МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КРЫМА

12/21/2003 | Иван Помидоров
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КРЫМА.


В конце ноября группа крымско-татарских радикалов учинила погром в Бахчисарайской горадминистрации. Формальная причина - препятствия в возвращении крымским татарам их исконной собственности на полуострове и прежде всего в Бахичасарайском - столичном районе бывшей Крымско-Татарской автономии РСФСР. Конфликт вроде бы уладили, но никого из погромщиков не привлекли к ответственности. Таких случаев в Крыму становится больше день ото дня, причем после обострения российско-украинских отношений из-за Тузлы крымско-татарские меджлис (парламент) и курултай (совет министров) в совместном заявлении подчеркнули, что "коренное население Крыма и вся крымско-татарская диаспора защитят свою родину от посягательств со стороны российского империализма". По информации украинских и турецких источников, в Крыму уже формируются боевые крымско-татарские группы, основная задача которых - репрессии против русского населения и российской собственности на полуострове, если дадут "команду". Не исключено, что в Крыму постепенно разыгрывается вариант Боснии и Косова.

По оценкам экспертных организаций, через несколько лет минимум 70% высокоплодородных земель Крыма и больше половины его курортных районов станут "достоянием" крымско-татарской диаспоры. Одна из причин - согласие Киева и Симферополя на продолжение репатриации крымских татар, подчеркнем, не только из бывшего СССР. А это, за небольшим исключением, клановый "многопрофильный" бизнес, который не стесняется в средствах для "экспроприации" Крыма. Масла в огонь нарастающего противостояния подливают, во-первых, недавнее признание Турцией крымско-татарских меджлиса и курултая единственно законными органами власти на полуострове, что, подчеркнем, не было опротестовано ни Россией, ни Украиной. А во-вторых - в середине ноября украинский президент Леонид Кучма лично наградил председателя упомянутого меджлиса М. Джамилева (лидера крымско-татарских националистов с 1970-х годов) в связи с его 65-летием, орденом Ярослава Мудрого. Аналитики расценили этот факт как своего рода сигнал для большей агрессивности крымско-татарского движения в отношении русских и России.

Из недавних сообщений местных СМИ: "...В 2004 году в Симферополе будет восстановлено священное для крымских мусульман место - могила святого Салгир-бабы. Горисполком Симферополя рассматривает вопрос выделения Верховному управлению мусульман Крыма дворика перед квартирой 14-а на ул. Воровского, д. 7, где расположена могила". Дворик-то выделяют, а вот хозяев дворика, похоже, не берут во внимание. По мнению заместителя городского головы Симферополя Бекира Дудакова (крымского татарина), высказанного им официально, "пока вопрос отселения жильцов не решен, нет ничего страшного в том, что верующие зайдут во двор, помолятся. Стоит ли им препятствовать?"

Так, собственно, и провоцируются межнациональные, межконфессиональные конфликты. Кстати, в опубликованной в конце октября 2003 года бахчисарайской газете "Авдет" ("Возрождение") статье члена президиума крымско-татарского меджлиса и... первого заместителя председателя Верховного Совета Крыма Ильми Умерова есть конкретная "наводка": "Решение вопросов финансирования как системы национального самоуправления, так и мероприятий, направленных на возрождение нашего народа, возможно при создании национального крымско-татарского бюджета. Система, предлагаемая мной, достаточно проста и не требует больших организационных затрат: каждый крымский татарин облагается налогом в размере 1 гривны в месяц, создаются специальная крымскотатарская казна и комиссия из самых уважаемых представителей нашего народа, отслеживающая правильное расходование этих средств. Сегодня в Крыму проживают 262 тысячи крымских татар - значит, ежемесячно мы будем иметь 262 тысячи гривен на решение проблем крымско-татарского народа. Эти средства могли бы быть использованы на обеспечение деятельности свыше 300 местных и 22 региональных меджлисов".

Воистину соломоново решение. Особенно если учесть, что вся крымско-татарская диаспора ныне насчитывает около двух миллионов человек, в том числе почти один миллион пока проживает в Турции. А по данным же российских, украинских и турецких источников, минимум 400 тысяч крымских татар переселятся в Крым в будущем году...

Минувшее лето было самым "урожайным" по количеству так называемых самозахватов в Крыму, проведенных под руководством меджлисов. Например, в разгар курортного сезона в Ялте крымские татары захватили тамошние заповедные земли: около 30 активистов меджлиса разместились на территории горно-лесного природного заповедника и установили там тенты. Нарушители заявляли, что это не самозахват, а "возвращение земель", - но когда и в какой такой истории было зафиксировано, что даже их прадеды якобы жили на этих землях? Аналогичные самозахваты состоялись в Симеизе и Гурзуфе, натиску татар подвергаются Судак, Джанкой, Коктебель, Саки, Керчь...

Местные же власти едва ли не потворствуют таким акциям - неспроста, повторим, лично г-н Кучма наградил М. Джамилева высшим украинским орденом. Так, мэр Ялты Сергей Брайко и лидер крымских татар М. Джамилев недавно подписали протокол об урегулировании проблемы наделения крымских татар, в том числе вновь прибывающих, плодородными землями в районе Ялты. В ответ группа активистов из числа славянского населения Ялты решила создать русскую городскую думу - в противовес татарскому натиску - и также требовать предоставления участков под строительство жилых домов. А почему бы и нет: в очереди на жилье в Ялте стоят тысячи граждан и почему, наконец, татарам можно все, а всем остальным ничего? Правда, ялтинская горадминистрация так и не ответила на упомянутое предложение.

Крымские власти с равнодушием относятся к проблеме Свято-Успенского монастыря: эта православная святыня неожиданно оказалась под угрозой в городе Бахчисарае - столице Крымского ханства и Крымско-Татарской АССР. Монастырь был в прошлом году восстановлен из руин силами его обитателей и прихожан на средства от пожертвований. В 2001 году монастырю был в соответствии с действующим законодательством выдан государственный акт на право пользования землей, но с того момента к этому "объекту" стали проявлять интерес районные и городские власти Бахчисарая, подстрекаемые (или оплаченные?..) крымско-татарскими активистами. Первоначально они заявляли, что монастырь стоит на пути к Зынджырлы-медресе и мешает им проходить к их мусульманским святыням. Когда многочисленные комиссии убедились, что это требование лишено оснований, тогда "истцы" нашли другой вариант: отобрать или купить за бесценок у монастыря госакт на владение землей и передать его татарским бизнесменам. Формальный предлог весьма убедительный: создать на освободившейся территории рабочие места для местных татар, построить рестораны, бары, гостиницы, канатную дорогу над монастырем и т.п. Такое предложение местными властями было встречено "дружелюбно": 8 августа 2003 года на заседании горисполкома было решено передать на в горсовет Бахчисарая вопрос об отмене решений 2000 и 2001 годов, на основании которых Свято-Успенскому монастырю был выдан государственный акт на право пользования землей. Причем это решение позитивно комментировалось в крымскотатарской прессе Турции...

Русские и украинские жители Крыма, да и тамошние отдыхающие были, мягко говоря, удивлены, узнав, что в горной части крымского южнобережья в октябре основала свои владения некая духовная организация под названием "Ай-Фаар", якобы зарегистрированная на территории России. Она заключила вроде бы договор сроком на 25 лет с Ялтинским горно-лесным заповедником на аренду его помещений (заметим, - на плато знаменитой горы Ай-Петри). Но чем занимаются обитатели упомянутого "центра", в том числе приехавшие не только из республик бывшего Союза, но и из Турции, Польши, Иордании? Правоохранительным органам России и Украины известно, что в лагере "Ай-Фаар" инструкторы - крымские татары из Турции - проводили занятия по манипулированию сознанием и психикой участников этой, как выяснилось, тоталитарной секты, используя методики, напоминающие систему подготовки боевиков-смертников. Власти же не реагировали и не реагируют...

Итак, сперва крымских татар вернули (в 1988-1991 гг.) из Сибири и Центральной Азии в Крым без права на автономию, что и заложило там "боснийско-косовскую бомбу". Затем (в 1993-м) полуостров объявили "открытым" для репатриации крымских татар из любых стран. А теперь они, понятное дело, требуют восстановления именно крымско-татарской автономии и даже полной независимости этого региона, хотя и под протекторатом Турции и США. Ну, а захват земель, курортных районов, других объектов - весьма расхожий способ решения упомянутых задач. Так, напомним, было не только в Боснии и Косове, но и в Палестине в 1947-48 годах, когда в канун провозглашения независимости Израиля еврейские поселенцы, что называется, огнем и мечом захватывали земли палестинских арабов при попустительстве тогдашней - британской администрации в регионе.

Очевидно, что обострение "азовских" споров между Россией и Украиной вполне может стать детонатором для кровавого передела в Крыму: тамошние межэтнические и межконфессиональные конфликты, похоже, созрели для боснийского или косовского сценариев.


Алексей ЧИЧКИН. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ КРЫМА. // Русский вестник (Москва).- 13.12.2003


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".