МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

ГЕННАДИЙ МОСКАЛЬ: «ВЛАСТИ В КРЫМУ НЕТ»

11/04/2006 | Експерт
ГЕННАДИЙ МОСКАЛЬ: «ВЛАСТИ В КРЫМУ НЕТ»

Валентина САМАР

Бывает же такое: сразу после оранжевой революции в президентской канцелярии всерьез подумывали о ликвидации за ненадобностью такого конституционного института, как постоянное представительство президента в АРК. Длительное время кабинет постпреда нового президента вообще пустовал. Однако после того как его занял Геннадий Москаль, оказалось, что малополномочное представительство главы государства может быть весьма эффективным инструментом контроля за ситуацией в автономии. И если раньше, при президенте Л.Кучме, постпреда называли его ушами и глазами, то у президента В.Ющенко появился, если можно так сказать, еще и голос — редко какой день проходит без появления в СМИ заявлений, комментариев, интервью Г.Москаля. Как правило, бескомпромиссных, но ничего лишнего, тем не менее, генерал еще не сказал.

Не имея явной поддержки ни у одной из политических сил, представленных в крымском парламенте, Г.Москаль активно работает с общественными организациями. Подозреваю, что не в последнюю очередь потому, что в «третьем секторе» почти нет «крестников» бывшего главного милиционера Крыма. Зато их много в органах власти автономии. Об этом его чаще всего и спрашивают. Мы попытались получить ответы на вопросы иного уровня.

— Геннадий Геннадиевич, на ваш взгляд, каким образом отразятся на отношениях центра и такого специфического и сложного с точки зрения управляемости образования, как Крымская автономия, нынешнее соревнование по властному многоборью между президентом и премьером? Власть в Крыму сегодня фактически безраздельно принадлежит Партии регионов. Есть ли у секретариата президента видение того, каким образом глава государства удержит свой контроль над Крымом?

— Во-первых, реформы местного самоуправления по крымскому варианту в стране не будет.

Во-вторых, ни президенту, ни центру ничего не угрожает, пока в Крыму такая власть, как сейчас. Если честно сказать, то власти здесь нет. Это просто бутафория и видимость власти. Кто такую модель выработал — тот человек абсолютно недальновидный. Кто предложил на пост главы ВР автономии А.Гриценко, авторитет которого в Крыму, как в температуре, минус ноль? Это должен был знать тот, кто здесь был «смотрящим». А когда еще подобрали такую кандидатуру премьера, то здесь центру нечего беспокоиться, поскольку эта власть абсолютна беспомощна.

— Слабая власть несет другую угрозу. И происходящее — обострение всех хронических проблем, от земельной до межнациональных отношений, ничем хорошим не закончится.

— Да, идет обострение тех проблем, которые должна решать местная власть, а не центр. Первое — земельный вопрос. Чтобы навести в Крыму порядок в этом, нужно изменить законодательство, закон о местном самоуправлении...

— А может, выполнять уже существующие законы?

— ...или придерживаться уже действующих. Но вы же видите, что проблемы не решаются. Стойкая тенденция к увеличению самозахватов земли, к строительству на них жилья. Мне в ВР говорят: почему Москаль здесь бьет в набат, ведь это муляжи, а не дома. Но муляжи могут быть из картона, а здесь идет строительство на фундаменте, туда тянут свет, туда сегодня тянут воду. Абсолютно понятно, что из этих земель уже никто не уйдет, не для этого люди вкладывали туда деньги. А крымская власть делает заявления, милые своему сердцу, — мол, проблемы решаются...

А время идет. Чем руководствуется нынешняя власть? Первое — нежеланием что-либо делать. Зачем такими трудными проблемами себя обременять, пусть этим занимаются следующие, кто будет при власти. А все очень просто. Ситуация с самозахватом — как когда-то в Москве: все приезжающие бежали занимать очередь в ЦУМ или ГУМ — обязательно хоть что-нибудь, да возьмут. Так и здесь. Вместе с крымскими татарами, которым земля действительно нужна под жилье, в акциях участвуют и те, кому она не нужна, и те, кто занял участки в нескольких пикетах одновременно. Властям нужно составить списки всех желающих со всех акций, а их сегодня 53, просеять эти списки, чтобы не было так, что один человек претендует на несколько участков, проверить, действительно ли оставшиеся нуждаются в земле и имеют ли на нее право в соответствии с действующим законодательством. Таких людей окажется очень немного, и сессии местных советов должны рассмотреть их документы и предоставить землю.

— Это так, но ведь вы упускаете из виду главную причину — сплошную коррупцию, с самого низу и доверху. Именно поэтому в земельной сфере ничего не делается для прозрачности, не заканчивается работа по инвентаризации земель, ни одно из заседаний СНБОУ по крымским вопросам, ни одна из комиссий дело до логического завершения не довели, и дерибан земли продолжается.

— Из большой тучи в нашей стране почему-то всегда выпадает или несколько капель, или совсем ничего. Ни одно из серьезных уголовных дел после работы всех этих комиссий до суда не дошло. Ведь у каждого, кого копнули, нашлись покровители, и сегодня нет той гласности, которая имеется в других странах с развитой демократией. Почему сегодня, скажем, бывшего премьер-министра Италии Берлускони таскали по судам, и он ходил молча, а у нас кого ни тронь — сразу кричат о политических преследованиях, политических репрессиях. А вся земля была распределена либо за взятки, либо по блату.

— Довольно пессимистические прогнозы насчет эффективности президентского указа после последнего заседания СНБОУ по крымским проблемам. В.Ющенко подверг разгромной критике и крымскую, и центральную власть за невыполнение предыдущего решения Совета нацбезопасности, а Кабмин устами Д.Табачника не согласился, поскольку считает, что правительство делает для Крыма многое...

— Заседание СНБОУ не должно было только лишь констатировать невыполнение предыдущего решения. Раз оно не выполнялось — значит, виновные должны были быть наказаны. На сегодняшний день представительство президента ежедневно проводит мониторинг выполнения последнего решения. Как Верховная Рада Крыма, так и Совет министров, органы местного самоуправления выбросили это решение СНБОУ в корзину. Они даже не начинали и не собираются начинать его выполнять. Если один раз все обошлось — чего же бояться? Соберется Совет нацбезопасности в третий раз — то же самое будет.

— Это саботаж?

— Саботаж.

— Какого уровня?

— Местного.

— Вы хотите сказать, что партийные вожди крымского руководства, то есть руководство Кабмина, здесь ни при чем, это местные «регионалы» по собственной инициативе саботируют решение СНБОУ?

— Я бы не сказал, что это умышленно так делается. Есть в уголовном праве такая вещь — преступная самонадеянность, то есть — а вдруг все сойдет с рук? Поэтому СНБОУ сегодня нужно больше жесткости. Прошел месяц — что сделано? Ничего. Не надо больше заслушивать, нужны оргвыводы. Ну нельзя уже продолжать превращать Крым в очаг нестабильности! Ведь таких массовых акций протеста с самозахватом земли не было даже в первые годы возвращения крымских татар на родину!

— Итак, можем констатировать, что на сегодняшний день СНБОУ является совершенно недейственным властным рычагом в руках президента, по крайней мере, в отношении крымских земельных проблем?

— Я одно вам могу сказать, что на местном уровне решение Совета нацбезопасности выполняться не будет. Поскольку это нынешней власти автономии невыгодно. Если вся земля будет проинвентаризирована, если будут установлены все границы, в первую очередь — объектов заповедного фонда, то все будет решаться на уровне местных советов, а не парламента и правительства Крыма. Тогда такого инструмента, как распределение земли, у властей автономии не будет. Что же они будут в таком случае делать, только вопросы о НАТО и русском языке выносить с заседания на заседание? Если сделать все, что предусмотрено указом — то это значит, сделать невозможной коррупцию, и останется только лишь установить жесткий контроль за законностью решений местных органов власти.

— С вашей подачи, если не ошибаюсь, в указе президента предусмотрено открытие в Крыму отделения Фонда госимущества Украины — в отличие от существующего Фонда имущества автономии, имеющего двойное подчинение. Серьезный шаг центра, воспринимаемый крымскими власть имущими как отнимание полномочий автономии.

— Почему это отнимание полномочий автономии? Если совхозы-заводы, которые занимаются виноградарством и виноделием и находятся в государственной собственности, постоянно отчуждают земли на побережье под застройку через решение ВР Крыма, значит, есть потребность в открытии отделения Фонда госимущества. И каждый кусочек земли должен отчуждаться с его разрешения. И сегодня В.Семенюк такого разрешения не даст, я вам гарантирую. В каждой области есть отделение ФГИУ, есть управление коммунальной собственности. Вот пусть и здесь вся эта «шайка-лейка» занимается коммунальным имуществом, а все остальное отойдет в ведение Фонда госимущества Украины. Сейчас в секретариате готовятся документы для отмены указа президента Л.Кучмы от 1995 года об органах приватизации в АРК, который абсолютно незаконен.

Во-вторых, нужно вносить изменения в Конституцию АРК и закрывать эту ручную, карманную Счетную палату Крыма. Она существует для сведения счетов, и принципиальность появляется тогда, когда нужно кое-кого убрать с должности. Если вы хотите иметь действенный контроль за использованием и поступлением бюджетных средств, нужно открывать серьезное отделение Счетной палаты Украины.

— Представительство президента сегодня, кажется, и без этого не выпускает из поля зрения ни одно решение ВР или правительства Крыма. Количество ваших судебных исков в ответ на решения местной и крымской власти бьет все рекорды. Отношения со спикером Гриценко у вас уже на грани взаимной идиосинкразии. Отдельная тема — обвинение депутатов в уголовном прошлом. Это установка секретариата и президента или «эксцесс исполнителя»?

— Ну, я не тот человек, который на каждый шаг будет ждать указания из секретариата. Когда я сюда пришел и увидел, кто попал в ВР Крыма, я спросил: ребята, кто сделал такую глупость? О том, что это преступники, не знают в Крыму разве что младенцы. 225 убийств не расследовано. За теми жертвами стоят отцы и дети, и они ждут от государства, что справедливость восторжествует. Я в первые же дни отказался от охраны и свободно хожу по улицам, и люди, в том числе и бывшие сотрудники милиции, меня останавливают и говорят: «Как же так? Того убили, того похитили, того замучили, расстреляли — и никто не наказан». Я должен был на это реагировать как представитель президента и гражданин. И я сказал тогда в секретариате: мы не должны позволить превратить Крым в Латинскую Америку образца 70-х годов. Я обратился к министру внутренних дел с просьбой создать специальную следственную группу, и решением министра МВД и генпрокурора она была создана.

— Известно, что работает эта группа под руководством начальника департамента угрозыска, генерал-майора Василия Паскала абсолютно автономно, с базой даже не в Крыму, а в Одессе. Чем это обусловлено? Есть давление, есть угроза безопасности членов группы, недоверие к крымским правоохранителям?

— Вот чтобы всего этого не было, группа именно так и работает. И деятельность этой группы будет успешной, если ей не будут мешать.

— Понятно, что даже не нужно распускать эту группу, достаточно поменять следователей, как это было со стороны ГПУ относительно следственной группы в деле Мельника...

— Есть и другие способы: например, максимально загрузить группу делами из других регионов...

— Депутат ВР Крыма Александр Мельник, подозреваемый в совершении и организации заказных убийств, и который, несмотря на подписку о невыезде, беспрепятственно покинул нашу территорию, в интервью говорит, что на арестованных в Одессе оказывается давление и к ним применяются незаконные методы получения показаний.

— Господин Мельник думает, что когда на него дают свидетельские показания его бывшие кореша, то здесь что-то не так. Насколько мне известно, больше рассказывают следователям те, кто уже отбыл наказание, наверное, тогда им друзья пообещали, что будут помогать...

— Вы хотите сказать, что эти люди обижены тем, что их «не грели» на зоне?

— Думаю, скорее всего, да. Потому что получилось так, что одни сидели, а другие оказались в парламенте. А у тех людей тоже есть обостренное чувство социальной справедливости...

Насколько я знаю со слов руководителя группы, нет такого дня, чтобы к ним не приходили с повинной. Причем бывает и три, и пять, и десять явок с повинной.

— Где сегодня лидер «Сейлема» Воронок?

— Я не знаю, где он, какие у него намерения и какое он имеет влияние. Но мне известно, что группа намерена вернуться к документированию его преступной деятельности.

— Депутата Мельника правоохранители называют одним из руководителей «Сейлема», а журналисты — «смотрящим» в Крыму от «донецких», а то и самого Р.Ахметова. Однако в интервью «УП» Ринат Леонидович наотрез отказался от Мельника. Говорит, что у него вообще здесь нет интересов, так как смотреть не за чем, разве что за дачей.

— Я верю господину Ахметову. Действительно, что может cвязывать голодранца и самого богатого человека в стране? Я, кстати, Мельника «смотрящим» от «донецких» не называл. Я таким называл другого депутата — народного. (Антона Пригодского. — Авт). По-моему, все это бахвальство Мельника. Но когда некому руководить, то кто-то должен власть взять. Мельник постоянно сопровождал Гриценко в поездках и встречах, и в Москве, и в Киеве.

Слабая власть, которая укрепила себя криминалитетом, — больше я здесь ничего не вижу.

— Последняя утечка информации из следственной группы — Александр Мельник подозревается в причастности к убийству супругов Кротенко — собственников популярного ресторана «Козацький шлях» в 2001 году. Кроме того, сообщается, что непосредственное отношение к преступлению имел еще один депутат ВР Крыма. Если это тот влиятельный депутат, о котором я думаю, то не произойдет ли так, что с его арестом или внезапным отъездом спикер потеряет ту опору, о которой вы говорили, и это может привести к каким-либо изменениям в руководстве автономии?

— Создать другую конфигурацию в парламенте, нежели та, которая существует сегодня, невозможно. Однако не исключено, судя по заявлениям лидеров «Русского блока» о выходе из коалиции, что изменения будут. Но что будет наверняка, так это то, что уже никто из криминалитета на депутатов давить не будет.

— Что касается парламента — да, но я имела в виду создание предпосылок для смены премьера, который сегодня абсолютно зависит от спикера, вместе с которым, как говорят, свое влияние осуществляли и А.Мельник, и И.Лукашов...

— Насколько я знаю, предпосылки уже созданы, поскольку В.Плакидой недовольны в КМ, там к нему претензий больше, чем у президента.

— Следовательно, одно к другому, и?..

— То, что произойдет смена главы правительства у меня не вызывает никаких сомнений. Кандидатура Гриценко не оправдала себя, и спикеру синхронно руководить и парламентом, и правительством не удается.

— Чей интерес может сработать при назначении нового руководителя крымского правительства? Ахметова, Фирташа?

— Да нет у этих людей в Крыму бизнес-интереса! Всего три стабильно работающие структуры, бюджетные «киты» — государственные предприятия «Черноморнефтегаз», «Титан» и Крымский содовый завод...

— Два последних, кстати, под контролем Фирташа!

— Да какая разница, чьи это предприятия, главное — чтобы шли инвестиции и предприятия работали стабильно.

— Конечно, только у нас, как известно, политика и бизнес неотделимы. Итак, кто сегодня влияет на политику в Крыму и кто заинтересован в том, чтобы здесь была постоянная нестабильность?

— На события в Крыму влияют совсем другие факторы. Не внутри Украины, а вне. Поскольку и президент, и правительство, и «донецкие», и крымские заинтересованы в том, чтобы здесь была стабильность. Крым никогда не будет Приднестровьем, не будет Абхазией, не будет Косово. И нет общекрымского лидера, который бы взял на себя роль Смирнова или даже Мешкова. А те, кому это предлагали, отказались. Кому же не предлагали, и так видят, что они на это не способны.

— Кто и кому предлагал такую роль?

— Такие попытки были, но этого не будет. Ведь у тех, кому такие предложения делались, есть голова на плечах. Кроме того — крымские татары. Кто бы и что бы ни говорил, а на сегодня это основной сдерживающий фактор в Крыму для разворачивания каких-то антиукраинских сценариев. Да, они предъявляют много претензий к власти, и в большинстве случаев — справедливых. Однако именно они — сдерживающий фактор, который не позволит Крыму стать Приднестровьем или Южной Осетией.

— Хорошо, нет лидера на роль нового Мешкова, но через кого-то же внешнее влияние осуществляется. Общеизвестно, через какие организации и партийные структуры идет финансирование из Москвы. Вот и в решении СНБО — ряд поручений спецслужбам...

— Ждите. Мы не в Грузии, и здесь еще никто никого за руку не поймал.

— То-то и оно...

— Давайте вспомним песню Высоцкого: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Не воспринимайте крымских маргиналов всерьез и не создавайте им рекламу. Все эти пророссийские фронты и «прорывы» — это театральные водевили. Но из 27 регионов, если кому-то захочется сорвать ситуацию, это невозможно нигде, кроме Крыма. Решение СНБО принималось для того, чтобы никто здесь не спал, не расслаблялся и работал как положено.

http://www.zerkalo-nedeli.com/ie/show/621/54977/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".