МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Alime Enver: Каждый должен дорожить прежде всего землей предков

06/15/2003 | line305b
Каждый должен дорожить прежде всего землей предков

Алиме Энвер, г. Судак, газета «Къырым», 13 июня 2003 г., №23 (739)

После распада великих империй и государств всегда оставались невостребованные воины когда-то могучих армий, сокрушавших мир. Так, после крушения Римской империи, оказались далеко от своей Родины на территории современной Румынии латиняне. Так, после Чингизхана появились татары, истребленные им, но оставившие свое имя народам, не имевшим никакого отношения к их происхождению и к имени.
Все тысячелетия начинались новыми войнами, С Запада на Восток и с Востока на Запад шли воины честолюбивых завоевателей Александра Македонского, Аттилы, Чингизхана, русских царей и императоров, Наполеона... Они меняли системы, смешивали народы и стремились к власти, к покорению мира:

В стяжательстве друг с другом состязаясь,
Все ненасытны в помыслах своих.
Себя прощают, прочих судят строго,
И вечно зависть гложет их сердца.
Все, как безумные, стремятся к власти.
(Цюй Юань)


Как показывает жизнь, в этом смысле мир абсолютно не менялся, также, как и не переставая, смешивались, изменялись народы.
После исчезновения Хазарского каганата "потомки древних хазар в долине Дона приняли наименование "бродники". Потомки бродников впоследствии сменили этноним - они стали называться казаками. Тесные связи с Черниговским княжеством, русский язык, ставший обиходным, и православие, принятое еще в IX в. позволили им войти в русский этнос в качестве одного из субэтносов"(1).

Известно, что на исторической арене казаки появились в конце XV в. после распада Золотой Орды и создания Московского государства, которое после завоевания Казани, Астрахани и Сибири резко усилилось. Русский царь фактически явился наследником монгольского хана. Свержение татарского ига свелось к замене "татарского" хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву.

Значительную часть бояр и других служилых людей московского царя составляли представители "татарской" знати. Разбросанные по всей бывшей Золотой Орде, казаки использовались во все смутные времена при захвате власти. Слово "казак" производное от тюркского "качак" - беглец, где буква "ч" звучит как русское "з". Среди донских казаков была сильная прослойка населения собственно тюркского происхождения.
В поисках своей доли эти непокорные люди шли туда, куда вела их фантазия. Одни направлялись в привольные степи, где основывали военные общины, другие "на месте" группировались в шайки и занимались грабежом.

В начале XVI в. численность казаков значительно увеличилась - в основном за счёт беглых крестьян и других социальных групп (в периоды кризисов, войн, голода). Разные по происхождению и вероисповеданию, но объединенные одной целью в борьбе за существование, они стали заселять земли Северного Причерноморья и иные благодатные места. В степях появились хутора с военно-общинным укладом жизни. Так было и в среднем течении Днепра. В 1589-1590 гг. Сейм издает постановление о Запорожье, которое является первым упоминанием о казачестве этих мест.
Казаки ведут кочевой образ жизни, разоряют селения на берегу Черного моря под начальством кошевого Сулимы. Первым гетманом Запорожья избирается атаман Сагайдачный. Постепенно Сечь становится активным политическим игроком, использующим разногласие соседних держав.
Отношения между Крымским ханством и Запорожской Сечью были неоднозначными. В XVII в. стычки на границах не прекращались, казаки громили и жгли прибрежные города и сёла Крыма: Активное участие в их походах против крымцев вместе с казаками принимали калмыки. В ответ ханы разоряли Украину. В.Возгрин утверждает, что набеги крымцев превосходили казацкие и польские масштабом, но не жестокостью. С запорожцами да и с поляками сравниться в этом было трудно. Крымцы берегли пленных как зеницу ока. (6,219)

В 1647 г. после разлада с Польшей Богдан Хмельницкий отправляется в Бахчисарай с целью войти в союз с крымским ханом против Польши. Б.Хмельницкий был образованным человеком, знал польский и латинский языки, после двухгодичного плена в Турции хорошо владел турецким. В Крыму обстановка тоже благоприятствовала для сотрудничества.
Энергичный крымский хан Ислям-Гирей, воспользовавшись моментом ослабления контроля со стороны Турции, решил проводить самостоятельную политику. Заключив союз с запорожцами, он в 1649 г. решил совместно с Б.Хмельницким выступить против Польши. Политические и военные союзы и ранее, и в последующем успешно заключались Мухаммед Гиреем, Шагин-Гиреем.

Шесть лет длился союз Ислям-Гирея с Б.Хмельницким. Тесные экономические связи между Запорожской Сечью и Крымским ханством продолжались и в военное время. Ведение натурального хозяйства требовало знаний природных условий. У казаков их не было. Всё необходимое они находили грабежом.

Ханы позволяли казакам добывать соль, которая затем экспортировалась в Россию и Польшу. Разрешали заниматься рыбной ловлей в черноморских и азовских водах. Казаки взамен давали возможность пасти скот на своих землях.

В 1681 г. в Бахчисарае был подписан мирный договор, согласно которому перемирие устанавливалось на двадцать лет. Рубежи определялись по Днепру. Однако мир был недолог. И не по вине Крыма. В 1683 г. образовался австро-польский антитурецкий союз, поддержанный Москвой.
Гетман И.Самойлович, считая, что войну начинать "не из-за чего", отказался менять мир на войну. Константинопольский патриарх Дионисий полагал, что нападение на Крым принесет больше вреда, чем пользы. Сторонники войны ссылались на интересы всех православных...

До революции 1917 г. существовало 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченс-кое, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское. Таким же статусом обладали Иркутский и Енисейский конные полки. Численность населения в казачьих войсках на 1 января 1913 г. составляла чуть больше 9 миллионов человек. Из них войскового сословия 4165 тысяч.
Как видим из истории, в Крыму казачества никогда не было, поскольку потом, в советское время, казачество особо не жаловали даже в местах его традиционного расселения.

В Крым казаки пришли якобы защищать православие. Возникает вопрос: от кого? Как известно, в Крыму коренным населением являются крымцы. И кто бы как бы не хотел "изменить" данный факт - это невозможно в силу этнического и природного слияния народа с данным ландшафтом.
Недавно в "Крымской правде" был броский заголовок: "В субботу русские Крыма ощутили себя народом". Странно, кем же тогда они себя ощущали раньше? Да, жить далеко от Родины очень тяжело. Это мы знаем, как никто другой:


В стране чужой, красивой,
но не милой
Я понял: краше нет своей Земли,
Земли святой, где матерей могилы...
(Решид Мурад).


Заглушить генетическую память невозможно. Зов Родины сильней всех земных благ. Невозможно отнять у русского человека Россию, у армянина Армению, у украинца Украину. Определяют же родину этносов институты и академии наук, которые столетиями изучают и собирают материалы в единую систему. "До принятия ислама Крым входил в состав или находился в сфере влияния различных государств с относительно развитой правовой системой и религией". (2,54)
Коренное население Крыма в разные периоды истории исповедовало разные религии, в том числе иудаизм и христианство. У крымцев в числе святых были Георгий, Николай, Дева Мария, имелись места совместного паломничества, дервиши славили великого пророка Ису (Христа). Современников поражало то, что ханы круглый год ставили свечи Успенской божьей матери. Так что уважаемым казакам защищать Крым и православие от крымцев и их наследия не следует. Нет оснований. Никаких. Абсолютно...




Литература:
1. Казаки. Этносословные группы в составе русских и других народов. См. "Народы России". Энциклопедия. 1994 г.
2. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь, С-Петербург 2001 г.
3. Гумилев Л. Черная легенда, М., 2003 г.
4. Гумилев Л. Древняя Русь и Великая Степь, М., 2002 г.
5. Гордеев А.А. История казаков, М., 1993 г.
6. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар, М., 1992 г.
7. Брокгаузъ Ф.А., Ефронъ И.А. Энциклопедический словарь. С-Петербург, 1898 г.

Перепечатка из Крымских Аспектов http://aspects.crimeastar.net


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".