МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Большая ложь о крымских татарах как информационное сопровождение репрессий против народа

03/21/2011 | Айдын Шемьи-заде
Айдын Шемьи-заде


1. РЕВАНШ АНТИТАТАРСКИХ СИЛ В КРЫМУ В ГОДЫ НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ (1941-1944)

Не будем называть намеренной фальсификацией все те ошибочные утверждения, касающиеся крымских татар, появляющиеся в некоторых публикациях. Подобные искаженные трактовки реальных событий являются порой результатом их недостаточной изученности авторами. Иногда в целом добросовестные авторы недостаток своих знаний заполняют эмоционального происхождения фантазиями, и, начав во здравие, скатываются за упокой. Причиной этому, возможно, является тяжелое наследие пропагандистского импринтинга прошлых десятилетий. Порой человеку даже в зрелом возрасте трудно избавиться от детских страшилок. К тому же болезненно переживаемый факт возвращения крымских татар на родину теми, кто заселил дома и усадьбы изгнанного в 1944-м году народа, стал в известной степени элементом ментальности части русского населения сегодняшнего Крыма.

Я не буду рассматривать все еще часто встречающиеся злобные клеветнические публикации – они недостойны хоть какого-нибудь разбора.
Чтобы иллюстрировать сказанное для начала я выбрал вполне лояльную на общекрымском фоне статью Т. Лопухиной и С. Градировского «Особенности социокультурного преобразования Тавриды и социокультурной переработки крымскотатарского этноса».
Я не собираюсь здесь проводить обширный анализ этой статьи, не собираюсь обозначить все ее ошибки и натяжки, которые так свойственны некоторым русскоязычным авторам, представляющим крымских татар в искаженном свете. Остановлюсь только лишь на разделе «Период 2-й мировой войны: сотрудничество, надежды, депортация».

Здесь авторы начинают со следующей странной фразы: «столь разрушительные в отношении русских территорий (в Крыму это Керчь и Севастополь — русские города-герои) действия как 2-я мировая война почти не коснулись «коренного» населения».

Конечно, такое утверждение не сопоставимо с широко известными фактами. Если речь идет именно «о территориях», то известно, что за связь с партизанами фашисты сожгли на полуострове 127 деревень, из них 105 – крымскотатарских. Кстати, что за русские территории в Крыму? – оказывается это Севастополь и Керчь… (обратите внимание – слово «коренное» взято в кавычки).
А тысячи погибших на фронтах борьбы с нацистами крымских татар, а расстрелянные в гестапо подпольщики из татар, а погибшие партизаны?..



Авторы названной статьи некритично подхватывают появившиеся в печати эмоциональные утверждения, что, якобы, во время оккупации у крымских татар появились надежды «осуществить хотя бы часть своей давней, выработанной еще Первым Курултаем 1917 года программы культурного, религиозного, национально-государственного возрождения, освобождения от установленного с момента российской аннексии Крыма в 1783 году колониального режима, превратившегося с исходом гражданской войны в ненавистный тоталитарный советский режим».

Здесь демонстрируется незнание истории, непонимание событий прошлого!

Прежде всего, неверно писать о том, что колониальный режим превратился «с исходом гражданской войны в ненавистный тоталитарный советский режим».
На самом деле ненавистный и в высшей степени наглый и циничный колониальный строй после революционного 1917-го года и нескольких лет гражданской войны сменился с 1921-го года благоприятной для коренного населения политико-культурной ситуацией!

О катастрофическом положении крымскотатарской культуры в дореволюционные годы можно судить уже по заголовкам глав из книги Арслана Найман-мурза Олешкевича-Кричинского «К истории борьбы с просвещением и культурой крымских татар» (Баку, 1920 г.):
препятствия к открытию новых и расширению старых школ;
гонения на татарских учителей;
противодействие земским татарским школам;
борьба с татарскими просветительными школами;
гонения на печатное слово;
уничтожение памятников старины.
Имперская администрация изымала в семьях старую литературу, вела борьбу с различными библиотечными обществами и с открытием книжных магазинов.
К этому надо добавить продолжающуюся практику отъема земель!

Национальная элита боролась против колониально-имперских порядков, и только с установлением советской власти и образования Крымской АССР крымские татары получили много больше, чем того требовала революционная интеллигенция до революции 1917-го года!

Привожу краткое напоминание об этапах установления советской власти в Крыму:
11-го ноября 1920-го года после бегства врангелевцев большевики окончательно утвердились на полуострове.
14-го ноября формируется новый Крымский революционный комитет, который берет на себя всю власть в Крыму «до избрания рабочими и крестьянами Крыма Советов». В Крымский революционный комитет входили председатель Бела Кун, зам. председателя Гавен, члены Меметов, Идрисов, Лидэ, Давыдов, - то есть из четырех членов двое были крымскими татарами.
В марте 1921-го года была созвана Всекрымская беспартийная татарская конференция, где был поставлен вопрос об отношении к власти. Конференция была представлена в основном сторонниками Курултая и Милли Фирка. Перед открытием конференции были исполнены «Интернационал» и национальный гимн «Ант эткенмен»!
8-го октября 1921-го года ВЦИК утвердил положение "О Крымской Советской Социалистической Республике". Через 10 дней появилось постановление об образовании Крымской АССР.
Государственными языками объявлялись русский и татарский, надписи на них имелись на гербе и флаге автономии.
Вопрос о возвращении в Крым татар, вынужденных при царизме эмигрировать в Турцию и на Балканы, был поставлен на государственном уровне еще ранее в том же 1921-м году на 1-ом Всекрымском учредительном съезде советов.
10-го февраля 1922-го года было принято по согласованию с Москвой постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров Крыма "О татаризации государственных аппаратов и о применении татарского языка в учреждениях республики". В этих целях была образована при КрымЦИКе постоянная комиссия по татаризации советских аппаратов и применению татарского языка в государственном быту в составе Гавена, Фирдевса, Меметова, Чобан-Заде и наркомвнудела.
482 национальных школ было открыто за период с 1-го ноября 1920-го года по 1-ое ноября 1921-го года (ЦГААРК, ф. П- 1, оп. 1, д. 65, л. 82)

Республика 1921-го года была истинно крымскотатарской!

И надо помнить, что её создание не было подарком сонно ожидающему благ свыше народу, - это стало итогом долгой национальной борьбы, кульминация которой пришлась на 1917-ой год! И именно в результате бескомпромиссной борьбы национальных революционеров за права и достоинство своего народа советская власть предоставила крымским татарам значительные возможности для нормального развития.

Создание Мусульманского Ревкома, который организовал созыв Первого Всекрымского мусульманского съезда, организация Крымского Мусульманского Исполнительного Комитета (Мусисполкома), созыв Курултая и учреждение Парламента и Директории продемонстрировали политическую зрелость крымских татар, их способность к мобилизации сил. Не ослабевающие усилия по сохранению структур национального самоуправления в тяжелое время германской оккупации в 1918-м году, в последующие годы, когда крымскотатарские революционеры без разногласий в своей среде сопротивлялись возрождению имперских порядков русскими генералами – все эти перипетии национальной борьбы закалили не только руководителей национального движения, но и сплотили поддерживающие их народные массы. И окончательно установившаяся в Крыму власть большевиков не могла не считаться с этими обстоятельствами.

Политическое и культурное развитие крымских татар, начиная с 1921-го года, превзошло тот уровень, о котором до революции мечтали национальные революционеры старшего поколения.

Далее авторы продолжают демонстрировать полное незнание исторических реалий. Они пишут, что крымские татары надеялись в условиях немецкой оккупации получить возможность хотя бы частичного самоуправления, чего они были «совершенно лишены в Советском Крыму».

Это в предвоенном Крыму у татар не было самоуправления?!

Первым председателем КрымЦИКа был избран латыш Ю.П.Гавен (Дауман), активный участник Гражданской войны на полуострове, председателем Совета народных комиссаров стал казанский татарин С.Г.Саид-Галиев, работавший до этого председателем Совнаркома Татарской АССР. В правительство Крымской АССР (Совет народных комиссаров) вошли три крымских татарина: Х. Чапчакчи – Наркомздрав, И. Мухиддинов – Наркомпрос, Р. Ногаев – Наркомюст.
Из 50 членов КрымЦИКа 18 были татарами. Среди них – лидеры Милли Фирка Бекир Чобан-заде, Амет Озенбашлы, Халил Чапчакчи, а также У.Боданинский – директор Бахчисарайского дворца-музея. (Сеит-Джелиль Хаттат был избран кандидатом в члены КрымЦИК).

Уже в 1930-м году из семи национальных районов пять было татарских – во всех структурах управленцами были крымские татары, делопроизводство велось на крымскотатарском языке. То же самое в почти двухстах сельсоветов Крыма.
Председателем Крымского Совнаркома, как и председателем Президиума Верховного Совета Крымской АССР, как правило, был крымский татарин.
Из одиннадцати депутатов Совета национальностей от Крыма в Верховном Совете СССР шестеро были татарами.
Отмечавшаяся всеми политиками высокая советизированность крымских татар была оправданным фактом.

Политическая элита народа воспринимали возникшие с 1924-го года после смерти В. И. Ленина изменения в национальной политике как свойственные этапу становления факторы. Репрессии конца 20-х годов поколебали оптимистический настрой политической элиты, но не были осознанны населением. Развивалась национальная культура, средства массовой информации на родном языке имели доступ к любому желающему, литература была на подъеме, система образования достигла уровня, о котором при царском режиме не могли мечтать. Представители коренного народа занимали руководящие посты во властных органах всех уровней. Начавшееся раскулачивание коснулось уже непосредственно сельского населения. Однако на руководящие должности всех уровней продолжали выдвигать активистов из числа крымских татар, в городах и селах появились специалисты-татары, получившие образование в институтах и техникумах не только Крыма, но и больших городов Союза. Репрессии 37-го года сопровождались ложной информацией на страницах умножившихся газет, по покрывшей весь полуостров радиосети, так что в массах крымскотатарского населения, помнящего об унижениях и о бесправии в досоветское время, надежда на улучшение жизни не затухала.

Перед войной 1941-го года в Крыму был педагогический институт, два педагогических училища, институт литературы и языка, сотни книжных магазинов, в которых можно было купить книги на крымскотатарском языке. На крымскотатарском языке велось обучение на отделениях Медицинского института, Сельскохозяйственного института и во многих техникумах и училищах республики.

До 1917-го года, как пишет Арслан Найман-мурза, «русская администрация вела борьбу с различными библиотечными обществами и с открытием книжных магазинов. Ходатайство группы татарских общественных деятелей об учреждении в Бахчисарае библиотечного общества поставило на ноги все губернское начальство»

Теперь же только в селах было 800 библиотек, в 263-х колхозах работали клубы, ставшие просветительскими центрами.
Появилось множество самодеятельных концертных и театральных коллективов, а в Симферополе, Бахчисарае и Евпатории работали профессиональные крымскотатарские театры. В Симферополе крымскотатарский театр находился в одном здании с русской труппой.
При немецкой оккупации крымскотатарская труппа была изгнана из здания на Пушкинской улице.

Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. Татарскую молодежь из сёл посылали на учебу в рабфаки и вузы. Сотни крымских татар, как уже упоминалось, направлялись для получения высшего и среднего специального образования в Москву и другие города Союза.
В 1941 году на полуострове на крымскотатарском языке издавалось 10 республиканских газет и 2 журнала. Кроме того издавались районные газеты (замечу, что сейчас при крымскотатарском населении численно более высоком, чем в 1941-м году, на национальном языке в Крыму издаются только 2 газеты).
Это к вопросу о том, что, якобы, крымские татары возлюбили немецких оккупантов, надеясь уж теперь-то «осуществить хотя бы часть» программы культурного возрождения.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Відповіді

  • 2011.03.21 | Бродяга

    Re: Большая ложь о крымских татарах как информационное сопровождение репрессий против народа

    Есть такие люди, называют их Дзен - буддистами. Так вот у них есть поучительные истории, которые не заканчиваются (или: заканчиваются никак), вот одна из них:
    - два монаха, один старый (учитель) и другой молодой (ученик) идут в монастырь, по степи. Кругом одна степь. Идут молча. Потому, что так положено. Учитель впереди. Ученик позади. Впереди река. Учитель (не в первый раз ходит этой дорогой) знает где брод. Ученик (который идет в первый раз) не знает где брод. А берегу стоит молодая женщина - красавица и по всему видно, что она не знает где брод. Учитель подходит к этой красавице, берет ее на руки и переносит ее по броду на другой берег. Ставит ее и идет дальше. Вскоре его догоняет ученик и спрашивает: "Учитель, разреши мне задать тебе вопрос", "Задавай" - разрешает учитель. "А как это Вы, столько нас учите в том, что не иметь дело с лицами женского пола на моих глазах взяли на руки женщину и перенесли ее через реку? Как это понимать?" Учитель говорит ему в ответ: "Ты плохой ученик, я тебя чему учил, - прошлого, которое в прошлом, уже нет, будущее, которого не достигли - тоже нет. Есть настоящее. Шаг за шагом мы уходим от прошлого к будущему. Где река от которой мы ушли - в прошлом. Где монастырь куда мы должны прибыть - в будущем. И где мы сейчас - мы идем. Каждый шаг - это наше настоящее".


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".