МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Алихан Саидов - "обозреватель" КПУ-Ньюз

01/20/2008 | Брат-1
Украино-турецкие отношения, их влияние на обострение межэтнических отношений
17.01.2008

Алихан Саидов, политический обозреватель

Главной проблемой Украины и Крыма является не угроза того, что со временем здесь установится именно торгово-экономический диктат Турции, а более чем реальная угроза изменения демографической ситуации в пользу крымских татар.


Отношения независимой Украины с Турцией после самоликвидации СССР в основном затрагивали экономическую сферу, если судить по официальной информации. Сугубо политические контакты представляются как бы минимизированными. Даже сотрудничество в рамках тех или иных региональных организаций носило как бы экономический характер – например, в Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Только в рамках совместной военно-морской группировки «БлэкСиФор» (ко-спонсорами которой выступают Россия и Турция) у Украины отмечаются контакты с Турцией не по экономической линии. Однако сама по себе «БлэкСиФор», как можно судить по динамике её функционирования, утратила своё первоначальное значение – по крайней мере, для России, в связи с чем контакты между другими странами-участницами этой структуры, в том числе – между Украиной и Турцией, вряд ли можно считать приоритетными. По военной линии взаимоотношения между двумя странами развиваются также в рамках общих программ НАТО для стран-нечленов Североатлантического блока. Эти отношения вряд ли можно считать определяющими в украино-турецких связях.



Но даже в рамках экономического сотрудничества нельзя не заметить, что Турцию в большей степени интересует не вся Украина как таковая, а её некоторые отдельные регионы или отрасли экономики. В плане интереса к территориям Анкара явно выделяет Автономную республику Крым (АРК), что связано с начавшейся в 1991г. массовой репатриацией крымских татар. Как известно, самим фактом создания автономной республики в Крыму власти независимой Украины пытались нейтрализовать порыв местного населения в начале 90-х гг. к воссоединению с Россией, поскольку подавляющее большинство населения полуострова к 1991г. составляли русские и русскоязычные граждане. С другой стороны, власти Украины почти одновременно начали делать свою ставку на всяческую (явную или скрытую) поддержку националистических выступлений крымских татар. Именно с того времени (примерно 1992-93гг.) стало понятным, что Киев собирается и в дальнейшем использовать против русских на полуострове фактор крымских татар (в ряде источников они также называются «крымчаками») как уравновешивающий по сравнению с преобладанием русских и русскоязычных.



Практически с первых же своих наиболее активных шагов крымско-татарские организации начали выступать против автономии Крыма, настаивая на восстановлении своей автономной государственности, но, естественно, уже не в составе России, как это было до 2-й мировой войны, а в составе Украины. Крымские татары стали самым непримиримым противником нахождения в Крыму российских вооружённых сил, в частности, Черноморского флота. Они сразу же начали получать самую активную помощь и поддержку со стороны Турции. Причём власти Украины совершенно не вмешивались в то, что в скором времени подавляющее большинство крымско-татарских организаций, начиная с самой массовой и авторитетной – Меджлиса крымско-татарского народа (МКТН), фактически превратились в коллективных агентов турецкой разведсети, причём не только в самом Крыму, но и по всей Украине. В результате и сегодня второй по численности группировкой населения в автономии стали не украинцы, а именно крымские татары. Так, один из крымско-татарских националистических активистов Ильми Умеров в 2006г. признал, что на то время (и данными украинской переписи населения это подтверждено) на полуостров вернулось более 260 тысяч крымских татар. Для сравнения – общая численность армян, греков, болгар и немцев в Крыму, по данным того же Умерова, сегодня составляет всего 10 тысяч человек. А украинцев на полуострове ненамного больше, чем указанных нацменьшинств, если сравнивать «стартовые» условия заселения, в особенности с учётом итогов 2-й мировой войны и последовавшего после неё массового перезаселения Крыма – около 35 или 36 тысяч человек. Хотя официальные украинские источники утверждают, что украинцев на полуострове гораздо больше – не менее 80 тыс человек. И тенденция к увеличению крымско-татарского, а теперь и вообще мусульманского населения в Крыму (соответственно, и на Украине) не затухает, а, наоборот, усиливается.



После 2000г. Анкара усилила свои акции в Крыму. Однако в какой-то мере серьёзным поворотным моментом стал 2005-й год, когда президент Украины Виктор Ющенко с госвизитом побывал в Турции. Украинские СМИ писали тогда, что Ющенко был намерен обсудить вопросы сотрудничества Украины и Турции в экономических проектах. «Турция для нас особый партнёр», – говорил тогда президент Украины, добавив, что на тот момент обе страны по уровню экономического сотрудничества достигли 2-миллиардного объёма товарооборота, а в целом Турция занимает шестое место по торговой активности с Украиной. По его мнению, при существующем «довольно оживлённом» уровне экономических, торговых и инвестиционных отношений должны быть сформированы адекватные политические отношения между странами. Президент подчеркнул, что у Украины и Турции много общих планов, в частности относительно евроинтеграционных процессов. По словам Ющенко, Турция интересна для Украины также с точки зрения привлечения инвестиций. Он отмечал, что на 2005 г. на Украине работало 331 предприятие с турецкими инвестициями. «Динамика инвестиций из Турции в украинскую экономику сейчас неплохая, но властям с обеих сторон есть над чем поработать, так как речь идет о проблемах двойного налогообложения, либерализации торгового режима, более привлекательном взаимном инвестиционном климате», – подчеркивал президент Украины. Ющенко также отметил, что украинской и турецкой сторонам нужно обсудить вопросы сотрудничества в реализации экономических проектов, связанных с восстановлением Ирака. Кроме того, по его мнению, актуальны вопросы политики транспортных коридоров, согласования тарифной политики. Президент подчеркнул, что необходимо обсудить ряд вопросов, которые касаются сотрудничества Украины и Турции в сфере энергетики. «Украина готова представить проект по экспорту электроэнергии», – сказал Виктор Ющенко. По его мнению, Турция также могла бы быть для Украины «уникальным партнёром» в обеспечении транзита нефти и газа из альтернативных регионов.



Он также сообщил тогда, что намерен затронуть социальные и гуманитарные вопросы, связанные с обеспечением потребностей украинской общины в Турции. Говоря же о значительном количестве крымско-татарского населения Крыма, «которое имеет турецкие корни», глава украинского государства подчеркнул, что Украина «проводит внимательную корректную политику в отношении этого народа». Он напомнил, что Украина в одностороннем порядке взяла на себя все расходы, связанные с переселением этих людей из центрально-азиатских государств в Украину. «Много лет Украина была в этом вопросе одинока, и сегодня мы признательны турецкой стороне за те усилия, которые направлены в сторону крымско-татарского народа по финансовой поддержке ряда экономических, гуманитарных, социальных программ», – сказал тогда Ющенко.



Эти слова стали сигналом для турецкой стороны – если ранее турки всё же с определённой оглядкой действовали на полуострове, то теперь власти Украины фактически дали «добро» Анкаре шире экспансировать на полуостров, упомянув роль Турции в укреплении позиций крымско-татарской общины в АРК. Именно после визита В.Ющенко в Анкару активизировались крымские татары, резко выступившие против проникновения российского капитала в Крым. Они же начали инициировать стычки по различным поводам с русским населением полуострова, которые продолжались и в 2006-07 гг. В сентябре 2005 г. министр культуры и туризма Турции Атилла Коч прибыл с визитом в Крым и в ходе переговоров с «ющенковским» главой правительства автономии Анатолием Матвиенко заявил о готовности турецких предпринимателей в ближайшие 10 лет инвестировать в экономику Крыма 20 млрд долларов. Как сообщили тогда в пресс-службе правительства Украины, турецкие инвесторы проявляют большую заинтересованность по отношению к АРК, в первую очередь, в плане реализации программ по развитию туристического рекреационного комплекса.



В октябре 2005г. на это последовала реакция Союза православных граждан Украины, обвинившего Турцию в финансировании радикальных исламистских группировок крымских татар. В обращении СПГУ к послу Турции на Украине, переданном 14 октября турецкой стороне после пикетирования здания посольства в Киеве, по сообщению сайта «Украина Православная», говорилось: «Мы шокированы намерением турецких властей вложить 20 млрд. долларов в Крым, ибо очевидно, что эти инвестиции пойдут на поддержку экстремистского «меджлиса крымских татар», требующего создания в Крыму этнонационалистического исламистского государства». Уже в начале 2006г. началась и массированная информационно-идеологическая атака на усилия властей Украины и Турции в Крыму. В частности, широкое распространение получили две идеи: 1) Турецкие инвестиции в Крым - это плацдарм для НАТО и повод для аннексии; 2) В Крыму турки придут на место русских. В рамках первой идеи разъяснялось, что в рассуждениях о российском или украинском влиянии на Крым упускается третья сторона – Турция, которая вполне государственно решает проблему через Тюркское агентство сотрудничества и развития при Совете министров Турции (в русской транскрипции с турецкого ТИКА). Именно по программе ТИКА проходит значительное количество турецких инвестиций в Крыму. В основном, деятельность организации направлена на развитие культуры и языка крымских татар, повышение рождаемости в их среде и решение жилищного вопроса. Т.е. то, что было обойдено украинскими властями, решается в Анкаре. Основным посредником TИKA в Крыму выступает МКТН - организация нигде не зарегистрированная, что на местах иногда приводит к вполне закономерной «усушке и утруске» инвестируемых средств.



Неофициальная ситуация с турецкими инвестициями отличается от официальной весьма резко. В действительности, доля турецких инвестиций, прямых и непрямых, в экономике Симферополя в структуре иностранных инвестиций аналогична доле российского капитала в Севастополе - около 60%. Среди иностранных инвестиций турецкие капиталы доминируют в районах автономной республики со значительным крымско-татарским населением: Симферопольском, Белогорском, Бахчисарайском. Из официальных проектов известен, в первую очередь план, озвученный премьер-министром Турции, по превращению Крыма во «вторую Анталию» путём строительства отелей. Суть в том, что для турецких операторов рынка курортной недвижимости развитие крымского побережья - важный инструмент диверсификации рисков. Средиземноморское побережье перегружено местами отдыха и объектами рекреационной недвижимости, тогда как черноморское побережье (Трабзон, Самсун и т.п.) почти не использовалось для развития рекреационной сферы. К тому же, проще развивать уже существующий туристический брэнд, которым остается Крым, чем вкладывать деньги в места, востребованность которых туристами будет под вопросом. Непрозрачность — одна из характерных черт турецких инвестиций в Крыму, отмечали критики проникновения Турции на Украину. При этом добавлялось «лирическое отступление»: достаточно вечером прогуляться по центру Симферополя или зайти в какой-нибудь ночной клуб вроде «Камелота» или «Глобуса», не говоря уже о «Маэстро» или «Рамзесе», традиционно считающимися турецкими заведениями. Повсюду слышна турецкая речь. Возникает вопрос, что же они все там делают?



Вторая идея более ограничена по своим параметральным характеристикам. Также выделяя роль вышеуказанной ТИКА в продвижении турецкой экспансии на полуострове, её авторы считают, что в деле «освоения» Крыма Анкара вполне обойдётся и без НАТО, учитывая «специфику» взаимоотношений Украины и России вокруг Крыма, проблемы Черноморского флота и т.д. Аббревиатура TИKA мало что говорит среднестатистическому крымчанину, отмечали авторы, но у экспертов вызывает ассоциации с призраком пантюркизма и политического ислама на просторах Евразии. Офисы TИKA есть во всех регионах, где представители тюркских народностей составляют коренное население. В официально обнародованной структуре иностранных капиталовложений в Крыму доля Турции низка — 1%. Правда, даже эти официальные данные фиксируют постоянный рост капиталовложений с турецкой стороны. Турецкие лидеры в последнее время постоянно обещают начать в Крыму реализацию грандиозных проектов, которые, впрочем, откладываются в долгий ящик. Турецкие деньги предназначены сугубо крымским татарам. Соответствующим был и вывод: вместе с турецкими инвестициями, явными и скрытыми, на крымскую землю все активнее проникают идеи пантюркизма.



Во второй половине ноября 2006 года уже и в Киеве реально забили тревогу. Оттуда выходили различные материалы о положении в Крыму. Но одной из главных идей можно назвать следущую: то, что сейчас происходит – это «турецкий бросок на Крым». Учтём, что 15 ноября 2006г. премьер-министр АРК Матвиенко, взявший курс на сближение с Турцией, подал в отставку, принятую Ющенко. Вот что об этом писали тогда в Киеве. Политические мотивы отставки достаточно туманные и их трактовка – задача не сегодняшнего дня. Гораздо более интересным моментом представляется другое. Последнее, что успел сделать на своем посту «крымский воевода» – пустить в Крым турецких инвесторов с невиданной для полуострова инвестиционной программой: $20 млрд в течение 10 лет. При этом весь инвестиционный потенциал полуострова (не только рекреационная отрасль, но и все остальное – от связи до энергетики) оценивался немногим более $20 млрд.



Одной лишь курортной зоной интерес Анкары не ограничивался. Крупнейший турецкий энерго-холдинг «Zorlu» уже давно планирует вложиться в энергетику Украины. В основном – в Крыму. Общая сумма предполагаемых инвестиций не разглашается, но уже по предварительным оценкам турецких аналитиков, это будут $500-650 млн., в том числе на создание в Крыму завода по переработке каспийской нефти, поступающей из турецкого черноморского порта Самсун: к нему намечено подвести нефтепровод из Джейхана. Намечено также сооружение на полуострове, с помощью турецких инвестиций, и завода по переработке газа, уже добываемого на азовском шельфе Крыма. Таким образом, этот регион будет «избавлен» от российского, да и украинского газо- и нефтеснабжения. Конечно, это не идёт в сравнение с 10 миллиардами на «туризм», но стоит помнить, что до недавнего времени общий объём турецких инвестиций во всю украинскую экономику не превышал единиц миллионов долларов в год.



Турецкое влияние конкретно в Крыму далеко не ограничивается бизнесом. Ни для кого не секрет, что Турция финансировала и поддерживает поныне национальные меньшинства, тяготеющие к Турции и исламским ценностям. Турецкие официальные лица не устают при встречах с украинским руководством говорить о необходимости борьбы с «идеологией расизма, национализма», имея в виду якобы ущемленное положение крымских татар. Так называемый МКТН, лидеры которого не скрывают своих связей с Турцией, становится альтернативным органом власти в АРК. В Ялте легально работает представитель Министерства религии Турции, который занимается экспансией ислама на территории полуострова. Создана система исламского образования, которая готовит не только мулл, но и политическую элиту, готовую взять власть. Активно проводится демографическая поддержка крымских татар — в частности, даются гранты на рождение ребенка. Безусловная поддержка Меджлисом «оранжевой» революции удивительным образом стыкуется с более чем лояльным отношением новых властей Украины к турецким «инвесторам».



Неофициальные, но давние связи с крымско-татарскими движениями в Крыму Анкара, по данным турецких, украинских, российских СМИ и других источников, поддерживает на уровне 10 государственных ведомств и примерно 10 действующих в Турции организаций. Турецкие и крымские газеты сообщали и о том, что власти Украины и Крыма обещали не препятствовать, во-первых, продолжению репатриации в Крым из Турции крымских татар-эмигрантов, а во-вторых – оказанию Турцией официальной и неофициальной помощи этим переселенцам. По данным турецкой статистики, в Турции ныне проживает около 90 тысяч крымских татар. Кроме того, характерно в целом отношение «оранжевой» украинской власти к правам инвесторов. Несмотря на то, что турецкие «партнёры» до сих пор на своих картах закрашивают Крым как спорную территорию (у Турции после развала СССР обострились вполне конкретные и подтверждённые документами претензии на полуостров), новые власти Украины расчищают перед ними дорогу. Параллельно из Крыма изживаются инвесторы российские, доля которых в экономике полуострова весьма велика. Депутат Госдумы, координатор Группы по связям с парламентом Украины Александр Лебедев (ранее искренне сочувствовавший «оранжевой» революции) теперь заявляет о притеснении российского бизнеса на Украине, и, в частности, в Крыму. «Известно, что там (в Крыму – прим.) сейчас пытаются «деприватизировать» объекты, принадлежащие Москве», - сказал в 2007 г. этот депутат. Такую политику упоминаемые украинские круги называли «хоть с чёртом, но против русских». Она может привести к катастрофическим последствиям. Предоставляя «зелёный» коридор Турции в Крым, Украина может потерять полуостров де-факто. Хотя, не исключено, что «померанчевой» власти всё равно – лишь бы не русским, делал неутешительный вывод Лебедев.



Деталь – хотя власти АРК и Украины официально не признают МКТН, у Анкары отношение к этой структуре иное. «Меджлис» (дислоцируется в Бахчисарае) официально признан Турцией ещё в 1996 году. Летом и осенью 2006г. в России и в самом Крыму, оценивая ситуацию, заговорили о «Косовском варианте» для Крыма. Основные подозрения и опасения развёртывались вокруг известных столкновений между русскими и крымскими татарами вокруг территории сельскохозяйственного рынка в Бахчисарае. Цитата, которой многое объясняется и в которой отмечают сходство ситуации в Крыму и Косово/Метохии: «Активисты Меджлиса крымских татар буквально провоцируют местные власти и просто славянское население на применение к ним силовых мер воздействия». Лидеры крымско-татарских организаций мгновенно отреагировали на ситуацию и инцидент в Бахчисарае и начали «завозить» своих сторонников в этот город со всех концов полуострова – явно готовилась некая массовая бойня, причём крымско-татарские лидеры, можно предположить, заранее готовились к своему «поражению». Более того – сознательно желали этого. Видимо, рассчитывая затем на помощь Турции и Запада. Скажем, для создания предпосылок к вводу неких международных миротворцев. Во главе татар долгое время находятся и прямо их поддерживают два народных депутата: председатель МКТН Мустафа Джемилев и его заместитель Рефат Чубаров. Причём Джемилев в 90-е гг. открыто назывался спецагентом турецкой контрразведки.



Ситуация впрямь напоминает косовскую. Представители крымских властей, которые сегодня пока состоят из «регионалов» Виктора Януковича, уверены, что призови они татар к порядку - сразу же наступит трудно управляемая цепная реакция. Украину, как и Сербию, в связи с положением в Крыму потихоньку зажимают в кольцо. С юга мощная в военном отношений Турция, не раз объявлявшая о своём религиозном и финансовом протекторате над крымскими татарами, чьё ханство, занимавшее почти треть Украины, ещё два столетия назад входило в Османскую империю. С юго-востока Киеву предъявляет серьёзные территориальные претензии Румыния, подавшая на Украину иск в Международный суд при ООН. Заметно охлаждаются отношения с Польшей. Чем больше проходит времени после возвращения крымских татар, тем больше они выдвигают требований, на выполнении которых неплохо греют руки. Среди татар созданы кооперативы по захвату земли - вступительный взнос 5 тысяч долларов. Некоторые татары уже успели захватить и продать по нескольку участков. Меджлис и не скрывает своих политических требований, которые отображены на лозунгах протестующих крымских татар: «Требуем восстановления национальной государственности!». Кроме того, сегодня речь уже заходит о возвращении на крымскую землю ещё 100 тысяч татар, живущих в Средней Азии. А в Турции якобы имеется целых 2 млн потомков крымчаков, законные права которых следует удовлетворить. Крымчаки собираются возвращаться на полуостров не с пустыми руками: турецкие власти объявили о готовности вложить двадцать миллиардов долларов инвестиций в курорты Крыма. «Косовский вариант» для Украины - постепенное освоение Крыма и изменение его этнического, религиозного и культурного облика, а потом и государственной принадлежности - осуществляется сегодня достаточно последовательно и целеустремлённо – это лишь один из комментариев украинских экспертов.



Свидетельства очевидцев, датированные ещё 2004г. и размещённые в интернет-ресурсах Украины: «Исламские закрытые школы, мечети, даже пара спортивно-военных молодёжных центров в горах. Работают вовсю турецкие эмиссары и турецкие инвестиции. Оптовые торг/предприятия, рынки секонд-хэнда принадлежат арабам и туркам. Большое количество молодых женщин в платочках, обращенных в ислам (думаю, замужем за иностранцами и «на чемоданах» уже). И я поразился их лицам: это были не татарочки крымские, а чисто украинские и рязанские дуни». Ещё одно свидетельство – лидера Федерации греков Украины, народного депутата Верховного Совета АРК Малхаза Арудова из его выступления на III-м съезде этой Федерации в начале декабря 2003г. в Мариуполе: «Межэтнические отношения в Крыму вышли из-под контроля. Идет активная турецкая экспансия. На сегодняшний день Турция ведет целенаправленную работу по активной эмиграции турецких граждан путём смешанных браков - татарско-турецких и чечено-татарских, путём вложения серьезных инвестиций. Это весьма поощряется турецкими властями. Так, например, если в таком смешанном браке появляется трое детей, данная семья получает единовременное пособие в размере 15 тысяч долларов. Это пособие выплачивается либо Турцией, либо различными фондами арабских стран, иными словами - мусульманскими странами. Такая политика преследует определенную цель - через 10 лет иметь в Крыму следующее соотношение: 50% славянского (православного) населения и 50% мусульманского населения… Сегодня в Крыму массированным маршем строятся мечети, идет полным ходом передача власти… Каждый заместитель главы администрации, города, посёлка - татарин. И не всегда они достигли этих постов законным путем… Динамично протекает эмиграция в Крым из мусульманских стран - Турции, Чечни, Ближнего Востока». Кстати, представлено на Украине и в Крыму и так называемое «Объединение крымско-татарских организаций Турции», его возглавляет Ахмед Исхан Кырымлы. Он также является председателем общества «Украина-Турция».



Правда, в течение 2007 года сообщений о поддержке Турцией крымско-татарского экспансионизма в Крыму было намного меньше. Но это могло быть связано с общей обострённой политической ситуацией на Украине. Однако известно, что МКТН вновь во всём поддерживал Ющенко и его партию. Таким образом, речь не просто о сугубо экономической экспансии Турции и её намерении путём ивестирования тех или иных отраслей экономики Украины и Крыма заявить впоследствии о своих интересах на полуострове и прилегающей к нему акватории Чёрного моря, а о самом настоящем захвате данной территории руками крымских татар.



Получается, что главной проблемой Украины и АРК является не угроза того, что со временем здесь установится именно торгово-экономический диктат Турции, а более чем реальная угроза изменения демографической ситуации в пользу крымских татар. Один из возможных сценариев обострения межэтнических отношений при явном или скрытом участии Турции: поддержка татарского населения в национальном конфликте, образование крымско-татарской республики с последующим её переходом когда-либо под протекторат Турции. На подготовительном этапе турецкое правительство будет оказывать материальную, военную и психологическую помощь исламистским организациям крымских татар, меджлису и духовенству. Уже сейчас на турецкие деньги в крымских городах и сёлах возводятся мечети, строятся колледжи, школы, интернаты. В незарегистрированные, а, следовательно, и незаконные организации крымских татар - МКТН, «Адалет», «Ахрар», «Саар-фаундейшн», «Зам-Зам», «Исламская партия Крыма» и др. поступают большие суммы денег на различные нужды. Именно на турецкие инвестиции проходит обучение и вооружение формирований крымско-татарских боевиков. Такая поддержка будет проходить до тех пор, пока в Крыму не возникнет благоприятная почва для открытого конфликта.

Відповіді

  • 2008.01.20 | Крымец

    Re: Алихан Саидов - "обозреватель" КПУ-Ньюз

    Да уж... Если-б все так и было)))
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.01.20 | sofu

      с такой логикой можно смело обвинять все соседние государства

      начиная от Польши,Венгрии,Румынии. А вот то, что российский бизнес выкладывается намного агресивней, то это видимо благо.
      а эти строки просто привели меня в умиление:
      "Именно на турецкие инвестиции проходит обучение и вооружение формирований крымско-татарских боевиков."
      Этот Вася Пупкин, видимо специально взял себе псевдоним с восточным колоритом.
  • 2008.01.20 | Abdullah

    Re: Алихан Саидов - "обозреватель" КПУ-Ньюз

    bismillah ir-rahman ir-irahim
    на это сплошное враньё трудно что-либо сказать. Комментировать этот бред сумашедшего - неблагодарное дело. Надо уличать этого "Алихана" во лжи или некомпетентности чуть ли не в каждой букве. Можно предположить, что статья заказная, поэтому она такая какая есть. Иначе трудно что-либо сказать об уровне компетентности данного писаки. Я тоже сомневаюсь, что данный автор имеет тюркско-мусульманские корни. Скорее всего он и есть Васей Пупкиным.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".