МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Исповедь племянника честного чекиста

01/18/2007 | Бё!
Да здравствует Республика Крым!

За 8 месяцев до официального распада СССР, 20 января 1991 года, 92% крымчан на общекрымском референдуме высказались за восстановление Крымской Республики. Учитывая волю крымчан, 12 февраля 1991 года Верховный Совет УССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». После краха СССР, в период всеобщей эйфории суверенизации, Крым пережил едва ли не весь мировой опыт государственного строительства, в том числе президентскую и парламентскую формы правления. Пережил и период безвременья - без Конституции и полномочий, не раз оказываясь на грани межнациональных и социальных конфликтов, на грани гражданской войны.

Но крымчанам хватило мудрости не преступить грань и с точки зрения здравого смысла построить конструктивные отношения с государством Украина, людьми разных национальностей и мировым сообществом. И сегодня, в канун 16 годовщины Республики Крым, я хочу рассказать о том, почему тогдашним руководителям компартии Украины пришлось пойти на восстановление Крымской республики.

«…республике быть – вы еще вспомните мои слова!»


23 июня 1990 года в центре Симферополя у здания Крымского обкома компартии появился палаточный городок крымских татар. К палаткам были прикреплены куски обоев с надписями: «Верните нам Родину!», «Требуем прописки!» и «Да здравствует Республика Крым!». На ступенях обкома стояла милиция, а несколько поодаль - довольно внушительная толпа симферопольских студентов. Вернее, две толпы напротив друг друга. Одна часть студентов пришла «показать кузькину мать татарско-фашистским прихвостням». Вторая – не дать первым показать эту самую «кузькину мать». Представители правопорядка явно нервничали, и к студентам и к палатками близко не подходили. Но на всякий случай поставили несколько десятков солдат в кассах со щитами и дубинками в руках между студентами и палатками.

Более всего представителей власти смущал окруженный студентами пожилой человек со знаком «Почетный чекист СССР» на лацкане пиджака и солидной колодкой орденских планок на груди. Они уже знали, что он бывший начальник охраны Советского правительства в Крыму и бывший заместитель начальника ялтинского управления КГБ. А еще они знали, что он офицер действующего резерва КГБ СССР. Знали, что на площадь его никто не вызывал, но подойти к КГБешнику и «Почетному чекисту» побаивались: кто его знает, что он здесь делает и что у ГеБешника в голове.

Примерно через час студенческая толпа стала таять – молодежь тихо-мирно расходилась в разные стороны, а возле КГБешника осталось всего с полсотни молодых людей. Внезапно седовласый чекист развернулся и пошел к палаткам, студенты за ним.

Солдаты напряглись: приподняли щиты и угрожающе выставили дубинки. Занервничали и милиционеры на ступенях обкома партии. Молча, тяжело смотрели на приближающуюся толпу и татары…

А студенты и пожилой КГБешник подошли к «фашистским прихвостням» и стали что-то им говорить. Потом начали пожимать им руки, развернулись и встали вместе с крымскими татарами лицом к солдатам, ощетинившимся щитами и дубинками.

- Да здравствует республика Крым! - громко и внятно воскликнул КГБешник. И его тут же поддержали студенты и крымские татары.

Со ступенек Крымского обкома партии спустился какой-то человек в черном костюме, раздвинув солдат, подошел к палаткам и, остановившись напротив КГБешника, с укоризной произнес:

- Что же вы делаете, Федор Иванович? Вы же офицер! Чекист! Коммунист! Вы не можете быть с этими… С ними. Они ведь…

- Они вернулись на Родину, - прервал человека в черном костюме Федор Иванович. – И вы, Виталий Николаевич, как никто другой, об этом знаете. Вы ведь были в 67-м в Кремле, когда были сняты все обвинения с крымскотатарского народа. Были - и 20 лет не пускали! Они, как и я - коренные крымцы, и они вернулись на Родину. На свою Родину. Не ужели не понятно? А вы натравливаете крымцев на крымцев. Поэтому вижу один выход из создавшейся ситуации – воссоздание Крымской Республики. Где все народы будут равноправны. И, что бы вы не делали, республике быть – вы еще вспомните мои слова…

Тем КГБешником был брат моего отца – Федор Иванович Чердак. А я тогда был одним из студентов Симферопольского госуниверситета. И я горжусь тем, что хоть в какой-то мере причастен к рождению Республики Крым, моей Республики.

Почему моей? Потому что на одном из камней в основании керченского храма Иона Предтечи вырезана моя фамилия. Вырезана она моим предком древнегреческими литерами тысячу лет тому назад. И тысячелетие мои предки жили в Крыму бок о бок с разными народами. Жили мирно, по-соседски, помогая друг другу в лихую годину: куском хлеба, пряча соседей-евреев от нацистов, крымских татар от НКВД, а в начале 90-х давая крышу над головой вернувшимся из депортации. И потому что я не хочу, чтобы народы Крыма вновь пережили ужас депортации. Не хочу, чтобы в Крыму вновь, как это было в 30-е годы, создавали резервации для евреев.

Именно поэтому 18 мая я пойду с цветами на траурный митинг к памятнику Жертвам депортации крымскотатарского народа. Именно поэтому я пойду к памятнику и 22 июня – день расстрела крымских немцев, и 26 июня – день депортации греков, армян, болгар… Именно по этому 20 января я буду отмечать день Республики Крым – гаранта мирной жизни крымцев.

Что для меня День республики?

На улице меня остановила журналистка и спросила, что я думаю по поводу дня Республики Крым. Поначалу я немного растерялся и, сославшись на неотложные дела, быстренько ретировался от нее куда подальше.

Сбежать-то я сбежал, но весь день неотвязно вопрос журналистки звучал в голове. И поздно вечером, когда двое моих детей легли спать, а жена смотрела телевизор, я уселся за компьютер и написал ответ той журналистке. Утром отнес свое творение в редакцию и опустил в почтовый ящик.

Девушка, извините, что не называю вас по имени - не расслышал, и за то, что сбежал - тоже простите.

Меня зовут Алексей. Моя бабушка была крымской еврейкой, а дедушка - крымским татарином. Отец - русский, а мать, сами понимаете, - не то татарская еврейка, не то еврейская татарка. А теперь скажите, какой я национальности? А какой национальности мои дети, если я - неизвестно к какой нации принадлежу, а мать моих детей - 100-процентная хохлушка?

Так вот, я убежден, что я и мои дети - крымцы. И жена тоже - она родилась в Крыму. Поэтому на вопрос отвечу так: для меня и моей семьи Республика Крым - это Родина. РОДИНА, со всеми вытекающими из этого силлогизма последствиями.

Простите за сумбурное письмо - но разве можно словами высказать любовь к Родине? Родина - это все то, что дорого человеку и свято. А что дорого и свято? Семья, дом, друзья. И Родина. Это - святое.

Алексей из Феодосии

По моей просьбе журналистка одной из крымских газет специально для «ХайВей» первым пяти встретившимся прохожим задавала вопросы:

Чем для вас является Республика Крым? Гордитесь ли Вы званием «крымец»? Собираетесь праздновать День республики?

Что из этого получилось – читайте ниже прямую речь, без купюр и исправлений:


Сергей, 21 год:

- Я очень люблю Крым, так как родился и вырос здесь, а особенно я люблю мой родной город Старый Крым. Крым - вообще красивейший уголок Украины, недаром каждое лето к нам съезжаются толпы отдыхающих. Я считаю, что жить в Крыму выгодно, потому что у нас все довольно дешево. О празднике я слышу впервые, но теперь обязательно буду его отмечать.


Светлана Дмитриевна, 61 год:

- Крым - мой дом! Хотя я родом из Прибалтики, но считаю себя истинной крымчанкой, потому что в Крыму прожито очень много лет, и это - моя вторая родина. В этой республике выросли мои дети и внуки, теперь их корни здесь. Мне жалко, что Крым принадлежит Украине, так как я считаю, что это исконно русский край.


Гульмира, 20 лет:

- Автономная республика Крым - безусловно моя родина, так как я являюсь крымской татаркой. Хотя я родилась в Казахстане, но всегда буду благоговеть перед этим божественно красивым краем, Родиной моих предков.


Геннадий, 50 лет:

- Я очень люблю наш полуостров, так как это мой родной край. Сам я - феодосиец, но, как ни странно, моим любимым городом является город-герой Севастополь. Сказать по правде, 20 января не является для меня праздником, так как отмечаю я только Новый год и День рождения. Моя дочь сейчас живет в Америке, и я хочу переехать жить к ней, но даже если это случится, я обязательно буду регулярно приезжать на Родину, потому что долго жить без нее я не смогу.


Мария, 19 лет:

- Я живу в Крыму с самого рождения и просто обожаю как мою Родину, так и в частности Феодосию. Это - красивый город, с очень богатой историей, кроме того, здесь жил сам Айвазовский. Дату дня автономии я знаю еще со школы, но праздник этот я не отмечаю.

Подготовила Алиса СЕЛЕЗНЕВА

Автономная Республика Крым - автономная республика в составе Украины. Площадь 26,2 тыс. км². Население 2 024 056 чел. (по данным на 2001 год).

На территории республики 2 города-героя: Севастополь и Керчь.

Политическое устройство

Основные органы власти в Крыму: парламент - Верховная Рада, и правительство - Совет Министров. Пост президента в Крыму отсутствует. Председатель Совета Министров (премьер-министр) назначается Верховной Радой по согласованию с Президентом Украины. Совет Министров формируется Верховной Радой на срок ее полномочий.

Административно-территориальное деление

В административном отношении республика состоит из 25 регионов: 14 районов с преимущественно сельским населением и 11 территорий, подчиненных городским советам городов республиканского подчинения с преимущественно городским населением. Регионы состоят из городских, поселковых и сельских общин.

Главы районов назначаются президентом Украины по представлению премьер-министра Крыма, а главы городов избираются всеобщим народным голосованием.

http://www.hw.net.ua/art.php?id=27549

Відповіді

  • 2007.01.18 | Бё!

    И еще с этого сайта

    Базар-вокзал о политпроституции и статусе Крыма

    Господа, эфенди, дамы, ханум, фрау и сэры с леди. Нет сил терпеть глумление, творимое над нами, крымчанами. Прошу вас простить меня, но сегодня я коснусь вопросов политики, которую лютой ненавистью ненавижу всеми фибрами своей души. Причем, коснусь самым нелицеприятным и гадким образом. Даже не смотря на то, что в политике я не уха ни рыла. Но долг крымского аборигена обязывает меня выступить в защиту Республики Крым, а заодно ударить словоблудием по политической проституции и разноплеменным националистам. Националистам русским, желающим «воссоединения Крыма с Россией», и украинским, твердящим, что Крым «должен стать рядовой областью в составе Украины».

    Сограждане. Для затравки позволю себе напомнить, что и поныне представители 3-х (трех) древнейших профессий – проститутки, политики и журналисты – все еще существуют. Более того, некоторые из представителей сих уважаемых профессий очень неплохо себе живут – кушают хлеб с маслом и красной (черной) икрой, запивая сии продукты коньяком и прочими благородными напитками. Что же касается остальных, на беду свою честных журналистов, политиков и проституток (правда в последнем не очень уверен, так как не знаю, кто такая честная проститутка), то они, как и должно быть в нынешнем «демократическом» обществе, хлеб кушают без масла и с кабачковой икрой. Ибо на коровье масло да красную (черную) икру они не зарабатывают, именно по причине своей честности и порядочности в отношении граждан своей страны - Украины. Точно не могу сказать, как в этом отношении обстоит дело с проститутками, так как не интересовался их каждодневным меню, но вот за политиков и журналистов могу ответить по-взрослому:

    - Сограждане, за базар отвечаю! И громогласно утверждаю: есть честные политики и журналисты, которым «за державу обидно». А есть продажные, готовые за 30 (тридцать) иудиных серебряников продать мать родную, и для которых понятия «честь» и «совесть» из разряда абстрактных.

    Спросите: «О чем это Александра понесло?». Отвечу – о политической и журналистской проституции. А ежели «чисто конкретно», то напомню некоторым так называемым «журналистам», что существует Кодекс чести журналиста, где, между прочим, сказано, что журналист обязан предоставлять читателям достоверную информацию и, предоставляя ее, он (журналист) не имеет права высказывать свою точку зрения на описываемое событие. В противном случае информация считается недостоверной и необъективной. Согласно тому же Кодексу чести, журналист, навязывающий читателю свою точку зрения, уже не журналист, а журналистская проститутка, купленная какой-либо политпартией для удовлетворения своей политпохоти. И пусть он, этот политпроститут, задавится своей красной (черной) икрой и сдохнет от несварения желудка в своем мерсе, купленном за очередные 30 серебряников. И нынче здесь, на ХайВее, я никакой «информации» давать не буду, а просто выскажу свое мнение…

    Я это все к тому, что сегодня многие журпроститутки хором запели, что Автономная Республика Крым (АРК) «должна стать рядовой областью в составе Украины», потому что «АРК – не что иное, как проросийский паразит на здоровом теле Украины». Запели и о том, что придание русскому языку статуса второго государственного – «нарушение прав украиноязычного населения». А как же быть со мной – коренным крымчанином в 11-том поколении - от материнской утробы говорящем на русском языке? Заставлять меня говорить на украинском – это не нарушение моих прав? Поверьте, господа проститутки от политики, ежели меня НЕ заставлять учить укр. яз, то я его выучу (и выучил!) из УВАЖЕНИЯ к украинскому народу: чтоб мне жить на одну зарплату! Это – во-первых.

    Во-вторых, о «крымском вопросе». Некоторые политпроституки и полипроституты от журналистики раздувают слухи типа: «Господин Путин, на днях закончится срок Договора о дружбе между Россией и Украиной и если Россия не продлит договор, то станет ли Крым вновь частью России?».

    Действительно, 30 мая 1997 года российское и украинское руководство подписали Договор о дружбе, который, по сути, подтвердил законность границ Украины. Вместе с Крымом. Срок действия договора 10 лет, то есть до 30 мая 2007 года. Страна участник может заявить о выходе из договора не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия договора. То есть последний срок заявления - 30 ноября 2006 года. То есть уже.

    «Юридические основания претендовать и на Крым, и на Севастополь у России есть. Во-первых, Севастополь еще в 1948 году Указом Президиума ВС РСФСР был признан городом республиканского значения Российской Федерации. И этот указ никто не отменял. Кроме того, в 1774 году был подписан договор с Турцией, согласно которому часть территорий передавалась «в полное и вечное владение Российской империи», а Крым признавался независимым. Подписывала все эти договоры Россия и, как правопреемница сначала царской, а потом советской России, имеет полное право на Крым и Севастополь», - утверждают политпроституты-борзописцы. Почему? А потому, что «в 1954 году Крым и Севастополь СССР передал Украинской ССР как «акт доброй воли» со стороны советского руководства: Крым территориально к Украине ближе, почему бы и не подарить? Тогда же никто не предполагал, что Союз развалится». Исходя из таких соображений, великорусские шовинисты хотят прибрать Крым к рукам даже не спросив, а хотят ли крымчане стать гражданами России.

    Смею вас заверить, неуважаемые российские политпроституты-борзописцы, что после общекрымского референдума 1992 года, когда большинство крымчан проголосовало за «воссоединение с Россией», а Крым все же остался в составе Украины, умонастроения крымских аборигенов резко изменились: нынче очень и очень многие крымчане считают Россию ПРЕДАТЕЛЬНИЦЕЙ Крыма. А Украина ничего плохого Крыму пока (надеемся, что и впредь) не сделала. И, в отличие от «матушки России», хоть что-то, но для реабилитации депортированных крымских татар, греков, немцев, болгар и проч. делает. А поэтому - от добра, добра не ищут.

    С неразумными отдельными проявлениями украинского национализма, как-то: ущемлением русского, крымскотатарского и других крымских языков, превращением Крыма в область, и прочими «хохлятскими» политвывертами, мы как-нибудь и без «москальских» советчиков разберемся. Это наши, внутренние дела – Украины и Автономной Республики Крым в СОСТАВЕ Украины. А уж коли «в составе», то Украина (а не Россия) взяла на себя бремя ответственности за благосостояние крымчан. Которое, кстати, худо ли, бедно ли, но несет!

    И, последнее. Я родился в Крыму. Мои предки пришли на полуостров в 10 веке. Не знаю, как и любой европеоидный и большинство монголоидных крымских аборигенов, какой я национальности, зато хорошо знаю историю Крыма и неплохо историю вообще: как официальную, так и неофициальную. Так вот, Крым всегда был особенным, будь то Боспорское царство, генуэзские республики или Крымское ханство. И, прежде чем поднимать вопрос о лишении Крыма автономии или присоединения к России, вы бы, господа русские и украинские националисты, приехали бы в Крым и поинтересовались, что о ваших бредовых идеях думают коренные крымчане. Все те тысячи тысяч живущих на полуострове, и вернувшихся из депортации крымских татар, караимов, евреев, греков, немцев, итальянцев, французов. А заодно, и представителей других крымских национальностей, в том числе русских и украинцев, поселившихся в Крыму еще в 5 – 10 веках и исторически сложившихся в 13 – 14 веках общность «Крымское ханство», а потом - «Республика Крым». Или вам слабо, господа националисты?

    Исходя из вышеизложенного, хочу заявить ОУНовцем, УНСОвцем и великороссам-черносотенцам, что Крым никогда не будет рядовой областью Украины, как бы не муссировали этот вопрос в Верховной Раде. Потому что Крым – это Крым, а не Западная Украина. И еще: Крым «не горит желанием» входить в состав России – с аннексии, то есть с 8 апреля 1783 крымские аборигены года досыта нахлебались независимости по-российски. А автономии «по-украински» не допустим.

    Ей богу!

    http://www.hw.net.ua/art.php?id=23891
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.18 | Бё!

      И еще...

      Саламур Мустафы Ширина

      Закрывши глаза, Его Светлость Мустафа Ширин-бей сидит в любимой своей беседке, увитой виноградом и красными татарскими розами. Трубка его дымит не Везувием, а токмо тлеет; налитое вино напрасно томится в серебряном с золотой насечкой бокале. По всему видно, что Его Светлости нездоровиться.

      Подойдя к Мустафе, я, жалеючи сего славного воина, поклала длань на его чело. И грозный главнокомандующий эдисанских мурз, то есть ханских телохранителей, аки дитя малое прижался к моей груди и, не открывая очей, печально молвил:

      - Мен озюмни ярамай ис этем: раны ноют, а сие есть предвестник ягъмурлы ава, - то есть Мустафа хотел сказать: Я плохо себя чувствую: раны ноют, а сие есть предвестник дождливой погоды. - Ты бы, матушка, полечила меня. Прикажи моей кухарке побаловать старика, чем вкусненьким.

      - Чего изволишь, Ширин-бей? – ответствовала ему.

      - Вели Джулиде-ханум приготовить легонького саламурчику. Таковского, как керченские греки делают…

      Веки Ширин-бея раз – другой дрогнули и открыли божьему миру пронзительно голубые очи, что меня завсегда несказанно озадачивало. И вот по какой причине: большинство крымских татар темнооки, черновласы, темны кожей и невелики ростом. Мустафа же, и все из его рода, и многие из челяди его, росту высокого и кожею не темны, а токмо смуглы, как от солнца. Власы у многих русые и светло-русые, а подчас встречаются и вовсе рыжие – ну вылитые голландские шкиперы, что приходят в Феодосию за сушеной травой кермек, зело надобной для кожевенных нужд. Глаза имеют по большей части голубые или с зеленцом, но часто встречаются и совершенно серые, точь-в-точь как у шведов или чухонцев…

      - Пущай Джулиде-ханум возьмет селедки керченской. Ослобонит ея от чешуй, костей и голов. Хорошенько промоет и положит в греческий тузлук. Тузлук же пущай так сделает: в кипятке распустит соли по-вкусу, добавит туда уксусу яблочного, листа лавра благородного, перцу душистого да горького. А как чуть тузлук подстынет – порошка горчицы. После чего пущай немедля поставит горшок с тузлуком в студеную воду со льдом. Как тузлук станет холодным, покладет в оный чищеную сельдь и немедля густо засыпь оную ялтинским луком изрезанным кольцами. По прошествии же часа с четвертью пущай подаст сюда, в беседку. А мы с тобой, Ваша Светлость княгиня Воротынская, давай-ка покамест отведаем винца, что давеча князь Голицын нарочным прислал, и заедим оное голландским сыром, присыпанным икрою черной. Мне его вино, да под саламур, завсегда помогает при хандре, содеявшейся от воинских ран.

      Сказавши так, Ширин-бей поднялся во весь свой богатырский рост и церемонно мне подал кресло и следом собственноручно наполнил мой бокал вином.

      - Видит Бог, здоровья для! – молвил Мустафа, и в один присест опустошил свой истомившийся бокал.

      Последовав его примеру, я через короткое время слегка захмелела. После чего видать вино расшевелило язык и придало мне дерзости, уж коли не утерпела и спросила:

      - Ширин-бей, со всем чистосердечием ответствуй мне: по какой такой причине, ты и еще многие крымские татары на татар-то вовсе и несхожи? Давеча вот Старокрымские приезжали торговать. Так оные все как один невелики ростом, темнокожи, темнооки, черноволосы, да и говор их чуток нетаковский, как у здешних татар.

      - Что ж, Ваша Светлость, изволь, - ответствовал Мустафа, и с видимостию университетского адъюнкта молвил следующее. – Крым большой. Народностей здесь издревле живет множество: греки, сарматы, тавры, киммерийцы, готы, караимы, генуэзцы и еще бог весть какого роду-племени человеков.

      Как вы изволите понимать, Ваша Светлость, иногда промеж представителей оных народов случались амурные истории, каковые счастливо заканчивались гименеевыми узами и потомством. Подобные истории приключились и с нашими предками, коих в год 1223-й от Рождества Христова сын великого Чингисхана Субедей-багатур привел в Крым.

      Нынче же на дворе год 1850-й от Р.Х. Вот и посуди сама, Ваша Светлость, сколь неисчислимое множество наших потомков явилось на свет за минувшие более чем шесть веков. А поскольку роднились наши предки с разными народами крымскими, то и крымские татары получились многообразными. Вот, к примеру, на южном берегу Крыма издревле жительствовали тавры, а в последствии скифы и готы. Народы сии были росту высокого, особливо готы, светловласы и голубоглазы. Вот и вышли южнобережные татары такими как я: и ростом высоки и с другими чертами, столь присущими скандинавам. И величаем мы себя «ялыбойлю».

      Те же из наших предков, кои роднились более с греками да римлянами, чем со скифами и готами, и каковые называют себя «татили татарлар», то есть предгорные татары, получились росту среднего, не слишком крепкого телосложения, цветом лица смуглые, волосами черные, носами обзавелись большими и с римским горбом, а губами – по-гречески широкими.

      Третья же доля наших предков, кои придерживались Терэ - кочевых законов орды - и чурались родниться с другими народами, до известной степени первозданными сохранили свои монгольские черты Великого Чингисхана. И именуются оные, как и подобает потомкам славных ногаев - «ногайлар».

      Но, несмотря на наши наружные различия, мы - единый народ. Называем себя общим прозванием – «кърым татарлар». Мы веруем в Аллаха Всемилостивого и Всемогущего, и горды тем, что в наших жилах течет кровь древних народов Крыма…

      Тут прибыла Джулиде-ханум и водворила посередь стола богемского стекла плошку с саламуром. Крымскотатарский харч издавал настолько дразнящий аромат, что мы с Ширин-беем молчаливо сошлись на отложении исторической беседы до случаю.

      http://www.hw.net.ua/art.php?id=22390


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".