Крымское журналистское сообщество растеряно, но готово меняться
03/12/2011 | Дежурный
Крымское журналистское сообщество растеряно, но готово меняться
Такой вывод можно сделать исходя из итогов опроса журналистов Крыма и Севастополя, который в конце декабря 2010 – начале февраля 2011 года проводился Крымской медиагруппой «Объектив» в рамках проекта «Содействие созданию профессиональных объединений журналистов в СМИ Автономной Республики Крым и Севастополя» при поддержке посольства Королевства Нидерландов в Украине (программа «Матра»). В опросе приняли участие 50 журналистов, которые являются сотрудниками средств массовой информации Ялты, Армянска, Бахчисарая, Евпатории, Керчи, Феодосии, Джанкоя, Симферополя и Севастополя.
«Первое, на что мы обратили внимание, анализируя данные опроса, — журналисты путаются в таких понятиях, как «формат», «редакционная политика», «этические стандарты» и «технические требования к материалам». Возможно, внутри редакций об этом говорят крайне редко либо руководство СМИ старается данными понятиями манипулировать, чтобы «приручать» журналистов», — отмечает один из экспертов проекта, глава правления Независимой ассоциации журналистов (Днепропетровск) Иван Красиков. Действительно, даже объяснения, которые опрашиваемые журналисты получали от инициаторов проекта, не всегда позволяли получить точный ответ на вопрос: «редакционная политика вашего медиа – это что?».
Как показывают данные опроса, «редакционная политика», «этические стандарты» и «технические требования к материалам», даже если и обсуждались на общем собрании сотрудников СМИ, то не были преобразованы в какой-либо юридический документ и признаны собственником. В большинстве случаев это делалось по «наитию» и в дальнейшем соблюдение прав и интересов того или иного журналиста зависело от ситуативных договоренностей с редактором и/или собственником. И хотя, согласно данным опроса, журналисты Крыма чувствуют себя достаточно свободно в выборе и разработке тем, однако нет гарантий, что в результате выходят информационно полные и сбалансированные материалы?
Как показывают медиамониторинги, в крымских и севастопольских СМИ нередко фиксируется тенденциозность. «Темы разрабатываются в зависимости от способностей журналиста. Если хорошо и грамотно написан материал, с редактором всегда можно договориться», — заявил один из участников опроса, характеризуя проблему ограничений на освещение тех или иных тем. Зачастую журналист по собственной инициативе работает в рамках узкого информационного поля и не знает, как его расширить? Для этого нужна альтернатива влиянию редактора и собственника – профессиональные объединения журналистов и их включенность в единое общенациональное медиаправозащитное пространство.
«Журналисты Крыма и Севастополя пока не смогли почувствовать себя единой корпорацией, объединенной общими целями и задачами. Не выкристаллизовались четкие критерии стандартов профессии. Более того, встречается советское восприятие медиа как пропагандистской машины даже среди самих журналистов. К тому же работники СМИ региона остаются уязвимыми для давления со стороны собственников и власти из-за зарплат «в конвертах» и работы по временным договорам, – говорит другой эксперт проекта, зампредседателя Киевского независимого медиапрофсоюза Андрей Яницкий. – Переломить ситуацию могли бы журналистские правозащитные организации, но их крайне мало. Профсоюзы журналистов слабы, хотя как раз такая форма объединения работников – самая эффективная для защиты своих прав».
При этом сомнение в эффективности общественных организаций, которые ставят своей целью «работать для журналистов», достаточно распространено среди крымских работников СМИ. «Не обращалась за помощью ни к одному из подобных объединений, потому что все действуют по одной схеме, темы их семинаров или тренингов звучат практически одинаково — толерантность, язык вражды, общение с чиновниками и т.п. Ничего свежего и интересного. Не верю, что они могут защитить права журналистов», — характерный ответ одного из участников опроса. В то же время журналисты осознают, что такое положение вещей пагубно и для них, и для читателей/зрителей/слушателей. Они хотят меняться, внедрять стандарты эффективной, социально значимой журналистики и считают, что делать это можно только сообща.
«Данные опроса свидетельствуют о том, что в Крыму систематически нарушаются права журналистов, а возможность работать часто зависит от мнения власти. Особенно это касается небольших городов. Вместе с тем, представители СМИ понимают, что они могут эффективно противостоять нарушениям своих прав только вместе, но не знают технологий и испытывают недоверие к тому, что делают общественники», — сообщил руководитель проекта, учредитель Крымской медиагруппы «Объектив» Заир Акадыров.
Между тем, выход есть: не ждать помощи от официальных профсоюзов, функции которых сводятся к сбору взносов, а создавать объединения в редакциях, которые сплотятся в общекрымский центр и будут координировать свою деятельность с подобными структурами по всей стране. При этом они должны определить цели, выработать повестку дня и предпринять конкретные действия. Например, добиться принятия устава редакции и четкого соблюдения трудового законодательства.
Следующий этап проекта, в ходе которого запланировано проведение фокус-групп с журналистами, будет посвящен обсуждению практических шагов по углублению самореализации и самоорганизации журналистов Крыма и Севастополя, а также осуществлению первоочередных мероприятий в рамках выработанной повестки дня.
Общественная организация
Крымская медиагруппа «Объектив»
тел. 050 503 06 25
crimean.media@gmail.com
https://sites.google.com/site/mediaprofspilka/hot-news-1/krymskoezurnalistskoesoobsestvorasteranonogotovomenatsa
Такой вывод можно сделать исходя из итогов опроса журналистов Крыма и Севастополя, который в конце декабря 2010 – начале февраля 2011 года проводился Крымской медиагруппой «Объектив» в рамках проекта «Содействие созданию профессиональных объединений журналистов в СМИ Автономной Республики Крым и Севастополя» при поддержке посольства Королевства Нидерландов в Украине (программа «Матра»). В опросе приняли участие 50 журналистов, которые являются сотрудниками средств массовой информации Ялты, Армянска, Бахчисарая, Евпатории, Керчи, Феодосии, Джанкоя, Симферополя и Севастополя.
«Первое, на что мы обратили внимание, анализируя данные опроса, — журналисты путаются в таких понятиях, как «формат», «редакционная политика», «этические стандарты» и «технические требования к материалам». Возможно, внутри редакций об этом говорят крайне редко либо руководство СМИ старается данными понятиями манипулировать, чтобы «приручать» журналистов», — отмечает один из экспертов проекта, глава правления Независимой ассоциации журналистов (Днепропетровск) Иван Красиков. Действительно, даже объяснения, которые опрашиваемые журналисты получали от инициаторов проекта, не всегда позволяли получить точный ответ на вопрос: «редакционная политика вашего медиа – это что?».
Как показывают данные опроса, «редакционная политика», «этические стандарты» и «технические требования к материалам», даже если и обсуждались на общем собрании сотрудников СМИ, то не были преобразованы в какой-либо юридический документ и признаны собственником. В большинстве случаев это делалось по «наитию» и в дальнейшем соблюдение прав и интересов того или иного журналиста зависело от ситуативных договоренностей с редактором и/или собственником. И хотя, согласно данным опроса, журналисты Крыма чувствуют себя достаточно свободно в выборе и разработке тем, однако нет гарантий, что в результате выходят информационно полные и сбалансированные материалы?
Как показывают медиамониторинги, в крымских и севастопольских СМИ нередко фиксируется тенденциозность. «Темы разрабатываются в зависимости от способностей журналиста. Если хорошо и грамотно написан материал, с редактором всегда можно договориться», — заявил один из участников опроса, характеризуя проблему ограничений на освещение тех или иных тем. Зачастую журналист по собственной инициативе работает в рамках узкого информационного поля и не знает, как его расширить? Для этого нужна альтернатива влиянию редактора и собственника – профессиональные объединения журналистов и их включенность в единое общенациональное медиаправозащитное пространство.
«Журналисты Крыма и Севастополя пока не смогли почувствовать себя единой корпорацией, объединенной общими целями и задачами. Не выкристаллизовались четкие критерии стандартов профессии. Более того, встречается советское восприятие медиа как пропагандистской машины даже среди самих журналистов. К тому же работники СМИ региона остаются уязвимыми для давления со стороны собственников и власти из-за зарплат «в конвертах» и работы по временным договорам, – говорит другой эксперт проекта, зампредседателя Киевского независимого медиапрофсоюза Андрей Яницкий. – Переломить ситуацию могли бы журналистские правозащитные организации, но их крайне мало. Профсоюзы журналистов слабы, хотя как раз такая форма объединения работников – самая эффективная для защиты своих прав».
При этом сомнение в эффективности общественных организаций, которые ставят своей целью «работать для журналистов», достаточно распространено среди крымских работников СМИ. «Не обращалась за помощью ни к одному из подобных объединений, потому что все действуют по одной схеме, темы их семинаров или тренингов звучат практически одинаково — толерантность, язык вражды, общение с чиновниками и т.п. Ничего свежего и интересного. Не верю, что они могут защитить права журналистов», — характерный ответ одного из участников опроса. В то же время журналисты осознают, что такое положение вещей пагубно и для них, и для читателей/зрителей/слушателей. Они хотят меняться, внедрять стандарты эффективной, социально значимой журналистики и считают, что делать это можно только сообща.
«Данные опроса свидетельствуют о том, что в Крыму систематически нарушаются права журналистов, а возможность работать часто зависит от мнения власти. Особенно это касается небольших городов. Вместе с тем, представители СМИ понимают, что они могут эффективно противостоять нарушениям своих прав только вместе, но не знают технологий и испытывают недоверие к тому, что делают общественники», — сообщил руководитель проекта, учредитель Крымской медиагруппы «Объектив» Заир Акадыров.
Между тем, выход есть: не ждать помощи от официальных профсоюзов, функции которых сводятся к сбору взносов, а создавать объединения в редакциях, которые сплотятся в общекрымский центр и будут координировать свою деятельность с подобными структурами по всей стране. При этом они должны определить цели, выработать повестку дня и предпринять конкретные действия. Например, добиться принятия устава редакции и четкого соблюдения трудового законодательства.
Следующий этап проекта, в ходе которого запланировано проведение фокус-групп с журналистами, будет посвящен обсуждению практических шагов по углублению самореализации и самоорганизации журналистов Крыма и Севастополя, а также осуществлению первоочередных мероприятий в рамках выработанной повестки дня.
Общественная организация
Крымская медиагруппа «Объектив»
тел. 050 503 06 25
crimean.media@gmail.com
https://sites.google.com/site/mediaprofspilka/hot-news-1/krymskoezurnalistskoesoobsestvorasteranonogotovomenatsa