Черноморская Палестина
01/31/2011 | Монитор
Черноморская Палестина
27 января, 14:58
Виталий Портников
Крым будто бы специально создан, для того чтобы стать счастливым домом для своих жителей и гостей. Но властям стоило бы подумать о решении проблем тех, для кого это не просто территория, а еще и родина.
Обмен жесткими заявлениями между председателем Совета министров Крыма Василием Джарты и главой Меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым в очередной раз продемонстрировал пропасть, пролегающую между властью и крымскими татарами. Пропасть эта с годами только углубляется и расширяется. Нельзя сказать, что не происходит интеграции самих крымских татар в жизнь полуострова, - но у украинской власти, и не только нынешней, нет отчетливого представления о том, каким образом решать проблему возвращения некогда изгнанного народа на свою историческую родину.
"Закон только тогда закон, когда он является одним для всех. В свою очередь Совет министров Автономной Республики Крым всеми своими действиями по наведению порядка в земельной сфере за последний год продемонстрировал, что в Крыму нет касты неприкасаемых, какой бы национальности это ни касалось", - пишет Джарты Джемилеву.
Если бы крымский премьер интересовался историей, он увидел бы удивительное сходство своих заявлений с объяснениями, которые давали османские, а затем и британские чиновники возвращавшемуся в Палестину еврейскому населению.
Евреи ведь тоже отнюдь не всегда приезжали на пустые места - приходилось решать огромное количество земельных вопросов, которые просто так, на основании действовавшего в Палестине законодательства, распутаны быть не могли.
В конце концов, решение о разделе Палестины на еврейское и арабское государства было принято еще и потому, что колонизаторам не удавалось найти баланс в землепользовании и совместном проживании двух народов в одной стране.
И что же? Поиск этого баланса продолжается вот уже седьмое десятилетие.
Неужели Василий Джарты хочет для вверенной ему территории судьбы Палестины? Ведь у крымских татар нет другого государства, кроме Украины. И другой родины, кроме Крыма, тоже нет. Это с одной стороны.
С другой - этот народ был изгнан из своей страны преступным режимом, и обязанность украинского государства - сделать все для его возвращения домой.
Подчеркиваю - именно обязанность, а не одолжение.
Крымский татарин в такой же степени дома у себя в Крыму, как украинец - в Украине.
Только представим себе фантасмагорическую ситуацию: безумие Сталина привело бы к депортации не только крымских татар, но и украинцев. А потом украинскому народу милостиво бы разрешили бы вернуться из Казахстана и Узбекистана - тем, кто выжил. Кто-то верит в то, что украинские хаты к тому времени остались бы неразобранными, поля - невозделанными? Украинскому государству пришлось бы решать вопрос о возвращении примерно так же, как сейчас приходится решать его в случае с крымскими татарами.
Но решение вопроса о возвращении не может ограничиваться исключительно декларациями. Украине необходим закон о возвращении депортированных народов - как известно, из Крыма изгнали не только татар. Нужно определить нормы, которые предполагают право на получение украинского гражданства для изгнанных и их потомков. Нужно решить вопрос с возвращением собственности или - в случае если это невозможно сделать - с материальной компенсацией за утраченную землю или дом. Нужно работать и с самими крымскими татарами, и с населением автономии - как с потомками тех, кто жил в Крыму до войны, так и с теми, кто приехал в республику уже после ликвидации автономии и выселения татар и других коренных народов Крыма, как бы на “пустые земли”.
Необходимо, наконец, придать Автономной Республике Крым характер настоящей автономии, обеспечив паритетное национальное представительство проживающих в ней народов.
В этом, собственно, и состоит смысл особого статуса Крыма - потому что если такого паритетного представительства нет, непонятно, для чего вообще этот особый статус.
Но за два десятилетия украинской независимости в этом направлении не делалось практически ничего. И не столько по политическим, сколько по экономическим соображением. Слишком уж лакомый кусок крымская земля, в особенности причерноморская. Неопределенность ситуации выгодна всем, кто “сверху”, - и ужасна для всех, кто “снизу”, вне зависимости от национальностей.
А еще она губительна для самого Крыма. Колоритный целебный курорт Российской империи так и остается в нашем сознании символом восторжествовавшего "совка". Нам трудно представить себе, что некогда Ялтой восхищались, как Ниццей, а Бахчисараем - как маленьким Стамбулом. Как поражались в прошлом гармоничному смешению цивилизаций - и цивилизованности - на небольшой, удивительно красивой территории. Неужели мы так никогда и не увидим такого Крыма?
***
Эта колонка опубликована в №3 журнала Корреспондент от 28 января 2011 года.
http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/portnikov/a31812
27 января, 14:58
Виталий Портников
Крым будто бы специально создан, для того чтобы стать счастливым домом для своих жителей и гостей. Но властям стоило бы подумать о решении проблем тех, для кого это не просто территория, а еще и родина.
Обмен жесткими заявлениями между председателем Совета министров Крыма Василием Джарты и главой Меджлиса крымскотатарского народа Мустафой Джемилевым в очередной раз продемонстрировал пропасть, пролегающую между властью и крымскими татарами. Пропасть эта с годами только углубляется и расширяется. Нельзя сказать, что не происходит интеграции самих крымских татар в жизнь полуострова, - но у украинской власти, и не только нынешней, нет отчетливого представления о том, каким образом решать проблему возвращения некогда изгнанного народа на свою историческую родину.
"Закон только тогда закон, когда он является одним для всех. В свою очередь Совет министров Автономной Республики Крым всеми своими действиями по наведению порядка в земельной сфере за последний год продемонстрировал, что в Крыму нет касты неприкасаемых, какой бы национальности это ни касалось", - пишет Джарты Джемилеву.
Если бы крымский премьер интересовался историей, он увидел бы удивительное сходство своих заявлений с объяснениями, которые давали османские, а затем и британские чиновники возвращавшемуся в Палестину еврейскому населению.
Евреи ведь тоже отнюдь не всегда приезжали на пустые места - приходилось решать огромное количество земельных вопросов, которые просто так, на основании действовавшего в Палестине законодательства, распутаны быть не могли.
В конце концов, решение о разделе Палестины на еврейское и арабское государства было принято еще и потому, что колонизаторам не удавалось найти баланс в землепользовании и совместном проживании двух народов в одной стране.
И что же? Поиск этого баланса продолжается вот уже седьмое десятилетие.
Неужели Василий Джарты хочет для вверенной ему территории судьбы Палестины? Ведь у крымских татар нет другого государства, кроме Украины. И другой родины, кроме Крыма, тоже нет. Это с одной стороны.
С другой - этот народ был изгнан из своей страны преступным режимом, и обязанность украинского государства - сделать все для его возвращения домой.
Подчеркиваю - именно обязанность, а не одолжение.
Крымский татарин в такой же степени дома у себя в Крыму, как украинец - в Украине.
Только представим себе фантасмагорическую ситуацию: безумие Сталина привело бы к депортации не только крымских татар, но и украинцев. А потом украинскому народу милостиво бы разрешили бы вернуться из Казахстана и Узбекистана - тем, кто выжил. Кто-то верит в то, что украинские хаты к тому времени остались бы неразобранными, поля - невозделанными? Украинскому государству пришлось бы решать вопрос о возвращении примерно так же, как сейчас приходится решать его в случае с крымскими татарами.
Но решение вопроса о возвращении не может ограничиваться исключительно декларациями. Украине необходим закон о возвращении депортированных народов - как известно, из Крыма изгнали не только татар. Нужно определить нормы, которые предполагают право на получение украинского гражданства для изгнанных и их потомков. Нужно решить вопрос с возвращением собственности или - в случае если это невозможно сделать - с материальной компенсацией за утраченную землю или дом. Нужно работать и с самими крымскими татарами, и с населением автономии - как с потомками тех, кто жил в Крыму до войны, так и с теми, кто приехал в республику уже после ликвидации автономии и выселения татар и других коренных народов Крыма, как бы на “пустые земли”.
Необходимо, наконец, придать Автономной Республике Крым характер настоящей автономии, обеспечив паритетное национальное представительство проживающих в ней народов.
В этом, собственно, и состоит смысл особого статуса Крыма - потому что если такого паритетного представительства нет, непонятно, для чего вообще этот особый статус.
Но за два десятилетия украинской независимости в этом направлении не делалось практически ничего. И не столько по политическим, сколько по экономическим соображением. Слишком уж лакомый кусок крымская земля, в особенности причерноморская. Неопределенность ситуации выгодна всем, кто “сверху”, - и ужасна для всех, кто “снизу”, вне зависимости от национальностей.
А еще она губительна для самого Крыма. Колоритный целебный курорт Российской империи так и остается в нашем сознании символом восторжествовавшего "совка". Нам трудно представить себе, что некогда Ялтой восхищались, как Ниццей, а Бахчисараем - как маленьким Стамбулом. Как поражались в прошлом гармоничному смешению цивилизаций - и цивилизованности - на небольшой, удивительно красивой территории. Неужели мы так никогда и не увидим такого Крыма?
***
Эта колонка опубликована в №3 журнала Корреспондент от 28 января 2011 года.
http://blogs.korrespondent.net/celebrities/blog/portnikov/a31812