МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Крымские эксперты ИА"К-М" о ситуации в Украине

08/01/2006 | Tatarchuk
Четыре месяца в Украине нет власти — такого страна еще не видела. И то, что в ближайшее время Президент все же должен будет определиться относительно дальнейшей работы парламента и представления кандидатуры Премьер-министра, еще больше накалило ситуацию. Заинтересованные лица начали применять новые рычаги давления на главу государства, вырабатывать сверхэффективные технологии переговоров и искать дополнительные лазейки в законодательстве.
За время безвластия скрытые деструктивные процессы, происходящие в Украине, могут вырваться наружу. Эти процессы уже нанесли немалый вред. И хотя народ пытаются убедить, что сбоев в системе нет, все согласны, что сфера управления государством пребывает в кризисе. Еще одна угроза — брошенные на произвол регионы, до которых руки центральных властей нынче не доходят.
О том, какие угрозы содержит в себе фактическая бездеятельность власти для всей Украины и Крыма, в частности, агентство «Контекст-медиа» решило выяснить у наших экспертов — политолога, доцента кафедры философии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского Виктора ХАРАБУГИ и журналистов Ленура ЮНУСОВА и Владимира ПРИТУЛЫ.

Виктора ХАРАБУГА, политолог, доцент кафедры философии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского

Корр.: Вредит ли государству то, что уже несколько месяцев в Украине формально отсутствует власть?

В.Х.: Формальное безвластие, конечно, вредит, поскольку за экономику кто-то должен отвечать. Ведь когда вырабатывается экономическая политика, мы с вами, граждане, должны спрашивать у кого-то, каковы результаты этой политики. В соответствии с конституционной реформой, которая произошла в Украине, ответственность за экономическую политику должно нести парламентское большинство, которое должно образовать коалицию и строить внутреннюю и внешнюю политику, исходя из определенного политического плана. А у нас две противоположные политические силы в парламенте подразумевают различные векторы политики: одна восточный, другая — западный. А ведь внешняя и внутренняя политика неразрывна с экономикой, поскольку тут и снабжение энергоресурсами, и рынки сбыта, и все остальное, что замыкается на экономике. Уйти от Востока означает найти альтернативу на Западе, которой пока не видно, уйти на Запад — это замкнуть для себя рынки Востока, его ресурсы. А с учетом того, что две трети национального продукта создается на Востоке, вот вам и связь политики и экономики. Это крах экономической политики. Вот и весь секрет.

Корр.: Как Вы думаете, бездеятельность Верховной Рады Украины каким-то образом отразится на автономии?

В.Х.: В политике в законодательном поле права автономии очерчены давно. Центральные киевские власти пытались урезать эти права. Но в данном случае, пока такое безвластие, вряд ли кто-то урежет права автономии. Статус-кво замораживается и все. А в области экономики Крым также как и вся страна «попадает». Инвестиции ни в Крым, ни в какой другой регион не пойдут, за энергоресурсы заставят платить всех по рыночной цене, как положено. К тому же никто не захочет вкладывать инвестиции, если Юлия Владимировна или кто-то еще, начнут пересматривать у своих конкурентов права собственности.

Корр.: Как, по-Вашему, разрешится ситуация в Верховной Раде Украины?

В.Х.: Они найдут компромисс за счет того, что «Наша Украина» войдет в антикризисную коалицию, или коалицию национального единства, и тогда Президент подержит эту коалицию, согласится на Януковича. Такое может произойти, поскольку повторные выборы крайне невыгодны и «Нашей Украине», и Президенту, и даже социалистам с коммунистами.

Корр.: Каким мог бы быть идеальный выход из данной ситуации?

В.Х.: Идеального выхода из этого быть не может. С моей точки зрения, надо разделить Украину на два государства — восточное и западное. Или, во всяком случае, идеальным выходом было бы внести вопрос о федерализации Украины, чтобы раз и навсегда утвердить этот разлом.
Кризис власти неизбежен, поскольку собственность присваивается всеми — от Януковича до Тимошенко, и Ющенко в данном случае исключения не составляет. Они поделились на ряд группировок, и доказывают, что именно они законно владеют этой собственностью. И они будут грызться между собой. Это и есть последствия экономической реформы, которая должна была бурными темпами подтолкнуть развитие всех стран бывшего Советского Союза, это и есть капиталистическая экономика.

Ленур ЮНУСОВ, журналист, корреспондент газеты «События»

Корр.: Вредит ли государству то, что уже несколько месяцев в Украине формально отсутствует власть?

Л.Ю.: Безусловно. Европейские страны, которые испытывали по отношению к Украине большие надежды, увидели топтание на месте в плане продвижения Украины в сторону Европейского Союза. Происходит топтание на месте во всех отношениях — и в политике, и в экономике. Хотя и зафиксирован экономический рост – он какой-то странный, совершенно непонятный. Я не думаю, что этот рост может быть длительным в такой ситуации. Скорее всего, это случайность, какие-то другие процессы сыграли роль в этом деле. Ведь когда в стране нет власти, экономика тоже страдает. Если власть будет долго топтаться на месте, то экономика обязательно даст о себе знать.
Самое страшное последствие, которое теоретически может быть, это, конечно, раскол страны. В нынешней ситуации в парламенте представлены кардинально разные силы, которые не могут договориться между собой. Наши элиты, к сожалению, пока не проявили такой способности. То, что сейчас создана эта антикризисная коалиция — это всего лишь попытка договориться, которая может оказаться неудачной.
Президент из данной ситуации мог бы извлечь очень много дивидендов, потому что когда парламент нестабилен, у Президента есть возможность укрепить свои позиции. Но, к сожалению, он не сделал особых шагов в этом направлении, не проявил себя как решительный человек. Получается, у нас страна, в которой слабы и Президент, и парламент, в стране фактически сложилось безвластие.
Слава Богу, все работает по инерции, все движется. Но если такая ситуация продлится еще столько же времени, страна может зайти в самый неожиданный тупик, вплоть до развала.

Корр.: Отразится ли бездеятельность Верховной Рады Украины на положении дел в автономии?

Л.Ю.: Конечно. Если в стране начнутся процессы распада, то Крым, думаю, будет одним из очагов этих процессов.
Поездка в Москву руководителей автономии и их попытки договорится там о прямых поставках газа в Крым – это невиданное дело. Представляете, региональные власти Хмельницкой или, например, Тернопольской области, поедут в Россию или в Польшу для того, чтобы договориться о поставках газа напрямую в свою область. В данной ситуации можно говорить о том, что местная, региональная элита взяла на себя полномочия центра, стала проявлять больше независимости.
Безвластие проявляется также в том, что в стране происходит очень много неконтролируемых политических процессов. Я не думаю, что Киев сегодня управляет Крымом так же, как это было при Кучме. Кучма был Президентом, который, хлопнув дверью, мог снять Премьер-министра или спикера крымского парламента. Ющенко может сколько угодно хлопать дверью, но никто у нас не уйдет добровольно со своего поста. В Крыму неуправляемость сказывается всегда больше, чем в любом другом регионе, потому что у нас все-таки автономная республика, свой парламент, свое правительство. Если в других областях полная централизация — они подчиняются украинским властям — то у нас есть некая доля независимости.

Корр.: Как, по-Вашему, разрешится ситуация в Верховной Раде Украины?

Л.Ю.: Я не исключаю вариант перевыборов. Есть силы, например, БЮТ, которые заинтересованы в перевыборах. Но перевыборы тоже не решат ситуацию. «Наша Украина» некоторые шаги к сближению с Партией регионов уже сделала. Ющенко может внести кандидатуру Януковича, и в этом он будет исходить из соображений объединения страны, о которых он говорил с самого начала. И здесь он будет прав.
С другой стороны, я боюсь, что если эти фракции сблизятся и войдут в коалицию, то вряд ли ее можно будет назвать достаточно прочной и долговечной. Это будет как в басне «Лебедь, Рак и Щука». Еще нужно учесть коммунистов, которые и с Партией регионов не очень-то уживаются во власти, а тут еще и «Наша Украина».

Корр.: А каким мог бы быть самый идеальный выход из данной ситуации?

Л.Ю.: Мне кажется, что надо договариваться основным политическим игрокам: БЮТ, «Нашей Украине» и Партии регионов. Конечно, это сложно, потому что все хотят одеяло на себя потянуть, как можно больше полномочий забрать в органах власти. Но мировая практика показывает, что элита должна уметь договариваться. В любой цивилизованной стране мира поступили бы так: БЮТ садится за один стол переговоров с Партией регионов, Нашей Украиной, социалистами и делят полномочия в правительстве по-честному, пропорционально набранным на выборах голосам.

Владимир ПРИТУЛА, собственный корреспондент радио «Свобода», председатель Комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму

Корр.: Вредит ли государству то, что уже несколько месяцев в Украине формально отсутствует власть?

В.П.: Нельзя сказать, что страна без власти — власть функционирует. Да, не работает парламент в полной мере, правительство только исполняет обязанности, но с другой стороны — исполнительная власть работает, власть на местах работает.
Конечно, с точки зрения советского менталитета, в стране фактическое безвластие, потому что нет генеральной линии партии. И Президент как-то мягко себя ведет, и парламент длительное время не может договориться, но это, в принципе, вполне объяснимые и допустимые издержки демократии. Тем более, что Украина все это проходит впервые.
С учетом того, что большинство населения воспитывалось в советские годы, все с ностальгией смотрят на Россию, где жесткий, как считается, порядок и есть хозяин. Но там свои проблемы: там на каждом углу вас может остановить милиционер без всяких последствий для себя и закрыть вас на несколько суток или еще что-то может быть такое, что нехарактерно для Украины. То есть это вполне объяснимые издержки.
Для населения, с моральной точки зрения, ощущение общества не совсем комфортное, поскольку есть разочарование, но оно достаточно быстро пройдет. К тому же мы видим, что экономика на подъеме, она работает. А положительно это в том плане, что когда у народа начинается политическая апатия, тогда это не приведет к серьезным столкновениям. Есть время и возможности, чтобы простые украинцы переориентировались с борьбы за язык, борьбы «за НАТО - против НАТО» на борьбу за свои социальные права, за то, чтобы дороги были асфальтированы, за то, чтобы чиновники в ЖЭКах и райисполкомах не воровали. Это важнее для людей, чем стратегические вопросы, которые должны решаться элитой, людьми, которые думают о будущем страны — они должны нести ответственность перед своим народом, должны прислушиваться к настроениям. С другой стороны, Украина переживает очень непростой период, но для нее это положительный период, это школа, которую все страны прошли. Кто-то прошел ее с кровью, мы проходим ее мирно.

Корр.: Как вы думаете, бездеятельность Верховной Рады Украины каким-то образом отразится на автономии?

В.П.: Это действительно отражается на автономии. В отрицательном плане это отражается в том смысле, что когда ослабевает внимание центра, то всегда находятся желающие залезть рукой в чей-нибудь карман, государственный, республиканский, что может вызвать какие-то негативные процессы — коррупционные, процессы межэтнического противостояния, ущемления прав граждан. Поскольку в Крыму одна политическая сила у власти и нет реальной оппозиции, то естественно, что ограничить аппетиты этой группы может только центр. В данной же ситуации есть искушение закрутить гайки, или, наоборот — открутить там, где не надо. А позитивное в этом то, что усилия политических сил за пределами Крыма, которые могли бы дестабилизировать ситуацию в Крыму (я имею ввиду как в России, так и в Украине) сосредоточены на Киеве. Поэтому сейчас если что-то случится в Крыму, то это сами крымчане натворят, а не кто-то извне.

Корр.: Как, по-Вашему, разрешится ситуация в Верховной Раде Украины?

Есть несколько вариантов, из которых самый предпочтительный для украинского народа — если бы участники круглого стола пришли к какому-нибудь консенсусу, если бы смогли договориться три основных участника — Партия регионов, «Наша Украина» и социалисты. Если бы коммунисты ушли в левую оппозицию, а Блок Юлии Тимошенко — в правую, это был бы самый положительный момент. Тогда Партия регионов оцивилизовывалась бы, а оранжевые учитывали бы интересы востока Украины, что привело бы если не к объединению страны, то к объединению элит. Это самый вероятный вариант, и он может быть реализован, но этот процесс достаточно сложный.
Менее вероятно, что наша Украина все таки войдет в коалицию с коммунистами, регионалами и социалистами. Этот вариант и менее предпочтительный.
И еще один вариант — никакой коалиции не будет, а Президент распустит парламент. Минус этого варианта в том, что нестабильность продлится еще три месяца, а плюсы связаны с тем, что уйдет политизация общества, снизится резкая поляризация общества.

"Крымская политическая неделя", №127
Источник: Территория К

Відповіді

  • 2006.08.02 | Лозина-Лозинский

    Гримасы пятой колонны

    Tatarchuk пише:
    >
    > Виктора ХАРАБУГА, политолог, доцент кафедры философии Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского
    >

    > В.Х.: Идеального выхода из этого быть не может. С моей точки зрения, надо разделить Украину на два государства — восточное и западное. Или, во всяком случае, идеальным выходом было бы внести вопрос о федерализации Украины, чтобы раз и навсегда утвердить этот разлом.
    >

    и вот такому горе-политилогу доверяют воспитывать будущих врачей. Хорошо, что не разведчиков и дипломатов.
    Несчастный Крым, такой интеллектуальный отстой возглавляет кафедры!
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.08.02 | Брат-1

      Re: Гримасы пятой колонны

      Это ещё чего...
      Вот сейчас на СМС друг написал - говорит, слушал Грача, тот сегодня пообещал устроить народное восстание, если Ющ уволит Янучару.

      (Прокуратура?)
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2006.08.02 | Sofu

        А был ли мальчик?

        А в чем собственно проблема?
        Вот все говорят, осталось согласовать четыре вопроса и Универсал готов. Честно говоря чушь, помоему никто и собирался в серьез это рассматривать. Почему? Да потому, что не выдерживают никакой критики.
        1.Вопрос о единой церкви, отпадает само-собой, потому что церковные дела уж никак не касаются жизни государства. Об этом и в Конституции сказано.
        2. Вопрос о НАТО. Как мне кажется все стороны давно сошлись на необходимости референдума по этому вопросу.
        3. Русский язык, в конце-концов, тоже вынесите на референдум, с мягкой формулировкой, чтобы подвести его под конвенцию ООН.
        4. ЕЭП. Тут действительно вопрос принципиальный, и нужно было, с моей точки зрения, довести его до четкого определения.
        Да и по нему, можно было на время, объявить мараторий. Т.е. никто не ворушит этот вопрос скажем год-два.
        ВСЕ. Универсал подписан. :)
    • 2006.08.02 | Chief

      Re: Гримасы пятой колонны

      Лозина-Лозинский пише:
      >
      > и вот такому горе-политилогу доверяют воспитывать будущих врачей. Хорошо, что не разведчиков и дипломатов.

      Хорошо, что не гуманитариев - историков, философов, политологов. А врачам, уверяю Вас, никакой харабуга не страшен - у них слишком трудная родная терминология и слишком тяжелая и ответственная работа, чтоб еще запоминать то, что говорят на кафедре философии...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".