МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Дети Страны Басков жили в Крыму (дайджест)

07/16/2011 | Дневной дозор
60 лет назад, весной 1937 года, восемь месяцев спустя после начала Гражданской войны в Испании, в Советский Союз из Валенсии прибыл первый корабль с испанскими детьми-беженцами на борту. Их было всего 72 человека. Но следующий корабль "Sontay", пришвартовавшийся в Кронштадте в июле 1937 года, уже привез в Советскую Россию 1499 ребят разного возраста: от 5 до 15 лет.
Так началась долгая эмиграция более 3 тысяч испанских детей. Для многих из которых она так никогда и не закончилась.
* * *
Больше половины испанских детей, прибывших в Советский Союз в 1937-1939 гг., было из Страны Басков, из которой - после печально знаменитой бомбардировки Герники и падения основных республиканских оплотов - началась массовая эмиграция. По некоторым данным, в те месяцы родину покинуло более 20 тысяч баскских детей, многие из которых, правда, спустя некоторое время вернулись. http://spalex.narod.ru/biblio/deti.html


- А почему бы вам не написать об испанцах? - сказали мне однажды в редакции. - Их немало в Крыму, а когда-то в Евпатории и специальный детский дом был. Об этом же почти ничего не известно...
Испания? А ведь действительно интересно!
http://www.proza.ru/2010/04/18/362
* * *
А теперь, продолжая тему двух войн и второго спасения, хотелось бы рассказать про судьбу испанского детского дома, летом 1937 года организованного на базе одной из здравниц Симеиза, а затем переведенного в Мисхор.
Бывшим сотрудникам помнится двухмесячная тщательная подготовка к заезду неведомых иностранцев, цветы в палатах, белоснежные занавесочки на окнах. А еще -трудности взаимного привыкания — к чужому языку, непривычной пище, незнакомому порядку. Непросто было без страха позволять детям резвиться в черноморском просторе рядом с обрывистыми берегами. Помнятся разнообразные игры, встречи со знаменитыми тогда людьми. В сентябре 1937—го, например, в гости к ребятам пришел отдыхавший поблизости Герой Советского Союза Андрей Борисович Юмашев, летчик—испытатель, участник только недавно совершенного беспосадочного перелета Москва-Северный полюс — США. И, конечно, Герой сфотографировался вместе с обитателями детского дома, и донесла та фотография до нашего времени память о тех лицах и тех судьбах.


Финансированием детских домов занимался ВЦСПС, а курировали детские дома многие организации - от ЦК комсомола и ЦК профсоюза дошкольных учреждений и детдомов, до Наркомздрава и Наркомпроса. Нормы содержания одного воспитанника "испанского детского дома" до войны были в 2,5-3 раза выше, чем для воспитанников обычного советского детдома. Летом часть детей (в основном, слабых здоровьем) вывозили на юг в пионерские лагеря, в том числе в знаменитый лагерь "Артек".
http://spalex.narod.ru/biblio/deti.html
Известны случаи, когда из детдомов изгоняли испанских учителей и воспитателей, которые, по мнению директората этих детдомов, являли собой "отрицательный элемент", а также проявляли "испанский нрав". Вот, к примеру, одно из архивных свидетельств: "В Наркомпросе перепуганы сообщением, что в Ленинградских детдомах испанцы уже создали себе организацию - Комитеты Народного Фронта Испании... Во время семинара испанских учителей в Москве испанцы детдома N7 провели совещание, не сообщив никому, и выделили одного, кто затем выступил от имени всей группы на заключительном собрании семинара. В общем началось проявление испанских нравов...".
* * *
Между тем в "отчете представителя компартии Испании тов. Луиса в секретариат ИККИ от 1 августа 1939 года" отмечалось, что "со стороны детей имеет место сильное сопротивление по вопросу о вступлении в комсомол, и считаются плохими те, которые принадлежат к комсомолу". В этом, по мнению автора данного отчета, во многом были виноваты испанские преподаватели, "которые проповедывали среди детей такие идеи, как "в Испании раньше жилось лучше, чем в Советском Союзе; руководство коммунистической партии уехало из Испании во время, когда многие остались там". Такая позиция его земляков, по мнению все того же "тов. Луиса", явилась результатом деятельности "определенных антикоммунистических элементов, которые используют мелочи для того, чтобы вызвать недовольство среди испанских детей". Трудности, с которыми сталкивались дети, живя в СССР, по мнению Луиса, использовались "этими враждебными элементами" с целью "развития кампании дискредитирования Советского Союза и коммунистической партии Испании".
"Группы недовольных" среди испанского персонала и подростков были практически в каждом детдоме. Против таких "элементов" предпринимались определенные меры: сначала проводили "чистку" среди персонала и "недостойных" высылали в Испанию, затем - после 1939 года - они просто исчезали. В школы регулярно посылались комиссии "для инспектирования", а для детей 16-17-летнего возраста был установлен "особый режим".


(Началась в Крыму война).
Выехали 24 августа 1941—го. Более трехсот детей, с десяток взрослых. В вагоне почти всю дорогу гремели песни — то испанские, то советские. Яркое солнце, голубое небо, тепло. Однако на катере, куда перебрались в Керчи, стало не до песен: в небе беспрерывно фашистские самолеты. Для ребят это была вторая война, после “родной” гражданской с фашистами Франко, и они панически боялись самолетов, несших гибель и разрушение.
http://www.proza.ru/2010/04/18/362
Краснодарский край, станица Отрадная, потом Ольгинская, донельзя забитые беженцами. И — снова поезд, который теперь вез их в Сталинград. Город настолько переполнен людьми, многие лежали прямо на улицах, что трудно даже пробиться к пристани на Волге.
В Энгельсе причалиться не удалось - пристань не принимает, и пароход еще сутки тащил их 50 километров до райцентра Марксштадт. Где вообще не оказалось пристани, и всем пришлось идти к берегу по холодной воде - был уже конец октября.
Только недавно, 28 августа 1941—го, прекратила свое существование Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья, и почти все 600—тысячное население ее куда-то вывезено, выселено… Полное безлюдие, по улицам разгуливают голодные коровы, свиньи, утки, куры; окна и двери пустых домов распахнуты настежь. Картина, которую Крыму еще предстоит пережить в 1944—м… В местном райкоме партии сказали: будьте осторожны, в лесах могут скрываться бежавшие, озлобленные. И рекомендовали идти пешком за 12 километров в Орловское, где пустует бывший немецкий детский дом.
Красивое село, рядом лес, живописное озеро… Но какое это страшное, оказывается, слово –«пустует». Прекрасное двухэтажное здание, стены покрашены масляной краской, столярная мастерская, через дорогу кухня, столовая. И при этом полный разгром: мебель, посуда разбиты, обломками и осколками заполнены колодцы. И – никого… В какой стране такое возможно — вышвырнуть своих граждан, своих детей, чтобы на их месте поселить иностранцев?!
Как бы то ни было, для “евпаторийских” испанцев то было спасение, долгожданный причал после долгих скитаний. Девочки поселились в здании детдома, мальчишки — по соседству,
Большинство прибывших были из Бильбао и других городов Страны Басков, что на берегу Бискайского залива Атлантического океана. Практически там не бывает зимы, и потому главной бедой для ребят стали морозы, “прославившие” 41—й год. На отопление шло все — мебель, заборы, электрические столбы, кресты с церквей. Что, впрочем, не мешало ледышкам свисать с потолков комнат, насквозь промерзать матрацам, и мало согревали тоненькие одеяла без простыней. Спали все чаще одетыми. Но и одеть было нечего — готовились ведь к короткой летней поездке…
* * *
А пока — отыскивали где придется по бревнышку для растопки, сажали небольшие огородики, ловили все летающее и бегающее, что годилось в пищу. Несмотря ни на что, как свойственно их южной натуре, были шумливы и веселы.
Как для французов главный деликатес - лягушка, так для испанцев, оказывается, …кошка. Естественно, в той голодухе все Мурзики и Барсики были подчистую съедены. Однажды старшие ребята попросили повариху Ревекку Моисеевну сварить кролика — хотим, мол, Раису угостить. Блюдо показалось очень вкусным — она забыла, когда мясо видела. И вдруг как закричат: “Кошка, кошка, кошка!“ 18—летняя Раиса только посмеялась, а вот с поварихой даже плохо сделалось — впервые в жизни она ела кошку.

* * *
В послевоенные годы в Крыму было 130 семей испанских политэмигрантов. Более 50 человек вернулись затем в Испанию, около сорока навеки остались в земле Крыма. В начале девяностых в Крыму было тридцать испанских семей, 21 человек являлись членами республиканского филиала Испанского центра СССР.
http://www.proza.ru/2010/04/18/362

...В 30-ти километрах к северу от Мадрида есть местечко Алальпардо. Здесь, в маленькой испанской деревушке, на самом выезде из этого населенного пункта расположена "резиденция" - фактически дом для престарелых - "Эль Реторно" (в переводе с испанского означает "Возвращение"). Здесь и живет небольшая часть "испаносовьетикос", как их называют местные жители, т.е. "советских" испанцев - тех, кто реэмигрировал из России в Испанию в последние годы.
До недавнего времени была даже своя бахча - семена арбузов и дынь "испаносовьетикос" привезли из Крыма и Саратовской области. Но прошлое лето было очень жарким и бахча высохла.
http://spalex.narod.ru/biblio/deti.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".