МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Памятник Челебиджихану

08/29/2007 | Исм
"Глава крымскотатарской общины США Урие Алтан пожертвовала средства на памятник Эдиге Кырымалу" сообщают информагентства.
А ПАМЯТНИК ЧЕЛЕБИДЖИХАНУ В КРЫМУ ЕСТЬ?

Відповіді

  • 2007.08.29 | Койлю

    Re: Памятник Челебиджихану

    Исм пише:
    > "Глава крымскотатарской общины США Урие Алтан пожертвовала средства на памятник Эдиге Кырымалу" сообщают информагентства.
    > А ПАМЯТНИК ЧЕЛЕБИДЖИХАНУ В КРЫМУ ЕСТЬ?

    Насколько могу судить - нет.
    Однако, не думаю, что сейчас стоит аврально искать виновных почему нет.
    Лучше, если кто-то (или группа) возьме(у)т на себя роль инициатора реализации данного проекта, который, действительно, должен был быть давно осуществлен...

    Если найдутся такие люди, что смогут собрать срества, могу их свести в Крыму с известными архитекторами и скульпторами, имеющими опыт установления памятников (напр., Бекиру Чобан-заде).

    Если этот памятник будет устанавливаться в селе, где родился Чебебиджихан, могу также помочь решить неизбежно возникающие при таких проектах бюрократические проблемы: отвод земли, взятия на баланс органами культуры и т.д.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.08.29 | Alessandro

      Re: Памятник Челебиджихану

      Койлю пише:
      > Если этот памятник будет устанавливаться в селе, где родился Чебебиджихан

      Этого села (Бююк-Сунак) больше нет...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.08.29 | Койлю

        Re: Памятник Челебиджихану

        Alessandro пише:
        >
        > Этого села (Бююк-Сунак) больше нет...

        Стоп, стоп, уважаемый Alessandro, но. видимо, рядом есть иное село, которое носит в своем названии топоним Сунак ?
        Просто читал когда-то, что группа крымскотатарских писателей выезжали в эти места...
        Но куда?
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.08.29 | Chief

          Re: Памятник Челебиджихану

          Койлю пише:
          > Alessandro пише:
          > >
          > > Этого села (Бююк-Сунак) больше нет...
          >
          > Стоп, стоп, уважаемый Alessandro, но. видимо, рядом есть иное село, которое носит в своем названии топоним Сунак ?
          > Просто читал когда-то, что группа крымскотатарских писателей выезжали в эти места...
          > Но куда?

          Совсем необязательно, чтоб памятник Челебиджихану был в его родных джанкойских степях :) В конце концов это фигура всекрымского масштаба. Вон памятника Григоренко на родине нет, а в Крыму есть.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.08.29 | Койлю

            Re: Памятник Челебиджихану

            Chief пише:
            > Совсем необязательно, чтоб памятник Челебиджихану был в его родных джанкойских степях :) В конце концов это фигура всекрымского масштаба. Вон памятника Григоренко на родине нет, а в Крыму есть.

            Согласен стакой постановкой вопроса.

            Я имел в иду, что в селе (если оно сохранилось) можно было бы достаточно быстро реализовать небольшой проект. Скажем, он обошелся бы где-то около 5-7 тысяч долларов. Если, конечно, делать памятник (или бюст) из бетона, может и дешевле намного.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.08.29 | Исм

              Re: Памятник Челебиджихану

              Спасибо, друзья! Но, признаюсь, пафос моего вопроса был в том, что Кырымал и Челебиджихан личности несравненные!
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.08.29 | Ну и дела!

                Re: Памятник Челебиджихану

                Исм пише:
                > Спасибо, друзья! Но, признаюсь, пафос моего вопроса был в том, что Кырымал и Челебиджихан личности несравненные!

                Да мы это поняли. В смысле про пафос :)

                А дальше что?
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.08.29 | Исм

                  Re: Памятник Челебиджихану

                  Поясняю: диаспора пиарит славных личностей, но оторванных от нашей жизни и от нашей смерти...
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2007.08.29 | Ну и дела!

                    Re: Памятник Челебиджихану

                    Исм пише:
                    > Поясняю: диаспора пиарит славных личностей, но оторванных от нашей жизни и от нашей смерти...

                    Я думаю, что следует с благодарностью принимать любую помощь, направленную на благие дела.
                    Скажем, извините, за крайне неудачное сравнение, но есть ведь люди, которые вкладывают целые состояния в спасение брошенных домашних зверей - собак бродячих, кошек бездомных и т.д.
                    То есть они делают благое дело, хотя рядом, может быть, кто-то из людей умирает по причине отсутствия средств на операцию или дорогостоящее лечение...
                    Так и тут. ОНИ решили ТАК. И ЭТО ИХ ПРАВО!

                    > Поясняю: диаспора пиарит славных личностей, но оторванных от нашей жизни и от нашей смерти...

                    Так кто мешает ИНОЙ диаспоре направить свои усилия на другой проект?
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2007.08.29 | Исм

                      Re: Памятник Челебиджихану

                      Хорошо, вроде бы, ущучил насчет "ИНОЙ диаспоры", но МЫ НЕ ДИАСПОРА. Неправомерно называть диаспорой тех, кто происходит из семей, выживавших в Азии.
                      Мое настроение, может, кто-то и уловил. Оно заключается в том, что встречается среди КРЫМСКИХ татар иногда излишний пиетет перед теми нашими соплеменниками из диаспор, предки которых бежали когда-то из Крыма. Эти наши замечательные соплеменники нынче несколько свысока относится к нам, бедствующим экономически, плохо знающим язык. Не думаю, что если наши соплеменники из диаспоры пережили бы то, что пережили мы, то они сохранились бы лучше.
                      Может, мне многие тут возразят, но кто-то и согласится со мной.

                      Обратитесь к небольшому стихотворению по адресу
                      http://www2.maidanua.org/news/view.php3?bn=maidan_krym&key=1186820185&first=1187002328&last=1186644928
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2007.08.29 | Ну и дела!

                        Re: Памятник Челебиджихану

                        Исм пише:
                        > Хорошо, вроде бы, ущучил насчет "ИНОЙ диаспоры", но МЫ НЕ ДИАСПОРА. Неправомерно называть диаспорой тех, кто происходит из семей, выживавших в Азии.

                        Чес-слово, не хотел писать более резко, но вынуждаете.

                        Уважаемый Исм., разве проблема в дефинициях?

                        Есть Крым и есть крымские татары, проживающие вне Крыма. Многие из них не просто "вне Крыма", а в местах изгнания.
                        Причины также понятны, у каждой семьи позади много страшных лет вынужденного скитания...

                        > Мое настроение, может, кто-то и уловил. Оно заключается в том, что встречается среди КРЫМСКИХ татар иногда излишний пиетет перед теми нашими соплеменниками из диаспор,

                        Есть и такое. И не только перед теми, кто живет на Западе, в США или Турции.
                        Встречался с таким явлением и по отношению к крымским татарам, проживающим в иных местах, включая Москву, Харьков, Киев...

                        Однако, у крымских татар (тех. кто в Крыму) уже давно нет преклонения перед диаспорянами КАК ЯВЛЕНИЯ.

                        Есть другое - уважение к тем, кто ранее делал от него возможное в оказании помощи своему народу, так и продолжает делать сегодня.

                        Есть также насмешливое отношение к болтунам-советчикам, кои проявляются в крымскотатарских сообществах во всех местах их проживания вне Крыма.

                        Научитесь, пожалуйста, разделять эти вещи.

                        >предки которых бежали когда-то из Крыма.

                        Стыдитесь упрекать ныне живущих предками, которые "бежали".

                        Так можете дойти и до упрека в том, что и Москву в свое не удержали :)


                        >Эти наши замечательные соплеменники нынче несколько свысока относится к нам, бедствующим экономически, плохо знающим язык.

                        Повторяю, есть и такие, но не они "делают погоду"...

                        > Не думаю, что если наши соплеменники из диаспоры пережили бы то, что пережили мы, то они сохранились бы лучше.

                        "Не думаете", потому что не знаете!

                        Многие из тех, кто, как вы позволили выразиться, "бежал", пережили СВОИ страдания, смерти близких.

                        > Может, мне многие тут возразят, но кто-то и согласится со мной.

                        Нет смысла Вам в чем-то возражать, поскольку очень легко переходите от неудобных вопросов по Вами же поднятой теме.

                        Почитайте ветку сначала: ведь началось с того, что Вас задел тот факт, что некоторые, но не Вы , пожертвовали энную сумму на памятник Кирималу.

                        Кстати, та сумма, если судить по новостям, услышанным мною на радио "Мейдан", не позволит полностью реализовать проект.
                        Это я к тому, что иные также могут присоединиться...

                        Больше не буду на эту ветку реагировать, но заявлю еще раз: ГРЕШНО ИНЫХ УПРЕКАТ В ТОМ, ЧТО ОНИ НЕ ТУДА НАПРАВИЛИ СВОЕ БЛАГОДЕЯНИЕ, ЕСЛИ САМ ПРИ ЭТОМ НИЧЕМ ПОДОБНЫМ НЕ ИЗВЕСТЕН!

                        И ПРИ ЧЕМ ТУТ КТО И ИЗ КАКОЙ ДИСПОРЫ?
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2007.08.29 | Исм

                          Re: Памятник Челебиджихану

                          Один ноль не в мою пользу... Я же говорил.
        • 2007.08.29 | Alessandro

          Re: Памятник Челебиджихану

          Койлю пише:
          > Alessandro пише:
          > >
          > > Этого села (Бююк-Сунак) больше нет...
          >
          > Стоп, стоп, уважаемый Alessandro, но. видимо, рядом есть иное село, которое носит в своем названии топоним Сунак ?

          Рядом есть. Кючюк-Сунак - Мелководное. Примерно в 4 км от руин Бююк-Сунака. Но это НЕ родное село Челебиджихана. Оно, конечно, рядом и называется похоже, но это другое село.

          Как-то в середине июля в Голосе Крыма было письмо читателя как раз из Кючюк-Сунака, который тоже писал, что это де родное село Челебиджихана и что Меджлис там несколько лет назад купил дом под его "дом-музей", но музей так и не открыт. Меня это сильно удивило, какой такой "дом-музей", если он никогда там не жил.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.08.29 | Койлю

            Re: Памятник Челебиджихану

            Alessandro пише:
            > Рядом есть. Кючюк-Сунак - Мелководное. Примерно в 4 км от руин Бююк-Сунака. Но это НЕ родное село Челебиджихана. Оно, конечно, рядом и называется похоже, но это другое село.
            >
            > Как-то в середине июля в Голосе Крыма было письмо читателя как раз из Кючюк-Сунака, который тоже писал, что это де родное село Челебиджихана и что Меджлис там несколько лет назад купил дом под его "дом-музей", но музей так и не открыт. Меня это сильно удивило, какой такой "дом-музей", если он никогда там не жил.

            Понятно.
            Спасибо за уточнение.
  • 2007.08.30 | stefan

    Челебиджихан, Номан

    Челебиджихан, Номан

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    Перейти к: навигация, поиск

    Нома́н Челебиджиха́н (Челеби́ Челеби́ев) (крым. Noman Çelebicihan, نومان چلبى جهان‎‎) (1885, село Бююк-Сунак, близ Джанкоя, Перекопский уезд, Таврическая губерния — 23 февраля 1918) — видный крымскотатарский общественно-политический деятель, первый председатель правительства Крымской Народной Республики (образована 26 ноября (9 декабря) 1917 г., ликвидирована большевиками в 1918 г.), один из организаторов I Курултая крымскотатарского народа, был муфтием мусульман Крыма.
    Номан Челебиджихан


    Известен также как талантливый поэт, прозаик и публицист. Стихотворение «Ant etkenmen» («Клянусь») стало национальным гимном крымских татар.
    Содержание
    [убрать]

    * 1 Жизненный путь
    o 1.1 Общественно-политическая деятельность в Турции
    o 1.2 Общественно-политическая деятельность в Крыму
    * 2 Творчество
    * 3 Ссылки
    Жизненный путь

    Родился в семье Ибраима Челеби, имама мечети села Бююк-Сунак. Получив начальное образование в сельской школе, Номан Челебиджихан продолжил обучение в медресе (духовном училище) Акчора, затем в Зынджырлы медресе.
    Общественно-политическая деятельность в Турции

    В 1908 г. прибыл в Османскую империю. В Стамбульском университете получил высшее юридическое и богословское образование. Во время учебы в Стамбуле организовал несколько организаций:

    * «Yaş Tatar Yazıcılar Cıyını» («Общество молодых татарских писателей») (1910), издавшее такие литературные произведения, как «Молитва ласточек» («Qarılğaçlar Duası»), «Золотой свет» («Altın Yarıq»), «Сборник стихотворений» («Şiirler Cönkü»).
    * «Общество крымскотатарской учащейся молодежи» (существовало до 1917 г.), члены которого создавали и публиковали патриотические стихи, рассказы, политические и исторические статьи, распространяли их в Крыму. Вместе с крымскотатарскими студентами Челебиджихан дважды встречался с Исмаилом Гаспринским во время его пребывания в Турции.
    * «Родина» («Vatan») (1909 г.) — подпольная политическая организация, членами которой являлись крымскотатарские студенты в Турции. Основатели: Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Абибулла Одабаш.

    В 1912 г., с отличием закончив Стамбульский университет, Номан Челебиджихан возвратился в Крым. В 1913 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского института психоневрологии.

    Общественно-политическая деятельность в Крыму

    С началом Первой мировой войны возвратился в Крым. Вместе с Джафером Сейдаметом разрабатывал стратегию национальной борьбы.

    В 1917 г. политическая жизнь в Крыму приобрела новый характер: политические организации вышли из подполья. В марте прошёл I Всекрымский мусульманский съезд, на котором был учрежден Временный Крымско-Мусульманский исполнительный комитет и его председателем был избран Номан Челебиджихан. Одновременно он стал первым муфтием мусульман Крыма.

    Деятельность Правление Мусульманского комитета во главе с Н. Челебиджиханом:

    * создание духовного и земельного управлений
    * реформирование национальных учреждений просвещения
    * активизация работы провинциальных органов управления
    * открытие национальных изданий (газета «Millet» («Нация») на крымскотатарском языке и «Голос татар» — на русском)

    Челебиджихан призывал формировать мусульманские вооруженные силы. Была создана национальная партия Милли Фирка.

    23 июня 1917 г. Номан Челебиджихан был арестован. Однако скоро его вынуждены были освободить, так как крымские татары выразили протест в защиту своего лидера, закрепив его 5 тысяч подписей.

    В ноябре 1917 г. (по старому стилю) в Крыму прошёл I Курултай крымскотатарского народа, подготовленный Номаном Челебиджиханом с соратниками. Он входил в комиссию по разработке проекта Конституции Крымской Демократической Республики. Курултай утвердил представленный комиссией проект Конституции и провозгласил создание Крымской Демократической Республики. Челебиджихан был избран председателем национального правительства и одновременно начальником управления юстиции.

    В представленном на страницах газет «Millet» и «Голос татар» программном сообщении созданного правительства было сказано:

    «Крымскотатарское национальное правительство призвано обеспечить счастье и нормальную жизнедеятельность не только коренного народа, но и защищать всех земляков, жителей полуострова от узурпации, анархии и мятежа, защищать их жизнь и честь, и считает это своей священной обязанностью».

    Номан Челебиджихан выступал за равноправие всех народов, живущих в Крыму.

    «Наша задача, — говорил он, — создание такого государства, как Швейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку».

    Однако Октябрьская революция в России и приход большевиков к власти, не признававших крымскотатарское правительство, поставили под угрозу существенно молодой Крымской Республики. Большевики активизировали свои действия в Крыму, при помощи Черноморского флота свергли крымскотатарское национальное правительство и за короткий срок захватили весь Крымский полуостров.

    26 января 1918 года Номан Челебиджихан был арестован. 23 февраля этого же года он был без суда зверски убит матросами, его труп был выброшен в Чёрное море. Посвятив всю свою жизнь возрождению крымскотатарского народа, он стал жертвой большевистского террора в Крыму.

    Творчество

    * Ant Etkenmen
    * Bastırıq
    * Ay gidi…
    * Savlıqman Qal Tatarlıq!
    * Yolcu Ğarip
    * Tilkiden Selâm

    Ссылки

    * Çelebicihan Remembered: Eyewitness Accounts
    * Numan Celebicihan (1885—1918)
    * Speech of Numan Çelebicihan
    ---------------------------------------
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.08.30 | Айдын Шемьи-заде

      Номан Челебиджихан

      Спасибо, Стефан! Самой выдающейся личностью крымскотатарской революции был и остается Номан Челебиджихан!
      Две великие фигуры нашей национальной борьбы - это Исмаил Гаспринский и Номан Челебиджихан! За ними следует плеяда выдающихся деятелей, каждый из которых посвятил жизнь и смерть служению своему народу.
      Были и в диаспоре значительные личности, посвятившие жизнь национальным идеям.

      Есть в материале из Википедии существенная неполнота:
      1) Необходимо знать, что Челебиджихан 11 января 1918 года выступил на Курултае с предложением создать всекрымский орган власти, включающий по 10 представителей от татар, от большевиков и от Совета народных представителей (СНП),. Создание такой структуры было бы большим успехом, так как в спешно созданном в преддверии Курултая русской администрацией СНП татары составляли унизительное меньшинство – 3 члена из 48 (!). Джафер Сейдамет получил в СНП пост военного министра, но его деятельность блокировалась контрреволюционными русскими офицерами. Войдя в союз с большевиками, татары получали явное преимущество над засевшими в СНП контрреволюционерами, ярыми противниками крымских татар. Однако Курултай большинством в 43 человека против 12 принял сторону Джафера Сейдамета и отклонил требование Челебиджихана. Именно по этой причине Челебиджихан подал в отставку и ушел из Курултая и с поста руководителя Директории (правительства).
      Эмоциональный подход курултаевского большинства одержал верх над разумным компромиссом, предлагаемым Челебиджиханом, выдвигавшим на первый план судьбу крымскотатарской революции, которая при явном политическом и военном доминировании большевиков была в их руках. Джафер Сейдамет выступал перед своими сторонниками, утверждая, что татарам не по пути с большевиками, что с большевиками надо бороться до конца.
      Можно задать вопрос, с кем же, по мнению Сейдамета, было по пути крымским татарам? Неужели с контрреволюционными офицерами из СНП?!
      Позиция Джафера Сейдамета очень загадочна. Ведь он сам признавал, что «только большевики придавали нам более или менее какое-то значение, выделяя среди других». К тому же обстановка складывалась так, что наиболее вероятной была тотальная победа большевистских армий. Похоже, что у «лидера номер два» возникает желание изменить свой статус, сложившийся с марта 17-го года.
      Большевики же приняли предложение Челебиджихана, гарантируя неприкосновенность лояльного к ним Курултая, сохранение татарских воинских подразделений, национальную автономию в договорных рамках, пропорциональное представительство на съезде Советов.
      После отставки Челебиджихана главой правительства стал Джафер Сейдамет, но только на несколько дней.
      То обстоятельство, что Джафер Сейдамет одержал победу над Челебиджиханом, имело трагические последствия для крымскотатарской революции.
      Почему-то наши историки или не упоминают об отставке Челебиджихана, или говорят о ней вскользь.
      Совершенно неверным пропагандистским штампом звучит следующий тезис: «Однако Октябрьская революция в России и приход большевиков к власти, не признававших крымскотатарское правительство, поставили под угрозу существенно молодой Крымской Республики». Да, установившие свою власть в Крыму 14 января большевики разогнали Курултай и Правительство, как ответ на нарушение заключенного Челебиджиханом соглашения.
      Но антитатарскую политику большевики не стали проводить. 10 марта 1918 г. ЦИК объявил своим декретом территорию Крыма Советской социалистической республикой Тавриды. В Правительство и в ЦИК вошли татары.
      При последующих сменах властей в Крыму оставшаяся без Челебиджихана команда крымскотатарских революционеров подвергалась гонениям и унижениям, стремясь соответствовать то Сулькевичу, то командующему оккупационными войсками на полуострове генералу Роберту Кошу, то Соломону Крыму, то Деникину, то Врангелю
      12 ноября 20-го года Красная Армия захватила Крым и уже навсегда. Была восстановлена советская власть. При большевиках «Милли фирка» легализовало свою деятельность. Так что до захвата власти Сталиным большевики содействовали национальной автономии крымских татар.
      Уж кого другого, но только не меня можно заподозрить в симпатии к большевикам. Но фальсифицирование и умалчивание, как наследие коммунистических времен, должно быть изгнано из посвященных истории работ.

      2) Упоминая о трагической гибели Номана Челебиджихана неверно ставить акцент на том, что он был расстрелян большевиками. Челебиджихан был арестован и расстрелян матросами-анархистами, настроение которых было крайне шовинистическим и совпадало с настроением шовинистически настроенной части русского общества Крыма.
      Обстоятельства самого ареста Челебиджихана в январе 18-го года загадочны. Совершенно непонятно, по какой причине большевики стали бы организовывать поиск и задержание политика, который активно поддерживал союз с РСДРП(б)? Казалось бы, что большевики должны бы искать другие мишени из числа крымских татар, выступавших против них.
      Тут уместно вспомнить, что в августе 17-го года имела место очень похожая ситуация. Тогда муфтий Крыма и председатель Крымского Мусульманского исполкома Номан Челебиджихан тоже был арестован и вывезен в Севастополь (!) русской администрацией, в которой власть принадлежала «шовинистически настроенной части общества, прежде всего офицерства», то есть той самой группировке, которая позднее объединилась в СНП. Теперь в начале 18-го года Челебиджихана арестовывают и вывозят опять же в Севастополь матросы-анархисты, которые за несколько дней до этого встречаются с Врангелем и заверяют его, что они только с татарами воюют, потому что Екатерина Крым к России присоединила, а татары теперь самостоятельности хотят. Логично предположить, что, несмотря на то, что Челебиджихан ушел с политической арены антитатарские шовинистические силы понимали, что самой выдающейся личностью крымскотатарской революции остается Номан Челебиджихан. Именно эти силы уничтожили его руками матросов-анархистов, опасаясь его успешной политической деятельности в союзе с партией, которая провозгласила свободное развитие национальностей, униженных имперской Россией.
      Одним из главных вожаков севастопольских матросов был небезызвестный Мокроусов, патологически ненавидящий крымских татар. Когда Челебиджихан был арестован и помещен в севастопольскую тюрьму, то под давлением представителей крымских татар председатель Крымского Ревкома большевик Ю. Гавен отправился в Севастополь и посетил в тюрьме Челебиджихана. Однако матросы в ту же ночь ворвались в камеру, где сидел Челебиджихан, и вывели его на казнь.
      После убийства Челебиджихана большевистские газеты писали, что эта трагедия произошла по ошибке. Действительно, зачем большевикам нужно было устранять политического деятеля, который требовал союза с ними?
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.08.30 | Айдын Шемьи-заде

        Так что прав был Челебиджихан

        Позвольте внести дополнения и уточнения:
        В работе Таврического губернского съезда Советов (7–10 марта 1918 года) участвовало 120 татар из 700 делегатов, но в составе членов Таврического ЦИКа (12 большевиков и 8 левых эсеров) татар все же не было.
        В Совете Народных Комиссаров Социалистической Советской Республики Тавриды в руководстве имелось два татарина — И.К.Фирдевс как нарком иностранных дел и по делам национальностей, и И. С. Идрисов, его помощник.
        В составе наркомата имелся комиссариат по крымско-мусульманским делам, было начато создание подобных комиссариатов в городах, уездах и волостях. Наркомат оказывал финансовую поддержку крымскотатарским учебным заведениям, пытался начать формирование интернациональных отрядов Красной Армии. Наркомат предлагал переводить на татарский язык важнейшие декреты и приказы.
        Конечно, при СНП ничего подобного быть не могло.

        Так что прав был Челебиджихан.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.08.30 | Гуливер

          Re: Так что прав был Челебиджихан

          Айдын Шемьи-заде пише:

          > Так что прав был Челебиджихан.

          С позиции Сейдамета можно сказать, что Номан не был прав, потому что большевики с 1921 по 1944 устроили такой террор, даже русских шовинисты не могли себе вообразить, я имею виду о масштабах .
          И Сейдамет это увидел.

          Единственная проблема крымцев, это то что они последние сто лет находятся в меньшинстве и, что им выбирать не приходится.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.08.30 | Айдын Шемьи-заде

            Re: Так что прав был Челебиджихан

            Во-первых, Челебиджихан был прав в том,победу одержат бошльшевики.
            Поддержка же татарами СНП была бесполезна практически и нравственно не понятна.
            Ну, не 21-й год, а позже.
            Во всяком случае перепрыгнуть через 37-ой, конечно, не было возможным ни при каком раскладе. Но мы же, дорогой Гулливер, не модель альтернативной истории строим.
            Джафер оказался прав как выживший.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.08.30 | Гуливер

              Re: Так что прав был Челебиджихан

              Айдын Шемьи-заде пише:
              > Во-первых, Челебиджихан был прав в том,победу одержат бошльшевики.

              Мне теперь понятнее стало, а немного другое подумал,в чем он был прав.

              > Джафер оказался прав как выживший.

              Читал его книгу, он очень тепло о Номане отзывается
              Только мне не понятно, почему Червонная на него напала
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.08.30 | Айдын Шемьи-заде

                Червонная?

                Для меня это новость! Где Червонная пишет об этом? Я очень заинтригован!
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.08.30 | Гуливер

                  Re: Червонная?

                  Айдын Шемьи-заде пише:
                  > Для меня это новость! Где Червонная пишет об этом? Я очень заинтригован!

                  Я не помню как найти , но посмотрю
    • 2007.08.31 | Lenur

      Муфтию ставить памятник?!

      Муфтию ставить памятник?!
      Любое изваяние человека это противоречит Исламу
      может усилия направить на более правильное русло?
  • 2007.08.30 | line305b

    Кажить не так поняли новость...

    Вы уверены, что речь про "памятник" а не про "надгробие"?
    У Кырымала на могиле только пара деревянных знаков, видимо Мобайлы это увидела и решила, что надо поставить что-то... Но на памятник это скорее всего не потянет...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.08.30 | Alessandro

      Re: Кажить не так поняли новость...

      line305b пише:
      > У Кырымала на могиле только пара деревянных знаков...

      Вообще действительно странно: похоронить похоронили, а на баш таш денег не хватило что ли...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.08.31 | line305b

        Вроде до года не ставят..

        Не поручусь, правда, но какое-то время вроде должно пройти...
    • 2007.08.30 | Исм

      Re: Кажить не так поняли новость...

      Line305b, я понял, что вы поняли суть моего первого поста на этой ветке.
      В любом случае порыв нашей американской единоплеменницы великолепен, но в вашей интерпретации этот порыв и логичен.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.08.30 | Гуливер

        Re: Кажить не так поняли новость...


        Кырымал был деятелем диаспоры, потому логична, что диаспора оказывает помощь в памятнике.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.08.30 | Chief

          Re: Кажить не так поняли новость...

          Гуливер пише:
          >
          > Кырымал был деятелем диаспоры, потому логична, что диаспора оказывает помощь в памятнике.

          На мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы та же диаспора вначале оказала содействие в выходе работ Киримала, в переводе его трудов, что способствовало популяризации и демифологизации этой противоречивой фигуры, а потом уже ставила памятники...
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.08.31 | Гуливер

            Re: Кажить не так поняли новость...

            Chief пише:
            > Гуливер пише:
            > >
            > > Кырымал был деятелем диаспоры, потому логична, что диаспора оказывает помощь в памятнике.
            >
            > На мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы та же диаспора вначале оказала содействие в выходе работ Киримала, в переводе его трудов, что способствовало популяризации и демифологизации этой противоречивой фигуры, а потом уже ставила памятники...


            У каждого свое лучше
            Спросите , что врача лучше он скажет , что нужно купить больным лекарство

            Спросите филолога, скажет , что нужно словари выпускать и учебники , а ту народ забывает язык

            спросите меня, что лучше, скажу, что нужно экспонаты по нашей культуре выкупать , пока продаются

            ну а если спросить историка, то , конечно. лучше будет выпуск работ Кырымала и в переводе.

            Вот так :)
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.08.31 | Chief

              Re: Кажить не так поняли новость...

              Гуливер пише:
              > > > Кырымал был деятелем диаспоры, потому логична, что диаспора оказывает помощь в памятнике.
              > >
              > > На мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы та же диаспора вначале оказала содействие в выходе работ Киримала, в переводе его трудов, что способствовало популяризации и демифологизации этой противоречивой фигуры, а потом уже ставила памятники...
              >
              >
              > У каждого свое лучше
              > Спросите , что врача лучше он скажет , что нужно купить больным лекарство
              >
              > Спросите филолога, скажет , что нужно словари выпускать и учебники , а ту народ забывает язык
              >
              > спросите меня, что лучше, скажу, что нужно экспонаты по нашей культуре выкупать , пока продаются
              >
              > ну а если спросить историка, то , конечно. лучше будет выпуск работ Кырымала и в переводе.
              >
              > Вот так :)

              Нет, я имела в виду не это.

              Прежде чем ставить памятники людям, которых часть даже крымских татар не знает вовсе, а часть знает с противоречивой стороны, было бы правильно по крайней мере подготовить людей к тому, что это за личность и почему она достойна памятника.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.08.31 | Гуливер

                Re: Кажить не так поняли новость...

                Chief пише:
                > Нет, я имела в виду не это.
                >
                > Прежде чем ставить памятники людям, которых часть даже крымских татар не знает вовсе, а часть знает с противоречивой стороны, было бы правильно по крайней мере подготовить людей к тому, что это за личность и почему она достойна памятника.


                Я уже писал на этом форуме , что в Меджлисе отсутствует "умелое администрирование".
                То что Вы говорите связано с этим.

                Это нет проблема диаспоры, а проблема крымскотатарской администрации.
                На этом форуме я уже писал, что если каждому члену Меджлиса дали по одному направлению многие вопросы были решены более организованы .
                Так вот если был бы "комиссар по национальной памяти", то вероятнее было бы как Вы сказали и так должно быть как Вы написали.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.08.31 | Ферит

                  Re: Кажить не так поняли новость...

                  "комиссар по национальной памяти"... Мы своих национальных героев не знаем и не помним, а уж диаспоровских! Надо бы своих сначала знать.
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2007.08.31 | Гуливер

                    Re: Кажить не так поняли новость...

                    Ферит пише:
                    > "комиссар по национальной памяти"... Мы своих национальных героев не знаем и не помним, а уж диаспоровских! Надо бы своих сначала знать.


                    Ферит , комиссар по национальной памяти решал бы вопросы не только по "диаспорским героям",но и всех.

                    Не понятно Ваше разделение на диаспорские и "своих".

                    К вашему сведению, диаспорские герои боролись за права тех, кто был или на родине или потом уже в депортации...у диаспор нет политических проблем
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2007.08.31 | Ферит

                      Re: Кажить не так поняли новость...

                      Как это, как это? Крымские татары и бывшие крымские татары одинаково участвовали в борьбе за Крым?

                      Похоже Гулливер все еще на острове Лапута. жители которого, как известно, уходили в отвлеченные сферы и были равнодушны к реальной жизни.

                      Нет, хорошо, что диаспора еще не забыла вкус чебуреков, но ...
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2007.08.31 | Гуливер

                        Re: Кажить не так поняли новость...

                        Ферит пише:
                        > Как это, как это? Крымские татары и бывшие крымские татары одинаково участвовали в борьбе за Крым?

                        Вы уводите тему на рядовых крымских татар.
                        А мы с Вами говорили про героев.


                        >
                        > Похоже Гулливер все еще на острове Лапута. жители которого, как известно, уходили в отвлеченные сферы и были равнодушны к реальной жизни.

                        К чему делать поспешные выводы от которых потом откажешься

                        > Нет, хорошо, что диаспора еще не забыла вкус чебуреков, но ...

                        Вот она "благодарность народа". Диаспора не только делала чебуреки но и финансировала структуры национального движения, такие например как Меджлис и ряд гуманитарных проектов и не только в Крыму но за границей.

                        "Свои" крымские татары не спешили и не спешат в массовом порядке дать дажу гривну на детятельность национальной администрации.

                        Легко все свои ошибки свалить на диаспору...
                      • 2007.08.31 | Chief

                        Re: Кажить не так поняли новость...

                        Ферит пише:
                        > Как это, как это? Крымские татары и бывшие крымские татары одинаково участвовали в борьбе за Крым?

                        Ну это Вы слишком...

                        К чему такие радикальные определения "бывшие крымские татары"?

                        Этничность определяется не местонахождением, а самосознанием, и вообще нет этносов без диаспор - это норма.

                        А вклад диаспоры в жизнь этнического ядра - это вообще особый сюжет...
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2007.08.31 | Ферит

                          Re: Кажить не так поняли новость...

                          Вы думаете слишком? Может быть. Но сравните с армянами.
                          згорнути/розгорнути гілку відповідей
                          • 2007.08.31 | Chief

                            Re: Кажить не так поняли новость...

                            Ферит пише:
                            > Вы думаете слишком? Может быть. Но сравните с армянами.


                            А что сравнивать с армянами - тут и сравнивать нечего; их центр на полном обеспечении у диаспоры :)

                            Но это ведь не дает право называть нашу диаспору "бывшие крымские татары".

                            Критериев диаспоральности очень много, но если в качестве одного из критериев взять патриотизм - в самом прямом значении слова ("любовь к родине"), и сравнить тех, кто живет, условно говоря, в ядре и тех, кто пребывает в диаспорах - многие диаспоряне сильно в этом параметре выигрывают. В этом смысле маргиналами-непатриотами оказываются, как ни парадоксальности, жители центра...
                • 2007.08.31 | line305b

                  Ха-ха...

                  Веселая мысля, от которой наверное стоит отказаться... Меджлис бы вам наверное ответил, что у них не хватает ресурсов, потому как с ресурсами можно было бы купить администрирование... А в рамках существующих ресурсов они, мол, действуют вполне эффективно, умело и административно... С чем трудно не согласиться...

                  Скажем, Кырымала же перезахоронили - причем, несмотря на все стенания анти-татар - без сучка-задоринки, и останки мирно и символично лежат у Зынджырлы Медресе... И ради такого повода Мобайлы приехала, в кои-то веки в Крым, что тоже нимало символично, и даже видит, в чем конкретно принять участие...
          • 2007.08.31 | line305b

            Re: Кажить не так поняли новость...

            Chief пише:
            > На мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы та же диаспора вначале оказала содействие в выходе работ Киримала, в переводе его трудов, что способствовало популяризации и демифологизации этой противоречивой фигуры, а потом уже ставила памятники..

            Насчет "выхода работ" проблемы у диаспоры видимо особо нет - Кырымал печатался во вполне доступных форматах, насколько мне видно. Насчет "переводов" - это видимо тоже больше к нам, чем к ним.

            У диаспоры-то как раз и мифов и противоречий касательно Кырымала нет, и популяризировать им его особо не требуется. Так что Мобайлы вполне логична во всех своих действиях - один из признанных диаспорой лидеров захоронен в Крыму, соответственно своего завета, и ему нужен нормальный баш-таш... Все комплексы относительно Кырымала - и их декомплексизация - это наше целиком "внутреннее" дело.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.08.31 | Chief

              Re: Кажить не так поняли новость...

              line305b пише:
              >
              > Насчет "выхода работ" проблемы у диаспоры видимо особо нет - Кырымал печатался во вполне доступных форматах, насколько мне видно. Насчет "переводов" - это видимо тоже больше к нам, чем к ним.
              >
              > У диаспоры-то как раз и мифов и противоречий касательно Кырымала нет, и популяризировать им его особо не требуется. Так что Мобайлы вполне логична во всех своих действиях - один из признанных диаспорой лидеров захоронен в Крыму, соответственно своего завета, и ему нужен нормальный баш-таш... Все комплексы относительно Кырымала - и их декомплексизация - это наше целиком "внутреннее" дело.

              Дык, и я не сомневаюсь в том, что у них на сей счет никаких комплексов. О чем и говорю: они б сначала помогли соотечественникам с вопросами демифологизации и декомплексации (читай - качественный перевод и издание литературы того же Киримала), а уж потом все остальное.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.08.31 | Ферит

                Re: Кажить не так поняли новость...

                Чиф пишет: "но если в качестве одного из критериев взять патриотизм - в самом прямом значении слова ("любовь к родине"), и сравнить тех, кто живет, условно говоря, в ядре и тех, кто пребывает в диаспорах - многие диаспоряне сильно в этом параметре выигрывают. В этом смысле маргиналами-непатриотами оказываются, как ни парадоксальности, жители центра...".
                В корне не согласен!
                Любовь к родине у диаспоры какая-то платоническая. От такой дети не рождаются. Дети рождаются и трудно живут в наших семьях, в генетической памяти которых выживание в Азии.
                В общем я думаю, что в диаспоре в основном (есть исключения!) условно-крымские татары.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.08.31 | Chief

                  Re: Кажить не так поняли новость...

                  Ферит пише:
                  > В корне не согласен!
                  > Любовь к родине у диаспоры какая-то платоническая. От такой дети не рождаются. Дети рождаются и трудно живут в наших семьях, в генетической памяти которых выживание в Азии.

                  В генетической памяти народа - особенно столь старого, как крымские татары - есть множество воспоминаний - я бы сказала нациеобразующих. И совсем необязательно жить в Азии, чтоб любить Крым. Ключевое слово для крымских татар "Крым", а не Азия. Именно этим они отличаются от остальных, а не тем, что некоторое время провели в Азии. Некоторые, кстати, были в Казахстане, Мари и в Туле со Свердловском - вот и спросите у них, что для них Азия. Совершенно верно - пустой звук.

                  Что до любви, то вообще-то говоря, как раз именно платоническая любовь самая сильная - хотя от нее, как известно, дети не рождаются. Но рождается много других полезных вещей - в частности, книги, памятники, благотворительная деятельность.

                  > В общем я думаю, что в диаспоре в основном (есть исключения!) условно-крымские татары.

                  Дифференциация "диаспора"-"центр" - особенно в нашем контексте - тоже весьма условная.
          • 2007.08.31 | line305b

            Re: Кажить не так поняли новость...

            Chief пише:
            > На мой взгляд, было бы гораздо лучше, если бы та же диаспора вначале оказала содействие в выходе работ Киримала, в переводе его трудов, что способствовало популяризации и демифологизации этой противоречивой фигуры, а потом уже ставила памятники...

            Кстати, как знать, что именно логично. Может, логично, чтобы мы сделали "народный" памятник Кырымалу, и это (действие, а не столько памятник) стало одним из поводов (конечно, одного будет недостаточно) регулярно зазывать Диаспору в Крым и потихоньку окультуриваться двусторонне... Можно, конечно, сколько угодно ожидать от диаспоры того, другого, третьего, но диаспора - сложное явление, как вы Чиф наверное убедились во время отказа одного - далеко не самого непродвинутого - представителя этой диаспоры поставить ссылку на ваш сайт на свой сат..
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2007.08.31 | Chief

              Re: Кажить не так поняли новость...

              line305b пише:
              > Кстати, как знать, что именно логично. Может, логично, чтобы мы сделали "народный" памятник Кырымалу, и это (действие, а не столько памятник) стало одним из поводов (конечно, одного будет недостаточно) регулярно зазывать Диаспору в Крым и потихоньку окультуриваться двусторонне... Можно, конечно, сколько угодно ожидать от диаспоры того, другого, третьего, но диаспора - сложное явление, как вы Чиф наверное убедились во время отказа одного - далеко не самого непродвинутого - представителя этой диаспоры поставить ссылку на ваш сайт на свой сат..

              Я вообще-то ничего не жду от диаспоры, равно как и от центра. Я - сторонница личных инициатив и понятие "диаспора" для меня более чем относительное :)

              Однако когда я некоторое время назад была на том сайте, кажется ссылка на нем уже была :)... Надо проверить.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2007.08.31 | Ферит

                Re: Кажить не так поняли новость...

                "Азия" символ депортации. Все, что восточнее Крыма - Азия :)
                Чиф написала странно, что не обязательно жить в Азии, чтобы любить Крым. Я имею в виду, что не пройдя депорьацию и борьбу за возвращение нельзя понять крымского татарина.
                Встречая странные реплики теряешь желание вести беседу.
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2007.08.31 | Chief

                  Re: Кажить не так поняли новость...

                  Ферит пише:
                  > "Азия" символ депортации. Все, что восточнее Крыма - Азия :)
                  > Чиф написала странно, что не обязательно жить в Азии, чтобы любить Крым. Я имею в виду, что не пройдя депорьацию и борьбу за возвращение нельзя понять крымского татарина.

                  У тех людей, кто оказался в турецкой, американской, румынской диаспорах тоже был свой путь - не самый сладкий и радостный - путь в эмиграцию, и для многих он случился гораздо раньше 1944 года.

                  > Встречая странные реплики теряешь желание вести беседу.

                  Действительно, с Вами мне вести беседу не только странно, но где-то даже неприятно. Я не понимаю, зачем нужно отделять от народа-осколка, который добрался до родины, ту глыбу, которая живет вне родины, но не мыслит себя вне ее. Удивительные есть все-таки люди.

                  Не думаю, что армяне столь же наплевательски относятся к своей диаспоре.
                • 2007.09.01 | Гуливер

                  Re: Кажить не так поняли новость...

                  Ферит пише:
                  > "Азия" символ депортации. Все, что восточнее Крыма - Азия :)
                  > Чиф написала странно, что не обязательно жить в Азии, чтобы любить Крым. Я имею в виду, что не пройдя депорьацию и борьбу за возвращение нельзя понять крымского татарина.
                  > Встречая странные реплики теряешь желание вести беседу.

                  Ферит нравится расщеплять молекулу?

                  Каждый ресщепленный элемент всегда меньше целого... и слабее
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2007.09.03 | Исмаил

                    Две весьма большие разницы, однако.

                    Chief, вы совершенно определенно ввели на форум термин «ядро» относительно нашего народа.
                    Тут, похоже, надо дать пояснения - под НАШИМ НАРОДОМ (а не этносом вообще) я имею в виду то ядро, которое не покидало Родину в 19 веке, которое было охвачено активностью во всех социальных слоях в крымскотатарской революции начала 20 века (выборы на съезды и на Курултай проходили повсеместно), которое воевало с германским фашизмом, которое было депортировано и в борьбе вернулось частично в Крым, оставив часть родных и друзей в Узбекистане. Те, кто остался в Узбекистане и в других местах депортации, не оторваны от ядра, они временно разлучены, они составная часть ядра и вполне обоснованно обижаются, когда их называют диаспорой (некоторые весельчаки называют диаспорой и тех крымских татар, которые живут и работают в Москве!).
                    Так вот, вы очень своевременно ввели термин «ядро»!
                    Не буду входить в детали ваших разногласий с другими постами. Привлекает внимание, что в дальнейшем вы вдруг называете наш народ (см. выше) «народом-осколком».
                    Да, вы назвали нас «народом-осколком»! Ядро и осколки – взаимоисключающие понятия.
                    Когда вы использовали адекватный термин?
                    Это во-первых.
                    Во-вторых, я нигде, и на этом форуме в том числе, не встречал поползновений расщепить наш сложный этнос (я не упоминаю, провокации типа, что ногайлар и ялыбойлюлар должны при переписи входить в разные списки).
                    Но никуда не денешься (я даже не употребляю аббревиатуру ИМХО) от того, что есть ядро (привет Chief!) и есть отделившиеся осколки (?). Один из осколков очень большой и расположен близко - что же, ждем-с!
                    Ждем, и, надеюсь, дождемся. Но возвращаться люди диаспоры начнут только после того, как МЫ обустроим в Крыму достойный жизненный уровень, возвратим в неравной борьбе свои коренные права. Так что диаспора зависит от нас, а не мы от нее. Ядро нашего этноса по сравнению с диаспорой пусть даже маленькое ядрышко. Но именно в этом ядрышке «как дуб в желуди» заложены наше экономическое развитие, наша культура...
                    А когда диаспора станет возвращаться, то мы споем ей наши старые песни о Крыме, наполняя при этом бокалы струей молодого крымского вина. Напоминание о наших старых песнях очень существенно, ибо в «глыбе»» помнят достаточно хорошо и исполняют на собраниях практически только две песни «Эбаби къушнынъ баласы да, джилгъада олур ювасы» и «Осман акъай»… Те, кто учился в Турции, подтвердят мои трехнедельные наблюдения в разных регионах Анадолу.
                    И еще: где-то здесь прозвучало, что бежавшие в 19 веке из Крыма тоже перенесли немало лишений и бед. Да, это хорошо известно. К сожалению, многие покидали Крым без реальной угрозы, поддавшись агитации. Мой прадед с семьей бежал от реального преследования, и дед мой родился на корабле на подходе к Добрудже. Но он, мой дед, в 25 лет, проучившись в Бухареште и Истамбуле, вернулся и организовал в Евпатории светскую библиотеку.
                    Так вот, я хочу заметить, что лишения и беды никакой ценности сами по себе не имеют, несчастья никак не ставят знак равенства между диаспорой и ядром.
                    Историческую ценность имеет способность ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕСЧАСТИЯ И ВОЗВОДИТЬ НОВУЮ ЖИЗНЬ НА РУИНАХ!
                    МЫ преодолели, возводим, продолжаем борьбу и ждем наших единоплеменников. Они нам нужны здесь, в Крыму.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2007.09.03 | Chief

                      Re: Две весьма большие разницы, однако.

                      Исмаил пише:
                      > Chief, вы совершенно определенно ввели на форум термин «ядро» относительно нашего народа.
                      > Тут, похоже, надо дать пояснения - под НАШИМ НАРОДОМ (а не этносом вообще) я имею в виду то ядро, которое не покидало Родину в 19 веке, которое было охвачено активностью во всех социальных слоях в крымскотатарской революции начала 20 века (выборы на съезды и на Курултай проходили повсеместно), которое воевало с германским фашизмом, которое было депортировано и в борьбе вернулось частично в Крым, оставив часть родных и друзей в Узбекистане. Те, кто остался в Узбекистане и в других местах депортации, не оторваны от ядра, они временно разлучены, они составная часть ядра и вполне обоснованно обижаются, когда их называют диаспорой (некоторые весельчаки называют диаспорой и тех крымских татар, которые живут и работают в Москве!).
                      > Так вот, вы очень своевременно ввели термин «ядро»!

                      Так получилось, что в связи с одним недавним исследованием мне пришлось интересоваться теорией диаспоры, критериев которой немало. Среди основных - наличие так называемой "страны исхода" (применительно к нашей ситуации это Крым), вокруг которой собственно и формируется диаспора. Можно сколь угодно обижаться на тех, кто называет, к примеру, крымских татар Москвы диаспорой, но от этого они не перестанут быть представителями крымскотатарской диаспоры. Ничего оскорбительного лично я в этом не вижу.

                      > Не буду входить в детали ваших разногласий с другими постами.

                      В этом вопросе у меня были "разногласия" только с автором под ником "Ферит", хотя есть подозрение, что он Исмаил - одно и то же лицо :)

                      > Привлекает внимание, что в дальнейшем вы вдруг называете наш народ (см. выше) «народом-осколком».
                      > Да, вы назвали нас «народом-осколком»! Ядро и осколки – взаимоисключающие понятия.

                      Что ж тут взаимоисключающего? Ядро нации я позиционирую по принадлежности к родине, но с точки зрения размеров нации оно является осколком. Проще говоря, количество тех кто вернулся (ядро) меньше тех, кто живет вне родины. Что тут такого сложного?


                      > Когда вы использовали адекватный термин?
                      > Это во-первых.
                      > Во-вторых, я нигде, и на этом форуме в том числе, не встречал поползновений расщепить наш сложный этнос (я не упоминаю, провокации типа, что ногайлар и ялыбойлюлар должны при переписи входить в разные списки).

                      См. посты "Ферита" и его попытки выявить настоящих и бывших крымских татар. Рассуждения его весьма напоминают Ваши, где Вы фактически заниматесь тем же: те, кто прошел через депортацию - молодцы, а кто нет - никакие не крымские татары.

                      > Но никуда не денешься (я даже не употребляю аббревиатуру ИМХО) от того, что есть ядро (привет Chief!) и есть отделившиеся осколки (?). Один из осколков очень большой и расположен близко - что же, ждем-с!
                      > Ждем, и, надеюсь, дождемся. Но возвращаться люди диаспоры начнут только после того, как МЫ обустроим в Крыму достойный жизненный уровень, возвратим в неравной борьбе свои коренные права. Так что диаспора зависит от нас, а не мы от нее. Ядро нашего этноса по сравнению с диаспорой пусть даже маленькое ядрышко. Но именно в этом ядрышке «как дуб в желуди» заложены наше экономическое развитие, наша культура...
                      > А когда диаспора станет возвращаться, то мы споем ей наши старые песни о Крыме, наполняя при этом бокалы струей молодого крымского вина. Напоминание о наших старых песнях очень существенно, ибо в «глыбе»» помнят достаточно хорошо и исполняют на собраниях практически только две песни «Эбаби къушнынъ баласы да, джилгъада олур ювасы» и «Осман акъай»… Те, кто учился в Турции, подтвердят мои трехнедельные наблюдения в разных регионах Анадолу.
                      > И еще: где-то здесь прозвучало, что бежавшие в 19 веке из Крыма тоже перенесли немало лишений и бед. Да, это хорошо известно. К сожалению, многие покидали Крым без реальной угрозы, поддавшись агитации. Мой прадед с семьей бежал от реального преследования, и дед мой родился на корабле на подходе к Добрудже. Но он, мой дед, в 25 лет, проучившись в Бухареште и Истамбуле, вернулся и организовал в Евпатории светскую библиотеку.
                      > Так вот, я хочу заметить, что лишения и беды никакой ценности сами по себе не имеют, несчастья никак не ставят знак равенства между диаспорой и ядром.

                      Знак равенство между ядром и диаспорой ставит единая самоидентификация. Точка.

                      > МЫ преодолели, возводим, продолжаем борьбу и ждем наших единоплеменников. Они нам нужны здесь, в Крыму.

                      Недавно в общении со мной одна дама упрекнула американскую исследовательницу крымскотатарского происхождения - за то, что та не переезжает в Крым. Я поставила на весы то, что делает живущая в Крыму дама и американская исследовательница, которая не жалея сил, средств и времени на всех научных форумах говорит о своем народе. Сравнение было явно не в пользу крымской дамы.
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2007.09.03 | Исмаил

                        Re: Две весьма большие разницы, однако.

                        "Теория, мой друг, суха.
                        Но зеленеет древо жизни".
                        Ферит в общем и целом прав, но, я уверен, он не хотел обидеть никого.
                        А дама, которая в Крыму,нарожала детей и ждет внуков - и все они на родной земле. Целую руки этой нашей даме! Ну и той, с Америки, сердечный селям.
                        Наши бывшие земляки - нет, они не переедут в Крым. Хотя было бы это замечательно. Нет, не дождемся в обозримом будущем. И упрекать за это нельзя - как это бросить все нажитое, цивилизованную страну, хорошие зарплаты и пенсии. Хорошо, что они все же помнят о своих корнях.
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2007.09.03 | Chief

                          Re: Две весьма большие разницы, однако.

                          Исмаил пише:

                          > Ферит в общем и целом прав, но, я уверен, он не хотел обидеть никого.

                          В чем же он прав? В том, что назвал своих соотечественников "бывшими крымскими татарами"? Только вот дело в том, что бывшие они или не бывшие решают только они сами - а вовсе не мы с Вами.
                          згорнути/розгорнути гілку відповідей
                          • 2007.09.03 | Исмаил

                            Re: Две весьма большие разницы, однако.

                            Этнически они крымские татары, конечно. Но страшно далеки они от народа нашего (пардон за цитату).
                            згорнути/розгорнути гілку відповідей
                            • 2007.09.03 | Chief

                              Re: Две весьма большие разницы, однако.

                              Исмаил пише:
                              > Этнически они крымские татары, конечно. Но страшно далеки они от народа нашего (пардон за цитату).


                              Весьма спорное суждение.

                              Я Вам могу привести массу примеров того, как люди - этнические крымские татары, живущие в Крыму и в близлежащих окрестностях, в буквальном смысле ненавидят свою национальность и всяческие подчеркивают, что они - не крымские татары. И я могу привести массу примеров тех, кто живет вдали от родины, но с гордостью говорит: "Я крымский татарин". В данном случае понятия "близко"-"далеко" весьма относительны.
                              згорнути/розгорнути гілку відповідей
                              • 2007.09.03 | Исмаил

                                Re: Две весьма большие разницы, однако.

                                Слава Аллаху, я таких маргиналов не встречал, хотя и слышал о некоторых!
                                Очень хорошо, что люди нашей диаспоры помнят о корнях, приезжают на Курбан Байрам и режут здесь овец. Очень трогательно видеть, как в городах Анадолу детишки в национальных костюмах танцуют хайтарму.
                                Но условия для их возвращения создаем (и создадим, иншалла!) мы.
                                Поэтому разница вышеупомянутая существует.
                        • 2007.09.03 | Alessandro

                          Re: Две весьма большие разницы, однако.

                          Исмаил пише:
                          > И упрекать за это нельзя - как это бросить все нажитое, цивилизованную страну, хорошие зарплаты и пенсии. Хорошо, что они все же помнят о своих корнях.

                          Из Узбекистана в конце 1980-х уезжали как раз бросив всё нажитое. Причём многие ехали практически в никуда... Я думаю не ошибусь если скажу, что большинство переехавших в Крым в конце 80-х - начале 90-х жили первые годы в Крыму намного хуже, чем в Азии.
                          згорнути/розгорнути гілку відповідей
                          • 2007.09.03 | Исмаил

                            Re: Две весьма большие разницы, однако.

                            Именно так.

                            Нариман Джелял в Авдете 3 сентября 07 пишет:

                            "Газ, свет, воду, дом и работу крымские татары имели и в местах депортации. Разве за бытовыми благами мы через тысячи препятствий и смертей возвращались на Родину?".

                            Я не знаю, кто он, Нариман Джелял, но он вдруг выказал золотой самородок, из тех, что скрыты в сердцах нашего народа.
                            згорнути/розгорнути гілку відповідей
                            • 2007.09.03 | Chief

                              Re: Две весьма большие разницы, однако.

                              Исмаил пише:
                              > Именно так.
                              >
                              > Нариман Джелял в Авдете 3 сентября 07 пишет:
                              >
                              > "Газ, свет, воду, дом и работу крымские татары имели и в местах депортации. Разве за бытовыми благами мы через тысячи препятствий и смертей возвращались на Родину?".
                              >
                              > Я не знаю, кто он, Нариман Джелял, но он вдруг выказал золотой самородок, из тех, что скрыты в сердцах нашего народа.

                              Ну уж прям "вдруг выказал" - а то Вы этого не знали :).

                              Нариман - отличный журналист, однако по-моему это более чем очевидный факт - вполне естественно, что крымские татары ехали в Крым не за благами, а исключительно потому, что это их единственная родина. Это понятно любому крымскому татарину, и сомневаться в этом могут разве что Родивилов с Затулиным.
                              згорнути/розгорнути гілку відповідей
                              • 2007.09.03 | Исмаил

                                Re: Две весьма большие разницы, однако.

                                Валла-билля я не заодно с Родивиловым и Затулиным (нашим общим знакомым).:)
                                Я к тому, что Нариман хорошо и как-то вскользь, без пафоса высказался.
                                И построена фраза просто, как глоток воды.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".