РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
08/26/2006 | Експерт
Да-да,именно так в тексте, взятом из сайта "РАФАТ". Интересно, как в бумажном варианте?
РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Ульяна ГЛИБЧУК
Как только советские войска освободили Крым от нацистов, 11 мая 1944 года Сталин подписал приказ Государственного комитета обороны с грифом «совершенно секретно». По сути это был приговор: «Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР».
Об исторической несправедливости в прошлом и очень неопределенном настоящем своего народа рассказывает Рафат Чубаров, активный защитник прав крымских татар, зампред меджлиса и депутат Верховной Рады трех последних созывов.
— По официальным данным, из Крыма насильственно вывезли около 196 тысяч крымских татар. Большинство отправили в Узбекистан. Последние эшелоны с десятью тысячами семей уже по дороге завернули на Урал — «для использования в лесохозяйствах Наркомлеса в Молотовской, Горьковской, Свердловской областях и Марийской АССР».
— Это была персональная прихоть вождя или эдакая практичность, связанная с новой волной колонизации крымских земель?
— Документа, который бы непосредственно объяснял этот росчерк пера Сталина, нет. Еще меньше можно понять из существующих официальных бумаг. Дескать, причиной стал коллаборационизм крымских татар во время войны. Излишне говорить об абсурдности этого утверждения — поведение крымских татар в годы оккупации было таким же, как у других национальностей: среди них были и партизаны, и подпольщики, десятки тысяч человек в первые месяцы войны были мобилизованы в Красную Армию. Разумеется, были и такие, кто перешел на сторону немцев — коллаборационизм как явление был присущ всем оккупированным территориям Советского Союза. Настоящие причины надо искать в другом. Сталин, к тому времени уже почувствовавший себя «полубогом», решил, что более удачного момента для реализации давней мечты Москвы — «очищения» Крыма от его коренного народа, — впоследствии может не быть. К тому же Сталин готовил плацдарм для дальнейшего расширения Советского Союза. И «взял на карандаш» народы, которые, по его мнению, были неблагонадежны. Депортировали немцев Поволжья, чеченцев, турков-месхетинцев. А к Крыму у вождя было особое отношение. Еще в начале войны он депортировал 50 тысяч немцев, живших там уже почти сто лет. А в июне 1944 года, то есть через месяц после крымских татар, «подчистил» греков, болгар и армян. Сталин стремился к выходу на Средиземное море. Многие историки считают, что он готовился к новой войне ради расширения империи на юг.
— Крымским татарам пришлось испытать много бедствий и лишений. Как удалось не раствориться, не ассимилироваться и вообще не исчезнуть? И каковы ментальные последствия этого геноцида?
— Думаю, что основной силой, консолидирующей крымских татар, была любовь к родине. Она придавала силы и мужество вести длительную борьбу с тоталитарным режимом... До 1956 года крымские татары были на особом статусе спецпереселенцев. Их жизнь мало чем отличалась от жизни узников советских лагерей. К ним применяли специально разработанные инструкции и приказы, за выполнением которых надзирали так называемые спецкомендатуры. В жестких и жестоких условиях трудно было объединиться и противодействовать бесчинству. Но наш народ не отчаивался. Уже сегодня есть доступ ко многим архивным документам, свидетельствующим о сопротивлении людей и их борьбе за восстановление своих прав. Весь крымскотатарский народ — без преувеличения — был в состоянии национального движения. Понимание того, что они должны вернуться на родную землю и что это реально только с изменением общества, прибавляло сил. Советский режим иногда вынужден был идти на отдельные уступки. В 1956 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене ограничений относительно спецпоселения крымских татар, балкарцев, турок—граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных во время Второй мировой». Но в реальной жизни этих людей почти ничего не изменилось. Второй пункт указа (до конца 80-х оставался тайным) гласил: отмена статуса спецпоселения не восстанавливает права на возвращение в места, из которых людей выселили. Такое двузначное решение привело только к усилению борьбы крымских татар. Начиная с шестидесятых годов и до конца восьмидесятых сотни и сотни крымских татар прошли советские лагеря за участие в национальном движении.
— У каждого народа есть черты, отличающие его от других. Какие особенности национального характера крымских татар наиболее заметны? А еще вот что интересно: в советские времена гуляло много анекдотов о том или ином народе СССР. Очевидно, крымские татары не исключение...
— Пожалуй, все-таки исключение. Потому что в советские времена, вплоть до 1989 года, даже употреблять словосочетание «крымские татары» было запрещено. Во всех документах, учебниках, справочниках, судебных решениях писали «татары, ранее проживавшие в Крыму». Нет народа — нет и анекдота. Если же говорить о главных или более выраженных чертах характера... Когда-то я сам об этом задумался и решил, что первой строкой надо записать трудолюбие и доверчивость. Из-за своего чрезвычайного трудолюбия крымскотатарский народ был в состоянии не только преодолеть социальные катастрофы, преследовавшие его со времен завоевания Крыма Российской империей, но и сохраниться как целостный этнос.
Доверчивость — хотя я очень ценю эту черту в моем народе — часто оборачивалась против него самого. Начиная с первых лет колонизации Российской империи в Крыму, когда у нас забирали землю. Тогда приходили и спрашивали: «А почему вы думаете, что это ваша земля?» Им отвечали: дескать, от деда-прадеда здесь живем, так и граница сложилась... А завоеватели говорят: «Нет, дайте какой-нибудь документ, подтверждающий ваше право на собственность, иначе заберем». И забирали...
С приходом большевиков определенная часть крымских татар поверила целям, формально провозглашенным советской властью. В первые годы становления «диктатуры пролетариата» среди нашего народа было где-то около десятка большевиков. Но уже с середины 20-х, когда власть начала демонстрировать настоящую суть своей политики — гонения на верующих, насильственное изменение алфавита — крымские татары уже не скрывали своего недовольства. Политические процессы против «буржуазных националистов», ставшие в СССР массовым явлением в 30-х годах, прокатились и по Крыму. Потом коллективизация с десятками тысяч выселенных «кулаков», целенаправленное уничтожение интеллигенции...
Хотя, разумеется, существует немало и негативных мифологем о крымских татарах. Дескать, разбойники, завоеватели, дебоширы. И на чужие земли нападали, и в плен брали...
— Разве неправда?
— На самом деле история состоит из мифов, которые мало соответствуют подлинным событиям. Дело еще в том, что освещением истории занимались именно российские историки, направляя свои усилия на службу интересам империи. Даже сегодня мы продолжаем смотреть в свое прошлое через призму российской историографии.
— Советская власть уничтожала христианские храмы, очевидно, и мечети не обошла...
— Советская власть основательно разрушила религиозное мировоззрение. Не знаю, стоит ли проводить какую-то градацию... Но на тех территориях, где мусульманское население составляло численное меньшинство, эти разрушения были более жестокими. Проблема не только в том, что меньшинство не могло ощутимо противодействовать. Руководство так называемыми «национальными окраинами» осуществляли большевики, враждебно относящиеся к культуре и религии коренных жителей. В Крыму перед началом войны не было ни одной функционирующей мечети. Да и с христианскими храмами было не лучше: для формальности сохранили две-три церкви...
Кстати, с первых дней оккупации Крыма немецкими войсками все храмы были возвращены верующим — как мусульманам, так и христианам. Это ремарка относительно причин коллаборационизма.
— В Западной Украине греко-католическая церковь ушла в подполье...
— У крымских татар такой потребности не было. Между различными религиями существуют отличия в организации духовной жизни. В исламе нет такой четкой иерархии, как, например, в православии. Хотя в Крыму всегда был главный муфтий, который утверждал имамов, духовных судей — кади и решал другие вопросы организации религиозной жизни мусульман. Во времена Крымского ханства муфтий и подчиненные ему религиозные институты не только надзирали за духовной жизнью мусульман, но и рассматривали судебные дела. В общем, в Крымском ханстве светская власть была высшей. Разумеется, в контексте общественных взаимоотношений тех времен. В отличие от современной жизни, тогда люди не делили свою жизнь на светскую и духовную, они старались жить по принципам и законам, не вступающим в противоречие с их религиозными убеждениями. Именно поэтому религиозные традиции настолько укоренились в сознании людей, что советская власть, несмотря на уничтожение мечетей, не смогла их окончательно разрушить.
Без сомнения, отсутствие мечетей и религиозных учебных заведений нанесло большой вред духовной жизни крымских татар. Не забывайте о полувековом принудительном содержании в местах изгнания, где проживало местное население совершенно других культур и вероисповеданий. К счастью, в Средней Азии, где большинство населения также исповедовало ислам, власти не удалось спровоцировать межнациональные конфликты...
Депортировав крымских татар, Москва убивала сразу двух зайцев: «подчищала» Крым от коренного народа и получала рабскую силу. Именно руками крымских татар и других депортированных народов возводились грандиозные «стройки коммунизма» на территории Узбекистана и других союзных республик. Если вспомнить Таджикистан, то урановые рудники там построены на костях крымских татар, если Узбекистан, то земли, покрытые камышом, стали цивилизованными с помощью рук именно нашего народа.
— Давайте перейдем к текущему моменту. Крымские татары возвращаются на родину. Там их встречают враждебно. Но украинская власть что-то обещала... Так что же обещала и что выполнила?
— Массовое возвращение крымскотатарского народа началось в последние годы существования СССР. Именно тогда была создана специальная комиссия при Совете Министров СССР, установившая ежегодную квоту на возвращение. Крымские татары поняли, что это растянется на десятки лет и ответили массовым самовозвращением. В 1990—1992 годах ежегодно возвращалось до 30—40 тысяч человек. Это большое количество. Процесс продолжался параллельно с обретением Украиной независимости. Наш народ возлагал и возлагает надежды на демократизацию украинского общества. Когда 1 декабря 1991 года проводился всеукраинский референдум «Подтверждаете ли вы Акт о провозглашении независимости Украины?», в Крыму проголосовало 54% населения, из них 7—8% — крымские татары. Представьте, если бы они не поддержали? Крым стал бы единственным регионом, где идея независимости Украины не получила бы поддержки большинства населения. В нынешних политических реалиях это был бы хороший повод для провокаций.
Сегодня налицо дуалистический подход украинской власти к крымским татарам. С одной стороны, речь идет о праве возвращения, осуществляются соответствующие мероприятия по обустройству тех, кто вернулся, но ничего не говорится о месте крымских татар в Украинском государстве. Часть политиков не хочет понять сути крымскотатарской проблемы. Дело в том, что продолжается не просто механический процесс возвращения значительного количества людей. Возвращается целостный народ, нация, сформировавшаяся на крымской земле, имевшая здесь в течение столетий свою государственность... Возвращается в Крым, и не узнает собственного Дома. За это время все изменилось. Тотально переименованы топонимы, связанные с нашей историей, снесены все мусульманские кладбища. В течение десятилетий людям, поселившимся в наших домах, вбивали в головы зловещие стереотипы о нашем народе. На что нам надеяться? Действительно, нужно вести переговоры о государственных механизмах, которые позволили бы реально начать процесс восстановления прав крымских татар. В нашем случае принцип «меньшинства» и «большинства» не является справедливым. Наш народ не так многочисленен, как российское население Крыма, и за нами нет другого государства, которое бы могла за нас вступиться. Все, на что крымские татары имеют право, должно быть восстановлено именно Украинским государством. Поэтому сегодня все наши надежды связаны с Украиной.
— Тем не менее постоянно возникают «страшилки» о будущих конфликтах украинцев и крымских татар. Дескать, почва благоприятная...
— Пресловутая формула Сталина: «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы». Но крымские татары, хвала Всевышнему, выжили. Есть очевидные вещи, которые невозможно отрицать. К таким относится и право каждого народа на самоопределение. Сегодня мировая практика знает множество форм реализации этого права. И оно не обязательно должно быть реализовано через дезинтеграцию существующих государственных образований. Более того, международное сообщество приветствует такие формы самоопределения, которые не несут угрозу территориальной целостности государства.
Крымские татары настаивают на самореализации в условиях независимого Украинского государства, с сохранением его территориальной целостности. Следовательно, необходимо серьезно задуматься над усовершенствованием именно Крымской автономии. Нужны такие правовые нормы, которые бы не позволили большинству доминировать над коренным народом. Хотя бы в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Вопросы языка, религии... Такой опыт в современном мире существует.
— Не является ли меджлис рычагом влияния или же защиты от «большинства»?
— Здесь все несколько иначе. Народ, у которого нет собственной государственности, должен каким-то образом представлять свои интересы во взаимоотношениях с органами государственной власти. Некоторые спрашивают: зачем? Дескать, пусть каждый человек самостоятельно решает свои проблемы непосредственно с государством. Но как быть, когда речь идет о коллективных правах? С кем власти вести диалог, если крымскотатарский народ насчитывает несколько сотен тысяч человек? Советская власть пыталась разделить крымских татар на «нормальных» и «экстремистов». Чтобы предотвратить такие попытки со стороны власти, крымскотатарский народ восстановил летом 1991-го, в последние месяцы существования СССР, собственный традиционный институт — курултай. Первый курултай был создан осенью 1917 года, когда распадалась Российская империя. Кстати, Центральная Рада приветствовала его делегатов телеграммой из Киева. Курултай означает «съезд». Из тридцати трех делегатов курултая тайным голосованием избирается меджлис. Это представительный орган крымскотатарского народа. К сожалению, еще с советских времен слышатся провокативные утверждения о том, что, дескать, крымские татары создали параллельную систему власти. Как правило, такую ерунду повторяют те, кто и сегодня хотел бы решать судьбу крымских татар без... крымских татар. Главная задача курултая — сконцентрировать все требования крымских татар, презентовать их перед властью и вместе искать механизмы их решения. В Курултай попадают делегаты с различными политическими взглядами. Некоторые политики считают, что мы монополизировали право на мнение крымских татар. Во-первых, у нас нет каких-либо рычагов принуждения. Во-вторых, наш народ выполняет эти решения настолько, насколько доверяет органам самоуправления. Опыт показывает, что авторитет у меджлиса большой.
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/611/54271/
РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Ульяна ГЛИБЧУК
Как только советские войска освободили Крым от нацистов, 11 мая 1944 года Сталин подписал приказ Государственного комитета обороны с грифом «совершенно секретно». По сути это был приговор: «Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР».
Об исторической несправедливости в прошлом и очень неопределенном настоящем своего народа рассказывает Рафат Чубаров, активный защитник прав крымских татар, зампред меджлиса и депутат Верховной Рады трех последних созывов.
— По официальным данным, из Крыма насильственно вывезли около 196 тысяч крымских татар. Большинство отправили в Узбекистан. Последние эшелоны с десятью тысячами семей уже по дороге завернули на Урал — «для использования в лесохозяйствах Наркомлеса в Молотовской, Горьковской, Свердловской областях и Марийской АССР».
— Это была персональная прихоть вождя или эдакая практичность, связанная с новой волной колонизации крымских земель?
— Документа, который бы непосредственно объяснял этот росчерк пера Сталина, нет. Еще меньше можно понять из существующих официальных бумаг. Дескать, причиной стал коллаборационизм крымских татар во время войны. Излишне говорить об абсурдности этого утверждения — поведение крымских татар в годы оккупации было таким же, как у других национальностей: среди них были и партизаны, и подпольщики, десятки тысяч человек в первые месяцы войны были мобилизованы в Красную Армию. Разумеется, были и такие, кто перешел на сторону немцев — коллаборационизм как явление был присущ всем оккупированным территориям Советского Союза. Настоящие причины надо искать в другом. Сталин, к тому времени уже почувствовавший себя «полубогом», решил, что более удачного момента для реализации давней мечты Москвы — «очищения» Крыма от его коренного народа, — впоследствии может не быть. К тому же Сталин готовил плацдарм для дальнейшего расширения Советского Союза. И «взял на карандаш» народы, которые, по его мнению, были неблагонадежны. Депортировали немцев Поволжья, чеченцев, турков-месхетинцев. А к Крыму у вождя было особое отношение. Еще в начале войны он депортировал 50 тысяч немцев, живших там уже почти сто лет. А в июне 1944 года, то есть через месяц после крымских татар, «подчистил» греков, болгар и армян. Сталин стремился к выходу на Средиземное море. Многие историки считают, что он готовился к новой войне ради расширения империи на юг.
— Крымским татарам пришлось испытать много бедствий и лишений. Как удалось не раствориться, не ассимилироваться и вообще не исчезнуть? И каковы ментальные последствия этого геноцида?
— Думаю, что основной силой, консолидирующей крымских татар, была любовь к родине. Она придавала силы и мужество вести длительную борьбу с тоталитарным режимом... До 1956 года крымские татары были на особом статусе спецпереселенцев. Их жизнь мало чем отличалась от жизни узников советских лагерей. К ним применяли специально разработанные инструкции и приказы, за выполнением которых надзирали так называемые спецкомендатуры. В жестких и жестоких условиях трудно было объединиться и противодействовать бесчинству. Но наш народ не отчаивался. Уже сегодня есть доступ ко многим архивным документам, свидетельствующим о сопротивлении людей и их борьбе за восстановление своих прав. Весь крымскотатарский народ — без преувеличения — был в состоянии национального движения. Понимание того, что они должны вернуться на родную землю и что это реально только с изменением общества, прибавляло сил. Советский режим иногда вынужден был идти на отдельные уступки. В 1956 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене ограничений относительно спецпоселения крымских татар, балкарцев, турок—граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных во время Второй мировой». Но в реальной жизни этих людей почти ничего не изменилось. Второй пункт указа (до конца 80-х оставался тайным) гласил: отмена статуса спецпоселения не восстанавливает права на возвращение в места, из которых людей выселили. Такое двузначное решение привело только к усилению борьбы крымских татар. Начиная с шестидесятых годов и до конца восьмидесятых сотни и сотни крымских татар прошли советские лагеря за участие в национальном движении.
— У каждого народа есть черты, отличающие его от других. Какие особенности национального характера крымских татар наиболее заметны? А еще вот что интересно: в советские времена гуляло много анекдотов о том или ином народе СССР. Очевидно, крымские татары не исключение...
— Пожалуй, все-таки исключение. Потому что в советские времена, вплоть до 1989 года, даже употреблять словосочетание «крымские татары» было запрещено. Во всех документах, учебниках, справочниках, судебных решениях писали «татары, ранее проживавшие в Крыму». Нет народа — нет и анекдота. Если же говорить о главных или более выраженных чертах характера... Когда-то я сам об этом задумался и решил, что первой строкой надо записать трудолюбие и доверчивость. Из-за своего чрезвычайного трудолюбия крымскотатарский народ был в состоянии не только преодолеть социальные катастрофы, преследовавшие его со времен завоевания Крыма Российской империей, но и сохраниться как целостный этнос.
Доверчивость — хотя я очень ценю эту черту в моем народе — часто оборачивалась против него самого. Начиная с первых лет колонизации Российской империи в Крыму, когда у нас забирали землю. Тогда приходили и спрашивали: «А почему вы думаете, что это ваша земля?» Им отвечали: дескать, от деда-прадеда здесь живем, так и граница сложилась... А завоеватели говорят: «Нет, дайте какой-нибудь документ, подтверждающий ваше право на собственность, иначе заберем». И забирали...
С приходом большевиков определенная часть крымских татар поверила целям, формально провозглашенным советской властью. В первые годы становления «диктатуры пролетариата» среди нашего народа было где-то около десятка большевиков. Но уже с середины 20-х, когда власть начала демонстрировать настоящую суть своей политики — гонения на верующих, насильственное изменение алфавита — крымские татары уже не скрывали своего недовольства. Политические процессы против «буржуазных националистов», ставшие в СССР массовым явлением в 30-х годах, прокатились и по Крыму. Потом коллективизация с десятками тысяч выселенных «кулаков», целенаправленное уничтожение интеллигенции...
Хотя, разумеется, существует немало и негативных мифологем о крымских татарах. Дескать, разбойники, завоеватели, дебоширы. И на чужие земли нападали, и в плен брали...
— Разве неправда?
— На самом деле история состоит из мифов, которые мало соответствуют подлинным событиям. Дело еще в том, что освещением истории занимались именно российские историки, направляя свои усилия на службу интересам империи. Даже сегодня мы продолжаем смотреть в свое прошлое через призму российской историографии.
— Советская власть уничтожала христианские храмы, очевидно, и мечети не обошла...
— Советская власть основательно разрушила религиозное мировоззрение. Не знаю, стоит ли проводить какую-то градацию... Но на тех территориях, где мусульманское население составляло численное меньшинство, эти разрушения были более жестокими. Проблема не только в том, что меньшинство не могло ощутимо противодействовать. Руководство так называемыми «национальными окраинами» осуществляли большевики, враждебно относящиеся к культуре и религии коренных жителей. В Крыму перед началом войны не было ни одной функционирующей мечети. Да и с христианскими храмами было не лучше: для формальности сохранили две-три церкви...
Кстати, с первых дней оккупации Крыма немецкими войсками все храмы были возвращены верующим — как мусульманам, так и христианам. Это ремарка относительно причин коллаборационизма.
— В Западной Украине греко-католическая церковь ушла в подполье...
— У крымских татар такой потребности не было. Между различными религиями существуют отличия в организации духовной жизни. В исламе нет такой четкой иерархии, как, например, в православии. Хотя в Крыму всегда был главный муфтий, который утверждал имамов, духовных судей — кади и решал другие вопросы организации религиозной жизни мусульман. Во времена Крымского ханства муфтий и подчиненные ему религиозные институты не только надзирали за духовной жизнью мусульман, но и рассматривали судебные дела. В общем, в Крымском ханстве светская власть была высшей. Разумеется, в контексте общественных взаимоотношений тех времен. В отличие от современной жизни, тогда люди не делили свою жизнь на светскую и духовную, они старались жить по принципам и законам, не вступающим в противоречие с их религиозными убеждениями. Именно поэтому религиозные традиции настолько укоренились в сознании людей, что советская власть, несмотря на уничтожение мечетей, не смогла их окончательно разрушить.
Без сомнения, отсутствие мечетей и религиозных учебных заведений нанесло большой вред духовной жизни крымских татар. Не забывайте о полувековом принудительном содержании в местах изгнания, где проживало местное население совершенно других культур и вероисповеданий. К счастью, в Средней Азии, где большинство населения также исповедовало ислам, власти не удалось спровоцировать межнациональные конфликты...
Депортировав крымских татар, Москва убивала сразу двух зайцев: «подчищала» Крым от коренного народа и получала рабскую силу. Именно руками крымских татар и других депортированных народов возводились грандиозные «стройки коммунизма» на территории Узбекистана и других союзных республик. Если вспомнить Таджикистан, то урановые рудники там построены на костях крымских татар, если Узбекистан, то земли, покрытые камышом, стали цивилизованными с помощью рук именно нашего народа.
— Давайте перейдем к текущему моменту. Крымские татары возвращаются на родину. Там их встречают враждебно. Но украинская власть что-то обещала... Так что же обещала и что выполнила?
— Массовое возвращение крымскотатарского народа началось в последние годы существования СССР. Именно тогда была создана специальная комиссия при Совете Министров СССР, установившая ежегодную квоту на возвращение. Крымские татары поняли, что это растянется на десятки лет и ответили массовым самовозвращением. В 1990—1992 годах ежегодно возвращалось до 30—40 тысяч человек. Это большое количество. Процесс продолжался параллельно с обретением Украиной независимости. Наш народ возлагал и возлагает надежды на демократизацию украинского общества. Когда 1 декабря 1991 года проводился всеукраинский референдум «Подтверждаете ли вы Акт о провозглашении независимости Украины?», в Крыму проголосовало 54% населения, из них 7—8% — крымские татары. Представьте, если бы они не поддержали? Крым стал бы единственным регионом, где идея независимости Украины не получила бы поддержки большинства населения. В нынешних политических реалиях это был бы хороший повод для провокаций.
Сегодня налицо дуалистический подход украинской власти к крымским татарам. С одной стороны, речь идет о праве возвращения, осуществляются соответствующие мероприятия по обустройству тех, кто вернулся, но ничего не говорится о месте крымских татар в Украинском государстве. Часть политиков не хочет понять сути крымскотатарской проблемы. Дело в том, что продолжается не просто механический процесс возвращения значительного количества людей. Возвращается целостный народ, нация, сформировавшаяся на крымской земле, имевшая здесь в течение столетий свою государственность... Возвращается в Крым, и не узнает собственного Дома. За это время все изменилось. Тотально переименованы топонимы, связанные с нашей историей, снесены все мусульманские кладбища. В течение десятилетий людям, поселившимся в наших домах, вбивали в головы зловещие стереотипы о нашем народе. На что нам надеяться? Действительно, нужно вести переговоры о государственных механизмах, которые позволили бы реально начать процесс восстановления прав крымских татар. В нашем случае принцип «меньшинства» и «большинства» не является справедливым. Наш народ не так многочисленен, как российское население Крыма, и за нами нет другого государства, которое бы могла за нас вступиться. Все, на что крымские татары имеют право, должно быть восстановлено именно Украинским государством. Поэтому сегодня все наши надежды связаны с Украиной.
— Тем не менее постоянно возникают «страшилки» о будущих конфликтах украинцев и крымских татар. Дескать, почва благоприятная...
— Пресловутая формула Сталина: «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы». Но крымские татары, хвала Всевышнему, выжили. Есть очевидные вещи, которые невозможно отрицать. К таким относится и право каждого народа на самоопределение. Сегодня мировая практика знает множество форм реализации этого права. И оно не обязательно должно быть реализовано через дезинтеграцию существующих государственных образований. Более того, международное сообщество приветствует такие формы самоопределения, которые не несут угрозу территориальной целостности государства.
Крымские татары настаивают на самореализации в условиях независимого Украинского государства, с сохранением его территориальной целостности. Следовательно, необходимо серьезно задуматься над усовершенствованием именно Крымской автономии. Нужны такие правовые нормы, которые бы не позволили большинству доминировать над коренным народом. Хотя бы в наиболее важных сферах жизнедеятельности. Вопросы языка, религии... Такой опыт в современном мире существует.
— Не является ли меджлис рычагом влияния или же защиты от «большинства»?
— Здесь все несколько иначе. Народ, у которого нет собственной государственности, должен каким-то образом представлять свои интересы во взаимоотношениях с органами государственной власти. Некоторые спрашивают: зачем? Дескать, пусть каждый человек самостоятельно решает свои проблемы непосредственно с государством. Но как быть, когда речь идет о коллективных правах? С кем власти вести диалог, если крымскотатарский народ насчитывает несколько сотен тысяч человек? Советская власть пыталась разделить крымских татар на «нормальных» и «экстремистов». Чтобы предотвратить такие попытки со стороны власти, крымскотатарский народ восстановил летом 1991-го, в последние месяцы существования СССР, собственный традиционный институт — курултай. Первый курултай был создан осенью 1917 года, когда распадалась Российская империя. Кстати, Центральная Рада приветствовала его делегатов телеграммой из Киева. Курултай означает «съезд». Из тридцати трех делегатов курултая тайным голосованием избирается меджлис. Это представительный орган крымскотатарского народа. К сожалению, еще с советских времен слышатся провокативные утверждения о том, что, дескать, крымские татары создали параллельную систему власти. Как правило, такую ерунду повторяют те, кто и сегодня хотел бы решать судьбу крымских татар без... крымских татар. Главная задача курултая — сконцентрировать все требования крымских татар, презентовать их перед властью и вместе искать механизмы их решения. В Курултай попадают делегаты с различными политическими взглядами. Некоторые политики считают, что мы монополизировали право на мнение крымских татар. Во-первых, у нас нет каких-либо рычагов принуждения. Во-вторых, наш народ выполняет эти решения настолько, насколько доверяет органам самоуправления. Опыт показывает, что авторитет у меджлиса большой.
http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/611/54271/
Відповіді
2006.08.26 | Chief
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Никогда б не подумала, что газете "Зеркало недели" понадобится такой исторический ликбез от "Рафата" Чубарова. Я всегда была лучшего мнения о знаниях в этом вопросе журналистов этого солидного издания.2006.08.26 | Sofu
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Chief пише:> Никогда б не подумала, что газете "Зеркало недели" понадобится такой исторический ликбез от "Рафата" Чубарова. Я всегда была лучшего мнения о знаниях в этом вопросе журналистов этого солидного издания.
Не в журналистах дело. Читателям такой ликбез никогда лишним не будет. Тем более от такого солидного издания. И чем больше подобной информации будет на страницах всеукраинских изданий, тем меньше стереотипов мы будем встречать в посведневной жизни.
2006.08.26 | Nedim
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
"РАФАТ"-ага как всегда обстоятелен и убедителен...Однако, странное ощущение осталось после этого интервью. Как будто вернулся лет на 15 назад. Снова приходится убеждать в том что "НЕпредатели", в том, что "КОренные",в том, что "ПОддерживаем Украину" и т.д. Если принимать тезу о развитии истории по спирали, выходит, такие вот интервью нам предостоят каждые лет 10-15? Даже на страницах солидных интеллектуальных изданий...2006.08.26 | Nedim
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
"РАФАТ"-ага как всегда обстоятелен и убедителен...Однако, странное ощущение осталось после этого интервью. Как будто вернулся лет на 15 назад. Снова приходится убеждать в том что "НЕпредатели", в том, что "КОренные",в том, что "ПОддерживаем Украину" и т.д. Если принимать тезу о развитии истории по спирали, выходит, такие вот интервью нам предостоят каждые лет 10-15? Даже на страницах солидных интеллектуальных изданий...2006.08.26 | Експерт
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Nedim пише:> Если принимать тезу о развитии истории по спирали, выходит, такие вот интервью нам предостоят каждые лет 10-15? Даже на страницах солидных интеллектуальных изданий...
Я думаю, тут дело в журналисте, которая брала интервью. Скажем, если бы собеседнеником у Чубарова были Семена или Самар, то, видимо, и содержание было бы совершенно иным.
2006.08.26 | Chief
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Sofu пише:>
> Не в журналистах дело. Читателям такой ликбез никогда лишним не будет. Тем более от такого солидного издания. И чем больше подобной информации будет на страницах всеукраинских изданий, тем меньше стереотипов мы будем встречать в посведневной жизни.
В свете этого "Рафат" тезис о солидности этого издания дезавуируется сам собой. Уж хотя топ-политиков надо запоминать по именам... Даже когда имена такие сложные - аж пять букв.
2006.08.26 | Експерт
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Chief пише:> В свете этого "Рафат" тезис о солидности этого издания дезавуируется сам собой. Уж хотя топ-политиков надо запоминать по именам... Даже когда имена такие сложные - аж пять букв.
Может у них там корректором Иван Степанович Плющ с его фрикативным "хф"
Я помню, когда он был спикером, то обращался именно так "Рахфат".
2006.08.26 | Chief
Re: РАФАТ ЧУБАРОВ: «КРОМЕ УКРАИНЫ БОЛЬШЕ НЕКОМУ ЗА НАС ЗАСТУПИТЬСЯ»
Експерт пише:> Может у них там корректором Иван Степанович Плющ с его фрикативным "хф"
>
Ну дык как раз для таких корректоров, как Иван Степаныч (у которых проблемы с фрикативными звуками), и пишут учебники и словари...