МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

В Московской области есть собственный Крым

09/17/2006 | Бё!
Как живете, Хомяки?
Инна Коваленко, Игорь Харитонов (фото)
В Московской области есть собственный КрымМиграция народов на территорию современного Подмосковья длится уже несколько веков. Одни народы селились вокруг Москвы под влиянием обстоятельств, другим местные уезды отдавались в держание. Так случилось в XVI веке со Звенигородским уездом, который неоднократно доставался татарским царевичам, происходившим из Крымского ханства. После этого в уезде появилось село со странным названием Крымское. Пример маленькой деревни Хомяки, относящейся к Крымскому сельсовету, рассказывает о том, кто теперь занял место татар.Сами Хомяки назвались Хомяками из-за некогда живущего поблизости помещика по фамилии Хомяков. Местные жители до сих пор не возьмут в толк, почему деревню назвали Хомяки, а не Хомяково, и потому называют себя не хомяковцами, а хомяками, и ничего обидного в этом не видят.
Интеллигенция
Ни настоящих хомяков, ни других достопримечательностей в деревне нет. Одна кривая
улица – вот и все Хомяки. Никогда деревня не была большой и никогда большой не станет. Уже более ста лет количество деревенских дворов почти такое же стабильное, как фунт стерлингов, и не превышает сорока. Еще есть в Хомяках почти пересохшие колодцы, негорящие уличные фонари, пруд без рыбы и поле без коров, зимой - нечищеная дорога. И еще есть собственная стихотворная летопись – в аккурат на десять листов. Стихотворные “Вспоминания…” написала Лидия Пикаревич, уроженка Хомяков, после – москвичка, теперь местная дачница. Собственно, писала Лидия Владимировна для своих детей про свое детство и никому показывать написанное не собиралась. Но труд оказался в буквальном смысле историческим, и тогда Лидия Владимировна нарядно оформила сочинение, нарисовала на титульном листе голубя, подписала каждый экземпляр и раздарила соседкам. Соседки прочитали, похвалили, некоторые всплакнули. Ведь описывала Пикаревич годы войны в Хомяках и ничего похожего на лирику в ее стихах не было: Перемешалась хомяковская земля, там были камни и тела.А мы вперед бежали в чем мама родила. Из тех бегущих тогда детей почти никого в Хомяках не осталось. 22 октября 1941 года немцы отправили всех детей Хомяков в заложники под Можайск, где и прожили они два месяца в голоде и холоде, со вшами и фурункулами. В середине января 1942 года их освободили, вернулись дети в родные Хомяки. Когда шли назад, видели повешенную Зою Космодемьянскую и, несмотря на то что было это давно, забыть Зою никак не могут.
Рабочий класс
Не только про Великую Отечественную вспоминают в Хомяках. Загорелый молодец Леша с пилой и напильником ходит по дворам, пилит дрова и советует написать про чеченскую войну. Сам Леша не местный, но к нему в Хомяках привыкли. Носит Леша джинсы без майки, чтобы джинсы не падали, подвязывает их пояском от дамского халата. Живет с хомяковскими алкоголиками, с ними и трудится. Ходит, договаривается по деревне, кому что починить, забор поставить. После дела, конечно же, выпивают, и потому задатка местной бригаде в Хомяках не дают.Притягивает людей деревня Хомяки. Леша сам из Смоленской области. Отслужил в армии, в ВДВ, между прочим, в Чечне. Как он сам говорит, после Чечни стал выпивать. Такое, говорит, видел, что не пить нельзя. Потом застал жену Инку с другим, сел в машину и поехал. Ехал, ехал и приехал в Хомяки. В Хомяках его, надо думать, ждали. Алексею сейчас 29 лет, через пару месяцев он собирается поехать домой, только вот не факт, что он тронется с места. Хорошо ему при Хомяках, и все тут.
Криминалитет
Но не лучше, чем было Наталье Ивановне Прасловой, женщине средних лет с большим чувством юмора. Наталья Ивановна когда-то была самой веселой хомячкой. В деревню ее привела московская дорога.Родилась Наташа на улице Мытной, откуда переехала на Шаболовку. С Шаболовки путь ее лежал на юго-запад, в Никулино, а из Никулино Наталья Ивановна двинулась уже на запад в Хомяки. Правда, не от радости приехала Наталья Ивановна в деревню. Детективная история привела Праслову под сень сливовых деревьев и малиновых кустов. Два года прятала Наталья в хомяковском доме сына. Сама вырастила сына хулиганом и драчуном, сама потом и маялась с ним, живя в маленьком домике, почти сараюшке с окошком. Как оказалось, прятала Наташа сына зря. Сына таки нашли и посадили, а сараюшка долго хранила прежнее убранство: две кровати, пластмассовый крокодил Гена посреди письменного стола, там же семь томов резолюций КПСС. Сама Наталья жила небогато. Три телевизора, четыре радиоприемника… Все добро стояло во дворе да в огороде. На одном телевизоре Наташа стирала, на радиоприемнике цветы растила. Огорода не копала, потому как она москвичка и в земле рыться ей не хотелось. Самое мягкое слово у Натальи было “едрить”. Разговаривала она короткими предложениями, наполненными большими фольклорными традициями и малоцензурными словами. Также Наталья Ивановна Праслова, простая русская женщина, признавалась, что любит евреев, что продает малину вдвое дешевле, и, подхихикивая, шептала на ухо, что была замужем за татарином с очень, ну очень неприличной фамилией. “С какой?” - интересно ведь. “Да ты умрешь сейчас. Нет. Не могу. Не скажу – со смеху умрешь”…На самом деле умерла сама Наташа. Не так давно, в начале лета. Нашли ее у шоссе. Убили Наталью не со смеху, да и фамилия одного из ее мужей тоже оказалась не такой уж веселой – всего лишь Хусяинов. Знает ли он, что теперь с его супружницей?А Наталья в своей практически счастливой хомяковской жизни не прочь была посмеяться и выпить. Или выпить, а после посмеяться. И выглядела Наталья Ивановна неплохо, ходила по Хомякам в розовых бриджах, малиновом свитере и всерьез подумывала перекрасить волосы. Никакого дискомфорта от нынешней жизни она не испытывала, потому как часто повторяла: “Живу хорошо и весело, только вот посмеяться не с кем”.
Семья
В хомяковский дом, где одно время квартировала Наташа, теперь ездит милиция: спрашивает, выясняет. Новые хозяева ничего не могут сказать – не знали они Наталью Ивановну. Сами они в Хомяках год. Дом с несчастливым номером 13 оказался для них счастливым. Приехали, устроились, от мусора избавились. Зажили. Георгины на клумбе, анютины глазки в горшках при крыльце. Собака Мишка, размерами похожая на детеныша слона. Хозяйка Ира признается: “Если б раньше кто сказал, что в деревне жить буду – не поверила бы”. Но вон оно как повернулось. Влюбилась Ира в мужчину, у которого в Хомяках оказалась наследственная ненужная и некачественная недвижимость. Ира подумала и решила с дочкой-школьницей переехать из поселка городского типа в настоящую деревню, превратить недвижимость в дом, а дом в хоромы. Любимый мужчина спорить не стал. Тем более что Ире заниматься хозяйством даже нравится. “Мы хлебосольные”, - улыбается Ира. Сама она беженка. Лет пятнадцать назад приехала из Узбекистана в Россию. Так и осталась. Через неделю она официально оформит отношения с мужчиной, который привез ее в деревню Хомяки. Даже свадьба будет! Ира станет женой мужчины по фамилии Алексеев. Весь этот первый год в Хомяках для Ириной семьи был непростой, если не сказать тяжелый. Ничего – справились. Ира болела и выздоровела, но работать пока не спешит. Теперь дом ее работа. Гусей завели. Им даже одного слепенького навязали: выживет - не выживет. Выжил и окреп. Ирина дочка Вика носит его за остальной стаей на руках. Сама же Ира обещает Вике братика, только “попозже, со временем”.В самом центре одной деревенской улицы стоит единственное в Хомяках общественное учреждение голубого цвета. Это магазин типа ларек. Торговый павильон без вывески и с заколоченными дверями и окнами. Слева от двери, примерно в области сердца, на магазине стоит белый штамп “Хомяк”. Никто не торгует в деревне – невыгодно. Но если через много лет при раскопках найдут часть этого ларька, сразу поймут, откуда он. Хомяки не пропадут. Ведь возвращаются люди в Хомяки. Даже женятся в Хомяках. Там, гляди, кто и корову купит, а кто ребеночка родит. Так вот жизнь в малых районных масштабах налаживается. Хомякам ли этого не знать?

СправкаЧисленность населения в Хомяках (постоянное проживание)1852 г. – 132 жителей1890 – 54 жителей1926 – 167 жителей1989 – 20 жителей2006 – 10 жителей

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4692&Itemid=74


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".