МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Вопросы по раннему Симферополю

02/02/2008 | Брат-1
Читаю книгу "Симферополь: улицы и дома рассказывают", - издана в 2007 году издательством "Атлас Компакт", авторы В.А. Широков и А.И. Доля. "Издание 3-е, исправленное и дополненное"

Есть непонятные и просто сомнительные моменты.

1. "Депортации не было"
Вот цитата авторов, стр.4.:
> В тот год Русским двором при активной поддержке духовенства было осуществлено переселение из Крыма в Северное Приазовье и устье Дона значительной части христиан (армян и греков, около 30 тыс. человек). Таким образом достигалось ослабление крымского ханства, в одночасье лишившейся квалифицированной рабочей силы, а Россия смогла удачно заселить пустующие земли. Упорно не желающие переселяться, несмотря на предложенные весомые льготы, имели возможность остаться, т.е. депортацией это не было.
Что за "весомые льготы" могли быть предложены взамен на выселение всего народа? Что значит "имели возможность остаться"?

2. Куда девались три мечети? (7-3=4)
> Стр.5.: По данным камерального описания Крыма, составленного в 1783 г. командующим русскими войсками в Тавриде генерал-поручиком О.А.Игельстромом, Ак-Мечеть насчитывала «308 домов, из которых 224 целых и 84 брошенных выселившимися в Турцию татарами; христианских домов 18 целых и 5 в развалинах». (Эти последние принадлежали армянам, переселенным в 1778 г. в Нахичевань в числе 259 душ). В городе насчитывалось 7 мечетей, 1 медресе, 3 мектебе.
> Стр.10: А вот как описывает Симферополь в 1805 г. "Словарь географический" < ... > 2 церкви, Греческую и Армянскую, 4 мечети, фонтаны, базар, посреди мусульманских жилищ несколько наших построений.

3. Любителям поспорить о том, кто на чьём месте был "основан".

> Стр. 5: Строительство столичного города была начата летом 1784 г. в чистом поле, рядом с Ак-Мечетью, которая годом позже будет переименована, точнее, включена в состав нового города.
(Запутано, но верно).

А помните, товарищ Греймур говорил, - дескать, Ахтияр насчитывал всего 9 домов, это не то, чем стоит гордиться?
> Стр. 5: На первом плане города, составленном в 1786 г., хорошо показана планировка Ак-Мечети, а в новом городе - 8 уже строящихся домов: путевой дворец, губернские присутственные места и дома первых чиновников области
(А Ак-Мечеть насчитывала всего 308 домов)

В другом месте авторы смущённо пишут:
> Стр. 7: Тот факт, что в большинстве документов за 1784-1785 гг. областным городом называлась Ак-Мечеть, а о Симферополе писалось в будущем времени, ничего не меняет. Новое название было непривычным, вносило путаницу в почтовые сношения, да и сам город только еще строился. Но не лишним будет отметить, что в указе Екатерины II от 3 октября 1784 г. по поводу ее предстоящего путешествия в Крым этот город назван Симферополем

4. Первые дома Симферополя построены из камня Ашлама-Сарая?

> Стр.7.: 4 июня 1784 г. Потемкин в ордере В. Каховскому распорядился «поспешить построением нужных зданий в городах областном и уездных», 8 июня распоряжением на имя командующего русской армией в Крыму, тогда еще Игельстрома, приказал «построить путевой дворец в Ак-Мечети»? использовав камень из бывшего ханского дворца в Ашламе, близ Бахчисарая. Еще через несколько дней он послал вести строительство работ специально для этого уволенных из армии солдат.
> Стр.8: Строительство города шло успешно, о чем уже в августе В.В.Каховский сообщал ближайшему сподвижнику Потемкина Василию Степановичу Попову (1745-1822), докладывавшему «светлейшему» о всех бумагах. В октябре в тот же адрес ушел рапорт, что 21 октября «заложен путевой дворец»**. 10 ноября все того же 1784 г. Каховский докладывал, что «строительство идет с довольным по обстоятельствам положения здешнега края успехом, несмотря на недостаток мастеровых людей и строительнаго материала». 3 декабря: «Областныя в Ак-Мечети строения - один 23-х саженный корпус совсем отделан, кроме что не оштукатурен, в другом таком же корпусе полы вымощены, окна и двери отделываются, в меньших двух копусах - потолки подбиваются».
> ** Путевой дворец для предполагавшегося в 1785 г. путешествия императрицы в Крым начался закладкой на месте нынешних домов 12 и 14 по ул. Р.Люксембург двух больших зданий П-образно друг к другу. Но по причине чумы и холеры в ряде губерний, путешествие было отложено до 1787 г. Стройку продолжали, но дворец уже решили устроить на новом месте (ныне дом 15 по ул. Люксембург)

Відповіді

  • 2008.02.02 | Читатель

    Re: Вопросы по раннему Симферополю

    Хорошо известно, что Россия, аннексировавшая Крым, в начале 1779 года выслала с Полуострова христиан, греков и армян. Этим актом, в частности, освобождались территории, которые должны были отойти в царскую казну и российским вельможам. Мусульманское население было несравнимо больше по численности, его вытеснение и уничтожение карательными экспедициями происходило на протяжении многих десятилетий. Однако и христиан, которые на протяжении веков чувствовали себя в Крымском ханстве уважаемыми и защищенными, было тоже немало, но, тем не менее, освободить Крым от них Россия решила одноразовым актом. Царское правительство не располагало, как это было в 1944 году во время «окончательного решения татарского вопроса», «студебеккерами» и железнодорожными эшелонами, так что с выселением христиан возникли проблемы. Однако возникшие затруднения «преодолел своей энергией и распорядительностью А. В. Суворов».
    Историк Ю. Кулаковский («Прошлое Тавриды», Киев,1914 г.) пишет: «Переселение совершилось, невзирая на протесты как татар, так и самих христиан». Другой автор, А. Маркевич (Таврический церковнообщинный вестник, 1910 г., № 10), по этому поводу пишет, что в Крыму были весьма распространены мусульманско-христианские родственные связи. Мусульманские родичи выселяемых умоляли переселить и их вместе с их детьми и внуками, не останавливаясь ради этого даже перед принятием христианства, но российские начальники им в этом отказывали.
    «В овраге Салачикском, в Успенском скиту, в последний раз сошлись изнуренные, одетые в рубища сыны Пантикапеи, Феодосии и знаменитого Херсонеса… Христианам было жалко и больно оставлять страну, где они жили так долго; им жалко было оставлять свои храмы, опустевшие дома, прах предков и небо, под которым родились… После молебна все христиане с пением молитв нестройной толпой потянулись через горы и равнины, покинув навсегда берега Крыма». Автор этой цитаты Ф.Хартахай добавляет, что в пути погибла половина переселенцев («Христианство в Крыму». Симферополь, 1897 г.). И еще Ф. Хартахай пишет, что татары по всему Крыму слезно просили российских чиновников и генералов не депортировать греков и армян, их добрых соседей и родственников.
    Проживающие сейчас в Крыму греки являются потомками так называемых «архипилажных греков», которых Екатерина Вторая завезла в очищенный от коренных крымских греков Крым с принадлежащих Турции островов.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.02.02 | Гуливер

      Раскопки?

      чуть может не по теме
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.02.02 | Брат-1

        Re: Раскопки?

        К сожалению, - это, скорее всего не раскопки, а совсем другое явление.
        Вот из той же книги, - описание 1784 года.

        > Солдаты прибыли в город 22 июня, и сразу сориентировались: на развалинах Неаполя скифского (тогда еще археологами неисследованного) они стали брать тесаный камень, из которого возводили путевой дворец, присутственные места и 20 мазанок для себя (часть их до сих пор сохранилась, ул. Воровского, 29-55). Для себя В.В.Каховский построил за городом небольшую двухэтажную дачу с садом. В 1808 г. ее приобрел основатель Никитского ботанического сада Х.Х.Стевен (ул. Приморская, 11).

        Одним словом, - варварство. Сделаю пешую прогулку по Симферополю, погляжу на здания, которые, возможно, состоят до сих пор из скифского камня (в этом тексте названы адреса) и камней Ашлама-Сарая (улица Розочки Л.)
    • 2008.02.02 | Брат-1

      Re: Вопросы по раннему Симферополю

      Вот я и задаюсь вопросом, - а на чём основывались Широков и Доля, утверждая, что выселение было чуть ли не добровольным, а "особо упиравшимся" было можно остаться? Это настолько противоречит сложившимся данным, что требовало подробного объяснения, - иначе следует признать, что симферопольцам втюривают откровенную басню.
      И неприятно прозвучало "при полной поддержке духовенства". Какого духовенства? Местного?!?


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".