МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Уроки Закона Божего в школах (+)

06/29/2005 | sofu
такая тема есть на главном форуме:
http://www2.maidanua.org/news//index.php3?bn=maidan_free&key=1118388050&action=view

Это все напоминает знаменитое головокружение от успехов или крыша поехала 2.
Сегодня по всем новостым каналам прошли "обсуждения" данного вопроса. Кто-то явно проталкивает этот предмет. Только сегодня говорили, что это будут уроки христианской этики. Сугубо добровольные. Кто знаком с курсом школы, знает что это значит добровольные и на как это будет влиять на детей в меньшенстве, которые не посещают данные уроки по религиозным причинам. Этих детей будут считать изгоями с соответствующим отношением в классе.
Этого хочет президент?
По моему нужно серьезней приобщаться к данному вопросу. Есть конституция и ее нужно соблюдать, даже такому моральному президенту как наш! А там черным по белому написано, что государство и школа отделены от религии.

Відповіді

  • 2005.06.29 | sofu

    собственно сам текст

    "Президент Украины Виктор Ющенко распорядился в ближайшие два-три месяца разработать специальный курс для школ по этике веры. Ющенко поставил задачу с 1 сентября начать в учебных учреждениях преподавание нового курса. "Речь идет о боге, вере в той или иной форме: не ставится за цель односторонне освещение этого вопроса, а взять общие подходы всех церквей", - подчеркнул президент."
    ХРИСТИАНСКИХ
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.06.29 | line305b

      Ну, понять Ющенку можно...

      В контексте формирования, например, определенной общественно-политической платформы (что-то вроде немецких христиан-демократов). Имея наше украинское разделение на восток-запад - можно предположить, что упор на религию может быть одним из удобных путей и на западе популярность упрочить, и на востоке/юге найти понимание. Мусульманские голоса - ну и вместе с другими религиями - сколько их будет 3-4% от электората - значить будут наверное не так много, и в расчет приняты не будут - даже если такая инициатива отпугнет часть из них от Ющенко.

      Вопрос есть наверное в том, имеет ли моральное право Ющенко, будучи административной властью, принимать единоличное решение о начале религиозного обучения в школе. Наверное нет, хотя с другой стороны - в преимущественно христианской стране, даже если следовать демократическим нормам, Парламент Украины вполне способен и сам утвердить похожее решение. И все будет чин чином. Для религиозных меньшинств могут предусмотреть пару выходов тоже: или "религия факультативна, не хотите - не ходите"; или "вот вам канал (петиционных/локального или школьного самоуправления) для требования - и получения - специального религиозного обучения для детей других конфессий". Но могут и просто проигнорировать, а потом решать проблемы по мере их появления и необходимости...

      Для "нормальных" демократий, кстати, вопрос отнюдь не столь однозначный: христианское религиозное обучение в школьной программе есть кое-где в Германии (хотя кое-где есть и религиозное мусульманское в школьной программе). Там же, например, многие школы вроде бы запрещают вход в школу в мусульманском платке, но разрешают - в монашеской одежде. В США частенько существуют местные правила для религиозного обучения, одевания, поведения в школе. Там и Президент, кстати, выигрывал выборы клянясь, что постоянно молится, и начинает молитвой встречит кабинета.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.06.30 | Vaditus

        Re: А я - против (-)

        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.06.30 | line305b

          Дык, и я не "за"...

          Я просто думаю о возможных побудительных мотивах, а также о возможных нарушениях демократических принципов, конституции, или практики развитых демократий... Первое имеется, второе - как посмотреть, но прогнуть под демократию возможно...
  • 2005.06.30 | сторонний наблюдатель

    Re: Уроки Закона Божего в школах (+)

    Если уж такая тяга к этике и нравственному воспитанию молодого поколения у нашего правительства - разумней было бы ввести в школах предмет не "Закона Божьего", а "История религий", где освещались бы все религии, без упора на ту или иную, во всяком случае - так честней и, если хотите, более этичней...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.06.30 | НеСогласный

      Re: Уроки Закона Божего в школах (+)

      сторонний наблюдатель пише:
      > Если уж такая тяга к этике и нравственному воспитанию молодого поколения у нашего правительства - разумней было бы ввести в школах предмет не "Закона Божьего", а "История религий", где освещались бы все религии, без упора на ту или иную, во всяком случае - так честней и, если хотите, более этичней...

      Полностью согласен...Курс нужен, но надо очень осторожно к этой теме подойти. Ну например, крестовые походы как разъяснять? Как разъяснять противостояние католиков и протестантов? Как объяснить, почему есть православные, католики, протестанты, лютеране и много еще христиан? Как растолковать, почему есть православные московского и киевского патриархата, и к чему они так стремятся разойтись друг от друга как можно дальше? Как мусульманам объяснить, что христиане верят в божественность Иисуса Христа, и наоборот, как объяснить христианам, что Иисус - человек? Еще очень много Как? и Почему? Введение "нахрапом" курса по ТАКОЙ чувствительной теме может привести не то что к положительному, а и к очень отрицательному эффекту.
      Я бы пригласил сначала духовных авторитетов к обсуждению этой темы, потом возможно сделать дискуссионную передачу на ТВ - т.е. надо мне кажется сначала сделать широкое обсуждение, в том числе возможно на форумах Майдана..
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.06.30 | Сhief

        Re: Уроки Закона Божего в школах (+)

        НеСогласный пише:
        >
        > Полностью согласен...Курс нужен, но надо очень осторожно к этой теме подойти. Ну например, крестовые походы как разъяснять? Как разъяснять противостояние католиков и протестантов? Как объяснить, почему есть православные, католики, протестанты, лютеране и много еще христиан? Как растолковать, почему есть православные московского и киевского патриархата, и к чему они так стремятся разойтись друг от друга как можно дальше? Как мусульманам объяснить, что христиане верят в божественность Иисуса Христа, и наоборот, как объяснить христианам, что Иисус - человек? Еще очень много Как? и Почему?

        Корректно-то рассказать можно... - только для этого нужно написать хорошие учебники или курс лекций. Помню, у нас в аспирантуре в Институте этнологии РАН чудесный курс по истории религий читал Павел Петрович Пучков, в РРГУ тоже были прекрасные религиоведы (по истории христианства, мусульманства, буддизма). Если человек глубоко знает предмет, то ему, как правило, нетрудно написать текст для любой аудитории - будь то дети, будь то аспиранты...

        Здесь очень важно, чтобы сам преподаватель (лектор) был без личных "закидонов" (пристрастий) в этом деликатном вопросе (вернее, он может их иметь, но не навязывать, а разъяснять существо той или иной религии).

        Ну от школьных учительниц я, простите, ничего хорошего на эту тему не жду - многие из них способны извратить любую тему и идею. (Сюжет этом, ясное дело, продолжать не хочу, дабы никого не обидеть...).
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.06.30 | sofu

          популизм чистой воды

          Кто знает сколько в Украине школ? А сколько классов? Ну как, фантазия развивается? А теперь сколько нужно ТОЛКОВЫХ учителей, по такой деликатной теме? Ответ напрашивается сам собой.
          НЕЛЬЗЯ сегодня преподавать ничего подобного. Это популизм чистой воды. Повторюсь - есть Конституция, а это, как я считаю, ее прямое нарушение. Только потому, что предмет предполагается назвать Христианская этика.
          Я очень сомневаюсь чтобы школьный курс мог научить морали и нравственности. Это должна делать семья. А, извините, моральных уродов, и более строгие заведения не перевоспитывают.
          А опираться на мнение общественности, это то же самое, что сделать референдум в Ираке о выводе американских войск или провести в декабре 2004 г. референдум в Донецке о федерализме.
          Поскольку большинство, если не верят в бога, то во всяком случае причисляют себя к одному из христианских ветвей. Не может быть в вопросах свободы совести большинства и меньшинства. Потому что это будет похоже на нарушение прав человека.
          Государство отделено от религии. И точка. Хоть подавай в Конституционный суд. Ей бо.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.07.01 | line305b

            Думаю, соглашусь..

            На том основании, что вопрос-то сложный, а разбирать сложные вопросы в школьной программе или методологии преподавания - по-моему практически невозможно. В школьной программе не получится давать и противоречивую, и непопулярную информацию.. Многого нельзя... Поэтому обратится скорее всего в систему штампов и упрощений..что-то вроде мультиков на религиозные темы по телевизору..
  • 2005.07.01 | сторонний наблюдатель

    Re: Уроки Закона Божего в школах (+)

    И еще, невольно вспоминается про "благие намерения", а ими выстлана дорога известно куда, по-моему это как раз тот случай...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.07.01 | Ферит

      Re: Мнение специалиста и авторитетного эксперта

      И хорошо, и плохо, а также: стой там, иди сюда

      Протоиерей Александр Кубелиус (УПЦ), эксперт Центра исследования проблем гражданского общества - 30/06/05


      На встрече с главами областных государственных администраций 15 июня сего года Президент Украины Виктор Ющенко сделал следующее заявление (см. стенограмму): «... Більше того, я хотів би поставити до відома і вас, що ми зробимо все, щоб починаючи з 1 вересня, у навчальних закладах України (середніх навчальних закладах) було введено освітній курс - християнську етику.


      Для того, щоб там не було великої дискусії, як ми кажемо, що це робоча назва, етика віри чи якась інша назва. Я розумію, що у певних регіонах можуть виникати нюанси, але ми живі люди, ми говоримо про факультативні можливості, ми говоримо про якісь інші форми вирішення цього питання, але друзі, я відверто вам скажу, як батько, я не хочу, щоб мої діти випадково вчилися Богу і дороги до Нього. Я хочу, щоб вони свідомо це робили і не тільки через сім’ю, а щоб до цього була залучена і українська школа...».

      Какова же реакция Глав «традиционных» христианских конфессий Украины (Украинской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви, Украинской Греко-Католической Церкви)? Вполне по-большевистски взяли под козырек и приняли к исполнению вполне оправданного, благого по сути, пожелания Президента! Ура – мы в гуще событий! У нас есть возможность войти в систему образования Украины и, обеспечив расширение своего влияния при поддержке государства, получить определенные дивиденды (не только духовные, но и материальные впоследствии).

      Тотчас было принято решение о создании Межцерковной комиссии по вопросам христианского воспитания и образования. Ура! Высокая нравственность подрастающего поколения обеспечена!

      И все же возникло ряд вопросов, в которых желательно было бы разобраться. Давайте же поговорим о проблемах.

      1. Законодательство. Мы пытаемся строить демократическое общество, в котором должно быть верховенство Закона и, вполне естественно, обеспечено и гарантировано правовое обеспечение реализации подобных инициатив.

      Попробуем оценить происходящее в правовом аспекте, обратившись к Конституции нашего государства – Закону прямого действия, девятилетие которого 28 июня было отмечено с великой помпой. В ст. 35 отмечено следующее: «Кожен має право на свободу світогляду і віросповідання... Церква і релігійні організації відокремлені від держави, а школа – від церкви.».

      Обратимся также и к Закону Украины «Про свободу совісті та релігійні організації».

      Ст.3: «Ніхто не може встановлювати обов'язкових переконань і світогляду.».

      Ст.4: «Громадяни України є рівними перед законом і мають рівні права в усіх галузях економічного, політичного, соціального і культурного життя незалежно від їх ставлення до релігії.».

      Ст.5: «Церква (релігійні організації) в Україні відокремлена від держави... Усі релігії, віросповідання та релігійні організації є рівними перед законом. Встановлення будь-яких переваг або обмежень однієї релігії, віросповідання чи релігійної організації щодо інших не допускається.».

      Ст.6: «Державна система освіти в Україні відокремлена від церкви (релігійних організацій), має світський характер...

      Релігійні організації мають право відповідно до своїх внутрішніх настанов створювати для релігійної освіти дітей і дорослих навчальні заклади і групи, а також проводити навчання в інших формах, використовуючи для цього приміщення, що їм належать або надаються у користування.».

      Предлагается же ввести в систему государственного образования Украины предмет с ярко выраженной религиозной окраской «Христианская этика», «Этика веры». Как говорится, комментарии излишни!

      2. Можно ли в столь короткий срок разработать концепцию подобного предмета, программы для разных возрастных групп, подготовить достаточное количество квалифицированных преподавателей для всех средних школ Украины? Очевидно, что невозможно, а если и попытаться это сделать, то конечный продукт будет весьма не очень высокого качества.

      3. На кого будет возложено бремя преподавания предмета? Высококвалифицированных религиеведов, соответствующих по уровню подготовки соответствующим стандартам, в Украине явно недостаточно. Кто будет их готовить? Предполагается, по всей вероятности, что государственные институты. А хватит ли средств и времени за столь короткий срок подготовить достаточное количество специалистов этого профиля? Весьма сомнительно.

      Возможно, преподавательскую нишу попытаются, хотя бы на первое время, заполнить священнослужители «традиционных» конфессий. А высока ли их квалификация? А достаточно ли их для всех средних школ Украины, для всех классов, где будет читаться предмет? Явно недостаточно. Поэтому можно ожидать нашествия со стороны, из заграницы специалистов, совершенно не ориентирующихся в особенностях Украины.

      4. Необходимы унифицированные учебные пособия по предмету, освобожденные от религиозной или конфессиональной «ориентации», адаптированные к решению соответствующих задач. Не исключается завоз пособий из заграницы определенной конфессиональной «окраски». Даже если говорить о «Христианской этике», то следует иметь в виду, что существуют нюансы в этике Церквей византийской, латинской, протестантских традиций.

      5. Украина является полирелигиозной (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, проч) и поликонфессиональной (в, частности, христианство) страной, гражданами которой являются и атеисты, поэтому ни в коем случае нельзя оставить вне внимания то, что введение предмета «Христианская этика» будет означать поражение в правах представителей других религий (и атеистов), а они должны быть защищены законодательно.

      6. Следует учесть то, что отношения ветвей православия в Украине пребывают в состоянии напряженности со всеми вытекающими из этого последствиями.

      7. В СМИ зачастую предлагаются, в частности, образцы жестокости, насилия, употребления наркотиков и алкоголя, свободные сексуальные отношения между полами (в том числе и подросткового возраста), половые извращения, гомосексуализм и прочее, как нечто нормальное и не подвергающееся критике, а сила воздействия СМИ на личность очень велика. Учитывая это, следует иметь в виду, что, при всех благих намерениях, решая проблему нравственности введением предмета «Христианская этика», Украина может остаться ни с чем.

      Подводя итог, можно утверждать, что решение вопросов нравственного воспитания необходимо оставить заинтересованным и готовым к этому религиям и конфессиям (см. ст.6 Закона Украины «Про свободу совісті та релігійні організації»), а за государством оставить все же светское образование в соответствии с законодательством Украины.

      Если все же имеется неодолимое желание ввести подобный предмет в программы средних школ, то вводить его в настоящее время целесообразно в форме факультатива, о чем и упомянул Президент Украины Виктор Ющенко, поэтапно, взвешенно и основательно продумав.

      http://www.glavred.info/print.php?art=143598911
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.07.01 | Ферит

        Re: Прям "урожай" статей на указанную тему

        Точка зору: Уроки християнської етики в школах – хрестовий похід маразму

        Щось подібне ми вже проходили – уроки футболу імені Суркісів. Але тепер впливати хочуть не лише на дитячі ноги та майбутні статки футбольних клубів, а й на мізки майбутнього покоління.


        – А тепер, дітки, в нас буде урок християнської етики. Ти, Ісламов і ти, Алієв, можете піти погуляти. Тобі, Мойшенько, теж можна сходити до їдальні. Ти, Петрова, теж пару тижнів погуляй, поки не похрестишся. Католики хай пересядуть направо, православні – наліво. Харизмати є? А, Сандейчик захворів… Ну слава Богу, проблем менше! Усі дістаємо ручки, зошити, хрести та починаємо урок. Отже, дітки, всі ми – християни…


        Приблизно так може виглядати п‘єса для шкільного театру після реалізації маніакальної ідеї президента Ющенка – ввести в школах уроки християнської етики, або, як Віктор Андрійович останнім часом кокетливо виправляється, «етики віри». Поки ця ідея крутилася лише в мудрій голівоньці нашого президента й посідала там місце поміж глечиками, унікальними шансами та маленькими українцями, ніяких проблем вона не створювала. Але коли Ющенко віддав наказ міністрові освіти до 1 вересня підготувати курс «блудобогослів‘я для початкової школи», а вчора за цю смачну для церковних бюджетів ідею вісьмома руками вхопилися настоятелі всіх трьох православних та греко-католицької церков, стало дещо моторошно: Великий хрестовий похід на дитячі мізки розпочався.


        Що таке Віра в розумінні нашого президента – зрозуміти важко. Почувши якось зауваження, що, мовляв, в Україні взагалі-то й мусульман немало, Ющенко удосконалив свою манію. Тобто тепер треба викладати дітям не християнство, а ідею ставлення й розуміння Бога як такого, оскільки основи всіх релігій практично однакові. Це, певно, щоб кожна дитинка, в якої батьки – атеїсти, усвідомила, що українському президентові та уряду краще знати, є бог чи його нема. Нове завдання школи – довести учням, що без релігії жити не можна. І поки ти не похрестишся, не зробиш собі обрізання, не навчишся творити намаз чи приносити жертви Великому Маніту (на вибір), то й ставлення до тебе в нашій світській державі буде як до неука й невігласа.


        Ще одна версія розшифровки «етики віри» – нібито Президент мав на увазі викладання дітям загальнолюдських (оскільки вони і є справді загальними для всіх релігій та суспільств) цінностей. Але вся проблема в тому, що такі речі в школах узагалі не викладаються, оскільки існують у сприйнятті будь-якого суспільства незалежно від системи народної освіти. Але якщо говорити про суто релігійні цінності, то в Криму, наприклад, дітям буде дуже важко роз‘яснювати, чому погляди на роль держави чи, ще ближче, жінки, в ісламі та християнстві є абсолютно протилежними. Тому прагнення Ющенка власними вказівками замінити батьків, громаду й ту саму церкву – це клінічний прояв месіанства.


        Про такі елементарні речі, як встановлене українською Конституцією відокремлення держави від церкви, взагалі говорити не випадає – своїм «унікальним шансом виконувати Конституцію» Віктор Андрійович користується вкрай нечасто. Але ж, як відомо, «незнання президентом законодавства не позбавляє народ відповідальності за дії президента». А, між іншим, у тому ж самому реченні ст. 35 Основного закону навмисне для таких наполегливих місіонерів (які себе чомусь ототожнюють не з державою, а з небесами) окремо згадується, що відокремленою від церкви є ШКОЛА.

        Звісно, оскільки ми зараз – держава надзвичайно «духовна» й будь-що прагнемо повернутися до витоків, то захисники ідей Ющенка зауважать, що освіта й школи як такі в Україні від початку з‘явилися при церквах. А відтак, і богослів‘я у продовження традицій має бути невід‘ємною частиною шкільного виховання. Але ж не варто забувати, що нині ми живемо в багаторелігійній країні, а за часів бурс Гонта без будь-яких внутрішніх суперечностей із християнською етикою різав своїх діточок-католиків.


        Так само в уже згадуваній статті Конституції вказується на свободу «сповідувати будь-яку релігію або не сповідувати ніякої». Хоча, як ми знаємо, головний закон країни можна міняти безліч разів – чом би й не написати в ньому, що Україна є християнською чи просто «віруючою» державою? У прагненні «відродити духовність» можна піти й далі від інших утворень на кшталт ісламських арабських республік. Наприклад, замінити нинішню реєстрацію (а заодно і вічноживу прописку) взяттям на облік у відповідних регіональних парафіях, видачу паспортів проводити лише на підставі довідки з патріархату, в самому паспорті обов‘язково ввести нову графу – «релігійна приналежність».


        Можна бути певним, що Віктор Андрійович, почувши таку ідею, не побачив би в ній анічогісінько поганого а ще й підкинув би своїх ідей. Адже з перших кроків нового президента було помітно, що будь-яку сферу життя українських громадян він підлаштовує під свої особисті світоглядні ідеали, не завжди звірені з законом та елементарною логікою. Ще трошки «одобрямсу» – й ми дійдемо до створення пришкільних пасік.


        До речі, подібна екстравагантна освітня експансія в Україні вже була – кілька років тому. Ще не пригадали? Звісно, це знамениті уроки футболу імені братів Суркісів, Медведчука та есдеківського міністра освіти та науки Василя Кременя. Їх теж ввели в школах, незважаючи на здивований регіт усієї країни – і теж, між іншим, під вибори. І якщо тоді Григорій Суркіс їздив по школах дарувати дітям м‘ячики, які потім вміло розпродувало наліво та роздарювало охочим до спорту знайомим шкільне керівництво, то тепер можна послати, скажімо, радника Ющенка Леоніда Черновецького на роздачу фірмових хрестів від «Правексбанку». Грошей у цього банкіра теж вистачає, а присутність у поїздках його експресивного духовного наставника Сандея Аделаджі добряче повеселила б сільських дітей, не звиклих до екзотики явно канабісових проповідей.


        Проблема в тому, що якщо футбол як справа світська залишався темою, відкритою для іронічного обговорення країною, то коли заходить про релігію, а тим паче християнську етику, українські посадовці і політики можуть лише покласти руку на серце і схвально спустити очі долу. Це, за нашою публічною традицією, має символізувати виборцям глибоку духовність та моральну чистоту політика, навіть якщо буде обговорюватися канонізація попа Гапона.


        «Я сам батько, і я не хочу, щоб мої діти випадково вчилися Бога і дороги до нього», – полум‘яно обґрунтовував свою ідею Віктор Ющенко на нещодавній нараді з губернаторами, а ті лише віддано дивилися йому в очі. Вікторе Андрійовичу, якщо вже говорити словами християнських проповідників, за яких ви так уболіваєте, випадково до Бога не приходить ніхто – цей шлях, свій для кожного, визначено Ним самим. А створити конвеєр марки «Німі до Бога всі ідуть і діточок своїх ведуть», вам не вдасться. Хоча б і тому, що Ви – не Бог, як би Вам не подобалася така невід‘ємна складова християнської етики.


        Юрко КОСМИНА

        http://rep.in.ua/show/?id=13942
      • 2005.07.01 | sofu

        Re: Мнение специалиста и авторитетного эксперта

        > На встрече с главами областных государственных администраций 15 июня сего года Президент Украины Виктор Ющенко сделал следующее заявление (см. стенограмму): «... Більше того, я хотів би поставити до відома і вас, що ми зробимо все, щоб починаючи з 1 вересня, у навчальних закладах України (середніх навчальних закладах) було введено освітній курс - християнську етику.
        >
        >
        > Для того, щоб там не було великої дискусії, як ми кажемо, що це робоча назва, етика віри чи якась інша назва. Я розумію, що у певних регіонах можуть виникати нюанси, але ми живі люди, ми говоримо про факультативні можливості, ми говоримо про якісь інші форми вирішення цього питання, але друзі, я відверто вам скажу, як батько, я не хочу, щоб мої діти випадково вчилися Богу і дороги до Нього. Я хочу, щоб вони свідомо це робили і не тільки через сім’ю, а щоб до цього була залучена і українська школа...».
        >
        >

        Предлагаю внимательно перечитать цитату от Ющенко: " ..Я не хочу, щоб мої діти випадково училися богу і дороги до нього. Я хочу, щоб вони свідомо робили це робили .... " и т.д.
        Т.е. прямо ставится задание, чтобы его дети училися богу в школе. Простите, а кто о моих детях также подумает? Я же совсем не хочу, чтобы они изучали христианскую этику и вообще никакую, если на то пошло. В данном случае Ющенко выступает как президент или как частное лицо? Если как частное лицо, то наверное его мнение можно принять как частное, если как президент, то второй раз простите - надо отвечать за свой базар. А как же с Гарантом конституции?
        Если это собираются делать с 1 класса, то это фактически будет зомбирование малолетних, потому что в старших классах, подобный предмет будет, как мне кажется, вызывать только смех.
        Преподаватели, в виду их полного отсутствия, скорее всего начнуть преподавать так, как они имеют представление о всевышнем, как их учила бабушка. Или учителя пройдут ускоренную подготовку в бурсе? Как второе образование. Ну и зачем Украине это надо?
  • 2005.07.03 | sofu

    слухи о нововедении дошли до русских буддистов

    http://buddhist.ru/board/showthread.php?t=5518
  • 2005.07.04 | sofu

    Взгляд мудрого человека, только как быть атеистам?

    Глава украинских греко-католиков хочет, чтобы Закон Божий дети изучали не в светских, а в приходских школах

    Кардиналу Любомиру Гузару также не нравится название школьного предмета «Христианская этика».


    Глава Украинской греко-католической церкви Верховный архиепископ и кардинал Любомир Гузар в интервью высказал свое мнение относительно планов по введению нового школьного предмета - «Христианской этики». Приводим отрывки из размышлений Его Преосвященства:

    …Невольно возникает вопрос: «Почему сегодня дебатируется только один вариант воплощения духовного воспитания - школьный? В Украине сегодня уже более 30 тысяч церквей и около 22 тысяч школ. Так почему же не остановиться на приходском варианте изучения духовного предмета?

    Почему священники должны идти в классы, а не дети - в приходские школы при храмах?..

    …Несколько лет назад во Львове собрались вместе представители всех православных и греко-католической церквей и предложили специальную дисциплину - школьный предмет под названием «Христианская этика». Это название, впрочем, не соответствует ни нашим замыслам, ни идее предмета. Ведь речь идет не о христианской этике, а о христианстве как об основе украинской культуры.

    Поэтому мы предлагаем и просим, чтобы во всех школах, независимо от того, к какой семье, к какой религии принадлежат ученики, преподавались бы все основные элементы, создавшие культуру народа страны. Одним из таких доминирующих элементов является христианство. И поэтому каждый, кто хочет быть настоящим украинским гражданином и понимать край, где он живет, должен об этом знать.

    Допустим, если бы мне пришлось жить в Турции или Иране, я должен бы был знакомиться с мусульманством, изучать ислам - доминантный культурный элемент этих стран, характера этого народа. Поэтому название «Христианская этика» - очень неудачное название предмета, так же как очень неправильным является преподавание в общеобразовательных школах Закона Божьего.

    Ведь детям-нехристианам обязательно нужно знать именно культурную христианскую составляющую. Стоит отметить еще, что при изучении нашей культуры нельзя обойти и другие ее составляющие - латинские, иудейские, мусульманские и др.

    Те же люди, которые хотят воспитывать своих детей в иудействе, католицизме, баптизме или православии, должны отправить их в церковные субботние или воскресные приходские школы.

    Каждый ребенок - в свою школу. Там их научат, как молиться, петь, как вести себя в церкви; расскажут о богослужениях, в которых ребенок будет участвовать. Ведь главной целью церковной школы является изучение Закона Божьего, молитв, общего поведения верующего человека. При такой схеме все дети идут изучать свою религию в своей церковной школе.

    Еще раз подчеркну, что я лично категорически против того, чтобы в государственных общеобразовательных школах учили Божий Закон (любой религии). Ведь тогда придется детей разделять - православные сюда, греко-католики - сюда, иудеи - сюда и т.д. Это очень плохо. Или, допустим, приходит священник на занятия и начинает учить «Богородице, Дево» в классе, где есть протестанты или евреи. Это плохо. Есть еще одно обстоятельство, которое свидетельствует против изучения Закона Божьего (или как он там называется в других церквях), а именно - религия в школе становится для ребенка только еще одним предметом среди многих других - оценки, повторные экзамены и тому подобное. Это нехорошо. А вот когда ребенок идет в приходскую школу, в школу при храме, то это является подготовкой к духовной жизни…


    День

    04 июля 2005. 09:01
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.07.05 | НеСогласный

      Re: Взгляд мудрого человека, только как быть атеистам?

      1. А как с этим обстоит дело на Западе?

      2. Мне кажется, проблема появляется исключительно из-за того, что религия отделена от государства. В противном случае вопрос просто не возникает. Я не припомню, чтобы в мусульманской стране (вчера в Инете читал про события в Турции, где в парламенте обсуждали способы обучения исламским знаниям и дошло до потасовки, не в счет потому что она светская) возникали споры по поводу такого обучения. Если такое было, хотел бы получить информацию.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".