МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Саша ГРАУМАНН: «Крымское общество становится более совершенным..

05/20/2007 | Бё!
Саша ГРАУМАНН: «Крымское общество становится более совершенным...»


Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь

Программа развития и интеграции Крыма ПРООН (ПРИК ПРООН) была начата в единственной автономии Украины в 1995 году. Сегодня ее проекты осуществляются во всех 14 тирайонах полуострова. Инициаторы Программы декларировали своей целью: содействие в сохранении мира и стабильности в регионе, поддержку инициатив по предотвращению межнациональных конфликтов и мирном сосуществовании этнических групп. Главными направлениями своей работы в Крыму страны-доноры и международные дипломаты считают: развитие демократического правления и экономическое развитие, совершенствование местного самоуправления, развитие толерантности, техническую поддержку в улучшении системы стратегического планирования, а также систему мониторинга человеческой безопасности. Сегодня работу Программы на полуострове координирует опытный дипломат из Германии Саша Грауманн. Он рассказал читателям «Дня», как сегодня реализуются эти направления.

— Господин Грауманн, скажите, пожалуйста, какие новые тенденции в работе Программы развития и интеграции Крыма ООН, которую вы координируете, появились в последнее время?

— Самая важная перемена — это то, что мы изменили практически весь стиль работы. Раньше мы работали преимущественно с громадами — мы называем их сообществами — тех или иных населенных пунктов, а сейчас мы изменили управление проектами и вовлекаем в этот процесс органы власти на всех уровнях. Мы резко усилили сотрудничество и объем контактов с Верховной Радой и Правительством Крыма. Таким образом, нам удалось вовлечь еще один источник финансирования и если раньше проекты реализовались за счет сообществ и доноров Программы, то сейчас мы имеем три источника средств: в реализации проектов теперь участвует и бюджеты всех уровней. Кроме того, управление проектами и контроль за их реализацией стали более системными и эффективными. Но самое главное — наши проекты не остаются «вещью в себе», но системно интегрируются в общую систему хозяйства региона. Например, проекты по обеспечению населенных пунктов водой, реализованные нами во многих селах, становятся частью единой системы ЖКХ Крыма, а поэтому работают более эффективно, чем ранее. Аналогично мы работаем с Министерством экономики, Министерством АПК, Министерством образования и науки. Несколько дней назад нами подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Верховной Радой АРК и ПРИК ПРООН, утвержден стратегический план работы до 2015 года: содействие реформированию сектора водоснабжения в сельской местности; развитие сообществ граждан; содействие развитию сельскохозяйственного кооперативного сектора; обеспечение прав человека и воспитание толерантности, а также обучение на двух (трех) языках; поддержка Совета по безопасности и развитию при Председателе ВР АРК. Таким образом, даже не имея возможности охватить весь Крым, мы выработали определенную модель соучастия населения, власти и международных доноров в решении многих проблем, и с помощью правительственных и властных структур она расширяется на весь Крым, хотя ранее это было для нас недостижимо…

— Как происходит отбор проектов и какой объем работы уже выполнен ПРИК ПРООН в Крыму?

— Мы решили, что лучше всего это сделают люди на местах. В районах, которые стремятся реализовать какие-то проекты, как правило, проходят форумы регионального развития с нашим участием, где сообщества вместе с органами местного самоуправления решают, какие именно проекты они будут воплощать в жизнь. Мы ограничили свою роль только организацией финансирования со стороны доноров и следим за тем, чтобы процесс отбора проектов и их реализации был демократичным, прозрачным, справедливым. За время работы Программы в Крыму мы реализовали уже более 300 проектов, на которые потратили примерно 20 миллионов долларов. В 2006 году размеры помощи крымским сообществам увеличены Программой в два раза, по сравнению с предыдущим годом. Сейчас реализуется еще около 100 разнообразных проектов…

— Сотня проектов одновременно — это очень сложная система для управления. Как вам удается справляться с такой многоплановой задачей?

— Во-первых, мы усовершенствовали процесс подготовки и отбора проектов. Теперь в нем максимально участвуют громады и органы местного самоуправления. Фактически, они играют главную роль при проведении отборочных конкурсов, поскольку только они знают, что для них важнее. Во-вторых, они наиболее заинтересованная сторона в том, чтобы проект был реализован эффективно и качественно. Следовательно, за нами остается только поиск доноров, организация совместного финансирования, контроль за ходом воплощения проекта в жизнь.

— ПРООН — это Программа, которая акцентирует внимание на развитии и человеческой безопасности. Ваша Программа, в дополнение к этому, называется еще и Программой интеграции Крыма. Как вы понимаете процесс интеграции и какой именно интеграции вы способствуете?

— Видите ли, мы живем в мире, который все больше глобализуется. Ни одна территория — страна, регион, сообщество — сегодня не могут быть изолированными. И я уверен, что люди не хотят этого. Все стремятся жить в дружном и понятном мире. Поэтому очень полезно, если они будут усваивать мировые тенденции развития, участвовать в мировых процессах. И с нашей точки зрения, интеграция — это процесс все более гармоничного взаимодействия частей крымского сообщества между собой, гармоничное вживание Крыма в сообщество Украины, интеграция Украины в Европейское и мировое экономическое и культурное пространство. Вместе с тем, мы понимаем интеграцию не как ассимиляцию, не как уничтожение личностных или национальных особенностей, а как сохранение, сочетание и развитие разнообразных личностных, национальных, региональных особенностей в единое разнообразное и гармоничное целое. Поэтому мы работаем не только с сообществами бывших депортированных, но со всеми крымчанами. Мы хотим, чтобы люди понимали особенности друг друга, ценили их. Второй аспект интеграции — это вхождение Крыма в политические и экономические структуры Украины, третий — международные связи автономии. Мы думаем, что это единый процесс совершенствования общества, и поэтому способствуем всем аспектам интеграции Крыма. И по большому счету получается, что все вместе мы создаем лучшие возможности жить вместе, повышаем толерантность в среде разных этнических сообществ, развиваем взаимное уважение и равноправие во всем.

— ПРИК ПРООН начала реализоваться в Крыму в то время, когда здесь возникла проблема с обустройством репатриантов. Является ли и сейчас обязательным участие репатриантов, в частности крымских татар, в сообществах и проектах программы?

—Нет, не является. Мы понимаем, что пример Крыма очень хороший — более 260 тысяч человек возвратились сюда и достаточно мирно обустраиваются. Это говорит о том, что в крымском обществе есть большой потенциал для толерантности и сотрудничества. Чем дальше, тем больше люди разных национальностей в сообществах изучают особенности друг друга, учатся быть соседями, ведь они живут практически одной жизнью, у них одни и те же беды и радости. Поэтому мы считаем своим долгом помочь им в решении технических и гуманитарных проблем в любом сообществе, без различия национальностей.

— Реализация проектов приносит не только экономическую выгоду?

— Естественно, в процессе совместной деятельности сообщества сел и поселков становятся более совершенными, можно сказать взрослеют в нравственном и социальном отношении. Люди становятся более активными и начинают налаживать конструктивные отношения между органами власти и жителями. Так, увеличивается потенциал согласия и, следовательно, все меньше места остается для конфликтов. От этого все крымское общество становится все более совершенным и зрелым…

— Какие сложности есть в вашей работе?

—Сложности, в основном, организационного характера. С 2004 года идут постоянные перемены во властных структура Крыма и Украины, и каждый раз новым представителям власти следует все подробно объяснять и вовлекать в работу. Только я уже пережил здесь три состава правительства. Это замедляет работу, к сожалению. Другая сложность, связанная с этим же, — нам все труднее убеждать наши страны-доноры, что не следует прекращать финансирование проектов в Крыму. Мы убеждаем их, что решение проблем такого рода, как в Крыму, это демократический процесс, требующий долгосрочных действий. Мы считаем, что исторический опыт Крыма, который избежал катастрофического обострения ситуации, поучителен для других регионов, и это, несомненно, результат наших общих усилий.

— Какие страны-доноры наиболее активно и охотно работают в Крыму?

— С 2001 года Крыму активно помогают правительства Канады, Норвегии, Турции, Нидерландов, Турции, Швеции и Щвейцарии. В нынешнем году мы уже имеем финансирование проектов от Швеции и Швейцарии, к концу года будет помощь и из других стран.

— Почему эти страны считают возможным вкладывать деньги в, по сути, благотворительные проекты в Крыму, какая польза им самим от этого?

— Они считают своим долгом от имени мирового сообщества способствовать процессам демократизации в Украине, помогать людям успешно справиться с политическими, экономическими, социальными переменами и понять выгоду от интеграции в мировое сообщество. С другой стороны, они понимают выгоду от того, что здесь работает Программа развития ООН, ведь мы это гарантия прозрачности и честности, высокой эффективности, ведь мы соединяем усилия, например, семи доноров, а если бы они работали каждый сам по себе, то вложения были бы не столь эффективными. С нашим участием также опыт перемен более эффективно удается перенести с уровня сообществ на уровень района и правительства. Ведь на нынешнем этапе деньги доноров — это только суммы, которые инициируют участие в финансировании проектов самих сообществ и местных бюджетов. Так, теперь местные деньги оставляют 70% финансирования проектов на базе сообществ. Таким образом, на каждый вложенный доллар мы привлекаем 3—4 доллара из местных источников. Если финансирование 2005 года составляло примерно1,5 миллиона долларов, то в 2006 году мы вложили в крымские проекты около 3 миллионов, под проекты 2007 года уже есть 1,3 миллиона долларов и к концу года, думаем, общая сумма финансирования проектов, может достигнуть 4-х миллионов долларов…

—Какие проекты или программы кажутся вам наиболее интересными и полезными?

— Например, в августе 2006 года в 11 районах на форумах регионального развития было представлено больше сотни разных проектов по охране здоровья, водообеспечению, развитию молодежи, образованию и других. В результате было отобрано около 100 проектов на основе 95 региональных громад 10 районов Крыма. Пользу от реализации этих проектов получат более 30 тысяч человек. Традиционно мы помогаем в формировании активных сообществ жителей (на сегодня их создано уже более 500), и граждане активно участвуют в реализации всевозможных проектов — по питьевому и поливному водоснабжению, газификации, восстановлению дорог, созданию ФАПов и молодежных и детских центров досуга, развитию толерантности. Таких проектов реализовано уже довольно много.

Очень перспективными кажутся мне проекты по поддержке сельскохозяйственных кооперативов и фермеров с целью привести их в соответствие стандартам мирового аграрного рынка. Для этого мы создали 20 инициативных групп, в которые вошли 282 жителя Крыма, которые создали несколько десятков кооперативов. Преимущественно это — сервисные кооперативы, которые способствуют повышению уровня организации аграрного производства и повышения конкурентоспособности новых предприятий. В 10 районах Крыма мы создали бизнес-центры, которые уже провели тренинги больше, чем для 3000 человек, что позволило им освоить мировые приемы работы на аграрных рынках. Все это существенный вклад в аграрную реформу в Украине.

—Рано или поздно каждый проект заканчивается. Интересует ли вас, что происходит с сообществами потом?

— Да, нас это очень интересует. В большинстве случаев громады на местах стают более активны, они совместно разрабатывают новые проекты. Многие из тех людей, которые руководили проектами в прошлом, например, на прошлых выборах в Крыму стали депутатами, лидерами общественных организаций. Поэтому мы не без основания считаем, что ПРИК ПРООН — это школа общественного и гражданского становления для многих людей…

— Думаете ли вы о том, что цели Программы рано или поздно будут достигнуты и задачи выполнены. При каких условиях ПРИК ПРООН может прекратить свою деятельность? Что будет с Программой потом? Можно ли опыт Крыма распространить на другие регионы Украины?

— Конечно, Программа не вечна. Мы думаем, что, скорее всего, могут поменяться цели и задачи программы. Например, если уже сейчас все проекты на 70% финансируются из местных источников, то это свидетельствует о том, что наша инициатива не так и важна в экономическом плане. В то же время мы думаем, что мировой опыт во многих отраслях, которым владеет ПРИК ПРООН, может пригодится Украине и Крыму как в политической, так и в других областях — гуманитарной, образовательной, управленческой, экологической и прочих…

— Что дает для успеха Программы сотрудничество с Верховной Радой и Советом министров Крыма?

—Если раньше все разговоры с нами на любом уровне начинались с денег, то сейчас эта практика изменилась. Сейчас при Верховной Раде и Правительстве Крыма создана рабочая группа, которая координирует и подготовку проектов, и определяет те сферы, в которых наша работа будет наиболее эффективной. Благодаря этому у нас уже подготовлены к началу реализации еще около 100 новых проектов. Но главное достижение в том, что мы переходим на более высокий уровень работы, к решению более сложных проблем…

— Недавно вы вручили крымским властным структурам доклад об уровне человеческой безопасности в Крыму. Каковы задачи этого направления работы?

— Да, с помощью международных экспертов мы проводим в Крыму мониторинг систем человеческой безопасности. Для этого с участием ПРИК ПРООН создан Совет по человеческой безопасности Крыма при Верховной Раде автономии. Цель его — наладить диалог между разными группами общества, своевременно предупредить о тех рисках и опасностях, которые могут подстерегать регион в ближайшем будущем. В частности, на недавнем совместном заседании рабочей группы мы детально исследовали проблему земельных отношений, которая очень актуальна для Крыма и таит определенную опасность, может привести к обострению социально- экономической ситуации. Мы считаем, что в этом направлении Крыму нужна активная работа по снятию напряжения, разрешению всех проблем в интересах крымчан. Кроме того, должен быть создан институт обмена информацией между обществом и правительством с целью совместной выработки наиболее оптимальных управленческих решений. Должна быть также создана структура, в которой все потенциально конфликтующие стороны могли бы встречаться для диалога и обсуждения существующих проблем, выработки совместных решений, повышения доверия.

— Над какими другими проблемами будет работать совет?

— Мы задавали этот вопрос всем членам совета, чтобы определить наиболее болевые точки крымского общества. Сейчас наши эксперты анализируют несколько отраслей, в которых, возможно, будут подготовлены доклады. Мы предполагаем, что наибольшее количество проблем в Крыму сосредоточено в сфере образования, языковой сфере, в ЖКХ, много проблем также в жизни молодежи представляет опасность распространения наркотиков и СПИДа.

— В определенной мере вы — эксперт по крымской жизни. С вашей точки зрения, какие проблемы надо решить крымскому обществу, чтобы его развитие было более эффективным?

— Самое важное — развивать те структуры, которые в перспективе будут способствовать успешному решению самых критических проблем, которые развивали бы потенциал Крыма во всех областях жизни — в экономике, в промышленности, в аграрной сфере, в курорте и в гуманитарной сфере. Надо разделить все комплекс проблем на краткосрочные и долгосрочные, и мобилизовать на это не только ресурсы власти, но все общество. Крым в инвестиционном отношении достаточно привлекательный регион. Но чтобы привлекать больше инвестиций, надо обеспечить большую стабильность общества, более совершенное законодательство, большую приверженность общества принципам и ценностям демократии и свободы общества.

СПРАВКА «Дня»

Саша Грауманн (Sascha Graumann) родился в Берлине, гражданин Германии. По образованию — экономист. В ООН начал работать в 1997 году. Сначала работал в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, позже — в структурах ООН в Таджикистане, затем — в Региональном офисе ООН в Братиславе. С 2005 года является Международным координатором ПРИК ПРООН в Крыму.
№75, суббота, 12 мая 2007

http://www.day.kiev.ua/181309/


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".