МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Крымская кухня с узбекским «лицом»

02/29/2012 | Арсен Бекиров

В депортации крымские татары сохранились как народ, но не смогли уберечь национальную кухню

Арсен Бекиров

Лето, крымский курорт. Тишину нарушают только крики чаек и вопли: «Пахлава медовая! Налетай!» Из ближайшего шалмана пахнет пловом и шашлыком, вдоль дорог раскинулись палатки торговцев самсой и тандырными лепешками. Все – под вывеской «крымскотатарская кухня». И мало кто знает, что эти кулинарные экзерсисы не имеют к крымским традициям никакого отношения. В депортации крымские татары настолько привыкли ко многим среднеазиатским кушаньям, что стали считать их частью собственной культуры.

Кулинарный критик Рустем Ибадлаев уверен – из всех крымскотатарских традиций именно кухня больше всего пострадала от депортации. Особенно кулинара раздражает обилие точек по продаже самсы.

«Неприятно видеть, как соотечественники, наевшись от пуза плова и самсы, поют про „любимый и родной“ Ташкент. Двадцать лет уже как вернулись в Крым, а до сих пор „налюбоваться“ не могут!», – возмущается Ибадлаев. По его мнению, позаимствованная в Азии самса ничем не лучше «родных» для крымских татар чебуреков и янтыкъ, которые славянам больше известны, как «караимские пирожки».
Впрочем, далеко не все крымские татары разделяют негодование блюстителей чистоты народных традиций. Депортация народа в азиатские республики СССР была преступлением, но в результате крымские татары приобщились к богатой культуре Востока, считает ректор Крымского инженерно-педагогического университета Февзи Якубов.
«Восточная кухня – больше, чем еда. Это настоящая философия и образ жизни. Блюда узбекской кухни вкусные и простые с технической стороны: поставил на улице казан – и готовь, что хочешь», – говорит он. На ежегодных встречах выпускников Якубов угощает гостей фирменным блюдом – «пловом от ректора».

Потерянные традиции
По словам Ибалдаева, до депортации у крымских татар была совершенно другая культура приема пищи. Есть стоя или на улице считалось неприличным. Каждый прием пищи был целым риту­алом, на котором собиралось все семейство.
Особенно были распространены кисломолочные блюда. Например, разные виды простокваши, которую крымские татары называют «къатыкъ». В Белогорске даже был целый рынок, на котором торговали только такой снедью.
«Вот они – подлинные традиции, но возрождать их почему-то никто не спешит», – сетует Ибалдаев. С поваренными книгами еще хуже. Стоящих изданий очень мало, да и в них попадаются «нетатарские рецепты». Особенно это касается десертов.
Если рестораторы будут честными перед самими собой и посетителями, то им придется вышвырнуть из кулинарного «репертуара» множество раскрученных блюд. А это уже удар по карману. Когда выбирают между национальной культурой и доходами, увы, побеждает второе.

Нетатарские блюда
Плов
Пальму первенства среди «гастрономических эмигрантов» удерживает плов. Крымские татары уже не представляют праздничное застолье без азиатского плова с рисом и морковью. Это кушанье полностью отражает социальные и бытовые традиции Средней Азии. Поев с утра, можно целый день пить только чай и не чувствовать голод до вечера.
Лишь некоторые крымские татары, в основном, выходцы из степных районов, помнят, как делается традиционный крымский плов (пляв). В отличие от азиатского сородича, он готовится на топленом, а не растительном масле, и без моркови – ее заменяли изюмом.

Лагман
В нем отражена вся азиатская практичность. Узбекские повара нашли способ удачно совместить первое и второе блюдо, смешав лапшу с мясным соусом. Лагман удобен и для рестораторов: с утра повара готовят ингредиенты, а перед подачей только смешивают и подогревают. В традиционной крымскотатарской кухне есть кушанья, отдаленно его напоминающие. Например, бакъла-аш, когда в лапшу домашнего приготовления добавляют вареную фасоль.

Самса
Пирожки из слоеного теста с мясом, бараньим жиром, луком и специями продают на каждом шагу. «Королева» крымских обочин давно обогнала по популярности западные гамбургеры и хот-доги. На родине этого кушанья – в Узбекистане – самса так популярна, что этим словом называют даже девиц легкого поведения. Тандырные лепешки продолжают традицию азиатской выпечки. В традиционной крымскотатарской кухне вообще не было тандырных блюд, так как крымские татары пекли хлеб в печах. В этом плане они не отличались от славян.

Машевая каша
Узбеки называют ее «маш-чирик». В ресторанах каша из мелких зеленых бобов встречается нечасто, обычно крымские татары готовят ее дома. Получается вкусно и сытно.

Корейские кушанья
Вместе со среднеазиатскими блюдами в крымскотатарскую кухню пришли корейские рецепты. Корейцы, депортированные в Среднюю Азию с Дальнего Востока в 1930‑х годах, тесно общались с друзьями по несчастью, так что смешение кулинарных традиций было неизбежным. Крымские татары привезли из депортации известную всем морковчу – острую морковку по-корейски, кимчи – пекинскую капусту острого посола и кукси. Это корейский аналог лагмана – лапша, тонко порезанный яичный блинчик, овощи, бульон и мясо. Кукси подают холодным и считают летним блюдом.

Ув. Читатели, если вам понравилась статья, не сочтите за труд, кликнуть "Я рекомендую" - это очень важно! При выдаче премий. (-:)
http://respublika-krim.livejournal.com/58270.html

Відповіді

  • 2012.02.29 | r2

    Э-э, самса какая пошла! Ты чо!

    "На родине этого кушанья – в Узбекистане – самса так популярна, что этим словом называют даже девиц легкого поведения."
  • 2012.02.29 | qalemdar

    Re: Крымская кухня с узбекским «лицом»

    Видимо, уважаемый Рустем Ибадлаев такой уж "специалист" в области крымскотатарской кухни, что не знает даже, что "Къатыкъ базар" существовал не в Белогорске, а в Кезлеве. Столь категорично утверждать, что в традиционной крымскотатарской кухне вообще не было тандырных блюд и не знать, что крымскотатарская хозяйка до депортации выпекала, наряду с фуруном, еще и в особой печи, называемой тандыром, совершенно непростительно для человека, претендующего на лавры знатока национальной кухни. Как можно сравнивать, к примеру, лагман (к слову, это не узбекское, а уйгурское блюдо) с бакълалы лакъша (его почему-то назвали бакъла-аш). И вообще, нет такого блюда -" маш-чирик", а есть изумительный по вкусу" мошкичири"...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2012.02.29 | Главрач Строгановки

      Re: Крымская кухня с узбекским «лицом»

      А самса в Индии называется сомоса(оттуда и пошла) и кстати очень популярна в США как азиатский фаст фуд.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2012.03.02 | KezlevNogay

        Re: Крымская кухня с узбекским «лицом»

        я смотрю этот Арсен Бекир вообще ни в чём не разбирается. Прошлый раз он назвал таракташца Эмирали Аблаева и ускютли Эдема Дудакова - ялыбойлю, а ялыбойлю Какуру - бахчисарайским татом.
        Куда уж тут, уйгурское это блюдо или узбекское - какая разница для русскоязычных. И так сойдет!
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2012.03.02 | Дневной дозор

          Совы - не то, чем они кажутся.. так, кажется, индейцы говорили

          KezlevNogay пише:
          > я смотрю этот Арсен Бекир вообще ни в чём не разбирается. Прошлый раз он назвал таракташца Эмирали Аблаева и ускютли Эдема Дудакова - ялыбойлю, а ялыбойлю Какуру - бахчисарайским татом.
          Есть обоснованные сомнения в том, что автор, подписывающийся Арсеном Бекировым, является крымским татарином вообще. Например, недавно выяснилось, что Алексей Неживой иногда пишет под псевдонимом "Энвер Трупчу", но это ни на йоту не приближает его к пониманию крымскотатарской специфики.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2012.03.02 | телевешник

            Re: Совы - не то, чем они кажутся.. так, кажется, индейцы говорили

            Не-е! Так говорили знающие суть в мистическом сериале Твин Пикс, не каждый индеец это знал. Мне этот сериал тогда очень понравился.
          • 2012.03.05 | Ваит

            Re: Совы - не то, чем они кажутся.. так, кажется, индейцы говорили

            Дневной дозор пише:
            > Есть обоснованные сомнения в том, что автор, подписывающийся Арсеном Бекировым, является крымским татарином вообще. Например, недавно выяснилось, что Алексей Неживой иногда пишет под псевдонимом "Энвер Трупчу", но это ни на йоту не приближает его к пониманию крымскотатарской специфики.

            Второй такой кадр Александр Горяинов, который подписывается Эсиком. Эти товарищи активно маскируются под татар, при этом четко преследуя свои далеко идущие цели.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2012.03.05 | Амет

              Re: Совы - не то, чем они кажутся.. так, кажется, индейцы говорили

              Ты, Шаймордан, под ником "Ваит" на Горяинова бочку не кати. Вся твоя свора не может противопоставить Александру ни единого своего положительного дела.
              О чем я! У твоей своры нет ничего положительного, только вред народу приносите. И себя перед народом выставляете подонками.
            • 2012.03.05 | Дневной дозор

              Это вы совершенно зря.. он - не сова

              Ваит пише:
              > Дневной дозор пише:
              > > Есть обоснованные сомнения в том, что автор, подписывающийся Арсеном Бекировым, является крымским татарином вообще. Например, недавно выяснилось, что Алексей Неживой иногда пишет под псевдонимом "Энвер Трупчу", но это ни на йоту не приближает его к пониманию крымскотатарской специфики.
              >
              > Второй такой кадр Александр Горяинов, который подписывается Эсиком. Эти товарищи активно маскируются под татар, при этом четко преследуя свои далеко идущие цели.

              Следует делать разницу, и разницу большую, между такими людьми, как Горяинов и Неживой. Первый делает для крымских татар, скажу прямо, поболее, чем иной крымский татарин.. Второй - вредит, да еще за деньги. Оба - не крымские татары, но Горяинов и не скрывает этого (и продолжает приносить пользу, насколько мне известно, совершенно безвозмездно).
              Сравните-ка его с крымскими или иными казанскими татарами, пропагандирующими среди своих же красную пургу и пророссийский бред - и ответ, кто из них более достойный человек, станет очевидным..
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2012.03.05 | Из интернета

                Re: Это вы совершенно зря.. он - не сова

                Подпишусь, Сашу Горяинова не надо трогать. Человек реально болеет историей, культурой и языком нашего народа, да так, как многим нашим далеко...
      • 2012.03.02 | KezlevNogay

        Re: Крымская кухня с узбекским «лицом»

        я смотрю этот Арсен Бекир вообще ни в чём не разбирается. Прошлый раз он назвал таракташца Эмирали Аблаева и ускютли Эдема Дудакова - ялыбойлю, а ялыбойлю Какуру - бахчисарайским татом.
        Куда уж тут, уйгурское это блюдо или узбекское - какая разница для русскоязычных. И так сойдет!
      • 2012.03.02 | QIRIMLI

        Re: Крымская кухня с узбекским «лицом»

        Самоса в индии появилась с приходом великих моголов, Бобура-узбека по происхождению
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2012.03.04 | jazz

          Re: Крымская кухня с узбекским «лицом»

          самса завоевывает мир!
          но мне кажется до всемирной славы чебурека и шашлыка ( а по Фасмеру происхождение слова «шашлык» от крымскотатарского «шишлик») все-таки не дошла... :)


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".