МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Раскольники

04/24/2011 | Станислав Мирошниченко
Крымских татар разделили и властвуют. Руководители страны успешно реализуют знаменитый управленческий принцип, углубляя раскол внутри крымскотатарского народа. Однако последствия этой стратегии приобретают характер, опасный и для самой власти

15 марта в Симферополе произошло событие, заставившее бессменного крымскотатарского лидера Мустафу Джемилева в очередной раз серьезно задуматься о закулисных играх, направленных на разделение его народа. В этот день около 200 человек из числа крымских татар пошли штурмом на Меджлис — представительский орган крымскотатарского народа. Причем именно его, председателя Мустафу Джемилева, митингующие обвинили в разделении крымских татар. Ворвавшись в здание, где расположен головной офис Меджлиса, «штурмовики» требовали встречи с его руководством. Но тщетно.
В то время господин Джемилев как раз готовился к отъезду в Киев, где на следующее утро заявил «ВД», что митинг в Симферополе — это провокация со стороны властей, направленная на попытку нивелировать роль Меджлиса.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что одним из главных идеологов митинга оказался бывший заместитель Джемилева по Меджлису, а ныне координатор комитета Общенационального собрания крымскотатарского народа Абдурешит Джеппаров.
Дело в том, что еще год назад он, по словам члена Русской общины Крыма Владимира Ванникова, в условиях повышенной секретности встречался с главой Администрации президента Сергеем Левочкиным. Тема переговоров уже тогда якобы касалась возможных механизмов локализации влияния Меджлиса в крымскотатарской среде. Буквально с первого дня правления нынешняя власть небезуспешно действует на разделение крымских татар.

Мечты сбываются

Стратегия разделения, координируемая с Банковой и находящая понимание в Совете министров Крыма, ориентирована на ослабление Меджлиса и поддержку оппозиционных к нему структур. После того, как указом главы государства Совет представителей крымскотатарского народа при президенте был переформатирован, этот орган оказался полностью управляемым с Банковой. Если раньше состав Совета на 100% дублировал состав Меджлиса, то теперь большинство его членов — из числа тех, кто находится в открытой оппозиции к Меджлису.
«Я думаю, что те люди из нынешней Администрации президента, которые через новый формат попытались как-то поменять состав Совета, не поняли всей важности наличия такого органа», — делает осторожные оценки Рефат Чубаров, президент Всемирного конгресса крымских татар.

Однако рассчитывать на политическую близорукость чинов с Банковой не приходится. Пока что обновленный Совет существует лишь на бумаге, но в любой момент может быть использован как рычаг давления на Меджлис.
По словам одного из самых ярых противников Меджлиса, лидера общественной организации «Милли Фирка» и члена обновленного Совета Васви Абдураимова, регионалы поставили Меджлису условие: последний не мешает властям проводить свою политику в Крыму, а власть за это не созывает переформатированный Совет. «Пока условия этих договоренностей соблюдаются, Совет созываться не будет, — уверен г-н Абдураимов. — Но как только со стороны младшего партнера (Меджлиса — прим. «ВД») появится попытка взбрыкнуть, Совет представителей нового формата понадобится вновь. Я думаю, именно поэтому Совет так до сих пор и не созван».

Именно Васви Абдураимов и его общественная организация «Милли Фирка» в последнее время считаются основным, хотя и не единственным, сателлитом Партии регионов в Крыму (подробнее — см. илл.«Оппозиция к Меджлису»). Сам Абдураимов утверждает, что ни копейки от партии власти его организация, стремящаяся стать партией, не получала. Но даже если это так, у власть имущих есть много альтернативных способов поддержать своих партнеров.
Чего только стоит одно неиспользование админресурса по отношению к конкретным игрокам, скажем, на местных выборах. Именно негласная поддержка оппозиции к Меджлису на выборах осенью прошлого года была попыткой власти решить архиважную для себя задачу — не допустить в Верховный Совет Крыма представителей Меджлиса.
Реализовать ее полностью так и не удалось: крымские татары от Меджлиса все же смогли взять пять мест в парламенте автономии. С этого момента стратегия разделения крымскотатарского народа через поддержку оппозиции приобрела особенно опасный характер.




Новые зерна вражды

В последнее время смуту среди крымских татар пытаются посеять на религиозной почве. Вот уже три месяца в Крыму параллельно действует два муфтията — Духовное управление мусульман Крыма и недавно созданный Духовный центр мусульман Крыма. Кстати, деятельность дебютировавшего муфтията-дублера всячески поддерживает уже упомянутая организация «Милли Фирка».
Пока оба муфтията ограничиваются лишь словесными перепалками в СМИ, но между ними явно зреет конфликт. Очевидно, что обе структуры претендуют на роль первой скрипки и отказываться от нее не собираются.

В интервью «ВД» заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов заявил, что регистрация второго муфтията способствует распространению в Украине радикальных исламистских сект.
«Образование второго муфтията — это попытка расколоть народ с целью создания предпосылок для конфликтов на территории Крыма», — убежден он.
Учитывая щекотливость религиозных вопросов и возможность духовных лидеров по своему усмотрению влиять на сознание верующих, затея с разделением крымских татар на религиозной почве представляется далеко не безобидной даже чиновникам крымского правительства.

«Я думаю, в погоне за тем, чтобы создать альтернативу, чтобы расколоть монолит, кое-кто переусердствовал и затащил сюда то, с чем уже давно столкнулась Россия, — рассуждает Эдуард Дудаков, председатель Республиканского комитета Автономной Республики Крым по делам межнациональных отношений и депортированных граждан. — К счастью, крымскотатарская среда все-таки закрытая. В ней существует внутренний фильтр. В той или иной степени они подконтрольны крымскотатарской общественности, тому же Меджлису. Но это не значит, что завтра ситуация не может поменяться. Да, во время больших праздников представители радикальных сект в мечетях всегда будут в меньшинстве, но в каждодневных молитвах бывает, что они становятся большинством. В этом и есть проблема. В радикализации крымскотатарского народа и создании этих сект отчасти виновата власть».

Цель оправдывает средства

К идее разделения крымских татар каждую власть подталкивают опасения, возникающие на почве желания крымскотатарского народа создать собственную национальную автономию. Этой перспективы боялись все украинские власти. Особенно на фоне отсутствия реальных рычагов управления крымскими татарами.
С 1991 г., когда крымскотатарский народ создал на полуострове собственные органы самоуправления, эти структуры остаются не зарегистрированными, что существенно усложняет возможность административного контроля за их деятельностью. Согласно украинским законам, их не существует. Тогда как работа оппозиционных к Меджлису партий и общественных организаций регулируется украинским законодательством, благодаря чему управлять ими в разы легче, чем договариваться с Меджлисом.

«Для власти разделение крымских татар — это единственный способ сделать татар управляемыми, — уверен Юрий Гнаткевич, член парламентского Комитета по правам человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений. — Посмотрите, как они разделили фракции НУ-НС и БЮТ. В судебной системе аналогичная ситуация. Сейчас власть пытается «подкармливать» татарскую буржуазию. Думаю, в ближайшее время следует ожидать лишь усиления татарского спектра, который они успели завербовать».

В том, что власть не заинтересована в сплочении крымских татар, уже не сомневаются и сами татарские лидеры.
«Они хотят избежать консолидированного отношения общества к себе, — утверждает Рефат Чубаров. — Ведь если нет целостной оценки действий власти, тогда ее представителям легко оставаться у правящего руля. Это же очевидно — если власть хочет, чтобы общество было аморфным, то почему она должна хотеть консолидированной группы в виде крымских татар в этом обществе?»




Шаткое спокойствие

Ответная стратегия Меджлиса заключается в том, чтобы показать власти, что без него управлять крымскими татарами у нее не получится. Мустафа Джемилев блокирует все переговоры на высшем уровне, к которым приглашаются альтернативные лидеры крымских татар. По этой причине летом прошлого года Джемилев отказался встречаться с президентом. Категорический отказ Меджлиса последовал и на предложение участвовать в работе Совета представителей крымскотатарского народа при президенте, больше чем наполовину разбавленном оппозицией к Меджлису. Помимо прочего, такая тактика призвана закрепить в глазах своего народа претензию на исключительность татарского «парламента». Через сеть региональных меджлисов ведется работа с общественным мнением в среде крымских татар.

Это позволяет Меджлису сохранять влиятельность. По данным социологов, более половины крымских татар считаются с мнением Меджлиса. Согласно мартовским исследованиям Центра им. Разумкова, 64,7% крымских татар считают, что Меджлис отстаивает их интересы. Правда, о былой поддержке в 90% говорить уже не приходится. И даже нынешний уровень доверия к Меджлису обеспечивается преимущественно за счет отсутствия у оппозиции реальной альтернативы общепризнанному лидеру крымских татар Джемилеву.
Но уже через два года он, скорее всего, уйдет с должности. По крайней мере, в беседе с «ВД» Мустафа Джемилев заявил, что в 2013 г., когда состоится следующий Курултай (национальный съезд), на котором будут выбирать Меджлис и его председателя, выдвигаться не планирует.

Нет никаких сомнений в том, что власть с огромным нетерпением ждет замены татарского «символа». По мнению крымского политолога Александра Форманчука, регионалов «устроила бы любая кандидатура», поскольку наиболее вероятные преемники г-на Джемилева — Ремзи Ильясов и Рефат Чубаров — «давно имплантированы во власть». Речь идет о том, что оба они охотнее идут на контакт с регионалами, нежели нынешней председатель Меджлиса.
Ремзи Ильясов как член президиума Верховного Совета Крыма ежедневно контактирует с представителями Партии регионов, имеющей большинство в крымском парламенте. А премьер-министр Крыма Василий Джарты в интервью «ВД» заявил, что гораздо чаще общается с Рефатом Чубаровым, нежели с Мустафой Джемилевым.
Кстати, именно на Рефата Чубарова делает ставку и сам Джемилев, неоднократно заявлявший, что именно его он хотел бы видеть в качестве своего преемника. Альтернативы у нынешнего председателя Меджлиса просто нет. Но кто бы ни возглавил этот орган в 2013 г., новый председатель вряд ли будет иметь то влияние в крымскотатарской среде, которым обладает Мустафа Джемилев.

«По большому счету, замены Мустафе нет, — описывает ситуацию г-н Форманчук. — Если бы сегодня Мустафа добровольно ушел, татары между собой передрались бы за это место. Но даже в том случае, если бы он настоял на какой-то конкретной кандидатуре, вокруг нее в течение полугода-года шли бы «брожения», и, в результате, вся эта национальная консолидация расползлась бы».
Так что ключевым пунктом стратегии нейтрализации влияния Меджлиса и разделения крымских татар, похоже, станет именно смена председателя Меджлиса. У Мустафы Джемилева осталось не так много времени, чтобы попытаться консолидировать крымских татар вокруг своего преемника.

В любом случае нынешней власти уже удалось вбить клин в монолитность крымскотатарского народа. Похоже, самый мощный за всю историю независимой Украины. Причем ни Администрация президента, ни премьер-министр Крыма не заинтересованы в объединении разношерстной оппозиции к Меджлису. Консолидация оппозиции ведет к созданию ненужной властям единой силы в среде крымских татар. Гораздо выгоднее иметь несколько управляемых групп влияния на полуострове. Если повезет, через несколько лет в их числе может оказаться и Меджлис.

Однако фактор, который нынешняя власть явно недооценивает, — раскол крымских татар на религиозной почве. Однажды он может оказаться проблемой самой власти, особенно на фоне роста числа адептов исламского радикализма во всем мире. Очевидно, что муфтият — это не Совет при президенте и даже не междоусобные войны крымскотатарских функционеров. Посеяв лишь раз зерна религиозной вражды, власть рискует навсегда распрощаться с межнациональным согласием, которое, несмотря ни на что, все еще существует в Крыму.

апрельский выпуск "Власть денег"

Відповіді

  • 2011.04.24 | Бродяга

    Re: Раскольники

    Чуть- чуть не так. Смены не будет. Будет переформатирование. Вместо одного руководителя (основного) будет как минимум 5 человек. Оперативные решения руководства межлиса будут коллегиальными. Коллегия из 5 лиц - равноправные своими голосами. Будут-ли во составе коллегии нынешнее руководство межлиса - решать Курултаю. Будет и Устав будет и Программа, в которую войдут так же те положения за которые проголосовали на 1 Курултае. Так что добиться какой-либо власти раскола нашего народа будет не просто.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2011.04.24 | Ялталы

      Re: Раскольники

      О! У них уже и стандарт разработан! Хо-хо!

      Кстати, было в этом "походе против Меджлиса" не двести человек, а около пятидесяти.
    • 2011.04.24 | Дневной дозор

      Ибо сказано: Восемь. Обязательно.

      Бродяга пише:
      > Чуть- чуть не так. Смены не будет. Будет переформатирование. Вместо одного руководителя (основного) будет как минимум 5 человек. Оперативные решения руководства межлиса будут коллегиальными. Коллегия из 5 лиц - равноправные своими голосами.
      Восемь. Обязательно Восемь. Иначе инвалиды между собой передерутся, не начавши..
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2011.04.24 | Бродяга

        Дневному дозору:

        В части введения коллегии, вместо существующей структуры единоличного управления - это шаг к укреплению и расширению полномочий исполнительной структуры всеобщих собраний (Курултай) крымскотатарского народа. Сюда же добавяться и другие параметры, - как прозрачность принимаемых решений и ответственность за исполнение принимаемых решений. В части количественного состава ожидаемого будущего руководства межлиса - это компетенция следующего (возможно внеочереднего) Курултая, от скорейшего проведения которого будет зависеть и сплоченность крымскоататарского народа. Существующий межлис крымскотатарского народа в меру своих возможностей сохраняя возможное статус-кво крымскотатарского народа, выполнял взятые на себя обязательства. Время изменилось, изменились обстоятельства. Реальные факторы подталкивают народ на более действенные меры по обретению и востановлению своих не восстановленных прав на своей исторической родине. Не нужно забывать и о наших тысячах соочественниках, которые возможно желают возвратиться на свою родину и находясь в законодательном поле своих суверенных государств лишены прав на реализацию своей мечты в возвращении на свою родину. Эти и другие вопросы, сегодняшним составом руководства межлиса трудно разрешимы и от одного человека это уже не зависит.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2011.04.24 | Hattab

          Re: Дневному дозору:

          Скажите мне! Кто такой вообще этот Станислав Мирошнеченко?
          Уж больно он нагнетает страсти! Раскольники итд.
          Обсуждать не хочу пока не узнаю про него что нибудь. Все туда же... Исламом стращать!
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2011.04.24 | Бродяга

            Господину Hattab

            Я уже не желаю с кем - либо вступать в бессмысленную полемику на тему кто виноват и кто не виноват. Это не по мне. Не мое это дело. Однако, тема затронута не случайно: раскол есть и он будет углубляться. От нашей сплоченности не останется и следа если мы не обратиться за помощью к своему разуму и к опыту народа, который в любых ситуациях сохранял свое лицо и не утерял своего стремления жить у себя на родине, находил новые формы в своей ненасильственной борьбе. А теперь дело осталось за малым (но очень серьезном ходе): восстановить все права предшествовавшие депортации народа. А возможно - ли это ? Да, возможно, в ином формате. Кстати, на страницах сайта "новоросс инфо" Али Хамзин обмолвился о том, что целью действий межлиса является восстановление Крымской АССР. Не хочу навешивать ярлыков, однако указанная цель выявилась совсем недавно, после того как Конференцией "Геноцид крымскотатарского народа" вынесена резолюция по которой принято обращение в адрес Генеральной Ассамблеи ООН о введении прямого правления ООН (под эгидой Верховного Комиссара ООН по делам коренных народов) в Крыму в целях создания (!!!), заметьте - создания (не восстановления) национального образования коренного крымскотатарского народа. Нельзя реку перейти дважды. Количество лиц коренной национальности проживающих в Крыму вполне достаточно для вмешательства ООН. Здесь можно вспомнить (в качестве аналогии) историю с Государством Словения, где нет конфликтов и даже в кризичный период эта страна меньше всего пострадала. Уровень проживания можно сравнивать с Австрией. Уровень дохода на душу населения (в среднем) составляет 27 тыс евро в год (подробности газета "Семья" № 16 19.04.-25.04.2011 г. статья "Словения: триумф нешоковой терапии" стр.4).
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2011.05.03 | Слава Богу, не москаль!

              мої думки на цю тему

              Руськи працівники ФСБ та інші працюють добре. Результати вже ми можемо бачити в житти!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".