МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Курская Коренная икона как зеркало «русского мира»

07/26/2011 | Хистори
Тут в Севастополь приволокли икону, которая обслуживала Российский корпус (сначала как охранная группа), который вел активные боевые действия на стороне нацистской Германии.

Скандал, однако...

*****

Курская Коренная икона как зеркало «русского мира»

В прошлом году в Сумах на Майдане Независимости появился большой деревянный крест с такой надписью: «Сей поклонный крест воздвiгнут на Место разрушенного Нiкольского дом в честь прiбитiя в город Сумы Курской Коренной иконы Божьей Матерi «Знаменiе » 9 / 22 мая 2010 года от рождества Хрiстова ».

Крест был установлен и освящен епископом Евлогием 22 мая. Таким образом УПЦ (Московского Патриархата) отметили пребывания на Сумщине наиболее почитаемой иконы российского емигрантського зарубежья, своеобразной «Одигирии российского россияния». Православными утверждается, что икона эта очень древняя, история ее берет свое начало еще со времен монголо-татарского нашествия на Русь в XIII в. Во время Гражданской войны, в 1919 году, она была вывезена епископом Феофаном за границы России и сейчас постоянное место его пребывания - Нью-Йорк. В разные перипетии попадала эта чудотворная икона на пути своего долгого существования. Одной из «темных пятен» в ее истории было обслуживание тех российских воинских формирований, которые в годы Второй мировой войны связали свою судьбу с армией нацистского вермахта. Дело в том, что 9 сентября 1941 года из бывших российских белоэммигрантов в Югославии начал создаваться Российский корпус (сначала как охранная группа), который вел активные боевые действия на стороне нацистской Германии. Российская Православная Церковь за границей во главе с Председателем Архиерейского Синода митрополитом Анастасия (Грибановский) принимала активное участие в создании Корпуса. Так, еще «в сентябре 1941 митр. Анастасия дал благословение на создание охранной группы, в ряды которой вступили много представителей его паствы ». А «вскоре после начала формирования 2-го полка ... с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери посетил казармы корпуса для освящения производной полковой церкви и был торжественно встреченном частями, выстроились во дворе казармы». А 26 апреля 1943 митрополит Анастасий посетил также Белградская Троицкую церковь, где принимали пополнение Корпуса из России, и выступил перед молодыми солдатами из «глубоко проникновенным и любовным словом». Собственно, союз с нацистами глава РПЦЗ оставался верным до конца войны. 30 ноября 1942 Российский охранный корпус был включен в состав вермахта. Освященные Курской чудотворной иконой части корпуса сначала воевали против сербских партизан-антифашистов Иосифа Броз Тито, а позднее - против регулярных воинских частей Народно-освободительной армии Югославии. В сентябре-октябре 1944 Корпус вел бои с болгарскими и румынскими войсками антигитлеровской коалиции. В конце 1944 под городом Чачак части корпуса вступили в бои с 65-й Советской армией.

По свидетельству офицера Корпуса В. Гранитова, в результате была захвачена советская батарея. А возле населенного пункта Д. Милановец под натиском солдат Русского корпуса с поля боя убежал 169-й советский полк. Руководитель Корпуса генерал Борис Штейфона в декабре 1944 договорился о вхождении этой военной единицы в состав Российской Освободительной армии генерала Андрея Власова. Таким образом, и высшее духовенство Русской Православной Церкви за границей, и Курская Коренная икона в их руках загрязнили себя активным сотрудничеством с нацистами и коллаборационистами в годы Второй мировой войны. Тогда возникает вопрос: для чего же властью города Сумы был дан разрешение на установку креста в честь такого неоднозначного (скажем так) православного символа?

Что за раздвоение личности в «отцов» города и области, когда 9 мая в своих выступлениях перед поредевшими рядами советских ветеранов возле мемориала Славы они клянутся в своей верности идеологии антифашизма, а уже через три недели крестом символично узаконивают русский фашизм?

Что за неразборчивость?

А, может, они просто не владели информацией о фашистское прошлое иконы? Тогда почему перед установкой креста в ее честь не посоветовались со специалистами-историками? Вопросов возникает много, а ответ, может, кому и покажется слишком общей, но звучать, на наш взгляд, она примерно так: местные власти (как, кстати, и правящие на сегодня в Украине политические элиты) не определилась со своей геополитической идентичностью.

Большая часть региональных властьимущих никогда серьезно не отождествляла себя ни с Украиной, ни с украинством, ибо еще в годы своей босоногой юности (когда теперешние руководители делали только первые шаги к вершинам региональной власти как Комсомольское активисты ли молодые партийные функционеры) успела на уровне личной идентичности стать частиною советского народа (с ее русской языковой и культурной составляющей).

Там же современные властьимущие набрались и пренебрежительного отношения ко всему украинскому. Ну, эпоха тогда была такая. И вот теперь, придя к власти в уже самостоятельные Украине (вот же ж поворот судьбы!), Они своими решениями (и не только в гуманитарной сфере) продолжают активно демонстрировать, что «сделанные в СССР».

Нет, на уровне пустой риторики власти Сум и Сумщины, конечно же, за вхождение Украины в состав европейской цивилизации, а вот на уровне конкретных дел он активно подыгрывает антиевропейскому российскому цивилизационному проекту, часто становясь проводником российского языкового, культурного и религиозного интереса в нашем регионе. Так не должно быть, но так есть. И история с иконой является прекрасной иллюстрацию изложенных выше тезисов. Российская Православная Церковь и ее украинская составляющая (УПЦ МП) с приходом к власти патриарха Кирила активно внедряют в украинское национальное среду идеологию «русского мира». В него, по замыслу создателей этой идеологической доктрины, входит населения с территориями, на которые распространяется влияние Русской Православной Церкви. Российская религиозная единство объявляется выше феномен украинской национального самосознания и украинской национальной государства.

Все украинское идеологом «русского мира» воспринимается искусственным образованием, специально изобретенное врагами России для разрушения ее единства. Поэтому украинский язык, украинская культура, украинская история и, в конце, украинская государственность в российском православном измерении подводятся под категорию ереси. Зато предлагается называть Украину Малороссиею, что может существовать только как регион России.

Идея «русского мира», возникшей в пределах Русской Православной Церкви, активно используется проимперски настроенными элиты России в той информационной войне, которую они активно ведут против Украины.

Итак, прихожанин УПЦ (Московского Патриархата) должен через духовную единство с русским православной церковью перейти к осознанию необходимости своей единства с государством Россия, включающей в себя как промежуточный элемент формирования на уровне сознания такого верующего идею неприятия факта политической независимости Украины. Вот так рядом с проповедью Евангелия (и даже под прикрытием его) Российская церковь активно проповедует и великороссийский национализм. Идея «мира дольнего» берет верх над идеей «мира горнему». Тогда становится понятным, какое отношение к Сум имеет Курская Корень икона с русской белогвардейской эмиграции вкупе. Поскольку они являются составной «русского мира», то ИХ влияние должно распространиться и на Сумщину. Почему это Сумщина должна остаться вне «русского мира»? Между прочим, те же самые десятки тысяч российских белоэмигрантов, которые в годы Второй мировой войны под антибольшевицкими лозунгами активно воевали на стороне немецких нацистов, надеялись, что немцы каким образом помогут им восстановить «единую и неделимую Россию».

Ну, а такое государственное образование, разумеется, исключает возможность существования независимого Украинского государства. Несмотря на то, что все религиозные конфессии в Украине, которые были в законный способ зарегистрированы перед законом, равные, современное руководство Сумщины среди всех церквей почему-то особенно активно выделяет свою сотрудничестве именно с УПЦ Московского Патриархата. Само собой разумеется, что когда 22 мая 2010 года до Сум прибыла Курская Корень икона, то ее встречали и председатель облгосадминистрации Юрий Чмырь, и городской голова Геннадий Минаев, и заместитель городского головы Виктор Волонтырец, и много других руководителей области и города. Пребывание иконы на Сумщине ну, а потом и установление креста в честь этого пребывания - это прекрасный повод для Московской церкви еще раз зафиксировать на символическим уровне принадлежность нашей земли до «русского мира». И какое это имеет значение, связана и икона с фашизмом не связана, главное, что она российская, и этого достаточно, чтобы не заметить ее предыдущей неприглядной истории. Поэтому, не имея на руках никаких разрешений местной власти, того же 22 мая УПЦ (МП) и поставила крест в честь пребывания Курской Коренной иконы в Сумах на Майдане Независимости. И только через 5 дней, 27 мая, взяв «под козырек», задним числом, исполком Сумского городского совета предоставил официальный разрешение на установку этого памятного знака (решение № 284). А что, могло быть иначе?

Пусть знают, кто в доме хозяин.

И еще одно замечание. Этот крест на Майдане Независимости, пожалуй, не так резал глаза, если бы он был установлен, например, во дворе Спасо-Преображенского собора. Пусть себе верные УПЦ (МП) чествуют свою святыню, если она таковой для них есть. Но крест в честь иконы, будучи установленным на Майдане Независимости, приобретает значение общегородского символа.

И уже последнее. Такие факты, как положительное отношение к идеологии и руководителей доктрины «русского мира» в нашем городе и области, установление креста в честь Курской Коренной иконы, пренебрежительное отношение с стороны облгосадминистрации в исторической борьбы наших земляков за украинскую государственность и откровенное игнорирование частью представителей власти государственного статуса украинского языка, и является той лакмусовой бумажкой, которой проверяются властные элиты нашего региона на лояльность относительно феномена украинской государственности.

И тут уже не замаскируешься «правильными» речами на торжеств 9 мая или 24 августа. Прошла большая часть руководства проверку на эту самую лояльность, вывод делайте сами, уважаемые читатели. Печально, что обо всем этом нужно писать перед 20-й годовщины независимости Украины. Уже 20-й.

Литература:

1. Русский корпус на Балканах во время II в Великой войны 1941-1945 гг. Исторический очерк и сборник воспоминаний соратников. - Нью-Йорк: Наши вести, 1963. - 416 с.
2. Шкаровский М.В. Духовенство Русского корпуса в Югославии в 1941-1945 годах / / Вестник церковной истории. - 2008. - № 1 (9). - С. 179-200.
3. Шкаровский М.В. История русской церковной эмиграции. - СПб.: Алетейя, 2009. -
260 с.

Вячеслав АРТЮХ

Источник
http://www.ukrnationalism.org.ua/user/video/29.2011.pdf


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".