МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Выступление на сессии 5-го Курултая

12/07/2007 | Мустафа Джемилев
Выступление М.Джемилева на 1-ой сессии 5-го Курултая крымскотатарского народа (7-9 декабря 2007 г.)
(Перевод с крымскотатарского языка)

Уважаемые делегаты 5-го Курултая крымскотатарского народа, уважаемые ветераны крымскотатарского Национального движения, уважаемые гости!
Нынешняя наша сессия проходит в преддверии 90-летия Первого Курултая нашего народа. Как известно, впервые после падения Крымского ханства и завоевания нашей территории соседней Российской империей наши соотечественники, воспользовавшись падением царского режима, избрали свой представительный орган – Курултай и 8 декабря 1917 года открыли первую его сессию. На этом Курултае была принята первая национальная конституция, избрано крымскотатарское правительство, обсуждались вопросы мирного сосуществования и сотрудничества всех населяющих Крым национальностей, провозглашена Крымская народная республика. Но вопрос окончательного устройства республики был оставлен на рассмотрение Всекрымского учредительного собрания, куда должны были входить демократически избранные представители всех национальностей.

Первый председатель правительства Крымской Народной Республики Нуман Челебиджихан сравнивал проживающие в Крыму различные национальности с цветами, которые составят красивый букет. Лидеры крымскотатарского народа исходили из того, что наконец-то почти с полутора вековой оккупацией Крыма российской военщиной и можно будет строить в Крыму свободное демократическое государство, где в дружбе и согласии будут проживать все национальности. Они, конечно, не могли предвидеть, что очень скоро предстоит еще более жестокая большевистская оккупация и один из основателей 1-го Курултая Нуман Челебиджихан всего через несколько месяцев будет схвачен и расстрелян пьяными большевистскими матросами Черноморского флота, затем последует страшный голод, который унесет жизни значительной части населения, расстрел крымскотатарской интеллигенции и что в том числе будут расстреляны или отправлены в истребительные лагеря большинство самих делегатов Первого Курултая. Не могли они предвидеть и предстоящую через два с половиной десятилетия депортацию всего народа и что следующим поколениям крымских татар многие годы придется вести борьбу за возвращение на свою родину.

Работа по созыву Второго Курултая крымскотатарского народа, как известно, началась с 1990 года, то есть через год после образования в мае 1989 года Организации Крымскотатарского Национального Движения (ОКНД), объединившего основные силы нашего Национального движения. Целесообразность и необходимость возрождения Курултая были очевидны почти для всех, поэтому эта идея нашла поддержку всего крымскотатарского народа, за исключением небольшой ультра марксистской группировки в нашем Национальном движении, которая называла себя «НДКТ».
Избрание Курултая и открытие его первой сессии 26 июня 1991 года способствовало еще большей консолидации народа, ибо делегаты Курултая избирались непосредственно самим народом и посему Курултай становился его единым высшим представительным органом. Власти уже не могли подбирать по своему вкусу или создавать из числа крымских татар различные политические группы и объявлять их истинными выразителями интересов и воли народа в противовес нашему Национальному движению, а остальных объявлять экстремистами и прочими деструктивными элементами. Избрание на Курултае Меджлиса крымскотатарского народа, который является постоянно действующим высшим представительным органом нации на период между сессиями Курултая, а также создание сети местных и региональных меджлисов в во всех регионах и населенных пунктах Крыма, где проживают наши соотечественники, позволило нам создать стройную демократическую систему национального самоуправления. Вне всякого сомнения, что построенная нами система самоуправления давала возможность более эффективно отстаивать права наших соотечественников и решать их проблемы. Безусловно также и то, что создание этой системы способствовало укреплению стабильности на полуострове, предотвращению и ослаблению многих конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе.
Разумеется, нерешенных политико-правовых, культурных и социальных проблем нашего народа еще очень много. Еще многие тысячи наших соотечественников лишены возможности вернуться к себе на родину из мест депортации. Для решения всех наших проблем потребуются усилия всего нашего народа и в первую очередь, дальнейшего укрепления, усиления и совершенствования наших органов национального самоуправления. Сразу же после избрания на этой сессии Курултая нового состава Меджлиса крымскотатарского народа и его нового председателя необходимо будет приступить к перевыборам всех местных и региональных меджлисов. Очень важно, чтобы выборы эти были демократичными, прозрачными и с максимальным участием наших соотечественников. Только в этом случае эти органы будут пользоваться доверием нашего народа.

В плане решения политико-правовых проблем крымскотатарского народа необходимо будет в первую очередь добиться повторного рассмотрения и принятия Верховной Радой Украины Закона о восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку, а также законов «О статусе крымскотатарского народа в Украине» и о восстановлении исторической топонимики Крыма.
Главное юридическое управление ВР Украины пока не дает рекомендации на принятие закона о статусе крымскотатарского народа в Украине и возражает в первую очередь против самого наименования предоставленного нами законопроекта, исходя из того, что если говорить о статусе крымскотатарского народа, то может поставлен вопрос о принятии отдельных законов о статусе всех населяющих Украину этносов. Ссылаться на статью 11 Конституции Украины, где говорится об обязанностях государства по обеспечению прав и содействию развития коренных народов, или недавно принятую ООН Декларацию о правах коренных народов пока бессмысленно, поскольку еще не принята концепция, где было бы четко обозначено, какие этносы являются национальными меньшинствами и какие – коренными народами Украины. Поэтому, возможно, придется изменить наименования законопроекта, но оставить основное его содержание. Проект Концепции о национальной политике несколько лет назад был подготовлен Р.Чубаровым, но он еще парламентом Украины не принят и трудно прогнозировать когда он будут принят, поскольку сама постановка вопроса о правах о коренных народах вызывает сопротивление известных политических сил.
Одновременно нашим депутатам в ВР АРК следует добиваться внесения соответствующих изменений в ныне действующую конституцию автономии с тем, чтобы статус крымскотатарского языка на территории Крыма был приравнен к статусу украинского и русского языков, то есть добиваться соответствующих изменений в статьи 11, 12 и 13, где говорится функционировании языков на территории автономии.

Самой большой проблемой является сохранение нашими соотечественниками своей национальной идентичности, одним из базовых элементов которого является родной язык. Если мы не сможем построить систему образования на родном языке и охватить этим образованием всех своих детей, то нацию ожидает ассимиляция и растворение в русскоязычной среде. Если это произойдет, то тогда все наши устремления по восстановлению наших национальных прав, национально-территориальной автономии, исторической топонимики и прочее, становятся бессмысленными. Также окажется, что мы напрасно многие десятилетия боролись за возвращение на родину, ибо ассимилироваться мы могли успешно и на местах ссылки.
Поэтому все усилия Меджлиса крымскотатарского народа и местных органов национального самоуправления должны быть направлены в первую очередь на создание и укрепление системы образования на родном языке на основе принятой еще в 1991 году на 2-м Курултае крымскотатарского народа латинской графики.

На прошлой сессии Курултая мы утвердили разработанную нашими специалистами Концепцию образования на крымскотатарском языке в АРК. Необходимо, чтобы эта концепция была утверждена ВР АРК и введена в действие. Возможно, эта концепция далека от совершенства, возможно необходимо в эту концепцию внести какие-то изменения и дополнения, но введение её в действие ничуть не помешает нам в дальнейшем вносить в неё новые поправки.
Несомненно, большая роль в сохранении и развитии языка средства информации на родном языке, в первую очередь телевидения и радио. Мы очень благодарны Исе Кайбуллаеву, Рефату Чубарову и Шевкету Меметову и другим нашим соотечественникам за их усилия в этом направлении. Но открытые ими радиостанция “Мейдан” и телеканал АТВ не смогут долго существовать, если не будет этим средствам информации оказана всенародная поддержка.

Серьезную опасность для единства нашего народа, если не предпринимать соответствующих мер, могут представлять различные религиозные сектанты из числа наших соотечественников. Уже сейчас эти сектанты начали создавать довольно значительные проблемы. Их заявления о том, что только они являются действительными мусульманами, а все остальные, не придерживающиеся их идеологии, являются неверными, или же о том, что демократические выборы являются выдумкой неверных и, соответственно, их призывы не участвовать ни на каких выборах, их проповеди о том, что мусульмане не должны считаться с законами в тех странах, где правителями являются не мусульмане, отказываться от государственных паспортов «неверных», объявления о том, что Меджлис крымскотатарского народа и даже Муфтият мусульман Крыма являются структурами «неверных» и призывы выступать против решений этих органов, попытки с помощью руководства Комитета по делам религий при Совете министров АРК создать параллельный Муфтият, их своеобразные и дремуче невежественные толкования священного Корана, отрицание национальностей и призывы бороться за создание некоего мифического исламского халифата, где единым языком общения должен быть арабский, непризнание ими национального флага и гимна, их агрессивность, лживость в сочетании с напускной набожностью, демонстративными молебствиями в людных местах и неуместных обстоятельствах, словом, все их действия направлены против единства нашего народа, на провоцирование конфликтов между людьми, противодействие восстановлению наших законных прав и решению наших насущных проблем, на дискредитацию нашей священной религии – Ислама. Поэтому органы национального самоуправления должны предпринимать активные меры по нейтрализации их пагубной деятельности, ограждению наших людей и в первую очередь нашей молодежи от влияния этих сектантов. Они должны оказывать активное содействие укреплению позиций демократически избираемого Муфтията мусульман Крыма, не допускать, чтобы в наших мечетях какие-то позиции занимали представители этих сектантов. И если окажется, что в каких-то мечетях сил Муфтията недостаточно, чтобы противостоять этим сектантам, то такие мечети должны немедленно переходить под контроль региональных меджлисов.

Одной из наиболее сложных проблем остается и будет оставаться еще продолжительное время проблема обеспечения справедливости в наделении землей наших соотечественников, как для строительства жилья, так и для трудовой деятельности. Поскольку пока не видно перспектив уменьшения коррупции во всех сферах власти в стране и особенно в автономии, а земля является материальной ценностью, то чиновники и депутаты всех уровней решения о выделении земельных участков будут и в дальнейшем предпочитать выносить в первую очередь через подставных лиц себе и своим близким, высокопоставленным начальникам или за взятки и «откаты» различным коммерческим структурам, нежели бесплатно простым труженикам.
Разумеется, необходимо будет предпринимать эффективные меры по борьбе с этим злом, но, похоже, что пока будет покончено с коррупцией в земельном вопросе свободной земли не останется вообще. Поэтому мы вынуждены констатировать, что самовольное занятие нашими соотечественниками земель пустующих или выделенных явно незаконно различным чиновникам, самим депутатам или коммерческим структурам, остается пока вполне оправданным средством по некоторой защите своих прав в земельном вопросе. Однако это вовсе не означает, что Меджлис должен поддерживать исключительно все самозахваты.
Самовольное занятие может быть оправдано только в том случае, если были предварительные заявления соотечественников, имеющих право на получение земельных участков, в соответствующие властные инстанции и получен явно немотивированный отказ, а также когда имеются достоверные сведения о том, что истребуемая земля, как следствие дискриминации крымских татар или коррупции, передается иным лицам или коммерческим структурам. Решения о самовольном занятии земельных участков должны быть обязательно согласованы с местными и региональными меджлисами, которые лучше чем кто-либо осведомлены с ситуацией в земельном вопросе в их районах и поселках. Эти же органы местного национального самоуправления должны, после тщательной проверки представленной претендентами на получение земельных участков документации, утверждать окончательные списки соотечественников на получение земли. Такие меры в какой-то мере предотвратят различные спекуляции в прессе о том, что якобы самозахватами занимаются люди, которые не имеют прав на получение земельных участков, но желают просто на этом заработать. Одновременно следует тщательно проверять все поступающие сведения о каких-либо нечистоплотных махинациях с землей со стороны наших соотечественников и в случае подтверждения незамедлительно изгонять таковых из самовольно занятых земельных участков.
Вызывает озабоченность и то, что на многих самостроях в последнее время усилилось влияние разного рода сектантов, а на некоторых самостроях они даже являются руководителями и так называемыми «полевыми командирами». Они дают занятым и застроенными времянками участкам какие-то арабские наименования, произвольно исключают фамилии людей, которым, по их мнению, не следует выдавать земельные участки и так же произвольно вводят иных лиц, облагают людей необоснованными денежными поборами, причем, зачастую лживо мотивируя тем, что значительная часть собранных средств якобы передается Меджлису. Они часто проводят различные не согласованные с региональными меджлисами акции, которые в большинстве случаев не только не способствуют решению земельных проблем соотечественников, но даже и наносят существенный вред. Одновременно они ведут массированную пропаганду против Меджлиса крымскотатарского народа и местных меджлисов, называя их, как правило «неверными» и прочими эпитетами, запугивают людей тем, что если они будут руководствоваться в своих действиях решениями Меджлиса, то не получат земельные участки.
Полагаю, что региональные меджлисы должны в кратчайшее время провести тщательную проверку положения на самостроях в своих районах и нейтрализовать деятельность этих провокаторов. Следует повсеместно уведомить соотечественников, что списки на получение земельных участков будут утверждаться вовсе не этими сектантами и «полевыми командирами», а лишь после тщательной проверки собранной документации региональными меджлисами.

Последние события в Крыму свидетельствуют о том, что существующая сегодня на полуострове довольно хрупкая стабильность находится под серьезной угрозой. И если со стороны органов власти, в первую очередь со стороны Киева, не будут предприняты необходимые меры против разгула дикого русского шовинизма в Крыму, то мы стоим перед реальной угрозой кровопролитных столкновений.
Напомню о некоторые события последнего времени.
Летом прошлого года в Бахчисарае организовываются два крупных нападения на крымских татар, добивающихся ликвидации рынка с территории, где имеются захоронения видных деятелей крымскотатарского народа. Нападения с участием так называемых «казаков», бритоголовых бандитов, свезенных в Бахчисарай из различных частей Крыма, сопровождаются выкрикиванием лозунгов «Бей татар!», «Татар – в Монголию!», «Татары – вон из Крыма!» организовываются так называемым «Русским блоком» во главе с депутатом ВР АРК О.Родивиловым. Несколько человек получают серьезные ранения, разбиваются десятки автомобилей, в том числе работников прессы. Правоохранительным органам переданы все видеозаписи, где отчетливо видны действия каждого из участников нападения, в том числе О.Родивилова. Возбуждается уголовное дело по факту нападения и начинается видимость следствия. Прошло уже более года, но ни один из участников и организаторов нападения не привлечен к ответственности. Более того, этими органами делаются попытки обвинить самих крымских татар. Можно себе представить, как бы себя вели эти самые правоохранительные органы, если бы нападавшими были крымские татары. Такое поведение органов можно расценивать только как потворство дальнейшим беззакониям шовинистов.
В начале июля этого года Симферопольский городской совет по инициативе «Русского блока» выносит решение об установлении в центре города памятника российской императрице Екатерине 11, хотя прекрасно понимают, что это может вызвать межнациональную рознь, поскольку с именем этой блудной царицы связана трагедия нашего народа. Для силового обеспечения установки камня памятного камня на месте, где предполагается сооружать памятник, в Симферополь привозятся несколько тысяч «казаков», прибывших в Крым на свой какой-то съезд из России, Белоруссии и некоторых восточных областей Украины. Вместо того, чтобы предпринять какие-то меры против организаторов этой провокационной акции, МВД Украины присылает из Киева своего эмиссара, который уговаривает крымских татар, во избежание конфликтов, не препятствовать этим провокаторам в установлении памятного камня.
1 ноября организовывается нападение на самострой крымских татар Симферополе. На этот раз организатором является коммерсант, руководитель фирмы «Олви-Крым», который за деньги нанимает несколько сотен молодых людей с целью вытеснить крымских татар из земельного участка, выделенного ему властями Симферополя для строительства квартир под продажу. Напомню, что с просьбой о выделении этого участка для строительства обращались ранее и крымские татары, но им было отказано. Во сколько тысяч долларов взяток обошлось предпринимателю получение этого участка следовало бы заняться прокуратуре, но, разумеется, этим никто не занимается. Прибывшие на место стычки работники милиции с бронетранспортерами занялись только «усмирением» крымских татар. В результате опять несколько крымских татар, избитых милиционерами, оказалось в больнице. Предприниматель, который финансировал это межнациональное столкновение не привлечен к ответственности. Выходит, в этой стране не только можно вести бешенную пропаганду против какой-то национальности, но и нанимать за деньги людей для нападения на них. А милиция в лучшем случае будет только разнимать дерущихся.
Через неделю около тысячи вооруженных милиционеров подразделения «Беркут» в сопровождении трех бронетранспортеров нападают на 40-45 крымских татар на плато Ай-Петри. Формально это воинство прибыло туда якобы для выполнения постановления суда об освобождении территории площадью 125 квадратных метров, незаконно занятых крымскотатарским предпринимателем. Но разрушают они строения крымских татар на площади примерно в десять раз больше, чем указано в решении суда. Людей безжалостно избивают, в упор стреляют в них резиновыми пулями. Причем нападение опять сопровождается антитатарскими выкриками. Несколько человек получают сотрясение мозга, переломы рук и ребер, один - опасное для жизни огнестрельное пулевое ранение. Избитых людей отвозят в различные отделения милиции и 23 человека продажными судами приговариваются дополнительно к нескольким дням заключения «за сопротивление милиции». На этот раз, правда, прокуратура возбуждает уголовное дело по факту необоснованного применения милицией оружия, но руководство МВД из Киева и даже курирующий МВД вице-премьер Украины, еще не выяснив обстоятельств дела и лишь со слов руководства крымской милиции заявляют на всю страну, что милиционеры действовали в рамках закона, а во всем случившемся виновны сами крымские татары.
В течение нескольких лет мы добиваемся выделения площади для строительства центральной мечети Крыма в Симферополе. Наконец, 2 года назад выделили площадь на окраине города и далее разрешение на подготовку проектной и согласительной документации, после чего городской совет должен вынести окончательный документ, разрешающий начинать строительство. Когда все необходимые документы после преодоления многочисленных бюрократических проволочек были собраны, городской совет без каких-либо мотивов отказал в выделении этой земли под строительство мечети.
Словом, мы имеем дело с откровенным русским фашизмом, которым пронизаны снизу доверху все структуры власти автономии и который находит поддержку в высших эшелонах власти в Киеве. Поэтому прогнозировать мир и стабильность в Крыму очень трудно и крымские татары должны быть готовы к любому развитию событий.
На экстренном и последнем заседании Меджлиса крымскотатарского народа ночью 6 ноября после создания сложившейся ситуации члены Меджлиса большинством голосов выступили в поддержку проекта постановления Меджлиса, которое, в числе прочего, предусматривало объявление всеобщей национальной мобилизации, создание в противовес русскому казачеству и наемным отрядам боевиков обнаглевших бизнесменов собственные боевые формирования и т.п. Но я, как председатель Меджлиса, отказался подписывать такое решение, поскольку, на мой взгляд, это явится отклонением от принципа ненасилия, которого придерживается наше Национальное движение уже в течение полувека. Но конечное решение по этому очень важному вопросу, полагаю, должен вынести Курултая. Я полагаю, что есть достаточно много мирных и демократичных методов, которые более эффективны, чем сопряженное с кровопролитием и людскими потерями силовое противостояние. Эти меры будут разработаны и реализованы под руководством нового состава Меджлиса, который будет избранный на этой сессии Курултая. Эти меры, очевидно, будут предусматривать массовые акции по всей территории Крыма, а также усиление деятельности по привлечению широкой международной общественности, международных организаций для оказания помощи Украине в решении политико-правовых и социальных прав нашего народа.

Для содействия решению наших национальных проблем в меру возможностей необходимо привлечь и усилия нашей диаспоры. Еще много лет назад на одной из сессий Курултая мы поднимали вопрос о созыве всемирного Конгресса крымскотатарской диаспоры. Поскольку результатом этого конгресса должно было бы быть создание под эгидой Курултая постоянно действующего органа, состоящего из представителей нашей диаспоры, то главное наше затруднение в этом вопросе заключалось в определении нормы представительства из каждой страны, ибо не во всех странах, где проживают крымские татары, существуют их выборные организации. Эта проблема существует и ныне, но, несмотря на это, все же, видимо, следует созвать первый конгресс и посмотреть что из этого получится.

В заключение, я хотел бы предостеречь от некоторых антиукраинских настроений, которые появляются у части наших соотечественников при виде тех беззаконий, которые творятся против крымских татар при молчаливом согласии, а порой и содействии высоких чинов из Киева, при виде того, что парламентом страны не принимаются необходимые законы о восстановлении наших суверенных национальных прав. Напомню, что государство – это не какое-то отдельное лицо, которого можно характеризовать положительно или отрицательно. В стране есть разные политические силы, которые преследуют собственные политические цели. В той же самой Верховной Раде Украины есть немало депутатов, которые искренне стремятся помочь нашему народу, выступают авторами или соавторами законодательных актов, направленных на восстановление прав нашего народа, на скорейшее решение его культурных и социальных проблем. Но есть и ублюдки, которые даже пытаются оправдывать геноцид и депортацию нашего народа, бесстыдно и нагло делают публичные заявления о том, что мы даже должны поставить памятник Сталину за то, что он только выселил нас, а не уничтожил полностью. Но эти ублюдки одновременно являются и врагами независимого украинского государства. И наша национальная стратегия должна заключаться в том, чтобы быть всегда вместе со здоровыми силами Украины, строить вместе с ними демократическое и сильное государство, где будут в полной мере уважаться гражданские и национальные права всех граждан. Во всяком случае, мы не должны забывать, что если, не приведи Аллах, случится беда с Украиной, то эта же беда может обернуться для нашего народа более катастрофичной трагедией.

И, самое последнее. В течение большого периода лет, с момента возрождения Курултая до сегодняшнего дня, т.е. более 16-ти лет я бессменно возглавлял высший представительный орган нации – Меджлис крымскотатарского народа. Сегодня этот период кончился. Я благодарен своему народу, его законным представителям – делегатам Курултая за то, что меня многократно избирали на этот высший пост нации. Я ухожу и надеюсь, что избранный новый председатель Меджлиса будет пользоваться не меньшим доверием нашего народа, поскольку на эту должность избирают свободно и демократически избранные представители нации.
Начиная с 1991 года в членами Меджлиса крымскотатарского народа побывали 92 человека, в том числе 1 раз избирались 52 человека, дважды – 19 человек, трижды 15 человек и четырежды, то есть являлись бессменно членами Меджлиса с момента созыва Курултая в 1991 году и по настоящее время, - 6 человек. 16 человек были выведены из состава Меджлиса решением сессии Курултая в 1997 году за нарушение правил, регламентирующих деятельность наших органов национального самоуправления, но некоторые из них позднее снова были избраны в наши органы национального самоуправления, в том числе и в Меджлис крымскотатарского народа, и плодотворно работали на решение проблем своих соотечественников. Три члена Меджлиса (Мустафаев Халил, Озенбашлы Мерьем и Аблямитов Фуат) скончались, один член Меджлиса (Омеров Сервер) убит бандитами, один член Меджлиса (профессор Рефик Музаффаров) уже многие годы прикован к постели. Я благодарен всем, кто работал вместе со мной все эти годы и внес свой вклад в решение проблем нашего народа.
Я очень надеюсь, что новый состав Меджлиса и новый председатель Меджлиса, избранные на этой сессии Курултая, будут работать на благо народа во всяком случае не хуже, чем это в меру своих возможностей и способностей пытались делать мы.
Благодарю за внимание.
* * *

Відповіді

  • 2007.12.07 | Гуливер

    Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

    Мустафа Джемилев пише:
    > Серьезную опасность для единства нашего народа, если не предпринимать соответствующих мер, могут представлять различные религиозные сектанты из числа наших соотечественников. Уже сейчас эти сектанты начали создавать довольно значительные проблемы. Их заявления о том, что только они являются действительными мусульманами, а все остальные, не придерживающиеся их идеологии, являются неверными, или же о том, что демократические выборы являются выдумкой неверных и, соответственно, их призывы не участвовать ни на каких выборах, их проповеди о том, что мусульмане не должны считаться с законами в тех странах, где правителями являются не мусульмане, отказываться от государственных паспортов «неверных», объявления о том, что Меджлис крымскотатарского народа и даже Муфтият мусульман Крыма являются структурами «неверных» и призывы выступать против решений этих органов, попытки с помощью руководства Комитета по делам религий при Совете министров АРК создать параллельный Муфтият, их своеобразные и дремуче невежественные толкования священного Корана, отрицание национальностей и призывы бороться за создание некоего мифического исламского халифата, где единым языком общения должен быть арабский, непризнание ими национального флага и гимна, их агрессивность, лживость в сочетании с напускной набожностью, демонстративными молебствиями в людных местах и неуместных обстоятельствах, словом, все их действия направлены против единства нашего народа, на провоцирование конфликтов между людьми, противодействие восстановлению наших законных прав и решению наших насущных проблем, на дискредитацию нашей священной религии – Ислама. Поэтому органы национального самоуправления должны предпринимать активные меры по нейтрализации их пагубной деятельности, ограждению наших людей и в первую очередь нашей молодежи от влияния этих сектантов. Они должны оказывать активное содействие укреплению позиций демократически избираемого Муфтията мусульман Крыма, не допускать, чтобы в наших мечетях какие-то позиции занимали представители этих сектантов. И если окажется, что в каких-то мечетях сил Муфтията недостаточно, чтобы противостоять этим сектантам, то такие мечети должны немедленно переходить под контроль региональных меджлисов.

    да. Мустафа ага прав, опредил правильную главную угрозу для нации.
    Приятно , что твои лидеры здравомыслящие люди
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.12.07 | enver

      Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

      Гуливер пише:
      > Мустафа Джемилев пише:
      > > Серьезную опасность для единства нашего народа...
      > да. Мустафа ага прав, опредил правильную главную угрозу для нации.
      > Приятно , что твои лидеры здравомыслящие люди

      Я ннигде не увидел, чтобы в тексте выступления прозвучало, что это ГЛАВНАЯ угроза для нации. Просто написано "Серьезную опасность для единства нашего народа...".
      А дальше по тексту, если Вы обратили внимание, говорится еще о некоторых проблемах, угрозах и т.д.
      При этом написано про эти проблемы так:
      "Одной из наиболее сложных проблем остается и будет оставаться..."
      "Последние события в Крыму свидетельствуют о том, что существующая сегодня на полуострове довольно хрупкая стабильность находится под серьезной угрозой"
      и т.д.

      Поэтому "главная угроза" - это только то, что Вы хотели увидеть, уважаемый Гуливер. Это - только одна из целого ряда очень важных проблем, которые имеются в настоящее время у крымскотатарского народа, и которые озвучил в своем выступлении Председатель Меджлиса.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.07 | Гуливер

        Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

        enver пише:
        > Я ннигде не увидел, чтобы в тексте выступления прозвучало, что это ГЛАВНАЯ угроза для нации. Просто написано "Серьезную опасность для единства нашего народа...".
        > Поэтому "главная угроза" - это только то, что Вы хотели увидеть, уважаемый Гуливер. Это - только одна из целого ряда очень важных проблем, которые имеются в настоящее время у крымскотатарского народа, и которые озвучил в своем выступлении Председатель Меджлиса.

        Вы просто придираетесь к словам.

        Правильно . это я написал "главная угроза" и подписано моим ником, Мустафа ага ей отметил "Серьезную опасность для единства нашего народа..." из этого я сделал свой вывод. Это очень много. Если бы он написал эта не опасность, а я написал опасность, вашу придирку я бы еще понял.
        Для вас может быть другая главная угроза, этот нормально. Каждый видит со своих позиций.
    • 2007.12.07 | Секулярист

      Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

      Гуливер, я тут читал соседние ветки, вы там защищали секулярное общество. Это такое общество, в котором религия отделена от государства, т.е. религиозные иерархи не лезут в дела светской власти, а светская власть не лезет в дела религии. Тут же мы наблюдаем, что светский лидер Мустафа ага, высказывается о том, что должно быть и чего не должно быть в религиозной сфере и более того, призывает местные меджлисы вмешиваться в дела мусульманских общин. Это весьма и весьма грубое нарушение принципов секуляризма. Муфтий не должен выступать с речами за кого голосовать на выборах, а выборный политический лидер не должен вмешиваться в сугубо внутрирелигиозные дела.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.07 | Гуливер

        Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

        Секулярист пише:
        > Гуливер, я тут читал соседние ветки, вы там защищали секулярное общество. Это такое общество, в котором религия отделена от государства, т.е. религиозные иерархи не лезут в дела светской власти, а светская власть не лезет в дела религии. Тут же мы наблюдаем, что светский лидер Мустафа ага, высказывается о том, что должно быть и чего не должно быть в религиозной сфере и более того, призывает местные меджлисы вмешиваться в дела мусульманских общин. Это весьма и весьма грубое нарушение принципов секуляризма. Муфтий не должен выступать с речами за кого голосовать на выборах, а выборный политический лидер не должен вмешиваться в сугубо внутрирелигиозные дела.


        На соседних ветка мы в основном говорили об отделенности Меджлиса и религии.
        Скажем , понятия секулярного общества отличаются от принципа разделения церкви от государства.
        Поэтому я за секуляризм лишь в той части, где говорится об отношениях государства и религиий.
        Секуляризм может идти в общесто и семью.
        В моей семье ислам присутствует, я не ем свинину не потому что она не вкусаня , а потому что запрещена Кораном. Те кто есть свинину , вот у них секуляризм больше развит.

        Мустафа ага не вмешивается в дела общины. Он же не говорит, как молится и когда молится. и прочее. Вот это и есть вмешательство в жизнь мусульман.
        Он говорит о создании халифата, где арабский будет госудасрвтенный язык. Наций не будет. Те не признают национальный флаг и гимн.
        То есть некоторые посягнули наш национальный светский строй. И как ответная реакция он призывает бороться с такими людьми.
        Понимаете?
  • 2007.12.07 | Гуливер

    Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

    Мустафа Джемилев пише:
    > В заключение, я хотел бы предостеречь от некоторых антиукраинских настроений, которые появляются у части наших соотечественников при виде тех беззаконий, которые творятся против крымских татар при молчаливом согласии, а порой и содействии высоких чинов из Киева, при виде того, что парламентом страны не принимаются необходимые законы о восстановлении наших суверенных национальных прав. Напомню, что государство – это не какое-то отдельное лицо, которого можно характеризовать положительно или отрицательно. В стране есть разные политические силы, которые преследуют собственные политические цели. В той же самой Верховной Раде Украины есть немало депутатов, которые искренне стремятся помочь нашему народу, выступают авторами или соавторами законодательных актов, направленных на восстановление прав нашего народа, на скорейшее решение его культурных и социальных проблем. Но есть и ублюдки, которые даже пытаются оправдывать геноцид и депортацию нашего народа, бесстыдно и нагло делают публичные заявления о том, что мы даже должны поставить памятник Сталину за то, что он только выселил нас, а не уничтожил полностью. Но эти ублюдки одновременно являются и врагами независимого украинского государства. И наша национальная стратегия должна заключаться в том, чтобы быть всегда вместе со здоровыми силами Украины, строить вместе с ними демократическое и сильное государство, где будут в полной мере уважаться гражданские и национальные права всех граждан. Во всяком случае, мы не должны забывать, что если, не приведи Аллах, случится беда с Украиной, то эта же беда может обернуться для нашего народа более катастрофичной трагедией.

    Все правильно. Только надо это тиражировать это в прессе. А значит усиливать газету Авдет и увеличивать её тираж.
    А то люди па начитаются полуостровов и Гк и все путают.
  • 2007.12.07 | E-mil

    Re: Выступление на сессии 5-го Курултая

    Мустафа Джемилев пише:
    > Самой большой проблемой является сохранение нашими соотечественниками своей национальной идентичности, одним из базовых элементов которого является родной язык. Если мы не сможем построить систему образования на родном языке и охватить этим образованием всех своих детей, то нацию ожидает ассимиляция и растворение в русскоязычной среде. Если это произойдет, то тогда все наши устремления по восстановлению наших национальных прав, национально-территориальной автономии, исторической топонимики и прочее, становятся бессмысленными. Также окажется, что мы напрасно многие десятилетия боролись за возвращение на родину, ибо ассимилироваться мы могли успешно и на местах ссылки.
    > Поэтому все усилия Меджлиса крымскотатарского народа и местных органов национального самоуправления должны быть направлены в первую очередь на создание и укрепление системы образования на родном языке на основе принятой еще в 1991 году на 2-м Курултае крымскотатарского народа латинской графики.

    Я очень рад что основной (а это и означает главной), Мустафа-агъа видит проблему утраты национальной идентичности и ассимиляции.
    Это лишний раз доказывает, что мы, (те кто организовывает соответсвующий фонд) выбрали себе правильное направление для работы, очень приятно было узнать, что наши мысли о главной проблеме крымских татар совпали. И еще очень приятно прочитать о роли крымскотатарского языка и переходе на латинскую графику.
  • 2007.12.07 | line305b

    Все-таки "ухожу"....

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.12.07 | Маклай

      Re: Все-таки "ухожу"....

      Надеюсь, у оставшихся хватит понимания, что его отпускать нельзя.
      Никак нельзя.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.07 | Lenur

        Re: Все-таки "ухожу"....

        К сожалению такого авторитета больше среди наших нет, надеюсь с уходом от лидерства он передумает или переубедят,
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.12.07 | Гуливер

          Все не так страшно

          Lenur пише:
          > К сожалению такого авторитета больше среди наших нет, надеюсь с уходом от лидерства он передумает или переубедят,


          Все не так страшно.
          Он никуда не уходит, он просто поменяет должность и станет главой всемирного конгресса крымских татар.
          Эта должность и будет главной в иерархии.
          плюс он еще депутат.
          И станет главой крымских татар всего мира. потому что сегодня диаспоры независимы.

          И так он станет формально и нашим и вашим лидером :)

          Кому будет сложно так это Рефат-ага. На него ляжет вся текучка. И он прекрасно понимает. тут еще внутренние противоречия. Но я думаю все утресется.

          Фактически делится работа, для одного столько ответсвенности очень много. От этого уменьшается эффективность работы

          Так что все будет хорошо. Не нужно бояться хороших изменений.
      • 2007.12.08 | line305b

        Звучит, как будто решение принял...

        и с большим облегчением высказал.
  • 2007.12.07 | Мірко

    А чому не переклали корейською чи свагілі?

    Очевидно українського перекладу в Україні цілком не потрібно.
    Дивна політична гра якщо Мустафа очікує підтримку українців в боротьбі з московськими загарбниками.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.12.07 | Sofu

      Re: А чому не переклали корейською чи свагілі?

      Мірко пише:
      > Очевидно українського перекладу в Україні цілком не потрібно.
      > Дивна політична гра якщо Мустафа очікує підтримку українців в боротьбі з московськими загарбниками.
      Мірко Вы зря обижаетесь.
      Для Мустафы Джемилева, (как и для многих соотечественников) при всей его проукраинкости, в чем нет сомнений, все же исторически сложилось, что на русском излать свои мысли удобнее. (хотя сдается мне, что доклад в оригинале звучал на кр.татарсоком)
      А грамотный перевод занял бы какое-то время, (коего у нас нет) особенно если нет штатных переводчиков. Возьмитесь на волонтерской основе сделать доброе дело. И людям приятно, и за державу не обидно.
    • 2007.12.07 | ЛП

      Re: А чому не переклали корейською чи свагілі?

      Так Ви й перекладіть.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.08 | Мірко

        В тім річ. Не знаючи ні татарської ні московської

        на жодну мову не перекласти.
    • 2007.12.08 | line305b

      Потомучто...

      Мірко пише:
      > Очевидно українського перекладу в Україні цілком не потрібно.
      Очевидно, события на повестке существенно более важные, чем то, на какой язык удосужились перевести доклад с татарского.

      > Дивна політична гра якщо Мустафа очікує підтримку українців в боротьбі з московськими загарбниками.

      Дивна политична близорукость. Меджлис уже 16 лет борется с загарбниками (а до того Джемилев отборолся свои 16), а некоторые украинцы все очикуются и все обижаются.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.08 | Мірко

        Re: Потомучто...

        line305b пише:
        > Мірко пише:
        > > Очевидно українського перекладу в Україні цілком не потрібно.
        > Очевидно, события на повестке существенно более важные, чем то, на какой язык удосужились перевести доклад с татарского.<

        Якраз якщо тасм було щось важного то треба було перекласти на державну мову а не чужу.
        >
        > > Дивна політична гра якщо Мустафа очікує підтримку українців в боротьбі з московськими загарбниками.
        >
        > Дивна политична близорукость. Меджлис уже 16 лет борется с загарбниками (а до того Джемилев отборолся свои 16), а некоторые украинцы все очикуются и все обижаются.<

        Якраз про це пишу. Може було б краще перекласти на українську. Або не дивуйтеся чому боритеся одинцем. Московська далеко не "общепанятна". Навіть чеченці вже навчились і пишуть Кавказцентр українською.
  • 2007.12.07 | E-mil

    Обсуждение некоторых тезисов из доклада Мустафы агъа!

    Я считаю, что у Мустафы агъа, как в прочем и у многих других крымских татар не совсем достоверная информация, еще большая недостоверность которой, разжигается нашими политическими противниками. Я считаю, не надо делать шаги по направлению ОТ "сектантов", надо пытаться их интегрировать в наше общее крымскотатарское сообщество. Как это сделать, это очень сложный вопрос. Считаю главным необходимым условием формулировка такой общей национальной идеи, которая смогла бы объединить усилия всех политических слоев крымскотатарского общества, и ультра-националистов, и либерал-демократов, и исламистов. Хотим мы этого или не хотим, нравится это нам или не нравится, исламисткие настроения развиваются как в Крыму, так и во всем мире. От этого никуда нам не уйти, не надо пытаться вести "страусиную" политику и не обращать внимание на это явление, точно также как не надо пытаться решить "проблему" авторитарными способами. Надо пытаться строить диалог с исламистами и находить общий язык. Поверьте моему честному слову, найти общий язык с исламистами гораздо легче, чем с шовинистическими партиями или кем-то другим. Почему мы не брезгуем как в местных советах, так и в Верховной Раде сотрудничать с нашими откровенными врагами, а просто искать общий язык с единоверцами и кровными братьями не хотим? Я уверяю, что если каждая политическая сила сделает компромисс на 10-15% от своих заявленных целей и принципов, в сторону создания единой национальной идеи, то и исламисты сделают тоже самое, и, таким образом мы сможем объединить минимум 80% всего крымскотатарского населения. Это вполне реально. Если вы все вспомните выборы в Верховный Совет Крыма, тот еще, багровский, в который прошло 14 депутатов рекомендованных Курултаем, то за них проголосовало если мне не изменяет память 95% от общего количества принявших участие в выборах крымских татар. За прошедший период, нашим противникам удалось внести заметный раскол в ряды наших соотечественников, и это не 5% как когда-то, это значительно больше. Хочу сразу подчеркнуть, исламисты не голосуют за другие партии, Мустафа агъа верно заметил, "секты" считают сами выборы изобретением неверных и поэтому просто не ходят туда. Поэтому не надо огульно обвинять их в том, что они голосуют за других! За других голосуют совсем другие люди, у которых зреет недовольство и неудовлетворенность совсем другими вопросами! Если мы не будем искать диалог не только с исламистами, но и другими силами, то я вам обещаю, лет так через 10, о том единстве, которое есть сейчас, мы будем только мечтать, точно также как мечтаем о единстве, которое было в 1993-96 годах.

    Прежде чем я начну комментировать слова Мустафы агъа, относительно "сект" и религиозного единства, разрешите представить вашему вниманию краткий обзор тех исламских течений, которые присутсвуют в Крыму. Сразу оговорюсь, все цифры, сугубо личное наблюдение не претендующее на объективность.

    1. крайне нетерпимая группировка – такфир джемаат, они считают всех кто не говорит так как они - неверными, с ними нам с вами действительно бесполезно разговаривать, потому что это есть самые узколобые фанатики, с ними даже более умеренные исламисты не хотят особо общаться, потому как такфир джемаат считает всех, даже умеренных, даже радикальных мусульман, которые не разделяют хоть одно положение такфир джемаата - кяфирами (неверными), скажу вам только одну радостную вещь - членов такфир джемаата не более чем пальцев у одного человека - 10-20 человек на весь Крым. Но они являются самыми крикливыми из всех исламистов, и поэтому создается впечатление о их массовости. Ничего подобного нет, они есть в любой мусульманской стране и нигде не представляют опасности.

    2. Хабашиты, это секта, которую организовал т.н. “муфтий” Украины Ахмад Тамим. О них была статья в недавнем выпуске Авдета. Когда-то еще в начале 1990-х годов, когда у нас в Меджлисе не очень хорошо разбирались в Исламе, Меджлис отправил 10 крымских татар обучаться в Киев. Но потом муфтият и Меджлис принял решение больше туда студентов не отправлять. Решение было принято, видимо под влиянием турецких преподавателей Ислама в Крыму, которые официально работают в Крыму и являются гос. служащими Турецкой Республики, они то (турки) объяснили Медлису о том, что хабашиты являются крайней сектой и сотрудничество с ними нежелательно. После того, как эти 10 человек приехали из Киева, стало заметно, что они какие-то "не такие". Не буду вдаваться в подробности, т.к. количество хабашитов среди крымских татар в Крыму крайне низко, примерно столько же сколько и приверженцев такфир джемаата, о которых я писал выше, среди крымских татар, проживающих в Херсонской области, хабашитов несколько больше чем в Крыму! В исламских кругах Крыма есть вполне обоснованное мнение, что Ахмад Тамим являетсй агентом СБУ и вся его деятельность направлена на внесение раскола среди мусульман Украины. С хабашитами не поддерживают никаких отношений ни одна из исламских групп Украины и Крыма. Нам с ними тоже не стоит даже общаться из-за их крайне низкой численности, отсутсвия влияния на крымских татар. Подробнее читайте здесь: http://www2.maidan.org.ua/n/krym/1194567811

    3. Движение Братья-мусульмане (Ихван-уль-Муслимин). Это движение имеет достаточно большую поддержку в Украине, и определенную силу в Крыму. Оно представлено в большей степени мусульманами - выходцами из арабских стран, которые учатся в Крыму или приняли гражданство Украины. Официально они представлены организацией Ар-Раид. И несмотря на то, что в документах Ар-Раида нигде не указана связь с Братьями Мусульманами, фактически это они и есть. Братья Мусульмане вполне умеренная и толерантная исламисткая группа, которая никогда не обвиняет никого в неверии, которая вполне легально существует на территории Украины, осуществляет просветительскую деятельность, курсы арабского, чтение Корана, различные конференции на Исламские темы, издается газета, отправляют студентов на обучение Исламу за рубеж (Египет, Иордания). За рубежом, например в Египте, в зависимости от политической конъюктуры им либо разрешают участвовать в парламентских выборах, либо запрещают деятельность. Количество ее последователей среди крымских татар от 100 до 300 человек. Оценка очень субъективная и примерная. Не имеют ярковыраженную иерархическую структуру.

    4. т.н. "Хызмет" - мусульманское движение организованное турецкими преподавателями, которые не являются гос. служащими, в Турции их не совсем правильно называют "Нурджулар", а правильнее называть Фетхуллах Гюлен джемаати, т.е. движение основанное Фетхуллахом Гюленом. Самое "мирное" направление в Исламе, как в Турции, так и в Крыму, тесно сотрудничают с Меджлисом и всегда его поддерживают. У Меджлиса, я так понимаю, к ним никаких претензий нет, т.к. они не обвиняют никого в неверии, а наоборот крайне лояльны и терпимы. В Крыму, как и во многих странах мира открывают частные школы, - Танковский частный лицей. Ведут деятельность среди студентов крымских татар как в Крыму, так и в Турции. Их количество в Крыму среди крымских татар составляет от 200 до 400 человек. С ними найти будет язык, если до сих пор он не найден, конечно же, будет проще всего.

    5. Т.н. "ваххабисты", хочу сразу заметить, что во всем мире "ваххабисты" не однородны. Есть "ваххабисты" которые поддерживают официальный режим Саудовской Аравии и например Иордании. Это покойный имам Альбани из Иордании и муфтий Саудовской Аравии ибн Бааз. Это одни из самых умеренных ваххабистов мире. В газете "Авдет" была напечатана статья о хабашитах, где в самом конце написано следующее: "Из современных, авторитеных больших ученых, им противостояли шейх, мухаддис Насру-Ддин Аль-Альбани и муфтий шейх Абдуль-Азиз ибн Баз - да помилует их Аллах"
    В мире есть и другие "ваххабисты", более радикальные - яркий пример: Усама бин Ладен. С таким "ваххабистами" борятся даже "умеренные ваххабисты" Саудовской Аравии. (Недавно несколько сотен человек посадили в Саудовской Аравии). Так как по своему составу "ваххабисты" не однородны буду их условно делить на "умеренных" и "радикальных". У нас в Крыму, среди крымских татар есть и те, и другие. По моим оценкам "умеренных" гораздо больше чем "радикальных". В общем их количество от 500 до 1000 человек. В Крыму у "ваххабистов есть свои, неподконтрольные муфтияту религиозные общины. Кроме религиозной деятельности они занимаются инициативным занятием земель (самозахватами), а также автопробегами в Партенит. Главной целью для себя "ваххабисты" ставят борьбу с неверием. Эта борьба имеет много проявлений, начиная от полного подчинения заповедям Аллаха, заканчивая полным неподчинением законам страны, в которой они живут, если эти законы противоречат шариату. Среди "ваххабистов" есть джихадисткие настроения, но дальше этих джихадистких настроений дело не идет. Если по отношению к ним будут применяться репрессии со стороны гос. структур, джихадисткие настроения могут перерости в джихад. Так как по своему составу "ваххабисты" не однородны буду их условно делить на "умеренных" и "радикальных". С "умеренными" ваххабистами можно будет найти общий язык по большинству вопросов, с "радикальными" по меньшему количеству вопросов. В данный момент между "ваххабистами" и меджлисом присутствуют элементы конфронтации.

    6. И на последок "Хизб-ут-Тахрир аль Исламия" (ХТ). Это политическая партия образована в начале второй половины ХХ-го века на Ближнем Востоке. Главной целью партии - ставится построение Всемирного Халифата. Для достижения этой цели применяются ненасильственные методы, ХТ об этом многократно повторяет. В данный момент ХТ делит весь мир на те страны, в которых возможно построение Халифата - в первую очередь страны Ближнего Востока, и на те страны, где построение Халифата - невозможно (нереально). Украина и Крым относятся ко второй категории стран. В странах этой категории ХТ не ведет политической борьбы, а ведет пропаганду Ислама, в первую очередь исламисткого толка (политический Ислам). В Крыму представлена одной религиозной общиной "Давет", которая неподконтрольна муфтияту. Эта община недавно организовывала исламскую конференцию, в рамках всемирной кампании конференций посвещенных очередной годовщине разрушения османского халифата. Легально издает газету "Возрождение", нелегально издает партийную литературу. Имеет самое большое количество сторонников из всех исламистких группировок в Крыму от 1000 до 3000 человек. Многие молодые имамы мечетей, в различных регионах Крыма до сравнительно недавнего времени были сторонниками или членами ХТ, но после активных действий муфтията большинство из них заменено на более лояльных к муфтияту и Меджлису имамов. По очень многим вопросам с ними можно найти общий язык, если постараться. В данный момент между ХТ и меджлисом присутствуют элементы конфронтации.

    Все дальнейшие мои утверждения будут касаться группировок 2, 3, 4, 5 и 6, т.к. группировки 1 и 2 слишком малочисленны и крайне одиозны, ими можно пренебречь.

    А сейчас позволю себе прокомментировать некоторые слова Мустафы агъа. Позволю себе не согласиться с некоторыми тезисами, касаемо "сект" и т.п.


    Мустафа Джемилев пише:
    > Серьезную опасность для единства нашего народа, если не предпринимать соответствующих мер, могут представлять различные религиозные сектанты из числа наших соотечественников. Уже сейчас эти сектанты начали создавать довольно значительные проблемы. Их заявления о том, что только они являются действительными мусульманами, а все остальные, не придерживающиеся их идеологии, являются неверными,


    Тут хочу обратить внимание на то, что в этом вопросе исламисты далеко не едины в своем мнении. Такого мнения придерживается сравнительно малочисленная группировка - т.н. "радикальные ваххабисты" они в свое время и наклеили ярлык "неверные" на Меджлис. "Умеренные ваххабисты" считают большинство крымских татар грешниками, неграмотными мусульманами, но считает их "неверными". Это говорит о том, что не все еще потеряно и есть место для диалога!



    > или же о том, что демократические выборы являются выдумкой неверных и, соответственно, их призывы не участвовать ни на каких выборах, их проповеди о том, что мусульмане не должны считаться с законами в тех странах, где правителями являются не мусульмане,


    Так считают ХТ, "умеренные" и "радикальны ваххабисты". Причем они так считают не только по отношению к Украине, но и к другим странам, в т.ч. Турции, Египту, Саудовской Аравии, т.к. не признают ни одну из мусульманских стран по настоящему исламской. В этом вопросе диалог возможен в двух направлениях. Либо признать их вполне законное гражданское право не участвовать в выборах и не делать из этого трагедии, т.к. подавляющее большинство крымских татар участвуют в выборах. Либо искать пути привлечения их к выборам. А привлечение к выборам, как мне кажется вполне возможно. Объясню. Вся риторика и ХТ и "ваххабистов" построена на том, что нельзя жить в мусульманской стране согласно немусульманским законам. А крымские татары, волею Аллаха, сейчас живут не в мусульманской стране (дар-уль-ислям), а в немусульманской стране (дар-уль-харб). А мусульманские законы, касаемо многих вещей, и политики в том числе, имеют значительные различия в зависимости от того, где живет мусульманин, в мусульманской стране или в немусульманской. Кроме того, надо изучать политическую жизнь и ХТ, и "ваххабистов" в других мусульманских странах. Наверняка они участвуют в каких-либо выборах в таких странах как Иордания и Египет. По крайней мере я читал, что ХТ в начале своей деятельности подала заявление на регистрацию политической партии в Иордании и хотя им отказали, у них были свои "независимые" депутаты в парламенте. Значит есть какие-то ходы.
    Тем более и ХТ, и "ваххабисты" без особых затруднений могут принять участие в выборах делегатов на Курултай. А если они будут в них участвовать, соответсвенно они не будут себя дистанцировать от системы Курултай-Меджлис и будут интегрированы во все нужные процессы. Даже если они будут в глубокой оппозиции, это будет внутрисистемная оппозиция, а это значительно лучше, чем внесистемная оппозиция.



    > отказываться от государственных паспортов «неверных»,


    Так делают только "радикальные ваххабисты", да и то не все! Остальные то все паспортами пользуются, как же они заграницу бы ездили, на учебу, в хадж и т.п.? Если у кого-то переклинило в голове, то это не значит, что все так делают.



    > объявления о том, что Меджлис крымскотатарского народа и даже Муфтият мусульман Крыма являются структурами «неверных» и призывы выступать против решений этих органов,


    Есть такое дело, в большей степени со стороны "радикальных ваххабистов" которые обвинили Меджлис в неверии, в меньшей степени со стороны "умеренных ваххабистов". "Радикальные ваххабисты" начали подобные действия против Меджлиса первыми, они не правы в этом вопросе. И Меджлис дал справедливый отпор и эта защитная реакция вполне понятна и обоснована. Но Меджлис не особо разборчиво поступил, потому как не заметил того, что не все "ваххабисты" - "радикально" настроены и не заметил, что ХТ с такими обвинениями в неверии не выступала. Меджлис всех расчесал под одну гребенку. Стоит ли продолжать конфронтацию? Может стоить сесть за стол переговоров и найти общий язык? Мне кажется ни с той, ни с другой стороны такого желания пока нет. Каждая сторона идет в атаку и нагнетает конфронтацию. Нужна ли нам она? Чем больше и та, и другая сторона будут "действовать" на друг друга, тем больше будет это вызывать противодействия с противоположной стороны. И чем дольше это будет длится, тем сложнее нам будет распутать клубок взаимных обид в будущем! Надо прекращать это!



    > попытки с помощью руководства Комитета по делам религий при Совете министров АРК создать параллельный Муфтият,


    Любое движение или течение в Исламе, когда его начинают давить и прессинговать, начинает сопротивляться. Так что с обеих сторон, как со стороны Меджлиса, так со стороны исламистов, проявляется вполне обоснованное желание задавить оппонентов. Только надо понимать, что по большому счету, мы не являемся оппонентами друг другу. Всегда лучше пытаться сначала мирным способом договориться, а если не получается тогда уж действовать силой. Точно не уверен, но кажется над созданием параллельного муфтията работает или ХТ, или "ваххабисты". Надо срочно начинать диалог с ними, по поводу их возвращения в лоно муфтията.



    > их своеобразные и дремуче невежественные толкования священного Корана,


    Здесь я не согласен с Мустафой агъа! Ничего дремучего в их толкованиях нет, по крайней мере в большинстве толкований. Просто у многих крымских татар есть искаженное видение самого Ислама, которое усиливается тем, что далеко не все крымские татары владеют достоверной информацией об идеях "ваххабистов" и ХТ. Когда это накладывается одно на другое, и еще добавляются "перегибы на местах" отдельных представителей исламистов, то понять друг друга становится очень сложно, а понять надо, хотя бы попытаться надо!



    > отрицание национальностей


    национальности не отрицаются, отрицается национализм, а это не одно и тоже. А из-за того, что отрицается национализм, со стороны исламистов не придается внимания национальным ценностям в таком объеме, в котором придают внимание националисты. Кстати, исламисты не одни такие внутри крымских татар, есть достаточно объемный пласт крымских татар, которым наплевать на любые национальные и религиозные ценности.



    > и призывы бороться за создание некоего мифического исламского халифата, где единым языком общения должен быть арабский,


    Это в большей степени обвинения в адрес ХТ, которые на каждом углу рассказывают о халифате, "ваххабисты" по идее тоже за халифат, но они не зациклены на этом.
    У крымских татар много идей, которые сложно или невозможно осуществить, например многим кажется неосуществимой идея национальной государственности. Нельзя же за идею репрессировать. А про единственный язык общения скажу так. В проекте конституции Халифата, который опубликовала ХТ есть пункт: о единственном государственном языке - арабском. Запретить другие языки общения - это неосуществимая и нереальная задача, которую никто не ставит перед собой. Т.к. пока, в обозримом будущем построение халифата, тем более на территории Украины не планируется, на такие "перлы" можно не обращать внимание. Тем более что по опыту личного общения могу сказать, что все исламисты придают большее значение родному языку, чем остальные крымские татары, конечно же если не брать в расчет националистически настроенных крымских татар.



    > непризнание ими национального флага и гимна,


    Не признают, да, есть такая тема, в основном этим грешат ваххабисты и ХТ. Но не все подряд. Гимн многие не любят за якобы националистические слова. Флаг же отрицают меньшее количество. Не любят флаг за якобы неисламский символ - чингизидский символ - тамгу. Но многие не против флага, т.к. считают его флагом крымского ханства, которое было составной частью османского халифата, и поэтому никаких претензий не имеют.



    > их агрессивность, лживость в сочетании с напускной набожностью, демонстративными молебствиями в людных местах и неуместных обстоятельствах,


    No comments.



    > словом, все их действия направлены против единства нашего народа, на провоцирование конфликтов между людьми,


    Нельзя отрицать, что как среди "ваххабистов", так и среди членов ХТ, могут быть и наверняка есть провокаторы, которые и стараются внести раскол среди крымских татар. Но нельзя сказать, что сами эти движения по своей сути преследуют провокационные цели и созданы спецслужбами. Я думаю, если наладить диалог, то можно будет избежать и провокаций, и значительно снизить уровень взаимного непонимания и конфронтации.



    > противодействие восстановлению наших законных прав и решению наших насущных проблем,


    Мне кажется, здесь Мустафа агъа необъективно сказал. Ни один крымский татарин, пусть он будет самый ярый атеист или самый ярый исламист, никогда не будет против восстановления прав своего народа.



    > на дискредитацию нашей священной религии – Ислама.


    И дискредитировать исламисты Ислам не хотят. Просто у каждого человека свое понимание Ислама, как можно навязывать всем одно и тоже? Это будет похоже на тоталитаризм, коммунизм какой-то. Во всех странах мира, где есть мусульмане есть разное понимание одного и того же Ислама разными мусульманами. И если ни в одной стране мира не решили эту проблему, то мы, крымские татары и подавно ее не решим. Надо научиться жить с этим. Надо научиться быть лояльным и толерантным к инакомыслию, тем более что все это инакомыслие основано не на фантазиях, а на Исламе. Что т.н. "традиционный" Ислам, что "радикальный" Ислам.



    > Поэтому органы национального самоуправления должны предпринимать активные меры по нейтрализации их пагубной деятельности, ограждению наших людей и в первую очередь нашей молодежи от влияния этих сектантов.
    > Они должны оказывать активное содействие укреплению позиций демократически избираемого Муфтията мусульман Крыма, не допускать, чтобы в наших мечетях какие-то позиции занимали представители этих сектантов.
    > И если окажется, что в каких-то мечетях сил Муфтията недостаточно, чтобы противостоять этим сектантам, то такие мечети должны немедленно переходить под контроль региональных меджлисов.


    Интересно, как это представляется на практике? Ладно уже из всех мечетей неугодных имамов вытеснили. Разве можно что-то более серьезное предпринять? Репрессии что-ли? Или будем ходить друг на друга стучать в СБУ, как это происходит например в Узбекистане, когда например сосед поругался с другим соседом и идет в органы, пишет донос, типа его сосед-бородач - "ваххабист" или член ХТ. Так будем делать? А как? Единственный метод - это альтернативная пропаганда своего понимания Ислама, но, как показывает практика, она не приводит к каким-либо значимым результатам. Можно только так бороться, по другому не получится. Надо пропагандировать свое понимание Ислама. Кто ответственен за это - Муфтият. Надо у него и спросить: а почему это происходит?


    Заключение: считаю что всем противоборствующим сторонам, в том числе и Меджлису и муфтияту, надо быть толерантнее, надо ВСЕМ садиться за стол переговоров и строить диалог. Пока диалога не будет, проблема не решится никогда.

    Предлагаю регулярно, раз в месяц, или хотя бы раз в три месяца, организовывать закрытые круглые столы. Где пытаться выслушать стороны, найти общий язык и вырабатывать компромиссные решения.

    Искренне верю, что это реально и осуществимо!
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.12.09 | Карасу

      Re: Обсуждение некоторых тезисов из доклада Мустафы агъа!

      Машалла! Полностью поддерживаю
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.09 | E-mil

        Сагъ олун Карасу!

        Я то уж подумал, что никому не интересно, что я тут написал. Кстати, у кого есть уточнения к оценке существующих джемаатов, может поправите? А то боюсь у меня сведения немного устаревшие.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.12.09 | Researcher

          Re: Сагъ олун Карасу!

          Сагъ ол E-mil за прекрасный обзор! Удивляюсь, что Уважаемый нами всеми Пан Татарчук до сих пор не поставил его в статьи ;) Добавить могу к п.6, что все крымское южнобережье сейчас за ХТ - очевидно, перешло по наследству от НДКТ - как то незаметно, но одновременно...
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.12.09 | E-mil

            Думаю вот почему...

            Researcher пише:
            > Сагъ ол E-mil за прекрасный обзор! Удивляюсь, что Уважаемый нами всеми Пан Татарчук до сих пор не поставил его в статьи ;) Добавить могу к п.6, что все крымское южнобережье сейчас за ХТ - очевидно, перешло по наследству от НДКТ - как то незаметно, но одновременно...

            Кажется, мне не удалось добиться того, чего добился друг детства О.Бендера - Коля Остен-Бакен от польской красавицы Инги Зайонц. ;)
    • 2007.12.09 | Гуливер

      Re: Обсуждение некоторых тезисов из доклада Мустафы агъа!

      E-mil пише:
      > Интересно, как это представляется на практике? Ладно уже из всех мечетей неугодных имамов вытеснили. Разве можно что-то более серьезное предпринять? Репрессии что-ли? Или будем ходить друг на друга стучать в СБУ, как это происходит например в Узбекистане, когда например сосед поругался с другим соседом и идет в органы, пишет донос, типа его сосед-бородач - "ваххабист" или член ХТ. Так будем делать? А как? Единственный метод - это альтернативная пропаганда своего понимания Ислама, но, как показывает практика, она не приводит к каким-либо значимым результатам. Можно только так бороться, по другому не получится. Надо пропагандировать свое понимание Ислама. Кто ответственен за это - Муфтият. Надо у него и спросить: а почему это происходит?

      Анализ понравился, не знаю как он профессионален, в этих движениях я чильно не разбираюсь, поэтому ничего не могу сказать.

      Только вопрос.

      Интересно, а что значит "свое понимание Ислама" и почему он может быть истинным, чем понимание Ислама других. Я не против, но мне просто интересно.

      > Заключение: считаю что всем противоборствующим сторонам, в том числе и Меджлису и муфтияту, надо быть толерантнее, надо ВСЕМ садиться за стол переговоров и строить диалог. Пока диалога не будет, проблема не решится никогда.

      Конечно, хорошо, чтобы все вели переговоры. Только представители этих движений готовы ли к переговрам и какой предмет переговоров должен быть.

      > Предлагаю регулярно, раз в месяц, или хотя бы раз в три месяца, организовывать закрытые круглые столы. Где пытаться выслушать стороны, найти общий язык и вырабатывать компромиссные решения.

      должно быть все таки все открыто. Не вижу причин шифровать эти переговоры.

      И еще. Было бы инетересно получить получить подобный анализ с влиянием и финасированием со стороны.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.12.09 | E-mil

        Re: Обсуждение некоторых тезисов из доклада Мустафы агъа!

        Гуливер пише:
        > E-mil пише:
        > > Интересно, как это представляется на практике? Ладно уже из всех мечетей неугодных имамов вытеснили. Разве можно что-то более серьезное предпринять? Репрессии что-ли? Или будем ходить друг на друга стучать в СБУ, как это происходит например в Узбекистане, когда например сосед поругался с другим соседом и идет в органы, пишет донос, типа его сосед-бородач - "ваххабист" или член ХТ. Так будем делать? А как? Единственный метод - это альтернативная пропаганда своего понимания Ислама, но, как показывает практика, она не приводит к каким-либо значимым результатам. Можно только так бороться, по другому не получится. Надо пропагандировать свое понимание Ислама. Кто ответственен за это - Муфтият. Надо у него и спросить: а почему это происходит?
        >
        > Анализ понравился, не знаю как он профессионален, в этих движениях я чильно не разбираюсь, поэтому ничего не могу сказать.



        Гуливер, я не претендую, что все на 100% правильно написал, потому как я немного оторван от крымских реалий. Поэтому прошу знающих людей прокомментировать мою статью. А потом можно будет соглашаться или нет.



        Гуливер пише:
        > Только вопрос.
        >
        > Интересно, а что значит "свое понимание Ислама" и почему он может быть истинным, чем понимание Ислама других. Я не против, но мне просто интересно.


        Я не хочу вдаваться в то, что является истинным пониманием Ислама. Каждый сам пусть решает. Но хочу сказать одно, если Меджлис и Муфтият выступают против т.н. "сектантских" течений, то они должны предложить им альтернативу. Должны рассказать крымским людям, что же такое правильный Ислам, в понимании Меджлиса и Муфтията. Пока что этого не наблюдается. И именно поэтому у многих крымских татар нет альтернативных источников знания об Исламе. Всегда хорошо, когда есть алтернативный источник знаний. Всегда есть с чем сравнить, убедиться в правильности или ложности той или иной точки зрения. Сейчас алтернативы нет.


        Гуливер пише:
        > E-mil пише:
        > > Заключение: считаю что всем противоборствующим сторонам, в том числе и Меджлису и муфтияту, надо быть толерантнее, надо ВСЕМ садиться за стол переговоров и строить диалог. Пока диалога не будет, проблема не решится никогда.
        >
        > Конечно, хорошо, чтобы все вели переговоры. Только представители этих движений готовы ли к переговрам и какой предмет переговоров должен быть.


        Мне кажется они готовы, главное чтоб стремление начать диалог было бы искренним. Нужно понимание того, что диалог нужен равноправный, чтоб обе стороны слушали и прислушивались к друг другу, а не такой "диалог", чтоб одна из сторон заранее приходила на "расчихвост" другой стороны. Такие "диалоги" уже наблюдались в некоторых мечетях. Такие "диалоги" ни к чему не приведут в принципе. Нужно также чтоб были приглашены квалифицированные и авторитетные "переговорщики", которые смогли бы беспристрастно помочь всем сторонам найти общий язык.

        Гуливер пише:
        > E-mil пише:
        > > Предлагаю регулярно, раз в месяц, или хотя бы раз в три месяца, организовывать закрытые круглые столы. Где пытаться выслушать стороны, найти общий язык и вырабатывать компромиссные решения.
        >
        > должно быть все таки все открыто. Не вижу причин шифровать эти переговоры.
        >
        > И еще. Было бы инетересно получить получить подобный анализ с влиянием и финасированием со стороны.


        Считаю, что такие круглые столы должны проходить в закрытом режиме, потому как не надо вытаскивать внутренние разборки на свет. Когда в семье разлад, самое худшее, когда склоки и ругань выходит за пределы семьи. У нас еще далеко не все потеряно, все можно решить своими силами.

        Финансирования никакого не надо. Чтоб собралось 10-15 человек и просто поговорило, никаких затрат не надо.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".