В 1917-м году не могло быть провозглашения Крымской народной республики!
11/29/2011 | Айдын Шемьи-заде
1 октября (по старому стилю) 1917-го года в Симферополе состоялся Второй Всекрымский съезд представителей мусульман. Впервые было объявлено, что Крымский Мусульманский Исполнительный Комитет принял решение о созыве Курултая. Это сообщение было встречено бурной радостью. Для подготовки выборов в Курултай и для проведения его заседаний была создана комиссия из 5 человек. В нее вошли Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Али Боданинский, Сеитджелиль Хаттат, Амет Озенбашлы.
Поспешно накануне Курултая, 3 декабря (по новому стилю) русской администрацией Крыма (по сути – контрреволюционными, монархически настроенными силами) был созван общекрымский съезд «городов и земств», на котором был создан Совет Народных Представителей (СНП), объявивший о своих претензиях на высшую власть в Крыму. В СНП татары составляли унизительное меньшинство – 3 члена из 48!
Курултай открылся 26 ноября 1917 года (9 декабря по новому стилю) в Бахчисарае в „Бабу-Диван” („Высочайший салон”) при ханском дворце.
Курултай открыл Челебиджихан. После торжественной речи был избран рабочий президиум Курултая, в который вошли Н. Челебиджихан., Дж. Сейдамет, С. Д. Хаттат, Абляким Ильми, Заредин Эфенди, Гаспринская Шефика и Амет Озенбашлы. Секретарями президиума избрали Исмаила Леманова, Али Боданинского, Халиля Чапчакчи и Якуба Кемаля.
Курултай утвердил Конституцию, которая провозгласила создание Крымской Народной (Демократической) Республики. Статья 17 Конституции отменяла титулы и сословные звания, а 18-я - узаконивала равенство мужчины и женщины.
Курултай объявил себя Национальным Парламентом 1-го созыва.
Председателем парламента был избран Асан Сабри Айвазов. В Президиум Национального татарского Парламента (Башкънлыкъ Диваны) вошли: Абляким Ильми, Джафер Аблаев, Али Боданинский, Сейтумер Таракчи.
Парламент выбрал из своей среды Крымскую Национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан.
5 декабря (по старому стилю) Крымская Национальная Директория объявила себя Крымским Национальным Правительством, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу
Итак, в Крыму начали существовать Парламент (Курултай) – законодательный орган, и Правительство (Директория) – исполнительный орган.
Так в Крыму была сформирована вторая власть, пересекавшаяся с СНП.
Но была ли Парламентом провозглашена Крымская Народная Республика? Мог ли Курултай без поддержки других политических сил Крыма учредить свой государственный строй?
Довольно часто разные авторы упоминают о «провозглашенной в ноябре 1917-го года независимой Крымской Народной Республике». С одной стороны можно сочувственно отнестись к желанию этих людей поверить в хоть недолгое существование такой «независимой республики», Но, с другой стороны, можно ли поощрять веру в никогда не существовавший фантом?
Утверждение, что Курултай учредил Крымскую Народную республику на самом деле не возвеличивает события знаменательных ноябрьских дней а принижает образ первого национального Парламента. При серьезном подходе современные авторы должны бы осознать, что не могли мудрые и образованные лидеры Курултая пойти на такой странный шаг, как одностороннее провозглашение политического устройства на Полуострове в ноябре 1917-го года.
Уверяю вас, что руководители Первого Курултая и Директории были не в меньшей степени реалистами, чем сегодняшние лидеры Курултая и Меджлиса.
Ошибка пишущих на эту тему авторов проистекает, прямо скажем, из поспешности при чтении ими принятой Курултаем Конституции (Эсас Канун – то есть Основной Закон). Причем становится очевидным, что некоторые историки не читали оригинальное изложение этой Конституции, а основывали свои представления на неправильном переводе ее на русский язык.
Над текстом Конституции работали мудрые и знающие люди – Али Боданинский, Исмаил Лёманов, Халиль Чапчакчи, Якуб Кемаль. Как пишет Джафер Сейдамет, «bilhassa şahis, ikametgah, söz, vicdan, ittifak, içtima, basın, tatili işgal hürriyetlerin ve hayat sigortasının ve ekalliyette kalan milletlerin hukuku milliye ve siyasıyelerinin ancak Halk Cumhuriyetinin kurulmasiyle tahakkuk edeceğini kabul ettiğinden Kırımın, Halk Cumhuriyeti esasında kurulmasını kabul ve ilan eden 16. Maddenin müzakerisi çok hararetli ve pek uzun sürdü» (стр. 245).
Видите, «Maddenin müzakerisi çok hararetli ve pek uzun sürdü »! И в обсуждении участвовали не чайханщики или типографские наборщики, а юристы, историки, педагоги, образованнейшие личности с политическим опытом.
А сегодня некоторые люди, не давая себе труда прочитать результат труда и обсуждений этих замечательных наших революционеров, суетливо рассказывают, что в Конституции была провозглашена народная республика.
Вот статья 16 Конституции на крымскотатарском языке:
«Мадде 16 – керексе ичтимаий аятта яшатылмасы зарур олгъан шахс, яшав ери, сёз, видждан, иттифакъ, ичтимаий, матбуат раатланув сербестликлерини ве аят сугюртисини ве керексе акалиетте къалгъан миллетлернинъ миллий укъуклары ве сиясетлерининъ Кърултай тарафындан татар миллий аятынынъ темеллери оларакъ къабул этильген Эсас Къануны (Конституцияны) анджакъ халкъ джумхуриети иле яшатыладжагъына инангъанындан Халкъ Джумхуриети эсасыны къабул ве илян эте».
Вот ошибочный перевод:
«Статья 16. – Свобода личности, выбора места жительства, свобода слова, совести, союзов, печати, собраний, стачек и страхования, а также национальные права и политика обеспечиваются основным законом жизни и деятельности крымскотатарской нации – Конституции составляющей основу объявленной Курултаем Народной республики».
В случае «объявления» Народной Республики было бы написано «Халкъ ДжумхуриетиНИ илян эте». къабул ве
В оригинальном же тексте написано: «Халкъ ДжумхуриеТИ ЭСАСЫНЫ къабул ве илян эте».
Таким образом Курултай утвердил Конституцию, в которой было сказано: «…Курултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар».
Не было речи о «провозглашении Народной Республики»! Провозглашение и принятие принципов некоего института не есть провозглашение и принятие этого института.
В документах Директории указывалось, что национальное правительство «заботится о счастии и спасении не только одного татарского народа; оно считает священной своей обязанностью защиту личной, имущественной безопасности и чести своих крымских соотечественников и защиту высоких лозунгов великой революции», и при этом отмечалось, «что более сильное крымское правительство может быть создано только общекрымским парламентом».
Обратите внимание на заявление, что Директория «всеми силами и средствами» будет стремиться к скорейшему созыву крымского Учредительного собрания.
Именно Учредительное собрание правомочно устанавливать государственный строй! Кто-то сегодня будет утверждать, что вожди Первого Курултая не знали этого основополагающего принципа?
Но в Конституции указывалось на обязательность для КАЖДОГО ТАТАРИНА исполнения принятых Основных Законов!
Статья 6 ограничивала полномочия Парламента определяла, согласно которой он «ОБЯЗАН ВЫРАБАТЫВАТЬ ЗАКОНЫ ДЛЯ ТАТАР» по вопросам народного просвещения, религии, юридическим, военным, финансовым, политическим торгово-промышленным и земледелия.
Курултай ограничился тем, что избрал крымскотатарское национальное Правительство и объявил себя национальным Парламентом, тем самым подчеркивая, что он делает только свое, узконациональное дело и не посягает на права других народов, населяющих Крым.
Разве может нынешний Курултай вдруг провозгласить Крымскую народную республику? Нет, конечно! Так вот, не надо считать, что вожди Первого Курултая были малообразованными провинциалами, не сознающими авантюризм попытки по своему усмотрению установить в Крыму тот или иной государственный строй.