Основи боротьби проти заколоту
отрывки из статьи
"ОСНОВЫ БОРЬБЫ ПРОТИВ ПЕРЕВОРОТА"
Джин Шарп, 1991
excerpts from
"BASIC ANTI-COUP ACTION"
by Gene Sharp, 1991
УГРОЗА ПЕРЕВОРОТА
Общепризнанно, что государственные перевороты являются главной угрозой политической демократии и социальной справедливости. Очень часто народ ощущал свою полную беспомощность перед лицом переворота, особенно когда он осуществляется армией или с её поддержкой. Однако теперь ясно, что переврет можно победить без угрозы гражданской войны: это народные силы, принявшие стратегию общественной обороны. При всех трудностях, при том, что эта стратегия сопряжена с огромным риском и требует огромного мужества и, возможно, жертв, народные силы могут победить переворот. Это доказали события в Советском Союзе в августе 1991 года, во Франции в 1961 году, в Германии в 1920 году и некоторые другие.
Для упрочения своего правления руководители переворота нуждаются в признании их законными правителями и подчинении, сотрудничестве и послушании всего населения, его особых групп и различных институтов. Однако упрочению правления путчистов можно воспрепятствовать.
ДЛЯ УСПЕХА ПЕРЕВОРОТА НЕОБХОДИМО ПОДЧИНЕНИЕ
Захват правительственных зданий, центров связи и транспорта и других мест сам по себе не обеспечивает путчистам необходимого им контроля над правительством и обществом.
Для укрепления своей власти руководители переворота нуждаются в признании их законными правителями и подчинении, сотрудничестве и послушании всего населения, его особых групп и различных общественных институтов.
Путчистам нужно, чтобы население и его особые группы либо поддерживали их, либо сохраняли пассивность, были дезориентированы и молчали. Им нужно повиновение многих и многих, в том числе чиновников, служащих, официальных лиц на разных уровнях, судей и работников судов, офицеров и солдат, работников транспорта, духовных и религиозных лидеров общества и других важных групп.
Однако население и эти группы могут не подчиняться их приказам.
Укрепление власти путчистов может быть блокировано. Их притязания на законность могут быть отвергнуты. Им может быть отказано в необходимом сотрудничестве, послушании и поддержке. Если всё это делается, переворот может скончаться от политического истощения.
ЦЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ
Чтобы победить переворот, защитники конституции, отдельные граждане и общественные институты ставят перед собой следующие цели:
- сделать так, чтобы путчисты не могли править обществом;
- препятствовать установлению путчистами жизнеспособного правительства, установить контроль и управление собственным обществом;
- превратить общественные институты в организации повсеместного сопротивления перевороту;
- отказать путчистам в каких-либо дополнительных целях, помимо политического контроля;
- сделать неприемлемой цену захвата власти и осуществления господства над обществом;
- подрывать надёжность и лояльность войск и функционеров путчистов и побуждать солдат дезертировать от офицеров, сотрудничающих с путчистами;
- побуждать к раздорам и появлению оппозиции в рядах путчистов;
- стимулировать международную оппозицию перевороту путём дипломатического, экономического и общественного давления на путчистов;
- добиваться международной поддержки в области связи, финансов, обеспечения продовольствием, дипломатии и других.
БЛОКИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПУТЧИСТОВ
Политики, государственные служащие и судьи, игнорируя незаконные приказы путчистов и отказываясь подчиняться им, сохраняют нормальные правительственные механизмы и суды вне контроля путчистов - как это имело место в Германии во время Капповского путча 1920 года.
Законодательные власти страны не должны признавать путчистов или соглашаться с какими-либо их приказами и требованиями. Напротив, законодательные власти могут продолжать работать в соответствии с имеющейся конституцией, если - или пока - они не будут отстранены от дел путчистами. Законодательные власти могут также прибегнуть к самороспуску, но предварительно издав призыв к народным и правительственным силам сопротивления перевороту. Тогда члены законодательных властей могут присоединиться к населению в общественной обороне.
Ни правительственное казначейство, ни частные банки не должны снабжать путчистов деньгами или предоставлять им кредиты.
Суды должны объявить действия путчистов и их приспешников незаконными и неконституционными. Суды должны продолжать работать на основе законов и конституции, действовавших до переворота. Они должны отказать путчистам в моральной и юридической поддержке, даже если из-за этого придётся закрыть суды. В этом случае порядок будет поддерживаться за счёт общественного давления, солидарности и ненасильственных санкций; можно использовать подпольные суды и независимых арбитров.
Путчисты могут столкнуться с твёрдым отказом правительственных чиновников и служащих выполнять их инструкции, как это имело место во время Капповского путча. Или чиновники и служащие могут просто продолжать старую политику, игнорируя приказы путчистов и мешая осуществлению новой политики.
Наиболее эффективная помощь полиции общественному сопротивлению будет заключаться в её категорическом отказе выполнять незаконные инструкции путчистов и продолжении выполнения своих прежних обязанностей.
Журналисты и типографические работники, отказываясь подчиняться путчистской цензуре, будут издавать запрещённые газеты, сводки новостей и другие публикации большим тиражом или многими малыми тиражами. Работники радио будут передавать программы радио сопротивления с подпольных радиопередатчиков или с неконтролируемой территории.
Иногда важную роль в борьбе с переворотом может сыграть международная поддержка. Однако не следует заблуждаться на тот счёт, что международное общественное мнение или даже международное дипломатическое и экономическое давление смогут победить переворот без решительной и сильной обороны самого охваченного переворотом общества.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ
Можно сформулировать специфические правила массового сопротивления перевороту, которые составят основные элементы эффективной стратегии и явятся также конкретными инструкциями по сопротивлению. В эти правила может быть включено следующее:
- Отказ признать переворот и объявление его лидеров вне закона.
- Объявление путчистов вне закона должно быть поддержано духовными, политическими и религиозными лидерами, официальными лицами и рядовыми членами всех общественных институтов (в том числе образовательных учреждений, средств массовой информации и средств связи), национальными, местными и региональными органами правления и официальными лицами, включая законных глав государств и членов королевской семьи.
- Отказ путчистам в легитимности их попыток переговоров с законными руководителями о компромиссе.
- Отношение ко всем приказам и указам путчистов как к противоречащим принятым законам и неподчинение им.
- В целях наибольшей эффективности общественной обороны всякое сопротивление должно быть сугубо ненасильственным. Не следует поддаваться провокациям, совершать насильственные или неблагоразумные акции.
- Отказ путчистам во всех попытках установить и осуществлять контроль над правительственным аппаратом и обществом.
- Отказ от какого бы то ни было сотрудничества с путчистами. Это должно относиться к населению в целом, ко всем специалистам и техническому персоналу, ко всем лидерам прежних правительств и политических партий, к работникам всех ключевых групп профессий, всем работникам средств массовой информации и связи, к работникам системы транспорта, к полиции, членам и соединениям вооружённых сил, ко всем судьям и работникам юриспруденции, к персоналу финансовых учреждений, как государственных, так и частных и работникам всех общественных учреждений.
- Отказ признавать приказы и законы, издаваемые путчистами, продолжая при этом максимально сохранять нормальную жизнь общества и неуклонно следовать конституции, существовавшей до переворота, постановлениям и политической линии законного правительства и общественных институтов. Это должно продолжаться до тех пор, пока - или если - люди не будут физически отстранены от работы, уволены из учреждений. Но даже и тогда, насколько это возможно, следует продолжать прежнюю деятельность. Особенно это касается официальных лиц и работников всех правительственных подразделений и отделов на всех уровнях.
- Сохранение деятельности законных политических и общественных организаций. Создание тыловых организаций, способных при необходимости взять на себя функции тех, которые были захвачены или закрыты путчистами.
- Отказ поставлять путчистам и их приспешникам жизненно важную информацию. В случае необходимости для блокирования деятельности путчистов и предупреждения арестов - устранение дорожных знаков, табличек с названиями улиц и номерами домов и т. д.
- Отказ снабжать путчистов необходимым оборудованием и запасами, возможно, пряча их.
- Установление дружеского "творческого контакта" с верными путчистам функционерами или войсками, не прекращая при этом сопротивления. Надо пытаться разъяснять им причины, вызвавшие организацию общественной обороны, успокаивать их отсутствием намерений применить насилие против них, пытаться подорвать их благонадёжность и сделать их своими помощниками. Эта помощь может выражаться в намеренной пассивности при проведении репрессий, в доставлении участникам сопротивления информации, наконец, в дезертирстве и присоединении к участникам общественной обороны. Призыв де Голля к французским солдатам в 1961 году и призывы защитников Белого дома в Москве в августе 1991 года к солдатам и танкистам - два примера такого рода.
- Отказ содействовать путчистам в распространении информации.
- Документировать письменно, на магнитофонных, кино- и фотоплёнках, деятельность путчистов и репрессии. Сохранять документацию и широко распространять информацию среди участников общественной обороны, международной общественности и сторонников путчистов.
Эта политика является политикой творческой общественной обороны, основанной на силе народа, который даже в пору тяжёлых испытаний становится и остаётся хозяином своей судьбы.
--------------------