МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Москаль: У цыган, ассирийцев и крымских татар нет исторической р

02/05/2004 | line305b
Москаль сравнил татар с цыганами и ассирийцами

Крымскотатарские писатели считают нецелесообразным дальнейшее нахождение председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Геннадия Москаля на занимаемой должности. Об этом говорится в заявлении, принятом на общем собрании крымскотатарских литераторов, сообщает «Контекст-медиа».
«Мы, крымскотатарские писатели, глубоко возмущены безответственным высказыванием председателя Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции Геннадия Москаля на пресс-конференции в Крыму 30 января сего года, — говорится в заявлении. — Его высказывание было распространено газетой «Крымская правда» (№ 19 от 31.01.04) курсивным жирным шрифтом на первой полосе: "Г. Москаль: "У цыган, ассирийцев и крымских татар нет исторической родины, а в Крыму нет межэтнических конфликтов"".
Авторы документа расценивают данное высказывание как «оскорбление крымскотатарского народа», который, по их мнению, является коренным народом в Крыму, а Крым — его исторической родиной. «Подобным заведомо ложным заявлением председатель Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции явно вызывает межэтнический конфликт накануне 60-летия депортации крымских татар, и это на руку некоторым шовинистически настроенным против крымских татар газетам для разжигания межнационального конфликта», — отмечается в заявлении.
В завершение крымскотатарские писатели требуют от Г. Москаля публичного извинения перед крымскотатарским народом.
Как сообщил агентству «Контекст-медиа» председатель Совета по крымскотатарской литературе Крымской республиканской организации Национального Союза писателей Украины Шакир Селим, под данным документом поставили свои подписи 23 крымскотатарских литератора. Текст заявления будет направлен Президенту Украины Леониду Кучме, Премьер-министру Виктору Януковичу, народным депутатам Украины Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову, а также самому Г. Москалю.

ForUm

Відповіді

  • 2004.02.05 | Станiслав Потоцький

    москаль он и есть москаль...

    Был поражен, услышав фразу господина Москаля о "цыганах, ассирийцах, крымских татарах и прочих народах, не имеющих исторической родины и нашедших ее в Крыму".
    Потрясающее открытие! Вероятно, по его мнению, крымские татары однажды возникли в каких-то неизвестных краях (родины-то ведь у них нет!), случайно назвали себя "крымскими татарами", много веков скитались таборами по свету, а потом вдруг взяли и нашли себе родину в Крыму?

    Поразительно здесь то, что эту фразу "родил" не какой-нибудь шовинист-журналист, а киевский чиновник, который по долгу службы как раз и должен заниматься проблемами репатриации крымских татар.
    То, что господин Москаль не разбирается в вопросе, неудивительно - он милиционер, а не ученый. Удивительно здесь то, что подобным неосведомленным господам поручают руководить национальной политикой государства.

    Но ведь у него должны быть помощники, ведь кто-то же составляет для Москаля информационные материалы, формирует его позицию? Похоже, что это делают непосредственно участники митингов типа "Крым - Россия".
    Конечно, дать аргументированный ответ этой фразе должны прежде всего сами крымские татары. А я пишу потому, что мне как украинцу стыдно слышать, когда украинское правительство в лице Москаля выдает подобные "откровения".

    Вячеслав Грищенко
    Ялта

    http://www.cgi2you.com/cgi-bin/guestbook.pl?user=osmium&whatdo=view (гостевая книга ПолуОстрова)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2004.02.05 | Оглядач

      Re: Я б не поспішав з оцінками,




      ...а з початку розібрався б в тому, хто сказав такі слова - Москаль чи журналіст з "Кримської правди"…

      Отже, ознайомтеся і з іншою точкою зору:

      Геннадій Москаль: “Не треба піддаватися дрібній провокації!”

      Останніми днями засобами масової інформації, переважно інтернет-виданнями, розповсюджено заяву, прийняту на зборах кримськотатарських письменників щодо низки висловлювань Голови Державного комітету України у справах національностей та міграції Г. Москаля.

      У зазначений заяві кримськотатарські письменники висловлюють своє обурення тим, що під час проведення Г. Москалем зустрічі у Сімферополі (30 січня 2004 року) з представниками національно-культурних товариств і засобів масової інформації з його боку, мовляв, були проголошені висловлювання про те, що “у циган, ассірійців та кримських татар немає історичних батьківщин...”.

      Справедливо вважаючи подібні висловлювання як такі, що ображають національні почуття та гідність кримськотатарського народу, кримськотатарські письменники при цьому посилаються на сумнозвісну у Криму газету “Кримська правда”, яка у номері від 31 січня 2004 року надала власний матеріал щодо зустрічі Голови Держкомнацміграції України з представниками кримських національно-культурних товариств.

      Як на наш погляд, саме така надмірно довірливість письменників до свідомо перекрученої “Кримською правдою” інформації, привела до необґрунтованих звинувачень Голови Держкомнацмінрації Г. Москаля в таких висловлюваннях, які ним ніколи не проголошувалися.

      Надаючи таку репліку, вважали б доречним ознайомити громадськість з текстом Заяви Державного комітету України у справах національностей та міграції від 05 лютого 2004 року. З оригіналом зазначеної Заяви також можна ознайомитися на сайті Держкомнацміграції України за адресою - http://www.scnm.gov.ua/ua/a?news_ofic_027.

      ЦІДКТ-ІНФОРМ


      ЗАЯВА
      Державного Комітету України у справах національностей та міграції
      №1509 від 5 лютого 2004 року

      30 січня 2004 року Голова Державного комітету України у справах національностей та міграції Геннадій Москаль, після зустрічі з керівниками національно-культурних товариств АРК, провів прес-конференцію, куди були запрошені всі засоби масової інформації Криму. На згаданій прес-конференції ніяких питань, зв'язаних з кримськотатарськими проблемами, окрім інциденту в селі Веселе в Судакському районі, а також, чи не зв'язаний приїзд Голови Держкомнацміграції до підготовки заходів щодо 60-річчя депортації, не було.

      В ході зустрічі постало питання про допомогу у вивченні мов, а також про інші форми допомоги з боку історичних батьківщин для своїх співвітчизників. Як приклад були наведені держави Ізраїль, Польща, Болгарія, Греція та інші, які найбільш ефективно оказують допомогу своїм закордонним співвітчизникам. Геннадій Москаль сказав, що кримські татари, кримчаки, караїми, роми, гагаузи, ассирійці не мають іншої країни крім України, яка може надати їм сприяння у вивченні рідної мови, літератури, а також допомогти матеріально національно-культурному розвитку. Всі турботи по розвитку і підтримці даних народів лягають виключно на Україну

      На жаль газета "Крымская правда" у номері від 31 січня подала матеріал : Геннадій Москаль "У цыган, ассирийцев и крымских татар нет исторической родины, а в Крыму нет межетнических конфликтов", що повністю перекручує зміст проведеної зустрічі, приписуючи голові Держкомнацміграції слова, які він не казав і не міг казати. Так, Голова Держкомнацміграції і співробітники Комітету на прес-конференціях, виступах, доповідях, семінарах, ніколи не вживають слово "цыган", а виключно "ром", "роми", "ромська громада". При цьому було надруковано з зустрічі фотографію, яка зроблена ще у 1997 році, що додатково свідчить про "достовірність" надрукованого матеріалу. Тому відповідальність за всі викривленні висловлювання лягає повністю на автора статті і редакцію газети.

      Кримськотатарським письменникам необхідно не користуватись сумнівними публікаціями в газеті "Крымская правда", а приходити на зустрічі Голови Держкомнацміграції із лідерами національно-культурних товариств, де постійно йде мова про випуск книг, розвиток мови і духовності, в тому числі й кримськотатарського народу. Держкомнацміграції і особисто голова, Геннадій Москаль, не бачить причин для публічного вибачення перед кримськотатарськими письменниками і висловлює жаль, що вони піддались на дрібну провокацію.

      Також слід відзначити, що на запитання щодо подій у селі Веселому Судакського району, Геннадій Москаль заявив, що це виключно побутовий конфлікт. В Криму, як і в Україні в цілому, за 13 років незалежності не було і не має підґрунтя для міжнаціональних та міжетнічних конфліктів

      На території АРК проживає поруч 130 національностей і народностей, і можливе виникнення конфліктів на побутовому рівні, а основна задача місцевої влади їх своєчасно попереджувати. В ст.11 Конституції України сказано, що Держава сприяє консолідації та розвиткові нації, її історичної свідомості, традицій і культури, а також розвиткові етнічної, культурної, мовної та релігійної самобутності всіх корінних народів і національних меншин в Україні.

      Хто в Україні може мати статус корінного народу має бути визначено Законом України, розробка якого триває. Держкомнацміграції заявляє, що й надалі буде робити все необхідне для повного повернення кримськотатарського народу в АРК, його облаштування і інтеграції в українське суспільство та підвищення рівня соціального захисту.

      http://www.cidct.org.ua/uk/news/6.html
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2004.02.06 | line305b

        для Крымской Правды должны быть юридические последствия...

        ....если "перекручивание" действительно имело место, как утверждает Москаль. Писатели оказывают вполне обоснованное давление - пусть заставляет КП по меньшей мере извиниться публично - лучше отвечать в суде...
  • 2004.03.05 | Родина есть, но не в Крыму

    Re: Москаль: У цыган, ассирийцев и крымских татар нет исторической р

    Не понятно почему народ (татары), поселившийся в Крыму лишь в 17 веке считает, что здесь его историческая родина.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2004.03.10 | Тульский пряник

      Re: А почему только татары, а не армяне?

      Может быть и крымским армянам тоже следовало бы объявить Крым своей исторической Родиной. Ведь жили они там и до семнадцатого века, а депортировали их вместе с татарами, как ненадёжных, после оргвыводов последоваваших за осадой Севастополя.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2004.03.11 | line305b

        Потому что..

        1. Каково их отношение к Армении - это не историческая родина? Если нет, то могут таковой объявить Крым...

        2. Отношение высказывается действием - в крымскотатарском случае родину не "объявляли", а на нее "вернулись".
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2004.03.11 | Тульский пряник

          Надо быть более осведомленным.

          Ну знаете ли, то что Вы сообщили вовсе не аргумент, по той прчине что и у татар есть своя историческая Родина, вопрос не в этом.
          Что же касается армян, то я вижу что Вы и вовсе не владеете информацией о том что крымские армяне тоже возвращаются на свою Родину - Крым.

          Краткая справка по пункту 1

          Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I век до н.э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором (Митридат Понтийский). Это II - I века до н. э. Позднее, в V-VI веках н. э. византийские императоры армянского происхождения размещали военные армянские отряды на дальних окраинах своей империи, в том числе и в Крыму.

          В XI веке после вторжения в Армению турок сельджуков в Крым эмигрируют армяне на постоянное жительство. Они, в основном, расселяются в горном юго-восточном Крыму: в Кафе (Феодосии), Судаке, а позднее - в основанном крымскими татарами городе Кырым (Старый Крым).

          Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках — это время монгольских нашествий на Армению. С начала XIV века армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории.
          К началу XV века две трети населения Кафы составляли армяне (это около 45 тысяч человек). В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именуется “Приморской Арменией”.
          При захвате Крыма турками в 1475 году часть крымских армян погибла, часть силой была увезена в Стамбул.

          Оставшиеся в живых не покинули пределы полуострова. Оживились ремесленное производство и торговля, восстанавливались древние храмы и монастыри, обновлялись старинные рукописи, открылись учебные заведения, среди которых особенно славилась духовная семинария монастыря Сурб Хач. Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века. После присоединения Крыма к России царское правительство предоставило армянам льготы, освободив их от налогов и службы в армии на 10 лет, а также дав возможность получения удобных земель.
          При захвате Крыма турками в 1475 году часть крымских армян погибла, часть силой была увезена в Стамбул.

          Оставшиеся в живых не покинули пределы полуострова. Оживились ремесленное производство и торговля, восстанавливались древние храмы и монастыри, обновлялись старинные рукописи, открылись учебные заведения, среди которых особенно славилась духовная семинария монастыря Сурб Хач. Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века. После присоединения Крыма к России царское правительство предоставило армянам льготы, освободив их от налогов и службы в армии на 10 лет, а также дав возможность получения удобных земель.

          Особняком в плеяде деятелей армянской культуры стоит имя великого мариниста - Ивана Константиновича Айвазовского (Оганеса Константиновича Айвазяна). Он родился 17 июля 1817 г. в Феодосии. Отец его происходил из польских армян. Из Польши он переселился сначала в Молдавию, а затем в Крым.

          В XIX-XX вв. среди крымских армян значительное число составляли выходцы из Западной Армении и различных районов Турции. В результате на полуострове образовалась довольно солидная армянская колония со значительным числом населения: к концу столетия-около 9000, а в 1913-1914 гг., по неполным данным,-14-15 тысяч человек.

          Армянское население в основном размещалось в Симферополе, Феодосии, Карасубазаре, Старом Крыму, Евпатории, Ялте, а также в сельских местностях губернии.
          Как и другие народы Крыма, армяне настрадались и в годы войны, и в годы депортации. Свыше 11 тысяч человек выслали из Крыма в Сибирь и республики Средней Азии. Но народ не постарел душой. Он молод и прекрасен.

          По пункту 2

          Крымское армянское общество


          Крымское армянское общество образовано в 1989 году, оно стало одним из первых национально-культурных объединений Крыма. Первый председатель общества Анушаван Даниелян сумел добиться консолидации всех слоев армянского населения Крыма, собрать и организовать желающих участвовать в процессе возрождения давних традиций крымских армян. В настоящее время в состав Крымского армянского общества входят 14 региональных отделений, деятельность которых координируется Национальным Советом крымских армян. Высшим руководящим органом общества является Национальный съезд, созываемый не реже одного раза в четыре года.

          Общество представляет национальные интересы всех армян, проживающих в Крыму, включая депортированных с полуострова в 1944 году и их потомков. Основными целями и задачами его являются: реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и национального достоинства крымских армян, содействие гражданскому согласию и консолидации народов Крыма. Для возрождения армянской культуры общество приглашает на работу в Крым специалисты из Армении.

          В Симферополе, Судаке, Ялте, Алуште, Евпатории, Феодосии действуют армянские воскресные школы. В Симферопольском педагогическом училище обучаются армянские группы, которые призваны продолжить дело учащихся Халибовского училища и нести знания национального языка младшему поколению. В сентябре 1999 года в симферопольской школе №33 открыт первый в Крыму сводный класс армянского языка, где в дополнение к основной программе школьники начальных классов дважды в неделю имеют уроки армянского языка. Начало положено.

          При крымском армянском обществе есть и вокально-инструментальная студия “Зангак”, и кружок народного танца. Региональные отделения в Симферополе, Севастополе, Судаке, Ялте, Евпатории, Феодосии и поселке Айкаван имеют библиотеки, где собраны книги на армянском языке.

          По переписи 1989 г. в Крыму проживало 2794 человека армянской национальности, а на 1994 г., по данным ЦСУ Крыма, армянское население возросло до 4784 человек. В основном это городские жители, а также проживающие компактно в Симферопольском районе, где в селах - Пионерском и Белом - одновременно шло и строительство. Населенный пункт, строившийся в районе с. Белого, получил название Айкаван (Армянское).
          По разработанному прогнозу, в Крым должно приехать 19,5 тыс. человек, или 6094 семьи. Имеются заявления от армян, депортированных из Крыма и проживающих сейчас в среднеазиатских странах СНГ, России (Пермская обл., Краснодарский край) и Армении. Кроме Симферопольскою района, строительство будет вестись в с. Баланово Белогорского района и в Старом Крыму.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2004.03.11 | Slim

            Re: Надо быть более осведомленным.

            > После присоединения Крыма к России царское правительство предоставило армянам льготы, освободив их от налогов и службы в армии на 10 лет, а также дав возможность получения удобных земель.

            Так коротко и так тенденциозно о самом главном!
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2004.03.11 | Тульский пряник

              Re: Так коротко

              Потому что это была краткая справка, но Вы почему-то обратили внимание только на XXVII век и совершенно не заметили присутствия армян в Крыму ещё в I веке до нашей эры. ;-)
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2004.03.11 | Slim

                Re: Так коротко

                > Потому что это была краткая справка, но Вы почему-то обратили внимание только на XXVII век и совершенно не заметили присутствия армян в Крыму ещё в I веке до нашей эры. ;-)

                Но события, произошедшие с крымскими армянами в конце 18 века очень принципиальны с т.з. определения "исторической родины" армян в Крыму. Их убрали из Крыма под надуманным предлогом: спасти от турок или татар (надуманным, потому что армяне худо или бедно, но жили в Крыму сотни лет без посторонних спасителей и не уезжали). Причем, через через 5 лет после этого переселения Крым вошел в состав России, но тех крымских армян возвращать никто и не собирался - Крым заселился новыми армянами. Абсолютно такая же история с крымскими греко-христианами. Эта переселенческая политика Екатерины нанесла вред всем, включая саму Россию, т.к. отношения с местным населением было бы наладить куда проще при посредничестве местных греко-христиан и армян.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2004.03.11 | Тульский пряник

                  Вы правы, но отчасти.

                  В период борьбы с Турцией за Крым русское правительство решило лишить хана одной из основных статей его дохода, заставить пользоваться жалованием русского двора и вообще его благодеяниями. Так как промышленность, торговля, садоводство и земледелие находились в руках христиан-греков и армян, то решено было выселить их из Крыма.
                  Первым свое согласие на переселение дала верхушка колонии- представители духовной знати и зажиточной части купечества. Она надеялась, что на новых местах, получив обещанные русским правительством привилегии, для нее откроются широкие возможности для торгово-промысловой деятельности, а, следовательно, нового обогащения.
                  В окончательном склонении армян и греков к переселению сыграла и боязнь того, что в случае оставления русскими войсками Крыма предводители татар организуют резню христиан. Что уже бывало в истории во время крестовых походов в сирийском городе Адесе, когда мусульмане вырезали армян, делавших там войлок и что ещё будет в 1915 году.
                  Начатое в первой половине августа 1778 г. переселение христиан из Крыма завершилось 18 сентября. Армяне-переселенцы составляли 12598 человек. Им выделили полупустынные земли около Днепра и Самары. С начала 1779 г. армянское общество во всех своих обращениях к властям выдвигало просьбу перевести его на земли вокруг крепости св. Дмитрия Ростовского, удобные для коммерции и развития земледелия и промыслов. Екатерина согласилась. Но реально этот процесс был действительно трагическим.
                  После мучительного полуторагодичного перехода, унесшего немало человеческих жизней, к концу 1779 г. армянские переселенцы дошли до низовий Дона (числом уже только 9050 человек), где им отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью св. Дмитрия Ростовского.

                  После переселения в Азовскую губернию средневековая армянская колония в Крыму практически перестала существовать. Экономика полуострова в основных своих отраслях - торговля, ремесленное производство, земледелие - после ухода греков и армян пришла в упадок.
                  В феврале 1798 г. был принят манифест о заселении Крыма иностранными колонистами, дающий всем желающим право без различия звания и вероисповедания, по своему выбору обосноваться в любом месте полуострова, за исключением Севастополя, как военной гавани. Манифест освобождал иностранцев от рекрутской повинности, и многие армяне в конце XVIII и начале XIX в. стали перебираться в Крым, заложив основу новой армянской колонии на полуострове.
                  Переселение армян в Крым продолжалось вплоть до первой мировой войны и массового геноцида армян в Турции в 1915 г.
                  Среди армян, перебравшихся в Крым, постепенно крепнет идея поселиться в Старом Крыму, почти лишенном жителей, заселение которого интенсивно стало проводиться в 1805-1806 гг. Строительство и заселение города особенно ускоряются после открытия старокрымской армянской городской ратуши. К августу 1807 г. в Старом Крыму армянами было построено 160 домов, а проживало в нем 1500 человек, в большинстве армяне. Число жителей в городе к середине XIX века доходило до 4000 человек.
                  Количество крымских армян увеличивалось за счет григориопольских армян. По высочайшему указу правительствующего сената жителям армянского города Григориополь, основанного в 1792 г. недалеко от Дубоссар и неудобного для развития торговли и промыслов, разрешалось переселиться в другие места. В 1802 году значительное число григориопольских армян перешло в Старый Крым.
                  В XIX-XX вв. среди крымских армян значительное число составляли выходцы из Западной Армении и различных районов Турции. В результате на полуострове образовалась довольно солидная армянская колония со значительным числом населения: к концу столетия-около 9000, а в 1913-1914 гг., по неполным данным,-14-15 тысяч человек.

                  И неужели Вы считаете, что армяне, которые во второй раз "покорили" полуостров это "другие" армяне? Тогда чем по-Вашему друг от друга отличаются армяне, живущие в Ереване, Сан-Франциско, Париже или Краснодаре?
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2004.03.11 | Slim

                    Re: Вы правы, но отчасти.

                    > В окончательном склонении армян и греков к переселению сыграла и боязнь того, что в случае оставления русскими войсками Крыма предводители татар организуют резню христиан. Что уже бывало в истории во время крестовых походов в сирийском городе Адесе, когда мусульмане вырезали армян, делавших там войлок и что ещё будет в 1915 году.

                    Я уже писал, что армяне жили сотни лет в Крыму совершенно без внешней защиты и не уезжали, поэтому сомнительно, что они вдруг испугались "резни", тем более, когда Россия фактически стала контролировать ситуацию на полуострове. Также сомнительно, что после присоединения Крыма при согласии Екатерины армяне не пожелали бы вернуться в Крым.

                    > Начатое в первой половине августа 1778 г. переселение христиан из Крыма завершилось 18 сентября. Армяне-переселенцы составляли 12598 человек. Им выделили полупустынные земли около Днепра и Самары
                    > После мучительного полуторагодичного перехода, унесшего немало человеческих жизней, к концу 1779 г. армянские переселенцы дошли до низовий Дона (числом уже только 9050 человек), где им отводилось 86 тыс. десятин земли рядом с крепостью св. Дмитрия Ростовского.

                    Согласитесь, трудно представляется народ, который по собственной воле и с радостью уходит из благодатных районов Крыма в пустынную степь, только во время перехода потеряв четверть погибшими. Более убедительна версия, что переселение было организовано путем того, что различными путями получили согласие на перемещения из Крыма армянской церкви (духовенства и т.д.), поэтому оставшиеся просто не смогли бы исповедовать свою религию: либо они оставались армянами и уезжали, либо, потеряв религиозные институты, теряли религию и ассимилировались среди местных мусульман.

                    > И неужели Вы считаете, что армяне, которые во второй раз "покорили" полуостров это "другие" армяне? Тогда чем по-Вашему друг от друга отличаются армяне, живущие в Ереване, Сан-Франциско, Париже или Краснодаре?

                    Совершенно верно. Те старые крымские армяне так и остались на Дону. А новые армяне не имеют отношение к Крыму как к "исторической родине", поскольку их непосредственные предки никогда в Крыму не проживали.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2004.03.11 | Тульский пряник

                      Re: А здесь Вы полностью не правы.

                      Я предлагаю обсуждать эту тему в отдельной ветке, а не в "подветке" - "троля", поскольку я категорически не согласен с Вашей попыткой разделить армян на "имеющих право" и "не имеющих право".


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".