти играются с мусульманами и ставит их в унизительное положение. Муфтий, говоря о власти, отметил, что бывший мэр города Геннадий Бабенко делал все, чтобы препятствовать строительству мечети. В Муфтияте надеялись на то, что после выборов место городского головы займет человек, который не станет делить славян и мусульман между собой. «Чтобы ни было, Бабенко ушел, пришел другой. Я буду говорить, что пришел «второй Бабенко». По тем действиям, которые совершает новый мэр, можно констатировать «продолжение Бабенко». Пришел Агеев (городской голова Акмесджита Виктор Агеев – ред.), и ничего не изменилось. Так не может продолжаться. Новой власти нет дела до того, как развивается население Крыма в духовном плане».
По его мнению, это все должны понять, как славяне, так и мусульмане Крыма. «Все хорошо должны понимать, кого они избрали. Мы в ДУМКе думаем о том, чтобы наши действия и слова никаким образом не помешали и не обидели жителей полуострова. Мне все равно кто проживает со мной по соседству, и какой он национальности, но если я, видя, что ему нужна моя помощь, буду делать вид, что не вижу ничего, то я не мусульманин. Моя религия меня учит делать добро и помогать нуждающимся», – сказал Муфтий и добавил: «Воздух, которым дышим, мир в котором мы живем, для всех един, нас только отличает наш язык, религия и культура. Но не стоит делить нас таким образом, чтобы одни были на одной стороне, другие на другой, и чтобы мы не могли заходить вместе в один магазин. Наши проблемы должны быть общими. Избранные на сегодняшний день в органы власти люди не занимаются этим вопросом и не хотят работать в этом направлении».
По словам Э. Аблаева, бывший спикер ВР Крыма Анатолий Гриценко, работавший в одно время с Бабенко, говорил о том, что решение этого вопроса зависит не от них, но заверял, что будет предпринимать необходимые действия по решению этого вопроса.
«Это все сочинения и сказки», – убежден Э.Аблаев.
Он также назвал одну из причин, возможно, самую главную, на которой власть спекулирует в решении вопроса с Джума-Джами – «поляны протеста». «Власть утверждает, что крымские татары «захватили» земли депутатов. Вот если они освободят эти земли, то депутаты будут лоббировать этот вопрос, что бы горсовет принял положительное решение по вопросу Джума-Джами», – говорит духовный лидер мусульман Крыма.
Муфтий упомянул и о том, что Президент Украины Виктор Янукович с экранов телевизоров спрашивал у Председателя Совета министров Крыма Василия Джарты о том, что есть ли проблема в вопросе строительства мечети. Джарты, в свою очередь, ответил, что никаких проблем нет. «Так не должно быть. Он мужчина, пусть им он будет. Всевышний поделил и славян и мусульман на мужчин и женщин. Мужчина, хоть он президент, хоть пастух, это не имеет никакого значения, должен держать свое слово. Люди, которые не могут быть хозяевами своих слов, не могут быть руководителями, поскольку невозможно обманывать людей», – говорит глава ДУМКа.
Первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, Президент Всемирного конгресса крымских татар, депутат Верховной Рады Крыма Рефат Чубаров также заявляет, что вопрос строительства Джума-Джами приобрел политическую окраску.
Он отметил, что в соответствии с законодательством Украины были приняты все необходимые решения, в том числе и городским советом Акмесджита. Однако после горсовет Акмесджита отказался от своего решения. «В соответствии с законодательством мы прошли весь необходимый путь, кроме того, получили положительные решения судов разных уровней. В соответствии с решениями судов, земельный участок, находящийся по адресу: г. Акмесджит, ул. Ялтинская, 22 должен быть передан городским советом в аренду Духовному управлению мусульман Крыма для строительства Джума-Джами. Суд обязует своим решением городской совет подписать договор об аренде данного земельного участка с ДУМК. Однако горсовет и его голова этого не делают, и выступают против законодательства Украины», – подчеркнул Р.Чубаров.
Кроме того, в конце 2010 года новосформированная команда депутатов городского совета Акмесджита во главе с Виктором Агеевым приняла решение о запрете строительства в парках и зонах отдыха. Нужно отметить тот факт, что данное решение, возможно, было принято специально, чтобы не позволить строительство Джума-Джами на земельном участке на Ялтинской, 22, поскольку еще в 2008 году депутаты отказали в отводе земельного участка по указанному адресу и согласовали место расположения мечети на участке по улице Луговой, 6. А в феврале этого же года Акмесджитский горсовет признал земельный участок в районе ул. Ялтинской, 22 и прилегающую к нему зону лесопарковой и назвал ее парк «Юбилейным». Тогда, в конце февраля 2009 года народный депутат Украины Борис Дейч, который в 2004 году был председателем ВР Крыма и сам показал данный участок, в открытом письме призвал депутатов Акмесджита и мэра города Геннадия Бабенко отбросить политические разногласия и рассмотреть вопрос о выделении участка под строительство Джума-Джами. Столичные депутаты в свою очередь пообещали вернуться к рассмотрению вопроса после проведения общественных слушаний. Общественные слушания так и не состоялись, а вопрос не решился.
Также напомним, что Президент Украины Виктор Янукович, на встрече с представителями некоторых крымскотатарских общественных организаций 3 августа 2010 года в Акмесджите заявил, что Джума-Джами должна быть построена. Кроме того, 14 мая 2010 года Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по обустройству крымских татар, других лиц, депортированных по национальному признаку и их потомков, которые возвратились или возвращаются на постоянное место жительства в Украину», которым, в том числе, дается поручение правительству Крыма способствовать строительству Джума-Джами в административном центре автономии.
Но, как мы видим, правительство автономии делает все, чтобы Джума-Джами в Акмесджите не строилась как можно дольше, а в случае начала строительства, мечеть была возведена не на том месте, которую показала сама власть.
Несмотря на решения судов, городская власть не спешит решать проблему. Как отмечает Р.Чубаров, те решения, которые противоречат решению суда, являются незаконными.
«Какие бы решения не были приняты местной властью, они будут считаться незаконными», – подчеркнул Р.Чубаров и добавил: «К большому сожалению, вопрос Джума-Джами будет решаться политическими решениями, а не в соответствии с законами страны. Поэтому, мы не уделяем никакого особого внимания тем решениям городского совета, которые были приняты в недавнем прошлом и являются незаконными. Даст Всевышний, на ул. Ялтинской Джума-Джами будет построен».
Муфтий Мусульман Крыма также говорит о том, что все решения, которые противоречат решениям суда, являются незаконными: «Что касается недавнего решения городского совета, которое заключается в том, что запрещается строительство в парковых зонах, то могу сказать, что в данное решение, возможно, они хотели включить и земельный участок на Ялтинской, 22. Но не хочу этому верить! В данном решении нет перечня парков, где запрещается строительство. Там не написано, что на Ялтинской, 22 строительство запрещено. Поэтому говорить о том, что это решение помешает строительству Джума-Джами не стоит», – отметил Э.Аблаев.
Городской голова Акмесджита Виктор Агеев в свою очередь говорит о том, что по вопросу Джума-Джами обсуждается: «По поводу Соборной мечети ведутся переговоры, и пока однозначного решения не принято. Есть норма закона, которую необходимо выполнять. Поэтому сегодня наши юристы занимаются этим вопросом, чтобы действительно достойно выйти из этой ситуации, и чтобы все были довольны и удовлетворены принятым решением», – сказал Агеев и добавил: «Мы все живем в Симферополе, я думаю, что необходимо находить общий язык со всеми жителями города».
Позиция градоначальника еще раз является доказательством того, что власть, не давая однозначного ответа, пытается отречься от решения вопроса.
Кроме выборочного отношения власти, вопросом строительства мечети спекулируют пророссийские организации. В частности, глава «казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов, выливший на крымских татар столько «желчи», естественно не оставил и вопрос о строительстве Джума-Джами. В конце 2010 года Храмов обратился к Виктору Януковичу с просьбой не «идти на поводу у исламских радикалов в вопросе строительства Соборной мечети в Симферополе».
– По Ялтинской, 22 я обращался к Президенту. Господин Президент еще не ответил. Но я считаю, что вопрос не в том, чтобы господин Янукович лично мне ответил, а самое главное то, чтобы в самой системе власти произошло понимание того, насколько это опасно, – говорит Храмов.
Сегодня еще продолжают сомневаться в том, что Джума-Джами будет построена на Ялтинской. В частности, в городском совете отмечают, что жизнь Джума-Джами будет зависеть от Генерального плана застройки города. Это утверждение стоит понимать таким образом, что если в Генплане не будет предусмотрено выделение земельного участка на Ялтинской для мечети, то её там не будет.
Несмотря на все спекуляции на вопросе мусульманского культового сооружения, все мусульмане Крыма верят в то, что все же данный вопрос будет однозначно решен, и Джума-Джами будет построена, именно на Ялтинской, 22.
Муфтий обратился к людям, которые каким-то образом имеют отношение к принятию решения в данном вопросе:
«Я обращаюсь к тем, кто принимает решение по данному вопросу, и хочу сказать, чтобы они отбросили сомнения, враждебность и с чистой душой отнеслись к решению данного вопроса. Я уверен в том, что только таким образом вопрос о Джума-Джами возможно решить. На сегодняшний день вопрос по строительству мечети превратился в политический вопрос и в политическую игру. Но, несмотря на все, мы верим в то, что он будет решен, и на Ялтинской, 22, несомненно, будет построена Соборная мечеть».
Все же положительным является тот факт, что в ДУМКе настроены на мирное решение вопроса. Каждый человек должен подумать о том, как бы он поступил, если таким образом власть отнеслась к вопросу строительства культового здания той или иной конфессии!
«Мы не являемся народом, который потерял надежду, поскольку мы мусульмане. И мы будем делать все, чтобы Джума-Джами была построена», – говорит муфтий.
Айдер Аджимамбетов
Крымский полуостров заселен представителями около 100 национальностей и различных конфессий. В таком многонациональным, поликонфессиональном сообществе, несомненно, возможно возникновение проблем, которые зачастую становятся следствием формирования «образа врага» в отношении «соседа по дому».
Что нужно крымчанам для благополучного сосуществования? Наверное, совсем немного. Перечень первоочередных потребностей может выглядеть следующим образом – жилье, экономическое благосостояние и возможность удовлетворять свои духовные и религиозные потребности.
Жилищные условия можно улучшить, купив квартиру или частный дом, или в соответствии с Конституцией Украины получив земельный участок и построив свое жилье самостоятельно. В решении данного вопроса в Крыму есть проблема, и большей степени эта проблема искусственная.
Удовлетворение потребности в жилье во многом зависит от экономического благосостояния, доходов, которые можно получать, только имея рабочее место (правда, многие и без «рабочего места» справляются). На сегодняшний день в Крыму до сих пор действует дискриминационная трудовая политика в отношении крымских татар, это тоже искусственная проблема и источник нагнетания обстановки в автономии.
Третья потребность, скорее всего, не связана с жильем или экономическим благосостоянием, поскольку основана на духовных стемлениях человека. Но и в этом вопросе возникают проблемы, которые появляются искусственно. Всем известно, что для удовлетворения религиозных потребностей мусульмане ходят в мечеть, православные христиане – в церковь, католики – в костел, иудеи – в синагогу, караимы – в кенасу и т. д. Оказывается, что граждане Украины кроме того, что живут в ужасных жилищных и экономических условиях, находятся в таких же условиях в вопросе удовлетворения религиозных потребностей. Кто-то в большей степени, а кто-то в меньшей. В частности, в Крыму можно отметить несколько конфессий, которые десятками лет не могут получить от местных властей земельный участок для строительства культовых сооружений. Это мусульмане, православные христиане, относящиеся к Киевскому Патриархату и другие. Однако за это время у привилегированной конфессии только в городе Акмесджит (Симферополь) появились десятки церквей.
Вопрос строительства Джума-Джами в г.Акмесджит стоит на повестке дня уже более десяти лет, но «искусственно созданный камень», который к тому же получил политическую окраску, никак не могут сдвинуть с места. С чем это связано? С тем, чтобы очередной раз унизить крымских мусульман и показать «свое» место? Или как в Нидерландах, мешают минареты, которые возвышаются над мечетями? Дать ответ могут только сами представители власти. Хотя всем известно, что именно мешает власти принять положительное решение в данном вопросе.
Интересным является тот факт, что за все время рассмотрения вопроса строительства Джума-Джами, предполагаемые для мечети земельные участки менялись несколько раз. По словам Муфтия мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаева, до 2004 года три раза менялось месторасположение, предполагаемого для строительства Соборной мечети земельного участка: «Они говорили о том, что на этом месте нельзя, на том нельзя и на другом тоже нельзя. Последний участок, который мы просили, располагается на территории парка «Салгирка». Там не было ничего, чтобы мешало строительству мечети», – сказал в интервью QHA Муфтий Крыма. При этом он отметил, что когда Духовное управление мусульман Крыма попросило этот участок земли, то непременно нашлись различные причины для отказа: «Последним аргументом властей по «Салгирке» стало то, что якобы на этом участке захоронены немецкие солдаты, погибшие во второй мировой войне. Мы провели опрос среди очевидцев, которые проживали в то время в Крыму и владели информацией. Свидетелями стали люди различных национальностей. Мы нашли одного человека, который в то время работал водителем, он рассказал о том, что действительно на том месте были захоронены немецкие офицеры. Однако он сообщил, что останки немецких военных эксгумировали и перевезли в Германию. Получается, что там нет никаких захоронений. Но они (власть) настаивали на том, что там есть захоронения. Мы приняли решение, что не будем повторять варварские действия Советской власти. Мы подумали о том, чтобы потом не упрекали наших потомков в том, что мы строили на могиле, на костях. Таким образом, мы отказались от земельного участка в парке «Салгирка», – подчеркнул Муфтий.
Кроме того, Э. Аблаев рассказал о том, что в 2004 году, когда было подано в городской совет заявление по предоставлению в аренду ДУМКу земельного участка под строительство Джума-Джами, он был сопредседателем в Межконфессиональном Совете Крыма. Тогда этим советом было принято решение, и были собраны подписи представителей практически всех конфессий, которые представлены в Крыму, по строительству Собора Александра Невского в Акмесджите. Там есть и подпись Муфтия Крыма хаджи Эмирали Аблаева: «Я тоже говорил о том, что согласен. Пусть этот Собор будет в Акмесджите. С 2004 года уже прошло более 6-ти лет, строительство Собора А.Невского сегодня уже завершается, однако для мусульман, под строительство Джума-Джами, земельный участок, от всей души, до сих пор не выделили», – сетует Муфтий Крыма.
Муфтий, излагая хронику событий по вопросу выделения земельного участка для Джума-Джами, рассказал, что после отказа от участка в парке «Салгирка» власти предложили ДУМКу участок на ул. Ялтинская, 22: «В 2004 году, когда председателем Верховной Рады Крыма был Борис Дейч, данный участок ДУМКу был предоставлен городским советом. В течение двух лет были собраны все необходимые документы. После нашего отказа от участка в парке «Салгирка» Борис Давидович Дейч лично прибыл на Ялтинскую, 22, куда были приглашены Мустафа Джемилев (председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины – ред.), и я (Муфтий мусульман Крыма хаджи Эмирали Аблаев – ред.). Он показал данный участок и сказал, что он видит подходящим это место для Соборной мечети. Мы согласились. Городской совет Акмесджита выделил его ДУМКу, и мы в течение двух лет подготовили все необходимые документы», – продолжает Муфтий.
Главное, подчеркнул Муфтий, что в данном вопросе ДУМК не поступал вне закона. «На этот участок мы не влезали, власть сама предоставила его», – заверил он и добавил: «Здесь не нужны различные разговоры, и наш народ, все мусульмане должны понять, в каком положении мы находимся на свой Родине. Сегодня нам демонстрируют это».
Муфтий обратил внимание на то, что мусульмане отнеслись бы к данному вопросу с пониманием в случае, если ДУМК просил выделить земельный участок под строительство какого-либо центра, магазина или другого сооружения для коммерческой деятельности. Тогда позицию власти можно было бы объяснить. Но разве может быть решение спекулятивным в отношении культового сооружения? «Естественно, есть различные виды деятельности, и они нам могли отказать, и мы бы это поняли, если мы обратились бы за выделением земельного участка для ведения на этом месте коммерческой деятельности», – подчеркнул Муфтий.
По словам Муфтия, можно проследить, как местная, республиканская и государственная власти играются с мусульманами и ставит их в унизительное положение. Муфтий, говоря о власти, отметил, что бывший мэр города Геннадий Бабенко делал все, чтобы препятствовать строительству мечети. В Муфтияте надеялись на то, что после выборов место городского головы займет человек, который не станет делить славян и мусульман между собой. «Чтобы ни было, Бабенко ушел, пришел другой. Я буду говорить, что пришел «второй Бабенко». По тем действиям, которые совершает новый мэр, можно констатировать «продолжение Бабенко». Пришел Агеев (городской голова Акмесджита Виктор Агеев – ред.), и ничего не изменилось. Так не может продолжаться. Новой власти нет дела до того, как развивается население Крыма в духовном плане».
По его мнению, это все должны понять, как славяне, так и мусульмане Крыма. «Все хорошо должны понимать, кого они избрали. Мы в ДУМКе думаем о том, чтобы наши действия и слова никаким образом не помешали и не обидели жителей полуострова. Мне все равно кто проживает со мной по соседству, и какой он национальности, но если я, видя, что ему нужна моя помощь, буду делать вид, что не вижу ничего, то я не мусульманин. Моя религия меня учит делать добро и помогать нуждающимся», – сказал Муфтий и добавил: «Воздух, которым дышим, мир в котором мы живем, для всех един, нас только отличает наш язык, религия и культура. Но не стоит делить нас таким образом, чтобы одни были на одной стороне, другие на другой, и чтобы мы не могли заходить вместе в один магазин. Наши проблемы должны быть общими. Избранные на сегодняшний день в органы власти люди не занимаются этим вопросом и не хотят работать в этом направлении».
По словам Э. Аблаева, бывший спикер ВР Крыма Анатолий Гриценко, работавший в одно время с Бабенко, говорил о том, что решение этого вопроса зависит не от них, но заверял, что будет предпринимать необходимые действия по решению этого вопроса.
«Это все сочинения и сказки», – убежден Э.Аблаев.
Он также назвал одну из причин, возможно, самую главную, на которой власть спекулирует в решении вопроса с Джума-Джами – «поляны протеста». «Власть утверждает, что крымские татары «захватили» земли депутатов. Вот если они освободят эти земли, то депутаты будут лоббировать этот вопрос, что бы горсовет принял положительное решение по вопросу Джума-Джами», – говорит духовный лидер мусульман Крыма.
Муфтий упомянул и о том, что Президент Украины Виктор Янукович с экранов телевизоров спрашивал у Председателя Совета министров Крыма Василия Джарты о том, что есть ли проблема в вопросе строительства мечети. Джарты, в свою очередь, ответил, что никаких проблем нет. «Так не должно быть. Он мужчина, пусть им он будет. Всевышний поделил и славян и мусульман на мужчин и женщин. Мужчина, хоть он президент, хоть пастух, это не имеет никакого значения, должен держать свое слово. Люди, которые не могут быть хозяевами своих слов, не могут быть руководителями, поскольку невозможно обманывать людей», – говорит глава ДУМКа.
Первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, Президент Всемирного конгресса крымских татар, депутат Верховной Рады Крыма Рефат Чубаров также заявляет, что вопрос строительства Джума-Джами приобрел политическую окраску.
Он отметил, что в соответствии с законодательством Украины были приняты все необходимые решения, в том числе и городским советом Акмесджита. Однако после горсовет Акмесджита отказался от своего решения. «В соответствии с законодательством мы прошли весь необходимый путь, кроме того, получили положительные решения судов разных уровней. В соответствии с решениями судов, земельный участок, находящийся по адресу: г. Акмесджит, ул. Ялтинская, 22 должен быть передан городским советом в аренду Духовному управлению мусульман Крыма для строительства Джума-Джами. Суд обязует своим решением городской совет подписать договор об аренде данного земельного участка с ДУМК. Однако горсовет и его голова этого не делают, и выступают против законодательства Украины», – подчеркнул Р.Чубаров.
Кроме того, в конце 2010 года новосформированная команда депутатов городского совета Акмесджита во главе с Виктором Агеевым приняла решение о запрете строительства в парках и зонах отдыха. Нужно отметить тот факт, что данное решение, возможно, было принято специально, чтобы не позволить строительство Джума-Джами на земельном участке на Ялтинской, 22, поскольку еще в 2008 году депутаты отказали в отводе земельного участка по указанному адресу и согласовали место расположения мечети на участке по улице Луговой, 6. А в феврале этого же года Акмесджитский горсовет признал земельный участок в районе ул. Ялтинской, 22 и прилегающую к нему зону лесопарковой и назвал ее парк «Юбилейным». Тогда, в конце февраля 2009 года народный депутат Украины Борис Дейч, который в 2004 году был председателем ВР Крыма и сам показал данный участок, в открытом письме призвал депутатов Акмесджита и мэра города Геннадия Бабенко отбросить политические разногласия и рассмотреть вопрос о выделении участка под строительство Джума-Джами. Столичные депутаты в свою очередь пообещали вернуться к рассмотрению вопроса после проведения общественных слушаний. Общественные слушания так и не состоялись, а вопрос не решился.
Также напомним, что Президент Украины Виктор Янукович, на встрече с представителями некоторых крымскотатарских общественных организаций 3 августа 2010 года в Акмесджите заявил, что Джума-Джами должна быть построена. Кроме того, 14 мая 2010 года Президент подписал Указ «О дополнительных мерах по обустройству крымских татар, других лиц, депортированных по национальному признаку и их потомков, которые возвратились или возвращаются на постоянное место жительства в Украину», которым, в том числе, дается поручение правительству Крыма способствовать строительству Джума-Джами в административном центре автономии.
Но, как мы видим, правительство автономии делает все, чтобы Джума-Джами в Акмесджите не строилась как можно дольше, а в случае начала строительства, мечеть была возведена не на том месте, которую показала сама власть.
Несмотря на решения судов, городская власть не спешит решать проблему. Как отмечает Р.Чубаров, те решения, которые противоречат решению суда, являются незаконными.
«Какие бы решения не были приняты местной властью, они будут считаться незаконными», – подчеркнул Р.Чубаров и добавил: «К большому сожалению, вопрос Джума-Джами будет решаться политическими решениями, а не в соответствии с законами страны. Поэтому, мы не уделяем никакого особого внимания тем решениям городского совета, которые были приняты в недавнем прошлом и являются незаконными. Даст Всевышний, на ул. Ялтинской Джума-Джами будет построен».
Муфтий Мусульман Крыма также говорит о том, что все решения, которые противоречат решениям суда, являются незаконными: «Что касается недавнего решения городского совета, которое заключается в том, что запрещается строительство в парковых зонах, то могу сказать, что в данное решение, возможно, они хотели включить и земельный участок на Ялтинской, 22. Но не хочу этому верить! В данном решении нет перечня парков, где запрещается строительство. Там не написано, что на Ялтинской, 22 строительство запрещено. Поэтому говорить о том, что это решение помешает строительству Джума-Джами не стоит», – отметил Э.Аблаев.
Городской голова Акмесджита Виктор Агеев в свою очередь говорит о том, что по вопросу Джума-Джами обсуждается: «По поводу Соборной мечети ведутся переговоры, и пока однозначного решения не принято. Есть норма закона, которую необходимо выполнять. Поэтому сегодня наши юристы занимаются этим вопросом, чтобы действительно достойно выйти из этой ситуации, и чтобы все были довольны и удовлетворены принятым решением», – сказал Агеев и добавил: «Мы все живем в Симферополе, я думаю, что необходимо находить общий язык со всеми жителями города».
Позиция градоначальника еще раз является доказательством того, что власть, не давая однозначного ответа, пытается отречься от решения вопроса.
Кроме выборочного отношения власти, вопросом строительства мечети спекулируют пророссийские организации. В частности, глава «казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов, выливший на крымских татар столько «желчи», естественно не оставил и вопрос о строительстве Джума-Джами. В конце 2010 года Храмов обратился к Виктору Януковичу с просьбой не «идти на поводу у исламских радикалов в вопросе строительства Соборной мечети в Симферополе».
– По Ялтинской, 22 я обращался к Президенту. Господин Президент еще не ответил. Но я считаю, что вопрос не в том, чтобы господин Янукович лично мне ответил, а самое главное то, чтобы в самой системе власти произошло понимание того, насколько это опасно, – говорит Храмов.
Сегодня еще продолжают сомневаться в том, что Джума-Джами будет построена на Ялтинской. В частности, в городском совете отмечают, что жизнь Джума-Джами будет зависеть от Генерального плана застройки города. Это утверждение стоит понимать таким образом, что если в Генплане не будет предусмотрено выделение земельного участка на Ялтинской для мечети, то её там не будет.
Несмотря на все спекуляции на вопросе мусульманского культового сооружения, все мусульмане Крыма верят в то, что все же данный вопрос будет однозначно решен, и Джума-Джами будет построена, именно на Ялтинской, 22.
Муфтий обратился к людям, которые каким-то образом имеют отношение к принятию решения в данном вопросе:
«Я обращаюсь к тем, кто принимает решение по данному вопросу, и хочу сказать, чтобы они отбросили сомнения, враждебность и с чистой душой отнеслись к решению данного вопроса. Я уверен в том, что только таким образом вопрос о Джума-Джами возможно решить. На сегодняшний день вопрос по строительству мечети превратился в политический вопрос и в политическую игру. Но, несмотря на все, мы верим в то, что он будет решен, и на Ялтинской, 22, несомненно, будет построена Соборная мечеть».
Все же положительным является тот факт, что в ДУМКе настроены на мирное решение вопроса. Каждый человек должен подумать о том, как бы он поступил, если таким образом власть отнеслась к вопросу строительства культового здания той или иной конфессии!
«Мы не являемся народом, который потерял надежду, поскольку мы мусульмане. И мы будем делать все, чтобы Джума-Джами была построена», – говорит муфтий.
Айдер Аджимамбетов
Відповіді
2011.03.17 | Зуялы
Re: Джума-Джами (Соборная мечеть) на Ялтинской: миф или реальность?
Акула пише:> Джума-Джами на Ялтинской: миф или реальность?
> «Мы не являемся народом, который потерял надежду, поскольку мы мусульмане. И мы будем делать все, чтобы Джума-Джами была построена», – говорит муфтий.
Газетлерге язъыныз, телевизионда сойлениз - бизден, шахсийлерден, не ярдымлар япмалы?