МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Только бы на Родину вернуться!

01/27/2007 | Бё!
Только бы на Родину вернуться!

Тематические рубрики | № 4 от 25 января 2007 г.

Талантливой женщине, керчанке, поэтессе-самородку Февзие Рогаевой в 2006 году исполнилось бы 90 лет
Родилась она недалеко от Керчи в деревне Джав-Тобе. До войны это было большое селение, где жили, работали, воспитывали детей, учились крымские татары. После депортации крымскотатарского народа эта деревня исчезла, как и многие села и деревни Крымского полуострова. Но она навечно осталась, к примеру, в имени еще одного широко известного талантливого поэта, педагога, журналиста Зиядина Джавтобели (Менлиазизова).
Февзие ханым с раннего детства начала слагать стихи. Пожалуй, многое способствовало развитию ее таланта. Летними вечерами вся деревня собиралась в местном клубе, либо у кого-нибудь дома и устраивали игры, состязания, пели, танцевали. Одной из любимых забав крымскотатарской молодежи было перебрасывание слагаемыми экспромтом стихами на популярные песенные мотивы. Такое устное народное творчество в литературе называется «чины» и «мане». В них, в основном, содержалась тема любви. Февзие была одной из лучших составительниц «чинов».
Февзие всегда мечтала о высшем образовании, обучении наукам. Вопреки запрету строгих родителей она уезжает учиться в Симферополь. Однажды среди ее товарищей появился высокий, статный парень, исполняющий национальные мелодии на кларнете. Юная Февзие не удержалась и вышла в круг танцевать. Их взгляды встретились. Этого было достаточно, чтобы Февзие и Абдураим связали на долгие десятилетия свою судьбу. Их любовь, их весна длилась более полувека. Семейное счастье прервала война. Абдураим прошел фронтовыми дорогами до Германии, День Победы встретил в Берлине, живя надеждой на встречу с любимыми сыном и женой.
А Февзие годом раньше, 18 мая 1944 года вместе с родителями и сыном была депортирована, как и весь народ, из Крыма. Семью Рогаевых поселили в узбекском городке Мирзачель (Голодная степь). Лишения, болезни, голод, антисанитария унесли жизни многих крымских татар. Не смогла спасти и Февзие своего пятилетнего сына. Свое горе, свое страдание она передает стихами: рассказывает об ужасах депортации, нечеловеческих условиях, в которых оказались, о сыне, который до последнего дыхания ждал отца.
По окончании войны Абдураима оставляют в Харькове, но он стремится к любимой жене и едет к ней по новому узбекскому адресу. Они снова вместе. Судьба подарила им трех дочерей. Они закончили музыкальные училища и консерватории. Жизнь постепенно налаживается, Февзие и Абдураим горды своими детьми.
У Февзие ханым исписана стихами не одна общая тетрадь: ее произведения посвящены детям, мужу, своему народу, размышлениям о судьбе, счастье, природе. Но ее творчество никогда не покидала главная тема: тоска по Родине, стремление вернуться в Крым, чтобы дети и внуки жили на земле своих предков.
И лишь на 81 году жизни Февзие Рогаева вместе с мужем возвращается в Крым. После более пятидесяти лет жизни в сухом и жарком климате Узбекистана в Крыму они начали болеть. Абдураим прожил в городе своей юности — Симферополе — чуть более года. Февзие пережила мужа на один год. Несмотря на возраст, она продолжает писать, посвятила стихи своему любимому, дочерям, внукам, размышляла о прожитых годах.
В семье Рогаевых, как святую реликвию, хранят тетради со стихами Февзие ханым, керченской женщины, которая является частичкой крымскотатарского народа, перенесшего все тяготы за годы депортации.

Наджие Баталова

http://www.bospor.com.ua/articles/199.shtml

Відповіді

  • 2007.01.29 | Alessandro

    Re: Только бы на Родину вернуться!

    Бё! пише:
    > Родилась она недалеко от Керчи в деревне Джав-Тобе. До войны это было большое селение, где жили, работали, воспитывали детей, учились крымские татары. После депортации крымскотатарского народа эта деревня исчезла, как и многие села и деревни Крымского полуострова.

    Ещё один печальный пример неосведомлённости людей в топонимических вопросах. Никуда она не делась эта деревня, сейчас называется Вулкановка.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.29 | Chief

      Re: Только бы на Родину вернуться!

      Alessandro пише:
      >
      > Ещё один печальный пример неосведомлённости людей в топонимических вопросах. Никуда она не делась эта деревня, сейчас называется Вулкановка.

      Это как посмотреть. Название действительно есть, а деревни нет. От родной деревни моей семьи Аджи-Менди, равно как и деревни Аджи-Эли - родины Айше Сеитмуратовой (последепортационное название Державино) - остались одни фундаменты домов. В прошлом году мы ездили в ее деревню - тягостное впечатление оставляют эти места... Заброшенность, степь, трава с человеческий рост, кузнечики...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.29 | Alessandro

        Re: Только бы на Родину вернуться!

        Chief пише:
        > Alessandro пише:
        > >
        > > Ещё один печальный пример неосведомлённости людей в топонимических вопросах. Никуда она не делась эта деревня, сейчас называется Вулкановка.
        >
        > Это как посмотреть. Название действительно есть, а деревни нет. От родной деревни моей семьи Аджи-Менди, равно как и деревни Аджи-Эли - родины Айше Сеитмуратовой (последепортационное название Державино) - остались одни фундаменты домов. В прошлом году мы ездили в ее деревню - тягостное впечатление оставляют эти места... Заброшенность, степь, трава с человеческий рост, кузнечики...
        Вы меня немножко не поняли. Я не спорю с тем, что на Керческом полуострове после войны исчезло очень много сёл (пожалуй, больше, чем в люом другом регионе Крыма) - Беш-Тарым, Джермай-Кашик, Сараймин, Чал-Темир, Кошай, .... Я говорю, что село Джав-Тобе, в отличие от них, никуда не исчезло, называется сейчас Вулкановка и живёт там 230 человек населения, если верить сайту Верховной Рады (т.е. оно ещё не на грани вымирания).


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".