МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Крымскотатарские колонии на Кавказе и в Закавказье

02/25/2011 | Крымец
Крымскотатарские колонии на Кавказе и в Закавказье

Каждый, живущий в Крыму хотя бы несколько месяцев, конечно же, знает, что на протяжении многих веков полуостров почти постоянно заселялся колонистами. На слуху и греческие колонии, и византийские, и средневековые армянские, и русские, болгарские, немецкие (и многие другие), появлявшиеся уже в Новое и Новейшие времена.

А вот об обратном процессе – основания крымчанами своих поселений за пределами полуострова – рассказывается намного меньше. Именно этой теме мы и посвятим сегодняшний материал. Наше первое путешествие по следам крымских колонистов – Кавказ и Закавказье.

Татартуп

Первым городом, основанным выходцами из Крыма – крымскими татарами, считается город Татартуп («Татарская стоянка»), останки которого находятся в Заманкульской долине в современной Северной Осетии – Алании.

В 1239 монгольские войска положили конец Аланскому государству и дотла уничтожили его столицу Дедяков. Однако покоренное население постоянно поднимало восстания, и ханы Улуса Джучи в 1277 году пришли к выводу, что необходимо усилить свой контроль над страной. Они вывели из Крыма несколько сел и поселили их в окрестностях Дедякова, о чем сообщается в книге XVI века «Тарихи Дербенд-наме». Новый город официально стал называться Верхний Джулат, однако из-за крымскотатарского населения к нему прижилось другое, местное название – Татартуп. Крепость неоднократно осаждали аланы, в 1319 году им удалось его сжечь, но гарнизон был восстановлен и оставался здесь, по крайней мере, до XVII века. Впоследствии он исчез – по местной легенде, все колонисты погибли от чумы.

Ордынские ханы лично бывали здесь и закладывали мечети, поражавшие воображение местных жителей своими минаретами. Один такой минарет на развалинах Татартупа обнаружил в 1771 году академик Российской академии наук И.А. Гильденштедт, а другой ученый путешественник Ю. Клапрот в начале XIX века открыл даже три минарета и, следовательно, три мечети.

В 1829 году на Татартупе побывал Пушкин. В своем «Путешествии в Арзрум» он пишет: «Первое замечательное место есть крепость Минарет. Приближаясь к ней, наш караван ехал по прелестной долине, между курганами, обросшими липой и чинаром. Это могилы нескольких тысяч умерших чумою. Пестрели цветы, порожденные зараженным пеплом. Справа сиял снежный Кавказ; впереди возвышалась огромная, лесистая гора; за нею находилась крепость; кругом ее видны следы разоренного аула, называвшегося Татартупом и бывшего некогда главным в Большой Кабарде. Легкий одинокий минарет свидетельствует о бытии исчезнувшего селения. Он стройно возвышается между грудами камней, на берегу иссохшего потока. Внутренняя лестница еще не обрушилась. Я взобрался по ней на площадку, с которой уже не раздается голос муллы».

В 1835 году первые осетинские поселенцы во главе с Бердом Кусовым появились в Заманкульской долине и основали село Бердыхеу, которое сейчас называется Заманкул.

БАЙДАРЫ

Местные легенды рассказывают о «великом» переселении ногайцев из Крыма. В 1360-е годы в Орде вспыхнула «Великая замятня», в ходе которой десятки ханов и претендентов на престол убивали друг друга в кровопролитных сражениях. Возвысившийся к тому времени крымский наместник Мамай был во вражде с ногайским племенем Мангыт. По преданию, он покорил один из родов крымских мангытов – Байдары – и изгнал его на Кавказ. Здесь Байдаров стал преследовать другой великий завоеватель – Тимур. Спасаясь от бедствий, они несколько десятилетий кочевали по Южному Кавказу и Закавказью, постепенно переходили к оседлой жизни и стали основателями нескольких поселений.

На юге Грузии, на границе с Арменией расположен край (мкхари) Квемо-Картли, в который входит историческая провинция Борчалы (некогда населенная тюрками). В Марнеульском муниципалитете этого края находится село Баидари (ранее – Байдары, 1236 жителей), которое, согласно местным краеведам, основано выходцами из Крыма.

На севере Азербайджана, в Кахском районе, есть село Байдарлы, население которого составляет 368 человек. На северо-западе Азербайджана, в Шамкирском районе, находятся развалины средневекового города Байдар. Небольшое село, на территории которого они стоят, называется Байрамлы (в 1930-1992 гг. называлось Колхозкенд).

На северо-западе Армении, в Ширакской области (марзе) есть село Байтар, которое в древности было заселено византийцами, а по руинам церкви после них новое поселение прозвали Ала-Килисе. В 1831 г. здесь жило всего 27 «татар» (азербайджанцев), в 1870 г. его заселили греческие переселенцы, которые настаивают, что название Байтар происходит от греческого – «целитель коня». В 1918 г. греческое население было вырезано турецкими войсками, в 1920 г. Байтар заселили армянские беженцы из Карса.

Весной 1988 г. начались межнациональные конфликты, и село покинули азербайджанцы. Осталось 235 армян, дома которых спустя полгода, 7 декабря 1988 г., были разрушены мощнейшим землетрясением. В настоящее время в селе насчитывается 190 жителей, в основном – это армяне, беженцы из Азербайджана. В 1992 г. историческое название Байтар заменено на армянское Овтун.

В южном Дагестане сохранилось селение Байдар-Бай ногайского происхождения, в Карачаево-Черкесии – Байдаевка, а в Чечне – селение Байдарки-Ногайюрт (Ногайюртовский район). Как утверждают современные собиратели старины, остатки рода Байдар среди кубанских ногайцев «подверглись репрессиям в 1917-1921 годах, многие были высланы, многие расстреляны, но все же ныне Байдарлар есть и живут в с. Адиль-Халк (Верхне-Мансуровский), как и их предки, изучают Коран и являются эфендиями». Название «Байдар» и производные от него настолько прижились, что современные аварцы называют всех кавказских тюрок словом «Падар». Родовыми потомками Байдаров считаются фамилии Байдаевы (у карачаевцев и балкарцев), Байдарашвили, Бейдаровы, Бейдарте (у осетин), Байдаровы (у чеченцев, даргинцев, азербайджанцев, ногайцев), а также знатный род неясной этнической «приписки» Байдар-Адли.

Бораган и Татар-Шехир

Следующее по времени крупное переселение датируется условно 1560 годом. Род Бораган, называющий себя близким к ханскому роду Гераев, пустился в бегство в количестве 1700 кибиток и основал два селения, первоначально названные по именам (или, скорее, прозвищам) предводителей Борахана и Керимхана. Первым городком, основанным крымскими беженцами, был упоминаемый в «Дербенд-наме» Татар-и Шехир или Нижний Джулат.

Устное предание князей Таймазовых, записанное в конце XVIII века Яном Потоцким, а позже – подпоручиком Грозненского округа князем Солтан-Ханом Таймазовым, говорит: «В 1-й половине XVI столетия, во время великих смут, происходивших в Крыму за право владения ханским престолом, один из Дома крымских ханов – по имени Борахан – с партиею приверженцев своих в числе около 5 тыс. чел., после неудачных попыток овладеть ханским престолом, бежал на Кавказ, где с помощью князей Кубанских он занял место для поселения своего, первоначально там, где теперь существует деревня Андреева в Кумыкском округе, а потом вследствие раздора с князем Шамхалом Тарковским Борахан перешел на место, находящееся между слиянием реки Сунжи с рекою Тереком, и поселил там аул Бора-Хан, называемый русскими Бораган».

Брагуны – сейчас аул в Гудермесском районе Чеченской республики, на левом берегу реки Сунджи. «Впервые был заселен выходцами из Крыма еще в XVI в.», указывает энциклопедия Брокгауза-Ефрона. Кумыкское название – Борагъан, чеченское – Керла-Дарбанхи, сегодня там проживает 3000 человек, в основном, потомков первопоселенцев.

На свое крымское происхождение указывали и многие жители района, и уздени (младшие дворяне), жившие в окрестностях: Шахтемир Бектемиров (с. Старый юрт); Будайхан, Джумахан, Умахан, Губахан, Яхья Мусаев (Новый юрт); Бийбулат, Тау-султан, Ибрагим, Таймасхан, Абдул-Меджид, Адильхан Болатханов; Батырхан, Исахан, Юнус Арсланов.

Поселения Хануко

Основателями нескольких кавказских поселений и родов стали родовитые беженцы из Крыма – султаны (царевичи) из семьи Гераев, в течение XVI-XVIII веков постоянно убегавшие и находившие прибежище на Кавказе. Некоторые из них потом возвращались и даже занимали видные посты в Крымском ханстве, но большинство оставалось, роднилось с местными жителями и основывало собственные роды, подчас становившиеся весьма многочисленными. Со временем они стали образовывать целую группу родов хануко («дети хана»), весьма влиятельную и занимавшую второе место в знати после адыгейских князей – Пши.

«Адыги, состоявшие в непрочном вассальном союзе с Крымом, неизменно принимали с почетом очередных беглецов. Те селились и постепенно ассимилировались среди горцев, но никогда не приобретали реальной власти, оставаясь благородными нахлебниками. Причина проста – отсутствие у хануко племенной идентификации, их непринадлежность к горской общине», пишет современный этнограф Г. Дерлугьян.

Самый известный из таких хануко, Аслан-Герай, стал князем рода Hatuqwai. «Он не был физически сильным, но слыл опытным оратором и руководителем. При его правлении Hatuqwai достигли высоты своей власти. После его смерти племя вскоре впало в смятение и гражданскую войну и потеряло большую часть своей былой мощи и влияния», сообщает о нем предание.

Хануко считаются также основателями села Даурхабль, позже ставшее носить название – Хакуринохабль, что на левом берегу р. Курджипса (приток р. Белой), 15 км к югу от Майкопа. Пришельцы вытеснили отсюда прежний род абадзехов, заняли их земли и основали поселок. Название село получило от рода Дауровых (Даурхэр), которые вели свое происхождение от троих первых хануко – Оздемира, Кушназа и Едига, причем последний был ногайцем.

К хануко возводили себя и жители станицы Бабуковской, которые на этом основании претендовали на вхождение в российское дворянство. В составленном ими в 1836 г. документе говорится, что в XVIII в. Бабуков аул основали крымские беженцы Фат-Гирей с сыном Рахмутом, Девлетгерай Алхасов с сыном Бекиром, а также их слуги и подданные: Кадигаза Алимов с сыновьями Исхаком, Шелохом, Хаджибекиром, Афинда Эфендиев с сыновьями Усманом и Докшуком, Гучуж Ажиев с сыновьями Ильясом, Шолохом и Зурабом, Хасан Мамхегов с сыновьями Аисом и Сайтом, Исмаил Мамхегов с сыновьями Дадугом и Пагихой. Затем в течение семи лет к ним подселились их сородичи: Тукум и Чужей Казановы, Безит Дауров, Касим Абаев с братьями Бекиром и Сулейманом, а также Селим-Бек Булатов. По крайней мере, до 1842 года, потомки этих поселенцев имели привилегированное положение по отношению к другим жителям. А неназванный «потомок крымских султанов» управлял станицей в конце 50-х годов. С каждым годом станица разрасталась, и по населению она становилась все более смешанной.

Будущий Кисловодск

Другой известный род хануко – Джантемировы, князья, которых известны с 1643 года. В бассейне верхней Кумы джантемировцы известны с 1746 года. В 1788 г. упоминаются «Жантемировы Кабаки» в ныне знаменитой Кисловодской долине, в 1794 г. в них проживали 4264 человек, которых генерал Кнорринг в рапорте Павлу I описывал как «народ добронравный и послушный». В 1804 г. они ушли за Кубань, основав еще несколько аулов.

В 1793 году Кисловодскую долину посетил ученый Пётр-Симон Паллас, исследовал источник нарзана, измерил глубину, составил его описание, предсказав нарзану большое будущее. В 1798 г. командующий войсками на Кавказской линии граф И.И. Морков расположился лагерем над источником в сопровождении жены и молодого секретаря Алексея Реброва, принимал ванны из подогретого нарзана, чтобы вылечиться от астмы. 7 марта 1803 г. вышел рескрипт Александра I, согласно которому крепость Кислые воды, принадлежащая Азово-Моздокской оборонительной линии, была возведена на возвышении между речками, получившими впоследствии названия Ольховка и Берёзовка, на расстоянии пушечного выстрела от источника нарзана. Так был основан Кисловодск.

Города Шахин-Герая

Завершить обзор крымскотатарских колоний на Кавказе следует и хронологически, и логически двумя городами, ныне занимаемыми Ейском, пятым по численности населения городом Краснодарского края, морским портом, насчитывающим 87,5 тыс. жителей.

Между станицами Ясенской и Копанской, примерно в 45 километрах к югу от Ейска, располагается Ханское озеро. В старину его еще называли Татарским. Как гласит предание, в те времена, когда территория Приазовья принадлежала крымскому хану, в озере добывали поваренную соль. Она пользовалась большим спросом не только по всей Кубани, но и за ее пределами. А весь доход от добычи соли шел в ханскую казну. Может быть, поэтому озеро в те давние времена и получило свое название.

Шахингераевский Базар основан в 1775 году, как ставка поддерживаемого Россией претендента на крымский престол Шахин-Герая. Население составили ногайцы, крымские татары, армяне, русский гарнизон. Укрепление использовалось как зимовка для гарнизонов, созданных под руководством Суворова редутов по реке Кубань. В 1792 году сюда прибыли три полка конницы и два полка пехоты Черноморского казачьего войска под руководством атамана Чепеги (вторая часть черноморцев высадилась в районе Тамани), положив начало славянской колонизации региона. В настоящее время населенный пункт называется Ейское укрепление.

Расположение Шахингераевского Базара было найдено неудачным с точки зрения обороны. В 1778 году на месте современного Ейска строится Ханский Городок, который должен был стать запасной столицей и резиденцией Шахин-Герая. В 1783 году у стен Ханского Городка в присутствии войск Александра Суворова был зачитан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Правобережной Кубани к России.

Александр Пилипенко,

Центр электоральных исследований и топонимики, специально для «Ветан Крым»

газета "Ветан Крым" 16 февраля 2011 года

http://teraze.com.ua/page.php?id=10&article=1784


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".