МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Об образовании

02/27/2008 | Брат-1
Переведём дух. Почитаем старинный, - впрочем, для кого как, - документ.
Речь А.М.Топчибашева на IV-м мусульманском съезде, с которой он выступил 25 июня 1914 года. Она представляет собой исторический источник исключительно большого значения. Автор этого документа - азербайджанский общественный деятель Алимардан Топчибашев пользовался среда мусульман России высоким авторитетом, популярностью и доверием. О многом говорит, например, круг его общения: видный меценат Г.Тагиев, И.Гаспринский, Р.Ибрагимов, М.Бигиев, С.Максуда и другие татарские общественные и религиозные деятели. А. Топчибашева знали и как редактора газеты "Каспий", и как участника всех мусульманских съездов, и как члена Государственной думы.

Фрагмент.
Научно-документальный журнал «Гасырлар авазы - Эхо веков»
1997 № 1/2

Далее - для осуществления той же свободы веры и отправления богослужения, как одно из главных условий, требуется наличность духовенства, хоть сколько-нибудь удовлетворяющего необходимыми для этого условиями. Такого-то духовенства у нас, мусульман России, именно нет. Мало того, все делается так, чтобы морально и даже материально унизить наше духовенство в собственных наших глазах. Наши духовные лица не только бездарные чиновники в чалмах, но. особенно обидно, зачастую совершенно невежественные люди. Представители Крыма и других местностей на съезде поделились с вами, участниками съезда, своим горем о том, что во главе местных духовных правлений стоят почти неграмотные лица. Извиняясь перед присутствующими на съезде духовными лицами, я должен отметить, что, за очень многими исключениями, наше духовенство в общем невежественное, отсталое. Когда окинешь взором нынешнее мусульманское духовенство невольно получается впечатление, что состав его как бы нарочно подобран так, чтобы сказать нам, мусульманам: "вот вам ваши муллы, гимамы, казии, муфтии"... Можно ли их уважать, а главное - могут ли они иметь какой-либо престиж в глазах мусульман, а еще более - правительства?!

Такому моральному положению наших духовных лиц соответствуют и заботы об их материальном обеспечении. Достаточно сказать, что считающиеся по закону Главой мусульманского духовенства в Закавказии - закавказский Шейх-уль-Ислам -получает в год всего 1600 руб. жалованья, т.е. гораздо меньше чем полицейский участковый пристав.

.Давно уже мусульмане просят Правительство дать им возможность самим выбирать духовных лиц и обеспечить последних приличным содержанием из вакуфных средств, но. с сожалению, все мольбы в этом направлении оставались и остаются без всякого внимания и ответа.

Быть может, теперь будет на это обращено должное внимание, теперь, когда и представители власти воотчию убедились, как ненормально поставлено дело управления духовными делами мусульман. В этом отношении особенно ценным представляется авторитетное мнение Наместника Е.И.В. на Кавказе графа Воронцова-Дашкова, который в имеющемся у меня под рукой всеподданейшем отчете за восемь лет управления Кавказом, касаясь мусульманского духовенства, делает следующее признание Государю Императору: "Стыдно признаться, что я не имею возможности на должность Шейх-уль-Ислама, Главы Закавказского духовного правления шиитского толка, назначить лицо, сколько-нибудь удовлетворяющее самым скромным требованиям, в смысле образования, духовного назначения среди мусульман, знания русского языка, хоть бы в пределах понимания разговорной речи и т.п., при назначениях на должности председателей и членов губернских меджлисов принужден удовлетворяться полуграмотными даже по-татарски людьми".

Но какая же этому причина, почему нет лиц, достойных на духовные должности?

И на этот вопрос я должен дать ответ, совершенно на согласующийся с принципами широкой веротерпимости, изложенной в основных законах.

В этом отношении всем нам хорошо известен печальный факт отсутствия у нас учебного заведения, которое могло бы подготавливать лиц духовного звания. И нет такого учебного заведения потому, что открытие его встречает большие препятствия со стороны правительства. Напрасно думать, что у нас, мусульман, не было своих школ. Не с неба же мусульмане упали: они имели свою культуру и когда-то известные умственные центры, славившиеся своими медрессе, откуда выходили ученые муллы и мудеррисы. С течением времени и благодаря разного рода стеснениям, очаги эти потухли, закрылись. А взамен их новые медрессе не открывались, хотя много раз по этому поводу мусульмане обращались с ходатайствами. Если же наши мусульмане, русскоподданные, движимые желанием получить духовное образование, ездили для этого в соседние государства, то таких по возвращении, не допускали и не допускают к занятию духовных должностей.

Документ полностью
http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1997_1_2/03/03_1/

Відповіді

  • 2008.02.27 | Брат-1

    Об образовании Гаспринского

    Это обшиный "художественный" пересказ из книги Э.З. Байрамова "Великий просветитель российских мусульман Исмаил Гаспринский", - Казань, 2001. Автор очень внимательно изучил биографию своего героя.


    Когда маленькому Исмаилу исполнилось восемь лет, отец и мать с пением повели его за руки в мусульманскую школу медресе к старенькому и уважаемому среди местных жителей Аджи-Исмаилу имаму. Вручили ему заранее приготовленное приношение - кофе, чай, сахар, табак, деньги.

    А вечером, когда маленький Исмаил вернулся из школы домой. Родители устроили ему праздник.

    Пригласили учителей Аджи-Исмаила оглы, активистов мечети, родственников, соседей. Пили кофе, беседовали. В соседнем доме отдельно от мужчин собрались женщины: мать, бабушки, нянька абибе. Пели песни, пили черный кофе, играли в различные игры. Этот день запомнился Исмаилу Гаспринскому на всю жизнь, как особенно замечательный этап его детства.

    Мальчику внушали особо почтительное отношение к учителю-мулле, постоянно напоминая:

    "Выговоры и побои муллы-оджи гораздо полезнее, чем ласки родителей", "Кто сказал тебе хоть одну букву, тем самым приобрел над тобою право хозяина", "Кто научил тебя хотя бы одному слову Корана - твой хозяин".

    Старенького учителя мектебе ученики встречали с поклонами, целовали ему руку и полы одежды. Маленькому Исмаилу на всю жизнь запомнились трудные уроки заучивания арабских букв для чтения татарского текста. Долго и с большим трудом ученику приходилось зазубривать арабские буквы "элиф", "бей", "пей", "тей" с тем, чтобы после слагать их в татарские слова, а затем предложения. Причем, после каждого слова-буквы произносилась молитва.

    В одном классе учились дети разных возрастов и уровней подготовки. Те, которые уже в прошлом году заучили арабский алфавит, помогали в текущем году заучивать тот же алфавит новичкам. Такая учеба могла длиться без определенного срока. Поэтому среди малышей в одном классе можно было встретить и великовозрастных верзил. Выучив алфавит, ученик приступал к выучиванию сборника мусульманских молитв и извлечений из Корана. Провинившегося ученика наказывали и оплеухами, и подзатыльниками, и даже кулаками.

    После деревенского медресе еще два года юный Исмаил проучился в медресе Зинд-жирли.

    С десяти лет Исмаил Гаспринский стал учиться в русской школе в городе Симферополе. В этой русской школе уже произошли значительные изменения, которые хорошо осознал и усвоил будущий татарский просветитель. Здесь была создана "светлая и радостная атмосфера труда, уважения к личности ребенка, пробуждения у него интереса к знаниям".

    Эта школа относилась к числу первых новых народных школ, руководствовавшихся передовыми педагогическими идеалами своего времени. И молодой Исмаил Гаспринский это хорошо осознавал, а позднее использовал на собственной практике в школе, которую сам организовал


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".