МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Ахтем Чийгоз о достижениях и проблемах Бахчисарая

12/20/2011 | QHA
– Известно, что Бахчисарай – это перспективный туристический город с уникальной культурой, историей. Еще недавно СМИ говорили, что здесь собираются реализовывать большие проекты. В частности, председатель Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров говорил, что здесь будет построен развлекательный комплекс «Дино-ленд». Сейчас есть реальные перспективы для реализации таких проектов?

– «Дино-ленд» – это один из нескольких инвестиционных проектов, наряду с крупнейшим инвестиционным проектом по строительству ветроэлектростанции, он реализовывается и скоро начнется его строительство в Ароматнинском совете. Однако в связи с мировым кризисом проект пока приостановлен, хотя он очень живой и привлекательный.
Мы реализовываем массу других проектов. Например, благодаря спонсорам Линка и Чешскому правительству мы открыли ТИЦ – Туристический информационный центр, причем открыли его прямо в центре старого города, напротив Ханского дворца. Он все лето проработал, на его открытие приехал замминистра иностранных дел Чехии, присутствовали ряд руководителей Совмина, наши первые лица, в том числе Мустафа Джемилев. Благодаря этому гранту у нас здесь прочерченные горные, велосипедные маршруты.
Недавно впервые в Крыму прошел фестиваль «Арт-Поле». Он собрал несколько тысяч человек, причем люди приехали не только из Украины, но и из других государств – с Польши, с Беларуси, с России. Этот фестиваль произвел фурор. Также весной мы впервые в истории Крыма провели в нашем районе грандиозный Хыдырлез, на котором присутствовало одновременно более 15 тысяч человек. Хотя мероприятие проходило под эгидой Совмина, но организацией, начиная с места проведения и заканчивая обустройством, созданием условий для принятия такого большого количества людей занимались мы.
Мы очень активно работаем с международными фондами. Например, кроме государственных средств, которые сейчас в очень маленьком количестве начисляются ПМК, в котором работает почти 100% крымских татар, мы использует средства международных фондов. Это сотни тысяч долларов. Например, последняя программа DESPRO вообще исчисляется несколькими миллионами долларов, благодаря которым мы отремонтировали школы и т.д.
Что касается инвестиций в проект «Дино-ленд», у нас есть один реальный партнер – Китай, который изъявил желание поставить практически все оборудование. Мы сейчас ищем партнера, который бы выделил средства на размещение этого оборудования. Это пока единственный проект такого рода, и, насколько я знаю, в нем заинтересовано и правительство Крыма.
Сейчас мы очень плотно занимаемся популяризацией наших исторических объектов. Поэтому сразу возникает вопрос о реставрации, об их благоустройстве и проведении туристических маршрутов через эти объекты. Эти программы, опираясь на свои возможности, силы, мы реализовываем. Например, в этом году в новом здании комплекса Зынджырлы-медресе открылся музей «Ларишес», который сразу же оживил эту территорию.

- Ахтем-бей, когда закончится реставрация Ханского дворца?

– Не скоро. Чтобы за несколько лет закончить реставрацию Хан-Сарая, нужно около 10-15 миллионов долларов. Учитывая, что государство никогда таких денег сразу выделить не сможет, то, вероятнее всего, реставрация будет идти частями в течение длительного времени. Она будет проходить под нашим пристальным вниманием. Средства, которые были выделены недавно – порядка 15 миллионов гривен – как-то освежили внешний облик дворца: двор приведен в порядок, Хан-Джами благоустраивается, бани восстанавливаются. К сожалению, к данным ремонтным работам у меня есть масса претензий. Например, когда ТИКА своими силами, со специалистами из Турции, занималась реставрацией Зынджырлы медресе, дюрбе Менгли-Герая, то качество данных работ оказалось намного выше тех реставрационных работ, которые проводятся в Хан-сарае. Сейчас с новым директором ТШКА мы обсуждаем вопрос качества реставрации.

– У Бахчисарая есть города-побратимы. Ведется ли с ними работа, участвовали ли Вы в совместных культурных проектах?

– У Бахчисарая, по-моему, 18 городов-побратимов, но пока мы не со всеми активно сотрудничаем. Например, сотрудничество у нас налажено со Львовом. Мы участвуем в «программах обмена», отправляем на новогодние праздники наших детей во Львов, а оттуда дети приезжают к нам. У нас стали завязываться неплохие отношения с хорватским городом-побратимом Трогелем. Уже несколько наших делегаций там побывали. У нас есть и турецкие города-побратимы, но я не скажу, что наше сотрудничество с ними проходит в активной форме. Турецкие делегации с удовольствием к нам приезжают в год несколько раз. Пока все происходит на уровне встреч и знакомств, хотя от турецких городов мы ожидали более активного участия. В последний раз в Турции мы заключили договор с Бурсой. Конечно, нельзя сравнивать возможности Бурсы с населением 2,5 миллиона человек с 25-тысячным Бахчисараем. В то же время Бурса очень похожа на наш город своими историческими объектами, ряд строений очень схожи по архитектуре. Мы ждем в гости делегацию из Бурсы во главе с губернатором. Мэр Бурсы – приверженец всего исторического, и он заверил, что они готовы участвовать в программах по восстановлению, реставрации наших исторических памятников тюркского периода. Мы очень на это рассчитываем.
Также у нас есть договор с польским городом Гданьск. Кроме того, Бахчисарай вошел в Союз городов-побратимов в числе двух городов из Украины. Этот Союз объединил 50 городов ЕС, несколько городов Турции, Украины.

– Вам нравится, в каком состоянии находится историческая часть города? Как Вы относитесь к тому, что город застраивается кафе, развлекательными заведениями?

– Те кафе, которые строятся крымскими татарами, только украшают облик старой части города. Кроме того, они многое привносят в дело возрождения и развития нашей культуры. Как правило, в этих заведениях не продается спиртное, а если продается, то в очень ограниченном виде, хотя я сторонник того, чтобы спиртного не было вообще.
Что касается в целом облика старой части, мы сейчас написали программу приведения в соответствие хотя бы центральной улицы Старого города к ее историческому прошлому, которая включает реставрацию зданий. Сейчас мы работаем над проектом и пытаемся найти инвестора для него. Если я не ошибаюсь, только сама работа стоит несколько миллионов.
В целом, меня радует та тенденция, которая прослеживается в последние годы в старой части города. Во-первых, развивается не только центральная улица, но и окрестности Старого города. Стало модно строить мини-гостиницы в национальном стиле. Неплохо развивается территория Салачик, там строятся мини-гостиницы, национальные кафе.
Еще 10 лет назад, проходя по Старому городу, из-за бездеятельности нашего архитектора и бывших мэров, которым было наплевать на нашу историю и культуру, мы могли лицезреть только строения, не имеющие никакого отношения к нашей истории. Например, напротив Ханского дворца в пещере разместили «Музей инквизиции», и мы добьемся, чтобы его оттуда убрали.
Сейчас и туристы стали замечать, что многое меняется. Эту тенденцию мы пытаемся не просто сохранить, а развивать. Думаю, что облик нашего города с каждым годом будет меняться в лучшую сторону.

– Многих интересует судьба Азизлер. Несколько лет назад эта проблема едва не привела к межнациональному конфликту, но, Аллаhа шюкюр, территория кладбища была освобождена. Однако сейчас там пустырь, где собираются наркоманы. Когда территория Азизлер будет защищена, облагорожена?

– Задача Бахчисарайского регионального меджлиса – это защита, освобождение и возрождение исторических объектов нашего района. Те проекты, которые мы сами «осиливаем», находим финансовые средства для них, мы реализуем. Но есть проекты многомиллионные, и здесь усилиями лишь Бахчисарайского регионального меджлиса эту проблему не решить.
На территории Азизлер мы сделали основное – убрали оттуда этот «шанхай». Я бы не сказал, что конфликт был межнациональным, точнее – часть русскоязычного населения была туда «подтянута» для того, чтобы придать этому конфликту межнациональную окраску. На самом деле, это был конфликт между бизнесом и покрывавшей его властью и людьми. В первую очередь, это было политическое противостояние с действующей властью того времени. Я считаю, что роль бывшего спикера в организации и покровительстве этих столкновений была одной из самых главных.
Когда речь заходит о возрождении этой территории, проведении на ней археологических работ, то мы не можем просто взять лопаты и по-своему ее благоустроить, оградить. Это не тот объект, там под асфальтом находятся кости. Сейчас кроме субботников мы ничего не можем там предпринимать.
Там нужно вскрывать асфальт, потому что там мезарлыкълар. Азизлер – это не просто кладбище, оно имеет еще и историко-культурное значение. Там захоронены одни из самых видных деятелей суфийского ордена. Здесь наши возможности ограничены. Кладбище необходимо освободить от асфальта, а на проведение археологических работ нужны колоссальные средства. Необходимо музеефицировать несколько объектов, то же дюрбе. По предварительной оценке, на данный проект, составленный заповедником, необходимо 25 миллионов гривен. Я думаю, что государство в ближайшее время этих денег не даст. Мы привлекли к данному вопросу ТIКА, у нас была делегация из парламента Турции, которая обещала уделить этой проблеме особое внимание. Сейчас я склоняюсь к тому, что бы пересмотреть проект по Азизлер. Недавно я разговаривал на эту тему с новым директором заповедника, и предложил разделить проект на этапы, для того, чтобы начать с той части проекта, которая касается благоустройства территории, ее проектного ограждения. В этом вопросе мы нашли понимание с директором заповедника.
Я уверен, что Азизлер будет еще одним серьезным историко-культурным туристическим центром на территории Крыма. Когда в 1995 году мы освободили Зынджырлы-медресе от психиатрической больницы, очень многие нам задавали вопрос, зачем мы это сделали и почему там ничего не меняется? Но спустя какое-то время мы нашли деньги и возможности, и сегодня, по истечении 15 лет, это один из самых серьезных исторических центров не только Крыма, но и Украины.

- Крымские СМИ активно обсуждают тему мусорной свалки в Бахчисарае. Проблема достигла таких масштабов, что у местных жителей уже начались проблемы со здоровьем из-за токсичных газов, которыми отравлены воздух, вода. Есть ли решение этой проблемы, и от каких органов, каких служб оно зависит?

– Мы эту проблему решим, это лишь вопрос времени. То, что этой свалки там не должно быть, то, что она действует незаконно, это ясно всем. Кстати, в Крыму нет ни одной узаконенной свалки, все крымские полигоны не имеют документации и законных разрешений.
Когда на свалку в Бахчисарае стали завозить ялтинской мусор, то, благодаря активности жителей 6-го микрорайона и местного меджлиса, этот преступный договор был остановлен, и мусор завозить перестали. Теперь мы работаем над тем, чтобы определить новое место для полигона, чтобы городской мусор вывозился туда. Я понимаю, насколько эта проблема серьезная, ведь у меня в 6-ом микрорайоне живут дети. Мы решим эту проблему, но нужно будет немного подождать.

– Как у Вас идет сотрудничество с правящей фракцией?

– В нашем районе есть две серьезные политические силы – это Партия регионов, имеющая представительства во всех советах, а в некоторых – большинство, и фракция Курултай-Рух. Ни одно решение не принимается без участия представительного органа крымских татар. С представителями Партии регионов мы договорились практически по всем позициям. Сначала мы встречаемся, обсуждаем конкретный вопрос, и уже на сессии решение принимается «безболезненно».

Мавиле Абкеримова

QHA
http://qha.com.ua/ahtem-chiigoz-o-dostijeniyah-i-problemah-bahchisaraya-105106.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".