МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Как поссорились Павел Иванович с Леонидом Даниловичем

02/23/2001 | Майдан-Інформ
Как поссорились Павел Иванович с Леонидом Даниловичем

Народные депутаты Украины Григорий Омельченко и Анатолий Ермак рассказывают о криминальной деятельности высших должностных лиц украинского государства

В апреле 1993 г.

по письменному ходатайству народного депутата Украины, тогдашнего председателя Донецкого горисполкома Е.Звягильского, а также по письменному указанию (ѕ 6631/5 от 8 апреля 1993 г) тогдашнего премьер-министра, а ныне Президента Украины Леонида Кучмы немецкой фирме «Варекс» было перечислено 12 млн дойчмарок из Государственного валютного фонда Украины. Платежное поручение ѕ 39 о перечислении этих средств было подписано 8 апреля 1993 г. министром Кабинета Министров Украины (который возглавлял Л.Кучма) А.Лобовым, на момент подписания уже освобожденным (2 апреля 1993 г.) от занимаемой должности. Поэтому подпись А Лобова не имела юридической силы.

Заведующий сектором отдела внешнеэкономических связей Кабмина Украины Г Батюта, который также подписал это платежное поручение (зная, что это незаконная финансовая операция, а А.Лобов уже не министр КМ и не имел права подписывать это поручение), сделал запись на обратной его стороне: «Поручение подготовлено и подписано по прямому указанию А.К.Лобова на основании указания Л.Д.Кучмы. Докладывалось В.Д.Несмиху» и поставил дату «09-04-93» (В.Несмих к тому времени был заместителем министра Кабинета Министров А.Лобова).

13 и 14 апреля 1993 г. Экспортно-импортный банк Украины на основании указанного платежного поручения перечислил немецкой фирме «Варекс» на ее счет ѕ 385104 в «Дрезденбанке» (Франкфурт-на-Майне, ФРГ) 10 млн 939 тыс. 938 и 1 млн 60 тыс. 62 дойчмарки.

16 и 22 октября 1997 г. председатель парламентской Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью Г.Омельченко направил материалы о перечислении 12 млн дойчмарок фирме «Варекс» с депутатскими обращениями к и.о. генпрокурора Украины О.Литваку с предложением провести объективное расследование обстоятельств указанной финансовой операции и дать правовую оценку действиям Л.Кучмы, Е.Звягильского, А.Лобова и других должностных лиц, причастных к перечислению валютных средств за границу.

24 января 2000 г. члены депутатской следственной комиссии (Г.Омельченко, А.Ермак, В.Шишкин, М.Чивюк) направили генеральному прокурору Украины М.Потебенько депутатское обращение с дополнительными материалами об изъятии из Государственного валютного фонда Украины 12 млн дойчмарок с предложением дать правовую оценку действиям указанных должностных лиц (Л.Кучмы, Е.Звягильского, А.Лобова) и принять меры по возмещению нанесенных государству убытков.

Но к этому времени Генпрокуратура Украины, не опровергая в своих ответах указанные обстоятельства перечисления валютных средств немецкой фирме «Варекс», не дала правовой оценки действиям Л.Кучмы, Е.Звягильского, А.Лобова, которые изъяли (а по мнению членов следственной комиссии — похитили) из Государственного валютного фонда Украины 12 млн дойчмарок.

Нами, а также правоохранительными органами ФРГ и Генпрокуратурой Украины установлено, что фирма «Варекс», получив 12 млн марок, перечислила их на заграничные валютные счета граждан Украины.

Начинали с «мелочи»

Например, по указанию А.Лобова (кстати, записанного им на почтовом бланке отеля «BAYERISCHER HOF MUNCHEN») фирма «Варекс» произвела следующие перечисления на заграничные валютные счета его жены О.Лобовой:
15 апреля 1993 г. в Парижский банк (Франция) — $100 тыс. (конвертируемые в 541 тыс. 250 французских франков = 160 тыс. 480 дойчмарок) и в Женевский банк — 1 млн дойчмарок;
19 апреля 1993 г. в Женевский банк (Швейцария) — $1 млн 400 тыс. (2 млн 310 тыс. дойчмарок);
22 апреля 1993 г. в сберегательную кассу Мюнхена (ФРГ) — $600 тыс. (990 тыс. дойчмарок) и 2 млн 585 тыс. дойчмарок;
6 мая 1993 года в эту же кассу — 300 тыс. дойчмарок.

По полученной нами, согласно ст.13 Закона «О статусе народного депутата Украины», информации (достоверность которой может объективно проверить лишь Специальная временная следственная комиссия Верховной Рады Украины), из перечисленной иностранной валюты на счета жены А.Лобова — О.Лобовой — 3 млн дойчмарок были
перечислены на заграничные валютные счета Л.Кучмы, а также на счета, им контролируемые, и счета членов его семьи.

30 декабря 1993 г. (через три месяца после назначения Е.Звягильского и.о. премьер-министра Украины) немецкая фирма «Варекс» (на счет которой по ходатайству Е.Звягильского и на «основании указания Л.Кучмы» было перечислено 12 млн дойчмарок из Государственного валютного фонда Украины) перечислила 600 тыс. дойчмарок в швейцарский банк «Volksbank» (г. Сант-Морис) на личный кодовый счет «457-Мария» А.Кравчука — сына президента Украины Л.Кравчука (обстоятельства перечисления этих средств нами установлены, материалы направлены генпрокурору Украины М.Потебенько для дачи правовой оценки действиям бывшего президента Украины, народного депутата Л.Кравчука).

Первая жертва

Кому еще из должностных лиц — граждан Украины, в какие банки (название банков и страны), на какие именно счета (номера), какие суммы и в какой валюте сделаны перечисления из остальных 12 млн дойчмарок, нами, Генпрокуратурой Украины и правоохранительными органами ФРГ установлено. Генпрокуратуре Украины, по ее ходатайству о предоставлении правовой помощи, правоохранительные органы ФРГ предоставили соответствующие материалы.

Когда правоохранительные органы ФРГ, по ходатайству Генпрокуратуры Украины о предоставлении правовой помощи, предприняли расследование финансово-коммерческой деятельности немецкой фирмы «Варекс», ее главный бухгалтер Беата Шмальц, причастная к перечислению валютных средств на заграничные счета должностных лиц Украины (подписывала банковские документы), в ноябре 1996 г. была убита во время своего пребывания за пределами Германии. Преступление не раскрыто.

По нашему мнению, а также по мнению членов следственной комиссии, 12 млн дойчмарок были похищены из Государственного валютного фонда Украины с участием Е.Звягильского, Л.Кучмы и А.Лобова путем перечисления этих средств за границу немецкой фирме «Варекс», а потом присвоены должностными лицами — гражданами Украины, осуществившими эту финансовую аферу.

Это дает основания сделать вывод, что в действиях бывшего премьер-министра, а ныне Президента Украины Л.Кучмы (как и в действиях А.Лобова и Е.Звягильского) усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 86.1 УК Украины — хищение государственных средств в особо крупных размерах.

И потекли шальные деньги...

В течение 1994.1996 и в начале 1997 г. мы неоднократно, как письменно (депутатскими обращениями), так и устно информировали Л.Кучму, с вручением ему лично материалов и ксерокопий финансово-банковских документов, о незаконных финансово-коммерческих операциях П.Лазаренко, Н.Агафонова и других их компаньонов по общему заграничному бизнесу (незаконное открытие валютных счетов и коммерческих фирм на подставных лиц, перечисление за границу крупных сумм валюты и сокрытие ее на контролируемых ими и их личных счетах). Мы просили Президента Украины Л.Кучму вменить в обязанность СБУ и Генпрокуратуре провести объективную проверку (расследование) этих материалов и дать правовую оценку действиям П.Лазаренко, Н.Агафонова и других граждан Украины, перечислявших крупные суммы валюты на заграничные счета П.Лазаренко.

Так, в конце декабря 1994 г. председатель парламентской Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью, член депутатской следственной комиссии в деле «Бласко» Г.Омельченко вручил лично Л.Кучме материалы (ксерокопии финансово-банковских документов) с депутатским обращением. Среди них была, в частности, информация о том, что П.Лазаренко зарегистрировал в апреле 1993 г. в Швейцарии (Цюрих) акционерное товарищество «LIP HANDEL AG» («ЛИП ГАНДЕЛЬ АГ») на подставное лицо — гражданина Швейцарии Вернера Метца, а также открыл с участием Вернера Метца в швейцарском банке «UBS» контролируемые П.Лазаренко несколько валютных счетов. На один из этих счетов (ѕ 502.607.03 L) П.Лазаренко внес наличными, как акционерный взнос фирмы «ЛИП», свыше 105 тыс. швейцарских франков. Название фирмы «ЛИП» могло быть составлено из первых букв фамилии, имени и отчества ее собственника. Если эти буквы читать справа налево, то их можно расшифровать так: «Павел Иванович Лазаренко». 9 июня 1993 г. директор совхоза «Научный» (Днепропетровская обл.) Н.Агафонов перечислил на счет ѕ 502.607.60L (согласно банковской платежке) $1 млн 205 тыс. В августе 1993 г. в одном из банков г. Лееувардена (Нидерланды) Н.Агафонов открыл валютный счет, на который перечислял валютные средства, полученные совхозом «Научный» в результате зарубежной финансово-коммерческой деятельности. В обращении Г.Омельченко просил Л.Кучму поручить Службе безопасности провести проверку информации и материалов и дать правовую оценку действиям П.Лазаренко и Н.Агафонова, а о результатах проверки сообщить парламентской комиссии. Ни от Президента Л.Кучмы, ни от администрации Президента, ни от Службы безопасности ответ в Комиссию не поступал.

В апреле 1995 г. (по возвращении из служебной командировки из США) мы вручили Л.Кучме дополнительные материалы (копии финансово-банковских документов) и депутатское обращение Г.Омельченко, в котором отмечалось, что П.Лазаренко и П.Кириченко (житель г. Днепропетровска, основатель коммерческих структур «Агропостачзбут», «Bainfild Company Ltd» и др.) имеют валютные счета и в банках США (в частности, назывался банк «ABS Traiding Bank of America in San Francisco», откуда П.Кириченко в июле и декабре 1994 г. перечислил соответственно свыше $1,5 млн и почти $2 млн на один из кодовых счетов П.Лазаренко в швейцарском «Banque SCS Alliance in Geneva»). Также сообщалось, что на счет П.Лазаренко (ѕ 502.607.60 L) в швейцарском банке «UBS» 5 ноября и 1 декабря 1993 г., по доверенности жителя г.Днепропетровска Алексея Дитятковского (основатель коммерческих предприятий: «Днiпронафта», «Энергия» и др.), было перечислено (согласно банковским платежкам) из австрийского «Bank fur Arbeit und Wirshaft» (Вена) соответственно $800 тыс. и $300 тыс. 29 июля 1993 г. компания «Jurimex Kommers Transit GMBH» (Вена) перечислила (согласно банковской платежке) на этот счет $430 тыс. Кроме того, в январе 1993 г. П.Лазаренко открыл в Варшаве (Польша) на свое имя валютный счет в «American Bank in Poland». В заявлении на открытие счета П.Лазаренко указал, что он работает руководителем Агропрома (или Агротехсервиса) Днепропетровска. К тому времени П.Лазаренко был народным депутатом Украины, председателем Днепропетровского областного совета народных депутатов. В депутатском обращении Г.Омельченко также сообщалось, что по полученной информации Н.Агафонов в январе 1995 г. зарегистрировал в г. Лееувардене (Нидерланды) две коммерческие структуры, одна из них — «AGAFONOV HOLDING B.V.», и открыл в банке «ABN-AMRO» (Лееуварден) их валютные счета. В январе и марте 1994 г. Н.Агафонов перечислил с валютных счетов этих фирм почти $7 млн на один из кодовых счетов в швейцарском банке «Credit Lyonnais (Suisse) S.A.» (Цюрих), который, по полученной информации, принадлежал П.Лазаренко.

... А в ответ — тишина

Мы очередной раз просили Президента Украины Л.Кучму (и это было в обращении Г.Омельченко) поручить СБУ и Генпрокуратуре Украины провести объективную проверку (расследование) этой информации и документов и дать правовую оценку действиям П.Лазаренко, Н.Агафонова, П.Кириченко и иных лиц — граждан Украины, которые перечисляли большие суммы валюты на заграничные счета П.Лазаренко. А также напомнили, что не получили ответа на предыдущее депутатское обращение (декабрь 1994 г.) относительно проверки (расследования) заграничной финансово-коммерческой деятельности П.Лазаренко и Н.Агафонова. Ответы на эти депутатские обращения ни от Президента, ни от администрации Президента, ни от руководителей Генпрокуратуры и СБУ Украины к нам не поступили.

Будучи нами проинформированным о незаконной деятельности П.Лазаренко, Н.Агафонова и иных лиц (признанной швейцарским судом, правоохранительными органами США и Генпрокуратурой Украины преступной), Президент Украины Л.Кучма, по нашему мнению, не принял предусмотренных законом мер (в рамках президентских полномочий) для прекращения противоправной деятельности П.Лазаренко, Н.Агафонова и иных лиц, нанесших значительный ущерб национальным интересам Украины. Более того, зная о незаконном открытии П.Лазаренко и Н.Агафоновым за границей коммерческих стуктур, валютных счетов и сокрытия на них миллионов долларов, Л.Кучма назначал П.Лазаренко на ответственные должности, а также удостоил его и Н.Агафонова президентских наград.

В декабре 1994 г. Л.Кучма назначает П.Лазаренко членом комиссии по государственным наградам Украины при Президенте Украины; в июле 1995 г. — председателем Днепропетровской областной госадминистрации; в сентябре 1995 г. — первым вице-премьер-министром Украины; в мае 1996 г. — премьер-министром Украины.

Награды нашли «героев»

28 декабря 1995 г. Л.Кучма своим Указом ѕ 1193/95 наградил первого вице-премьер-министра П.Лазаренко отличием Президента Украины «Орден князя Ярослава Мудрого» V степени «За выдающиеся заслуги перед украинским государством в области государственного строительства, значительный личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Днепропетровского региона».

14 ноября 1996 г. Л.Кучма наградил Н.Агафонова (дважды осужденного за хищение коллективного имущества) отличием Президента Украины — орденом «За заслуги» III степени «за. внедрение современных форм хозяйствования». Генпрокурор М.Потебенько в представлении «О даче согласия на привлечение к уголовной ответственности и аресте народного депутата Украины Агафонова Н.И.» обвинил последнего в хищении за период 1992.1997 гг. государственных средств в особо крупных размерах — почти $24 млн (ст. 86.1 УК Украины), незаконном открытии за границей валютных счетов, сокрытии на них валютной выручки (ст. 80.1 УК) и служебном подлоге (ст.172 УК).


Про карманы, бюджет и доверие

Во время рассмотрения вопроса о назначении П.Лазаренко премьер-министром Украины мы на личном приеме у Л.Кучмы категорически возражали против этого назначения, мотивируя тем, что П.Лазаренко имеет за границей незаконные валютные счета и зарегистрированные коммерческие структуры, на которых скрывает миллионы американских долларов, похищенных из Украины. Это подтверждалось полученной нами информацией и ксерокопиями финансово-банковских документов, которые уже в который раз были вручены лично Л.Кучме в его служебном кабинете.

Кроме того, СБУ и Генпрокуратура Украины официально не опровергли информацию о незаконной заграничной финансово-коммерческой деятельности П.Лазаренко, освещенной в депутатских обращениях Г.Омельченко (декабрь 1994, апрель 1995 г.), врученных лично Президенту Украины Л.Кучме. На наши возражения относительно назначения П.Лазаренко премьер-министром Л.Кучма заявил (цитируем почти дословно): «Павел научился набивать собственные карманы, в данное время будет наповнювати бюджет.»

В своей книге (отрывки из которой печатала газета «Факты», 22 октября 1999 г.) Л.Кучма пишет (цитируем отдельные фрагменты языком оригинала):

«... После отставки Марчука я назначил премьером Лазаренко. Я и сейчас уверен, что из Лазаренко при определенных условиях мог получиться хороший премьер... Лазаренко-премьер работал быстро и четко, ориентировался в возникающих впервые ситуациях. Опыт, чутье, смелость (даже наглость) — все было. Мешало одно: Лазаренко — не только хороший администратор и хозяйственник, он еще и умелый накопитель личных капиталов. Признаюсь честно: через некоторое время после назначения Лазаренко информация о «подвигах» премьера начала до меня доходить. И огромной моей ошибкой было то, что поначалу я реагировал на это с недоверием. Лазаренко время от времени норовил падать передо мной на колени и орал: «Отец! Все для Украины сделаю! Жизни не пожалею!». Вскоре пошла уже более конкретная информация о том, что Лазаренко фактически сформировал монополию на газ, близок к этому и на рынке хлеба и спирта, активно захватывает недвижимость, заводы, контроль над банками. Однажды возмущенный Виктор Степанович Черномырдин в присутствии Лазаренко сказал мне: «Леонид Данилович, я с этим человеком больше работать не буду!» — и на конкретных примерах из опыта личного общения проиллюстрировал моральные качества Лазаренко».

Напомним, что этот разговор Л.Кучмы с В.Черномырдиным состоялся или в 1996-м, или в начале 1997 г., когда последний был премьер-министром РФ. Но несмотря даже на заявления В.Черномырдина о «моральных качествах Лазаренко», Л.Кучма не освободил П.Лазаренко от должности премьер-министра с соответствующими формулировками в указе.

В октябре-ноябре 1996 г. мы информировали лично Л.Кучму и председателя СБУ В.Радченко о наличии у П.Лазаренко панамского паспорта, который давал право безвизового въезда почти в сорок стран мира и использовался им для нелегальных поездок за границу в финансово-коммерческих делах (открывал валютные счета, перечислял средства, снимал крупные суммы валюты наличными, регистрировал коммерческие структуры и т.д.).

В декабре 1996-го и январе 1997 г. мы направили Л.Кучме депутатские обращения и запросы, в которых требовали освободить П.Лазаренко от должности премьер-министра за злоупотребление служебным положением, нарушение Конституции и законов Украины и поручить Генпрокуратуре дать правовую оценку его действиям. Но Президент проигнорировал эти депутатские обращения и запросы.

Оставаясь на должности премьер-министра, П.Лазаренко еще в течение полугода продолжал, под «патронатом» Президента Л.Кучмы, заниматься преступной деятельностью, вывозя из Украины сотни миллионов долларов и пряча их на заграничных валютных счетах.

Здоровья уже не хватало...

Лишь 2 июля 1997 г. Л.Кучма сместил П.Лазаренко с должности премьер-министра — в соответствии с его заявлением об отставке. Со временем, 5 декабря 1997 г., признавая свою ошибку, Л.Кучма заявил, что сожалеет по поводу того, что освободил П.Лазаренко от должности главы правительства не за злостные злоупотребелния властью, а по просьбе самого премьера — в связи с болезнью (газета «День», 9 декабря 1997 г.).

Уголовное дело против П.Лазаренко было возбуждено генпрокурором Украины за хищение государственного имущества в особо крупных размерах, незаконное открытие и использование за пределами Украины валютных счетов, сокрытие на них валютной выручки, злоупотребление должностным положением — лишь 14 сентября 1998 г.

Швейцарские следственные органы установили, что П.Лазаренко за период 1993 — 1997 гг. похитил из Украины и «отмыл» через иностранные банки $880 млн. В конце июня 2000 г. Женевский суд признал П.Лазаренко виновным в «отмывании» денег, коррупции и хищении общественного имущества и приговорил его к 18 месяцам лишения свободы (условно) с конфискацией остатков валюты, которая была арестована в швейцарских банках, и штрафу в размере $6,5 млн.

1 июня 2000 г. Министерство юстиции США в своем пресс-релизе сообщило, что управление прокурора США в Северном округе Калифорнии (г. Сан-Франциско) выдвинуло против П.Лазаренко официальное обвинение «в заговоре с целью отмывания денег по семи пунктам» и «в незаконном перемещении краденого имущества (средств) по двадцати трем пунктам». В обвинительном акте отмечается, что, состоя на государственных должностях, П.Лазаренко требовал и получал деньги от физических и юридических лиц в обмен на возможность заниматься предпринимательской деятельностью в Украине и скрыл от народа и правительства Украины факты получения этих денег. П.Лазаренко открыл банковские счета в банках США, Швейцарии, Польши, Антигуа и других стран, на которые перечислял средства, полученные путем коррупции и мошенничества, а также использовал эти счета, чтобы скрыть место и источник получения этих средств и их собственника. В соответствии с обвинительным заключением, с 1994 по 1999 г. П.Лазаренко перечислил незаконно полученные $114 млн на банковские и брокерские счета в банках США, а также «отмыл» около $20 млн через другие банковские счета. Следственные органы США арестовали валютные средства П.Лазаренко на счетах в банках США.

Запоздалое «прозрение» генпрокурора

Генпрокурор М.Потебенько в представлении Верховной Раде Украины «О даче согласия на привлечение к уголовной ответственности и аресте народного депутата Украины Лазаренко П.И.» обвинил его в совершении преступлений, предусмотренных ст. 86.1 УК Украины (хищение государственного имущества в особо крупных размерах — 2 млн 378 тыс. 302 доллара, 4 млн 419 тыс. 194 швейцарских франка), ст. 80.1 УК (незаконное открытие и использование за границей валютных счетов и сокрытие валютной выручки), ч. 2 ст. 165 УК (злоупотребление властью или должностным положением). Как видно из представления, поводом и основанием для возбуждения дела стали те материалы (!), которые мы неоднократно направляли Президенту Л.Кучме в течение 1994.1997 гг. Деяния П.Лазаренко, Н.Агафонова, П.Кириченко и других, отраженные в депутатских обращениях Г.Омельченко в адрес Л.Кучмы еще более пяти лет тому назад, признаны сегодня правоохранительными органами Швейцарии, США и, в конце концов, Генпрокуратурой Украины преступными.

Следствием доказано, что, будучи премьер-министром, П.Лазаренко лоббировал интересы корпорации «ЕЭСУ», что привело к монопольному господству «ЕЭСУ» на украинском энергорынке.»

Во время президентской избирательной кампании Л.Кучма в интервью «Комсомольской правде» заявил: «Мы знали, что «Единые энергетические системы Украины» принадлежат П.Лазаренко, о его банках тоже информацию имели...»

Как поссорились Павел Иванович c Леонидом Даниловичем

Возникают вопросы: где же раньше был Президент Л.Кучма вместе с подчиненными ему правоохранительными органами? Почему еще пять лет тому назад, зная о противоправной деятельности П.Лазаренко, «его» компании «ЕЭСУ», других партнеров по преступному бизнесу, не принял соответствующие меры по прекращению их преступной деятельности и привлечению к ответственности, а награждал и назначал на ответственные должности этих лиц?

Ответы на эти вопросы дали адвокаты П.Лазаренко, которые 5 июня 2000 г. в распространенном для СМИ пресс-релизе заявили: «У нас есть убедительные доказательства и документы, а также копии банковских платежек, которые указывают на то, что участие в отмывании денег, которое инкриминируется П.Лазаренко, распространяется также и на Президента Украины Л.Кучму. П.Лазаренко и Л.Кучма были близкими друзьями, политическими и деловыми партнерами до тех пор, пока П.Лазаренко не принял решения бороться за пост Президента Украины. В связи с этим против П.Лазаренко началось уголовное преследование. Действующая вашингтонская администрация всегда поддерживала Кучму, которому было известно об успешной коммерческой деятельности П.Лазаренко. С 1995 по 1998 г. Президент Украины Л.Кучма регулярно получал отчисления от коммерческих предприятий, контролируемых П.Лазаренко». Адвокаты П.Лазаренко утверждают, что «документы, которые у них есть, однозначно указывают на то, что Л.Кучма фактически поддерживал коммерческую деятельность П.Лазаренко, принимал в ней участие, а за свои назначения Лазаренко перечислял большие суммы валюты не только на личные валютные счета Кучмы, но и на валютные счета, которые им контролировались».

По нашим данным, П.Лазаренко и его бизнес-партнеры за 1993 — 1997 гг. создали международную финансово-коммерческую империю на территории почти сорока стран мира со схемой «отмывания» денег более, чем в восьмидесяти банках. По оценкам экспертов, П.Лазаренко и его компаньоны по преступному бизнесу похитили из Украины и сокрыли на заграничных счетах от $2 до $10 млрд. По мнению специалистов, похитить такую сумму денег у государства без ведома и благоприятствования главы государства — невозможно.

Пал Иванычу, бояться уже нечего...

Все это дает основания сделать вывод, что в действиях Президента Украины Л.Кучмы усматриваются признаки, в частности, таких преступлений:
соучастие (в форме пособничества) с П.Лазаренко в хищении государственных средств в особо крупных размерах (ст. 19, ст. 86.1 УК Украины) и сокрытие («отмывание») их за границей;
незаконное открытие за границей валютных счетов и сокрытие на них валютных средств (ст. 80.1 УК);
неоднократное получение взяток в особо крупных размерах должностным лицом, занимающим особо ответственное положение (ч.3 ст. 168 УК) — за назначение П.Лазаренко на вышеупомянутые должности в органах государственной власти;
халатность, то есть невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного отношения к ним, повлекшее тяжкие последствия для государственных интересов (ч. 2 ст. 167 УК).

Согласно ст. 111 Конституции Украины: «Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или иного преступления.

Вопрос об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Для проведения расследования Верховная Рада Украины создает специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи.

Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании ВР Украины.

При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем двумя третями от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.

Решение об отстранении Президента Украины с поста в порядке импичмента принимается Верховной Радой Украины не менее чем тремя четвертыми от ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его вывода относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получении вывода Верховного Суда Украины о том, что действия, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления».

Указанные выше действия Президента Украины Л.Кучмы, которые, по нашему мнению, содержат признаки преступлений, их обнародование в отечественных и зарубежных СМИ объективно вынуждают Верховную Раду Украины начать процедуру отстранения Л.Кучмы с поста в порядке импичмента с целью установления объективной истины и получения вывода Верховного Суда Украины о том, содержат ли указанные действия Президента Украины Л.Кучмы (а возможно, и другие, которые будут установлены специальной временной следственной комиссией) признаки преступления.

В случае, если ВР Украины не начнет процедуры импичмента, не проведет объективного расследования всех обстоятельств указанных действий Л.Кучмы, чтобы получить вывод Верховного Суда Украины, это можно расценивать как попытку парламентского большинства встать на защиту Л.Кучмы, в действиях которого, по нашему мнению, усматриваются признаки преступления. В этом случае Л.Кучма также будет лишен конституционного права на судебную защиту и права быть оправданным судом, чтобы быть юридически чистым перед гражданами Украины и мировой общественностью.

Процедура импичмента необходима также для обеспечения конституционного принципа равенства всех граждан перед законом (ст. 24 Конституции Украины) — если в указанных действиях Президента Украины Л.Кучмы Верховный Суд Украины установит признаки преступления, то Л.Кучма должен быть немедленно смещен Верховной Радой с поста Президента.

Поэтому мы считаем, что Л.Кучма должен быть сам заинтересован в осуществлении процедуры импичмента и установлении истины. Президенту, как и народному депутату, нечего и некого бояться, если он честен и не совершал преступления.

Григорий ОМЕЛЬЧЕНКО,
Анатолий ЕРМАК, народные депутаты Украины


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".