Директор Феодосийского музея: "Да кому нужны эти караимы. От них только шум и вопли и нет толку"
09/27/2011 | Дневной дозор
Караимы. Как исчезает народ
http://plener.com.ua/node/209
1«Все под одним Богом ходим…»
Средневековое караимское кладбище, расположенное в окрестностях Феодосии, не значится в списках Республиканского комитета по охране культурного наследия и по этой причине не охраняется государством.
- Да кто ж его знает, наверное, кладбище никому не нужно, - отвечают в комитете. - Вы пришлите нам свой вопрос в письменном виде - мы разберемся и ответим. А еще лучше - обратитесь к нашему представителю в Феодосии, он в курсе дела, и исчерпывающе ответит на все ваши вопросы.
Мне удалось встретиться с представителем Комитета в «Богом данной».
- Кладбище давным-давно разобрано местными жителями, и поэтому там охранять уже нечего, - говорит инспектор Республиканского комитета по охране культурного наследия в Феодосии, бывший директор краеведческого музея Евгений Катюшин. - Да и кому они нужны - эти караимы. От них только шум и вопли, а толоку - никакого. Да пусть забирают свои надгробия и несут их на место. Я их, что ли, буду тащить назад на кладбище? Не обращайте на них внимания.
Феодосийские старожилы утверждают, что кладбище феодосийских караимов «приговорили» во времена Советского союза:
- Советская власть не простила караимам, что в царской России караимы пользовались огромными привилегиями, - рассказал один из бывших сотрудников КГБ СССР. - Например, за то, что верно служили на благо Российской империи и много денег тратили не на поддержку революционного движения пролетариата, а на строительство школ, библиотек и меценатство. За то, что караим Самуил Крым возглавлял белогвардейское крымское правительство. И еще за то, что караимы олицетворяют собой хранителей первоисточника мировых религий. Что, понятное дело, тогда было никак не совместимо с коммунистической идеологией. И главное - была установка «сверху» на всемерное «выдавливание» из Крыма всех коренных крымских народов. А мы, КГБешники, работали на совесть и намертво вбили в головы людей, что и караимы, и крымские татары, и крымские немцы, и крымчаки - враги народа. А нынешние чиновники в своем большинстве кто? Наши «воспитанники». Что же касается караимского кладбища в Феодосии, могу добавить, что в 1980 году наше ведомство отдало распоряжение тогдашнему командиру Феодосийского строительного батальона: использовать каменные плиты с кладбища для строительства командных бункеров.
Старый КГБешник может гордиться идеологической работой: и по сей день в представлениях многих крымчан коренится подспудная мысль о том, что «Крым - исконно русская земля». О том, что «ишь, понаехало татарвы на нашу голову» и «кому они нужны - эти караимы».
- Слава богу, что не все люди так думают, - говорит Светлана Саитова. - Слава богу, что есть много здравомыслящих людей. Вот, к примеру, на днях мы написали заявление на имя начальника Феодосийской милиции, что наше кладбище превращают в свалку. Так милиционеры за один день нашли того предпринимателя, который вывозил на кладбище строительный мусор. А предприниматель тоже оказался здравомыслящим человеком и дал слово, что в течение недели весь мусор вывезет.
По словам Светланы Саитовой, феодосийские караимы составили список адресов домов, заборы или дворы которых построены из караимских надгробий. Этот список с просьбой «разобраться» передали начальнику милиции.
- Мы надеемся, что дело до суда не дойдет, - говорит Светлана. - Надеемся, что люди нас поймут и сами вернут на кладбище то, что взяли. Все под одним Богом ходим.
Растащим кладбище на стройматериалы?
В какой-нибудь крошечной Европейской стране, например в Нидерландах или Люксембурге, старинное кладбище - это, в первую очередь, историческая ценность государственного уровня, а во вторую - привлекательный туристический объект, который с гордостью показывают заезжим путешественникам.
В Европе кладбища находятся под надежной защитой закона. На каждом есть смотритель, поддерживающий чистоту и порядок. За что государство платит ему довольно приличную, даже по европейским меркам, зарплату.
Наши кладбища также охраняются законом: в 297 статье Уголовного кодекса Украины предусмотрены серьезные меры наказания за «надругательством над могилой» - от штрафа в 100 необлагаемых налогом минимумов до трех лет лишения свободы. Но, увы, жизнь доказывает, что кое-где в Украине, яркий тому пример - Феодосия, старые кладбища охраняют чисто теоретически. И поэтому их грабят все, кому не лень.
Чтобы в этом убедиться, достаточно сходить на старинное, основанное еще в 13 веке, караимское кладбище. То самое, где находится фамильный склеп Вениамина Стамболи, знаменитого феодосийского табачного магната и мецената-просветителя. На этом же кладбище покоится прах родственников морского врача, героя Порт Артура генерала Я. Кефели и гетмана реестрового казачества Ильяша Караимовича. И фамильный склеп основателя Таврического университета ученого-агронома Самуила Крыма тоже здесь. И родственников тюрколога, профессора Хан Шапшала; и геолога, профессора И.Танатар; и офтальмолога, профессора С.Кальфа; и кинорежиссера С.Юткевича; и композитора С.Майкалара; и художника С.Дудник (Мичри).
Имена и фамилии этих людей знает каждый интеллигентный человек на Земле: в дань уважения в городах Украины, России, Японии, Польши, Литвы, Нидерландов и Германии именами этих людей названы улицы. А в Феодосии их склепы разбирают на строительные материалы, несут домой надгробные плиты, чтобы построить из них забор или уложить в мостовую. Кое-кто мародерствует - раскапывает могилы или пробирается в склепы в надежде поживиться, о чем красноречиво свидетельствуют раскиданные вокруг разрытых могил человеческие кости. Третьи бездушно заваливают кладбище мусором.
- На улице Ново-Карантинной есть дом, вокруг которого весь забор сложен из надгробий, принесенных с караимского кладбища, - рассказывает заместитель председателя Феодосийского общества караимов Крыма Светлана Саитова. - А неподалеку от него частный дом, двор которого сплошь выложен надгробными плитами. И таких примеров можно привести еще очень много. Да что там говорить, если даже в мостовой Феодосийского краеведческого музея встречаются камни, сделанные из караимских надгробий. Хотите, я вам покажу?
И мы отправились во двор музея.
- Смотрите, вот часть надгробия, вмурованная в мостовую, - Светлана присела и прикоснулась рукой к каменному обломку с надписью. - Да разве ж можно так…
И из глаз Светланы Саитовой невольно покатились слезы.
- Надгробная плита с могилы Вениамина Стамболи лежит в куче строительного мусора у ресторана «Дача Стамболи», - вытерев слезы, говорит Светлана. - А в могилу, не буду называть чью, воткнули столб линии электропередач. Я знаю ту женщину, в могиле матери которой торчит этот столб, и каждый раз, когда она плачет возле того столба, я плачу вместе с ней...
http://plener.com.ua/node/209
1«Все под одним Богом ходим…»
Средневековое караимское кладбище, расположенное в окрестностях Феодосии, не значится в списках Республиканского комитета по охране культурного наследия и по этой причине не охраняется государством.
- Да кто ж его знает, наверное, кладбище никому не нужно, - отвечают в комитете. - Вы пришлите нам свой вопрос в письменном виде - мы разберемся и ответим. А еще лучше - обратитесь к нашему представителю в Феодосии, он в курсе дела, и исчерпывающе ответит на все ваши вопросы.
Мне удалось встретиться с представителем Комитета в «Богом данной».
- Кладбище давным-давно разобрано местными жителями, и поэтому там охранять уже нечего, - говорит инспектор Республиканского комитета по охране культурного наследия в Феодосии, бывший директор краеведческого музея Евгений Катюшин. - Да и кому они нужны - эти караимы. От них только шум и вопли, а толоку - никакого. Да пусть забирают свои надгробия и несут их на место. Я их, что ли, буду тащить назад на кладбище? Не обращайте на них внимания.
Феодосийские старожилы утверждают, что кладбище феодосийских караимов «приговорили» во времена Советского союза:
- Советская власть не простила караимам, что в царской России караимы пользовались огромными привилегиями, - рассказал один из бывших сотрудников КГБ СССР. - Например, за то, что верно служили на благо Российской империи и много денег тратили не на поддержку революционного движения пролетариата, а на строительство школ, библиотек и меценатство. За то, что караим Самуил Крым возглавлял белогвардейское крымское правительство. И еще за то, что караимы олицетворяют собой хранителей первоисточника мировых религий. Что, понятное дело, тогда было никак не совместимо с коммунистической идеологией. И главное - была установка «сверху» на всемерное «выдавливание» из Крыма всех коренных крымских народов. А мы, КГБешники, работали на совесть и намертво вбили в головы людей, что и караимы, и крымские татары, и крымские немцы, и крымчаки - враги народа. А нынешние чиновники в своем большинстве кто? Наши «воспитанники». Что же касается караимского кладбища в Феодосии, могу добавить, что в 1980 году наше ведомство отдало распоряжение тогдашнему командиру Феодосийского строительного батальона: использовать каменные плиты с кладбища для строительства командных бункеров.
Старый КГБешник может гордиться идеологической работой: и по сей день в представлениях многих крымчан коренится подспудная мысль о том, что «Крым - исконно русская земля». О том, что «ишь, понаехало татарвы на нашу голову» и «кому они нужны - эти караимы».
- Слава богу, что не все люди так думают, - говорит Светлана Саитова. - Слава богу, что есть много здравомыслящих людей. Вот, к примеру, на днях мы написали заявление на имя начальника Феодосийской милиции, что наше кладбище превращают в свалку. Так милиционеры за один день нашли того предпринимателя, который вывозил на кладбище строительный мусор. А предприниматель тоже оказался здравомыслящим человеком и дал слово, что в течение недели весь мусор вывезет.
По словам Светланы Саитовой, феодосийские караимы составили список адресов домов, заборы или дворы которых построены из караимских надгробий. Этот список с просьбой «разобраться» передали начальнику милиции.
- Мы надеемся, что дело до суда не дойдет, - говорит Светлана. - Надеемся, что люди нас поймут и сами вернут на кладбище то, что взяли. Все под одним Богом ходим.
Растащим кладбище на стройматериалы?
В какой-нибудь крошечной Европейской стране, например в Нидерландах или Люксембурге, старинное кладбище - это, в первую очередь, историческая ценность государственного уровня, а во вторую - привлекательный туристический объект, который с гордостью показывают заезжим путешественникам.
В Европе кладбища находятся под надежной защитой закона. На каждом есть смотритель, поддерживающий чистоту и порядок. За что государство платит ему довольно приличную, даже по европейским меркам, зарплату.
Наши кладбища также охраняются законом: в 297 статье Уголовного кодекса Украины предусмотрены серьезные меры наказания за «надругательством над могилой» - от штрафа в 100 необлагаемых налогом минимумов до трех лет лишения свободы. Но, увы, жизнь доказывает, что кое-где в Украине, яркий тому пример - Феодосия, старые кладбища охраняют чисто теоретически. И поэтому их грабят все, кому не лень.
Чтобы в этом убедиться, достаточно сходить на старинное, основанное еще в 13 веке, караимское кладбище. То самое, где находится фамильный склеп Вениамина Стамболи, знаменитого феодосийского табачного магната и мецената-просветителя. На этом же кладбище покоится прах родственников морского врача, героя Порт Артура генерала Я. Кефели и гетмана реестрового казачества Ильяша Караимовича. И фамильный склеп основателя Таврического университета ученого-агронома Самуила Крыма тоже здесь. И родственников тюрколога, профессора Хан Шапшала; и геолога, профессора И.Танатар; и офтальмолога, профессора С.Кальфа; и кинорежиссера С.Юткевича; и композитора С.Майкалара; и художника С.Дудник (Мичри).
Имена и фамилии этих людей знает каждый интеллигентный человек на Земле: в дань уважения в городах Украины, России, Японии, Польши, Литвы, Нидерландов и Германии именами этих людей названы улицы. А в Феодосии их склепы разбирают на строительные материалы, несут домой надгробные плиты, чтобы построить из них забор или уложить в мостовую. Кое-кто мародерствует - раскапывает могилы или пробирается в склепы в надежде поживиться, о чем красноречиво свидетельствуют раскиданные вокруг разрытых могил человеческие кости. Третьи бездушно заваливают кладбище мусором.
- На улице Ново-Карантинной есть дом, вокруг которого весь забор сложен из надгробий, принесенных с караимского кладбища, - рассказывает заместитель председателя Феодосийского общества караимов Крыма Светлана Саитова. - А неподалеку от него частный дом, двор которого сплошь выложен надгробными плитами. И таких примеров можно привести еще очень много. Да что там говорить, если даже в мостовой Феодосийского краеведческого музея встречаются камни, сделанные из караимских надгробий. Хотите, я вам покажу?
И мы отправились во двор музея.
- Смотрите, вот часть надгробия, вмурованная в мостовую, - Светлана присела и прикоснулась рукой к каменному обломку с надписью. - Да разве ж можно так…
И из глаз Светланы Саитовой невольно покатились слезы.
- Надгробная плита с могилы Вениамина Стамболи лежит в куче строительного мусора у ресторана «Дача Стамболи», - вытерев слезы, говорит Светлана. - А в могилу, не буду называть чью, воткнули столб линии электропередач. Я знаю ту женщину, в могиле матери которой торчит этот столб, и каждый раз, когда она плачет возле того столба, я плачу вместе с ней...
Відповіді
2011.09.27 | Hattab
Re: Директор Феодосийского музея: "Да кому нужны эти караимы. От них только шум и вопли и нет толку"
Сохранение караимов, крымчаков и крымских татар это очень прибыльный , но долгосрочный коммерческий проект. Именно сохранение идентичности этих народов дает Крыму ту неповторимость, изюминку так сказать, которая наполнит смыслом все туристическое будущее Крыма. Иначе серость , совковость и вода будет привлекать только отдыхаек с постсоветского пространства. Идентичность не должна быть искусственной. Она обязательно должна быть привязана к корням.Поэтому именно на эту стратегически важную составляющую должны смотреть власти и бизнес. А еще и беспечное отношение к прошлому, археологическим памятникам Старого Крыма, да и всего Крыма ставит под угрозу процветание региона и соответственно государства.