МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Григоришин хочет контролировать российский ЧФ?

12/06/2006 | superuser
Григоришин хочет контролировать российский ЧФ?

Российский бизнесмен Константин Григоришин, собственник финансово-промышленной группы «Энергетический стандарт», ведет переговоры о приобретении 60% акций Севастопольского морского завода. Данное предприятие является базовым ремонтно-восстановительным предприятием Черноморского флота России и имеет доступ к секретной информации о вооружении ЧФ России.



О факте ведения переговоров между Григоришиным и нынешним собственником «Севморзавода» ливанским бизнесменом Рафиком Дау сообщает ряд отраслевых аналитиков и СМИ. До этого в Украине «Энергетический стандарт» интересовался в основном энергетикой и энергетическим машиностроением, поэтому интерес Григоришина к отечественному судостроению на данный момент труднообъясним.



Во времена Советского Союза «Севморзавод» относился к предприятиям, чья реальная деятельность была засекречена. Официальная специализация завода включала традиционные виды деятельности: строительство, ремонт, переоборудование, модернизация судов и кораблей, строительство тяжелых плавкранов, изготовление судового оборудования для меткомбинатов, однако стратегическое значение предприятие для советской власти дает основания предполагать о более значимой роли завода.



После распада СССР украинским властям было не до ВПК, да и вопрос о статусе Севастополя и российского Черноморского флота не был решен, поэтому «Севморзаводом» в стране никто не интересовался и одно из базовых предприятий Черноморского флота страны, оказалось на грани краха. Пытаясь перевести завод на рыночные рельсы, и получить от него хоть какую-то финансовую прибыль, Украина в 1995 г. провела корпоративизацию предприятия. Государственная компания «Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе» была преобразована в ОАО «Севморзавод», 26% акций которого сохранил за собою ФГИ, а оставшиеся 74% были распределены среди членов трудового коллектива.



В 1996-1997 гг. контрольный пакет акций (50,5% акций) удалось консолидировать Международному инвестиционному фонду UGF (США). Активами фонда управляет компания SigmaBleyzer. Последняя была основана в 1993 г. эмигрантом из СССР Майклом Блейзером. В 2006 году SigmaBleyzer продала свой пакет акций «Севморзавода» Рафику Дау.



В августе текущего года ФГИ также решила продать свой оставшийся пакет акций. На этом приватизационном конкурсе впервые проявился интерес Григоришина к «Севморзаводу». Близкая к российскому бизнесмену ИК Millenium Capital приобрела 26%-ный госпакет акций завода. Тогда, помимо группы «Энергетический стандарт» за акции Севморзавода боролся и сам Рафик Дау. Неуступчивость бизнесменов взвинтила цену пакета до 48,6 млн. грн. (до 12,11 грн. за акцию при ее номинальной стоимости в 0,5 грн).



По всей видимости, ведя переговоры о приобретении завода, российский бизнесмен руководствуется тремя основными мотивами. Во-первых, как полагают эксперты, попытка выкупить у ливанского бизнесмена предприятие одобрена официальными властями РФ. Военная доктрина России предусматривает восстановление военно-морского могущества ЧФ и постоянное присутствие его на просторах Черного и даже Средиземного моря.



Как было сказано, «Севморзавод» является базовым ремонтно-восстановительным предприятием Черноморского флота России. На данный момент в Российской Федерации есть несколько заводов по ремонту судов, к числу крупнейшим относят Балтийский завод, «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге и два завода в Северодвинске – «Севмашпредприятие» и «Звездочка». Однако, их специфика такова, что они обслуживают определенный флот, соответственно, находятся в географической привязке к его месту базирования. По сути, ЧФ России является единственным, который на данный момент не имеет собственной ремонтно-восстановительной базы.



При нынешних условиях РФ не сможет удовлетворить все запросы, поэтому Кремль не против прикупить дополнительно еще несколько заводов. Более того, как было сказано, предприятие, выполнявшее гособоронзаказы МО РФ по ремонту кораблей и судов Черноморского флота владеет полной технической документацией на корабли и суда ЧФ РФ, а также секретной информацией о поставках и сдачи систем корабельного вооружения. Вытек информации мог нанести существенный урон для флота. Особый интерес России к украинскому заводу подтверждает тот факт, что на «Севморзавод» за последние два года в качестве потенциальных инвесторов претендовали 17 российских компаний.



Во-вторых, покупка завода для Григоришина может быть выгодна и с сугубо коммерческой точки зрения. Российские компании и судовладельцы ежегодно приобретают новые суда на сумму $1млрд. Не говоря уже о нефтегазовом секторе, в котором, по самым скромным оценкам, до 2030 года потребность в дополнительных объектах составит не менее 250 ед. общей стоимостью более $50 млрд. Обладая мощным политическим лобби в России, Григоришин может рассчитывать на получение заказов на ремонт и строительство военных судов. И не только российских, но и китайских или индийских. Кроме того, как утверждают отраслевые эксперты, сегодня мировой грузооборот быстро растет, что обуславливает дефицит грузовых судов. Только за счет ремонта уже построенных «Севморзаводом» судов предприятие может получать значительную прибыть.



В-третьих, ряд экспертов говорят о возможном интересе Григоришина к земле в центре Севастополя и на Южном берегу Крыма, принадлежащих на данный момент заводу. Учитывая стремительный рост цен на землю ЮБК, данная версия выглядит достаточно реальной.



Таким образом, «Серморзавод» в любом формате является привлекательным объектом для инвестирования. Помимо этого, контроль над стратегическим предприятием для ЧФ РФ повысит статус Григоришина в Кремле. В свою очередь, лояльность к бизнесмену со стороны властей РФ будет способствовать развитию его бизнеса в Крыму, хотя как показывает опыт Григоришина, эта поддержка не гарантирует ему безопасность и права собственности в Украине.

://www.kokoko.ru/category/luxury/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2019. Сайт розповсюджується згідно GNU Free Documentation License.
Архів пітримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг". E-mail: news@maidan.org.ua