Принципы контроля и ответственности службы безопасности.
05/07/2001 | НеДохтор
Анджей Жеплинский (Хельсинский фонд)
Кейт Мартин (Центр по изучению национальной безопасности)
<b>ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ</b>
Вводные замечания
Настоящие принципы собраны в одном документе и описывают законные средства защиты, необходимые для того, чтобы деятельность служб безопасности не стала угрозой демократии и правам человека и не подмяла свободы личности.
Принципы основаны на международном праве и стандартах, относящихся к защите прав человека и гражданских свобод, в их основе лежит также развитие государственного права и соответствующая практика. Созданные с учетом перспективы прав человека и гражданских свобод, они написаны таким образом, чтобы соответствовать международному праву и быть полезными для внутреннего законодательства всех демократических стран. Они должны стать путеводителем в области национальной безопасности и гражданских свобод, а также для оценки текущего состояния законодательства в какой-либо стране.
В частности, принципы служат путеводителем для имплементации фундаментальных концепций контроля и ответственности. Во-первых, они описывают основные институциональные структуры, необходимые для обеспечения законности и ответственности:
1) эффективная судебная защита;
2) разделение властей для обеспечения системы сдержек и противовесов, таких, как законодательный контроль за секретной деятельностью спецслужб посредством предоставления отчетов органам исполнительной власти;
3) освещение и контроль деятельности служб безопасности средствами массовой информации и неправительственными организациями.
Во-вторых, эти принципы опираются на свободу выражения своего мнения, включающую, в частности:
1) право доступа к правительственной информации;
2) необходимые ограничения права правительства применять наказания за разглашение или публикацию правительственной информации;
3) защиту права личности на выражение политических взглядов, объединение в организации и участие в политической жизни страны.
Принципы предлагают конкретные решения по сведению к минимуму возможностей органов национальной безопасности, касающихся ограничения свободы выражения своего мнения.
Наконец, эти принципы задают стандарты надзора и сбора информации правительством, а также защиты других прав, таких, как право на справедливый суд.
Мы надеемся, что принципы будут способствовать осознанию обществом проблем служб безопасности и установки основных норм для местных законов. Мы также надеемся, что они инициируют дискуссию о необходимости документов международного публичного права на эти темы. Наша цель - открыть эту дискуссию не только в странах, участвующих в проекте, но и в международных организациях и в других странах, особенно тех, кто входит в ОБСЕ.
Мы надеемся, что эти принципы будут использованы межгосударственными организациями (Совет Европы, Европейский Союз, ООН, ОБСЕ) для подготовки декларации о пределах полномочий служб безопасности в конституционных демократиях.
<b>СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНСТИТУЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ: ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ </b>
<b>ПРЕАМБУЛА </b>
Национальная безопасность важна для благополучия любого общества, но в конституционных демократиях национальная безопасность означает средство обеспечения гражданского мира и прав личности.
Некоторые наиболее вопиющие нарушения прав человека и основных свобод государства оправдывают необходимостью защиты национальной безопасности. Действительно, службы безопасности играли ключевую роль в структуре бывших коммунистических режимов; они действовали секретно, не подвергались общественному контролю и, по крайней мере частично, ответственны за экономический, социальный и моральный кризис в России и восточноевропейских государствах. Даже в демократических обществах службы безопасности часто нарушают права человека.
Изложенные ниже принципы контроля и ответственности должны определять деятельность служб безопасности в открытых и демократических обществах.
Данные принципы представляют нормы, призванные вдохновлять открытые общества, сформулированные с точки зрения защиты открытого общества и гражданских свобод. Они не являются описанием действующего законодательства.
<b>ПРИНЦИПЫ</b>
<b>А. Национальная безопасность и права человека/гражданские свободы</b>
<b>Принцип 1: Защита национальной безопасности </b>
Национальную безопасность можно, а следовательно, и должно защищать, не извращая сути верховенства права, демократии или прав человека.
<b>Принцип 2: Национальная безопасность и права человека </b>
Интересы национальной безопасности не должны служить предлогом для ограничения фундаментальных прав человека, таких, как свобода совести, право не подвергаться пыткам, предварительной цензуре, или лишению свободы без соответствующего закону судебного разбирательства, а также других фундаментальных прав, признанных в международных пактах по правам человека.
Даже при чрезвычайном положении фундаментальные права не должны отменяться.*
<b>Принцип 3: Ограничения в интересах национальной безопасности </b>
Недопустимы ограничения прав человека или гражданских свобод на основании угрозы национальной безопасности, если государство не способно доказать, что данное ограничение предписано законом и является необходимым в демократическом обществе для защиты законных интересов национальной безопасности. Обязанность доказательства обоснованности ограничения в суде возлагается на государство.
Ограничение прав человека или гражданских свобод, оправдываемое интересами национальной безопасности, не является законным, если подлинной его целью или видимым результатом не является защита государства при применении или угрозе применения силы, защита территориальной целостности от применения или угрозы применения силы, осуществление самообороны при применении или угрозе применения силы, а также для защиты личной безопасности высших должностных лиц государства.
Требование, чтобы любое ограничение было предписано законом и являлось необходимым в демократическом обществе, включено в текст Европейской Конвенции о правах человека.
<b>Принцип 4: Разрешение конфликтов между интересами национальной безопасности и защитой прав человека и гражданских свобод </b>
i) В случае противоречия между интересами национальной безопасности и принципами защиты гражданских свобод должно соблюдать равновесие, если нет угрозы основным правам человека.
ii) Разумный баланс интересов национальной безопасности и защиты гражданских свобод, о которых идет речь, достижим только при условии открытости публичной власти.
iii) Необходимо соблюдение принципа разумной достаточности: государство должно применять такие средства, которые позволяют достичь поставленной цели, и при этом наименее ограничивают деятельность отдельных лиц и наименее нарушают их права.
iv) Вопрос о наличии должного равновесия должен рассматриваться независимым судебным органом.
Даже при чрезвычайном положении ограничения гражданских прав могут осуществляться только в той мере и на такой период, которых явно требуют особенности ситуации.
<b>Б. Конституционные принципы относительно национальной безопасности и прав человека/гражданских свобод </b>
<b>Принцип 5: Свобода слова </b>
По вопросам национальной безопасности должна обеспечиваться свобода слова и свобода печати, включая:
- запреты на предварительные ограничения публикаций или речей;
- ограничения случаев, когда государство может применять наказания за разглашение государственной тайны.
Предварительное ограничение означает предписания судебных или других государственных органов, запрещающие опубликование отдельных сообщений. К ним относятся цензура, требование получить одобрение со стороны органа исполнительной власти, но не законодательное признание наказуемым распространение определенных сообщений.
<b>Принцип 6: Право доступа к официальной информации </b>
Каждое лицо имеет право получать информацию у органов государственной власти, включая информацию по вопросам национальной безопасности.
<b>Принцип 7: Право на неприкосновенность частной жизни </b>
Право на неприкосновенность частной жизни должно уважаться, даже если государство заявляет о наличии угрозы интересам национальной безопасности.
<b>Принцип 8: Свобода передвижения </b>
Право на свободу передвижения должно уважаться, даже если государство заявляет о наличии угрозы интересам национальной безопасности. В частности, никто не может быть лишен права путешествовать за пределами собственной страны.
<b>Принцип 9: Право на справедливое судопроизводство </b>
Право на справедливое судопроизводство должно обеспечиваться, даже если существует угроза интересам национальной безопасности.
<b>Принцип 10: Судебная защита при нарушении прав личности </b>
Каждое лицо имеет право на эффективную судебную защиту в случае нарушения закона службами безопасности, включая право получать информацию о подобных нарушениях.
<b>Принцип 11: Система сдержек и противовесов: контроль законодательного органа </b>
С целью обеспечения разделения властей службы безопасности, отнесенные к исполнительной власти, должны нести ответственность перед законодательной властью, которой, в свою очередь, должны быть гарантированы доступ к информации, участие в назначении руководителей подобных служб, а также полномочия по определению бюджета, достаточные для осуществления эффективного контроля.
<b>Принцип 12: Омбудсмен </b>
В странах, в которых учрежден институт омбудсмена, последний должен иметь полномочия по расследованию нарушений прав человека службами безопасности, а также информировать общественность о результатах таких расследований.
<b>В. Определение роли и полномочий служб
безопасности</b>
<b>Принцип 13: Секретные службы должны действовать на основании законодательного акта </b>
Каждая секретная служба должна создаваться на основании законодательного акта, определяющего ограничения полномочий данного учреждения, методы его деятельности и средства, позволяющие контролировать данную деятельность.
Существование любой службы безопасности должно быть обнародовано, а личность ее руководителя должна быть известна общественности.
Каждое действие или операция службы безопасности должны утверждаться определенным лицом, чье имя должно быть проставлено на письменном распоряжении.
Должны существовать ясные письменные правила, регулирующие деятельность каждой такой службы и ответственность ее руководителей.
Если личности сотрудников, не являющихся руководителями, обычно не подлежат разглашению, то внутренние досье служб безопасности должны подтверждать, кто санкционировал любое действие.
<b>Принцип 14: Роль секретных служб должна определяться открыто </b>
Законодатели и другие заинтересованные граждане должны иметь право участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся определения целей и задач секретных служб, а также разрешенных законом средств, которыми они вправе воспользоваться.
Если суть или отдельные вопросы относительно источников информации и методов деятельности остаются секретными, цели и методы секретных служб должны определяться открыто.
<b>Г. Свобода слова и доступ к официальной информации с точки зрения интересов национальной безопасности</b>
<b>Принцип 15: Право на доступ к официальной информации </b>
Государство имеет позитивную обязанность предоставлять информацию, которая должна быть признана необходимой и достаточной для осуществления права граждан на информацию, за некоторыми исключениями, необходимыми для предотвращения определенного и очевидного ущерба национальной безопасности.
Право граждан на информацию о деятельности правительства является краеугольным камнем конституционной демократии.
Любое исключение из этого общего принципа должно соответствовать ниже изложенным требованиям.
<b>Принцип 16: Право на доступ к информации о службах безопасности </b>
Ни одно государственное учреждение не должно оставаться вне контроля со стороны представителей народа, поскольку иное сделает невозможным общественное обсуждение вопросов, относящихся к защите национальной безопасности.
Секретные государственные учреждения являются серьезной угрозой для конституционных демократий, поскольку контроль предполагает как можно большую степень их открытости. В то же время отдельные народы сталкиваются с реальными угрозами собственной безопасности, и действия государства по защите национальной безопасности должны иногда осуществляться секретно, чтобы оставаться эффективными. Таким образом, и при демократическом режиме могут существовать государственные учреждения, действующие в некоторой степени секретно, для защиты определенных аспектов национальной безопасности и ее укрепления. Чтобы подобные секретные службы не угрожали гражданскому обществу, они должны подчиняться закону и общественному контролю, как и все остальные государственные учреждения
.
<b>Принцип 17: Судебная защита права на информацию </b>
Должен обеспечиваться независимый судебный пересмотр решений органов власти о сокрытии информации в интересах национальной безопасности.
<b>Принцип 18: Интерес общественности в обнародовании информации </b>
Каждый закон или решение по вопросам обнародования или получения официальной информации должны рассматривать общественный интерес в получении необходимых сведений как приоритетный.
<b>Принцип 19: Ограничительное толкование государственной тайны </b>
Государство не должно безусловно относить любые сведения по вопросам национальной безопасности к государственной тайне, но обязано определить в законе только те специфические и ограничительно толкуемые виды сведений, которые не должны подлежать разглашению в целях защиты законных интересов национальной безопасности.
Любая классификационная система должна разрешать классификацию только тех открыто и однозначно определенных видов сведений, разглашение которых может нанести очевидный ущерб национальной безопасности, не оправданный интересом общественности в получении информации.
Государство не должно объявлять любые сведения составляющими государственную тайну, если они не являются известными только государству на момент объявления их государственной тайной.
Необходимо ясное указание, притом письменное, что данная информация подпадает под категорию секретной.
<b>Принцип 20: Разглашение государственной тайны </b>
Открытое разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицами, не являющимися государственными служащими, не должно рассматриваться как состав преступления.
Определение "государственной тайны" должно соответствовать изложенным выше требованиям.
Государство, разумеется, вправе наказывать шпионаж, умышленную непосредственную передачу сведений, составляющих государственную тайну, иным государствам.
<b>Принцип 21: Защита свободы слова </b>
Никто не должен подвергаться наблюдению или наказанию за критические или оскорбительные замечания в адрес государства, государственной политики или действий, а также должностных лиц, если данные действия не были умышленными и не имели непосредственной целью спровоцировать насилие.
<b>Принцип 22: Доступ в "горячие точки" </b>
Государство не должно препятствовать журналистам или представителям общественных организаций посещать территории, в отношении которых есть основания полагать, что там нарушаются права человека или принципы ведения войны. Государство не должно высылать журналистов или представителей общественных организаций из мест, где происходят вооруженные конфликты или насилие, если только присутствие этих лиц не причиняет очевидной угрозы безопасности для других.
<b>Принцип 23: Иммунитет журналистских источников </b>
Защита национальной безопасности не должна служить основанием для высылки журналиста, отказывающегося открыть анонимный источник.
Этот принцип не относится к другим основаниям принудительного обнародования журналистских источников, например, с целью предупредить совершение преступления.
<b>Д. Защита других прав личности с точки зрения национальной безопасности</b>
<b>Принцип 24: Ограничения на наблюдение и сбор информации </b>
Необходимы четкие законодательные ограничения на наблюдение со стороны государства за физическими и юридическими лицами, включая:
i) ограничения на сбор и хранение персональных данных и других сведений о частных лицах и организациях, осуществляющих право на свободу слова или законную политическую деятельность, а также ограничения на сбор информации о законных выступлениях, политической деятельности или религии, политической деятельности при сборе информации о нелегальной деятельности организаций или отдельных лиц;
ii) запрет на вмешательство или препятствование со стороны государственных учреждений политической деятельности частных лиц и организаций.
<b>Принцип 25: Службы безопасности и наблюдение </b>
Службы безопасности не должны вести расследование или помещать под наблюдение граждан или резидентов, если нет достаточных оснований полагать, что данное лицо совершило или намеревается совершить уголовно наказуемое деяние в интересах иного государства, а именно, имеющее признаки шпионажа или терроризма.
Любой розыск или лишение свободы, включая электронное слежение, должны быть предварительно одобрены судьей или должностным лицом, осуществляющим судебную власть.
Следствие, включая аресты, розыск, лишение свободы или электронное слежение, должно осуществляться правоохранительными органами, а не службами безопасности.
Деятельность служб безопасности, в отличие от правоохранительных органов, не должна быть направлена против граждан собственной страны, пребывающих в ней на законных основаниях резидентов, беженцев или лиц, получивших статус политических беженцев, если нет достаточных оснований полагать, что данное лицо вовлечено в шпионаж, саботаж или террористическую деятельность в интересах иного государства.
Даже в этом случае должны применяться нормы уголовного процесса, если существует значительная вероятность того, что государство начнет уголовное преследование данного лица за указанные преступления.
Кроме того, законы и правила в отношении прослушивания телефонных разговоров и других форм электронного слежения должны оберегать интересы всех резидентов, граждан, находящихся за границей, а также любых иных лиц за пределами государства, против которых оно намеревается возбудить уголовное обвинение.
<b>Принцип 26: Справедливое судопроизводство </b>
Обвиняемые в уголовных преступлениях должны иметь право: знакомиться с любой информацией по данному делу, которой располагает государство; вести очные ставки и перекрестные допросы свидетелей; на гласный процесс; если данные лица являются штатскими, их дела не должны рассматриваться военными трибуналами, даже если дело касается государственной тайны или информации с ограниченным допуском.
<b>Принцип 27: Процессуальные права </b>
Стороны гражданского процесса имеют право получать соответствующую необходимую информацию при исках против государства или должностных лиц за нарушение прав истцов и в судебных разбирательствах о законности иммиграции, даже если дело касается государственной тайны или информации с ограниченным допуском.
<b>Принцип 28: Права государственных служащих </b>
Если секретные службы уполномочены собирать информацию о благонадежности лица, доступ которого к информации с ограниченным допуском является частью его или ее служебных обязанностей как государственного служащего, право на неприкосновенность частной жизни, процессуальные и другие субъективные права данных лиц должны уважаться, включая предупреждение данных лиц о том, что такая информация будет собираться, и получение их согласия на это.
Секретные службы не должны осуществлять слежку за данными лицами под видом их "защиты" без ясного письменного разрешения на это и не должны лишать этих лиц доступа к обжалованию такого разрешения.
Кейт Мартин (Центр по изучению национальной безопасности)
<b>ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ</b>
Вводные замечания
Настоящие принципы собраны в одном документе и описывают законные средства защиты, необходимые для того, чтобы деятельность служб безопасности не стала угрозой демократии и правам человека и не подмяла свободы личности.
Принципы основаны на международном праве и стандартах, относящихся к защите прав человека и гражданских свобод, в их основе лежит также развитие государственного права и соответствующая практика. Созданные с учетом перспективы прав человека и гражданских свобод, они написаны таким образом, чтобы соответствовать международному праву и быть полезными для внутреннего законодательства всех демократических стран. Они должны стать путеводителем в области национальной безопасности и гражданских свобод, а также для оценки текущего состояния законодательства в какой-либо стране.
В частности, принципы служат путеводителем для имплементации фундаментальных концепций контроля и ответственности. Во-первых, они описывают основные институциональные структуры, необходимые для обеспечения законности и ответственности:
1) эффективная судебная защита;
2) разделение властей для обеспечения системы сдержек и противовесов, таких, как законодательный контроль за секретной деятельностью спецслужб посредством предоставления отчетов органам исполнительной власти;
3) освещение и контроль деятельности служб безопасности средствами массовой информации и неправительственными организациями.
Во-вторых, эти принципы опираются на свободу выражения своего мнения, включающую, в частности:
1) право доступа к правительственной информации;
2) необходимые ограничения права правительства применять наказания за разглашение или публикацию правительственной информации;
3) защиту права личности на выражение политических взглядов, объединение в организации и участие в политической жизни страны.
Принципы предлагают конкретные решения по сведению к минимуму возможностей органов национальной безопасности, касающихся ограничения свободы выражения своего мнения.
Наконец, эти принципы задают стандарты надзора и сбора информации правительством, а также защиты других прав, таких, как право на справедливый суд.
Мы надеемся, что принципы будут способствовать осознанию обществом проблем служб безопасности и установки основных норм для местных законов. Мы также надеемся, что они инициируют дискуссию о необходимости документов международного публичного права на эти темы. Наша цель - открыть эту дискуссию не только в странах, участвующих в проекте, но и в международных организациях и в других странах, особенно тех, кто входит в ОБСЕ.
Мы надеемся, что эти принципы будут использованы межгосударственными организациями (Совет Европы, Европейский Союз, ООН, ОБСЕ) для подготовки декларации о пределах полномочий служб безопасности в конституционных демократиях.
<b>СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ В КОНСТИТУЦИОННОЙ ДЕМОКРАТИИ: ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ </b>
<b>ПРЕАМБУЛА </b>
Национальная безопасность важна для благополучия любого общества, но в конституционных демократиях национальная безопасность означает средство обеспечения гражданского мира и прав личности.
Некоторые наиболее вопиющие нарушения прав человека и основных свобод государства оправдывают необходимостью защиты национальной безопасности. Действительно, службы безопасности играли ключевую роль в структуре бывших коммунистических режимов; они действовали секретно, не подвергались общественному контролю и, по крайней мере частично, ответственны за экономический, социальный и моральный кризис в России и восточноевропейских государствах. Даже в демократических обществах службы безопасности часто нарушают права человека.
Изложенные ниже принципы контроля и ответственности должны определять деятельность служб безопасности в открытых и демократических обществах.
Данные принципы представляют нормы, призванные вдохновлять открытые общества, сформулированные с точки зрения защиты открытого общества и гражданских свобод. Они не являются описанием действующего законодательства.
<b>ПРИНЦИПЫ</b>
<b>А. Национальная безопасность и права человека/гражданские свободы</b>
<b>Принцип 1: Защита национальной безопасности </b>
Национальную безопасность можно, а следовательно, и должно защищать, не извращая сути верховенства права, демократии или прав человека.
<b>Принцип 2: Национальная безопасность и права человека </b>
Интересы национальной безопасности не должны служить предлогом для ограничения фундаментальных прав человека, таких, как свобода совести, право не подвергаться пыткам, предварительной цензуре, или лишению свободы без соответствующего закону судебного разбирательства, а также других фундаментальных прав, признанных в международных пактах по правам человека.
Даже при чрезвычайном положении фундаментальные права не должны отменяться.*
<b>Принцип 3: Ограничения в интересах национальной безопасности </b>
Недопустимы ограничения прав человека или гражданских свобод на основании угрозы национальной безопасности, если государство не способно доказать, что данное ограничение предписано законом и является необходимым в демократическом обществе для защиты законных интересов национальной безопасности. Обязанность доказательства обоснованности ограничения в суде возлагается на государство.
Ограничение прав человека или гражданских свобод, оправдываемое интересами национальной безопасности, не является законным, если подлинной его целью или видимым результатом не является защита государства при применении или угрозе применения силы, защита территориальной целостности от применения или угрозы применения силы, осуществление самообороны при применении или угрозе применения силы, а также для защиты личной безопасности высших должностных лиц государства.
Требование, чтобы любое ограничение было предписано законом и являлось необходимым в демократическом обществе, включено в текст Европейской Конвенции о правах человека.
<b>Принцип 4: Разрешение конфликтов между интересами национальной безопасности и защитой прав человека и гражданских свобод </b>
i) В случае противоречия между интересами национальной безопасности и принципами защиты гражданских свобод должно соблюдать равновесие, если нет угрозы основным правам человека.
ii) Разумный баланс интересов национальной безопасности и защиты гражданских свобод, о которых идет речь, достижим только при условии открытости публичной власти.
iii) Необходимо соблюдение принципа разумной достаточности: государство должно применять такие средства, которые позволяют достичь поставленной цели, и при этом наименее ограничивают деятельность отдельных лиц и наименее нарушают их права.
iv) Вопрос о наличии должного равновесия должен рассматриваться независимым судебным органом.
Даже при чрезвычайном положении ограничения гражданских прав могут осуществляться только в той мере и на такой период, которых явно требуют особенности ситуации.
<b>Б. Конституционные принципы относительно национальной безопасности и прав человека/гражданских свобод </b>
<b>Принцип 5: Свобода слова </b>
По вопросам национальной безопасности должна обеспечиваться свобода слова и свобода печати, включая:
- запреты на предварительные ограничения публикаций или речей;
- ограничения случаев, когда государство может применять наказания за разглашение государственной тайны.
Предварительное ограничение означает предписания судебных или других государственных органов, запрещающие опубликование отдельных сообщений. К ним относятся цензура, требование получить одобрение со стороны органа исполнительной власти, но не законодательное признание наказуемым распространение определенных сообщений.
<b>Принцип 6: Право доступа к официальной информации </b>
Каждое лицо имеет право получать информацию у органов государственной власти, включая информацию по вопросам национальной безопасности.
<b>Принцип 7: Право на неприкосновенность частной жизни </b>
Право на неприкосновенность частной жизни должно уважаться, даже если государство заявляет о наличии угрозы интересам национальной безопасности.
<b>Принцип 8: Свобода передвижения </b>
Право на свободу передвижения должно уважаться, даже если государство заявляет о наличии угрозы интересам национальной безопасности. В частности, никто не может быть лишен права путешествовать за пределами собственной страны.
<b>Принцип 9: Право на справедливое судопроизводство </b>
Право на справедливое судопроизводство должно обеспечиваться, даже если существует угроза интересам национальной безопасности.
<b>Принцип 10: Судебная защита при нарушении прав личности </b>
Каждое лицо имеет право на эффективную судебную защиту в случае нарушения закона службами безопасности, включая право получать информацию о подобных нарушениях.
<b>Принцип 11: Система сдержек и противовесов: контроль законодательного органа </b>
С целью обеспечения разделения властей службы безопасности, отнесенные к исполнительной власти, должны нести ответственность перед законодательной властью, которой, в свою очередь, должны быть гарантированы доступ к информации, участие в назначении руководителей подобных служб, а также полномочия по определению бюджета, достаточные для осуществления эффективного контроля.
<b>Принцип 12: Омбудсмен </b>
В странах, в которых учрежден институт омбудсмена, последний должен иметь полномочия по расследованию нарушений прав человека службами безопасности, а также информировать общественность о результатах таких расследований.
<b>В. Определение роли и полномочий служб
безопасности</b>
<b>Принцип 13: Секретные службы должны действовать на основании законодательного акта </b>
Каждая секретная служба должна создаваться на основании законодательного акта, определяющего ограничения полномочий данного учреждения, методы его деятельности и средства, позволяющие контролировать данную деятельность.
Существование любой службы безопасности должно быть обнародовано, а личность ее руководителя должна быть известна общественности.
Каждое действие или операция службы безопасности должны утверждаться определенным лицом, чье имя должно быть проставлено на письменном распоряжении.
Должны существовать ясные письменные правила, регулирующие деятельность каждой такой службы и ответственность ее руководителей.
Если личности сотрудников, не являющихся руководителями, обычно не подлежат разглашению, то внутренние досье служб безопасности должны подтверждать, кто санкционировал любое действие.
<b>Принцип 14: Роль секретных служб должна определяться открыто </b>
Законодатели и другие заинтересованные граждане должны иметь право участвовать в принятии решений по вопросам, касающимся определения целей и задач секретных служб, а также разрешенных законом средств, которыми они вправе воспользоваться.
Если суть или отдельные вопросы относительно источников информации и методов деятельности остаются секретными, цели и методы секретных служб должны определяться открыто.
<b>Г. Свобода слова и доступ к официальной информации с точки зрения интересов национальной безопасности</b>
<b>Принцип 15: Право на доступ к официальной информации </b>
Государство имеет позитивную обязанность предоставлять информацию, которая должна быть признана необходимой и достаточной для осуществления права граждан на информацию, за некоторыми исключениями, необходимыми для предотвращения определенного и очевидного ущерба национальной безопасности.
Право граждан на информацию о деятельности правительства является краеугольным камнем конституционной демократии.
Любое исключение из этого общего принципа должно соответствовать ниже изложенным требованиям.
<b>Принцип 16: Право на доступ к информации о службах безопасности </b>
Ни одно государственное учреждение не должно оставаться вне контроля со стороны представителей народа, поскольку иное сделает невозможным общественное обсуждение вопросов, относящихся к защите национальной безопасности.
Секретные государственные учреждения являются серьезной угрозой для конституционных демократий, поскольку контроль предполагает как можно большую степень их открытости. В то же время отдельные народы сталкиваются с реальными угрозами собственной безопасности, и действия государства по защите национальной безопасности должны иногда осуществляться секретно, чтобы оставаться эффективными. Таким образом, и при демократическом режиме могут существовать государственные учреждения, действующие в некоторой степени секретно, для защиты определенных аспектов национальной безопасности и ее укрепления. Чтобы подобные секретные службы не угрожали гражданскому обществу, они должны подчиняться закону и общественному контролю, как и все остальные государственные учреждения
.
<b>Принцип 17: Судебная защита права на информацию </b>
Должен обеспечиваться независимый судебный пересмотр решений органов власти о сокрытии информации в интересах национальной безопасности.
<b>Принцип 18: Интерес общественности в обнародовании информации </b>
Каждый закон или решение по вопросам обнародования или получения официальной информации должны рассматривать общественный интерес в получении необходимых сведений как приоритетный.
<b>Принцип 19: Ограничительное толкование государственной тайны </b>
Государство не должно безусловно относить любые сведения по вопросам национальной безопасности к государственной тайне, но обязано определить в законе только те специфические и ограничительно толкуемые виды сведений, которые не должны подлежать разглашению в целях защиты законных интересов национальной безопасности.
Любая классификационная система должна разрешать классификацию только тех открыто и однозначно определенных видов сведений, разглашение которых может нанести очевидный ущерб национальной безопасности, не оправданный интересом общественности в получении информации.
Государство не должно объявлять любые сведения составляющими государственную тайну, если они не являются известными только государству на момент объявления их государственной тайной.
Необходимо ясное указание, притом письменное, что данная информация подпадает под категорию секретной.
<b>Принцип 20: Разглашение государственной тайны </b>
Открытое разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицами, не являющимися государственными служащими, не должно рассматриваться как состав преступления.
Определение "государственной тайны" должно соответствовать изложенным выше требованиям.
Государство, разумеется, вправе наказывать шпионаж, умышленную непосредственную передачу сведений, составляющих государственную тайну, иным государствам.
<b>Принцип 21: Защита свободы слова </b>
Никто не должен подвергаться наблюдению или наказанию за критические или оскорбительные замечания в адрес государства, государственной политики или действий, а также должностных лиц, если данные действия не были умышленными и не имели непосредственной целью спровоцировать насилие.
<b>Принцип 22: Доступ в "горячие точки" </b>
Государство не должно препятствовать журналистам или представителям общественных организаций посещать территории, в отношении которых есть основания полагать, что там нарушаются права человека или принципы ведения войны. Государство не должно высылать журналистов или представителей общественных организаций из мест, где происходят вооруженные конфликты или насилие, если только присутствие этих лиц не причиняет очевидной угрозы безопасности для других.
<b>Принцип 23: Иммунитет журналистских источников </b>
Защита национальной безопасности не должна служить основанием для высылки журналиста, отказывающегося открыть анонимный источник.
Этот принцип не относится к другим основаниям принудительного обнародования журналистских источников, например, с целью предупредить совершение преступления.
<b>Д. Защита других прав личности с точки зрения национальной безопасности</b>
<b>Принцип 24: Ограничения на наблюдение и сбор информации </b>
Необходимы четкие законодательные ограничения на наблюдение со стороны государства за физическими и юридическими лицами, включая:
i) ограничения на сбор и хранение персональных данных и других сведений о частных лицах и организациях, осуществляющих право на свободу слова или законную политическую деятельность, а также ограничения на сбор информации о законных выступлениях, политической деятельности или религии, политической деятельности при сборе информации о нелегальной деятельности организаций или отдельных лиц;
ii) запрет на вмешательство или препятствование со стороны государственных учреждений политической деятельности частных лиц и организаций.
<b>Принцип 25: Службы безопасности и наблюдение </b>
Службы безопасности не должны вести расследование или помещать под наблюдение граждан или резидентов, если нет достаточных оснований полагать, что данное лицо совершило или намеревается совершить уголовно наказуемое деяние в интересах иного государства, а именно, имеющее признаки шпионажа или терроризма.
Любой розыск или лишение свободы, включая электронное слежение, должны быть предварительно одобрены судьей или должностным лицом, осуществляющим судебную власть.
Следствие, включая аресты, розыск, лишение свободы или электронное слежение, должно осуществляться правоохранительными органами, а не службами безопасности.
Деятельность служб безопасности, в отличие от правоохранительных органов, не должна быть направлена против граждан собственной страны, пребывающих в ней на законных основаниях резидентов, беженцев или лиц, получивших статус политических беженцев, если нет достаточных оснований полагать, что данное лицо вовлечено в шпионаж, саботаж или террористическую деятельность в интересах иного государства.
Даже в этом случае должны применяться нормы уголовного процесса, если существует значительная вероятность того, что государство начнет уголовное преследование данного лица за указанные преступления.
Кроме того, законы и правила в отношении прослушивания телефонных разговоров и других форм электронного слежения должны оберегать интересы всех резидентов, граждан, находящихся за границей, а также любых иных лиц за пределами государства, против которых оно намеревается возбудить уголовное обвинение.
<b>Принцип 26: Справедливое судопроизводство </b>
Обвиняемые в уголовных преступлениях должны иметь право: знакомиться с любой информацией по данному делу, которой располагает государство; вести очные ставки и перекрестные допросы свидетелей; на гласный процесс; если данные лица являются штатскими, их дела не должны рассматриваться военными трибуналами, даже если дело касается государственной тайны или информации с ограниченным допуском.
<b>Принцип 27: Процессуальные права </b>
Стороны гражданского процесса имеют право получать соответствующую необходимую информацию при исках против государства или должностных лиц за нарушение прав истцов и в судебных разбирательствах о законности иммиграции, даже если дело касается государственной тайны или информации с ограниченным допуском.
<b>Принцип 28: Права государственных служащих </b>
Если секретные службы уполномочены собирать информацию о благонадежности лица, доступ которого к информации с ограниченным допуском является частью его или ее служебных обязанностей как государственного служащего, право на неприкосновенность частной жизни, процессуальные и другие субъективные права данных лиц должны уважаться, включая предупреждение данных лиц о том, что такая информация будет собираться, и получение их согласия на это.
Секретные службы не должны осуществлять слежку за данными лицами под видом их "защиты" без ясного письменного разрешения на это и не должны лишать этих лиц доступа к обжалованию такого разрешения.