Дервиши "системы Норбекова" о святынях Бахчисарая
08/20/2011 | Дежурный
Древние святыни Бахчисарая
Древние исламские святыни Бахчисарая - Эски-юрт (Кырк-азизлер), Салачик и Кырк-ор (Чуфут-кале) представляют собой наиболее значительный и в то же время очень благоприятный для экскурсий комплекс памятников. Существует реальная возможность возродить в верхней части долины Чурук-су, в балке Ашлама-дере, где был когда-то замечательный дворец с садами и фонтанами, ритуальные собрания суфиев. В начале 20 века эти собрания приобрели уже характер туристических представлений, что впрочем, не мешало странствующим мудрецам и исцелять больных. Культура дервишей, которых ошибочно именуют странствующими монахами, в исламе занимает особое место. Далее мы покажем, что культура странствующих мудрецов имеет очень древние корни, которые вошли в культуру Литвы, Польши, России, Украины, Крыма, Кубани и Северного Кавказа. Особое значение в культуре такого народа как каракалпаки (сейчас они живут на территории Казахстана) играет эпос о 40 девушках воинах - Кырк-Кыз.
Топонимы с числительным «кырк» (40 в тюркских языках) встречаются в Крыму часто и в разных его частях. В Северном Крыму у Чонгарского полуострова это Кырк-Ишунь, Ногайлы-Кырк, Кырк-Бель и Авуз-Кырк.
В Предгорном Крыму, у Белогорска и Бахчисарая топонимы с «кырк» означают сакральные места, которые служат местом паломничества как православных христиан, так и мусульман. При этом параллельно существуют предания о гибели в таких местах 40 христианских юношей (или праведников) от рук мусульман или, наоборот, 40 исламских праведных юношей от рук неверных. Такие места называются Кырк-азиз (Кырк-азизлер), то есть «Сорок святых» на крымском языке (напомним, что язык крымских православных греков мало отличался от языка, который принято теперь называть крымскотатарским).
Известно, что сама по себе цифра 40 считалась магической у скифов, а также многих других древних народов. В русском православии считается до сего времени, что душа, покинув тело, еще 40 дней не расстается с родными местами и находится рядом со своими родственниками. Никакой связи этого представления с догмами и канонами Библии я не припоминаю. Но в отношении скифов Геродот пишет ясно, что после смерти царя скифы торжественно возят его тело вдоль всех границ страны. Сама страна скифов в ее полной гармонии представляла собой гигантский квадрат, каждая из сторон которого была на 10 дней пути.
Вероятно, во многих древних священных текстах можно найти упоминание о магических свойствах цифры 40, но ограничимся лишь тем, что главное в этой магии – связь между миром живых и миром предков. В ландшафтном, географическом смысле Кырк-азиз наводят на мысль, что это не просто мир предков, а подземный мир предков, с которыми можно общаться через пещеры или источники, бьющие из-под земли.
Культ мертвых предков и представление об обиталище душ предков в подземном мире значительно древнее христианства и ислама. Сохранение таких ритуалов и самих священных мест и у православных, и у мусульман Крыма можно объяснить только непрерывностью сакральных традиций с доисторических времен.
Ярким проявлением шаманских техник исцеления являлись ритуалы суфийских братств, происходившие у Бахчисарая еще в начале 20 века и подробно описанные (например, в путеводителе «Крымъ»1904 года). Примечательным в танцах вертящихся дервишей были два момента: основным днем этих ритуалов был четверг (в исламской традиции особый день это пятница, у иудеев – суббота, у православных – воскресенье), а число суфиев (мудрецов) обычно составляло от 30 до 40 человек. Естественно, что суфии образовав огромный круг, совершали простые двигательные и звуковые действия для введения себя в экстатическое состояние.
Суфии Бахчисарая собирались в двух священных местах - Кырк-азизлер (Эски-юрт) и Эски-Салачик. Само по себе название “сала” встречается в топонимах Крыма часто, но конкретно, в Юго-западном Крыму. Топонимы с “-сала” - Бия-сала, Фоти-сала, Ени-сала и другие связывают обычно с аланами, православными христианами, выходцами с Северного Кавказа. Лев Гумилев утверждает, что русское и украинское слово “село” - всего лишь измененное аланское слово “сала”. Во всяком случае селами первоначально называли населенные пункты в Северской земле. Археологически они вполне связываются с так назыемой Салтово-Маяцкой культурой. Музей, где представлены материалы этой культуры - Салтовское городище находится вблизи города Харьков.
Топонимический словарь Крыма дает такое значение: Сала – тюрк. – 1. деревня, селение; 2. приток или рукав реки.
В примечаниях к Книге путешествий Эвлия Челеби говорит о городе Эски-Салачик, что в этом месте впервые “сала пелась”. В примечаниях к одному из изданий утверждается, что “сала - древняя молитва”. В какой религии, и на каком языке - не вполне ясно. Мое объяснение данного словосочетания только в том, что местное население особые музыкальные ритуалы суфиев вполне могло называть “сала” просто от названия городка. А точнее места - поляны при слиянии двух ручьев.
Не вполне понятно, почему вдруг тюрк.? За пределами Крыма у тюркских народов населенных пунктов на “-сала” я пока не знаю. Широко встречаются топонимы Сал, Сальский по всей Европе, от прикаспийских Сальских степей, до Хибин, есть река Сал и в Якутии.
Слово “село”, как известно, отличается в русской культуре черноземной полосы от слова “деревня”, тем что в селе есть церковь, а в деревне нет.
В крымской традиции ясно видно, что населенные пункты на “-сала” имели обычно православные храмы. Впрочем, и связь слова сал, сала с реками и их притоками не вызывает сомнения. Река сама по себе уже предполагает некую сакральную роль места.
Вероятно, были разнообразные техники, поскольку братства суфиев вовсе не были некими «шаблонными» каноническими религиозными общинами. Суфии обычно посещали мечети как положено было мусульманам, а в повседневной жизни мало отличались от других людей. Текие дервишей (странствующих мудрецов) неправильно называют в русскоязычной литературе монастырями. Ничего общего с монашеской жизнью в текие не было.
В некоторых суфийских братствах важное значение уделялось музыке, а само раскачивание под музыку, скрестив локти с соседями (судя по описаниям) забавно напоминает баварский обычай раскачиваться за столом. Правда, суфии при этом сидели на полу, конечно, по восточному, скрестив ноги.
Ритмичное раскачивание, кружение, учащающиеся выкрики и другие коллективные действия связаны с возбуждением особого отдела головного мозга – ретикулярной формации (сетевидного тела). Ретикулярная формация играет важнейшую роль во всем, что связано с групповым сознанием, блокированием личных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. Очевидно, что сакральные техники суфиев эффективно лечили нервные и нервно-соматические заболевания, а также способствовала заживанию ран. Больной оказывавшийся в кругу и погружавшийся вместе со всеми в транс, избавлялся от нежелательных или опасных рефлексов, динамических стереотипов, истощенности определенных участков мозга, по каким-то причинам постоянно находящимся в возбужденном состоянии.
Само по себе вращение, создающее известное всем чувство опьянения и кислородного голодания, расслабляет и растормаживает мозг. Такое состояние можно сравнить с процессом дефрагментации ячеек памяти в носителях электронной информации в компьютерах.
Очевидно и то, что боевая и лечебная магия, основанная на ритуалах в священных местах – Кырк-азизах, из века в век доказывала свою эффективность и практическое значение. Групповые ритуалы кырков, черкасов, характерников облегчали им не только военную, но и торговую деятельность.
Корни этих ритуалов – шаманство каменного века и времена похолодания (так называемого Ледникового периода).
Общее происхождение слов цирк, церковь, кирхе, Черч, кырк – круг. Казачье слово «характерник», вероятно, связано с иранским скифо-сарматским «хоро» - Солнце, круг, откуда и русское «хоровод».
Исторически понятие «черкасы» сложилось в Прикубанье в 4-6 веках новой эры, после разгрома гуннами державы приднепровских готов. К этому времени приднепровские готы, имевшие в этническом смысле компоненты славянского, балтийского и сарматского происхождения, а также широкое влияние северо-черноморских эллинов, уже приняли арианскую модель христианства. Ариане не строили храмов, их христианская вера была основана на чтении священных книг и исключала церковную иерархию. Корни русского и казачьего староверия, а также исламских братств суфиев, лежат в сложном взаимодействии древних восточных религий, в том числе поклонения Митре, с ранними формами христианства. Важнейшим моментом образа жизни черкасов (людей круга) была их самостоятельность, независимость и неприятие централизованной власти, служба на определенных условиях, а не беспрекословное подчинение, выборность боевых вождей (зафиксированная в Нартском эпосе у нескольких кавказских народов).
Казачий круг как форма управления сохранил другую сторону общественной жизни «людей круга», на первый взгляд совсем не похожую на танцы дервишей. Но и казачий круг и суфийские ритуалы по четвергам имеют общие корни.
Центральным элементом в формировании магии черкасов, вероятно, стали древние сакральные знания адыгов. В археологии строительство гигантских каменных сооружений (мегалитов) – дольменов, менгиров, кромлехов – принято объединять в понятие Майкопская культура. Периферийным вариантом майкопской культуры можно считать и культуру тавров – древних жителей горно-лесной и береговой зоны Крыма.
Черкасы стали со временем боевым служилым сословием в Польско-Литовском государстве. Черкесами стали называть военные группировки Северного Кавказа, а со временем и один из народов.
http://norbekov-crimea.com/index.php?option=com_content&view=article&id=182&Itemid=73
Древние исламские святыни Бахчисарая - Эски-юрт (Кырк-азизлер), Салачик и Кырк-ор (Чуфут-кале) представляют собой наиболее значительный и в то же время очень благоприятный для экскурсий комплекс памятников. Существует реальная возможность возродить в верхней части долины Чурук-су, в балке Ашлама-дере, где был когда-то замечательный дворец с садами и фонтанами, ритуальные собрания суфиев. В начале 20 века эти собрания приобрели уже характер туристических представлений, что впрочем, не мешало странствующим мудрецам и исцелять больных. Культура дервишей, которых ошибочно именуют странствующими монахами, в исламе занимает особое место. Далее мы покажем, что культура странствующих мудрецов имеет очень древние корни, которые вошли в культуру Литвы, Польши, России, Украины, Крыма, Кубани и Северного Кавказа. Особое значение в культуре такого народа как каракалпаки (сейчас они живут на территории Казахстана) играет эпос о 40 девушках воинах - Кырк-Кыз.
Топонимы с числительным «кырк» (40 в тюркских языках) встречаются в Крыму часто и в разных его частях. В Северном Крыму у Чонгарского полуострова это Кырк-Ишунь, Ногайлы-Кырк, Кырк-Бель и Авуз-Кырк.
В Предгорном Крыму, у Белогорска и Бахчисарая топонимы с «кырк» означают сакральные места, которые служат местом паломничества как православных христиан, так и мусульман. При этом параллельно существуют предания о гибели в таких местах 40 христианских юношей (или праведников) от рук мусульман или, наоборот, 40 исламских праведных юношей от рук неверных. Такие места называются Кырк-азиз (Кырк-азизлер), то есть «Сорок святых» на крымском языке (напомним, что язык крымских православных греков мало отличался от языка, который принято теперь называть крымскотатарским).
Известно, что сама по себе цифра 40 считалась магической у скифов, а также многих других древних народов. В русском православии считается до сего времени, что душа, покинув тело, еще 40 дней не расстается с родными местами и находится рядом со своими родственниками. Никакой связи этого представления с догмами и канонами Библии я не припоминаю. Но в отношении скифов Геродот пишет ясно, что после смерти царя скифы торжественно возят его тело вдоль всех границ страны. Сама страна скифов в ее полной гармонии представляла собой гигантский квадрат, каждая из сторон которого была на 10 дней пути.
Вероятно, во многих древних священных текстах можно найти упоминание о магических свойствах цифры 40, но ограничимся лишь тем, что главное в этой магии – связь между миром живых и миром предков. В ландшафтном, географическом смысле Кырк-азиз наводят на мысль, что это не просто мир предков, а подземный мир предков, с которыми можно общаться через пещеры или источники, бьющие из-под земли.
Культ мертвых предков и представление об обиталище душ предков в подземном мире значительно древнее христианства и ислама. Сохранение таких ритуалов и самих священных мест и у православных, и у мусульман Крыма можно объяснить только непрерывностью сакральных традиций с доисторических времен.
Ярким проявлением шаманских техник исцеления являлись ритуалы суфийских братств, происходившие у Бахчисарая еще в начале 20 века и подробно описанные (например, в путеводителе «Крымъ»1904 года). Примечательным в танцах вертящихся дервишей были два момента: основным днем этих ритуалов был четверг (в исламской традиции особый день это пятница, у иудеев – суббота, у православных – воскресенье), а число суфиев (мудрецов) обычно составляло от 30 до 40 человек. Естественно, что суфии образовав огромный круг, совершали простые двигательные и звуковые действия для введения себя в экстатическое состояние.
Суфии Бахчисарая собирались в двух священных местах - Кырк-азизлер (Эски-юрт) и Эски-Салачик. Само по себе название “сала” встречается в топонимах Крыма часто, но конкретно, в Юго-западном Крыму. Топонимы с “-сала” - Бия-сала, Фоти-сала, Ени-сала и другие связывают обычно с аланами, православными христианами, выходцами с Северного Кавказа. Лев Гумилев утверждает, что русское и украинское слово “село” - всего лишь измененное аланское слово “сала”. Во всяком случае селами первоначально называли населенные пункты в Северской земле. Археологически они вполне связываются с так назыемой Салтово-Маяцкой культурой. Музей, где представлены материалы этой культуры - Салтовское городище находится вблизи города Харьков.
Топонимический словарь Крыма дает такое значение: Сала – тюрк. – 1. деревня, селение; 2. приток или рукав реки.
В примечаниях к Книге путешествий Эвлия Челеби говорит о городе Эски-Салачик, что в этом месте впервые “сала пелась”. В примечаниях к одному из изданий утверждается, что “сала - древняя молитва”. В какой религии, и на каком языке - не вполне ясно. Мое объяснение данного словосочетания только в том, что местное население особые музыкальные ритуалы суфиев вполне могло называть “сала” просто от названия городка. А точнее места - поляны при слиянии двух ручьев.
Не вполне понятно, почему вдруг тюрк.? За пределами Крыма у тюркских народов населенных пунктов на “-сала” я пока не знаю. Широко встречаются топонимы Сал, Сальский по всей Европе, от прикаспийских Сальских степей, до Хибин, есть река Сал и в Якутии.
Слово “село”, как известно, отличается в русской культуре черноземной полосы от слова “деревня”, тем что в селе есть церковь, а в деревне нет.
В крымской традиции ясно видно, что населенные пункты на “-сала” имели обычно православные храмы. Впрочем, и связь слова сал, сала с реками и их притоками не вызывает сомнения. Река сама по себе уже предполагает некую сакральную роль места.
Вероятно, были разнообразные техники, поскольку братства суфиев вовсе не были некими «шаблонными» каноническими религиозными общинами. Суфии обычно посещали мечети как положено было мусульманам, а в повседневной жизни мало отличались от других людей. Текие дервишей (странствующих мудрецов) неправильно называют в русскоязычной литературе монастырями. Ничего общего с монашеской жизнью в текие не было.
В некоторых суфийских братствах важное значение уделялось музыке, а само раскачивание под музыку, скрестив локти с соседями (судя по описаниям) забавно напоминает баварский обычай раскачиваться за столом. Правда, суфии при этом сидели на полу, конечно, по восточному, скрестив ноги.
Ритмичное раскачивание, кружение, учащающиеся выкрики и другие коллективные действия связаны с возбуждением особого отдела головного мозга – ретикулярной формации (сетевидного тела). Ретикулярная формация играет важнейшую роль во всем, что связано с групповым сознанием, блокированием личных инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. Очевидно, что сакральные техники суфиев эффективно лечили нервные и нервно-соматические заболевания, а также способствовала заживанию ран. Больной оказывавшийся в кругу и погружавшийся вместе со всеми в транс, избавлялся от нежелательных или опасных рефлексов, динамических стереотипов, истощенности определенных участков мозга, по каким-то причинам постоянно находящимся в возбужденном состоянии.
Само по себе вращение, создающее известное всем чувство опьянения и кислородного голодания, расслабляет и растормаживает мозг. Такое состояние можно сравнить с процессом дефрагментации ячеек памяти в носителях электронной информации в компьютерах.
Очевидно и то, что боевая и лечебная магия, основанная на ритуалах в священных местах – Кырк-азизах, из века в век доказывала свою эффективность и практическое значение. Групповые ритуалы кырков, черкасов, характерников облегчали им не только военную, но и торговую деятельность.
Корни этих ритуалов – шаманство каменного века и времена похолодания (так называемого Ледникового периода).
Общее происхождение слов цирк, церковь, кирхе, Черч, кырк – круг. Казачье слово «характерник», вероятно, связано с иранским скифо-сарматским «хоро» - Солнце, круг, откуда и русское «хоровод».
Исторически понятие «черкасы» сложилось в Прикубанье в 4-6 веках новой эры, после разгрома гуннами державы приднепровских готов. К этому времени приднепровские готы, имевшие в этническом смысле компоненты славянского, балтийского и сарматского происхождения, а также широкое влияние северо-черноморских эллинов, уже приняли арианскую модель христианства. Ариане не строили храмов, их христианская вера была основана на чтении священных книг и исключала церковную иерархию. Корни русского и казачьего староверия, а также исламских братств суфиев, лежат в сложном взаимодействии древних восточных религий, в том числе поклонения Митре, с ранними формами христианства. Важнейшим моментом образа жизни черкасов (людей круга) была их самостоятельность, независимость и неприятие централизованной власти, служба на определенных условиях, а не беспрекословное подчинение, выборность боевых вождей (зафиксированная в Нартском эпосе у нескольких кавказских народов).
Казачий круг как форма управления сохранил другую сторону общественной жизни «людей круга», на первый взгляд совсем не похожую на танцы дервишей. Но и казачий круг и суфийские ритуалы по четвергам имеют общие корни.
Центральным элементом в формировании магии черкасов, вероятно, стали древние сакральные знания адыгов. В археологии строительство гигантских каменных сооружений (мегалитов) – дольменов, менгиров, кромлехов – принято объединять в понятие Майкопская культура. Периферийным вариантом майкопской культуры можно считать и культуру тавров – древних жителей горно-лесной и береговой зоны Крыма.
Черкасы стали со временем боевым служилым сословием в Польско-Литовском государстве. Черкесами стали называть военные группировки Северного Кавказа, а со временем и один из народов.
http://norbekov-crimea.com/index.php?option=com_content&view=article&id=182&Itemid=73