Караимское восстание в Евпатории 1958 г.
09/08/2011 | Ночной дозор
Ничто не предвещало бури.
В июле 1958 года в Евпаторию приехала группа ученых, занимающихся изучением истории и культуры караимов. В их составе были представители института языкознания АН СССР во главе с Н.А. Баскаковым и представитель Польской академии наук А.А. Зайончковский.
Для оказания помощи ученым Евпаторийский горком партии прикрепил к ним директора местного музея Ермака. Основная цель приезда ученых была связана с подготовкой русско-польско-караимского словаря. Ученых разместили в гостинице.
Газзан общины Ельяшевич был заранее извещен о приезде ученых. Совет общины решил организовать им торжественную встречу.
Для организации торжественного банкета необходимо было собрать определенную сумму добровольных пожертвований. Однако Евпаторийский горисполком запретил сбор денег.
Банкет не состоялся. Вместо этого было решено провести во дворе кенассы митинг-собрание, на который были приглашены Баскаков и Зайончковский.
По поручению газзана активисты общины обошли верующих и пригласили их на эту встречу.
Со вступительной речью выступил газзан Ельяшевич. Он поблагодарил ученых за посещение общины, а затем стал излагать свое видение истории караимов.
В выступлении он несколько преувеличил роль караимов в жизни человечества, отметив, что, несмотря на свою малочисленность, караимы стали первыми создателями культуры и науки, что в настоящий момент это один из умнейших народов планеты.
Ельяшевич призвал караимов Крыма передать ученым старинные книги и вещи, которые должны быть свидетельством того, что «караимы были первоначальными организаторами и носителями культуры и науки»
Идеи газзана стали поддерживать другие верующие, которые в порыве эмоций, зараженные выступлением Ельяшевича, в присутствии ученых стали допускать высказывания о величии и богоизбранности своего народа.
Присутствовавший на собрании директор музея Ермак стал оспаривать эти утверждения, что привело к срыву выступлений верующих. Его поведение вызвало недовольство не только у актива общины, но и у польского ученого Зайончковского, который заявил, что он рад этой встрече, но «по душам поговорить не удалось».
В последующие дни ученые посещали квартиры караимов и записывали разнообразную информацию о жизни этого народа.
О посещении Евпатории учеными Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СМ СССР М. Рудаков узнал совершенно случайно. Его об этом поставили в известность «соседи» (КГБ).
Это вызвало у него недовольство не только в отношении руководства общины, но и в отношении партийного и советского руководства Евпатории.
После отъезда ученых из Крыма Уполномоченный, совместно с «соседями» разработал концепцию о том, что приезд ученых Баскакова и Зайончковского – это спланированная акция по разжиганию караимского национализма, разработанная Шапшалом.
По мнению авторов этой концепции, Шапшалу удалось втянуть в ее реализацию не только отдельных ученых, но даже целые институты, в том числе институт языкознания АН СССР, институт истории и права Литовской ССР и Академию наук Польской республики.
Некоторые жители Евпатории были заражены сбором материала по истории караимов. Сотрудником института языкознания считал себя житель Евпатории А. Кобецкий. Он постоянно посещал квартиры верующих с целью сбора материала о культуре караимов. Кобецкий был оскорблен тем, что его не пригласили на прощальный «банкет».
Не менее оскорбленным себя считал и уполномоченный М. Рудаков, которого члены общины не поставили в известность не только в связи с приездом ученых, но и в связи с тем, что, получив одобрение у Шапшала, члены евпаторийской религиозной общины провели собрание, на котором Борис Ельяшевич был освобожден от должности газзана, а вместо него новым газзаном был избран его брат Яков.
В процесс давления в отношении общины включились партийные и советские органы. Особая роль в этом отводилась властям г. Евпатории. Ими была разработана методика давления не только в отношении самой общины, но и в отношении людей, которые оказывали помощь верующим. Их окрестили «покровителями караимской религии». Этот термин использовался в официальной переписке.
"Все это дает основания сделать вывод, что различные «ПОКРОВИТЕЛИ» прилагают все силы к тому, чтобы превратить Евпаторию в центр караимского духовенства, по существу в центр националистической (выделено авторами) работы в Крыму.
Евпаторийский горисполком в целях предотвращения создания центра караимского духовенства в Крыму просит закрыть кенассу в г. Евпатории"
На основании этих документов 23 января 1959 года уполномоченный подготовил заключение, в котором он обосновал решение о целесообразности закрытия евпаторийской кенассы. Его претензии в отношении евпаторийской общины караимов сводились к следующему:
– община малочисленная, однако, содержит большой штат сотрудников;
– в нарушение закона и указаний уполномоченного проводит незаконный сбор денег с верующих;
– в нарушение закона из кассы общины оказывают материальную помощь посторонним людям, в частности – польскому ученому Зайончковскому;
– под вывеской религиозных убеждений занимаются пропагандой национализма;
– считают себя основателями мировой науки и культуры;
– занимаются пропагандой религии, для чего используют машинисток, тиражирующих религиозную литературу и т.д.
В 1960 году общество было снято с регистрации, его имущество было передано в местный музей, 6 тысяч рублей, находившиеся в кассе общины были сданы государству, а здание осталось в распоряжении детского сада.
В июле 1958 года в Евпаторию приехала группа ученых, занимающихся изучением истории и культуры караимов. В их составе были представители института языкознания АН СССР во главе с Н.А. Баскаковым и представитель Польской академии наук А.А. Зайончковский.
Для оказания помощи ученым Евпаторийский горком партии прикрепил к ним директора местного музея Ермака. Основная цель приезда ученых была связана с подготовкой русско-польско-караимского словаря. Ученых разместили в гостинице.
Газзан общины Ельяшевич был заранее извещен о приезде ученых. Совет общины решил организовать им торжественную встречу.
Для организации торжественного банкета необходимо было собрать определенную сумму добровольных пожертвований. Однако Евпаторийский горисполком запретил сбор денег.
Банкет не состоялся. Вместо этого было решено провести во дворе кенассы митинг-собрание, на который были приглашены Баскаков и Зайончковский.
По поручению газзана активисты общины обошли верующих и пригласили их на эту встречу.
Со вступительной речью выступил газзан Ельяшевич. Он поблагодарил ученых за посещение общины, а затем стал излагать свое видение истории караимов.
В выступлении он несколько преувеличил роль караимов в жизни человечества, отметив, что, несмотря на свою малочисленность, караимы стали первыми создателями культуры и науки, что в настоящий момент это один из умнейших народов планеты.
Ельяшевич призвал караимов Крыма передать ученым старинные книги и вещи, которые должны быть свидетельством того, что «караимы были первоначальными организаторами и носителями культуры и науки»
Идеи газзана стали поддерживать другие верующие, которые в порыве эмоций, зараженные выступлением Ельяшевича, в присутствии ученых стали допускать высказывания о величии и богоизбранности своего народа.
Присутствовавший на собрании директор музея Ермак стал оспаривать эти утверждения, что привело к срыву выступлений верующих. Его поведение вызвало недовольство не только у актива общины, но и у польского ученого Зайончковского, который заявил, что он рад этой встрече, но «по душам поговорить не удалось».
В последующие дни ученые посещали квартиры караимов и записывали разнообразную информацию о жизни этого народа.
О посещении Евпатории учеными Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СМ СССР М. Рудаков узнал совершенно случайно. Его об этом поставили в известность «соседи» (КГБ).
Это вызвало у него недовольство не только в отношении руководства общины, но и в отношении партийного и советского руководства Евпатории.
После отъезда ученых из Крыма Уполномоченный, совместно с «соседями» разработал концепцию о том, что приезд ученых Баскакова и Зайончковского – это спланированная акция по разжиганию караимского национализма, разработанная Шапшалом.
По мнению авторов этой концепции, Шапшалу удалось втянуть в ее реализацию не только отдельных ученых, но даже целые институты, в том числе институт языкознания АН СССР, институт истории и права Литовской ССР и Академию наук Польской республики.
Некоторые жители Евпатории были заражены сбором материала по истории караимов. Сотрудником института языкознания считал себя житель Евпатории А. Кобецкий. Он постоянно посещал квартиры верующих с целью сбора материала о культуре караимов. Кобецкий был оскорблен тем, что его не пригласили на прощальный «банкет».
Не менее оскорбленным себя считал и уполномоченный М. Рудаков, которого члены общины не поставили в известность не только в связи с приездом ученых, но и в связи с тем, что, получив одобрение у Шапшала, члены евпаторийской религиозной общины провели собрание, на котором Борис Ельяшевич был освобожден от должности газзана, а вместо него новым газзаном был избран его брат Яков.
В процесс давления в отношении общины включились партийные и советские органы. Особая роль в этом отводилась властям г. Евпатории. Ими была разработана методика давления не только в отношении самой общины, но и в отношении людей, которые оказывали помощь верующим. Их окрестили «покровителями караимской религии». Этот термин использовался в официальной переписке.
"Все это дает основания сделать вывод, что различные «ПОКРОВИТЕЛИ» прилагают все силы к тому, чтобы превратить Евпаторию в центр караимского духовенства, по существу в центр националистической (выделено авторами) работы в Крыму.
Евпаторийский горисполком в целях предотвращения создания центра караимского духовенства в Крыму просит закрыть кенассу в г. Евпатории"
На основании этих документов 23 января 1959 года уполномоченный подготовил заключение, в котором он обосновал решение о целесообразности закрытия евпаторийской кенассы. Его претензии в отношении евпаторийской общины караимов сводились к следующему:
– община малочисленная, однако, содержит большой штат сотрудников;
– в нарушение закона и указаний уполномоченного проводит незаконный сбор денег с верующих;
– в нарушение закона из кассы общины оказывают материальную помощь посторонним людям, в частности – польскому ученому Зайончковскому;
– под вывеской религиозных убеждений занимаются пропагандой национализма;
– считают себя основателями мировой науки и культуры;
– занимаются пропагандой религии, для чего используют машинисток, тиражирующих религиозную литературу и т.д.
В 1960 году общество было снято с регистрации, его имущество было передано в местный музей, 6 тысяч рублей, находившиеся в кассе общины были сданы государству, а здание осталось в распоряжении детского сада.
Відповіді
2011.09.08 | Бродяга
Re: Караимское восстание в Евпатории 1958 г.
В отсутствии хозяев, такое случается: крымских татар депортировали и .......2011.09.09 | газета "Евпаторийская правдв"
дополнение
Ночной дозор пише:> В 1960 году общество было снято с регистрации, его имущество было передано в местный музей, 6 тысяч рублей, находившиеся в кассе общины были сданы государству, а здание осталось в распоряжении детского сада.
Между тем, от осведомителя "Конец" (Корецкий) в городской отдел КГБ поступили сигналы, что деятельность религиозно-националистического "кружка" продолжается под вывеской артели кустарей при городском филиале Всеукраинского общества инвалидов общего заболевания. Оперативной проверкой в мастерской артели обнаружена множительная техника, газетная бумага и листовки провокационного содержания, утверждающие "расовое превосходство" караимской народности и порочащие национальную политику КПСС. Тираж листовок и техника изъяты, находившиеся в мастерской Смидович, Пельзнер, Кацай, Михайлов, Ашкенази, Фурунджи, Фицштейн, Барабович принудительно доставлены в КГБ для дачи показаний. Заслуживает внимания угроза, высказанная Смидовичем а адрес сотрудников КГБ при задержании, дословно: "У самих автоматы найдутся". Все восемь задержанных являются лицами б. о. м. ж., в списке сотрудников артели не числятся. В Евпаторию срочно выехал заместитель председателя Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР И. П. Сплюнько, ведется дознание.
2011.09.09 | Дневной дозор
Re: Караимское восстание в Евпатории 1958 г.
Ночной дозор пише:> – посторонним людям, в частности – польскому ученому Зайончковскому
Ананиаш Зайончковский - вовсе не посторонний.
Его родители — Александр (Ахиезер) Зайончковский и Эмилия Безикович. В 1915 году, во время Первой мировой войны, семья Зайончковских переехала в Крым, на землю своих предков. Родители отдали Анания в симферопольскую гимназию. В старших классах юноша настолько увлёкся театром, что на летних каникулах организовал любительскую труппу, которая объездила со своими спектаклями весь южный берег. В этих постановках Ананий играл роли Отелло, Онегина и Чацкого.
По окончании войны семья Зайончковских вернулась в Литву, которая стала независимой страной. Аттестат зрелости, выданный в Симферополе, был признан неполноценным и Зайончковскому пришлось несколько лет доучиваться в виленской гимназии имени Зыгмунат Августа.
В 1929 году в Ягеллонском университете Ананий Ахиезерович защитил докторскую диссертацию.
Ночной дозор пише:
> Евпаторийский горисполком в целях предотвращения создания центра караимского духовенства в Крыму просит закрыть кенассу в г. Евпатории
Тогда же, в 1958 году, было закрыто и почти сразу же начало разграбляться, при потворстве городских властей, древнейшее в Крыму Караимское кладбище в Феодосии.
В 2002 году караим Геннадий Ромасько (внук Йосефа Стамболи) обнаружил на окраине города, на заброшенной воинской части старый бункер, стены которого были сложены из караимских памятников.
http://feodosea.com/attractions/%D1%84%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5/