МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Потомок крымских ханов командовал казаками:-)

05/23/2007 | Бё!
Особое значение имело привлечение представителей самых знатных кавказских родов на службу в Собственном Императорском Конвое. Датой основания Конвоя принято считать 18 мая 1811 года, когда Императором Александром I был подписан указ о сформировании в составе Лейб-Гвардии казачьего полка сотни казаков из «лучших людей от Черноморского войска». Лейб-Гвардии эскадрон из черноморских казаков принял активнейшее участие в войне 1812- года, особенно отличившись в битве народов при Лейпциге 4 октября 1813 г. За этот подвиг Государем были пожалованы Георгиевские трубы, Георгиевский Штандарт награждены казаки и в частности полковник Бурсак был награжден Орденом Св. Георгия 4 ст. Этот день стал полковым праздником Конвоя. Однако, фактическим основанием прославленного полка можно считать 1 мая 1828 года, формированием взвода из знатнейших кавказских горцев, который через два года был, развернут в Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон. Командовал им ротмистр Султан-Азамат-Гирей потомок крымских ханов.

http://osradio.ru/2007/05/22/osetiny_kazaki

Відповіді

  • 2007.05.23 | Маклай

    На самом деле он черкес

    Бё! пише:
    > ротмистр Султан-Азамат-Гирей потомок крымских ханов.

    Имена типа Казыгирейсултан, Султангирей, Крымгирейхан, и т.д., в многочисленных вариациях, очень типичны для мелкой знати черкесов, кабардинцев и адыгов. Офицер с таким именем - тем более, во главе кавалерийского отряда кавказцев! - вряд ли на самом деле имеет родство с ханами и вообще с крымцами. Это почти наверняка черкес из хорошей семьи.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.23 | Ночной дозор

      "Половецкая луна"

      К вопросу о ногайских казаках

      Нация: Ногайцы
      Автор: КЕРЕЙТОВ Рамазан X. (Черкесск)
      Источник: Половецкая луна, № 1/91
      Возрождающееся в России казачество, безусловно, привлекло к себе большое внимание. Интерес к его истории, по-моему, оправдан. Не вдаваясь в историю и не оспаривая различные аспекты формирования этой интересной прослойки в Российском государстве, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах, касающихся ногайского казачества.

      Да, в истории зафиксировано и ногайское казачество. К тому же еще неизвестно, чье казачество раньше возникло. Дело в том, что казачество в России не было моноэтничным. Об этом писали многие исследователи. Вспомним хотя бы персонажей — казаков в романе М. Шолохова «Тихий Дом», в жалах которых текла кровь многих народов, вплоть до турецкого. В числе казаков, казачьих войск официально были представлены не только славянские и не только христианские народы, но и разноязыкие и разнорелигиозные ногайцы — мусульмане, калмыки и буряты-буддисты. В среду казаков уходили представители разных народов. Об этом свидетельствуют даже бытующие среди современных казаков фамилий. В списке кубанских казаков есть фамилий, отражающие их этническое происхождение: Черкесовы, Турковы, Сафаровы и т. д. Ученые приметили, что в среду линейных казаков проникал «кавказский этнический элемент». В ляпинской патронимии — у кубанских казаков он представлен вполне уловимым «абазинским компонентом, а, возможно, и ногайским».

      О происхождении термина КАЗАК много разных, зачастую противоречивых, толкований. Это тема отдельного, более пристального исследования. И вряд ли в ближайшее время здесь будет поставлена точка, если ее не оказалось после исследований известных востоковедов с мировым именем: В. В. Бартольда. Наличие в лексиконе ногайцев слова «КЪАЗАКЪ» и То не дает мне возможности сказать, что оно полностью, ногайское.

      Казачество, как историческое явление, среди ногайцев начало возникать еще в средние века. Современный исследователь М. Глухов отучает: «Пожалуй, невозможна опровергнуть и родство между половцами—ногайцами с одной стороны и донскими казаками — с другой». Этот вывод опирается на исторические факты. Дело в том, что первым атаманом донских казаков был ногаец Сары-Азман, имя которого фигурирует в 1570-1580 годы. А исследователь истории казачества В. Д. Сухороков в книге «Исторические описание земли Войска Донского» Признал, что вообще первыми казаками Дона были предки ногайцев.

      В пойме «Эдиге» из цикла «Сорок ногайских богатырей», отражающей события XIV — начала XV в. в. есть выражение «къазакъ шыккан Эдиге» (ушедший в казаки Эдиге). Это выражение подтверждает то, что в те времена даже из среды ногайской знати, к которой принадлежал эмир Эдиге, уходили и казаки. В поэме «Эр Таргын» говорится о казаке Каплане.

      Касаясь формирования ногайского казачества, большой знаток ногайской истории и культуры, академик Академий Наук СССР В. М. Жирмунский писал: «Борьба за кочевья и за улусы представляла экономическую основу непрекращавшихся междоусобных распрей между членами непомерно разросшейся княжеской семьи. Побежденные в этой борьбе и их дети... уходили «казачить». [с. 417].

      Развитию «казачества» среди ногайцев способствовали в особенности родовые распри и феодальные междоусобицы, разрушавшие племенные связи. По свидетельству источников, во главе образовавшихся казачьих отрядов нередко стояли «беглые мирзы казаки». И в этом ряду одним из первых отмечается мурза Казы, сын мурзы Урака.

      В начале XVI в. движение казачества в среде ногайцев получило дальнейшее развитие. Уходившие «казаковать» ногайцы вливались в состав не только собственно ногайских, но и в ряды русских казачьих отрядов. Они доставляли немало хлопот русский князьям. Князь Иван Васильевич в 1537 г. жаловался брату ногайского мурзы Урака – Келмамету, что «На поле ходят казаки многие» и во главе их в большинстве беглые ногайские «мирзы казаки». На одно из таких заявлений в 1549 году ногайский мурза Юсуф — основатель дворянской династии Юсуповых в Российском государстве, отвечал царю Иоанну IV: «...наших казаков на Дону нет никого…»

      Таким образом, факты свидетельствуют, что в числе казачества еще с XIV в. были и ногайцы.

      Небезынтересно и то, что в повстанческом казачьей Движении йод руководством Степана Разина, Емельяна Пугачева участвовали и ногайцы.

      Известно и другое. Царское самодержавие для несения воинской службы формировало казачьи войска. В их числе были и ногайские казачьи формирования. Приведу некоторые факты. В 1802 г. из ногайцев, обитавших в. Таврической области на Молочных водах (современное северное Приазовье), было сформировано 2 пятисотенных ногайских казачьих конных полка, которым были пожаловано 19 сотенных знамен». 9 Отечественной войне 1812 г. в рядах казачьих войск Донского атамана — генерала Матвей Платов участвовал отдельный ногайский полк, дошедший до Парижа.

      В 1828 г. из представителей горских народов, в той числе — из ногайцев, для несения специальной конвойной службы при Высочайшей дворе был сформирован кавказско-горский взвод. Документ свидетельствует, что в их числе были «...мурзы и уздены Тохтамышевских, Саблинских и народов Джембулукского, Едисанского, Караногайского. Взводом командовал ротмистр Султан Азамат-Гирей, корнет — ногайский мурза Мусса Туганов».

      Разумеется, такой ход событий трудно объяснить с точки зрения современного зрения истории, особенно Кавказской войны. Судить через века всегда легче, а воспринимать жизнь тех поколений «Сквозь собственную шубу» наверное труднее. Теперь известно, что в ходе Кавказской войны, наряду с другими народами тягчайшие потери понесли и ногайцы. В XVIII—XIX в.в. около 1 миллиона ногайцев вынуждены были эмигрировать, спасаясь от геноцида царских войск. Тем не менее передовые люди народа, видимо, понимали, что только с Россией, веками рядом живущим русским народом надо жить в дружбе и добрососедстве. Вспомним, что ради пользы родному народу, его предводители использовали возможные варианты. Например, некоторые князья из числа горских народов ради сохранения мирных отношений своего и соседних народов, выдавали дочерей за верхушечные слои этих народов. Потом это все в удобный момент воспевалось, накапливался политический капитал. И вряд ли за это их надо судить. Или как понять поступки выдающегося адыгского просветителя Шоры Ногмова. В разгар Кавказской войны в 1828 г. он подавал заявление о включении его в Кавказско-горский полуэскадрон. В 1830—1835 годы он находился в Петербурге, а затем служил в Тифлисе в Отдельном Кавказском корпусе российского царя.

      Так было и с ногайскими передовыми людьми. В 1845 г. была сформирована Кубанская казачья бригада из двух шестисотенных полков. По исследованиям С. В. Телепень и В. Б. Виноградова и по подтверждениям архивных документов, 2-й Кубанский казачий полк возглавил «...подполковник из ногайцев Султан Казы-Гирей». В то же время ногайский подпоручик Даут Утакаев из аула Шабазовского вместе с семьей за помощь Шамилю был сослан в Тамбовскую губернию.

      Есть свидетельства и иного, более близкого к нам по времени, характера. Многие факты свидетельствуют, что ногайцы участвовали и в русско-японской и в 1-й мировой империалистической войнах. Любопытно то, что в империалистической войне ногайцы сражались в рядах казачьих формированиях. В ауле Карамурзинском был сформирован отряд ногайских казаков. Тем, кто не мог укомплектовать снаряжение, помощь Оказал Мурза Наурузов. В семейном альбоме Шукаевых есть фотография ногайских казаков Аубекира Асакаева и Маулта Шукаева (он награжден Георгиевским крестом), гарцующих на конях в полной казачьей форме и при оружии.

      Наличие в ногайской действительности прослойки казачества подтверждает и цикл ногайских песен «къазакъ йырлары», напечатанных в разных книгах прошлых веков и нашего времени. Добавим и то, что среди ногайского народа известен род, носящий имя «къазакълар», принятое как фамилия Казаков. У этого рода есть свой знак — тамга. Ногайские казаки были среди фамилий Баисовых, Кумратовых, Бекжановых и т. д.

      Разумеется, казачий вопрос в истории ногайцев требует отдельного, более тщательного исследования. Но и то, что приведено, свидетельствует о бытовании казачества среди ногайцев еще с XIV века

      http://turkolog.narod.ru/info/I301.htm
  • 2007.05.23 | Брат-1

    Враньё, наверное

    Бё! пише:
    > Особое значение имело привлечение представителей самых знатных кавказских родов на службу в Собственном Императорском Конвое. Датой основания Конвоя принято считать 18 мая 1811 года, когда Императором Александром I был подписан указ о сформировании в составе Лейб-Гвардии казачьего полка сотни казаков из «лучших людей от Черноморского войска». Лейб-Гвардии эскадрон из черноморских казаков принял активнейшее участие в войне 1812- года, особенно отличившись в битве народов при Лейпциге 4 октября 1813 г. За этот подвиг Государем были пожалованы Георгиевские трубы, Георгиевский Штандарт награждены казаки и в частности полковник Бурсак был награжден Орденом Св. Георгия 4 ст. Этот день стал полковым праздником Конвоя. Однако, фактическим основанием прославленного полка можно считать 1 мая 1828 года, формированием взвода из знатнейших кавказских горцев, который через два года был, развернут в Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон. Командовал им ротмистр Султан-Азамат-Гирей потомок крымских ханов.

    Пусть меня поправят знатоки генеалогии Гераев, - но Гиреев и Киреев в империи Романовых было, как Ивановых в Болгарии. Вспомнилась улица Крым-Гирея в Симферополе, а также феодальные поместья "Гиреев" с Кавказа на ЮБК.
    Настоящие Гераи, - могу ошибаться в персонах, но как правило, - в Российской империи не оставались.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.05.23 | Ночной дозор

      По крайней мере, он был еще и вольнодумцем

      Вообще-то, очень интересная тема.

      Обратимся к господину, товарищу и брату Гуглу.

      Мусса КУНДУХОВ
      МЕМУАРЫ
      Эпизод этот я давно слышал, но в 1842 г. я был на Кубанской
      линии у кн. Мамат Гирея Лоова, и мы по приглашению кн. Джанбота
      Атажукина поехали к нему в Теберду, где прогостили трое суток, и
      все написанное есть рассказ старика Кульшука Анзорова в
      присутствии Атажукина, к которому нельзя было не питать глубокого
      уважения.


      ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

      Генерал Султан Азамат Гирей. - Было бы гораздо человечнее. - Все
      сказанное пусть остается.

      Кн. Атажукин поехал с нами до Дахтамышевского аула к генералу
      Султану Азамат Гирею, пользовавшемуся у всех горцев большой
      популярностью.
      Считаю не лишним передать то, что я слышал от него при
      завязавшемся между нами разговоре.
      – Когда я бываю, говорил Султан, у высшего начальства, то
      чувствую, что я хан и генерал-лейтенант, когда же я здесь в своем
      доме, то теряюсь в догадках: кто я? Эти подлые пристава и
      станичные начальники кричат на меня, как и на всякого ногайца. На
      справедливую же жалобу мою начальство молчит. Право, я завидую
      последнему горцу, живущему не под гнетом этих негодяев... Было бы
      гораздо человечнее и полезнее, если бы правительство, сознавая
      свое могущество и долг великой державы, с приходом своим на
      Кавказ, не прибегая к разным неуместным и недостойным ухищрениям,
      прямо, согласно своим прокламациям и словесным обещаниям, занялось
      бы на плодородной почве его посевом семян цивилизации на общее
      благо. Тогда, руководимое Богом, оно непременно и скоро успело бы
      развить и укрепить к России чистосердечную любовь честных и
      способных кавказских народов, имея за них порукою их чувство
      благодарности и выгоды жизни.
      Для достижения этой благородной и великодушной цели была бы даже
      слишком достаточна тысячная часть тех жертв и расходов, которые
      оно в течение более одного века употребило на Кавказе лишь только
      для посева зла и пролития в ущельях и долинах, без всякого
      сострадания, невинной русской и туземной крови.
      А для оправдания себя перед правосудием клевещет на мусульманскую
      религию, будто бы она враг всякой цивилизации, тогда как
      мусульманская религия считает науки и искусства источником всех
      благ этого и будущего мира и предписывает искать их, как свое
      счастье. На этом основании все бывшие Халифы и повелители с
      неутомимою деятельностью стремились к благу человечества, сильно
      покровительствовали умственному и нравственному образованию,
      развивали в народе духовную и материальную силу. Правосудие
      существовало для всех одинаково.

      http://biblio.darial-online.ru/text/Kunduhov/index_rus.shtml


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".