МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Независимая газета": Крым готовится к осени

07/02/2007 | Хан
Крым, как и вся Украина, готовится к очередным парламентским выборам. И, пожалуй, впервые за последние годы политический сезон совпал здесь с курортным. Обычно с началом лета на полуострове вступает в силу негласный мораторий на проведение любых политических акций, особенно учитывая многонациональный состав этого бывшего южного форпоста России. Но во время избирательных кампаний (в сентябре на Украине - выборы в Верховную раду) именно этот фактор становится фишкой для различного рода политических организаций, и тогда в Крыму особенно актуальными становятся так называемые русские, татарские и иные вопросы с национальным оттенком. Полуостров на время становится островом, который как бы сам по себе.

Нерусский сезон

- Слушай, - делится со мной впечатлениями знакомый армянский журналист, - выхожу вечером на балкон, закуриваю сигару, смотрю на море и чувствую себя Сталиным... Нет, Берией... Или Ворошиловым. Короче, полный сталинизм...

Мой знакомый даже зажмурился от удовольствия, описывая условия, в которых он оказался, приехав в Ялту на конференцию, организованную Международной федерацией журналистов. Особняк с белыми колоннами, в пальмах, с фонтанчиками в холле, террасой с видом на море, обслугой, которая постоянно интересуется, как вы себя чувствуете (это, пожалуй, перебор), и лифтом прямо на пляж. А также круглым счетом за все удовольствия, который, ко всему, оплачивать не придется. Турция отдыхает! Так раньше жили разве что советские бонзы, а теперь - новые русские и новые украинцы, с той разницей, что эти постояльцы сказочных хором собственные радости оплачивают сами. Однако последних в Крыму сегодня не так много, как хотелось бы местным властям и местным жителям: больше отдыхающих - больше прибыли. По словам мэра Ялты, в городе остро не хватает vip-отелей, хотя спрос на них особый.

Богатые русские, рассказывали мне в ялтинском горсовете, возвращаются с заокеанских курортов "в места, где русский дух и Русью пахнет" и можно отдохнуть в соответствии со всеми требованиями русской души. За границей, пояснял чиновник, эти требования не всегда воспринимают с пониманием, и "прохоровы" едут к нам".

- Самые лучшие гостиницы в Ялте и окрестностях, одна из которых рассчитана на прием королевских особ, где стоимость номера в сутки от тысячи долларов и выше, - говорит вице-губернатор Севастополя, в недавнем прошлом первый заместитель премьер-министра Крыма Владимир Казарин, - знаете кому принадлежали? Курочкину, которого не так давно застрелили во дворе киевского суда. Громкая история была. Так этот российский предприниматель еще финансировал некоторые крымские и общеукраинские политические движения, в частности партию Натальи Витренко.

Россияне активно скупают на полуострове не только элитные гостиницы и санатории, но и жилье. Это взвинчивает цены, и сегодня квадратный метр на побережье стоит почти столько же, сколько в Москве. В то же время российский турист со средним достатком зачастую предпочитает отдыхать на западном берегу того же Черного моря - там сервис повыше. А именно на эту категорию отдыхающих делается ставка на полуострове. Потому здесь на время сезона налагается негласное вето на все политические акции.

- Почему в летнее время татары не проводят акции протеста? - спрашивает Казарин. - Они понимают, что рухнет их личный заработок. И говорят своим вождям: 18 мая провели манифестации, отметили годовщину депортации, и все - от винта. До начала октября нас не трогайте, не мешайте зарабатывать.

Татарский вопрос

- Запомните, если не хотите никого обидеть, не называйте нас татарами. Мы - крымские татары, и это принципиально, - учит меня работник исполкома Ялтинского городского совета Заур Смирнов, в имени и фамилии которого - двойная трагедия и сплошные "враги народа".

Дед Смирнова, кадровый офицер НКВД, сгинул в 1941 году, а его сын женился на крымской татарке. Зауру потом не раз эти факты биографии ставили в укор. Но если ссылки на отцовскую линию его мало трогали, то материнская кровь и сегодня играет, когда затрагивается популярная в Крыму татарская тема. Об этом 32-летний украинский чиновник говорит на удивление спокойно, только глаза ловят реакцию собеседника.

- Залог стабильности - толерантность и вытекающие из нее принципы взаимного уважения. Но шовинистические круги Крыма используют в своих выражениях слово "татары". А мы - коренной народ, - привычно повторяет Смирнов.

Он возглавляет в горсовете управление по межнациональным отношениям и миграции, и видно, что объяснять, кто такие крымские татары и почему они претендуют на крымские земли, ему приходится гораздо чаще, чем хотелось бы.

- Мои предки до депортации жили в Гаспре, - рассказывает глава регионального меджлиса крымско-татарского народа Большой Ялты Амир Меджидов, который познакомил меня со Смирновым. - Это недалеко от Мисхора. Там два дома наших - отцовский и материнский. Но в них уже живут другие люди. И мы не настаиваем, чтобы их выселяли. Пусть нам взамен дадут хоть кусочек земли.

По убеждению Меджидова, возвратившиеся на земли предков крымские татары не могут получить землю под строительство домов, потому что земля здесь - слишком дорогой товар.

- Нам выделили около 40 гектаров земли в поселке Ползневое. Начали строить, и дома "поплыли", стали разрушаться. В исполкоме Ялты люди стоят в очереди на получение участка с 1990 года. Хотя земля гектарами раздается под особняки и дачные поселки. Дочери Кучмы, например, продали по бросовой цене санаторий в Алупке и к нему 3-4 гектара. А о нас говорят, что мы требуем и захватываем земли на берегу. Но наши поселки, которые здесь называют самозахватом, а мы сами - самовозвратом, находятся за дорогой, ближе к горам.

Я видела места, именуемые "поселками компактного проживания крымско-татарского народа", они с трех сторон окружают Симферополь. В них, как правило, никто не живет. Там стоят небольшие строения-мазанки, напоминающие жилища сторожей в советских дачных кооперативах. Ребята из молодежной организации "Прорыв" рассказывали мне, что "самозахваты" давно стали прибыльным бизнесом для самих крымских татар - "отвоеванные земельные участки успешно продаются".

Но глава регионального меджлиса утверждает обратное. Он жалуется, что в 1992 году страны СНГ подписали Бишкекское соглашение, в котором Украина, РФ, Узбекистан, Казахстан, то есть те республики, где проживали крымские татары после депортации, взяли на себя обязательства помочь им при возвращении домой и в обустройстве на месте, но из всех этих государств только Украина по мере возможности выделяет деньги на обустройство из своего бюджета. А правопреемник СССР - РФ никаким образом не помогает.

Профессиональные соотечественники

Крымские татары жалуются на Россию, поддерживаемые ею в Крыму пророссийские партии и казаков. Последних особенно не любят, утверждая, что они "создают незаконные вооруженные формирования, им дают земли, общежития и зарплату". И за всем этим якобы стоит Русский блок - самое радикальное, по утверждению представителей меджлиса крымско-татарского народа, пророссийское образование, "финансируемое из России".

- Русский блок - это абсолютный тупик, - замечает Владимир Казарин. - Сегодня заканчивается эпоха так называемых профессиональных соотечественников. Которые сидят на зарплатах, кричат на митингах и при этом создают РФ псевдопроблемы.

По мнению многих крымчан, Черноморский флот РФ, стоящий в Севастополе, не является гарантией для местных русских. Украинские власти, объясняли мне в Ялте, понимают, что русскую общину Крыма в космос не отправишь, она здесь навсегда. Потому "дальше у нас будет медленный поступательный период, когда мы, как европейцы, станем отвоевывать свои права".

Русские на Украине - это 40% населения. Удивительно, но при таком национальном раскладе так называемые русские партии не набирают нужного процента голосов, чтобы пройти в парламент. "У нас около 15 русских движений, и все ждут денег", - пытался просветить меня профессор Таврического университета. Русский блок среди них стоит особо. Он прошел в Раду вместе с Партией регионов. Но на новые выборы их, по всему, не возьмет и Янукович.

Как будут голосовать крымчане? Люди говорят, что им не нужны оранжевые. Не нужны и донецкие, которые силой решают вопросы собственности. Именно по этой причине средний и крупный бизнес Крыма не поддержит Партию регионов. Но на этой волне, казалось бы, всеобщего политического нигилизма в русскоговорящем Крыму растет авторитет Юлии Тимошенко. Ее блок - единственная организация, которая открыла общественные приемные в Крыму. Люди приходят сюда со всеми вопросами, их выслушивают, а затем шлют в пенсионный фонд требования, которые вряд ли будут выполнены. Но этого и не надо, достаточно внимания, которое, по утверждению местных пенсионеров, им оказывает "Юля".

Но все же рейтинги украинских политиков в Крыму недотягивают до рейтинга российского президента. Путин до сих пор очень популярен в Крыму и на Украине в целом. По крайней мере это утверждает социология. "У вас было падение его рейтинга, у нас он всегда держится в пределах 58-70%",- говорили мне в Симферополе.

Что же до ностальгических настроений крымчан, то, опять же по опросам, раньше 60-70% из них утверждали, что хотели бы вернуться с Крымом в Россию. Сегодня все понимают, что это невозможно, потому говорят: мы хотим жить на Украине, дружественной России. России здесь все прощают. Она остается неким маяком, на который оглядываются.


Русский язык

Крым - регион достаточно комфортного существования русского языка. 94% школ в Крыму - русские. В Севастополе таких 96%. В большинстве вузов преподавание ведется на русском, хотя в целом на Украине это уже невозможно. По последней переписи населения, которая проводилась уже в независимой Украине, 58% жителей Крыма назвали себя этническими русскими. Половина живущих на полуострове украинцев родным языком признали русский. Таким образом, 95,5% жителей Крыма - русскоязычные. Русская культура в автономии главенствует. Промышленность пока еще завязана на России. В прошлые годы добрую половину отдыхающих здесь тоже составляли россияне. Этот факт заставляет задуматься даже оголтелых националистов. Но это не значит, что у русского языка все хорошо. Самое главное в том, что на уровне образовательных программ постоянно идет сокращение часов, выделяемых на русский язык и литературу. Однако, как отметил заместитель губернатора Севастополя, эта проблема касается и украинского языка: "Потому что нынешнее руководство не любит гуманитарные знания вообще. Гуманитарии больше задумываются о жизни, а это власти не надо, профессия - и больше ничего, таков подход".

В результате, жалуются крымчане, уровень культуры понижается, бандитская лексика проникла не только в депутатский, но и в дикторский круг. Ухудшились связи с РФ, и это привело к тому, что "мы выпадаем из информационного обмена". Предприимчивые жители нашли выход, они устанавливают "тарелки" и по ним смотрят российские каналы. Украинские власти начинают требовать от владельцев кабельных сетей документ о соответствующем разрешении на трансляцию. И под благовидным предлогом заботы об авторских правах власти пытаются надавить на кабельщиков. Несмотря на это, "тарелки" продолжают выполнять связующую роль.

Если бы не низовая инициатива, умер бы и книжный рынок. Люди едут в Россию, скупают русскую литературу и везут сумками в Крым. Передают через проводников, иными каналами. И каждые 2-3 дня в Симферополе - новый завоз. Главный городской книжный рынок - возле Дворца культуры профсоюзов. 90% продающейся на нем продукции - русская книга.

- Если мы будем насаждать русский язык угрозами и запретами, как предлагают некоторые политики в России, - говорит Владимир Казарин, - мы загоним его в резервацию. Сегодня РФ издает лучшие по компьютерам книги в СНГ, и самые оголтелые украинские националисты их покупают. Вся зарубежная классика - русская. У украинцев нет денег на переводчиков. Хотя в свое время "Всесвит" обошел Москву по публикации международных шедевров. Мы как Западная Украина: с ними ничего нельзя было сделать в советское время, а с нами - сейчас. Но русский язык начинает приобретать черты суржика. Мы живем в многоязычной среде. На нас влияет украинский. Новости Украины можно узнать только на украинском, и мы их смотрим, так как нам это важно.

При этом крымчане ссылаются и на "фактор неразумной власти", который также присутствует. Поход на русский язык, говорили мне, начался давно, его начал Кравчук, продолжил Кучма, а чем отличается от них Партия регионов? Больше года прошло после выборов, все помнят громкие заявления про русский язык, тем не менее количество часов "под русский язык" отводится все меньше. По мнению Казарина, обязательно должно быть то, что называется общественным сопротивлением. Это институты гражданского общества.

У нас попробовали в селе Комсомольском готовящуюся к сдаче школу перепрофилировать в украинскую, и русское население встало вместе со строителями в пикеты, школу отстояли. Это и есть гражданское общество. А знаете, что в Луганске и Донецке с русскими школами - их всего около 20%. А это регион с преобладающим русским населением. Решающая роль - у гражданского общества и партий. Но партии перед выборами обещают, а потом - забывают.

http://www.podrobnosti.ua/outeropinion/2007/07/02/436677.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".