О положении христиан в Крымском ханстве
01/26/2011 | Айдын Шемьи-заде
Айдын Шемьи-заде
(Некоторые замечания в связи с обращенным ко мне вопросом)
Сам тот факт, что христианские храмы существовали в Крымском ханстве веками свидетельствует о мирном отношении государства к христианам.
При общем заказном антитатарском настрое российские авторы пишут о благоприятном существовании христианских храмов в Ханстве. Тем более не было противостояния между мусульманами и христианами в быту.
Например, Маркевич упоминая о выселении Суворовым христиан в 1780 году, пишет:
«В Крыму были весьма распространены мусульманско-христианские родственные связи. Теперь они безжалостно разрывались. Многие мусульманские родичи выселяемых умоляли переселить и их, не останавливаясь для этого и перед принятием христианства. Но им было отказано» (Маркевич А.К., 1910, 534).
Вот из Хартахая:
«Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму … христиане не меньше татар противились выходу. Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: «Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, то мы все-таки никуда не уйдем». Армянские христиане в прошении к хану говорили: "Мы слуги ваши … и подданные триста лет тому назад, как живем в государстве вашего величества в удовольствии и никогда от вас беспокойств не видели. Ныне же нас хотят отсюда вывести. Ради Бога, Пророка и предков ваших нас, бедных рабов ваших, просим от такой напасти избавить, за что за вас Бога молить будем непрестанно» (Ф. Хартахай. «Христианство в Крыму. Памятная книга Таврической губернии. Симферополь, 1867). Однако выселение христиан проводилось вопреки хану Шагин-Гирею по велению из С.-Петербурга.
Там же Хартахай пишет: «Георгиевский монастырь и Успенский скит, — управлявшие до половины XVIII в. судьбой социально-духовного общества христиан в Крыму под условиями власти господствующего народа — татар. Эти монастыри, как мы увидим, с пришествием татар были центром управления христианским населением, как в социальном, так и в духовном отношении. Кроме этих монастырей, мы встречаем еще несколько, но важность их в истории христианства в Крыму относительная: напр., монастырь в Биагсале, Вайлейский монастырь, на месте нынешнего Качикальяна, и другие».
Конечно, за шесть веков не могло не быть разного рода эксцессов между мусульманами и христианами. О них упоминают с видимым удовольствием и Хартахай, и Маркевич.
Впрочем, возможно и удовольствия не было, а было политическое давление на авторов, был заказ, долженствующий представить крымских татар с плохой стороны.
Ведь в то же время Хартахай приводит текст из султанского фирмана: «Сия наша высочайшая грамота, по пунктам расположенная, во всем да пребудет действительною, и никто посторонний да не отважится учинить христианам в вольности и правлении ни под каким видом и предлогом какого-либо притеснения и обиды. Да будет ведомо о том всем, и всякий да подаст сему нашему высочайшему закону совершенную веру».
Далее Хартахай сообщает: «Храмы христиан пользуются безопасностью, и ни под каким видом не должны быть обращаемы в мечети; браки, погребения и другие христианские обряды совершаются свободно».
Хартахай пишет: «Отсюда понятно, как нелепы те преувеличенные предания, которые говорят, что последние крымские ханы резали христианам языки и, снизав на шнурок, отправляли к султану, и как наивны те пишущие о крымских христианах, которые дают веру подобным нелепостям... Говорить о злодеяниях татар относительно христиан значило бы рисовать однообразную картину ужасов».
Известно, что уже Хаджи-Девлет-Гирей жертвовал немалые суммы на христианские монастыри, ставил пудовые свечи образу Успенской Божьей матери перед походами на Золотую Орду (Ю. А. Кулаковский. «Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк». 2-е изд., доп., Киев,1914).
Неудивительно поэтому участие, которое ханы принимали в деле храмостроительства, а оно шло на протяжении веков. Восстанавливались древние христианские храмы - например, в 1427 г. в Партените, а в 1587 г. в Биасале на Каче новая церковь была воздвигнута целиком на мусульманские деньги: как гласит закладная надпись, "стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его" (Кулаковский, стр. 131).
О материальной помощи ханов христианским монастырям пишет С. Сестренцевич-Богуш («История царства Херсонеса Таврийского», С-Пб. 1806. Т.2).
В начале XVIII века при хане Девлет-Гирее II были построены в Крыму не только новые церкви, но и христианская школа и библиотека, которая была сожжена русским фельдмаршалом Минихом (Хартахай).
К сожалению, заказная клевета на крымских татар начатая с аннексии Крымского ханства Россией, продолжается и посейчас. Ну что можно сказать относительно такого пассажа: «Крымские татары были чужды культуре, не знали промышленности, жили разбоем, грабежом и чужими трудами». ???
В Ханстве были развиты различные ремесла, успешно функционировало сельское хозяйство.
Уже в XVI в. крымская пашня раскинулась на огромных просторах степи - это была «та часть полуострова, в которой живет хан со своими татарами, от Перекопа к озеру до Крыма; обработанная, ровная, плодородная...» (М. Броневский. Описание Крыма (Tartariae Descriptio), 1578 год. - Цитируется по «Записки Одесского общества истории и древностей, Том VI. 1867»).
В XVIII веке в Крыму существовали местные сорта плодовых - 37 грушевых, 17 яблоневых, 18 сливовых и 10 - черешни (Хартахай Ф. Историческая судьба крымскихъ татаръ // Вѣстникъ Европы. 1866).
Виноград различных сортов был как местный (греческие и римские лозы), так и завезенный из других земель татарами, у которых любовь к этой культуре, пишет Хартахай, "доходила до страсти". К концу XVIII века тут уже насчитывалось 56 сортов его. На Южном берегу Крыма в это время давили до 300 тыс. ведер вина в год, но на Каче и Бельбеке еще больше. Уже тогда по всему Средиземноморью и Востоку славились уникальные вина Судакской долины; татарские поэты воспевали их в своих поэмах
Из собственного льна и шелковых нитей татары ткали полотно и многоцветные воздушные шелковые ткани, хотя, конечно, по качеству крымский шелк несколько уступал французскому или дальневосточному.
Крымские ремесленники достигали высшего совершенства в качестве изделий из металла и кожи, шерсти и дерева, так что многие из них почитались настоящими произведениями. Впрочем, немалой была и масса товара. Так, крымские ножи - "пичаки", славившиеся по всему Востоку, закупались и Москвой; партии этого товара достигали 400 тыс. штук (С. Бахрушин, «Основные моменты истории Крымского ханства». История в школе, №3, 1936. ).
Особенно славились карабины; один бахчисарайский карабин стоил от 15 до 200 пиастров - для сравнения скажем, что хороший конь стоил 30 пиастров (Хартахай, 1866). Этого вида оружия только на вывоз производилось до 2 тыс. стволов в год; естественно, большой спрос на них был и внутри ханства. Крымские ремесленники полностью удовлетворяли и потребности в боеприпасах - в XVIII в. только в Кафе работало 10 пороховых заводов ("барут хане"), шел порох и за рубеж. Селитрой многочисленные эти заводы обеспечивались также своей - ее делали в Карасубазаре.
Был велик вывоз ковров, дубленых шкур, кожи, тканей. Более всего кож выделывалось в Гёзлёве и Карасубазаре, хотя ввиду дешевизны сырья и его изобилия кожевенные мастерские имелись не только во всех городах, но и во многих селах. Здесь выделывался товар разных сортов - сафьяны, юфти и шагрени, притом в богатом выборе оттенков. Множество кож шло в дальнейшую обработку - тут же из них шили отличные башмаки, "восточные" туфли, подушки и т. п. Но самыми известными из кожевенных товаров были, конечно, крымские седла. Они отличались легкостью, удобством и красотой отделки; их вывозили в огромном количестве, даже с Кавказа приезжали за ними купцы, так как черкесы платили за настоящее крымское седло буквально любые деньги (Хартахай, 1866).
Весьма многочисленным был и цех мастеров-строителей различных специальностей. В техническом и творческом плане их искусство имело два основных источника. При весьма интенсивном обмене зодчими, строившими здания духовной и гражданской архитектуры в различных странах Востока, естественно, крымские мастера постоянно были в курсе последних достижений строительной техники. С другой стороны, питаясь животворными соками общемусульманской архитектурной идеи, активно усваивая высшие ее достижения (в Крыму работал великий Синан!), крымское зодчество не утрачивало местных черт и приемов, пришедших в него из глубокой древности, из дотатарского прошлого. В частности, это было заметно в стилевом решении такого известного памятника, как дюрбе XIV века на могильнике Кырк-Азизлер в Эски-Юрте (Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М. 1992).
Традиции толерантных отношений между разными конфессиями в Крыму живы и по сей день.
В 2004 году, исполком и Симферопольский городской совет согласовали с Духовным упрпавлением мусульман Крыма место для строительства в Симферополе Соборной мечети на улице Ялтинской, которое сами и предложили. К 2007 году Духовное управление мусульман Крыма подготовило необходимую документацию, но теперь горсовет вдруг отказывается выделить им самим определенную ранее землю под строительство мечети. В этой ситуации Межконфессиональный совет Крыма «Мир - дар Божий», объединяющий традиционные религиозные организации полусотрова, обратился к президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой содействовать строительству Соборной мечети в Симферополе.
(Некоторые замечания в связи с обращенным ко мне вопросом)
Сам тот факт, что христианские храмы существовали в Крымском ханстве веками свидетельствует о мирном отношении государства к христианам.
При общем заказном антитатарском настрое российские авторы пишут о благоприятном существовании христианских храмов в Ханстве. Тем более не было противостояния между мусульманами и христианами в быту.
Например, Маркевич упоминая о выселении Суворовым христиан в 1780 году, пишет:
«В Крыму были весьма распространены мусульманско-христианские родственные связи. Теперь они безжалостно разрывались. Многие мусульманские родичи выселяемых умоляли переселить и их, не останавливаясь для этого и перед принятием христианства. Но им было отказано» (Маркевич А.К., 1910, 534).
Вот из Хартахая:
«Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму … христиане не меньше татар противились выходу. Вот что говорили евпаторийские греки на предложение выйти из Крыма: «Мы его светлостью ханом и отчизной своей довольны; от предков своих платим дань своему государю, и хоть саблями нас рубить будут, то мы все-таки никуда не уйдем». Армянские христиане в прошении к хану говорили: "Мы слуги ваши … и подданные триста лет тому назад, как живем в государстве вашего величества в удовольствии и никогда от вас беспокойств не видели. Ныне же нас хотят отсюда вывести. Ради Бога, Пророка и предков ваших нас, бедных рабов ваших, просим от такой напасти избавить, за что за вас Бога молить будем непрестанно» (Ф. Хартахай. «Христианство в Крыму. Памятная книга Таврической губернии. Симферополь, 1867). Однако выселение христиан проводилось вопреки хану Шагин-Гирею по велению из С.-Петербурга.
Там же Хартахай пишет: «Георгиевский монастырь и Успенский скит, — управлявшие до половины XVIII в. судьбой социально-духовного общества христиан в Крыму под условиями власти господствующего народа — татар. Эти монастыри, как мы увидим, с пришествием татар были центром управления христианским населением, как в социальном, так и в духовном отношении. Кроме этих монастырей, мы встречаем еще несколько, но важность их в истории христианства в Крыму относительная: напр., монастырь в Биагсале, Вайлейский монастырь, на месте нынешнего Качикальяна, и другие».
Конечно, за шесть веков не могло не быть разного рода эксцессов между мусульманами и христианами. О них упоминают с видимым удовольствием и Хартахай, и Маркевич.
Впрочем, возможно и удовольствия не было, а было политическое давление на авторов, был заказ, долженствующий представить крымских татар с плохой стороны.
Ведь в то же время Хартахай приводит текст из султанского фирмана: «Сия наша высочайшая грамота, по пунктам расположенная, во всем да пребудет действительною, и никто посторонний да не отважится учинить христианам в вольности и правлении ни под каким видом и предлогом какого-либо притеснения и обиды. Да будет ведомо о том всем, и всякий да подаст сему нашему высочайшему закону совершенную веру».
Далее Хартахай сообщает: «Храмы христиан пользуются безопасностью, и ни под каким видом не должны быть обращаемы в мечети; браки, погребения и другие христианские обряды совершаются свободно».
Хартахай пишет: «Отсюда понятно, как нелепы те преувеличенные предания, которые говорят, что последние крымские ханы резали христианам языки и, снизав на шнурок, отправляли к султану, и как наивны те пишущие о крымских христианах, которые дают веру подобным нелепостям... Говорить о злодеяниях татар относительно христиан значило бы рисовать однообразную картину ужасов».
Известно, что уже Хаджи-Девлет-Гирей жертвовал немалые суммы на христианские монастыри, ставил пудовые свечи образу Успенской Божьей матери перед походами на Золотую Орду (Ю. А. Кулаковский. «Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк». 2-е изд., доп., Киев,1914).
Неудивительно поэтому участие, которое ханы принимали в деле храмостроительства, а оно шло на протяжении веков. Восстанавливались древние христианские храмы - например, в 1427 г. в Партените, а в 1587 г. в Биасале на Каче новая церковь была воздвигнута целиком на мусульманские деньги: как гласит закладная надпись, "стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его" (Кулаковский, стр. 131).
О материальной помощи ханов христианским монастырям пишет С. Сестренцевич-Богуш («История царства Херсонеса Таврийского», С-Пб. 1806. Т.2).
В начале XVIII века при хане Девлет-Гирее II были построены в Крыму не только новые церкви, но и христианская школа и библиотека, которая была сожжена русским фельдмаршалом Минихом (Хартахай).
К сожалению, заказная клевета на крымских татар начатая с аннексии Крымского ханства Россией, продолжается и посейчас. Ну что можно сказать относительно такого пассажа: «Крымские татары были чужды культуре, не знали промышленности, жили разбоем, грабежом и чужими трудами». ???
В Ханстве были развиты различные ремесла, успешно функционировало сельское хозяйство.
Уже в XVI в. крымская пашня раскинулась на огромных просторах степи - это была «та часть полуострова, в которой живет хан со своими татарами, от Перекопа к озеру до Крыма; обработанная, ровная, плодородная...» (М. Броневский. Описание Крыма (Tartariae Descriptio), 1578 год. - Цитируется по «Записки Одесского общества истории и древностей, Том VI. 1867»).
В XVIII веке в Крыму существовали местные сорта плодовых - 37 грушевых, 17 яблоневых, 18 сливовых и 10 - черешни (Хартахай Ф. Историческая судьба крымскихъ татаръ // Вѣстникъ Европы. 1866).
Виноград различных сортов был как местный (греческие и римские лозы), так и завезенный из других земель татарами, у которых любовь к этой культуре, пишет Хартахай, "доходила до страсти". К концу XVIII века тут уже насчитывалось 56 сортов его. На Южном берегу Крыма в это время давили до 300 тыс. ведер вина в год, но на Каче и Бельбеке еще больше. Уже тогда по всему Средиземноморью и Востоку славились уникальные вина Судакской долины; татарские поэты воспевали их в своих поэмах
Из собственного льна и шелковых нитей татары ткали полотно и многоцветные воздушные шелковые ткани, хотя, конечно, по качеству крымский шелк несколько уступал французскому или дальневосточному.
Крымские ремесленники достигали высшего совершенства в качестве изделий из металла и кожи, шерсти и дерева, так что многие из них почитались настоящими произведениями. Впрочем, немалой была и масса товара. Так, крымские ножи - "пичаки", славившиеся по всему Востоку, закупались и Москвой; партии этого товара достигали 400 тыс. штук (С. Бахрушин, «Основные моменты истории Крымского ханства». История в школе, №3, 1936. ).
Особенно славились карабины; один бахчисарайский карабин стоил от 15 до 200 пиастров - для сравнения скажем, что хороший конь стоил 30 пиастров (Хартахай, 1866). Этого вида оружия только на вывоз производилось до 2 тыс. стволов в год; естественно, большой спрос на них был и внутри ханства. Крымские ремесленники полностью удовлетворяли и потребности в боеприпасах - в XVIII в. только в Кафе работало 10 пороховых заводов ("барут хане"), шел порох и за рубеж. Селитрой многочисленные эти заводы обеспечивались также своей - ее делали в Карасубазаре.
Был велик вывоз ковров, дубленых шкур, кожи, тканей. Более всего кож выделывалось в Гёзлёве и Карасубазаре, хотя ввиду дешевизны сырья и его изобилия кожевенные мастерские имелись не только во всех городах, но и во многих селах. Здесь выделывался товар разных сортов - сафьяны, юфти и шагрени, притом в богатом выборе оттенков. Множество кож шло в дальнейшую обработку - тут же из них шили отличные башмаки, "восточные" туфли, подушки и т. п. Но самыми известными из кожевенных товаров были, конечно, крымские седла. Они отличались легкостью, удобством и красотой отделки; их вывозили в огромном количестве, даже с Кавказа приезжали за ними купцы, так как черкесы платили за настоящее крымское седло буквально любые деньги (Хартахай, 1866).
Весьма многочисленным был и цех мастеров-строителей различных специальностей. В техническом и творческом плане их искусство имело два основных источника. При весьма интенсивном обмене зодчими, строившими здания духовной и гражданской архитектуры в различных странах Востока, естественно, крымские мастера постоянно были в курсе последних достижений строительной техники. С другой стороны, питаясь животворными соками общемусульманской архитектурной идеи, активно усваивая высшие ее достижения (в Крыму работал великий Синан!), крымское зодчество не утрачивало местных черт и приемов, пришедших в него из глубокой древности, из дотатарского прошлого. В частности, это было заметно в стилевом решении такого известного памятника, как дюрбе XIV века на могильнике Кырк-Азизлер в Эски-Юрте (Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. М. 1992).
Традиции толерантных отношений между разными конфессиями в Крыму живы и по сей день.
В 2004 году, исполком и Симферопольский городской совет согласовали с Духовным упрпавлением мусульман Крыма место для строительства в Симферополе Соборной мечети на улице Ялтинской, которое сами и предложили. К 2007 году Духовное управление мусульман Крыма подготовило необходимую документацию, но теперь горсовет вдруг отказывается выделить им самим определенную ранее землю под строительство мечети. В этой ситуации Межконфессиональный совет Крыма «Мир - дар Божий», объединяющий традиционные религиозные организации полусотрова, обратился к президенту Украины Виктору Януковичу с просьбой содействовать строительству Соборной мечети в Симферополе.
Відповіді
2011.01.27 | Abdulhakim
Re: О положении христиан в Крымском ханстве
Айдын Шемьи-заде пише:>
>
> Известно, что уже Хаджи-Девлет-Гирей жертвовал немалые суммы на христианские монастыри, ставил пудовые свечи образу Успенской Божьей матери перед походами на Золотую Орду (Ю. А. Кулаковский. «Прошлое Тавриды: Краткий исторический очерк». 2-е изд., доп., Киев,1914).
>
> Неудивительно поэтому участие, которое ханы принимали в деле храмостроительства, а оно шло на протяжении веков. Восстанавливались древние христианские храмы - например, в 1427 г. в Партените, а в 1587 г. в Биасале на Каче новая церковь была воздвигнута целиком на мусульманские деньги: как гласит закладная надпись, "стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его" (Кулаковский, стр. 131).
>
> О материальной помощи ханов христианским монастырям пишет С. Сестренцевич-Богуш («История царства Херсонеса Таврийского», С-Пб. 1806. Т.2).
>
> В начале XVIII века при хане Девлет-Гирее II были построены в Крыму не только новые церкви, но и христианская школа и библиотека, которая была сожжена русским фельдмаршалом Минихом (Хартахай).
Урьметли Айдын бей.
Имеются ли упоминания об этих или подобных действиях в мусульманских источниках? Потому что, насколько мне известно, такие действия с точки зрения Ислама, мягко говоря, неодоряемы.
2011.01.27 | Бинат сын Темирке
Re: О положении христиан в Крымском ханстве
Abdulhakim пише:> Урьметли Айдын бей.
> Имеются ли упоминания об этих или подобных действиях в мусульманских источниках? Потому что, насколько мне известно, такие действия с точки зрения Ислама, мягко говоря, неодоряемы.
Упоминаний о некоторых из перечисленных тут событий нет вообще ни в каких источниках, они являются фантазией разных авторов, чьи работы использованы в статье.
> > Восстанавливались древние христианские храмы - например, в 1427 г. в Партените, а в 1587 г.
Это совершенная фантазия. Никаких упоминаний об участии мусульман в связи с постройкой партенитского храма не имеется.
> > в Биасале на Каче новая церковь была воздвигнута целиком на мусульманские деньги: как гласит закладная надпись, "стараниями, помощью и иждивением господина Бината, сына Темирке, в память его и родителей его" (Кулаковский, стр. 131).
Христиане с тюркскими именами (потомки тех язычников-кипчаков, что приняли христианство а не ислам) обычное явление в ранний период ханства. Бинат сын Темирке был кипчаком-христианином, на что указывает факт постройки им храма. Оснований предполагать тут участие мусульман нет.
> > В начале XVIII века при хане Девлет-Гирее II были построены в Крыму не только новые церкви, но и христианская школа и библиотека, которая была сожжена русским фельдмаршалом Минихом (Хартахай).
Новые церкви в Крыму не строились с 15 века. Только ремонтировались старые. Упомянутая христианская школа вместе с тремя церквями рядом с ней в середине XVIII в. были разрушены ханом Селим-Гиреем II, доделавшим то, что не доделал Миних.
Стремление ув. Айдын-эфенди показать исторический опыт мирного сосуществования религий похвально. Крым действительно отличался отсутствием большинства межконфессиональных проблем, которые в то время были характерны для других стран. Однако для доказательства этого исторического опыта следует очень тщательно проверять свои источники, иначе здравое зерно будет погребено под обвалом внешне справедливой критики со стороны мусульманских и православных фундаменталистов.
2011.01.27 | Айдын Шемьи-заде
Re: О положении христиан в Крымском ханстве
Я привел источники, из которых почерпнута информация.Очень интересно ознакомиться с другими источниками, подтверждающими или опровергающими упомянутые факты.
2011.01.27 | Бинат сын Темирке
Re: О положении христиан в Крымском ханстве
Айдын Шемьи-заде пише:> Я привел источники, из которых почерпнута информация.
Да, это Вы сделали правильно. Проблема в том, что эти труды сами не являются источниками, они являются лишь вторичными работами, толкующими реальные источники, и не всегда правильно. Общий источник Кулаковского и Сестренцевича, например, это Матвей Меховский, т.е. они разными словами пишут об одном и том же, а не о разных событиях, и пересказывают его не совсем правильно. Хартахай в истории про христианские храмы в Бахчисарае основывается лишь на краткой записке Мурзакевича, а про французскую переписку из Бахчисарая, которая приводит много остальных деталей, не знал. Если Кулаковский писал про Бината сына Темирке, что тот мусульманин, то заблуждался, не зная про категорию крещеных кипчаков. А откуда ими взято про мусульман и партенитский храм - я вообще представить не могу, там вообще нет никаких других источников, кроме краткой надписи на закладной плите, где мусульмане не упоминаются.
Потому-то в каждом случае лучше разузнать, на каком источнике основывается тот или иной поздний автор и познакомиться с источником самостоятельно, чтоб не повторить чужие ошибки.
2011.01.27 | Айдын Шемьи-заде
Re: О положении христиан в Крымском ханстве
Узнают коней ретивыхПо их выжженным таврам!
Компетентность ибн Темирке не вызывает сомнений!
Хотя я не занимаюсь этой проблемой (мои замечания были a propo),
хотелось бы знать о трудах Меховского и Мурзаковича. Спасибо!