Могущественное еврейское княжество Феодоро
07/31/2011 | Пианист Сидоров
Еврейский «остров» Крым
Марк Штейнберг, Русский Базар
http://jn.com.ua/History/krym_1801.html
В конце пятого века н.э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная – до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте – Еврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским. Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий.
Государство Феодоро широко использовало свое приморское расположение - его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи, населявшие города и поселки, были первыми поселившимися Крыму, и когда там появились иудеи из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов.
А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодоро, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом.
Напомню, что в то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства.
Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готского государства на полуострове.
Но, в свою очередь, Хазарский каганат на Волге был разгромлен через три года дружиной киевского князя Святослава. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодоро, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное государство, а его столица – в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы.
В середине XIII столетия татаро-монгольское нашествие, захлестнувшее Восточно-европейскую равнину, докатилось и до княжества Феодоро. Однако его границ завоеватели не переступали. Возможно, потому, что сочли для себя более выгодным сохранить самостоятельность небольшого торгового еврейского государства. Существует, однако, и другая версия. В то время конные полчища татаро-монгол теряли свой боевой напор в горных теснинах, контролируемых мощными крепостями с каменными стенами и башнями. Такие места их полководцы предпочитали обходить, избегая затяжных осадных действий, при которых наступление теряло свой динамизм. В дальнейшем история подтвердила правильность такой стратегии.
Основным направлением политики князей Феодоро в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодоро явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года.
Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодоро. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость.
Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодоро. Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.
Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся.
Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Их подвиг превзошел легендарных защитников Трои, воспетой Гомером, которые тоже оборонялись такое же долгое время, но в конце концов были побеждены. Между тем не найти в истории сколько-нибудь подробного описания осады Мангуп-кале и победы его защитников – евреев.
Однако существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство.
Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано.
Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим – Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем.
А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие. Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана.
Как видим, стремление евреев России поселиться на полуострове и создать там нечто вроде автономной республики, проявленное дважды в XX веке, имеет глубокие корни, если знать историю княжества Феодоро и Хазарского каганата.
18.01.2006 12-11
Марк Штейнберг, Русский Базар
http://jn.com.ua/History/krym_1801.html
В конце пятого века н.э. в Крыму живущие там евреи создали независимое княжество Феодоро. Оно находилось в юго-западной части Крымского полуострова, и его северная и северо-восточная границы доходили до реки Кача, а южная – до черноморского побережья и тянулась от современной Балаклавы до Алушты. Крупнейшими городами этого княжества были Чуфут-кале (на тюркском диалекте – Еврейская крепость), порт Каламита (нынешний Инкерман) и столица Мангуп-кале, по названию которой княжество иногда называли Мангупским. Расположенные высоко в горах, основные города были превращены в неприступные крепости и еврейские отряды умело и мужественно обороняли их на протяжении многих столетий.
Государство Феодоро широко использовало свое приморское расположение - его купцы вели весьма выгодную торговлю с Генуей, Миланом, Византией. Евреи, населявшие города и поселки, были первыми поселившимися Крыму, и когда там появились иудеи из Хазарии, отношения между единоверцами были всегда дружественными, союзническими. В том числе в целях совместной обороны от многочисленных врагов.
А их на полуострове было немало. Хазарские евреи населяли в основном степную часть Крыма. А приморской полосой, кроме той, которая принадлежала княжеству Феодоро, владела Византия. Но и кроме евреев и греков, в Крыму тогда обитали аланы и готы. Византийские правители в 932 году н.э. заключили военный союз с аланами и те пошли войной на хазар, но были разгромлены и признали суверенитет Хазарии над степным Крымом.
Напомню, что в то время у власти в Хазарском каганате уже более 100 лет стояли евреи, они же командовали вооруженными силами этого государства.
Разгромив аланов, хазарские полководцы обрушились на византийцев, захватили Херсонес и полностью выбили их из Крыма. Союзниками Византии в Крыму были готы. Но и они потерпели поражение от хазар, когда в 962 году попытались воевать с ними. Хазарские полки штурмом овладели столицей готов городом Эски-Чермен, прекратив существование Готского государства на полуострове.
Но, в свою очередь, Хазарский каганат на Волге был разгромлен через три года дружиной киевского князя Святослава. После чего уцелевшая часть еврейского населения Хазарии бежала в Крым и поселилась там под защитой войск княжества Феодоро, которое впоследствии нередко именовали Крымской Хазарией. Это княжество еще более 200 лет не знало вражеских вторжений и превратилось, хоть и в небольшое, но экономически сильное государство, а его столица – в один из богатейших городов Юго-Восточной Европы.
В середине XIII столетия татаро-монгольское нашествие, захлестнувшее Восточно-европейскую равнину, докатилось и до княжества Феодоро. Однако его границ завоеватели не переступали. Возможно, потому, что сочли для себя более выгодным сохранить самостоятельность небольшого торгового еврейского государства. Существует, однако, и другая версия. В то время конные полчища татаро-монгол теряли свой боевой напор в горных теснинах, контролируемых мощными крепостями с каменными стенами и башнями. Такие места их полководцы предпочитали обходить, избегая затяжных осадных действий, при которых наступление теряло свой динамизм. В дальнейшем история подтвердила правильность такой стратегии.
Основным направлением политики князей Феодоро в середине XIV века была борьба с генуэзской экспансией. Евреям Крыма в то время приходилось, нередко с оружием в руках, отстаивать свою независимость. Особенно драматичной для Феодоро явилась вторая половина ХIV столетия, когда в Крыму развернулась война между колониями Генуи и Венеции. В ней отряды евреев выступали на стороне венецианцев. И благодаря их помощи Венеция выиграла военную кампанию 1355 года.
Но 80-е и 90-е годы четырнадцатого столетия были весьма насыщены военными событиями, которые нередко ставили еврейское княжество на грань уничтожения. В то время генуэзцы захватили почти все южное побережье Крыма и вплотную подошли к границам Феодоро. Это был период величайшей территориальной экспансии Генуи в Крыму. Казалось, дни еврейского княжества сочтены. Однако его правители сумели заключить военный союз с ханом Золотой орды Тохтамышем, и при взаимодействии с присланными им конными полками евреи снова отстояли свою независимость.
Прошло всего несколько лет, и вновь смертельная опасность нависла над Феодоро. Осенью 1395 года войска Тамерлана, преследуя конников хана Тохтамыша, ворвались в Крым. Они дошли до южного берега и осадили столицу княжества Мангуп-кале. Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.
Первым штурмом крепости руководил лично Тамерлан. Однако яростный натиск его воинов разбился о стены еврейской твердыни. Ее защитники стойко и умело отражали все атаки. Тимур не пожелал задерживать всю массу своих войск у непокорной твердыни и продолжил наступление за пределами Крыма. Однако под стенами Мангуп-кале он оставил сильный отряд, который должен был овладеть крепостью. Его численность в десятки раз превосходила количество оборонявшихся.
Девять лет длилась осада, штурм следовал за штурмом, но все атаки воинов самой могучей армии того времени евреи отразили. В 1404 году Тамерлан умер, и его наследники отозвали свои отряды из Крыма. Евреи пережили долгие годы непрерывных атак, голод, жажду, потерю близких, но крепость не сдали. Их подвиг превзошел легендарных защитников Трои, воспетой Гомером, которые тоже оборонялись такое же долгое время, но в конце концов были побеждены. Между тем не найти в истории сколько-нибудь подробного описания осады Мангуп-кале и победы его защитников – евреев.
Однако существование еврейского княжества подходило к концу. Турция, после взятия Константинополя в 1453 году, находилась на вершине могущества, и в вассальную зависимость к ней попало и Крымское ханство.
Объединенные турецко-татарские войска летом 1475 года обрушились на генуэзские колонии в Крыму и выбили итальянцев из всех приморских городов, их присутствие в Причерноморье было ликвидировано.
Потом настала очередь и евреев. Сначала турки овладели Инкерманом. Затем они осадили и Мангуп-кале. И как уже было не раз в еврейской истории, в осажденном городе в это драматическое время шла острая борьба за власть между старшим братом умершего князя Исааком и младшим – Александром. последний, опираясь на трехтысячный полк молдавской гвардии, который прислал ему молдавский господарь Стефан Челмарэ, сместил Исаака и провозгласил себя правителем.
А турки уже готовились к штурму. Однако он был отбит, как и все последующие. Осада продолжалась более трех месяцев, но город, выстоявший девять лет штурмов войск Тимура, стоял нерушимо. Тогда турецкий полководец Ахмет-паша пошел на довольно примитивную хитрость. Он дал сигнал к отступлению, его войска сняли осадные машины и двинулись от крепости. И неопытный князь не распознал ловушки, бросился в преследование. Его войска были окружены, а турки ворвались в крепость. Еврейское княжество прекратило свое существование. А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана.
Как видим, стремление евреев России поселиться на полуострове и создать там нечто вроде автономной республики, проявленное дважды в XX веке, имеет глубокие корни, если знать историю княжества Феодоро и Хазарского каганата.
18.01.2006 12-11
Відповіді
2011.07.31 | Птица - Говорун
Re: Могущественное еврейское княжество Феодоро
По переписи на 1900 год в Крыму проживало 1,5 тыс евреев.К 1917 году в Крымк проживало в 100 раз больше - 150 тыс евреев. Откуда такая массовость в переселении отдельно взятой национальности ?
Чуфут-Кале не есть Чуфут Кале, первоначальное наименование этой крепости (Джуфт-Кале) происходит из двух сослагательных слов: Джуфт - пара (фарсоязычное), Кале - крепость (тюркоязычное).
Евреи, так же под выдуманной ими самими же легендой оккупировали землю Фалешт (Палестинцев) и изгнали фалешт из их земель присвоили эти земли и назвали Палестину своей "землей обетованной". История повторяется.
Хазары фарсоязычный народ. Караимы (исповедующие Ветхий Завет) тюркоязычный народ. Генетически караимы и крымские татары эта одна и та же группа. Различие - в вероисповедании. Коренные народы Крыма это крымские татары, караимы, крымчаки. А евреи не есть коренной народ Крымского полуострова. Если в какое-то время из чувства жалости им давали приют в Крыму, - это не означает их право называть себя коренными жителями Крымского полуострова. "Не в свои сани не садись".
2011.07.31 | Птица - Говорун
Re: Могущественное еврейское княжество Феодоро
С иврита слово еврей переводится как: "пришлый".Само слово еврей появилось в словарях лишь в 18 веке. До этого название этого народа однозначно варьировалось: "жид" (на Руси и Украине), "жуут" либо "жугут" (в Иране, Афганистане), "чуфут" в Крыму, "яхутдий" в Средней Азии, "юден" в Германии, и т.д. и т.п. Нигде, не было даже похожее на слово еврей. Они сами себе это придумали, обрадовались и внесли в словари.
2011.08.01 | Урал-
Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет...
мне кажется, что еще лет через сто Крым будут оспаривать по праву того, что чьи-то предки летели над Крымом на самолете... или проплывали мимо него на корабле...а потом (прям по О,Генри) придет "Большой Брат" и заявит свои "неоспоримые права" из-за того, что пролетел над Крымом на космическом корабле...
и подкрепит свои аргументы тогдашними "казаками", "крестиками-ноликами" и "молчаливым серым кораблем, который скажет "не ломайте игрушек"...
2011.08.01 | Студент-второгодник
В пианиста как раз не буду стрелять.
Разве хазары фарсоязычный народ? Я читал, что они тюрки.И еще: конечно, караимы и крымчаки давно прибыли в Крым, но они не имеют в своих корнях тавро-скифов. Поэтому...
2011.08.02 | Проходчик
Re: В пианиста как раз не буду стрелять.
Студент-второгодник пише:> Разве хазары фарсоязычный народ? Я читал, что они тюрки.
В основном тюрки. Но были и славянские и др. племена
> И еще: конечно, караимы и крымчаки давно прибыли в Крым...,
прибыли откуда? Из Северной Америки?
>..но они не имеют в своих корнях тавро-скифов. Поэтому...
Раз так, то они, вероятно, имеют в своих корнях апачей
2011.08.02 | Студент-второгодник
Re: В пианиста как раз не буду стрелять.
Я серьезно спрашиваю, а Вы про апачей... Не знаете, то и не лезьте.2011.08.01 | мызмыз
Дядя, иди учи матчасть!
Какое-то просто вопиющее невежество... Давайте по порядку:> По переписи на 1900 год в Крыму проживало 1,5 тыс евреев.
> К 1917 году в Крымк проживало в 100 раз больше - 150 тыс евреев.
Перепись была в 1897 году. В 1897 г. в Крыму было 24 тыс. евреев (4,4% от населения Крыма), в 1917 г. - 48 тыс. евреев (6,4% от населения Крыма), в 1926 г. - 48 тыс. евреев (6,7% населения Крыма).
> Чуфут-Кале не есть Чуфут Кале, первоначальное наименование этой крепости (Джуфт-Кале) происходит из двух сослагательных слов: Джуфт - пара (фарсоязычное), Кале - крепость (тюркоязычное).
Все эти рассказы про Джуфт-Кале - плод творчества современных караимских авторов. Источников, подтверждающих то, что это название действительно использовалось в ханский или российский периоды, они не предъявляют. А вот название Чуфут-Кале таки зафиксировано в источниках.
Да, и слово кале - арабского происхождения.
> Хазары фарсоязычный народ.
Хазары тюркоязычный народ.
> Само слово еврей появилось в словарях лишь в 18 веке ... Нигде, не было даже похожее на слово еврей.
В словарях какого, простите, языка? Русского? Русское слово еврей происходит от старославянского еврей, оно - от греческого эврэйос, а то, в свою очередь, от еврейского самоназвания иври. Слово еврей есть в самых первых славянских переводах Библии.
Короче, дядя, иди, учи матчасть, не неси всякую чушь и не позорься.
2011.08.01 | Студент-второгодник
Re: Дядя, иди учи матчасть!
Мызмыз-даи, значит я прав? Зачет мне будет?2011.08.02 | Птица - Говорун
Господину Мызмыз
Ну не надо так ругаться. Ну ошибься чуть-чуть. На старости лет чего не бывает. Однако знаю, что официальная версия статистики никогда не назовет истинное количество евреев проживающих в Крыму. Чаще это евреи с полуукраинскими и полурусским корнями офциально называющими себя русскими и украинцами, но при детальном изучении физиономии которых (не паспорта, нет) обнаруживаются параметры явной национальности и при получении статуса репатрианта в Израиль они находят доказательства о своей принадлежности к евреям (именно по материнской линии). За доказательствами ходит далеко не надо (мэр г.Киева).А в части слово "Кале", насколько я знаю и понимаю языки относящиеся к тюрской группе (крымкотатарский, узбекский, киргизский, туркменский, казахский, кумыкский, карачаевский и др.), - это "крепость". В тюркской группе так называется крепость (г.Керчь, Ени-Кале).
Таджиский, который применяется в Узбекистане и Таджикистане имеет это слово в применении ("Кала"), которое не надо путать со словом "Калон" (минарет "Калон" - минарет "Большой" в г.Бухара).
Слово "еврей" действительно переводится с иврита как "пришлый" и появилось оно (слово "еврей") в русском языке лишь в 18 веке, как официальное наименование народа. До этого всюду (на Руси) обычное название народа исповедующего иудаизм было "жид" и оно не имело в себе значения пренебрежения либо отрицания. С вводом паспортизации граждан, для систематизации их учета, раздавались не только названия народностей, раздавались и фамилии (направо и налево).
2011.08.02 | Проходчик
Меня! Снова щеголяешь своеим скудоумием?
мызмыз пише:>
> Все эти рассказы про Джуфт-Кале - плод творчества современных караимских авторов.
Это ты кого в "современные караимские авторы" записал? М.Фирковича или профессора Смирнова?
>Источников, подтверждающих то, что это название действительно использовалось в ханский или российский периоды, они не предъявляют.
Источников предостаточно, только таким как ты они не нужны. Поскольку в кругу тебеподобных принято читать еврейскую энциклопедию, а не исторические документы.
>А вот название Чуфут-Кале таки зафиксировано в источниках.
Ага зафиксировано. С присоединением Крыма к России, в отчетах московских купцов, таких же далеких, как и ты.
2011.08.01 | mantar
Re: Могущественное еврейское княжество Феодоро
> Коренные народы Крыма это крымские татары, караимы, крымчаки.Про урумов забыли.
2011.08.01 | Едигей, зять Тохтамыша
в газенваген
Марк Штейнберг> Евреи в то время сражались на стороне татар. Их князь даже женат был на дочери хана Тохтамыша Некенджан-ханум.
Когда я вернусь и вновь овладею крепостью Чуфут-Кале, я устрою в ее пещерах газовые камеры. И заполню их еврейскими историографами Крыма.
> А в 1492 году и сам город Мангуп-кале был буквально стерт с лица земли по приказу турецкого султана.
Не знал, что Мангуп разрушен. Жаль, что его уже нет. Иначе я устроил бы газовые камеры и в пещерах Мангупа.
2011.08.01 | Слава Богу, не москаль
Re: в газенваген
Мызмыз и Едигей! Поддерживаю!2011.08.03 | Дворник
MOD: Тема "еврейского Мангупа" исчерпана. Словесный понос потерт. Всем пасиба за участие.